ГлавнаяПрозаМалые формыРассказы → ПЛАНЕТА Х. Камчатские индейцы.

ПЛАНЕТА Х. Камчатские индейцы.

article490669.jpg

   Я не оговорился. Местное население Камчатки является близкими родственниками Северо-американских индейцев! Для того, чтобы увидеть, как на самом деле выглядел Благородный Великий Змей - Чингачгук Фенимора Купера, совсем необязательно лететь чёрти- куда в Америку, в индейскую резервацию племени Ирокезов! Достаточно полететь чёрти-куда на Камчатку,к примеру в село Ковран, и познакомиться с местным населением под названием Ительмены! Сходство, практически, полное! Радует и тот факт, что не американские незваные гости заявились на нашу любимую Камчатку, а наши Ительмены,отмудохав всяких там Алеутов, Чилкутов, Эскимосов и др. заселили север Америки и остались там навсегда, под видом коренного народа!
Ительмены резко отличаются от других народностей Камчатки! Иногда их называют Камчадалами, так как бравые казаки атамана Атласова любили брать красивых ительменок в жены! От этих браков рождались еще более красивые дети, уже наполовину русские, которые почему-то считали себя ительменами.
Отличаются ительмены высоким ростом и атлетическим телосложением. Летом мужчины ходят по-пояс голые /сверху/, в замшевых штанах с бахромой и в мокасинах! На лбу - кожаный ремешок с пером ворона! Чем тебе не Ункас, сын Чингачгука?
Ительмены - непревзойденные охотники, рыбаки и следопыты, и вообще, ребята они классные, имеющие одну общую слабость: Огненная Вода!
Живут на камчатке и Эвены! Племя тоже самобытное! Отличаются тем, что на оленях ездят верхом! Поверьте на слово, что верховая езда на олене и лошади - совершенно разные вещи! Эвены достаточно скрытные и даже замкнутые, пока не увидят в твоих руках бутылку Огненной Воды!
Коряки - наиболее многочисленный народ на севере Камчатки! Делятся на три группировки:
1. Береговые коряки. Основное занятие - рыбная ловля, изредка охота на морского зверя /нерпу и лахтака/, и обучение в различных общеобразовательных учреждениях, что не прибавляет им ума! Отличаются нереальной любовью к Огненной Воде.

2. Тундровые коряки или Оленные люди! Труженики-оленеводы, среди которых есть Герои Социалистического Труда и Депутаты Верховного Совета СССР! Что это такое - они точно не знают. И за что их два раза в год вылавливают в тундре на вертолетах, и везут в Москву на сессию - тоже! Воспоминания о Москве укладываются в одну фразу: "Осень-осень много бутильки! Екки! Совсем холосо! Да!".
Чему нас учил великий Ленин? Что есть /екки/ Советская власть? Советская власть есть электрофикация всей страны плюс "сифилизация" местного населения Крайнего Севера! К Советской власти можно относиться по- разному, но для местных индейцев она делала, в отличие от Современной власти, очень многое! И это честно! Местные народности насильно лечили от сифилиса, трахомы и туберкулеза, в культ-ярангах им рассказывали о руководящей роли Коммунистической партии Советского Союза в деле полного построения коммунизма, читали вслух "Муму" Тургенева, объяснив сначала кто есть Муму, а кто Тургенев, но корякам, плохо понимающим русский язык, было однофуйственно, кто кого утопил! Они ждали, когда их за хорошее поведение и послушание наградят заветной "бутилькой"!
Невдомек было пламенным коммунистам-энтузиастам, что перетащить народ из Каменного века сразу в Атомный - задача невыполнимая! От осознания своего поражения многие просветители-коммунисты женились на корячках или чукчанках и тихо спивались.
Но приходили Новые Деятели и начинали решать неразрешимую задачу! Я вам сейчас расскажу жизненный цикл, отдельно взятого, корякского индивида!
В 13-14 лет юная корячка рожает первого ребенка! Партия заботливо отбирает у матери ее дитя и помещает его в Детское отделение районной больницы! Делать аборты местному населению строжайше запрещено и надо всячески поощрять рождаемость и увеличение численности малых народов!
Через полгода в больнице, ребенка переводят в Санаторный детский сад, в ясельную группу. Все это время матери разрешается кормить ребенка грудью и навещать его. Когда у юной мамаши из груди начинает вместо молока обильно изливаться "Каберне", она пускается во все тяжкие и снова, естественно, беременеет! Ребеночка она легко забывает, но не забывает его Любящая Партия! Она заботливо выращивает его к поступлению в школу-интернат! Первый раз - в первый класс! Какая радость! Дитя начинает обучаться всевозможным наукам! Любимыми предметами являются пение и рисование. Так, с песней по жизни, дитё переходит из класса в класс. "Школьные годы чудесные!" Давно уже выпита первая бутилька и апробирована первая любовь с 9-ти месячными последствиями. Как и положено, выпускной вечер превращается в многодневную пьянку. В 9-ый класс обычной школы-десятилетки переходят единицы, в основном-девочки! Это предмет особой гордости педагогов школы-интерната, когда ни одной ученице так и не удалось забеременеть!
А выпускники интерната дружно переходят в СПТУ!
Здесь они начинают обучаться профессиям трактористов, электриков-радистов и водителей с категориями В и С! Девочек обучают сложной профессии чум- работницы! И несмотря на то, что техника в руках индейца - груда искореженного металла, все они получают дипломы об окончании и гордо вступают во взрослую жизнь.
Все эти 17 лет они жили на Полном Государственном Обеспечении, не знали, как зарабатываются деньги, ни разу не были в тундре и не знали, с какого бока подойти к оленю! Партия заботливо оберегала будущих Строителей Коммунизма от всех трудностей жизни и выращивала лодырей, пьяниц и трутней! Воистину: хотели сделать, как лучше, а получилось - как всегда!

