ГлавнаяПрозаМалые формыРассказы → Помню ч. 11 26. Кузнец, слесарь-сборщик 6 разряда на ЗИЛе ч. 1

Помню ч. 11 26. Кузнец, слесарь-сборщик 6 разряда на ЗИЛе ч. 1


 

Мы познакомились с ним на ВДНХ в павильоне «Рабочий и колхозница» в 2018 году.

ВДНХ - это выставочный комплекс на северо-востоке Москвы, входит в 50 крупнейших выставочных центров мира, второй по величине в столице. Сегодня ВДНХ - уникальное пространство музейно-выставочных проектов, международных деловых выставок и конгрессов, фестивалей и праздников. ВДНХ - Выставка достижений народного хозяйства.

Практика проведения промышленных выставок показала огромную популярность таких мероприятий. Оказалось, что показ достижений науки и техники, сельскохозяйственного производства не менее популярен у населения, чем художественные вернисажи и музыкальные фестивали.

Советскому Союзу принадлежит первенство в организации постоянно действующей экспозиции лучших образцов отечественного производства. Время показало правильность и своевременность создания подобной выставки. Постройка ВДНХ сама по себе стала достижением - этот комплекс прочно вошёл в число самых посещаемых и любимых мест в Советском Союзе, затем в России.

История ВДНХ.

Советское руководство большое внимание уделяло агитации и пропаганде нового строя. Постоянно действующая выставка, на которой представлены лучшие образцы сельскохозяйственной продукции, должна была наглядно демонстрировать успехи выбранного социалистического пути.

Первую выставку открыли в 1923 году на Воробьёвых горах. В своём полном названии она, кроме целевого обозначения - «сельскохозяйственная выставка» имела дополнение - «кустарно-промышленная».

Это было время НЭПа, единоличники крестьяне и артели кустарей считались обычным явлением. Идея выставочного комплекса плохо сочеталась с замыслом властей, постулаты коммунизма отрицали мелкое частное предпринимательство. Поэтому выставка на Воробьёвых горах проработала менее одного месяца и была закрыта.

Но сама идея не исчезла, к ней вернулись в 1935 году на втором съезде передовиков-колхозников СССР. К этому времени в стране прошла массовая коллективизация, единоличников и остальных крестьян объединили в колхозы. Возникла пропагандистская необходимость наглядными примерами доказать правильность выбранного пути, продемонстрировать достигнутые успехи. Учитывая это, становится понятным единогласное одобрение делегатами предложения комиссара земледелия Чернова о проведении сельскохозяйственной выставки в Москве.

Выбор участка для постройки комплекса сопровождался дискуссией по наиболее рациональному его размещению.

Остановились на территории возле Тимирязевской академии. Но этот вариант не прошёл, поскольку предлагаемая площадка была сильно вытянута в длину и требовалось отселить более 10 тысяч человек. Устроившим всех решением стало выделение земли восточнее Останкино. Здесь была относительно ровная малозаселённая местность, к тому же неподалёку проходило Ярославское шоссе.

Первоначально планировалось сдать объекты к ноябрьским праздникам 1936 года. Но организация осуществлялась неэффективно, планы и проекты долго утверждались в инстанциях, плотницкие бригады имели низкий профессиональный навык.

Большинство зданий и павильонов планировалось построить из дерева, однако пиломатериалы не соответствовали требованиям (сырой лес). Всё это тормозило строительство. Сроки сдачи неоднократно переносились. В результате группа руководителей проекта была репрессирована.

Под новым руководством проект реализовали к лету 1939 года. Первые посетители смогли ознакомиться с выставочным комплексом 1 августа того же года. Открытие было торжественным, многие архитекторы и строители получили государственные награды.

Несмотря на то, что до начала войны ВСНХ проработала недолго, её успели посетить более 10 миллионов человек. В годы войны помещения и павильоны выставки приспособили для нужд фронта. Фактически выставка не работала вплоть до 1948 года, проводились только выборочные экскурсии.

Начиная с 1948 года в течение шести лет, происходила грандиозная реконструкция и перестройка всего выставочного комплекса. Территория заметно увеличилась, возвели новые павильоны. Все здания стали капитальными с богатейшей национальной отделкой.

Множество скульптур в стиле соцреализма украшали постройки, появились два новых фонтана — «Дружба народов» и «Каменный цветок».

Полностью перестроили Центральный павильон в духе сталинского ампира, на нём появился золочёный шпиль со звездой, вход на ВСНХ открывала триумфальная арка.

В 60-е годы комплекс стал называться Выставкой Достижений Народного Хозяйства - ВДНХ. Изменилась тематическая направленность - вместо национального представительства предпочтение отдали отраслевым направлениям. Многие считают, что в результате этого выставочный комплекс многое потерял.

В дальнейшем выставка постоянно совершенствовалась, пополнялась новыми экспозициями.

За исключением 90-х годов, когда многое в нашей стране подверглось испытанию на прочность. В эти годы ВДНХ переименовали во Всероссийский Выставочный Центр, а на деле превратили в обычную «барахолку».

В 2014 году название вернули, на восстановление и реконструкцию исторического облика федеральные власти и правительство Москвы выделило значительные суммы. Задача одна — вернуть выставке значение главной площадки показа достижений в области сельского хозяйства, науки и техники, вновь сделать всю территорию привлекательным местом отдыха.

Масштаб восстановительных работ превзошёл все проводимые до этого мероприятия по благоустройству территории Москвы, одного только мусора вывезли более 10 тыс. тонн.

Ликвидированы все лотки, «забегаловки» и несоответствующие требованиям объекты общепита. Вместо них устроены современные кафе, организована продажа мороженого и прохладительных напитков.

На освободившихся площадях оборудованы лекционные и выставочные залы. Производится массовая замена старых деревьев, посадка кустарников и цветов.

Сегодня ВДНХ в Москве - это небольшой город с территорий порядка 320 гектар. В нём есть своё электрическое и водоснабжение, коммунальные, ремонтные службы и даже собственный общественный транспорт.

Организационно комплекс включает также Останкинский парк и Ботанический сад.

Третья часть всей территории - пешеходная зона. В пределах территории оборудованы поля для мини-футбола, баскетбольные и волейбольные площадки, верёвочный парк, зимний ледовый каток на ВДНХ считается крупнейшим в мире.

На ВДНХ регулярно проводятся фольклорные и музыкальные фестивали, кулинарные конкурсы, показы мод. Выставочный комплекс пользуется большим успехом у москвичей и гостей столицы, как отличное место для отдыха.

