ГлавнаяПрозаМалые формыРассказы → Школьная игра «Что? Где? Когда?».

Школьная игра «Что? Где? Когда?».

13 декабря 2017 - Батарин Владислав
article404361.jpg
Школьная игра «Что? Где? Когда?».
Хроники одной московской школы середины 80-х.

 
Шёл 1984 год - год нашего десятого класса в московской школе 557. В то время была очень популярной интеллектуальная телевизионная игра «Что? Где? Когда?». Имена Нурали Латыпова, Андрея Каморина, Бориса Ерёмина, Бялко и других игроков были у всех тогда на слуху . Популярность у знатоков «Что? Где? Когда?» того времени была невероятная:  многие хотели быть похожими на них. Тогда игроки выглядели, как обычные, но умные люди и сражались за призы в виде книг. Сегодня «Что? Где? Когда?» продолжает свой марафон на ТВ, при этом - призы стали денежными, а популярность уже далеко не та! Изначальная идея игры не устарела, народ в стране глупее не стал, но вот что-то сейчас у «Что? Где? Когда?» надломилось, стало не совсем так!
Тогда в нашей школе и возникла идея провести такого рода местную игру. Впереди всех с этой инициативой, как обычно, выступила наша легендарная «химичка» Голикова Галина Михайловна. Но всё бы не вышло так удачно, если бы не поддержка самих легендарных игроков «Что? Где? Когда?» того времени. Нашей школе повезло: завучем школы была мама одного из известных игроков – Бориса Ерёмина, который (по настойчивой просьбе своей мамы) приглашал в школу на эти мероприятия своих товарищей, которые дополнительно вдохновляли  организаторов и школьных игроков.
Итак, всё началось с «Что-Где-Когда???» по химии.  Галина Михайловна собрала команду во главе  с  капитаном - самым авторитетным на тот момент в школе химиком - Сергеем К. (будущим гинекологом, а поэтому и знатоком химии – основного предмета Пироговки). Вся школа выдумывала им вопросы с химическим уклоном. Я тоже отметился вопросом. Настал день игры. Собралась почти вся школа. Посередине актового зала стоял большой стол, за ним – шесть местных школьных знатоков-химиков. Сбоку небольшой стол с приглашенным гостем из телевизионных знатоков. Зрители сидели на стульях вдоль стенок зала. Было не слишком светло – полумрак: так же принято было в игре по телевизору. «Химичка» летала, как на крыльях, вокруг стола – это был и её бенефис. Гонг, «лошадь» на игровом столе, звук из кассетного магнитофона с ржанием лошади и… понеслось! Посыпались вопросы, «знатоки» отвечали, а правильных и неправильных ответов долгое время примерно: 50 на 50. За выигранный вопрос дарили шоколадную медальку на ленточке. Что-то с книжками для победителей в первой школьной игре было почему-то напряжно. После раунда пятого-шестого мимо меня пронеслась довольная одноклассница Лена Б. с двумя «медалями» на шее за выигранные вопросы. Мой заумный вопрос ещё не попадался знатокам. Вместе с магнитофоном и «ржущей» кассетой Андрей Е. тогда принёс и микрофон к кассетнику. Для нас тогда это была этакая невидаль. И, подражая телеведущему Ворошилову, Андрей разгуливал около зрителей с большим не подсоединенным ни к чему микрофоном в руке, якобы беря интервью. Конец провода он спрятал во внутренний карман, поэтому многие велись, думая, что их ответы на вопросы реально записывают. Шоу задавалось. Дождался и я розыгрыша своего вопроса знатокам. И хотя вопрос, навеянный мне прочитанной книгой о иллюзионистах, был вполне в рамках школьной программы, мне присудили поражение, видимо, за излишнее умничанье, дав возможность школьным знатокам ответить другим ответом на мой вопрос.
Успех первой игры вызвал желание у учителей других школьных предметов повторить его. Следующую игру, но по математике стала готовить не менее энергичная «математичка» Валентина Николаевна. Достаточно быстро она подготовилась: собрала-придумала вопросы, закупила для победителей книги Перельмана, добилась присутствия на игре очень известных телевизионных игроков и почти собрала умную в математике команду. Но вот загвоздка: не было капитана! Валентина Николавна отчего то считала, что капитаном должен быть обязательно мужчина из самого старшего класса, и поэтому согласившаяся на игру умница Марина Б. из 10-В на эту роль не годилась. На роль капитана «математичка» намечала одного из трёх одноклассников: Андрея Е., Сашка или меня. Но эти умничающие «паразиты» никак не соглашались играть, несмотря на явные суровые намеки. Ни один из трёх! Я не знаю, почему другие два претендента не шли на эту руководящую должность. Но я, как помню, был несколько обижен на математичку за вечные придирки. Как на олимпиаду, то я, а как придраться по мелочам и оценку занизить в четверти и году, то тоже – мне. Думал: «Пусть другие будут первыми, а я скромно отсижусь в зрителях».