Они - то и составляют третью группировку:
3. Поселковые коряки. Населяют поселки районных центров. Не путать с коряками, живущими в национальных селах. Те, хоть как- нибудь, да работают в совхозах и рыболовных артелях. Поселковые, практически, не работают нигде! После того, как Партия выпустила их в светлое самостоятельное плавание, они, послав эту Партию к нехорошей "мамуске", возвращаются к знакомым родным берегам, поближе к интернату и СПТУ! Нет, их забрасывали в тундру к оленям на вертолетах МИ- 8 /час полета=800 рублей - хорошая среднемесячная зарплата бюджетного работника/, но они не оправдали, возложенного на них, высокого доверия! Добив и угробив последнюю технику, они с тоской вспоминали развеселую жизнь в поселке, и всеми правдами и неправдами, возвращались в родную гавань!
Их вылавливали, устраивали на работу в совхоз "Снежинский", где была постоянная круговая текучка кадров: одни запивали - другие приходили им на смену, и так постоянно! Работали дипломированные специалисты скотниками и разнорабочими, так как ответственные технические должности занимали спившиеся русские, которые даже в приятном, непролазном алкогольном дурмане, не так часто топили трактора в реке!
Целыми днями поселковые коряки шарахались по Снежному в поисках заветной "бутильки", а найдя ее и высосав в одиночку, облегченно ложились в снег и отдыхали!
Единственный талант, который был присущ каждому коряку - это искусство резьбы по кости и дереву! Иногда они сотворяли настоящие шедевры! Самых талантливых забирали работать на Сувенирную фабрику, где они могли часами, не отрываясь, гравировать моржовые клыки и вырезать из дерева фигурки животных и птиц. И то, и другое, с радостью скупалось Белыми людьми, а у Поселковых коряков неожиданно вдруг появлялось долгожданное "Каберне", после чего они сами превращались в фигурки животных и птиц! Сувенирная фабрика - была уделом самых рукастых коряков и корячек! Женщины шили кухлянки, малахаи и торбаза, расшивая их разноцветным бисером и украшая кусочками меха! В этом им не было равных! А мужчины - выделывали шкуры зверей, делали бубны, иногда изготавливали нарты. Халтура у ребят была всегда!
В оленных табунах все было гораздо хуже! Час, два на вертолете - и вы попадали в Каменный век. Вот, где была работенка! Белые люди не выдерживали такую жизнь, и в табунах работали только коряки! Жили в чумах. Что это такое?! Представьте себе пучок длинных жердей связанных на одном конце ремнями. Эти жерди расставлялись по кругу в утоптанном снегу и на них натягивались оленьи шкуры, мехом наружу, оставляя вверху отверстие для выхода дыма. Все, чум готов! Можно устраивать новоселье. Устраивать-то можно, а вот жить нельзя! Температура внутри чума была на пару градусов теплее, чем снаружи, потому что чум никогда не отапливался. Посредине разводили костер для приготовления пищи. Здесь же стояли мешки с крупой, макаронами,сахаром,фляги с подсолнечным маслом,разделанные туши и кости оленя.Вот для чего нужны были чум-работницы! Мужчины,кроме постановки и разборки чума,по- хозяйству ничего не делали! Женщины носили воду из ключа,готовили еду,рубили дрова,а заодно еще и нянчили детей. У мужчин была другая работа: Олени! И работа эта была крайне тяжелой! Весь световой день мужчины находились в тундре рядом с многотысячным табуном оленей,несмотря на любой мороз или пургу, и им все время приходилось бегать вместе с табуном. У тундровых коряков была поговорка:"Не можешь бежать - иди! Не можешь идти - беги!". Сколько км они пробегали в день не знает никто и учтите,что это бег по снегу,а не по дорожке стадиона!
Внутри чума ставился полог,один или два. Деревянный каркас на который натягивались оленьи шкуры. Получался такой меховой пенал,в котором нельзя было выпрямиться во весь рост и было всегда темно. Земля была устелена множеством шкур из которых и сооружалась постель с меховыми одеялами!вход в полог тоже прикрывался шкурами! Здесь-то коряки и спали,и обедали,и пили чай! Полог освещался и отапливался несколькими светильниками- жирниками,похожими на маленькие заварочные чайники,из носиков которых торчали фитили,смоченные жиром. Как ни странно,в пологах было очень тепло и можно было раздеться.Тундровые коряки,конечно же, вели первобытную жизнь,но почему-то прекрасно знали,что такое терморегуляция тела! Все кухлянки,торбаса и меховые штаны- канайты оставались снаружи полога,а внутрь коряк вползал в полном расцвете своей естественной красоты: голый по- пояс,какие-то неимоверные штаны и меховые чулки-чижи на ногах!
Женщинам приходилось постоянно то заползать в полог,то выходить в холодную часть чума. Поэтому на них был лишь меховой комбинезон с капюшоном. Заходя в полог,женщина сбрасывала комбинезон до пояса,оставаясь с голой грудью,так,как под комбинезоном у нее ничего не было,а выходя - снова надевала его в рукава! Зрелище не слабонервных! Члены бригады,по сути,были одной семьей. Отец - глава Рода, мать - старшая мамуска,а дальше не пойми кто! Родные братья и сестры,зятья и невестки,дяди и тети!
Учитывая,что в тундре такая семья находилась,минимум три года,а то и 5 или 7, без возвращения в совхоз,в Бригаде процветало внутрисемейное скрещивание: инцест и инбридинг! К этому относились легко,с пониманием. Женщин всегда было меньше,чем мужчин и они не отказывали в ласке собственным сыновьям и братьям,а то что отец спал со своими дочерьми и невестками - было само собой! В бригаде никто не знал,от кого именно родились дети и любили всех,как своих! Не мылись коряки ГОДАМИ! Относительно белого цвета,у чум- работниц были только ладошки,потому,что им все-таки приходилось иметь дело с водой,а от запястья и выше по всему телу шел густой бронзовый "загар". Точно так же выглядели мужики,насчет ладоней - беру слова обратно! От полуобнаженных тел шел своеобразный аромат,который невозможно спутать ни с чем! Чтобы переночевать в чуме надо полностью забыть о брезгливости,иметь крепкий желудок и кишечник,а главное: иметь беспрецедентное чувство юмора.Поужинав, Бригада начинала пить чай и кто-нибудь мне обязательно рассказывал корякский анекдот,который я слышал тысячу раз:

"- Присол муз от олесек в чум, даааа, давай кУсать, а потом попросил цаек и спрасывает у мамуски:
-Цяй кипель?-
А мамуска говорит
-Кипель, кипель!-
А муз попробовал цаек а он просто горяций,дааааа!
Взял и выплеснул крузку цяю в лицико мамуски
А она отвернулась и говорит
-Хоросо, цто не кипель! Сыбко хоросо!-"

После чего бригада падает на шкуры и начинает корчиться от смеха,все время повторяя
-Хоросо,цто не кипель!!! Сукка! Не кипель!-
Ну и теперь самый пикантный вопрос: подкладывают коряки незнакомым гостям своих жен или нет? Отвечу так: НЕ ВСЕГДА! Гость обязательно должен быть большим,сильным и молодым! Глядя на своих оленей,коряки прекрасно понимают,что только сильный Сакжой может завоевать чужую Важенку и дать крепкое потомство! Свои дети,из-за постоянного инцеста становятся все более слабыми и нежизнеспособными! Я всегда вовремя засекал начало хихиканья,переглядывания и шушуканья прекрасных мамусек и сурово заявлял:
-Я большой начальник! Шибко большой! Другом из тундры - быть не имею права! Партия не велит!