 

С 2017 года московские и  региональные музеи представляют в  павильоне «Рабочий и колхозница» лучшие экспонаты из своих коллекций в рамках выставочной программы ВДНХ. Также павильон является флагманской площадкой образовательной программы ВДНХ. В лектории и на крыше здания проходят мастер-классы, семинары, концерты и другие мероприятия.

В здании комплекса продуманная инфраструктура — здесь комфортно и удобно всем посетителям: можно воспользоваться несколькими лифтами, проходом-пандусом между этажами, комнатой матери и ребенка, а после лекций и мастер-классов — заглянуть в сувенирный магазин.

Приятно провести время можно и на мероприятиях, которые проходят под открытым небом, — прямо у подножия 24-метровой статуи: на крыше постамента «Рабочий и колхозница», откуда открывается потрясающий вид на Москву.

Музейно - выставочный центр "Рабочий и колхозница" был торжественно открыт 4 сентября 2010 года в воссозданном объекте культурного наследия павильоне-постаменте в пропорциях, повторяющих аналогичное сооружение, созданное в 1937 году по проекту Бориса Иофана для Всемирной выставки в Париже. Венчает постамент знаменитая скульптура Веры Мухиной "Рабочий и колхозница". Габариты постамента - 21х65,5 метра. Высота - 34,5 метра. Высота скульптуры - 23,5 метров. В здании единовременно может находиться до 1200 человек. Это большой музейно-выставочный комплекс, где расположен музей, три этажа с залами для сменных выставочных экспозиций, конференц-зал.

Экспозиция музея раскрывает историю создания павильона и скульптуры для Всемирной Парижской выставки 1937 года. Здесь экспонируются архивные документы и фотографии, макеты сооружений, живописные работы и скульптура, а также мемориальные вещи, принадлежащие Борису Иофану и Вере Мухиной. Демонстрируется документальное кино.

В 2017 году Музейно-выставочный центр "Рабочий и колхозница", входивший в структуру Музейно-выставочного объединения "Манеж", перешел в ведение ВДНХ и был переименован в Павильон "Рабочий и колхозница". На разных этажах павильона проходят выставки, лекции, мастер-классы, семинары, кинопоказы и другие мероприятия.

В здании комплекса продуманная инфраструктура — здесь комфортно и удобно всем посетителям: можно воспользоваться несколькими лифтами, проходом-пандусом между этажами, комнатой матери и ребенка, а после лекций и мастер-классов — заглянуть в сувенирный магазин.

   Приятно провести время можно на мероприятиях на открытом воздухе прямо у подножия 24-метровой статуи, то есть на крыше павильона «Рабочий и колхозница», откуда открывается потрясающий вид на Москву

 Павильон-постамент в пропорциях, повторяющих аналогичное сооружение, созданное в 1937 году по проекту Бориса Иофана для Всемирной выставки в Париже. Венчает постамент знаменитая скульптура Веры Мухиной "Рабочий и колхозница". Габариты постамента - 21х65,5 м. Высота - 34,5 м. Высота скульптуры - 23,5 м.

 

 Разглядывая панораму Москвы с крыши, мы разговорились, а потом пошли в главные ворота, выбрали лавочку и долго беседовали.

После беседы, я уже дома, в Интернете нашел много статей, на которые ссылался бывший слесарь заводы ЗИЛ, а теперь пенсионер.

 

История автомобильного завода имени И.А. Лихачева (ЗИЛ) начинается в августе 1960 году. История завода и марки ЗИЛ – завод основан торговым домом «Кузнецов, Рябушинские и К?». Завод имени Лихачёва  - автомобилестроительное предприятие в СССР и России, существовавшее в 1916-2015 годах. Полное наименование - Публичное акционерное общество «Завод имени  И. А. Лихачёва» (до 2015 года - Открытое акционерное московское общество «Завод имени И. А. Лихачёва»), официальное сокращённое наименование — АМО ЗИЛ. Численность работников в советские времена достигала 70 000 человек.

Названия завода ЗИЛ:

20.07.1916         Ремонтно-производственные мастерские 

01.08.1918         Автомобильное московское общество       АМО

30.04.1923         Завод АМО имени Пьетро Ферреро 

1925 1-й Государственный автомобильный завод      1-й ГАЗ

01.10.1931         1-й государственный автомобильный завод имени Иосифа Виссарионовича Сталина   ЗИС

26.06.1956         Московский дважды ордена Ленина ордена Трудового Красного Знамени ордена Октябрьской Революции автомобильный завод имени Ивана Алексеевича Лихачёва       ЗИЛ.

13.07.1971         Производственное объединение «Московский трижды ордена Ленина ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод имени Ивана Алексеевича Лихачёва»    ПО ЗИЛ

23.09.1992         Акционерное московское общество открытого типа «Завод имени Ивана Алексеевича Лихачёва»         АМО ЗИЛ

15.07.1996         Открытое акционерное московское общество «Завод имени Ивана Алексеевича Лихачёва»         АМО ЗИЛ

02.07.2015         Публичное акционерное общество «Завод имени Ивана Алексеевича Лихачёва»         АМО ЗИЛ

 

2 августа (по старому стилю – 20 июля) 1916 года считается датой основания завода ЗИЛ. В тот день генералом-майором Г. Кривошеиным, в Тюфелевой роще, что под Москвой, перед большим количеством народа был заложен первый камень, ставший основой фундамента нового завода. Основными же лицами проекта являлись Сергей и Степан Рябушинские – известные предприниматели и А. Кузнецов, известный, как владелец «Переяславской мануфактуры». Рябушинские планировали начать на заводе производство полуторатонного грузовика «ФИАТ-15 Ter» (образец 1915 года) и параллельно производить штабные легковые автомобили, лицензия на которые принадлежала французскому предприятию Hotchkiss.

 

В Тюфелевой роще прошло торжество, посвящённое началу постройки автомобильного завода, на котором планировалось выпустить 150 грузовиков к марту 1917 года. Однако определенные трудности помешали планам на строительство завода, и Рябушинские закупают машино-комплекты «Ф-15» в Италии.

Первый директор АМО, Дмитрий Дмитриевич Бондарев, талантливый инженер, который ранее возглавлял Русско-Балтийский вагонный завод. Ядром коллектива московского завода стали инженеры-техники и бывшие рабочие автомобильной ветки рижской фирмы.

