ГлавнаяПрозаМалые формыРассказы → Помню 39. Фермер ч. 1

Помню 39. Фермер ч. 1

27 августа 2023 - Владимир Винников


 

Познакомился недавно с одним фермером в Можайском районе Московской области.

У него небольшое стадо крупного рогатого скота, и, он имеет свой магазин, на него работает двадцать человек наёмных работников.

Фермер на вопрос - почему постоянно растут цены на продукты питания, ответил быстро: «По словам Кричевского единственными причинами роста цен на продукты питания являются «картелизация и монополизация» их производства».

 

После разговора с фермером, я изучил много материалов, потому, что меня, как и основное население страны беспокоит тот факт, что цены на продукты растут постоянно и некоторые категории граждан, уже не в состоянии покупать мясные деликатесы, даже рыбу, масло с молоком ежедневно, или хотя бы по одному разу в неделю.

Россия оказалась далеко не единственной страной в мире, где в последнее время существенно выросли цены на продукты питания.

Цены, на какие продовольственные товары будут расти сильнее всего, как происходящее связано с ситуацией на мировом и российском рынках – и какими способами можно было бы замедлить этот процесс?

Согласно данным официальной статистики, в 2021 году цены на продукты питания в России выросли почти на 8% – этот показатель почти вдвое выше, чем средние темпы инфляции. Наиболее значительный скачок цен Росстат зафиксировал на овощи (20%), сахар и кондитерские изделия подорожали почти на 14%, фрукты – на 13%, масла и жиры – на 11% и т. д. В начале этого года рост цен продолжился: в январе общий индекс стоимости продуктов питания вырос на 1,2% в сравнении с декабрем, а в годовом сопоставлении – на 8,2% к январю 2020 года.

Эффект неполного импортозамещения

В конечном итоге собственное суждение о динамике цен на еду может сделать каждый. Однако не подлежит сомнению две тенденции. Во-первых, рост продовольственных цен значительно ускорился в сравнении с 2018-2019 годами, когда инфляция в России была на исторически минимальном уровне, а во-вторых, он идет гораздо быстрее, чем во многих других странах. Например, в Евросоюзе в прошлом году продукты питания подорожали всего на 1,1%.

 

Наиболее очевидное объяснение скачка продовольственных цен – очередная девальвация рубля, который в прошлом году потерял более 20% к доллару и более 30% к евро. Несмотря на то, что по многим основным продуктам питания Россия давно достигла почти полной самообеспеченности, валютная составляющая их производства по-прежнему высока. А значит, каждое падение курса рубля неизбежно отражается на стоимости еды на полках магазинов.

Например, в птицеводстве 70% себестоимости формируется за счет кормов, а значительная часть компонентов кормов импортируется, отмечает партнер компании Agro&Food Communications Илья Березнюк. Высокопротеиновый соевый шрот, половину которого Россия импортирует из Бразилии и Парагвая, в прошлом году подорожал на 40%. Также птицеводы закупают за валюту вакцины (в основном в Евросоюзе), витамины, премиксы, оборудование, аминокислоты и т. д.

С аналогичными проблемами столкнулись и другие страны с нестабильными валютами. В той же Бразилии из-за девальвации местного реала значительно выросла себестоимость производства мяса бройлера. В России же, помимо девальвации, сработали и другие факторы. Например, плохой урожай, как в случае с подорожанием сахара, рост цен на мировых биржах, который способствовал увеличению внутренних цен на зерно, постоянное повышение тарифов на энергоносители, стоимости ГСМ и т. д.

 

Но в целом, подчеркивает эксперт, рост цен на продовольствие – это общемировая тенденция. Ценовой индекс Продовольственной организации ООН растет уже девять месяцев подряд, приблизившись к семилетнему максимуму. Только в феврале мировые цены на продукты питания подскочили на 2,4% по сравнению с январем.

Свою лепту в этот процесс вносит падение ставок центробанков по всему миру до исторически минимальных уровней, добавляет ведущий аналитик инвесткомпании QBF Олег Богданов. Доступ к деньгам значительно упростили и масштабные операции количественного смягчения, которые резко увеличили объем денежной массы. Как результат, во многих странах начала расти инфляция. Рост цен на продовольствие будет продолжаться до тех пор, пока регуляторы не повысят свои ставки выше уровня инфляции, считает Богданов. Больше всего, по его мнению, будут расти в цене стандартизированные продукты, которые торгуются на мировых биржах: пшеница, говядина, соя, сахар и т. д.

Цены будут расти на все продукты, ведь уровень затрат сельхозпроизводителей тоже растет, прогнозирует Алиса Храмова, доцент кафедры коммерции и торгового дела университета «Синергия»: в первую очередь, по ее словам, подорожают зерно, мука, крупа, хлеб, яйца, молоко и мясо. В дальнейшем, прогнозирует президент агрохолдинга ГК «Кабош» Дмитрий Матвеев, наиболее вероятен рост цен по продуктам, которые сейчас очень востребованы на мировых рынках (в силу сезонного неурожая или по другим причинам), и по продуктам, в производстве которых очень высока доля расходов на импортное оборудование и ингредиенты. Этот список достаточно широк: зерно, соя, овощи, сахар, масло, кондитерские изделия. При этом производители отечественных ингредиентов и оборудования будут стремиться выровнять внутренние цены на свою продукцию в соответствии с экспортными. Было бы наивно их за это судить, считает эксперт: «Рыночная экономика – это взаимозависимый механизм. Как только происходят резкие значимые изменения в одном компоненте, возникает эффект домино по всей системе». 

Не все девальвации одинаково полезны

Нынешний рост цен на продовольствие ощущается людьми гораздо сильнее, чем пять-шесть лет назад, потому что тогда подорожание продуктов было главным образом обусловлено внутрироссийскими причинами, отмечает Илья Березнюк. На мировом рынке продовольствия в тот момент, наоборот, происходило снижение цен. Теперь же к зависимости России от глобальной конъюнктуры добавляется не только новая девальвация, но и эффект от падения доходов населения на протяжении последних семи лет.

Сейчас, добавляет Людмила Шкваря, профессор экономического факультета РУДН, в основе подорожания продовольствия лежит неопределенность ожиданий. Производители и продавцы, повышая цены, хотят создать для себя некую финансовую «подушку безопасности», поскольку не вполне понимают, что будет завтра. И здесь вступают в действие законы рынка: продовольствие, в отличие от промышленных товаров, будут покупать всегда.