У этого полового аттракциона была обратная сторона,о которой большинство читателей просто не знает! Переспав с чужой женой, любвеобильный русский искатель приключений,становился близким родственником и получал статус "Друг из тундры". Теперь он мог пользоваться имуществом Бригады и чужими женами,как своим добром. Но если в поселок внезапно приезжал рогатый муж - ты должен был встретить его,как своего родного брата,угостить,обогреть и напоить и подложить под полумертвое тело свою любимую жену! Иначе твой "Друг из тундры" шибко обидится и может угостить тебя ударом ножа или пулей!
Я знал несколько таких историй и как наши ребята выкручивались из таких ситуаций, без хохота рассказать невозможно! Рано или поздно, первобытный адьюльтер становился известен русской жене и тогда суровые северяне щеголяли по Снежному с фингалами под глазами и с расцарапанной мордой! Но зато с гордостью говорили:
-Вишь, как меня жена любит?! Тигрица, сука, ревнивая!-
Мне,в какой-то мере,повезло! Я присутствовал при рождении Нового человека и смерти Старого в далеких оленных табунах! Акушеры-гинекологи были бы в шоке или просто попадали в обмороки от этого действия! Чувствуя приближение родов,корячка,с радостью сообщала об этом своим родственникам. Ей ставили новый чум или освобождали старый, отапливали и освещали полог. На этом вся помощь заканчивалась. Роженица одна уходила в чум и рожала в полном одиночестве! В это время,шаман,обдолбанный сухими мухоморами,перетертыми в пыль или опьяненный самым пикантным напитком из всех,который я когда-либо видел,а именно: человеческой мочой,настоенной на тех же мухоморах, бегал вокруг чума с пеной на губах, отгоняя Злых Духов виртуозной игрой на бубне и дикими воплями. Кстати, при родах женщина не должна была издать ни звука,чтобы не привлечь тех,кого так усердно отгонял шаман-сомелье!
Она сама разбиралась с пуповиной, и завернув пищящего младенца в песцовое одеяло,выходила на улицу! Теперь младенца нужно было обмыть! С этим,роженица разбиралась тоже быстро: пробив ногой ледяной наст и убедившись,что дальше идет мягкий снег,она брала младенца за ноги и втыкала его в снег головкой вперед!
При этом ребенок обнаруживал незаурядные вокальные данные,вызвав своим воплем сход лавины в хребтах!
После "омовения младенца" женщина гордо заползала в полог,предъявлять Нового члена бригады остальным членам,которые уже от мухоморов сами превратились в младенцев! С пеленками тоже все решалось просто: перед родами женщина заранее шила детский комбинезон! С внутренней стороны ножек и ручек вшивалась невыделанная полоска оленей кожи. Ребенка,сюсюкая,запихивали в комбинезон и высохшая кожа распинала его как на Андреевском кресте,не давая конечностям соприкасаться с телом,после чего разрез на комбинезоне накрепко зашивался! Спросите,а как же менять пеленки?! А зачем их менять,если их нет и в помине! Сзади Андреевского креста на месте младенческой попки был сделан кожаный клапан,под названием КАППА,через него внутрь комбинезона закладывался сухой оленний мох ягель. Клапан завязывался ремешком и младенец был готов к дальнейшей светлой жизни! Чтобы он не орал,заботливая мать кормила его грудью,если молока еще не было,младенца кормили грудью все остальные женщины,имеющие детей до 7 лет! Так,что о его здоровье можно было не беспокоиться! Дня через три, использованный мох доставали из комбинезона и засыпали новый и так до тех пор,пока комбинезон внизу не сгнивал от мочи! С радостью от того,что дитя хорошо ест и какает,ему шили новый комбинезон большего размера и так до тех пор,пока ребенок не начинал ползать по пологу! Не думайте,что дитя все время проводило в темном,пропахшим рыбой и мочой,пологе! Нет заботливая мать дня через три после родов выносила его погулять на улицу в 40- градусный мороз! Будущего Строителя Коммунизма заворачивали в оленьи или песцовые шкуры и усаживали возле спинки нарты,чтобы пострел не "заиграл" на обоссанный снег! Здесь дитя впервые встречалось со своими игрушками! Все собаки Бригады, виляя хвостами и умильно улыбаясь, собирались возле нарт,обнюхивали и облизывали лицо ребенка,впервые умыв его после родов!
Если дите не умирало в первый год своей жизни, и не тонуло в озере в третий,оно,обычно,получало имя и доживало до счастливой старости!
К Смерти, коряки относились весьма дружелюбно,потому,что Человек не умирал,а уходил к Верхним Людям! А там он встречал своих умерших друзей,родственников и развеселых мамусек! Кстати,все коряки исповедовали христианство,назывались христианскими именами и крестными знамениями предупреждали Духов Воды о своем приближении! Коряки редко доживали до 60 лет,а если и доживали - то выглядели столетними старцами без единого зуба! Бич коряков был рак горла. Они пили,практически,кипящий чай,чем и наносили травму горлу и гортани.
Чувствуя приближение смерти,даже если с виду "дедуска Мак-карка" был в общем-то жив,будущий покойник начинал готовить себе погребальный костер! Вот тебе и христианство. Дедуска Макарка долго и придирчиво выбирал для себя Погребальную сопку,а выбрав- облегченно начинал заготавливать дрова для костра! Спилив и наколов дрова,дедуска складывал из них большой помост,на вершине которого он и будет ждать встречи с Верхними Людьми! Большим грехом считалось взять хоть несколько полешек для своего костра,чтобы приготовить пищу!
В это время в чуме для Макарки чум-работницы шили погребальную кухлянку,обычно изумительной красоты,всю расшитую цветным блестящим бисером и полосками меха. Дедуска несколько раз примерял кухлянку и даже щеголял в ней возле чумов! Погребальный наряд дополнялся меховыми штанами-канайтами,торбазами и лисьим малахаем! Все! Дедуска Макарка был готов к Смерти,а она,ссукка,никак не приходила! Мог пройти и год,и три,а дедуска все еще был жив,изредка проверяя хорошо ли высохли дровишки для его костра! Но вот Костлявая,опомнившись,махнула косой и дедуска Макарка преставился в бозе!
Естественно,молитв над ним никто не читал и не зажигал поминальные свечи! Почтительно приглашали шамана и он,как следует зарядившись мухоморами, начинал камлать,рассказывая на какое небо они с Макаркой сейчас взлетают и кого встречают по дороге!
После чего дедуску Макарку раздевают догола и шаман перерезает ножом все сухожилия на руках и ногах покойника! Это делается для того,чтобы в огне новопреставленный Раб Божий Макарка не вздумал приподниматься и грозить всем зрителям руками! От жара сухожилия сжимаются. После несложной анатомической операции покойника обряжают в Погребальные одежды и оставляют в покое в холодной части чума,рядом с продуктами.
И только на другой день,обычно в полдень,покойника сажают в собачью нарту и везут его на Погребальную сопку. По пути все веселятся и радуются за дедушку,который сейчас встретится с Верхними Людьми. За собачьей упряжкой ведут жертвенного оленя,которому уготовлена невеселая участь! Дедуску Макарку на руках затаскивают на сопку и аккуратно укладывают на костер. Покойник готов к путешествию! С одной стороны тела лежит любимое копье Макарки,с другой- ружье!
Шаман,вдоволь наплясавшись и наоравшись, поджигает костер. Обычно пламя схватывается сразу и дедуска Макарка сам начинает превращаться в пламя и густой черный дым! Ударом копья убивают жертвенного оленя,через несколько минут туша уже ободрана и разделана,а на разожженном костре уже кипит вода в большом котле! По кругу идет котелок с мочой на мухоморах и все оживляются. Начинаются песни и танцы. Дедуску надо проводить весело, при жизни он был большим шутником! Полусваренное мясо вываливается на деревянные подносы и начинается пир! Все смеются и радуются за дедушку! Корякские дамы, оглушенные своеобразным напитком, начинают охорашиваться и переглядываться с кавалерами! Так! Сейчас начнется! А забытый всеми ”дедуска” Макарка продолжает гореть на своем погребальном костре...

