ГлавнаяПрозаМалые формыРассказы → Приведение часть 14 и 15

Приведение часть 14 и 15

22 декабря 2016 - Сергей Чернец
Приведение часть 14

Определение грехов по десяти заповедям.
По шестой заповеди: «Не убий».
Ты никого не убил физически в прямом и буквальном смысле, но, может быть, был причиною смерти кого-либо косвенным образом: мог помочь бедному или больному и не сделал этого, алчущего не накормил, жаждущего не напоил, странника не принял, нагого не одел, больного и находящегося в темнице не посетил (Мф. 25, 34-46)?
Не совершил ли ты духовного убийства, то есть, не совратил ли кого с доброго пути жизни, не увлек ли в ересь или в раскол церковный, не соблазнил ли на грех?
Не убил ли кого духовно проявлением злобы и ненависти к нему?
Прощаешь ли обижающих тебя? Не таишь ли долго злобу в сердце и обиду? Винишь ли во всем себя или только других?
Не прибегала ли жена к недозволенным операциям (аборту), что тоже есть убийство, грех и жены, и мужа?
В убийствах разного рода грешным себя Климов не считал. И, вздохнув, продолжил исследование «определения грехов по заповедям библейским».
По седьмой заповеди
Не сожительствовал ли с лицом другого пола, находясь с ним в плотских отношениях, без церковного брака или довольствуясь только гражданским браком? Не упорствуешь ли в этом, уклоняясь от церковного брака?
Не позволяешь ли себе легкомысленно обращаться с лицами другого пола?
Не оскверняешься ли, допуская себе предаваться нечистым и развратным мыслям и вожделениям? Чтению нечистых книг, рассматриванию нечистых картин?
Вспомни грешные песни, страстные танцы, шутки, сквернословия, нескромные зрелища, наряды, пьянство и подобные грехи свои.
Помни, христианин, что до тех пор, пока ты не исповедуешься в грехе незаконного сожительства или будешь довольствоваться только гражданским браком, без церковного, пока ты не прекратишь этого греха разлучением или вступлением в церковный брак, ты вообще не смеешь приступать к причащению Св. Христовых Тайн, как и не имеешь никакого голоса в церковных делах.
Наиболее гибнет людей из-за нарушения 7-й заповеди, так как люди стыдятся исповедовать свои грехи против этой заповеди, как это видно из слов Ангела преподобной Феодоре, при прохождении ею мытарств. После прохождения Феодорою 16, 17, 18 мытарств, Ангел сказал Феодоре: «Ты видела страшные, отвратительные блудные мытарства, знай, что редкая душа минует их свободно, весь мир погружен во зле соблазнов и скверн, все человеки сластолюбивы. Большая часть, дошедших сюда, гибнет: лютые истязатели блудных грехов похищают души блудников и низводят их в Ад».
Будь же мужественен, христианин, и покайся, пока жив, пока еще не поздно.
«Ну, вот. Самый спорный вопрос Церкви и мира» - подумал Климов, вспомнив из истории борьбу религии с искусством живописи в Средние века. Голые тела людей нельзя было изображать, Но потом сама Церковь призвала Микеланджело и Рафаэля и других художников расписывать Храмы. Сегодня Церковь осуждает, - а завтра признает. Где-то тут «перегибается палка» и в браке, в том, как его регистрировать. В советские времена основная масса народа жила в гражданских браках, и ходили в Храмы и верили в Бога, а жили, боясь преследования от власти, оказывается, во грехах блуда! Опять здесь без пояснения от священника не обойтись! 
Книги, признанные церковью нечистыми – это большинство всей литературы: те же учебники биологии, в которых происхождение человека проповедуется природное, от одного предка с обезьянами, от примата, - все учебники – это ересь, антицерковная и так далее. А миллионы детей и студентов учились по этим учебникам – все они сгореть должны в аду, по Феодориным рассказам, похожим на сказочный сон? Так уж был во многом не согласен профессор Климов с основаниями, с которыми церковь подходит к определению грехов. 
«Тут впору совсем разувериться! Надо спросить священника об этом» - решил Климов и продолжил чтение «определения грехов».
По восьмой заповеди: «Не укради».
Не присваивал ли себе чужой собственности прямым или косвенным образом? Обманом, разными хитростями, комбинациями? Может, не исполнял, как должно, того, что обязан был исполнять за полученное тобою вознаграждение?
Не пристращался (пристрастие) ли чрезмерно к земным благам, не желая делиться ими с другими, нуждающимися в них?
Не овладевает ли твоею душою скупость?
Не принимал ли краденого? По совести ли распоряжался чужим добром, если оно тебе было доверено?
И вот, наконец, Климов нашел, о чем поразмыслить. «Как грешны современные чиновники и олигархи, - подумал он, - впадая в грех осуждения других людей. «Когда всё вокруг стало частным, и недра земли стали принадлежать одному конкретному человеку, и земли гектарами скуплены одним человеком и даже реки и озера находятся у нас сегодня в руках одного человека – это ли не огромный грех тех людей скупивших всё это, достояние всего народа?».
«А уж, сколько мошенников и махинаторов, которые творят те самые «хитрые комбинации», как это определено в церковной книжечке. Ведь многие люди, разбогатевшие на горе других людей – грешники великие! А они и в Храмы ходят и еще стоят в Храмах на первых местах, и причащаются. И священники не осуждают их!» - такое лицемерное отношение Церкви в реальности, против написанного в книжечке расстроило Климова и от различных мыслей. - А он все больше и больше вспоминал махинации и различные грехи других людей из мира вокруг, где творится неправда на каждом шагу, вдруг, у него снова заболело «под ложечкой». Он схватился за сердце, и застонал, книга выпала из его рук на пол и пришлось соседу вызывать медсестру. Пришел врач, когда Климов впал в беспамятство. Случилось обострение болезни, и потребовалась реанимация. Климова перевели в другую палату и подготовили его к операции. Он очнулся только на несколько минут и что-то пытался сказать доктору, но не смог и руку поднять и не сказать ничего: только помычал и снова, едва поднятую руку уронил на каталку, уйдя в беспамятство. Его так и увезли на срочную операцию в операционную в беспамятстве.
Нервозы.
В результате психологической травмы (удара) может возникнуть нервоз – нарушение нервной системы, возникающее под влиянием острых и длительно травмирующих психогенных факторов, таких, как, например, смерть близкого человека, крах надежд и так далее. Причиной нервоза может быть психическое переутомление, связанное с необходимостью переработать большой объем информации в сжатые сроки, усугубленное недосыпанием и плохим питание.
С каждым может случиться….
Психическим расстройствам более подвержены люди со слабой психикой – они, как правило, впечатлительны и ранимы. Люди с сильной психикой более устойчивы к потрясениям и менее склонны к психическим болезням. «Со мной такого никогда не случится», - думает большинство из нас. Однако есть ситуации, которые никто не сможет пережить без потерь. Катастрофы, терроризм, войны часто наносят серьезные душевные травмы.
Человек, перенесший психическое расстройство, но получивший квалифицированную помощь, способен вернуться к полноценной жизни. Об этом надо знать и помнить.
Думая о вероятности психических расстройств, нельзя на этом «зацикливаться». Но вместе с тем, если такое случится, надо не впадать в панику, а найти, совместно со специалистами, силы для борьбы.
Диагноз невроз был у Климова поставлен врачами уже давно. И вот обострение невроза сказалось на болезни сердца. Ему провели сложное «коронарное шунтирование» и это была редкая новая для наших врачей операция, поэтому за положительный исход врачи не могли ничего сказать. Надо было ждать. Климов находился в реанимации. 