«Рост цен на продовольствие не прекратится. Сократиться может лишь темп этого роста – по отдельным позициям, таким как сезонные овощи и фрукты, цены стабилизируются с появлением нового урожая», – прогнозирует эксперт. Этот же момент подчеркивает Юрий Ляндау, заведующий базовой кафедрой РЭУ им. Г.В. Плеханова. По его мнению, основные причины подорожания скрыты не в мировых процессах, а в организации продовольственного рынка в России:

«К сожалению, торговые сети полностью уничтожили малый бизнес – конкурировать с ними или стать их поставщиком малому бизнесу невозможно, сетям это просто не интересно. В результате сети спокойно завышают цены, получают огромные прибыли, которые уходят за границу, так как их бенефициары в основном расположены в офшорах. Иначе как можно объяснить, что за два месяца «нормальный» хлеб в одной из крупнейших сетей подорожал почти вдвое? В то же время есть небольшие сети, которым удается устанавливать относительно адекватные цены и устраивать акции с большими скидками – но это лишь подчеркивает, что в магазинах формата «около дома» цены на продукты могут быть завышены на 15-50%».

О непрозрачности ценообразования на российском рынке продовольствия говорит и Кристина Романовская, руководитель племенного хозяйства «Лазаревское» из Тульской области. Сейчас, по ее словам, цена на свинину в живом весе составляет 135 рублей за килограмм, хотя прошлой осенью она была около 90 рублей. «Это, – подчеркивает представитель отрасли, – цена предложения свиноводческих предприятий «с места», а что происходит дальше, в каком месте логистических цепочек возникает рост цены, мы не узнаем, потому что вертикально интегрированные холдинги этого не скажут. Это их поляна для маневра: допустим, если на правительственном уровне принимается решение о предельных ценах на мясо, то взлетят полуфабрикаты или колбаса. Что, кстати, уже и происходит».

Есть и другие сугубо российские факторы, которые вносят свою лепту в подорожание продовольствия. Доцент кафедры национальной экономики ЭМИТ РАНХиГС Владимир Трегубов напоминает, что в этом году ожидается начало обязательной маркировки молочной продукции, которая была отложена в прошлом году. По имеющимся оценкам, молочная отрасль будет тратить на маркировку 3-5 млрд рублей ежегодно, и эти затраты будут переложены в конечную стоимость товаров. Внесет свой вклад и ожидаемый рост цен на моторное топливо на 3-6% по итогам года, а это означает рост цен практически на все товары, поскольку в их себестоимость всегда входит логистика.

Рынок тонких настроек

«Поверьте, нет никакого желания и никакого настроя на то, чтобы какими-то нерыночными методами прижимать бизнес, который на марше, развивается и показывает такие замечательные результаты», – заявил недавно Владимир Путин в ответ на утверждение аграриев в лице председателя совета директоров холдинга «Русагро» Вадима Мошковича, что рост цен на сельхозпродукцию связан с ростом издержек предприятий АПК. Представители отрасли в последнее время все больше опасаются, что их достижения последних двух десятилетий будут перечеркнуты государством. Они не устают повторять, что свободный рынок продовольствия в России – это результат появления в стране частной собственности на сельскохозяйственные активы. Именно поэтому последние попытки административно отрегулировать цены на продовольствие вызывают у его производителей ожидания, что итогом благих намерений государства могут снова стать пустые полки магазинов.

Однако было бы неправильно считать, что российские аграрии все как один сторонники пресловутой «невидимой руки рынка», которая сама без участия государства установит равновесные цены. Напротив, производители продовольствия только приветствуют усилия властей по регулированию рынка – если только они направлены на правильно выбранные цели.

«Меры, направленные на сдерживание роста цен на продовольствие, могут быть краткосрочными, сиюминутными – эти меры государства мы уже видим, и долгосрочными, – говорит Людмила Шкваря. – Последние наиболее эффективны – это прежде всего рост конкуренции на рынке продовольствия, включая конкуренцию розничных сетей, которые представляют собой чистую олигополию, допускающую ценовой сговор.

Особенно полезным в долгосрочной перспективе было бы непосредственное государственное участие в продажах продовольствия в виде, например, государственных магазинов».

 Сдерживать цены запретительными мерами – это значит продлевать агонию, добавляет Кристина Романовская. По ее словам, цены можно субсидировать, но производителей никак нельзя заставить держать цены, поскольку это не соответствует их реальным затратам. Но и субсидии, настаивает представитель отрасли, должны направляться адресно: нужно стимулировать создание не вертикальных холдингов, где субсидии исчезнут без следа, а развитие кооперации, горизонтальных цепочек между сельхозпредприятиями и производителями, перерабатывающими заводами.

Административными методами существенно снизить продуктовую инфляцию не получится, констатирует Евгений Миронюк, аналитик инвесткомпании «Фридом Финанс». Фактического дефицита сахарного песка и подсолнечного масла, конечно, не будет, но ожидания дефицита могут привести к тому, что покупатели опустошат полки с этими товарами.

Попытка обуздать инфляцию «сверху» через директивное регулирование цен лишь приведет к ее взрывному росту в среднесрочной перспективе, нарушит инвестиционные циклы в отрасли и приведет к сокращению производства, уверен Дмитрий Матвеев.

 Государство, считает Илья Березнюк, может влиять на многие составляющие себестоимости продуктов питания с помощью косвенных и стимулирующих мер – например, фиксируя цены на ГСМ на период посевной и уборочной кампаний. Существуют и эффективные меры налоговой политики, такие как временное снижение НДС на базовые продукты питания, что было сделано в период пандемии в Германии. Много лет обсуждается и такой механизм помощи малоимущим, как введение продуктовых карточек (этот механизм зарекомендовал себя в Бразилии, США и других странах), но реального движения в этом вопросе тоже нет.

 

«Сейчас Минсельхоз старается разработать любые возможные механизмы сдерживания цен в рамках своих полномочий, но макроэкономические, налоговые и тарифные рычаги для него недоступны – это прерогатива других ведомств, – утверждает эксперт. – Просто удержать российские цены на продовольствие заградительными мерами от мирового рынка практически невозможно. Поэтому единственным реальным способом борьбы с ростом цен на продовольствие остается повышение благосостояния населения при создании механизмов поддержки производителей при резких ценовых скачках. Других вариантов не существует: продукты питания при существующей модели ценообразования будут дорожать и дальше во всем мире».

 

Николай Платошкин рассказал, почему в России зашкаливают цены на продукты питания

Непрерывный рост цен на продукты питания  одна из самых обсуждаемых тем в России, причем среди всех возрастных категорий, что неудивительно, ведь кушать все хотят.