Немного похожая на эту ситуация (с обструкцией математички с нашей стороны и почти в том же составе) была примерно за год до этого. Школе тогда досталось из бюджета большое количество краски для покраски стен. Гастарбайтеров тогда не было, а с профессиональными малярами была напряженка. В итоге стены в школе заставили красить тех, кто не поехал на сельхозработы в Краснодар, придумав им дополнительные трудодни: неделю ратного труда малярами за счет каникул (ну а потом ещё намечался месяц работы на швейной фабрике перевозчиками шпуль). Группа товарищей начала ударно красить стены маткласса и так увлеклась, что перестала замечать границу между потолком и стенами. Соединили в одно, так сказать, два измерения. Элегантные волны от краски для стен гармонично заходили на потолок.  Всё в стиле Дали. Помните его знаменитые текущие часы. Да что говорить: и сегодня, порой, при ремонте квартиры такая элегантность кажется мне иногда и  красивой! Но жена моя – строгая и авторитетная – не позволяет такого «Дали» на собственной территории. К стенам претензий тогда у математички не было, а вот потолок ей нужен был традиционный. Видела бы она, как Славка Жб. и другие покрасили раздевалку спортзала для пацанов. В тёмно-зелёный ядовитый казематный цвет. И стены и потолок. Физрук Бергер, не проверивший краску в начале работы тех «маляров», и вообще не знавший, что такие цвета вообще существуют, был в диком ужасе. А пацаны были без претензий: прикольно бы было переодеваться в таком «готическом» стиле. Нам тоже нравился «Дали» в матклассе, и потом: неделя труда окончилась, а за счет уже небольших каникул не хотелось как-то продолжать малярить! И мы дружно не вышли на перекраску потолка. Но математичка настаивала! Кто-то из умников (но не я в тот раз!) пустил слух, что это месть нашей группы маляров на вечные придирки  Валентины на уроках. Математичка отчего-то решила, что то был именно я (всё-таки чувствовала, что со мной особенно перегибала! Автор.), и пожаловалась на меня и компанию нашей  суровой «классной» Никитичне. Та поработала над этим вопросом, и после было уже без вариантов: вся команда маляров-абстракционистов в каникулы вышла на перекраску того самого потолка. Дополнительно словесные разборки докатились и до учителя литературы – Галины Евгеньевны. И она явилась именно ко мне и долго объясняла, почему и она мне поставила «четыре», не смотря на большинство «пятёрок». Попал я тогда в самое пекло разборок.
И вот теперь,  год спустя в декабре 1984, я снова совсем не горел желанием идти в первых рядах, тем более ничего в отношении к нам Валентины не поменялось. Но она снова настаивала и упорно, а мы вредно тянули  в ожидании, что кто-то, но не он, согласится! Я сломался первым и был таким - единственным. И тут же напряжение на уроках математики спало, а я был назначен капитаном школьной математической команды «Что? Где? Когда?». Из грязи в князи.
Наступил день второго школьного «Что? Где? Когда?» – теперь с элементами математики. Организован он был на более высоком уровне. Учли все ошибки предыдущей игры. Приглашены были знаменитые звёзды телевизионного игры того времени: Каморин (ныне продюсер знаменитых «Ментов»), Ерёмин,… Призами были известные книги Перельмана по физике и математике, которые были подписаны известными знатоками. Я тогда сам чувствовал себя звездой (Спасибо Валентине Николавне!). Каморин постоянно поддерживал меня, махая соединёнными над головой руками. Но первый вопрос мы с треском проиграли! Переумничали. Почти правильный ответ на вопрос давал молодой игрок-математик из класса седьмого, но к нему поздно прислушались. Но после поражения собрались и стали играть, как  одна-единая команда. И достаточно быстро и ярко выиграли: 6:2. Всем игрокам и авторам победивших вопросов досталось по книге Перельмана. Мне – две.
От этих двух школьных интеллектуальных игр на много лет у меня остались очень приятные впечатления. Потом была попытка и от Галины Евгеньевны  устроить аналогичное мероприятие по литературе, но что-то не задалось. Она собрала вопросы, стала готовить свою команду. Но школьное руководство как-то уже охладело к играм. Больше «Что-Где-Когда???»  в школе я уже не застал. Вот так ярко и не скучно мы проводили свои школьные годы в последние годы СССР. Интеллектуально тусили.
 А ещё была самая настоящая зима и очень сильная страна.
Послесловие.
Те книжки Перельмана по физике и математике я забросил, почти не прочитал. На тот момент это был уровень 6-7 класса советской школы. Были уже не актуальны для меня, хотя и очень интересно написаны. Через лет пять привёз их на дачу и забросил далеко на книжную полку. Там они и пылились лет 20, пока не свалились на сына-шестиклассника, которых разбирал старые книги. Он, может быть, и закинул бы их обратно, но одна из книг Перельмана раскрылась на странице с печатью клуба «Что? Где? Когда?» и подписями знатоков. А это – достаточно известный бренд и сегодня. Егорка проявил интерес и прочитал основы естественных наук. Потом ещё и ещё. Ему понравилось, да так, что он поставил цель: поступить в Московский ФизТех и пока всё делает для этого (постоянно плюю по три раза через левое плечо!). Значит: не зря всё-таки наверное я играл в школе в «Что? Где? Когда?» и побеждал.