Приведение часть 15.

Потихоньку состояние больного Климова приходило в нормальную форму: полу живого, но живого, больного, но здорового человека. Он впал сначала в «невроз навязчивых состояний», так определяется в медицинской терминологии постоянное чувство некоего страха, неуверенности человека.
Страдающий неврозом навязчивых состояний человек все время чего-то боится: «Выключил ли я утюг перед выходом из дома(?), например, грубо говоря. «Что-то у меня сердце начало покалывать. Это не инфаркт(?)», в случае с Климовым. «Я плохо прожил свою жизнь – гореть мне в аду целую вечность».
Страдающий этим неврозом может осознавать нелепость своих страхов, но не способен от них избавиться. При этом неврозе возникают всевозможные нарушения деятельности и сердечнососудистой системы и дыхательной, когда человек при своих мыслях и раздумьях настолько охватывается страхом, что начинает задыхаться, широко открывая рот, хватает воздух и падает, держась за сердце. 
А затем наступает  одно из самых распространенных нервных расстройств – депрессия. Депрессивное состояние определяется подавленным настроением, заторможенностью мыслительных и двигательных процессов. Для больного депрессией характерно безразличие к близким, состояние тревоги, появление мыслей о самоубийстве. Больной может подолгу неподвижно сидеть или лежать, не различать вкуса пищи, односложно и с большими задержками отвечать на вопросы.
В таком плачевном состоянии здоровья застала его в палате Катя, Климова перевели из реанимации и только тогда разрешили Кате посетить его. «Все пропало, я уже ни на что негодный старый человек» - только и говорил он. В деревне началась посевная пора. У Кати был сложный период в работе, и она не могла приезжать из деревни в больницу часто. Поэтому прощаясь с ним, будто почувствовала и вместо слова «До свидания», намеренно сказала: «Прощайте». 
Внешне Климов тоже сильно изменился, - образ его стал выглядеть тускло и хмуро. Неожиданно появился небольшой тик, тремор, голова и руки у него тряслись от слабости. На похудевшем лице обозначились глубокие морщины, и лицо его прежде округлое, теперь выглядело вытянутым, от впалости щек. У него и во взгляде появилось какое-то особенное выражение, которое у любого, взглянувшего на него, должно быть вызывало суровую внушительную мысль: «Наверное, этот человек скоро умрет».
Но нет. В конце мая месяца Климов сдавал анализы на выписку. О нем, как ни странно, позаботились из университета, в котором он последние годы преподавал. Ему оформили путевку в санаторий, на юг, в Ялту, чтобы подлечить здоровье «ветерана учительского фронта».
Приятный морской воздух, самый вид моря, экскурсии в горы, куда их из санатория вывозили, оказали положительное влияние на здоровье и внешний вид Климова. Он посвежел, и лицо его приобрело оттенок розового цвета. 
В один из дней он получил от Кати письмо. Поднявшись к себе в «номер», в палату Климов сделал над собой усилие, и трясущимися руками вскрыл конверт.
«Сейчас умер мой отец. Этим я не хочу Вас огорчать, но все-таки и вам должно быть грустно. Есть там у Вас Храм? – то прошу вас поставить свечи за него, и заказать молебен об упокоении души его грешной….» Он дочитал письмо до конца, в котором все события не принесли ничего хорошего, разве что заботу о его личном здоровье и пожеланий выздоровления. Сад-плантация, был почти разорен, ОАО Агропром, бывший совхоз, был поделен на отдельные маленькие фирмы, - сообщала Катя. Так что дело всей жизни её отца почти развалилось. Потому что на участках вдоль реки яблони вырубались, и строился дачный поселок с коттеджными домами. Немного яблоней еще осталось и под руководством Кати, как садовода. Она уже не работала агрономом, предприятия Агропром не было. А то предприятие - ООО, тоже угрожало развалиться, если яблони не дадут прибыли от продажи. Год выдавался неурожайный.
Климову стало грустно. И он пошел в Храм. Церковь всюду восстанавливалась и на юге построены были Храмы, и в них проводилась служба. Он заказал молебен, как и просила Катя.
Вечером, после того, как побывал в церкви и услышал молитвы, Климов решил вновь обратиться к Молитвослову и дочитать-таки подготовку к исповеди. Всё это время молитвенник лежал в его сумке, в шкафу, он на длительное время забыл о нем, может быть и сознательно не хотел к нему обращаться. Он жил согласно расписанию: завтрак, процедуры, экскурсии, обед и снова мероприятия – приезжали артисты с концертами, и так далее, благоприятный сон в забытьи и без снов. Случилось, что вечером в этот день в санатории показывали фильм, наверное, очень интересный, потому что все, находящиеся с ним в одной палате ушли. Климов оставался один и прилег с книгой на свою кровать.