Особенно в 2021 году, когда цены на продукты бьют рекорды

Непрерывный рост цен на продукты питания  одна из самых обсуждаемых тем в России, причем среди всех возрастных категорий, что неудивительно, ведь кушать все хотят.

Сначала резко подорожали сахар и подсолнечное масло. Причем так, что пришлось вмешаться президенту, который велел правительству заморозить цены на данные товары.

А с марта 2021 года начали бурно расти цены буквально на все продукты питания. Майонез подорожал в 1.5 раза, гречка в 2 раза, курица на 30-40%, яйца на 50%, хлеб на 20%, крупы, спагетти — на 25% и т.д..

А в июне обезумели цены на овощи, которые подорожали в 2-3 раза. Морковь подскочила в цене до  150 руб. за килограмм, свекла до 120 руб., картофель до 110 рублей. Они стали стоить дороже, чем бананы, в 1.5-2 раза ?! А год назад они стоили в конце июня: 35, 30, 39 рублей соответственно.

Цены на продукты питания в России зашкаливают по следующим причинам:

1. Абсурдно высокие цены на энергоносители, на такие, как газ и бензин, стоимость которых заложена в цену любого товара;

2. Безмерная коррупция, ведь откаты чиновникам, берущим взятки, заложены в стоимость всех товаров;

3. Монополия в России крупных сетевых магазинов, большая часть которых принадлежит иностранным компаниях; они в обычное время накручивают 50-100%, а в период ажиотажного спроса и дефицита ряда товаров, их маржа возрастает до 250-300%;

4. Сговор монополистов.

Чтобы реально и долгосрочно снижать цены, необходимо потеснить монополистов, сетевиков, для этого надо создать благоприятные условия всем производителям. Упростить их выход на рынок, убрать налоговый прессинг. Чтобы они не сдавали свою продукцию перекупщикам за копейки, а сами имели возможность торговать своими товарами. На рынках и мини-рынках. Рынках «Выходного дня».

 

«Надо только захотеть, а вот с этим проблемы». -Николай Платошкин.

 

Фермер был прежде председателем колхоза, он очень был недоволен, что колхозы практически насильно ликвидировали.

Разрушение колхозов было произведено по плану с целью уничтожения русской общины, на которой веками держалось российское государство.

Реорганизация колхозов и совхозов - главное звено аграрной и земельной реформ. Необходимость его проведения социально-экономически не была обоснована.

Главная идея - «вернуть крестьянам землю», заменить крупное производство мелким, крестьянским; параллельно развивать новые, капиталистические формы ведения сельского хозяйства.

Необходимость обосновывалась тем, что: колхозы и совхозы не способны обеспечить страну продовольствием и иной сельскохозяйственной продукцией; по своей социально-экономической природе они не вписывались в рыночные условия. Формирование конкурентной среды в аграрном секторе экономики страны стало одной из главных целей, на достижение которых были направлены действия реформаторов.

 

Основные направления преобразований: полная замена колхозов и совхозов иными частнопредпринимательскими структурами, обязательная ликвидация нежизнеспособных хозяйств к концу 1993 г., полная свобода рынка земли, сокращение субсидирования сельского хозяйства.

Правовая предпосылка:

1. Принятие 25 декабря 1990 года Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»1. Колхозы, как любые другие виды кооперативов, в Законе не были признаны в качестве самостоятельной организационно-правовой формы и поэтому были не вправе перерегистрироваться.

Основная задача преобразований: перевод производителей сельскохозяйственной продукции с социалистической на капиталистическую основу.

1) стоимость основных и оборотных средств колхоза и совхоза была признана общей долевой собственностью членов колхоза или работников совхоза

2) колхозам и совхозам предложено передавать в собственность сельских Советов народных депутатов объекты социальной сферы, жилой фонд и тд

3) в административном порядке колхозы и совхозы объявлялись несостоятельными (банкротами) и подлежали ликвидации и реорганизации в течение I квартала 1992 г. Члены колхозов и совхозов получали право на беспрепятственный выход из них для создания фермерских хозяйств. Работники группировались и создавали фермерские хозяйства, все сельскохозяйственные предприятия определяли, какие земельные участки будут закреплены за каждым работником и членами его семьи, и какие участки будут переданы в собственность фермерским хозяйствам.

Чуть позже было вынесено решение о том, что не будут допущены насильственные реорганизации хозяйств. Их можно было не ликвидировать полностью, однако колхозы и совхозы вынуждены были реорганизоваться внутренне и перерегистрироваться по новым уставам с измененным правовым статусом. Было обеспечено безоговорочное право выхода работающих, без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия с выделением земельной доли и имущественного пая для организации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Указанное требование означало необходимость проведения процедур приватизации земельных участков, определения имущественных паев.

Порядок приватизации предусматривал следующее:

1) создание в каждом районе, колхозе и совхозе районных и внутрихозяйственных комиссий по приватизации земли и реорганизации хозяйств

2) принятие трудовым коллективом хозяйства решений о выборе формы собственности на землю, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме (деление всей площади угодий на численность лиц, работающих в сельской хозяйстве)

Право на бесплатное получение земли в собственность имели:

а) работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территории;

б) лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий).

В) + временно отсутствующих работников (военнослужащих, стипендиатов) и лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения), и лиц, уволенных по сокращению после 1 января 1992 г.

Владелец имущественного пая и земельной доли мог использовать их следующими способами:

- получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства;

- внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив;

- продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев).

В результате этой реорганизации большая часть земель сельскохозяйственного назначения из государственной собственности была передана в частную, а также общую совместную и долевую собственность.

В результате проведения первого этапа реформы по состоянию на 1 января 1995 года по данным статистики насчитывалось: товариществ - 140, сельскохозяйственных производственных кооперативов (СХПК) - 2227, коллективных предприятий - 2183, колхозов - 6025, совхозов - 3592.

Кроме того, было уже зарегистрировано 270 тыс. крестьянских хозяйств, в том числе 82 тыс. выделились при реорганизации колхозов и совхозов.

Из 28 тыс. колхозов и совхозов 9,6 тыс. (или 35%) сохранили свою прежнюю организационно-правовую форму юридического лица.

Реорганизация колхозов и совхозов на первом этапе реформ практически была завершена. Ее действительная цель — создание и развитие индивидуально-частного крестьянского сектора в сельском хозяйстве и замена совхозов и колхозов новыми предпринимательскими структурами была достигнута, но без ожидаемых положительных результатов в производстве сельскохозяйственной продукции.