Однако, Октябрьская революция, с последующей гражданской войной и разрухой помешали строительству завода, который так и не был построен. К моменту революции завод был завершён на 95%. АМО национализировали 15 августа 1918 года, обвинив Рябушинских в срыве условий контракта, подписанного с Военным ведомством.

Индустриализация на пару с коллективизацией в несколько раз увеличивают потребность в автомобилях, однако национализация превратила завод в мастерскую по ремонту иностранных грузовиков. Период с 1919 по 923 завод ремонтировал в основном американские 3-тоные «Уайты», параллельно пытаясь наладить производство моторов.

В то время грузовик могли запустить в производство, однако предпочтение в результате отдали «ФИАТ-15 Ter», к которому имелись чертежи и конструкция которого была более лёгкой. К тому же, за эти годы предприятием было восстановлено 230 автомобилей, средний ремонт был произведён для 18, а текущий для 67. Мотоциклов было отремонтировано 137.

Начало производства автомобилей.

В 1917 году на заводе собрали 432 грузовика, в следующем году – 779, и 108 автомобилей в 1919. Но, при этом, для изготовления собственных автомобилей завод не был достроен. Виной тому – октябрьская революция и война.

Национализация превратила недостроенное предприятие в несколько крупных мастерских, специализировавшихся по ремонту автомобилей и другой техники. С начала 1920 г. АМО принимало участие в советской танковой программе. В период с февраля по июль здесь изготовили 24 танковых двигателя танка «Русский Рено».

30 апреля 1923 года Завод получил имя коммуниста Ферреро, итальянца, убитого фашистами. Но лишь в марте 1924 года завод получил правительственный заказ изготовить первую партию советских грузовиков.

В 1925 году заводу было дано имя 1-го Государственного автомобильного завода. В 1927 года директором завода стал И.А. Лихачёв. Завод подчинялся автотресту, который решил заняться его реконструкцией.

Производство набирало обороты. 1930 год был ознаменован покупкой лицензии на американский грузовик Autocar-5S с грузоподъёмностью в 2,5 тонны. В планах было выпускать грузовики посредством конвейерного способа.

Запуск реконструированного завода произошёл в 1931 году, а 1 октября того же года, ему было присвоено имя Сталина (Завод имени Сталина, ЗИС). 25 октября 1931 – дата запуска первого советского сборочного автомобильного конвейера, который выпустил первую партию из 27 грузовиков АМО-3.

Во время первых пятилеток, подчиняясь Генеральному плану реконструкции Москвы, было запущено жилищное строительство. Рабочие заводов «Динамо» и «Амо» были размещены в строившемся посёлке Дубровка.

21 августа 1933 года Совнаркомом СССР было принято произвести вторую реконструкцию завода, что было направлено расширить модельный ряд автомобилей.

Пройдя реконструкцию 33-37 годов, ЗиС произвёл новую модификацию – ЗИС -5, которому дали прозвище «Захар». С 1934 года начали выпускаться грузовики ЗИС-6, автобусы ЗИС-8. Легковые автомобили ЗИС-101 начали сходить с конвейера в 1936 году. Спецавтомобили на базе ЗИС и АМО производились многими предприятиями. Кареты «скорой помощи» начали производить в конце двадцатых годов. Для них использовались грузовые шасси АМО-Ф-15. Опытные модели термо-фургонов были построены в 1932-33 годах на базе шисси АМО-4. Завод «Аремкуз» в том же году выпускал хлебные фургоны на шасси АМО-3, ЗИС-5.Ленинградский молочный комбинат стал выпускать изометрические молочные цистерны в 1934 году.

Военный период.

Завод был эвакуирован из Москвы на восток 15 октября 1941 года. Оборудование завода было перевезено в города Ульяновск, Щадринск, Челябинск, Миасс. Основой новых заводов стало эвакуированное оборудование и люди. Так появились Ульяновский, Уральский автомобильные заводы, Челябинский кузнечно-прессовый, а также Шадринский агрегатный завод.

В конце 41-го года оригинальный завод подготовили к уничтожению и остановили. Но после того как Красная Армия провела успешное наступление зимой 41-42 годов, ЗИС начал понемногу работать, а в июне 1942 года эта работа принесла плоды в виде военных грузовиков ЗИС-5В (собран, из деталей раннего выпуска), полугусеничных тягачей ЗИС-22 и ЗИС-42 и всяческого вооружения для фронта. Первый «Захар» был выпущен в Ульяновске 30 апреля 1942 года. В основе послевоенного грузовика ЗИС-150 лежит один из вариантов ЗИС-15 , ЗИС-15К.

Приблизительно сто тысяч грузовиков ЗИС-5В, ЗИС-42, ЗИС-42М и санитарных автобусов ЗИС-16С было произведено в годы войны. В то же время, в июне 1942 года ЗИС наградили первым орденом Ленина за безупречную организацию производства вооружения и боеприпасов.

Осенью 1942 года завод имени Сталина получил указание от руководства страны: своими силами начать разработку и конструирование нового легкового автомобиля. На предприятие специально пригласили Андрея Николаевича Островцева, заместителя главного конструктора по легковым автомобилям. Ему и была поручена работа по созданию машины ЗИС-110 и всех, необходимых в будущем, её модификаций. 20 сентября 1944 года ГКО (Государственная Комиссия обороны) был утвержден опытный образец ЗИС-110. В сентябре того же года машина ЗИС-110 была поставлена на серийное производство.

В годы войны завод ЗИС выпускал вооружение для фронта. Это и автоматы, мины, снаряды, минометы и прочее.

Поскольку вражеские войска все быстрее приближались к столице, нормальное функционирование предприятия ЗИС находилось под угрозой. В связи с этим 15 октября 1941 года производство остановили, и цеха срочно перекинули на восток. Тем не менее, этот трудоемкий процесс позволил наладить выпуск грузовых автомобилей и их узлов уже к апрелю 1942 года.

Весной 1942 года в городе Ульяновск снова начали выпускать машины, но уже в модернизированном и упрощенном виде, под маркой ЗИС – 5В. Производство в Москве было налажено к лету 1942 года, а выпуск ЗИСов на Уральском автозаводе Миасс начался летом 1944 года.

 

После победы на Германией были вскрыты гитлеровские архивы, в которых находились подробные отчёты, описывающие испытания советских автомобилей. Машины Зис оценивались в них особенно высоко. Обладающие исключительной прочностью и неприхотливостью, а также имеющие отменную проходимость. По масштабам производства ЗИС-5 уступал лишь горьковской «полуторке», а благодаря высоким техническим характеристикам имел широкое распространение в армии.