«На чем же я остановился?» подумал он, открывая книгу, но скоро нашел это место в конце Молитвослова:
Определение грехов по десяти заповедям.
По первой заповеди:
Имеешь ли постоянную память о Боге и страх Божий в сердце?
По второй заповеди:
На первом ли месте у тебя Бог?
По третьей заповеди:
Не божился ли в обыкновенных, житейских разговорах, не употреблял ли легкомысленно, без благоговения имя Божие?
По четвертой заповеди:
Не нарушаешь ли святости воскресных дней и великих праздников, установленных св. Церковью?
По пятой заповеди:
Не было ли случаев непочтительного отношения к родителям?
По шестой заповеди:
Ты никого не убил физически в прямом смысле, но, может быть, был причиною смерти кого-либо косвенным способом?
По седьмой заповеди:
Не сожительствовал ли с лицом другого пола, находясь с ним в плотских отношениях, без церковного брака?
По восьмой заповеди:
Не присваивал ли себе чужой собственности прямым или косвенным способом?
По девятой заповеди:
Не клеветал ли на ближнего своего?
По десятой заповеди:
Не завидуешь ли другим?
Если ты завидуешь тому, что есть хорошего или ценного у других людей, то это чувство может довести тебя до какого-либо тяжкого преступления самым делом. Помни, что злобная зависть книжников и фарисеев возвела на Крест Самого Сына Божия, пришедшего на землю спасти людей.
Зависть всегда приводит к злобе и ненависти и способна бывает довести до самых безумных поступков, вплоть до убийства.
И в окончание:
Над всеми грехами стоит гордость – начальница и родительница всех греховных страстей. Гордость в том или ином виде присуща всем нам, в большей или меньшей степени.
Гордость, тщеславие более всего и мешают нам видеть свои грехи, сознать их и исповедовать. Современные люди не хотят каяться в грехах своих именно потому, что они гордо и надменно считают себя всегда и во всем правыми или, по крайней мере, желают, чтобы другие их считали таковыми.
Прочти, христианин, несколько раз напоминание это грехов твоих, далеко еще не полное; проверь себя, помолись Господу Богу, чтобы открыл грехи твоей души и чистосердечно их исповедуй.
Не говори: я ничем особенным не грешен, как все грешен и только, больших грехов не имею; а начинай по десяти заповедям припоминать свои грехи и многое припомнишь, а в следующий раз и еще больше.
И так очищая свою совесть на исповеди, совершивши обязательно и предсмертную исповедь, спасешься, с помощью Божией.
Во время тяжелой болезни, в твоей предсмертной исповеди должно исповедовать все грехи от юности и до последних дней. Надлежит исповедовать в предсмертной исповеди все грехи, также и те, которые исповедованы были раньше.
Чтение книги, призванное, чтобы успокоить его, привело совсем к другому результату. Климов встал с кровати, отложил книгу на тумбочку, стоящую в изголовье и посмотрел в окно. С моря подул легкий ветер. Им опять овладело беспокойство, похожее на страх, и стало казаться, что во всем корпусе санатория, кроме него, нет ни одной души…. 
Он вышел на балкон медленными шагами, придерживаясь спинки стула, потом держась за ручку двери, тяжесть в ногах переросла в тяжесть на сердце и на море он смотрел, уже пошатываясь и держась за грудь. Бухта, как живая глядела на него множеством голубых, синих, бирюзовых глаз, в воде отражались огни с берега и огоньки звезд. На самом деле, было жарко и душно, это в середине июня, и не мешало бы выкупаться в море, как ему подумалось.
Вдруг на нижнем этаже под балконом раздались голоса, нарушив тишину наступающей ночи. Это возвращались из соседнего корпуса, из кинотеатра люди. 
У Климова захватило дыхание, как это было в больнице, при диагнозе – невроз…, он двинулся было в комнату, повернувшись резко на пороге, - но тут же споткнулся о порог и упал. Он хотел позвать кого-то, сделал усилие и проговорил: «Господи!». В последний момент промелькнуло: Почему я не поверил Богу? И не успел исповедовать свои грехи?». Поднимаясь на руки, отталкиваясь от пола со всем своим усилием, он позвал еще раз, как зовут находящегося рядом человека реального: «Господи!».
В тот миг он уже верил, что Бог есть, и Он реален так же, как реален всякий человек, и Он стоит рядом и протягивает ему руку, надо только дотянуться до неё. Так и рухнул он с одной рукой протянутой вперед, ногами, подошвами на пороге балконной двери.
Пришедшие в комнату «больные», лечащиеся в санатории нашли Климова мёртвым с застывшей на лице улыбкой, будто он обрел что-то радостное и руку к этому обретенному протянул.