 

Основные положения земельной реформы 1990-х годов: законодательная основа, оценка результатов, проблемы.

Экономические преобразования, проводимые в России, потребовали существенно изменить земельные отношения. Формирование рыночных отношений в экономике привело к необходимости ликвидации монополий государственной собственности, включение земли в гражданский оборот и создание земельного рынка. В условиях рыночной экономики необходима была и децентрализация в регулировании земельных отношений. Изменение экономических отношений повлекло и введение платы за земельные участки.

Российская Федерация в начале 90-х гг. XX в. встала на путь земельной реформы. Земельная реформа представляла собой комплекс экономических, организационных и социально-политических мер, которые были направлены на преобразование земельноправового строя на основе создания множественности форм собственности и использования земли, включения ее в систему рыночных отношений.

Земельная реформа, начатая в России в 1990 г., имела следующие цели: осуществление перехода к многообразию форм собственности на землю, землевладения и землепользования; обеспечение социально справедливого и экономически обоснованного перераспределения земель; создание равных экономических условий для всех форм хозяйствования; создание экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования рационального использования и охраны земель; прекращение процесса деградации земли и других связанных с нею природных ресурсов, обеспечение их восстановления.

Государство отказалось от монопольной собственности на землю, но приватизация земли шла медленно, непоследовательно, что порождало путаницу и множество ошибок, особенно в вопросах получения крестьянами права собственности на имущество сельхозпредприятий и землю. Многие нормативные акты противоречили друг другу.

В апреле 1990 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был изменен порядок землепользования в сельских населенных пунктах. Из сельскохозяйственных земель выделялись участки для передачи сельским и поселковым советам. Было разрешено также арендовать земельные участки.

На основании Закона РСФСР от 14 июля 1990 г. "О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР” был создан Государственный комитет РСФСР по земельной реформе.

В конце 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял законы: "О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, "О земельной реформе”; "О социальном развитии села”. Законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве” было установлено, что член колхоза (работник совхоза) имел право выйти из его состава и создать крестьянское хозяйство без согласия трудового коллектива или администрации предприятия. Кроме того, этот закон определил права собственников земельных долей.

В России была провозглашена частная собственность на земельные участки, используемые для сельскохозяйственного производства (земли фермеров, садоводов, земли под личными подсобными хозяйствами, индивидуальным жилищным строительством, животноводческими кооперативами, а также находящиеся в колхозно-кооперативной и коллективно-долевой собственности). Другим категориям граждан и юридических лиц право частной собственности на землю предоставлено не было. Был введен мораторий на куплю-продажу земли (от 5 до 10 лет).

В декабре 1991 г. в соответствии с Указом Президента РФ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы РСФСР” и Постановлением Правительства РФ "О порядке реорганизации колхозов и совхозов” коллективы колхозов и совхозов должны были по своему усмотрению принять решение о переходе к частной, коллективно-долевой и другим формам собственности. При этом разрешалась продажа земли для ведения гражданами крестьянского (фермерского) хозяйства.

23 декабря 1992 г. был принят Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства”.

В конце 1991 г., как и во многих государствах мира, в России были введены платежи за землю: земельный налог, арендная плата, цена земли в случае ее купли-продажи.

С ноября 1992 г. по декабрь 1993 г. было продолжено дальнейшее совершенствование системы регистрации различных форм землевладения и землепользования, проведение учета количественных и качественных характеристик земель, определение подходов к экономической оценке земель в условиях рыночного оборота. За короткий срок было принято более 50 основных нормативных документов для реализации земельной реформы.

Постановлением Правительства РФ от 30 мая 1993 г. был утвержден "Порядок купли-продажи гражданам Российской Федерации земельных участков”, в соответствии с которым мораторий на куплю-продажу земель действовал только для крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных предприятий.

В 1992—1993 гг. были также решены многие политические, экономические, технологические и социальные проблемы, такие как ликвидация монополии государственной собственности на землю и осуществление перехода к многообразию форм собственности на землю, владения и пользования ею; формирование слоя средних и мелких земельных собственников; улучшение структуры управления земельными ресурсами; обеспечение всех желающих граждан приусадебными и садово-огородными участками; внедрение нового экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования рационального использования и охраны земель; реорганизация колхозов и совхозов, приватизация их земельной собственности, образование крестьянских и фермерских хозяйств.

Важным шагом в правовом регулировании земельных отношений являлся Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России”, который впервые отнес землю к объектам недвижимости. Указом были отменены большинство ограничений на отчуждение земли, расширен перечень сделок с земельными долями.

Принятие новой Конституции РФ 12 декабря 1993 г. разрешило главный спорный вопрос в сфере земельных отношений. Конституция закрепила право частной собственности на землю в РФ.

Затем наиболее значимым документом явилось Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. "О порядке определения нормативной цены земли”, установившее нормативную цену земли, равную 200-кратной ставке земельного налога на единицу площади земельного участка.

С 1 января 1995 г. была введена в действие часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации, который определил, что к недвижимым вещам (недвижимому имуществу) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей.

1997 г. ознаменовался важным для развития земельных отношений в Российской Федерации событием: принятием в июле Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (вступившим в силу в феврале 1998 г.). Закон установил основные принципы и порядок государственной регистрации прав на недвижимость и формирования единой системы регистрации, исключив из этой системы органы Госкомзема России.

В 1998—2001 гг. был принят ряд важных законов: "О государственном земельном кадастре”, "О землеустройстве”, "О разграничении государственной собственности на землю” и Земельный кодекс Российской Федерации, значительно продвинувшие проблемы формирования земельных отношений в стране.

В России в 1991—2001 гг. возникло приблизительно 275 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств; были расширены земли сельских населенных пунктов; создан фонд перераспределения земель; начался процесс приватизации земли под предприятиями; приняты законодательные земельные акты; начался рыночный оборот земель; введена платность землепользования; стала формироваться автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра, была обеспечена потребность населения в земельных участках для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства; существенный рост получило индивидуальное жилищное строительство.

Вместе с тем при проведении земельной реформы не были решены вопросы сохранности земель и повышения эффективности их использования. Так, в сельскохозяйственном производстве не используются более 13 млн га пашни, большие площади сельскохозяйственных угодий заросли кустарником и мелколесьем, заболочены, эродированы, опустошены и деградировали. В результате отсутствия финансирования были практически прекращены работы по восстановлению продуктивных угодий, рекультивации нарушенных земель, мелиорации.