© Copyright: Батарин Владислав, 2017

Регистрационный номер №0404361

от 13 декабря 2017

[Скрыть] Регистрационный номер 0404361 выдан для произведения: Школьная игра «Что? Где? Когда?».
Хроники одной московской школы середины 80-х.

 
Шёл 1984 год - год нашего десятого класса в московской школе 557. В то время была очень популярной интеллектуальная телевизионная игра «Что? Где? Когда?». Имена Нурали Латыпова, Андрея Каморина, Бориса Ерёмина, Бялко и других игроков были у всех тогда на слуху . Популярность у знатоков «Что? Где? Когда?» того времени была невероятная:  многие хотели быть похожими на них. Тогда игроки выглядели, как обычные, но умные люди и сражались за призы в виде книг. Сегодня «Что? Где? Когда?» продолжает свой марафон на ТВ, при этом - призы стали денежными, а популярность уже далеко не та! Изначальная идея игры не устарела, народ в стране глупее не стал, но вот что-то сейчас у «Что? Где? Когда?» надломилось, стало не совсем так!
Тогда в нашей школе и возникла идея провести такого рода местную игру. Впереди всех с этой инициативой, как обычно, выступила наша легендарная «химичка» Голикова Галина Михайловна. Но всё бы не вышло так удачно, если бы не поддержка самих легендарных игроков «Что? Где? Когда?» того времени. Нашей школе повезло: завучем школы была мама одного из известных игроков – Бориса Ерёмина, который (по настойчивой просьбе своей мамы) приглашал в школу на эти мероприятия своих товарищей, которые дополнительно вдохновляли  организаторов и школьных игроков.
Итак, всё началось с «Что-Где-Когда???» по химии.  Галина Михайловна собрала команду во главе  с  капитаном - самым авторитетным на тот момент в школе химиком - Сергеем К. (будущим гинекологом, а поэтому и знатоком химии – основного предмета Пироговки). Вся школа выдумывала им вопросы с химическим уклоном. Я тоже отметился вопросом. Настал день игры. Собралась почти вся школа. Посередине актового зала стоял большой стол, за ним – шесть местных школьных знатоков-химиков. Сбоку небольшой стол с приглашенным гостем из телевизионных знатоков. Зрители сидели на стульях вдоль стенок зала. Было не слишком светло – полумрак: так же принято было в игре по телевизору. «Химичка» летала, как на крыльях, вокруг стола – это был и её бенефис. Гонг, «лошадь» на игровом столе, звук из кассетного магнитофона с ржанием лошади и… понеслось! Посыпались вопросы, «знатоки» отвечали, а правильных и неправильных ответов долгое время примерно: 50 на 50. За выигранный вопрос дарили шоколадную медальку на ленточке. Что-то с книжками для победителей в первой школьной игре было почему-то напряжно. После раунда пятого-шестого мимо меня пронеслась довольная одноклассница Лена Б. с двумя «медалями» на шее за выигранные вопросы. Мой заумный вопрос ещё не попадался знатокам. Вместе с магнитофоном и «ржущей» кассетой Андрей Е. тогда принёс и микрофон к кассетнику. Для нас тогда это была этакая невидаль. И, подражая телеведущему Ворошилову, Андрей разгуливал около зрителей с большим не подсоединенным ни к чему микрофоном в руке, якобы беря интервью. Конец провода он спрятал во внутренний карман, поэтому многие велись, думая, что их ответы на вопросы реально записывают. Шоу задавалось. Дождался и я розыгрыша своего вопроса знатокам. И хотя вопрос, навеянный мне прочитанной книгой о иллюзионистах, был вполне в рамках школьной программы, мне присудили поражение, видимо, за излишнее умничанье, дав возможность школьным знатокам ответить другим ответом на мой вопрос.