Мотивация, - что нами движет.
Иногда сам человек не может разобраться, почему он совершил то или иное действие. Ответив же на вопрос -  почему? – люди действуют так или иначе, чтобы можно было бы подкорректировать это «почему» и направить свои действия дальше правильно.
В психологии это «почему» называют «мотивацией».
Мотивация – это сочетание причин, объясняющих поведение: почему он решил вообще действовать и почему он решил действовать именно так.
Поведение человека объясняется по внешним и внутренним причинам. К внешним – относятся «стимулы» - внешние раздражители. К внутренним, психологическим причинам поведения относят потребности, цели, намерения, желания и интересы.
А что такое «потребность» - это состояние нужды, отсутствие того, чего не хватает организму для нормального существования и развития. Потребность связана с чувством неудовлетворенности и мобилизует все процессы организма на поиск необходимого. У животных есть только физические и органические потребности, у человека есть еще материальные, духовные, и социальные потребности.
Наиболее значительная, после потребности, причина поведения – это «цель», то есть некий результат, на который направлено действие.
Кроме того, желания и намерения – это сиюминутные и часто сменяющиеся состояния, возникающие в ответ на изменяющиеся условия выполнения действия.
Интерес – это мотивационное состояние познавательного характера. Интерес может вызвать явление или предмет, попавший в поле внимания. С интересом связан исследовательский вид деятельности человека, высший уровень которого представляют научные и творческие изыскания.
Мотивации могут быть как осознанными, так и находящимися на уровне бессознательного.
З. Фрейд относил бессознательные мотивации за счет действия «Оно» - некой инстинктивной энергии. Которое подчинено двум основным инстинктам – «инстинкту жизни», отвечающему за самосохранение и продление рода, и «инстинкту смерти», стремящемуся к уничтожению (конкурентов в том числе).
Влияние этих инстинктов не всегда осознается человеком, и в них скрывается причина непонятных поступков и странностей поведения.
А все потребности, которые мотивируют человека, по возрастающей могут быть разложены в таблицу:
1 Базовые (физиологические) потребности. Удовлетворение голода, жажды, полового влечения. Устранение боли.
2 Потребности в безопасности. Обеспечение спокойствия. Уверенность в будущем. Материальное благополучие и финансовая стабильность.
3 Потребность в общении и любви. Принадлежность к общности. Любовь и признание окружающих.
4 Потребности почитания (славы). Достижение успехов, карьерный рост. Удовлетворение честолюбия. Титулы и звания.
5 Познавательные потребности. Стремление к знаниям и умениям, любопытство, исследовательский интерес.
6 Эстетические потребности. Стремление к гармонии, к прекрасному. Приобщение к искусству.
7 Потребность в самовыражении. Творчество, самосовершенствование, развитие личности, стремление к идеалу.
Человек, достигший какой-либо ступени, далеко не всегда стремится вперед. Но чаще всего эта пирамида действует. И на нее, например, ориентируются менеджеры по продажам: потенциальному покупателю обязательно предложат чашечку кофе, чтобы удовлетворив базовую потребность, помочь клиенту задуматься о более высоких материальных потребностях.
Конец.

© Copyright: Сергей Чернец, 2016

Регистрационный номер №0367870

от 22 декабря 2016

[Скрыть] Регистрационный номер 0367870 выдан для произведения: Приведение часть 14