© Copyright: Владимир Винников, 2023

Регистрационный номер №0519867

от 27 августа 2023

[Скрыть] Регистрационный номер 0519867 выдан для произведения:


 

Познакомился недавно с одним фермером в Можайском районе Московской области.

У него небольшое стадо крупного рогатого скота, и, он имеет свой магазин, на него работает двадцать человек наёмных работников.

Фермер на вопрос - почему постоянно растут цены на продукты питания, ответил быстро: «По словам Кричевского единственными причинами роста цен на продукты питания являются «картелизация и монополизация» их производства».

 

После разговора с фермером, я изучил много материалов, потому, что меня, как и основное население страны беспокоит тот факт, что цены на продукты растут постоянно и некоторые категории граждан, уже не в состоянии покупать мясные деликатесы, даже рыбу, масло с молоком ежедневно, или хотя бы по одному разу в неделю.

Россия оказалась далеко не единственной страной в мире, где в последнее время существенно выросли цены на продукты питания.

Цены, на какие продовольственные товары будут расти сильнее всего, как происходящее связано с ситуацией на мировом и российском рынках – и какими способами можно было бы замедлить этот процесс?

Согласно данным официальной статистики, в 2021 году цены на продукты питания в России выросли почти на 8% – этот показатель почти вдвое выше, чем средние темпы инфляции. Наиболее значительный скачок цен Росстат зафиксировал на овощи (20%), сахар и кондитерские изделия подорожали почти на 14%, фрукты – на 13%, масла и жиры – на 11% и т. д. В начале этого года рост цен продолжился: в январе общий индекс стоимости продуктов питания вырос на 1,2% в сравнении с декабрем, а в годовом сопоставлении – на 8,2% к январю 2020 года.

Эффект неполного импортозамещения

В конечном итоге собственное суждение о динамике цен на еду может сделать каждый. Однако не подлежит сомнению две тенденции. Во-первых, рост продовольственных цен значительно ускорился в сравнении с 2018-2019 годами, когда инфляция в России была на исторически минимальном уровне, а во-вторых, он идет гораздо быстрее, чем во многих других странах. Например, в Евросоюзе в прошлом году продукты питания подорожали всего на 1,1%.

 

Наиболее очевидное объяснение скачка продовольственных цен – очередная девальвация рубля, который в прошлом году потерял более 20% к доллару и более 30% к евро. Несмотря на то, что по многим основным продуктам питания Россия давно достигла почти полной самообеспеченности, валютная составляющая их производства по-прежнему высока. А значит, каждое падение курса рубля неизбежно отражается на стоимости еды на полках магазинов.

Например, в птицеводстве 70% себестоимости формируется за счет кормов, а значительная часть компонентов кормов импортируется, отмечает партнер компании Agro&Food Communications Илья Березнюк. Высокопротеиновый соевый шрот, половину которого Россия импортирует из Бразилии и Парагвая, в прошлом году подорожал на 40%. Также птицеводы закупают за валюту вакцины (в основном в Евросоюзе), витамины, премиксы, оборудование, аминокислоты и т. д.

С аналогичными проблемами столкнулись и другие страны с нестабильными валютами. В той же Бразилии из-за девальвации местного реала значительно выросла себестоимость производства мяса бройлера. В России же, помимо девальвации, сработали и другие факторы. Например, плохой урожай, как в случае с подорожанием сахара, рост цен на мировых биржах, который способствовал увеличению внутренних цен на зерно, постоянное повышение тарифов на энергоносители, стоимости ГСМ и т. д.

 

Но в целом, подчеркивает эксперт, рост цен на продовольствие – это общемировая тенденция. Ценовой индекс Продовольственной организации ООН растет уже девять месяцев подряд, приблизившись к семилетнему максимуму. Только в феврале мировые цены на продукты питания подскочили на 2,4% по сравнению с январем.

Свою лепту в этот процесс вносит падение ставок центробанков по всему миру до исторически минимальных уровней, добавляет ведущий аналитик инвесткомпании QBF Олег Богданов. Доступ к деньгам значительно упростили и масштабные операции количественного смягчения, которые резко увеличили объем денежной массы. Как результат, во многих странах начала расти инфляция. Рост цен на продовольствие будет продолжаться до тех пор, пока регуляторы не повысят свои ставки выше уровня инфляции, считает Богданов. Больше всего, по его мнению, будут расти в цене стандартизированные продукты, которые торгуются на мировых биржах: пшеница, говядина, соя, сахар и т. д.

Цены будут расти на все продукты, ведь уровень затрат сельхозпроизводителей тоже растет, прогнозирует Алиса Храмова, доцент кафедры коммерции и торгового дела университета «Синергия»: в первую очередь, по ее словам, подорожают зерно, мука, крупа, хлеб, яйца, молоко и мясо. В дальнейшем, прогнозирует президент агрохолдинга ГК «Кабош» Дмитрий Матвеев, наиболее вероятен рост цен по продуктам, которые сейчас очень востребованы на мировых рынках (в силу сезонного неурожая или по другим причинам), и по продуктам, в производстве которых очень высока доля расходов на импортное оборудование и ингредиенты. Этот список достаточно широк: зерно, соя, овощи, сахар, масло, кондитерские изделия. При этом производители отечественных ингредиентов и оборудования будут стремиться выровнять внутренние цены на свою продукцию в соответствии с экспортными. Было бы наивно их за это судить, считает эксперт: «Рыночная экономика – это взаимозависимый механизм. Как только происходят резкие значимые изменения в одном компоненте, возникает эффект домино по всей системе». 

Не все девальвации одинаково полезны

Нынешний рост цен на продовольствие ощущается людьми гораздо сильнее, чем пять-шесть лет назад, потому что тогда подорожание продуктов было главным образом обусловлено внутрироссийскими причинами, отмечает Илья Березнюк. На мировом рынке продовольствия в тот момент, наоборот, происходило снижение цен. Теперь же к зависимости России от глобальной конъюнктуры добавляется не только новая девальвация, но и эффект от падения доходов населения на протяжении последних семи лет.

Сейчас, добавляет Людмила Шкваря, профессор экономического факультета РУДН, в основе подорожания продовольствия лежит неопределенность ожиданий. Производители и продавцы, повышая цены, хотят создать для себя некую финансовую «подушку безопасности», поскольку не вполне понимают, что будет завтра. И здесь вступают в действие законы рынка: продовольствие, в отличие от промышленных товаров, будут покупать всегда.