 

Заводу был присвоен Орден Трудового Красного Знамени в октябре 1944 года.

Ещё два десятилетия после победы в войне ЗИС-5 не сходил с конвейеров. Миасским автозаводом производились последовательные совершенствования грузовика. Так возникли модели «УралЗИС-5М», «УралЗИС-355». Вершиной производства стала популярная модель «УралЗИС-355М», выпущенная в 1965 году.

Разгром фашистских войск обеспечил условия для реэвакуации в Москву ряда заводов. 6 января 1941 года ГКО приняло решение о возобновлении производства автомобилей, при этом, не нарушая темпы выпуска оборонной продукции.

В третий раз завод ЗИС реконструировали в 1946 году. Целью реконструкции был выпуск первой послевоенной продукции, а именно грузовых автомобилей ЗИС-150 (начало выпуска в 1947 году), а также грузовых автомобилей с повышенной проходимостью ЗИС-151, которые начали выпускаться с 1948 года.

Ноябрь 1949 года принёс заводу награду вторым орденом Ленина за заслуги в области советского автостроения, а также в связи с 25-нем юбилеем производства советского автомобиля.

30 апреля 1950 года в производство завода были включены холодильники, январь 1951 года ознаменовался выпуском первого велосипеда, производство которых продолжалось вплоть до 1959 года.

В начале 1953 года на заводе создали специальное управление, занимавшееся пректированием первого китайского автозавода. Специалистами ЗИС была оказана помощь китайцам в Чанчуне, где был запущен в производство первый китайский грузовик под названием «Цзефан», являвший собой копию ЗИС-150.

В 1954 году по настоянию маршала Жукова на заводе создали конструкторское бюро, которое занималось созданием особой техники для мобильных ракетных систем.

После смерти Ивана Алексеевича Лихачёва в 1956 году заводу присваивают его имя.

Конец этого года ознаменован сборкой по два образца послевоенных грузовых автомобилей второго поколения (ЗИЛ-130, ЗИЛ-131).

В 1957 году начинается производство автомобиля ЗИЛ-164, 164А, который пришёл на смену ЗИС-150. Двигатель этого автомобиля был модернизирован, а задний мост обзавёлся штампованной балкой.

На смену автобусу ЗИС-155 пришла новая модель – ЗИЛ-158.

В период с 1975 по 1989 годы завод выпускал ежегодно по 195-210 тысяч грузовиков. В 90-х объем производства стал стремительно сокращаться, в 1996 году составив лишь 7,2 тысяч грузовиков, однако позже снова вырос до 21-22 тысяч.

В период 1924-2006 на заводе было произведено 7 миллионов 853 тысячи 985 грузовиков, 39 тысяч 501 автобус, а также 12 тысяч 145 легковых автомобилей (с 1936 по 2006 годы).

К тому же, с 1951 по 2000 год произведено 5 с половиной миллионов бытовых холодильников, 3,24 миллиона велосипедов всего за 8 лет производства. При этом на экспорт было поставлено более чем 630 тысяч автомобилей, вывозившихся в 51 страну мира.

В 1978 году устаревшая представительская модель ЗИЛ-114 была заменена на ЗИЛ-4104.

С 1979 года вместо ЗИЛ-133Г2 стали выпускаться грузовики ЗИЛ-133ГЯ, которые комплектовались дизельным двигателем КамАЗ-740 мощностью в 210 л.с., а также 10-ступенчатой коробкой передач и имели усиленные рессоры.

Огромную роль завод сыграл в производстве КамАЗа. Именно ЗИЛ спроектировал литейный и автосборочный корпусы. Образцы созданных грузовиков стали основой моделей автомобилей из Набережных Челнов.

 

Самая крупная реконструкция в истории завода началась в 1982 году и совпала с кардинальными экономическими изменениями в стране.

1984 год ознаменован выпуском первых автомобилей ЗИЛ-130 с модернизацией переднего привода под индексом ЗИЛ-431410. Однако в 90-е годы производство этой модели (а также ЗИЛ-131Н) перевели на Уральский автомоторный завод, расположенный под Екатеринбургом в Новоуральске.

В начале 90-х годов засекреченное ранее производство спецвездеходов преобразовалось в ОАО «Вездеход ГВА». В название предприятия вошли инициалы создателя вездеходной техники В. А. Грачёва.

Аварийно-спасательная амфибия «Синяя птица» стала наиболее интересным экспонатом. Она предлагалась как в грузовом (ЗИЛ-4906), так и в грузопассажирском (ЗИЛ-49061), имевшими привод 6 на 6, а также двигатели на бензине или дизеле мощностью 136-185 л. с., бортовую десятиступенчатую трансмиссию, дисковые тормоза, независимую торсионную подвеску, стеклопластиковый кузов, который был оборудован радионавигационными приборами со средствами спасения.

 

Настоящее время.

Когда в декабре 1991 года СССР распался, многолетние внутрисоюзные связи разорвались. Поэтому было проведено пересмотрение и расширение производственной программы, чему способствовала конкуренция с иностранными фирмами, которая стала новизной в истории ЗИЛа.

ПО ЗИЛ было приватизировано 23 сентября 1992 года, преобразовавшись в «АМО ЗИЛ», сохранив торговую марку «ЗИЛ». Совет директоров стал новым в истории завода управленческим органом, был принят собранием акционеров. В 1992 году, в связи с обновлением рынка, был разработан 3-х тонный малотоннажный ЗИЛ-5301. Мэр Москвы Лужков дал ему знаменитое прозвище «Бычок».

В 1992 году было изготовлено небольшое количество седельных тягачей ЗИЛ-4421 специально для кольцевых гонок на грузовиках (мощность машин до 900 кг.)

Последний грузовик ЗИЛ-130 сошёл с конвейера 30 декабря 1994 года. В том же году начинается мелкосерийное производство семейства ЗИЛ-5301, шасси которого послужило базой автобусам и цельнометаллическому фургону, вместимостью 15+1 и 21+1.

Магистральный седельный тягач ЗИЛ-6404 был представлен в 1996 году. Его 410-сильный мотор позволял брать на буксир автопоезда снаряжённой массой до 40 тонн на скорости до 105 км/ч.

Автомобиль ЗИЛ-432720 с колёсной базой 3340 мм был поставлен на производство в 1998 году. Шасси модели 432722 имеет предназначение для монтажа специальных надстроек коммунально-дорожных служб.