Определение грехов по десяти заповедям.
По шестой заповеди: «Не убий».
Ты никого не убил физически в прямом и буквальном смысле, но, может быть, был причиною смерти кого-либо косвенным образом: мог помочь бедному или больному и не сделал этого, алчущего не накормил, жаждущего не напоил, странника не принял, нагого не одел, больного и находящегося в темнице не посетил (Мф. 25, 34-46)?
Не совершил ли ты духовного убийства, то есть, не совратил ли кого с доброго пути жизни, не увлек ли в ересь или в раскол церковный, не соблазнил ли на грех?
Не убил ли кого духовно проявлением злобы и ненависти к нему?
Прощаешь ли обижающих тебя? Не таишь ли долго злобу в сердце и обиду? Винишь ли во всем себя или только других?
Не прибегала ли жена к недозволенным операциям (аборту), что тоже есть убийство, грех и жены, и мужа?
В убийствах разного рода грешным себя Климов не считал. И, вздохнув, продолжил исследование «определения грехов по заповедям библейским».
По седьмой заповеди
Не сожительствовал ли с лицом другого пола, находясь с ним в плотских отношениях, без церковного брака или довольствуясь только гражданским браком? Не упорствуешь ли в этом, уклоняясь от церковного брака?
Не позволяешь ли себе легкомысленно обращаться с лицами другого пола?
Не оскверняешься ли, допуская себе предаваться нечистым и развратным мыслям и вожделениям? Чтению нечистых книг, рассматриванию нечистых картин?
Вспомни грешные песни, страстные танцы, шутки, сквернословия, нескромные зрелища, наряды, пьянство и подобные грехи свои.
Помни, христианин, что до тех пор, пока ты не исповедуешься в грехе незаконного сожительства или будешь довольствоваться только гражданским браком, без церковного, пока ты не прекратишь этого греха разлучением или вступлением в церковный брак, ты вообще не смеешь приступать к причащению Св. Христовых Тайн, как и не имеешь никакого голоса в церковных делах.
Наиболее гибнет людей из-за нарушения 7-й заповеди, так как люди стыдятся исповедовать свои грехи против этой заповеди, как это видно из слов Ангела преподобной Феодоре, при прохождении ею мытарств. После прохождения Феодорою 16, 17, 18 мытарств, Ангел сказал Феодоре: «Ты видела страшные, отвратительные блудные мытарства, знай, что редкая душа минует их свободно, весь мир погружен во зле соблазнов и скверн, все человеки сластолюбивы. Большая часть, дошедших сюда, гибнет: лютые истязатели блудных грехов похищают души блудников и низводят их в Ад».
Будь же мужественен, христианин, и покайся, пока жив, пока еще не поздно.
«Ну, вот. Самый спорный вопрос Церкви и мира» - подумал Климов, вспомнив из истории борьбу религии с искусством живописи в Средние века. Голые тела людей нельзя было изображать, Но потом сама Церковь призвала Микеланджело и Рафаэля и других художников расписывать Храмы. Сегодня Церковь осуждает, - а завтра признает. Где-то тут «перегибается палка» и в браке, в том, как его регистрировать. В советские времена основная масса народа жила в гражданских браках, и ходили в Храмы и верили в Бога, а жили, боясь преследования от власти, оказывается, во грехах блуда! Опять здесь без пояснения от священника не обойтись! 
Книги, признанные церковью нечистыми – это большинство всей литературы: те же учебники биологии, в которых происхождение человека проповедуется природное, от одного предка с обезьянами, от примата, - все учебники – это ересь, антицерковная и так далее. А миллионы детей и студентов учились по этим учебникам – все они сгореть должны в аду, по Феодориным рассказам, похожим на сказочный сон? Так уж был во многом не согласен профессор Климов с основаниями, с которыми церковь подходит к определению грехов. 
«Тут впору совсем разувериться! Надо спросить священника об этом» - решил Климов и продолжил чтение «определения грехов».
По восьмой заповеди: «Не укради».
Не присваивал ли себе чужой собственности прямым или косвенным образом? Обманом, разными хитростями, комбинациями? Может, не исполнял, как должно, того, что обязан был исполнять за полученное тобою вознаграждение?
Не пристращался (пристрастие) ли чрезмерно к земным благам, не желая делиться ими с другими, нуждающимися в них?
Не овладевает ли твоею душою скупость?
Не принимал ли краденого? По совести ли распоряжался чужим добром, если оно тебе было доверено?
И вот, наконец, Климов нашел, о чем поразмыслить. «Как грешны современные чиновники и олигархи, - подумал он, - впадая в грех осуждения других людей. «Когда всё вокруг стало частным, и недра земли стали принадлежать одному конкретному человеку, и земли гектарами скуплены одним человеком и даже реки и озера находятся у нас сегодня в руках одного человека – это ли не огромный грех тех людей скупивших всё это, достояние всего народа?».
«А уж, сколько мошенников и махинаторов, которые творят те самые «хитрые комбинации», как это определено в церковной книжечке. Ведь многие люди, разбогатевшие на горе других людей – грешники великие! А они и в Храмы ходят и еще стоят в Храмах на первых местах, и причащаются. И священники не осуждают их!» - такое лицемерное отношение Церкви в реальности, против написанного в книжечке расстроило Климова и от различных мыслей. - А он все больше и больше вспоминал махинации и различные грехи других людей из мира вокруг, где творится неправда на каждом шагу, вдруг, у него снова заболело «под ложечкой». Он схватился за сердце, и застонал, книга выпала из его рук на пол и пришлось соседу вызывать медсестру. Пришел врач, когда Климов впал в беспамятство. Случилось обострение болезни, и потребовалась реанимация. Климова перевели в другую палату и подготовили его к операции. Он очнулся только на несколько минут и что-то пытался сказать доктору, но не смог и руку поднять и не сказать ничего: только помычал и снова, едва поднятую руку уронил на каталку, уйдя в беспамятство. Его так и увезли на срочную операцию в операционную в беспамятстве.
Нервозы.
В результате психологической травмы (удара) может возникнуть нервоз – нарушение нервной системы, возникающее под влиянием острых и длительно травмирующих психогенных факторов, таких, как, например, смерть близкого человека, крах надежд и так далее. Причиной нервоза может быть психическое переутомление, связанное с необходимостью переработать большой объем информации в сжатые сроки, усугубленное недосыпанием и плохим питание.
С каждым может случиться….
Психическим расстройствам более подвержены люди со слабой психикой – они, как правило, впечатлительны и ранимы. Люди с сильной психикой более устойчивы к потрясениям и менее склонны к психическим болезням. «Со мной такого никогда не случится», - думает большинство из нас. Однако есть ситуации, которые никто не сможет пережить без потерь. Катастрофы, терроризм, войны часто наносят серьезные душевные травмы.
Человек, перенесший психическое расстройство, но получивший квалифицированную помощь, способен вернуться к полноценной жизни. Об этом надо знать и помнить.
Думая о вероятности психических расстройств, нельзя на этом «зацикливаться». Но вместе с тем, если такое случится, надо не впадать в панику, а найти, совместно со специалистами, силы для борьбы.
Диагноз невроз был у Климова поставлен врачами уже давно. И вот обострение невроза сказалось на болезни сердца. Ему провели сложное «коронарное шунтирование» и это была редкая новая для наших врачей операция, поэтому за положительный исход врачи не могли ничего сказать. Надо было ждать. Климов находился в реанимации. 