«Рост цен на продовольствие не прекратится. Сократиться может лишь темп этого роста – по отдельным позициям, таким как сезонные овощи и фрукты, цены стабилизируются с появлением нового урожая», – прогнозирует эксперт. Этот же момент подчеркивает Юрий Ляндау, заведующий базовой кафедрой РЭУ им. Г.В. Плеханова. По его мнению, основные причины подорожания скрыты не в мировых процессах, а в организации продовольственного рынка в России:

«К сожалению, торговые сети полностью уничтожили малый бизнес – конкурировать с ними или стать их поставщиком малому бизнесу невозможно, сетям это просто не интересно. В результате сети спокойно завышают цены, получают огромные прибыли, которые уходят за границу, так как их бенефициары в основном расположены в офшорах. Иначе как можно объяснить, что за два месяца «нормальный» хлеб в одной из крупнейших сетей подорожал почти вдвое? В то же время есть небольшие сети, которым удается устанавливать относительно адекватные цены и устраивать акции с большими скидками – но это лишь подчеркивает, что в магазинах формата «около дома» цены на продукты могут быть завышены на 15-50%».

О непрозрачности ценообразования на российском рынке продовольствия говорит и Кристина Романовская, руководитель племенного хозяйства «Лазаревское» из Тульской области. Сейчас, по ее словам, цена на свинину в живом весе составляет 135 рублей за килограмм, хотя прошлой осенью она была около 90 рублей. «Это, – подчеркивает представитель отрасли, – цена предложения свиноводческих предприятий «с места», а что происходит дальше, в каком месте логистических цепочек возникает рост цены, мы не узнаем, потому что вертикально интегрированные холдинги этого не скажут. Это их поляна для маневра: допустим, если на правительственном уровне принимается решение о предельных ценах на мясо, то взлетят полуфабрикаты или колбаса. Что, кстати, уже и происходит».

Есть и другие сугубо российские факторы, которые вносят свою лепту в подорожание продовольствия. Доцент кафедры национальной экономики ЭМИТ РАНХиГС Владимир Трегубов напоминает, что в этом году ожидается начало обязательной маркировки молочной продукции, которая была отложена в прошлом году. По имеющимся оценкам, молочная отрасль будет тратить на маркировку 3-5 млрд рублей ежегодно, и эти затраты будут переложены в конечную стоимость товаров. Внесет свой вклад и ожидаемый рост цен на моторное топливо на 3-6% по итогам года, а это означает рост цен практически на все товары, поскольку в их себестоимость всегда входит логистика.

Рынок тонких настроек

«Поверьте, нет никакого желания и никакого настроя на то, чтобы какими-то нерыночными методами прижимать бизнес, который на марше, развивается и показывает такие замечательные результаты», – заявил недавно Владимир Путин в ответ на утверждение аграриев в лице председателя совета директоров холдинга «Русагро» Вадима Мошковича, что рост цен на сельхозпродукцию связан с ростом издержек предприятий АПК. Представители отрасли в последнее время все больше опасаются, что их достижения последних двух десятилетий будут перечеркнуты государством. Они не устают повторять, что свободный рынок продовольствия в России – это результат появления в стране частной собственности на сельскохозяйственные активы. Именно поэтому последние попытки административно отрегулировать цены на продовольствие вызывают у его производителей ожидания, что итогом благих намерений государства могут снова стать пустые полки магазинов.

Однако было бы неправильно считать, что российские аграрии все как один сторонники пресловутой «невидимой руки рынка», которая сама без участия государства установит равновесные цены. Напротив, производители продовольствия только приветствуют усилия властей по регулированию рынка – если только они направлены на правильно выбранные цели.

«Меры, направленные на сдерживание роста цен на продовольствие, могут быть краткосрочными, сиюминутными – эти меры государства мы уже видим, и долгосрочными, – говорит Людмила Шкваря. – Последние наиболее эффективны – это прежде всего рост конкуренции на рынке продовольствия, включая конкуренцию розничных сетей, которые представляют собой чистую олигополию, допускающую ценовой сговор.

Особенно полезным в долгосрочной перспективе было бы непосредственное государственное участие в продажах продовольствия в виде, например, государственных магазинов».

 Сдерживать цены запретительными мерами – это значит продлевать агонию, добавляет Кристина Романовская. По ее словам, цены можно субсидировать, но производителей никак нельзя заставить держать цены, поскольку это не соответствует их реальным затратам. Но и субсидии, настаивает представитель отрасли, должны направляться адресно: нужно стимулировать создание не вертикальных холдингов, где субсидии исчезнут без следа, а развитие кооперации, горизонтальных цепочек между сельхозпредприятиями и производителями, перерабатывающими заводами.

Административными методами существенно снизить продуктовую инфляцию не получится, констатирует Евгений Миронюк, аналитик инвесткомпании «Фридом Финанс». Фактического дефицита сахарного песка и подсолнечного масла, конечно, не будет, но ожидания дефицита могут привести к тому, что покупатели опустошат полки с этими товарами.

Попытка обуздать инфляцию «сверху» через директивное регулирование цен лишь приведет к ее взрывному росту в среднесрочной перспективе, нарушит инвестиционные циклы в отрасли и приведет к сокращению производства, уверен Дмитрий Матвеев.

 Государство, считает Илья Березнюк, может влиять на многие составляющие себестоимости продуктов питания с помощью косвенных и стимулирующих мер – например, фиксируя цены на ГСМ на период посевной и уборочной кампаний. Существуют и эффективные меры налоговой политики, такие как временное снижение НДС на базовые продукты питания, что было сделано в период пандемии в Германии. Много лет обсуждается и такой механизм помощи малоимущим, как введение продуктовых карточек (этот механизм зарекомендовал себя в Бразилии, США и других странах), но реального движения в этом вопросе тоже нет.

 

«Сейчас Минсельхоз старается разработать любые возможные механизмы сдерживания цен в рамках своих полномочий, но макроэкономические, налоговые и тарифные рычаги для него недоступны – это прерогатива других ведомств, – утверждает эксперт. – Просто удержать российские цены на продовольствие заградительными мерами от мирового рынка практически невозможно. Поэтому единственным реальным способом борьбы с ростом цен на продовольствие остается повышение благосостояния населения при создании механизмов поддержки производителей при резких ценовых скачках. Других вариантов не существует: продукты питания при существующей модели ценообразования будут дорожать и дальше во всем мире».

 

Николай Платошкин рассказал, почему в России зашкаливают цены на продукты питания

Непрерывный рост цен на продукты питания  одна из самых обсуждаемых тем в России, причем среди всех возрастных категорий, что неудивительно, ведь кушать все хотят.