© Copyright: Владимир Винников, 2023

Регистрационный номер №0517428

от 21 мая 2023

[Скрыть] Регистрационный номер 0517428 выдан для произведения:


 

Мы познакомились с ним на ВДНХ в павильоне «Рабочий и колхозница» в 2018 году.

ВДНХ - это выставочный комплекс на северо-востоке Москвы, входит в 50 крупнейших выставочных центров мира, второй по величине в столице. Сегодня ВДНХ - уникальное пространство музейно-выставочных проектов, международных деловых выставок и конгрессов, фестивалей и праздников. ВДНХ - Выставка достижений народного хозяйства.

Практика проведения промышленных выставок показала огромную популярность таких мероприятий. Оказалось, что показ достижений науки и техники, сельскохозяйственного производства не менее популярен у населения, чем художественные вернисажи и музыкальные фестивали.

Советскому Союзу принадлежит первенство в организации постоянно действующей экспозиции лучших образцов отечественного производства. Время показало правильность и своевременность создания подобной выставки. Постройка ВДНХ сама по себе стала достижением - этот комплекс прочно вошёл в число самых посещаемых и любимых мест в Советском Союзе, затем в России.

История ВДНХ.

Советское руководство большое внимание уделяло агитации и пропаганде нового строя. Постоянно действующая выставка, на которой представлены лучшие образцы сельскохозяйственной продукции, должна была наглядно демонстрировать успехи выбранного социалистического пути.

Первую выставку открыли в 1923 году на Воробьёвых горах. В своём полном названии она, кроме целевого обозначения - «сельскохозяйственная выставка» имела дополнение - «кустарно-промышленная».

Это было время НЭПа, единоличники крестьяне и артели кустарей считались обычным явлением. Идея выставочного комплекса плохо сочеталась с замыслом властей, постулаты коммунизма отрицали мелкое частное предпринимательство. Поэтому выставка на Воробьёвых горах проработала менее одного месяца и была закрыта.

Но сама идея не исчезла, к ней вернулись в 1935 году на втором съезде передовиков-колхозников СССР. К этому времени в стране прошла массовая коллективизация, единоличников и остальных крестьян объединили в колхозы. Возникла пропагандистская необходимость наглядными примерами доказать правильность выбранного пути, продемонстрировать достигнутые успехи. Учитывая это, становится понятным единогласное одобрение делегатами предложения комиссара земледелия Чернова о проведении сельскохозяйственной выставки в Москве.

Выбор участка для постройки комплекса сопровождался дискуссией по наиболее рациональному его размещению.

Остановились на территории возле Тимирязевской академии. Но этот вариант не прошёл, поскольку предлагаемая площадка была сильно вытянута в длину и требовалось отселить более 10 тысяч человек. Устроившим всех решением стало выделение земли восточнее Останкино. Здесь была относительно ровная малозаселённая местность, к тому же неподалёку проходило Ярославское шоссе.

Первоначально планировалось сдать объекты к ноябрьским праздникам 1936 года. Но организация осуществлялась неэффективно, планы и проекты долго утверждались в инстанциях, плотницкие бригады имели низкий профессиональный навык.

Большинство зданий и павильонов планировалось построить из дерева, однако пиломатериалы не соответствовали требованиям (сырой лес). Всё это тормозило строительство. Сроки сдачи неоднократно переносились. В результате группа руководителей проекта была репрессирована.

Под новым руководством проект реализовали к лету 1939 года. Первые посетители смогли ознакомиться с выставочным комплексом 1 августа того же года. Открытие было торжественным, многие архитекторы и строители получили государственные награды.

Несмотря на то, что до начала войны ВСНХ проработала недолго, её успели посетить более 10 миллионов человек. В годы войны помещения и павильоны выставки приспособили для нужд фронта. Фактически выставка не работала вплоть до 1948 года, проводились только выборочные экскурсии.

Начиная с 1948 года в течение шести лет, происходила грандиозная реконструкция и перестройка всего выставочного комплекса. Территория заметно увеличилась, возвели новые павильоны. Все здания стали капитальными с богатейшей национальной отделкой.

Множество скульптур в стиле соцреализма украшали постройки, появились два новых фонтана — «Дружба народов» и «Каменный цветок».

Полностью перестроили Центральный павильон в духе сталинского ампира, на нём появился золочёный шпиль со звездой, вход на ВСНХ открывала триумфальная арка.

В 60-е годы комплекс стал называться Выставкой Достижений Народного Хозяйства - ВДНХ. Изменилась тематическая направленность - вместо национального представительства предпочтение отдали отраслевым направлениям. Многие считают, что в результате этого выставочный комплекс многое потерял.

В дальнейшем выставка постоянно совершенствовалась, пополнялась новыми экспозициями.

За исключением 90-х годов, когда многое в нашей стране подверглось испытанию на прочность. В эти годы ВДНХ переименовали во Всероссийский Выставочный Центр, а на деле превратили в обычную «барахолку».

В 2014 году название вернули, на восстановление и реконструкцию исторического облика федеральные власти и правительство Москвы выделило значительные суммы. Задача одна — вернуть выставке значение главной площадки показа достижений в области сельского хозяйства, науки и техники, вновь сделать всю территорию привлекательным местом отдыха.

Масштаб восстановительных работ превзошёл все проводимые до этого мероприятия по благоустройству территории Москвы, одного только мусора вывезли более 10 тыс. тонн.

Ликвидированы все лотки, «забегаловки» и несоответствующие требованиям объекты общепита. Вместо них устроены современные кафе, организована продажа мороженого и прохладительных напитков.

На освободившихся площадях оборудованы лекционные и выставочные залы. Производится массовая замена старых деревьев, посадка кустарников и цветов.

Сегодня ВДНХ в Москве - это небольшой город с территорий порядка 320 гектар. В нём есть своё электрическое и водоснабжение, коммунальные, ремонтные службы и даже собственный общественный транспорт.

Организационно комплекс включает также Останкинский парк и Ботанический сад.

Третья часть всей территории - пешеходная зона. В пределах территории оборудованы поля для мини-футбола, баскетбольные и волейбольные площадки, верёвочный парк, зимний ледовый каток на ВДНХ считается крупнейшим в мире.

На ВДНХ регулярно проводятся фольклорные и музыкальные фестивали, кулинарные конкурсы, показы мод. Выставочный комплекс пользуется большим успехом у москвичей и гостей столицы, как отличное место для отдыха.