Утром,с тяжеленной головой и синими от перепоя мордами, родственники, сквозь зубы ругаясь матом, поднимутся на сопку и разбив несгоревшие кости ”дедуски” топором, рассеют прах по ветру. Все! ”Усел, дедуска, совсем усел!” Посмотрят в безоблачное небо, помашут рукой, и, сгорбившись, пойдут в осиротевший чум допивать мочу и веселиться!

Чтобы узнать, как к нам, русским, относится местное население, достаточно пол-стакана водки! На ваших глазах приветливый, милый, улыбчивый Данилка превратится в угрюмого, злого, обиженного зверька! На что же обижается "оленевод широкого профиля" Данилка Яганов? Да все на то же! Ну, не дают Данилке жить, как раньше, так, как хочется! Не имея собственной письменности, коряки живут устными преданиями далеких предков, о том, как им хорошо жилось, когда по Охотскому морю и Тихому океану плавали японские и американские шхуны! ”Сибко хоросо,дааа!” А сколько прекрасных и нужных товаров привозили эти шхуны! И огромные чугунные котлы, и медные кастрюли, и цветной бисер, иголки, топоры и ножи, а главное - зеркала, в которых, при желании, можно увидеть свой собственный Дух! Американцы смекнули первыми, что торговать со шхун - это терять прибыль, шхуна может и разбиться в шторм на прибрежных рифах! Они начали ставить фактории, и не только по береговой линии, но и на реках, и в лесах! Фактории строились по-принципу укрепленного форта, и на складах хранилось много колониального товара, который грабительски обменивался на бесценные шкурки соболя, куницы, песца и лисы- огневки! Взамен коряки получали капканы, ружья и патроны, и трубы от граммофонов! Если шкурок не хватало, чтобы уплатить за чудо- трубу из которой Неизвестный Дух что-то кричал непонятное (ругался наверное, на Данилку), легко отдавали своих жен и дочерей в гаремы Белых Бородатых Людей! И у них еще был замечательный напиток: Огненная Вода, за которую коряки готовы были отдать все на свете, не торгуясь!!! Невольно хочется спросить у Великого Джека Лондона, что делали "прекрасные индеанки" в салунах Доусона и Сороковой мили? И кем они были на самом деле?!

И вот пришли русские и все обосрали! Американцев пару раз предупредили, чтобы они убирались на Родину, но представители "исключительной нации" ничего не поняли! Тогда эти фактории взяли штурмом, и всех их перебили, а в фортах оборудовали Культбазы в которых рассказывали пригнанным для слушания корякам о Добром Духе, по имени Коммунизм, который с нетерпением ждет своих новоявленных узкоглазых братьев! А где же Огненная Вода? А где бисер и иголки? Где любимые трубы от граммофонов? Не нужны Оленным людям больницы и школы, не нужны страшные бани в культбазах, где бедных детей Севера насильно моют в чугунных чанах, привезенных японцами совсем для других целей! Тогда, русские, которых коряки называли Мельгитане, арестовали слишком разговорчивых, обозвали их непонятным словом "кулаки" и прилюдно расстреляли! Догадливые коряки дружно закричали: "Да здравствует Советская власть и Главный Шаман Во-лодь-кка Лен-нин! Даааа!", но бисер и иголки вспоминали еще долго-долго, пока Советская власть не стала привозить их на Север в нужном количестве! А вот с Огненной водой получился облом! Не давали ее Черным людям, так за что же любить русских?
Уж ли не за трактора, снегоходы, дизельные генераторы и рации "Север"? А может за построенные национальные села, школы, больницы и библиотеки?! А где трубы от граммофонов? Даешь трубу, сук-ка! Вывод прост: "Как волка не корми..."
Перекосы в национальной политике были страшнейшими! Корякам позволялось все, о чем русские могли только мечтать! А ведь они, а особенно воинственные чукчи, понимали только страх и грубую физическую силу! Слава Богу, на Севере всегда находилось достаточное количество здравомыслящих людей, умеющих поставить обнаглевших коряков на место, особенно не вдаваясь в нравственные диспуты с Ответственными партийными работниками, которым популярно объяснили, что Партия дала им ВСЕ, кроме Бессмертия! Учитывая, что каждый третий северянин имел за плечами внушительный срок, и не один, намек был понят правильно!