Успех первой игры вызвал желание у учителей других школьных предметов повторить его. Следующую игру, но по математике стала готовить не менее энергичная «математичка» Валентина Николаевна. Достаточно быстро она подготовилась: собрала-придумала вопросы, закупила для победителей книги Перельмана, добилась присутствия на игре очень известных телевизионных игроков и почти собрала умную в математике команду. Но вот загвоздка: не было капитана! Валентина Николавна отчего то считала, что капитаном должен быть обязательно мужчина из самого старшего класса, и поэтому согласившаяся на игру умница Марина Б. из 10-В на эту роль не годилась. На роль капитана «математичка» намечала одного из трёх одноклассников: Андрея Е., Сашка или меня. Но эти умничающие «паразиты» никак не соглашались играть, несмотря на явные суровые намеки. Ни один из трёх! Я не знаю, почему другие два претендента не шли на эту руководящую должность. Но я, как помню, был несколько обижен на математичку за вечные придирки. Как на олимпиаду, то я, а как придраться по мелочам и оценку занизить в четверти и году, то тоже – мне. Думал: «Пусть другие будут первыми, а я скромно отсижусь в зрителях».
Немного похожая на эту ситуация (с обструкцией математички с нашей стороны и почти в том же составе) была примерно за год до этого. Школе тогда досталось из бюджета большое количество краски для покраски стен. Гастарбайтеров тогда не было, а с профессиональными малярами была напряженка. В итоге стены в школе заставили красить тех, кто не поехал на сельхозработы в Краснодар, придумав им дополнительные трудодни: неделю ратного труда малярами за счет каникул (ну а потом ещё намечался месяц работы на швейной фабрике перевозчиками шпуль). Группа товарищей начала ударно красить стены маткласса и так увлеклась, что перестала замечать границу между потолком и стенами. Соединили в одно, так сказать, два измерения. Элегантные волны от краски для стен гармонично заходили на потолок.  Всё в стиле Дали. Помните его знаменитые текущие часы. Да что говорить: и сегодня, порой, при ремонте квартиры такая элегантность кажется мне иногда и  красивой! Но жена моя – строгая и авторитетная – не позволяет такого «Дали» на собственной территории. К стенам претензий тогда у математички не было, а вот потолок ей нужен был традиционный. Видела бы она, как Славка Жб. и другие покрасили раздевалку спортзала для пацанов. В тёмно-зелёный ядовитый казематный цвет. И стены и потолок. Физрук Бергер, не проверивший краску в начале работы тех «маляров», и вообще не знавший, что такие цвета вообще существуют, был в диком ужасе. А пацаны были без претензий: прикольно бы было переодеваться в таком «готическом» стиле. Нам тоже нравился «Дали» в матклассе, и потом: неделя труда окончилась, а за счет уже небольших каникул не хотелось как-то продолжать малярить! И мы дружно не вышли на перекраску потолка. Но математичка настаивала! Кто-то из умников (но не я в тот раз!) пустил слух, что это месть нашей группы маляров на вечные придирки  Валентины на уроках. Математичка отчего-то решила, что то был именно я (всё-таки чувствовала, что со мной особенно перегибала! Автор.), и пожаловалась на меня и компанию нашей  суровой «классной» Никитичне. Та поработала над этим вопросом, и после было уже без вариантов: вся команда маляров-абстракционистов в каникулы вышла на перекраску того самого потолка. Дополнительно словесные разборки докатились и до учителя литературы – Галины Евгеньевны. И она явилась именно ко мне и долго объясняла, почему и она мне поставила «четыре», не смотря на большинство «пятёрок». Попал я тогда в самое пекло разборок.