 

С 2017 года московские и  региональные музеи представляют в  павильоне «Рабочий и колхозница» лучшие экспонаты из своих коллекций в рамках выставочной программы ВДНХ. Также павильон является флагманской площадкой образовательной программы ВДНХ. В лектории и на крыше здания проходят мастер-классы, семинары, концерты и другие мероприятия.

В здании комплекса продуманная инфраструктура — здесь комфортно и удобно всем посетителям: можно воспользоваться несколькими лифтами, проходом-пандусом между этажами, комнатой матери и ребенка, а после лекций и мастер-классов — заглянуть в сувенирный магазин.

Приятно провести время можно и на мероприятиях, которые проходят под открытым небом, — прямо у подножия 24-метровой статуи: на крыше постамента «Рабочий и колхозница», откуда открывается потрясающий вид на Москву.

Музейно - выставочный центр "Рабочий и колхозница" был торжественно открыт 4 сентября 2010 года в воссозданном объекте культурного наследия павильоне-постаменте в пропорциях, повторяющих аналогичное сооружение, созданное в 1937 году по проекту Бориса Иофана для Всемирной выставки в Париже. Венчает постамент знаменитая скульптура Веры Мухиной "Рабочий и колхозница". Габариты постамента - 21х65,5 метра. Высота - 34,5 метра. Высота скульптуры - 23,5 метров. В здании единовременно может находиться до 1200 человек. Это большой музейно-выставочный комплекс, где расположен музей, три этажа с залами для сменных выставочных экспозиций, конференц-зал.

Экспозиция музея раскрывает историю создания павильона и скульптуры для Всемирной Парижской выставки 1937 года. Здесь экспонируются архивные документы и фотографии, макеты сооружений, живописные работы и скульптура, а также мемориальные вещи, принадлежащие Борису Иофану и Вере Мухиной. Демонстрируется документальное кино.

В 2017 году Музейно-выставочный центр "Рабочий и колхозница", входивший в структуру Музейно-выставочного объединения "Манеж", перешел в ведение ВДНХ и был переименован в Павильон "Рабочий и колхозница". На разных этажах павильона проходят выставки, лекции, мастер-классы, семинары, кинопоказы и другие мероприятия.

В здании комплекса продуманная инфраструктура — здесь комфортно и удобно всем посетителям: можно воспользоваться несколькими лифтами, проходом-пандусом между этажами, комнатой матери и ребенка, а после лекций и мастер-классов — заглянуть в сувенирный магазин.

   Приятно провести время можно на мероприятиях на открытом воздухе прямо у подножия 24-метровой статуи, то есть на крыше павильона «Рабочий и колхозница», откуда открывается потрясающий вид на Москву

 Павильон-постамент в пропорциях, повторяющих аналогичное сооружение, созданное в 1937 году по проекту Бориса Иофана для Всемирной выставки в Париже. Венчает постамент знаменитая скульптура Веры Мухиной "Рабочий и колхозница". Габариты постамента - 21х65,5 м. Высота - 34,5 м. Высота скульптуры - 23,5 м.

 

 Разглядывая панораму Москвы с крыши, мы разговорились, а потом пошли в главные ворота, выбрали лавочку и долго беседовали.

После беседы, я уже дома, в Интернете нашел много статей, на которые ссылался бывший слесарь заводы ЗИЛ, а теперь пенсионер.

 

История автомобильного завода имени И.А. Лихачева (ЗИЛ) начинается в августе 1960 году. История завода и марки ЗИЛ – завод основан торговым домом «Кузнецов, Рябушинские и К?». Завод имени Лихачёва  - автомобилестроительное предприятие в СССР и России, существовавшее в 1916-2015 годах. Полное наименование - Публичное акционерное общество «Завод имени  И. А. Лихачёва» (до 2015 года - Открытое акционерное московское общество «Завод имени И. А. Лихачёва»), официальное сокращённое наименование — АМО ЗИЛ. Численность работников в советские времена достигала 70 000 человек.

Названия завода ЗИЛ:

20.07.1916         Ремонтно-производственные мастерские 

01.08.1918         Автомобильное московское общество       АМО

30.04.1923         Завод АМО имени Пьетро Ферреро 

1925 1-й Государственный автомобильный завод      1-й ГАЗ

01.10.1931         1-й государственный автомобильный завод имени Иосифа Виссарионовича Сталина   ЗИС

26.06.1956         Московский дважды ордена Ленина ордена Трудового Красного Знамени ордена Октябрьской Революции автомобильный завод имени Ивана Алексеевича Лихачёва       ЗИЛ.

13.07.1971         Производственное объединение «Московский трижды ордена Ленина ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод имени Ивана Алексеевича Лихачёва»    ПО ЗИЛ

23.09.1992         Акционерное московское общество открытого типа «Завод имени Ивана Алексеевича Лихачёва»         АМО ЗИЛ

15.07.1996         Открытое акционерное московское общество «Завод имени Ивана Алексеевича Лихачёва»         АМО ЗИЛ

02.07.2015         Публичное акционерное общество «Завод имени Ивана Алексеевича Лихачёва»         АМО ЗИЛ

 

2 августа (по старому стилю – 20 июля) 1916 года считается датой основания завода ЗИЛ. В тот день генералом-майором Г. Кривошеиным, в Тюфелевой роще, что под Москвой, перед большим количеством народа был заложен первый камень, ставший основой фундамента нового завода. Основными же лицами проекта являлись Сергей и Степан Рябушинские – известные предприниматели и А. Кузнецов, известный, как владелец «Переяславской мануфактуры». Рябушинские планировали начать на заводе производство полуторатонного грузовика «ФИАТ-15 Ter» (образец 1915 года) и параллельно производить штабные легковые автомобили, лицензия на которые принадлежала французскому предприятию Hotchkiss.

 

В Тюфелевой роще прошло торжество, посвящённое началу постройки автомобильного завода, на котором планировалось выпустить 150 грузовиков к марту 1917 года. Однако определенные трудности помешали планам на строительство завода, и Рябушинские закупают машино-комплекты «Ф-15» в Италии.

Первый директор АМО, Дмитрий Дмитриевич Бондарев, талантливый инженер, который ранее возглавлял Русско-Балтийский вагонный завод. Ядром коллектива московского завода стали инженеры-техники и бывшие рабочие автомобильной ветки рижской фирмы.