© Copyright: Александр Кузнецов-Софос, 2021

Регистрационный номер №0490669

от 14 марта 2021

[Скрыть] Регистрационный номер 0490669 выдан для произведения:
   Я не оговорился. Местное население Камчатки является близкими родственниками Северо-американских индейцев! Для того, чтобы увидеть, как на самом деле выглядел Благородный Великий Змей - Чингачгук Фенимора Купера, совсем необязательно лететь чёрти- куда в Америку, в индейскую резервацию племени Ирокезов! Достаточно полететь чёрти-куда на Камчатку,к примеру в село Ковран, и познакомиться с местным населением под названием Ительмены! Сходство, практически, полное! Радует и тот факт, что не американские незваные гости заявились на нашу любимую Камчатку, а наши Ительмены,отмудохав всяких там Алеутов, Чилкутов, Эскимосов и др. заселили север Америки и остались там навсегда, под видом коренного народа!
Ительмены резко отличаются от других народностей Камчатки! Иногда их называют Камчадалами, так как бравые казаки атамана Атласова любили брать красивых ительменок в жены! От этих браков рождались еще более красивые дети, уже наполовину русские, которые почему-то считали себя ительменами.
Отличаются ительмены высоким ростом и атлетическим телосложением. Летом мужчины ходят по-пояс голые /сверху/, в замшевых штанах с бахромой и в мокасинах! На лбу - кожаный ремешок с пером ворона! Чем тебе не Ункас, сын Чингачгука?
Ительмены - непревзойденные охотники, рыбаки и следопыты, и вообще, ребята они классные, имеющие одну общую слабость: Огненная Вода!
Живут на камчатке и Эвены! Племя тоже самобытное! Отличаются тем, что на оленях ездят верхом! Поверьте на слово, что верховая езда на олене и лошади - совершенно разные вещи! Эвены достаточно скрытные и даже замкнутые, пока не увидят в твоих руках бутылку Огненной Воды!
Коряки - наиболее многочисленный народ на севере Камчатки! Делятся на три группировки:
1. Береговые коряки. Основное занятие - рыбная ловля, изредка охота на морского зверя /нерпу и лахтака/, и обучение в различных общеобразовательных учреждениях, что не прибавляет им ума! Отличаются нереальной любовью к Огненной Воде.

2. Тундровые коряки или Оленные люди! Труженики-оленеводы, среди которых есть Герои Социалистического Труда и Депутаты Верховного Совета СССР! Что это такое - они точно не знают. И за что их два раза в год вылавливают в тундре на вертолетах, и везут в Москву на сессию - тоже! Воспоминания о Москве укладываются в одну фразу: "Осень-осень много бутильки! Екки! Совсем холосо! Да!".
Чему нас учил великий Ленин? Что есть /екки/ Советская власть? Советская власть есть электрофикация всей страны плюс "сифилизация" местного населения Крайнего Севера! К Советской власти можно относиться по- разному, но для местных индейцев она делала, в отличие от Современной власти, очень многое! И это честно! Местные народности насильно лечили от сифилиса, трахомы и туберкулеза, в культ-ярангах им рассказывали о руководящей роли Коммунистической партии Советского Союза в деле полного построения коммунизма, читали вслух "Муму" Тургенева, объяснив сначала кто есть Муму, а кто Тургенев, но корякам, плохо понимающим русский язык, было однофуйственно, кто кого утопил! Они ждали, когда их за хорошее поведение и послушание наградят заветной "бутилькой"!
Невдомек было пламенным коммунистам-энтузиастам, что перетащить народ из Каменного века сразу в Атомный - задача невыполнимая! От осознания своего поражения многие просветители-коммунисты женились на корячках или чукчанках и тихо спивались.
Но приходили Новые Деятели и начинали решать неразрешимую задачу! Я вам сейчас расскажу жизненный цикл, отдельно взятого, корякского индивида!
В 13-14 лет юная корячка рожает первого ребенка! Партия заботливо отбирает у матери ее дитя и помещает его в Детское отделение районной больницы! Делать аборты местному населению строжайше запрещено и надо всячески поощрять рождаемость и увеличение численности малых народов!
Через полгода в больнице, ребенка переводят в Санаторный детский сад, в ясельную группу. Все это время матери разрешается кормить ребенка грудью и навещать его. Когда у юной мамаши из груди начинает вместо молока обильно изливаться "Каберне", она пускается во все тяжкие и снова, естественно, беременеет! Ребеночка она легко забывает, но не забывает его Любящая Партия! Она заботливо выращивает его к поступлению в школу-интернат! Первый раз - в первый класс! Какая радость! Дитя начинает обучаться всевозможным наукам! Любимыми предметами являются пение и рисование. Так, с песней по жизни, дитё переходит из класса в класс. "Школьные годы чудесные!" Давно уже выпита первая бутилька и апробирована первая любовь с 9-ти месячными последствиями. Как и положено, выпускной вечер превращается в многодневную пьянку. В 9-ый класс обычной школы-десятилетки переходят единицы, в основном-девочки! Это предмет особой гордости педагогов школы-интерната, когда ни одной ученице так и не удалось забеременеть!
А выпускники интерната дружно переходят в СПТУ!
Здесь они начинают обучаться профессиям трактористов, электриков-радистов и водителей с категориями В и С! Девочек обучают сложной профессии чум- работницы! И несмотря на то, что техника в руках индейца - груда искореженного металла, все они получают дипломы об окончании и гордо вступают во взрослую жизнь.
Все эти 17 лет они жили на Полном Государственном Обеспечении, не знали, как зарабатываются деньги, ни разу не были в тундре и не знали, с какого бока подойти к оленю! Партия заботливо оберегала будущих Строителей Коммунизма от всех трудностей жизни и выращивала лодырей, пьяниц и трутней! Воистину: хотели сделать, как лучше, а получилось - как всегда!