И вот теперь,  год спустя в декабре 1984, я снова совсем не горел желанием идти в первых рядах, тем более ничего в отношении к нам Валентины не поменялось. Но она снова настаивала и упорно, а мы вредно тянули  в ожидании, что кто-то, но не он, согласится! Я сломался первым и был таким - единственным. И тут же напряжение на уроках математики спало, а я был назначен капитаном школьной математической команды «Что? Где? Когда?». Из грязи в князи.
Наступил день второго школьного «Что? Где? Когда?» – теперь с элементами математики. Организован он был на более высоком уровне. Учли все ошибки предыдущей игры. Приглашены были знаменитые звёзды телевизионного игры того времени: Каморин (ныне продюсер знаменитых «Ментов»), Ерёмин,… Призами были известные книги Перельмана по физике и математике, которые были подписаны известными знатоками. Я тогда сам чувствовал себя звездой (Спасибо Валентине Николавне!). Каморин постоянно поддерживал меня, махая соединёнными над головой руками. Но первый вопрос мы с треском проиграли! Переумничали. Почти правильный ответ на вопрос давал молодой игрок-математик из класса седьмого, но к нему поздно прислушались. Но после поражения собрались и стали играть, как  одна-единая команда. И достаточно быстро и ярко выиграли: 6:2. Всем игрокам и авторам победивших вопросов досталось по книге Перельмана. Мне – две.
От этих двух школьных интеллектуальных игр на много лет у меня остались очень приятные впечатления. Потом была попытка и от Галины Евгеньевны  устроить аналогичное мероприятие по литературе, но что-то не задалось. Она собрала вопросы, стала готовить свою команду. Но школьное руководство как-то уже охладело к играм. Больше «Что-Где-Когда???»  в школе я уже не застал. Вот так ярко и не скучно мы проводили свои школьные годы в последние годы СССР. Интеллектуально тусили.
 А ещё была самая настоящая зима и очень сильная страна.
Послесловие.
Те книжки Перельмана по физике и математике я забросил, почти не прочитал. На тот момент это был уровень 6-7 класса советской школы. Были уже не актуальны для меня, хотя и очень интересно написаны. Через лет пять привёз их на дачу и забросил далеко на книжную полку. Там они и пылились лет 20, пока не свалились на сына-шестиклассника, которых разбирал старые книги. Он, может быть, и закинул бы их обратно, но одна из книг Перельмана раскрылась на странице с печатью клуба «Что? Где? Когда?» и подписями знатоков. А это – достаточно известный бренд и сегодня. Егорка проявил интерес и прочитал основы естественных наук. Потом ещё и ещё. Ему понравилось, да так, что он поставил цель: поступить в Московский ФизТех и пока всё делает для этого (постоянно плюю по три раза через левое плечо!). Значит: не зря всё-таки наверное я играл в школе в «Что? Где? Когда?» и побеждал.
 
Рейтинг: +2 519 просмотров
Комментарии (1)
Владимир Спиридонов # 14 декабря 2017 в 05:37 0
super Хорошее воспоминание!