Особенно в 2021 году, когда цены на продукты бьют рекорды

Непрерывный рост цен на продукты питания  одна из самых обсуждаемых тем в России, причем среди всех возрастных категорий, что неудивительно, ведь кушать все хотят.

Сначала резко подорожали сахар и подсолнечное масло. Причем так, что пришлось вмешаться президенту, который велел правительству заморозить цены на данные товары.

А с марта 2021 года начали бурно расти цены буквально на все продукты питания. Майонез подорожал в 1.5 раза, гречка в 2 раза, курица на 30-40%, яйца на 50%, хлеб на 20%, крупы, спагетти — на 25% и т.д..

А в июне обезумели цены на овощи, которые подорожали в 2-3 раза. Морковь подскочила в цене до  150 руб. за килограмм, свекла до 120 руб., картофель до 110 рублей. Они стали стоить дороже, чем бананы, в 1.5-2 раза ?! А год назад они стоили в конце июня: 35, 30, 39 рублей соответственно.

Цены на продукты питания в России зашкаливают по следующим причинам:

1. Абсурдно высокие цены на энергоносители, на такие, как газ и бензин, стоимость которых заложена в цену любого товара;

2. Безмерная коррупция, ведь откаты чиновникам, берущим взятки, заложены в стоимость всех товаров;

3. Монополия в России крупных сетевых магазинов, большая часть которых принадлежит иностранным компаниях; они в обычное время накручивают 50-100%, а в период ажиотажного спроса и дефицита ряда товаров, их маржа возрастает до 250-300%;

4. Сговор монополистов.

Чтобы реально и долгосрочно снижать цены, необходимо потеснить монополистов, сетевиков, для этого надо создать благоприятные условия всем производителям. Упростить их выход на рынок, убрать налоговый прессинг. Чтобы они не сдавали свою продукцию перекупщикам за копейки, а сами имели возможность торговать своими товарами. На рынках и мини-рынках. Рынках «Выходного дня».

 

«Надо только захотеть, а вот с этим проблемы». -Николай Платошкин.

 

Фермер был прежде председателем колхоза, он очень был недоволен, что колхозы практически насильно ликвидировали.

Разрушение колхозов было произведено по плану с целью уничтожения русской общины, на которой веками держалось российское государство.

Реорганизация колхозов и совхозов - главное звено аграрной и земельной реформ. Необходимость его проведения социально-экономически не была обоснована.

Главная идея - «вернуть крестьянам землю», заменить крупное производство мелким, крестьянским; параллельно развивать новые, капиталистические формы ведения сельского хозяйства.

Необходимость обосновывалась тем, что: колхозы и совхозы не способны обеспечить страну продовольствием и иной сельскохозяйственной продукцией; по своей социально-экономической природе они не вписывались в рыночные условия. Формирование конкурентной среды в аграрном секторе экономики страны стало одной из главных целей, на достижение которых были направлены действия реформаторов.

 

Основные направления преобразований: полная замена колхозов и совхозов иными частнопредпринимательскими структурами, обязательная ликвидация нежизнеспособных хозяйств к концу 1993 г., полная свобода рынка земли, сокращение субсидирования сельского хозяйства.

Правовая предпосылка:

1. Принятие 25 декабря 1990 года Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»1. Колхозы, как любые другие виды кооперативов, в Законе не были признаны в качестве самостоятельной организационно-правовой формы и поэтому были не вправе перерегистрироваться.

Основная задача преобразований: перевод производителей сельскохозяйственной продукции с социалистической на капиталистическую основу.

1) стоимость основных и оборотных средств колхоза и совхоза была признана общей долевой собственностью членов колхоза или работников совхоза

2) колхозам и совхозам предложено передавать в собственность сельских Советов народных депутатов объекты социальной сферы, жилой фонд и тд

3) в административном порядке колхозы и совхозы объявлялись несостоятельными (банкротами) и подлежали ликвидации и реорганизации в течение I квартала 1992 г. Члены колхозов и совхозов получали право на беспрепятственный выход из них для создания фермерских хозяйств. Работники группировались и создавали фермерские хозяйства, все сельскохозяйственные предприятия определяли, какие земельные участки будут закреплены за каждым работником и членами его семьи, и какие участки будут переданы в собственность фермерским хозяйствам.

Чуть позже было вынесено решение о том, что не будут допущены насильственные реорганизации хозяйств. Их можно было не ликвидировать полностью, однако колхозы и совхозы вынуждены были реорганизоваться внутренне и перерегистрироваться по новым уставам с измененным правовым статусом. Было обеспечено безоговорочное право выхода работающих, без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия с выделением земельной доли и имущественного пая для организации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Указанное требование означало необходимость проведения процедур приватизации земельных участков, определения имущественных паев.

Порядок приватизации предусматривал следующее:

1) создание в каждом районе, колхозе и совхозе районных и внутрихозяйственных комиссий по приватизации земли и реорганизации хозяйств

2) принятие трудовым коллективом хозяйства решений о выборе формы собственности на землю, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме (деление всей площади угодий на численность лиц, работающих в сельской хозяйстве)

Право на бесплатное получение земли в собственность имели:

а) работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территории;

б) лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий).

В) + временно отсутствующих работников (военнослужащих, стипендиатов) и лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения), и лиц, уволенных по сокращению после 1 января 1992 г.

Владелец имущественного пая и земельной доли мог использовать их следующими способами:

- получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства;

- внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив;

- продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев).

В результате этой реорганизации большая часть земель сельскохозяйственного назначения из государственной собственности была передана в частную, а также общую совместную и долевую собственность.

В результате проведения первого этапа реформы по состоянию на 1 января 1995 года по данным статистики насчитывалось: товариществ - 140, сельскохозяйственных производственных кооперативов (СХПК) - 2227, коллективных предприятий - 2183, колхозов - 6025, совхозов - 3592.

Кроме того, было уже зарегистрировано 270 тыс. крестьянских хозяйств, в том числе 82 тыс. выделились при реорганизации колхозов и совхозов.

Из 28 тыс. колхозов и совхозов 9,6 тыс. (или 35%) сохранили свою прежнюю организационно-правовую форму юридического лица.

Реорганизация колхозов и совхозов на первом этапе реформ практически была завершена. Ее действительная цель — создание и развитие индивидуально-частного крестьянского сектора в сельском хозяйстве и замена совхозов и колхозов новыми предпринимательскими структурами была достигнута, но без ожидаемых положительных результатов в производстве сельскохозяйственной продукции.