Приведение часть 15.

Потихоньку состояние больного Климова приходило в нормальную форму: полу живого, но живого, больного, но здорового человека. Он впал сначала в «невроз навязчивых состояний», так определяется в медицинской терминологии постоянное чувство некоего страха, неуверенности человека.
Страдающий неврозом навязчивых состояний человек все время чего-то боится: «Выключил ли я утюг перед выходом из дома(?), например, грубо говоря. «Что-то у меня сердце начало покалывать. Это не инфаркт(?)», в случае с Климовым. «Я плохо прожил свою жизнь – гореть мне в аду целую вечность».
Страдающий этим неврозом может осознавать нелепость своих страхов, но не способен от них избавиться. При этом неврозе возникают всевозможные нарушения деятельности и сердечнососудистой системы и дыхательной, когда человек при своих мыслях и раздумьях настолько охватывается страхом, что начинает задыхаться, широко открывая рот, хватает воздух и падает, держась за сердце. 
А затем наступает  одно из самых распространенных нервных расстройств – депрессия. Депрессивное состояние определяется подавленным настроением, заторможенностью мыслительных и двигательных процессов. Для больного депрессией характерно безразличие к близким, состояние тревоги, появление мыслей о самоубийстве. Больной может подолгу неподвижно сидеть или лежать, не различать вкуса пищи, односложно и с большими задержками отвечать на вопросы.
В таком плачевном состоянии здоровья застала его в палате Катя, Климова перевели из реанимации и только тогда разрешили Кате посетить его. «Все пропало, я уже ни на что негодный старый человек» - только и говорил он. В деревне началась посевная пора. У Кати был сложный период в работе, и она не могла приезжать из деревни в больницу часто. Поэтому прощаясь с ним, будто почувствовала и вместо слова «До свидания», намеренно сказала: «Прощайте». 
Внешне Климов тоже сильно изменился, - образ его стал выглядеть тускло и хмуро. Неожиданно появился небольшой тик, тремор, голова и руки у него тряслись от слабости. На похудевшем лице обозначились глубокие морщины, и лицо его прежде округлое, теперь выглядело вытянутым, от впалости щек. У него и во взгляде появилось какое-то особенное выражение, которое у любого, взглянувшего на него, должно быть вызывало суровую внушительную мысль: «Наверное, этот человек скоро умрет».
Но нет. В конце мая месяца Климов сдавал анализы на выписку. О нем, как ни странно, позаботились из университета, в котором он последние годы преподавал. Ему оформили путевку в санаторий, на юг, в Ялту, чтобы подлечить здоровье «ветерана учительского фронта».
Приятный морской воздух, самый вид моря, экскурсии в горы, куда их из санатория вывозили, оказали положительное влияние на здоровье и внешний вид Климова. Он посвежел, и лицо его приобрело оттенок розового цвета. 
В один из дней он получил от Кати письмо. Поднявшись к себе в «номер», в палату Климов сделал над собой усилие, и трясущимися руками вскрыл конверт.
«Сейчас умер мой отец. Этим я не хочу Вас огорчать, но все-таки и вам должно быть грустно. Есть там у Вас Храм? – то прошу вас поставить свечи за него, и заказать молебен об упокоении души его грешной….» Он дочитал письмо до конца, в котором все события не принесли ничего хорошего, разве что заботу о его личном здоровье и пожеланий выздоровления. Сад-плантация, был почти разорен, ОАО Агропром, бывший совхоз, был поделен на отдельные маленькие фирмы, - сообщала Катя. Так что дело всей жизни её отца почти развалилось. Потому что на участках вдоль реки яблони вырубались, и строился дачный поселок с коттеджными домами. Немного яблоней еще осталось и под руководством Кати, как садовода. Она уже не работала агрономом, предприятия Агропром не было. А то предприятие - ООО, тоже угрожало развалиться, если яблони не дадут прибыли от продажи. Год выдавался неурожайный.
Климову стало грустно. И он пошел в Храм. Церковь всюду восстанавливалась и на юге построены были Храмы, и в них проводилась служба. Он заказал молебен, как и просила Катя.
Вечером, после того, как побывал в церкви и услышал молитвы, Климов решил вновь обратиться к Молитвослову и дочитать-таки подготовку к исповеди. Всё это время молитвенник лежал в его сумке, в шкафу, он на длительное время забыл о нем, может быть и сознательно не хотел к нему обращаться. Он жил согласно расписанию: завтрак, процедуры, экскурсии, обед и снова мероприятия – приезжали артисты с концертами, и так далее, благоприятный сон в забытьи и без снов. Случилось, что вечером в этот день в санатории показывали фильм, наверное, очень интересный, потому что все, находящиеся с ним в одной палате ушли. Климов оставался один и прилег с книгой на свою кровать.