Однако, Октябрьская революция, с последующей гражданской войной и разрухой помешали строительству завода, который так и не был построен. К моменту революции завод был завершён на 95%. АМО национализировали 15 августа 1918 года, обвинив Рябушинских в срыве условий контракта, подписанного с Военным ведомством.

Индустриализация на пару с коллективизацией в несколько раз увеличивают потребность в автомобилях, однако национализация превратила завод в мастерскую по ремонту иностранных грузовиков. Период с 1919 по 923 завод ремонтировал в основном американские 3-тоные «Уайты», параллельно пытаясь наладить производство моторов.

В то время грузовик могли запустить в производство, однако предпочтение в результате отдали «ФИАТ-15 Ter», к которому имелись чертежи и конструкция которого была более лёгкой. К тому же, за эти годы предприятием было восстановлено 230 автомобилей, средний ремонт был произведён для 18, а текущий для 67. Мотоциклов было отремонтировано 137.

Начало производства автомобилей.

В 1917 году на заводе собрали 432 грузовика, в следующем году – 779, и 108 автомобилей в 1919. Но, при этом, для изготовления собственных автомобилей завод не был достроен. Виной тому – октябрьская революция и война.

Национализация превратила недостроенное предприятие в несколько крупных мастерских, специализировавшихся по ремонту автомобилей и другой техники. С начала 1920 г. АМО принимало участие в советской танковой программе. В период с февраля по июль здесь изготовили 24 танковых двигателя танка «Русский Рено».

30 апреля 1923 года Завод получил имя коммуниста Ферреро, итальянца, убитого фашистами. Но лишь в марте 1924 года завод получил правительственный заказ изготовить первую партию советских грузовиков.

В 1925 году заводу было дано имя 1-го Государственного автомобильного завода. В 1927 года директором завода стал И.А. Лихачёв. Завод подчинялся автотресту, который решил заняться его реконструкцией.

Производство набирало обороты. 1930 год был ознаменован покупкой лицензии на американский грузовик Autocar-5S с грузоподъёмностью в 2,5 тонны. В планах было выпускать грузовики посредством конвейерного способа.

Запуск реконструированного завода произошёл в 1931 году, а 1 октября того же года, ему было присвоено имя Сталина (Завод имени Сталина, ЗИС). 25 октября 1931 – дата запуска первого советского сборочного автомобильного конвейера, который выпустил первую партию из 27 грузовиков АМО-3.

Во время первых пятилеток, подчиняясь Генеральному плану реконструкции Москвы, было запущено жилищное строительство. Рабочие заводов «Динамо» и «Амо» были размещены в строившемся посёлке Дубровка.

21 августа 1933 года Совнаркомом СССР было принято произвести вторую реконструкцию завода, что было направлено расширить модельный ряд автомобилей.

Пройдя реконструкцию 33-37 годов, ЗиС произвёл новую модификацию – ЗИС -5, которому дали прозвище «Захар». С 1934 года начали выпускаться грузовики ЗИС-6, автобусы ЗИС-8. Легковые автомобили ЗИС-101 начали сходить с конвейера в 1936 году. Спецавтомобили на базе ЗИС и АМО производились многими предприятиями. Кареты «скорой помощи» начали производить в конце двадцатых годов. Для них использовались грузовые шасси АМО-Ф-15. Опытные модели термо-фургонов были построены в 1932-33 годах на базе шисси АМО-4. Завод «Аремкуз» в том же году выпускал хлебные фургоны на шасси АМО-3, ЗИС-5.Ленинградский молочный комбинат стал выпускать изометрические молочные цистерны в 1934 году.

Военный период.

Завод был эвакуирован из Москвы на восток 15 октября 1941 года. Оборудование завода было перевезено в города Ульяновск, Щадринск, Челябинск, Миасс. Основой новых заводов стало эвакуированное оборудование и люди. Так появились Ульяновский, Уральский автомобильные заводы, Челябинский кузнечно-прессовый, а также Шадринский агрегатный завод.

В конце 41-го года оригинальный завод подготовили к уничтожению и остановили. Но после того как Красная Армия провела успешное наступление зимой 41-42 годов, ЗИС начал понемногу работать, а в июне 1942 года эта работа принесла плоды в виде военных грузовиков ЗИС-5В (собран, из деталей раннего выпуска), полугусеничных тягачей ЗИС-22 и ЗИС-42 и всяческого вооружения для фронта. Первый «Захар» был выпущен в Ульяновске 30 апреля 1942 года. В основе послевоенного грузовика ЗИС-150 лежит один из вариантов ЗИС-15 , ЗИС-15К.

Приблизительно сто тысяч грузовиков ЗИС-5В, ЗИС-42, ЗИС-42М и санитарных автобусов ЗИС-16С было произведено в годы войны. В то же время, в июне 1942 года ЗИС наградили первым орденом Ленина за безупречную организацию производства вооружения и боеприпасов.

Осенью 1942 года завод имени Сталина получил указание от руководства страны: своими силами начать разработку и конструирование нового легкового автомобиля. На предприятие специально пригласили Андрея Николаевича Островцева, заместителя главного конструктора по легковым автомобилям. Ему и была поручена работа по созданию машины ЗИС-110 и всех, необходимых в будущем, её модификаций. 20 сентября 1944 года ГКО (Государственная Комиссия обороны) был утвержден опытный образец ЗИС-110. В сентябре того же года машина ЗИС-110 была поставлена на серийное производство.

В годы войны завод ЗИС выпускал вооружение для фронта. Это и автоматы, мины, снаряды, минометы и прочее.

Поскольку вражеские войска все быстрее приближались к столице, нормальное функционирование предприятия ЗИС находилось под угрозой. В связи с этим 15 октября 1941 года производство остановили, и цеха срочно перекинули на восток. Тем не менее, этот трудоемкий процесс позволил наладить выпуск грузовых автомобилей и их узлов уже к апрелю 1942 года.

Весной 1942 года в городе Ульяновск снова начали выпускать машины, но уже в модернизированном и упрощенном виде, под маркой ЗИС – 5В. Производство в Москве было налажено к лету 1942 года, а выпуск ЗИСов на Уральском автозаводе Миасс начался летом 1944 года.

 

После победы на Германией были вскрыты гитлеровские архивы, в которых находились подробные отчёты, описывающие испытания советских автомобилей. Машины Зис оценивались в них особенно высоко. Обладающие исключительной прочностью и неприхотливостью, а также имеющие отменную проходимость. По масштабам производства ЗИС-5 уступал лишь горьковской «полуторке», а благодаря высоким техническим характеристикам имел широкое распространение в армии.