Они - то и составляют третью группировку:
3. Поселковые коряки. Населяют поселки районных центров. Не путать с коряками, живущими в национальных селах. Те, хоть как- нибудь, да работают в совхозах и рыболовных артелях. Поселковые, практически, не работают нигде! После того, как Партия выпустила их в светлое самостоятельное плавание, они, послав эту Партию к нехорошей "мамуске", возвращаются к знакомым родным берегам, поближе к интернату и СПТУ! Нет, их забрасывали в тундру к оленям на вертолетах МИ- 8 /час полета=800 рублей - хорошая среднемесячная зарплата бюджетного работника/, но они не оправдали, возложенного на них, высокого доверия! Добив и угробив последнюю технику, они с тоской вспоминали развеселую жизнь в поселке, и всеми правдами и неправдами, возвращались в родную гавань!
Их вылавливали, устраивали на работу в совхоз "Снежинский", где была постоянная круговая текучка кадров: одни запивали - другие приходили им на смену, и так постоянно! Работали дипломированные специалисты скотниками и разнорабочими, так как ответственные технические должности занимали спившиеся русские, которые даже в приятном, непролазном алкогольном дурмане, не так часто топили трактора в реке!
Целыми днями поселковые коряки шарахались по Снежному в поисках заветной "бутильки", а найдя ее и высосав в одиночку, облегченно ложились в снег и отдыхали!
Единственный талант, который был присущ каждому коряку - это искусство резьбы по кости и дереву! Иногда они сотворяли настоящие шедевры! Самых талантливых забирали работать на Сувенирную фабрику, где они могли часами, не отрываясь, гравировать моржовые клыки и вырезать из дерева фигурки животных и птиц. И то, и другое, с радостью скупалось Белыми людьми, а у Поселковых коряков неожиданно вдруг появлялось долгожданное "Каберне", после чего они сами превращались в фигурки животных и птиц! Сувенирная фабрика - была уделом самых рукастых коряков и корячек! Женщины шили кухлянки, малахаи и торбаза, расшивая их разноцветным бисером и украшая кусочками меха! В этом им не было равных! А мужчины - выделывали шкуры зверей, делали бубны, иногда изготавливали нарты. Халтура у ребят была всегда!
В оленных табунах все было гораздо хуже! Час, два на вертолете - и вы попадали в Каменный век. Вот, где была работенка! Белые люди не выдерживали такую жизнь, и в табунах работали только коряки! Жили в чумах. Что это такое?! Представьте себе пучок длинных жердей связанных на одном конце ремнями. Эти жерди расставлялись по кругу в утоптанном снегу и на них натягивались оленьи шкуры, мехом наружу, оставляя вверху отверстие для выхода дыма. Все, чум готов! Можно устраивать новоселье. Устраивать-то можно, а вот жить нельзя! Температура внутри чума была на пару градусов теплее, чем снаружи, потому что чум никогда не отапливался. Посредине разводили костер для приготовления пищи. Здесь же стояли мешки с крупой, макаронами,сахаром,фляги с подсолнечным маслом,разделанные туши и кости оленя.Вот для чего нужны были чум-работницы! Мужчины,кроме постановки и разборки чума,по- хозяйству ничего не делали! Женщины носили воду из ключа,готовили еду,рубили дрова,а заодно еще и нянчили детей. У мужчин была другая работа: Олени! И работа эта была крайне тяжелой! Весь световой день мужчины находились в тундре рядом с многотысячным табуном оленей,несмотря на любой мороз или пургу, и им все время приходилось бегать вместе с табуном. У тундровых коряков была поговорка:"Не можешь бежать - иди! Не можешь идти - беги!". Сколько км они пробегали в день не знает никто и учтите,что это бег по снегу,а не по дорожке стадиона!
Внутри чума ставился полог,один или два. Деревянный каркас на который натягивались оленьи шкуры. Получался такой меховой пенал,в котором нельзя было выпрямиться во весь рост и было всегда темно. Земля была устелена множеством шкур из которых и сооружалась постель с меховыми одеялами!вход в полог тоже прикрывался шкурами! Здесь-то коряки и спали,и обедали,и пили чай! Полог освещался и отапливался несколькими светильниками- жирниками,похожими на маленькие заварочные чайники,из носиков которых торчали фитили,смоченные жиром. Как ни странно,в пологах было очень тепло и можно было раздеться.Тундровые коряки,конечно же, вели первобытную жизнь,но почему-то прекрасно знали,что такое терморегуляция тела! Все кухлянки,торбаса и меховые штаны- канайты оставались снаружи полога,а внутрь коряк вползал в полном расцвете своей естественной красоты: голый по- пояс,какие-то неимоверные штаны и меховые чулки-чижи на ногах!
Женщинам приходилось постоянно то заползать в полог,то выходить в холодную часть чума. Поэтому на них был лишь меховой комбинезон с капюшоном. Заходя в полог,женщина сбрасывала комбинезон до пояса,оставаясь с голой грудью,так,как под комбинезоном у нее ничего не было,а выходя - снова надевала его в рукава! Зрелище не слабонервных! Члены бригады,по сути,были одной семьей. Отец - глава Рода, мать - старшая мамуска,а дальше не пойми кто! Родные братья и сестры,зятья и невестки,дяди и тети!
Учитывая,что в тундре такая семья находилась,минимум три года,а то и 5 или 7, без возвращения в совхоз,в Бригаде процветало внутрисемейное скрещивание: инцест и инбридинг! К этому относились легко,с пониманием. Женщин всегда было меньше,чем мужчин и они не отказывали в ласке собственным сыновьям и братьям,а то что отец спал со своими дочерьми и невестками - было само собой! В бригаде никто не знал,от кого именно родились дети и любили всех,как своих! Не мылись коряки ГОДАМИ! Относительно белого цвета,у чум- работниц были только ладошки,потому,что им все-таки приходилось иметь дело с водой,а от запястья и выше по всему телу шел густой бронзовый "загар". Точно так же выглядели мужики,насчет ладоней - беру слова обратно! От полуобнаженных тел шел своеобразный аромат,который невозможно спутать ни с чем! Чтобы переночевать в чуме надо полностью забыть о брезгливости,иметь крепкий желудок и кишечник,а главное: иметь беспрецедентное чувство юмора.Поужинав, Бригада начинала пить чай и кто-нибудь мне обязательно рассказывал корякский анекдот,который я слышал тысячу раз:

"- Присол муз от олесек в чум, даааа, давай кУсать, а потом попросил цаек и спрасывает у мамуски:
-Цяй кипель?-
А мамуска говорит
-Кипель, кипель!-
А муз попробовал цаек а он просто горяций,дааааа!
Взял и выплеснул крузку цяю в лицико мамуски
А она отвернулась и говорит
-Хоросо, цто не кипель! Сыбко хоросо!-"

После чего бригада падает на шкуры и начинает корчиться от смеха,все время повторяя
-Хоросо,цто не кипель!!! Сукка! Не кипель!-
Ну и теперь самый пикантный вопрос: подкладывают коряки незнакомым гостям своих жен или нет? Отвечу так: НЕ ВСЕГДА! Гость обязательно должен быть большим,сильным и молодым! Глядя на своих оленей,коряки прекрасно понимают,что только сильный Сакжой может завоевать чужую Важенку и дать крепкое потомство! Свои дети,из-за постоянного инцеста становятся все более слабыми и нежизнеспособными! Я всегда вовремя засекал начало хихиканья,переглядывания и шушуканья прекрасных мамусек и сурово заявлял:
-Я большой начальник! Шибко большой! Другом из тундры - быть не имею права! Партия не велит!