«На чем же я остановился?» подумал он, открывая книгу, но скоро нашел это место в конце Молитвослова:
Определение грехов по десяти заповедям.
По первой заповеди:
Имеешь ли постоянную память о Боге и страх Божий в сердце?
По второй заповеди:
На первом ли месте у тебя Бог?
По третьей заповеди:
Не божился ли в обыкновенных, житейских разговорах, не употреблял ли легкомысленно, без благоговения имя Божие?
По четвертой заповеди:
Не нарушаешь ли святости воскресных дней и великих праздников, установленных св. Церковью?
По пятой заповеди:
Не было ли случаев непочтительного отношения к родителям?
По шестой заповеди:
Ты никого не убил физически в прямом смысле, но, может быть, был причиною смерти кого-либо косвенным способом?
По седьмой заповеди:
Не сожительствовал ли с лицом другого пола, находясь с ним в плотских отношениях, без церковного брака?
По восьмой заповеди:
Не присваивал ли себе чужой собственности прямым или косвенным способом?
По девятой заповеди:
Не клеветал ли на ближнего своего?
По десятой заповеди:
Не завидуешь ли другим?
Если ты завидуешь тому, что есть хорошего или ценного у других людей, то это чувство может довести тебя до какого-либо тяжкого преступления самым делом. Помни, что злобная зависть книжников и фарисеев возвела на Крест Самого Сына Божия, пришедшего на землю спасти людей.
Зависть всегда приводит к злобе и ненависти и способна бывает довести до самых безумных поступков, вплоть до убийства.
И в окончание:
Над всеми грехами стоит гордость – начальница и родительница всех греховных страстей. Гордость в том или ином виде присуща всем нам, в большей или меньшей степени.
Гордость, тщеславие более всего и мешают нам видеть свои грехи, сознать их и исповедовать. Современные люди не хотят каяться в грехах своих именно потому, что они гордо и надменно считают себя всегда и во всем правыми или, по крайней мере, желают, чтобы другие их считали таковыми.
Прочти, христианин, несколько раз напоминание это грехов твоих, далеко еще не полное; проверь себя, помолись Господу Богу, чтобы открыл грехи твоей души и чистосердечно их исповедуй.
Не говори: я ничем особенным не грешен, как все грешен и только, больших грехов не имею; а начинай по десяти заповедям припоминать свои грехи и многое припомнишь, а в следующий раз и еще больше.
И так очищая свою совесть на исповеди, совершивши обязательно и предсмертную исповедь, спасешься, с помощью Божией.
Во время тяжелой болезни, в твоей предсмертной исповеди должно исповедовать все грехи от юности и до последних дней. Надлежит исповедовать в предсмертной исповеди все грехи, также и те, которые исповедованы были раньше.
Чтение книги, призванное, чтобы успокоить его, привело совсем к другому результату. Климов встал с кровати, отложил книгу на тумбочку, стоящую в изголовье и посмотрел в окно. С моря подул легкий ветер. Им опять овладело беспокойство, похожее на страх, и стало казаться, что во всем корпусе санатория, кроме него, нет ни одной души…. 
Он вышел на балкон медленными шагами, придерживаясь спинки стула, потом держась за ручку двери, тяжесть в ногах переросла в тяжесть на сердце и на море он смотрел, уже пошатываясь и держась за грудь. Бухта, как живая глядела на него множеством голубых, синих, бирюзовых глаз, в воде отражались огни с берега и огоньки звезд. На самом деле, было жарко и душно, это в середине июня, и не мешало бы выкупаться в море, как ему подумалось.
Вдруг на нижнем этаже под балконом раздались голоса, нарушив тишину наступающей ночи. Это возвращались из соседнего корпуса, из кинотеатра люди. 
У Климова захватило дыхание, как это было в больнице, при диагнозе – невроз…, он двинулся было в комнату, повернувшись резко на пороге, - но тут же споткнулся о порог и упал. Он хотел позвать кого-то, сделал усилие и проговорил: «Господи!». В последний момент промелькнуло: Почему я не поверил Богу? И не успел исповедовать свои грехи?». Поднимаясь на руки, отталкиваясь от пола со всем своим усилием, он позвал еще раз, как зовут находящегося рядом человека реального: «Господи!».
В тот миг он уже верил, что Бог есть, и Он реален так же, как реален всякий человек, и Он стоит рядом и протягивает ему руку, надо только дотянуться до неё. Так и рухнул он с одной рукой протянутой вперед, ногами, подошвами на пороге балконной двери.
Пришедшие в комнату «больные», лечащиеся в санатории нашли Климова мёртвым с застывшей на лице улыбкой, будто он обрел что-то радостное и руку к этому обретенному протянул.