 

Заводу был присвоен Орден Трудового Красного Знамени в октябре 1944 года.

Ещё два десятилетия после победы в войне ЗИС-5 не сходил с конвейеров. Миасским автозаводом производились последовательные совершенствования грузовика. Так возникли модели «УралЗИС-5М», «УралЗИС-355». Вершиной производства стала популярная модель «УралЗИС-355М», выпущенная в 1965 году.

Разгром фашистских войск обеспечил условия для реэвакуации в Москву ряда заводов. 6 января 1941 года ГКО приняло решение о возобновлении производства автомобилей, при этом, не нарушая темпы выпуска оборонной продукции.

В третий раз завод ЗИС реконструировали в 1946 году. Целью реконструкции был выпуск первой послевоенной продукции, а именно грузовых автомобилей ЗИС-150 (начало выпуска в 1947 году), а также грузовых автомобилей с повышенной проходимостью ЗИС-151, которые начали выпускаться с 1948 года.

Ноябрь 1949 года принёс заводу награду вторым орденом Ленина за заслуги в области советского автостроения, а также в связи с 25-нем юбилеем производства советского автомобиля.

30 апреля 1950 года в производство завода были включены холодильники, январь 1951 года ознаменовался выпуском первого велосипеда, производство которых продолжалось вплоть до 1959 года.

В начале 1953 года на заводе создали специальное управление, занимавшееся пректированием первого китайского автозавода. Специалистами ЗИС была оказана помощь китайцам в Чанчуне, где был запущен в производство первый китайский грузовик под названием «Цзефан», являвший собой копию ЗИС-150.

В 1954 году по настоянию маршала Жукова на заводе создали конструкторское бюро, которое занималось созданием особой техники для мобильных ракетных систем.

После смерти Ивана Алексеевича Лихачёва в 1956 году заводу присваивают его имя.

Конец этого года ознаменован сборкой по два образца послевоенных грузовых автомобилей второго поколения (ЗИЛ-130, ЗИЛ-131).

В 1957 году начинается производство автомобиля ЗИЛ-164, 164А, который пришёл на смену ЗИС-150. Двигатель этого автомобиля был модернизирован, а задний мост обзавёлся штампованной балкой.

На смену автобусу ЗИС-155 пришла новая модель – ЗИЛ-158.

В период с 1975 по 1989 годы завод выпускал ежегодно по 195-210 тысяч грузовиков. В 90-х объем производства стал стремительно сокращаться, в 1996 году составив лишь 7,2 тысяч грузовиков, однако позже снова вырос до 21-22 тысяч.

В период 1924-2006 на заводе было произведено 7 миллионов 853 тысячи 985 грузовиков, 39 тысяч 501 автобус, а также 12 тысяч 145 легковых автомобилей (с 1936 по 2006 годы).

К тому же, с 1951 по 2000 год произведено 5 с половиной миллионов бытовых холодильников, 3,24 миллиона велосипедов всего за 8 лет производства. При этом на экспорт было поставлено более чем 630 тысяч автомобилей, вывозившихся в 51 страну мира.

В 1978 году устаревшая представительская модель ЗИЛ-114 была заменена на ЗИЛ-4104.

С 1979 года вместо ЗИЛ-133Г2 стали выпускаться грузовики ЗИЛ-133ГЯ, которые комплектовались дизельным двигателем КамАЗ-740 мощностью в 210 л.с., а также 10-ступенчатой коробкой передач и имели усиленные рессоры.

Огромную роль завод сыграл в производстве КамАЗа. Именно ЗИЛ спроектировал литейный и автосборочный корпусы. Образцы созданных грузовиков стали основой моделей автомобилей из Набережных Челнов.

 

Самая крупная реконструкция в истории завода началась в 1982 году и совпала с кардинальными экономическими изменениями в стране.

1984 год ознаменован выпуском первых автомобилей ЗИЛ-130 с модернизацией переднего привода под индексом ЗИЛ-431410. Однако в 90-е годы производство этой модели (а также ЗИЛ-131Н) перевели на Уральский автомоторный завод, расположенный под Екатеринбургом в Новоуральске.

В начале 90-х годов засекреченное ранее производство спецвездеходов преобразовалось в ОАО «Вездеход ГВА». В название предприятия вошли инициалы создателя вездеходной техники В. А. Грачёва.

Аварийно-спасательная амфибия «Синяя птица» стала наиболее интересным экспонатом. Она предлагалась как в грузовом (ЗИЛ-4906), так и в грузопассажирском (ЗИЛ-49061), имевшими привод 6 на 6, а также двигатели на бензине или дизеле мощностью 136-185 л. с., бортовую десятиступенчатую трансмиссию, дисковые тормоза, независимую торсионную подвеску, стеклопластиковый кузов, который был оборудован радионавигационными приборами со средствами спасения.

 

Настоящее время.

Когда в декабре 1991 года СССР распался, многолетние внутрисоюзные связи разорвались. Поэтому было проведено пересмотрение и расширение производственной программы, чему способствовала конкуренция с иностранными фирмами, которая стала новизной в истории ЗИЛа.

ПО ЗИЛ было приватизировано 23 сентября 1992 года, преобразовавшись в «АМО ЗИЛ», сохранив торговую марку «ЗИЛ». Совет директоров стал новым в истории завода управленческим органом, был принят собранием акционеров. В 1992 году, в связи с обновлением рынка, был разработан 3-х тонный малотоннажный ЗИЛ-5301. Мэр Москвы Лужков дал ему знаменитое прозвище «Бычок».

В 1992 году было изготовлено небольшое количество седельных тягачей ЗИЛ-4421 специально для кольцевых гонок на грузовиках (мощность машин до 900 кг.)

Последний грузовик ЗИЛ-130 сошёл с конвейера 30 декабря 1994 года. В том же году начинается мелкосерийное производство семейства ЗИЛ-5301, шасси которого послужило базой автобусам и цельнометаллическому фургону, вместимостью 15+1 и 21+1.

Магистральный седельный тягач ЗИЛ-6404 был представлен в 1996 году. Его 410-сильный мотор позволял брать на буксир автопоезда снаряжённой массой до 40 тонн на скорости до 105 км/ч.

Автомобиль ЗИЛ-432720 с колёсной базой 3340 мм был поставлен на производство в 1998 году. Шасси модели 432722 имеет предназначение для монтажа специальных надстроек коммунально-дорожных служб.

 
Рейтинг: 0 214 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!