У этого полового аттракциона была обратная сторона,о которой большинство читателей просто не знает! Переспав с чужой женой, любвеобильный русский искатель приключений,становился близким родственником и получал статус "Друг из тундры". Теперь он мог пользоваться имуществом Бригады и чужими женами,как своим добром. Но если в поселок внезапно приезжал рогатый муж - ты должен был встретить его,как своего родного брата,угостить,обогреть и напоить и подложить под полумертвое тело свою любимую жену! Иначе твой "Друг из тундры" шибко обидится и может угостить тебя ударом ножа или пулей!
Я знал несколько таких историй и как наши ребята выкручивались из таких ситуаций, без хохота рассказать невозможно! Рано или поздно, первобытный адьюльтер становился известен русской жене и тогда суровые северяне щеголяли по Снежному с фингалами под глазами и с расцарапанной мордой! Но зато с гордостью говорили:
-Вишь, как меня жена любит?! Тигрица, сука, ревнивая!-
Мне,в какой-то мере,повезло! Я присутствовал при рождении Нового человека и смерти Старого в далеких оленных табунах! Акушеры-гинекологи были бы в шоке или просто попадали в обмороки от этого действия! Чувствуя приближение родов,корячка,с радостью сообщала об этом своим родственникам. Ей ставили новый чум или освобождали старый, отапливали и освещали полог. На этом вся помощь заканчивалась. Роженица одна уходила в чум и рожала в полном одиночестве! В это время,шаман,обдолбанный сухими мухоморами,перетертыми в пыль или опьяненный самым пикантным напитком из всех,который я когда-либо видел,а именно: человеческой мочой,настоенной на тех же мухоморах, бегал вокруг чума с пеной на губах, отгоняя Злых Духов виртуозной игрой на бубне и дикими воплями. Кстати, при родах женщина не должна была издать ни звука,чтобы не привлечь тех,кого так усердно отгонял шаман-сомелье!
Она сама разбиралась с пуповиной, и завернув пищящего младенца в песцовое одеяло,выходила на улицу! Теперь младенца нужно было обмыть! С этим,роженица разбиралась тоже быстро: пробив ногой ледяной наст и убедившись,что дальше идет мягкий снег,она брала младенца за ноги и втыкала его в снег головкой вперед!
При этом ребенок обнаруживал незаурядные вокальные данные,вызвав своим воплем сход лавины в хребтах!
После "омовения младенца" женщина гордо заползала в полог,предъявлять Нового члена бригады остальным членам,которые уже от мухоморов сами превратились в младенцев! С пеленками тоже все решалось просто: перед родами женщина заранее шила детский комбинезон! С внутренней стороны ножек и ручек вшивалась невыделанная полоска оленей кожи. Ребенка,сюсюкая,запихивали в комбинезон и высохшая кожа распинала его как на Андреевском кресте,не давая конечностям соприкасаться с телом,после чего разрез на комбинезоне накрепко зашивался! Спросите,а как же менять пеленки?! А зачем их менять,если их нет и в помине! Сзади Андреевского креста на месте младенческой попки был сделан кожаный клапан,под названием КАППА,через него внутрь комбинезона закладывался сухой оленний мох ягель. Клапан завязывался ремешком и младенец был готов к дальнейшей светлой жизни! Чтобы он не орал,заботливая мать кормила его грудью,если молока еще не было,младенца кормили грудью все остальные женщины,имеющие детей до 7 лет! Так,что о его здоровье можно было не беспокоиться! Дня через три, использованный мох доставали из комбинезона и засыпали новый и так до тех пор,пока комбинезон внизу не сгнивал от мочи! С радостью от того,что дитя хорошо ест и какает,ему шили новый комбинезон большего размера и так до тех пор,пока ребенок не начинал ползать по пологу! Не думайте,что дитя все время проводило в темном,пропахшим рыбой и мочой,пологе! Нет заботливая мать дня через три после родов выносила его погулять на улицу в 40- градусный мороз! Будущего Строителя Коммунизма заворачивали в оленьи или песцовые шкуры и усаживали возле спинки нарты,чтобы пострел не "заиграл" на обоссанный снег! Здесь дитя впервые встречалось со своими игрушками! Все собаки Бригады, виляя хвостами и умильно улыбаясь, собирались возле нарт,обнюхивали и облизывали лицо ребенка,впервые умыв его после родов!
Если дите не умирало в первый год своей жизни, и не тонуло в озере в третий,оно,обычно,получало имя и доживало до счастливой старости!
К Смерти, коряки относились весьма дружелюбно,потому,что Человек не умирал,а уходил к Верхним Людям! А там он встречал своих умерших друзей,родственников и развеселых мамусек! Кстати,все коряки исповедовали христианство,назывались христианскими именами и крестными знамениями предупреждали Духов Воды о своем приближении! Коряки редко доживали до 60 лет,а если и доживали - то выглядели столетними старцами без единого зуба! Бич коряков был рак горла. Они пили,практически,кипящий чай,чем и наносили травму горлу и гортани.
Чувствуя приближение смерти,даже если с виду "дедуска Мак-карка" был в общем-то жив,будущий покойник начинал готовить себе погребальный костер! Вот тебе и христианство. Дедуска Макарка долго и придирчиво выбирал для себя Погребальную сопку,а выбрав- облегченно начинал заготавливать дрова для костра! Спилив и наколов дрова,дедуска складывал из них большой помост,на вершине которого он и будет ждать встречи с Верхними Людьми! Большим грехом считалось взять хоть несколько полешек для своего костра,чтобы приготовить пищу!
В это время в чуме для Макарки чум-работницы шили погребальную кухлянку,обычно изумительной красоты,всю расшитую цветным блестящим бисером и полосками меха. Дедуска несколько раз примерял кухлянку и даже щеголял в ней возле чумов! Погребальный наряд дополнялся меховыми штанами-канайтами,торбазами и лисьим малахаем! Все! Дедуска Макарка был готов к Смерти,а она,ссукка,никак не приходила! Мог пройти и год,и три,а дедуска все еще был жив,изредка проверяя хорошо ли высохли дровишки для его костра! Но вот Костлявая,опомнившись,махнула косой и дедуска Макарка преставился в бозе!
Естественно,молитв над ним никто не читал и не зажигал поминальные свечи! Почтительно приглашали шамана и он,как следует зарядившись мухоморами, начинал камлать,рассказывая на какое небо они с Макаркой сейчас взлетают и кого встречают по дороге!
После чего дедуску Макарку раздевают догола и шаман перерезает ножом все сухожилия на руках и ногах покойника! Это делается для того,чтобы в огне новопреставленный Раб Божий Макарка не вздумал приподниматься и грозить всем зрителям руками! От жара сухожилия сжимаются. После несложной анатомической операции покойника обряжают в Погребальные одежды и оставляют в покое в холодной части чума,рядом с продуктами.
И только на другой день,обычно в полдень,покойника сажают в собачью нарту и везут его на Погребальную сопку. По пути все веселятся и радуются за дедушку,который сейчас встретится с Верхними Людьми. За собачьей упряжкой ведут жертвенного оленя,которому уготовлена невеселая участь! Дедуску Макарку на руках затаскивают на сопку и аккуратно укладывают на костер. Покойник готов к путешествию! С одной стороны тела лежит любимое копье Макарки,с другой- ружье!
Шаман,вдоволь наплясавшись и наоравшись, поджигает костер. Обычно пламя схватывается сразу и дедуска Макарка сам начинает превращаться в пламя и густой черный дым! Ударом копья убивают жертвенного оленя,через несколько минут туша уже ободрана и разделана,а на разожженном костре уже кипит вода в большом котле! По кругу идет котелок с мочой на мухоморах и все оживляются. Начинаются песни и танцы. Дедуску надо проводить весело, при жизни он был большим шутником! Полусваренное мясо вываливается на деревянные подносы и начинается пир! Все смеются и радуются за дедушку! Корякские дамы, оглушенные своеобразным напитком, начинают охорашиваться и переглядываться с кавалерами! Так! Сейчас начнется! А забытый всеми ”дедуска” Макарка продолжает гореть на своем погребальном костре...