Мотивация, - что нами движет.
Иногда сам человек не может разобраться, почему он совершил то или иное действие. Ответив же на вопрос -  почему? – люди действуют так или иначе, чтобы можно было бы подкорректировать это «почему» и направить свои действия дальше правильно.
В психологии это «почему» называют «мотивацией».
Мотивация – это сочетание причин, объясняющих поведение: почему он решил вообще действовать и почему он решил действовать именно так.
Поведение человека объясняется по внешним и внутренним причинам. К внешним – относятся «стимулы» - внешние раздражители. К внутренним, психологическим причинам поведения относят потребности, цели, намерения, желания и интересы.
А что такое «потребность» - это состояние нужды, отсутствие того, чего не хватает организму для нормального существования и развития. Потребность связана с чувством неудовлетворенности и мобилизует все процессы организма на поиск необходимого. У животных есть только физические и органические потребности, у человека есть еще материальные, духовные, и социальные потребности.
Наиболее значительная, после потребности, причина поведения – это «цель», то есть некий результат, на который направлено действие.
Кроме того, желания и намерения – это сиюминутные и часто сменяющиеся состояния, возникающие в ответ на изменяющиеся условия выполнения действия.
Интерес – это мотивационное состояние познавательного характера. Интерес может вызвать явление или предмет, попавший в поле внимания. С интересом связан исследовательский вид деятельности человека, высший уровень которого представляют научные и творческие изыскания.
Мотивации могут быть как осознанными, так и находящимися на уровне бессознательного.
З. Фрейд относил бессознательные мотивации за счет действия «Оно» - некой инстинктивной энергии. Которое подчинено двум основным инстинктам – «инстинкту жизни», отвечающему за самосохранение и продление рода, и «инстинкту смерти», стремящемуся к уничтожению (конкурентов в том числе).
Влияние этих инстинктов не всегда осознается человеком, и в них скрывается причина непонятных поступков и странностей поведения.
А все потребности, которые мотивируют человека, по возрастающей могут быть разложены в таблицу:
1 Базовые (физиологические) потребности. Удовлетворение голода, жажды, полового влечения. Устранение боли.
2 Потребности в безопасности. Обеспечение спокойствия. Уверенность в будущем. Материальное благополучие и финансовая стабильность.
3 Потребность в общении и любви. Принадлежность к общности. Любовь и признание окружающих.
4 Потребности почитания (славы). Достижение успехов, карьерный рост. Удовлетворение честолюбия. Титулы и звания.
5 Познавательные потребности. Стремление к знаниям и умениям, любопытство, исследовательский интерес.
6 Эстетические потребности. Стремление к гармонии, к прекрасному. Приобщение к искусству.
7 Потребность в самовыражении. Творчество, самосовершенствование, развитие личности, стремление к идеалу.
Человек, достигший какой-либо ступени, далеко не всегда стремится вперед. Но чаще всего эта пирамида действует. И на нее, например, ориентируются менеджеры по продажам: потенциальному покупателю обязательно предложат чашечку кофе, чтобы удовлетворив базовую потребность, помочь клиенту задуматься о более высоких материальных потребностях.
Конец.
 
Рейтинг: +1 278 просмотров
Комментарии (2)
Алексей Баландин # 23 декабря 2016 в 20:00 0
Герою повести, как я понял, просто не хотелось увидеть суть "своего дела", то к чему он призван в этом мире. Хотя указаний было вполне достаточно. Яблоневый сад - некая символизация общечеловеческой благо-деятельности, одна из форм гармонизации окружающих нас условий бытия. Если мы, по той или иной причине, от этого отказываемся, наказанием нам является самая беспростветная дипрессия, как полное (хоть и неосознанная до конца) уверенность, в том, что душа окончательно погублена. Нам даже не даётся право на предсмертьную исповедь и отпущение грехов (ЭТОГО ГРЕХА ОТКАЗА ОТ СВОЕЙ МИССИИ). Причём, чисто субъективно кажется, что ты просто напросто не успел, так сложилось. Но всё сложилось не просто так. Видно, что-то человек делал длействительно не так как следовало, если в самом конце всё сложилось для него так плачевно. (Или сложили)
Сергей Чернец # 23 декабря 2016 в 20:16 0
Благодарю за столь пространный анализ рассказа-повести. И все это издано в отдельной книжечке с еще двумя рассказиками поменьше. Можно будет найти книжечку целиком в инернет магазинах через непродолжительное время, когда редакция поторопится. Ну, вам большой "респект и уважение", что в таком плане поняли мой текст, который сходен с оригиналом. Немножко по другому, конечно, задумано, но и этот план и это мнение автора устроит. Другие поймут иначе. В тексте много ссылок на энциклопедические знания, которые тоже играют особую роль, как в познавательном, так и в общем плане. Есть, например, о "вилочковой железе" которая у младенцев есть, а у взрослых она уменьшается - так что в старости её совсем нет бывает. Книжка будет хороша тем, что предварительный рассказ в ней даст установку, настрой, потом последует эта повесть про профессора Климова. А закончит рассказик небольшой с эпиграфом: "Неисповедимы пути Господни". Книга так и названа: "Приведение к..." автор Сергий Чернец. Искать можно будет (как в рекламе на Рэн тв в передаче самые шокирующие истории) на сайте Литрес точка ру, а также на Озон точка ру, Амазон точка ру... с уважением и пожеланием вам всего наилучшего, удачи вам во всех ваших делах.