 

Основные положения земельной реформы 1990-х годов: законодательная основа, оценка результатов, проблемы.

Экономические преобразования, проводимые в России, потребовали существенно изменить земельные отношения. Формирование рыночных отношений в экономике привело к необходимости ликвидации монополий государственной собственности, включение земли в гражданский оборот и создание земельного рынка. В условиях рыночной экономики необходима была и децентрализация в регулировании земельных отношений. Изменение экономических отношений повлекло и введение платы за земельные участки.

Российская Федерация в начале 90-х гг. XX в. встала на путь земельной реформы. Земельная реформа представляла собой комплекс экономических, организационных и социально-политических мер, которые были направлены на преобразование земельноправового строя на основе создания множественности форм собственности и использования земли, включения ее в систему рыночных отношений.

Земельная реформа, начатая в России в 1990 г., имела следующие цели: осуществление перехода к многообразию форм собственности на землю, землевладения и землепользования; обеспечение социально справедливого и экономически обоснованного перераспределения земель; создание равных экономических условий для всех форм хозяйствования; создание экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования рационального использования и охраны земель; прекращение процесса деградации земли и других связанных с нею природных ресурсов, обеспечение их восстановления.

Государство отказалось от монопольной собственности на землю, но приватизация земли шла медленно, непоследовательно, что порождало путаницу и множество ошибок, особенно в вопросах получения крестьянами права собственности на имущество сельхозпредприятий и землю. Многие нормативные акты противоречили друг другу.

В апреле 1990 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был изменен порядок землепользования в сельских населенных пунктах. Из сельскохозяйственных земель выделялись участки для передачи сельским и поселковым советам. Было разрешено также арендовать земельные участки.

На основании Закона РСФСР от 14 июля 1990 г. "О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР” был создан Государственный комитет РСФСР по земельной реформе.

В конце 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял законы: "О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, "О земельной реформе”; "О социальном развитии села”. Законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве” было установлено, что член колхоза (работник совхоза) имел право выйти из его состава и создать крестьянское хозяйство без согласия трудового коллектива или администрации предприятия. Кроме того, этот закон определил права собственников земельных долей.

В России была провозглашена частная собственность на земельные участки, используемые для сельскохозяйственного производства (земли фермеров, садоводов, земли под личными подсобными хозяйствами, индивидуальным жилищным строительством, животноводческими кооперативами, а также находящиеся в колхозно-кооперативной и коллективно-долевой собственности). Другим категориям граждан и юридических лиц право частной собственности на землю предоставлено не было. Был введен мораторий на куплю-продажу земли (от 5 до 10 лет).

В декабре 1991 г. в соответствии с Указом Президента РФ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы РСФСР” и Постановлением Правительства РФ "О порядке реорганизации колхозов и совхозов” коллективы колхозов и совхозов должны были по своему усмотрению принять решение о переходе к частной, коллективно-долевой и другим формам собственности. При этом разрешалась продажа земли для ведения гражданами крестьянского (фермерского) хозяйства.

23 декабря 1992 г. был принят Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства”.

В конце 1991 г., как и во многих государствах мира, в России были введены платежи за землю: земельный налог, арендная плата, цена земли в случае ее купли-продажи.

С ноября 1992 г. по декабрь 1993 г. было продолжено дальнейшее совершенствование системы регистрации различных форм землевладения и землепользования, проведение учета количественных и качественных характеристик земель, определение подходов к экономической оценке земель в условиях рыночного оборота. За короткий срок было принято более 50 основных нормативных документов для реализации земельной реформы.

Постановлением Правительства РФ от 30 мая 1993 г. был утвержден "Порядок купли-продажи гражданам Российской Федерации земельных участков”, в соответствии с которым мораторий на куплю-продажу земель действовал только для крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных предприятий.

В 1992—1993 гг. были также решены многие политические, экономические, технологические и социальные проблемы, такие как ликвидация монополии государственной собственности на землю и осуществление перехода к многообразию форм собственности на землю, владения и пользования ею; формирование слоя средних и мелких земельных собственников; улучшение структуры управления земельными ресурсами; обеспечение всех желающих граждан приусадебными и садово-огородными участками; внедрение нового экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования рационального использования и охраны земель; реорганизация колхозов и совхозов, приватизация их земельной собственности, образование крестьянских и фермерских хозяйств.

Важным шагом в правовом регулировании земельных отношений являлся Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России”, который впервые отнес землю к объектам недвижимости. Указом были отменены большинство ограничений на отчуждение земли, расширен перечень сделок с земельными долями.

Принятие новой Конституции РФ 12 декабря 1993 г. разрешило главный спорный вопрос в сфере земельных отношений. Конституция закрепила право частной собственности на землю в РФ.

Затем наиболее значимым документом явилось Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. "О порядке определения нормативной цены земли”, установившее нормативную цену земли, равную 200-кратной ставке земельного налога на единицу площади земельного участка.

С 1 января 1995 г. была введена в действие часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации, который определил, что к недвижимым вещам (недвижимому имуществу) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей.

1997 г. ознаменовался важным для развития земельных отношений в Российской Федерации событием: принятием в июле Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (вступившим в силу в феврале 1998 г.). Закон установил основные принципы и порядок государственной регистрации прав на недвижимость и формирования единой системы регистрации, исключив из этой системы органы Госкомзема России.

В 1998—2001 гг. был принят ряд важных законов: "О государственном земельном кадастре”, "О землеустройстве”, "О разграничении государственной собственности на землю” и Земельный кодекс Российской Федерации, значительно продвинувшие проблемы формирования земельных отношений в стране.

В России в 1991—2001 гг. возникло приблизительно 275 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств; были расширены земли сельских населенных пунктов; создан фонд перераспределения земель; начался процесс приватизации земли под предприятиями; приняты законодательные земельные акты; начался рыночный оборот земель; введена платность землепользования; стала формироваться автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра, была обеспечена потребность населения в земельных участках для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства; существенный рост получило индивидуальное жилищное строительство.

Вместе с тем при проведении земельной реформы не были решены вопросы сохранности земель и повышения эффективности их использования. Так, в сельскохозяйственном производстве не используются более 13 млн га пашни, большие площади сельскохозяйственных угодий заросли кустарником и мелколесьем, заболочены, эродированы, опустошены и деградировали. В результате отсутствия финансирования были практически прекращены работы по восстановлению продуктивных угодий, рекультивации нарушенных земель, мелиорации.

 
Рейтинг: 0 83 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!