Утром,с тяжеленной головой и синими от перепоя мордами, родственники, сквозь зубы ругаясь матом, поднимутся на сопку и разбив несгоревшие кости ”дедуски” топором, рассеют прах по ветру. Все! ”Усел, дедуска, совсем усел!” Посмотрят в безоблачное небо, помашут рукой, и, сгорбившись, пойдут в осиротевший чум допивать мочу и веселиться!

Чтобы узнать, как к нам, русским, относится местное население, достаточно пол-стакана водки! На ваших глазах приветливый, милый, улыбчивый Данилка превратится в угрюмого, злого, обиженного зверька! На что же обижается "оленевод широкого профиля" Данилка Яганов? Да все на то же! Ну, не дают Данилке жить, как раньше, так, как хочется! Не имея собственной письменности, коряки живут устными преданиями далеких предков, о том, как им хорошо жилось, когда по Охотскому морю и Тихому океану плавали японские и американские шхуны! ”Сибко хоросо,дааа!” А сколько прекрасных и нужных товаров привозили эти шхуны! И огромные чугунные котлы, и медные кастрюли, и цветной бисер, иголки, топоры и ножи, а главное - зеркала, в которых, при желании, можно увидеть свой собственный Дух! Американцы смекнули первыми, что торговать со шхун - это терять прибыль, шхуна может и разбиться в шторм на прибрежных рифах! Они начали ставить фактории, и не только по береговой линии, но и на реках, и в лесах! Фактории строились по-принципу укрепленного форта, и на складах хранилось много колониального товара, который грабительски обменивался на бесценные шкурки соболя, куницы, песца и лисы- огневки! Взамен коряки получали капканы, ружья и патроны, и трубы от граммофонов! Если шкурок не хватало, чтобы уплатить за чудо- трубу из которой Неизвестный Дух что-то кричал непонятное (ругался наверное, на Данилку), легко отдавали своих жен и дочерей в гаремы Белых Бородатых Людей! И у них еще был замечательный напиток: Огненная Вода, за которую коряки готовы были отдать все на свете, не торгуясь!!! Невольно хочется спросить у Великого Джека Лондона, что делали "прекрасные индеанки" в салунах Доусона и Сороковой мили? И кем они были на самом деле?!

И вот пришли русские и все обосрали! Американцев пару раз предупредили, чтобы они убирались на Родину, но представители "исключительной нации" ничего не поняли! Тогда эти фактории взяли штурмом, и всех их перебили, а в фортах оборудовали Культбазы в которых рассказывали пригнанным для слушания корякам о Добром Духе, по имени Коммунизм, который с нетерпением ждет своих новоявленных узкоглазых братьев! А где же Огненная Вода? А где бисер и иголки? Где любимые трубы от граммофонов? Не нужны Оленным людям больницы и школы, не нужны страшные бани в культбазах, где бедных детей Севера насильно моют в чугунных чанах, привезенных японцами совсем для других целей! Тогда, русские, которых коряки называли Мельгитане, арестовали слишком разговорчивых, обозвали их непонятным словом "кулаки" и прилюдно расстреляли! Догадливые коряки дружно закричали: "Да здравствует Советская власть и Главный Шаман Во-лодь-кка Лен-нин! Даааа!", но бисер и иголки вспоминали еще долго-долго, пока Советская власть не стала привозить их на Север в нужном количестве! А вот с Огненной водой получился облом! Не давали ее Черным людям, так за что же любить русских?
Уж ли не за трактора, снегоходы, дизельные генераторы и рации "Север"? А может за построенные национальные села, школы, больницы и библиотеки?! А где трубы от граммофонов? Даешь трубу, сук-ка! Вывод прост: "Как волка не корми..."
Перекосы в национальной политике были страшнейшими! Корякам позволялось все, о чем русские могли только мечтать! А ведь они, а особенно воинственные чукчи, понимали только страх и грубую физическую силу! Слава Богу, на Севере всегда находилось достаточное количество здравомыслящих людей, умеющих поставить обнаглевших коряков на место, особенно не вдаваясь в нравственные диспуты с Ответственными партийными работниками, которым популярно объяснили, что Партия дала им ВСЕ, кроме Бессмертия! Учитывая, что каждый третий северянин имел за плечами внушительный срок, и не один, намек был понят правильно!
 
Рейтинг: +2 244 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!