ГлавнаяПрозаМалые формыРассказы → Капитанская честь

Капитанская честь

28 октября 2018 - Влад Колд
Старый Капитан остался на судне совсем один. Старый Капитан на старом судне.  Три дня назад их было ещё двое – он и стармех. А неделю назад – пятеро. А  два месяца  назад – пятнадцать человек... . Стармех, как и капитан, собирался находиться на «Марианне» - так назывался их транспортный рефрижератор -  до самого конца, то есть, до того момента, пока им или заплатят за проработанное время на судне, или пока их не вынесут вперёд ногами, но у Стармеха  не выдержали ни нервы ни вера в конечную справедливость и он уехал, когда наличных денег у него осталось лишь на обратную дорогу домой, в Севастополь.

А Капитан решил стоять, что называется, насмерть! И за себя и за других. За членов экипажа, которые всегда верили в него:  те, кто были под его началом на «Марианне», как раньше верили в него другие подчинённые, на других судах;  всегда, с тех пор, как он начал ходить в море в капитанской должности.

И вот,  Капитан  остался один на старом судне, арестованном в порту Клайпеда. Судно оказалось в этом литовском порту, прибыв туда на ремонт, но на судоремонтный завод «Марианну» не приняли, поскольку её судовладелец   оказался банкротом!  «Марианна» так там и застряла: портконтроль, проверив состояние рефрижератора, установил, что судно, можно сказать, чудом держится наплаву, настолько всё было на нём изношено и корпус – в первую очередь.
 
Портовые власти объявили Капитану, что «Марианна» будет выпущена из порта, лишь, в случае приведения её в мореходное состояние, то-бишь, если судну будет произведён  капитальный ремонт. А, чтобы реанимировать данное плавсредство, требовалось, кроме ремонта механизмов, почти полностью менять обшивку и набор его оконечностей – форпика и ахтерпика и, практически, настил всех палуб.

По мнению Капитана, судно годилось только, лишь, на металлолом, поскольку на его восстановительный ремонт средств потребовалось бы столько же, как на покупку нового! И старый Капитан не сомневался в дальнейшей судьбе «Марианны»: продажа с молотка по цене металлолома, ну а дальше – резка и переплавка, как говорят моряки – «на иголки».

Он никогда бы не пошёл служить на это судно, если бы не острая необходимость. Его дочь с любимым внуком, заканчивающим школу, жила в Одессе, без мужа, весьма скромно; пенсия у Капитана в современной Украине была небольшой, а он мечтал дать внуку хорошее образование, а по нынешним временам это стоило на Украине больших денег.

И Капитан, уже будучи пенсионером, принял решение: во что бы то ни стало опять выйти в море! Ведь другого способа заработать человеку, всю свою жизнь отдавшему морю, он не знал.

Он долго искал себе работу: обзванивал украинские и не только крюинговые агентства, обивал пороги местных судоходных компаний, но там ему или уклончиво обещали, что будут иметь его в виду, занесут в картотеку или поставят на очередь, или говорили прямым текстом: ваше время, уважаемый Капитан, вышло, пенсионеров не берём.

И вот, наконец, как ему показалось, Капитану улыбнулась Удача: ему позвонил один старый сослуживец и сообщил, что на некий транспортный рефрижератор, находящийся в данный момент на ремонте в Лас Пальмасе, срочно требуется капитан и сообщил ему контактный телефон хозяина этого судна.

Хозяином ТР «Марианна», точнее – хозяйкой, оказалась, на удивление Капитана, женщина; в её подчинении был всего лишь один помощник – менеджер. Одним словом, вся судоходная компания состояла из одного старого рифера, управляемого на берегу двумя людьми.

Капитан был опытным моряком и перед тем, как дать согласие на то чтобы принять под своё командование данное судно, естественно, пытался навести справки об этой странноватой судоходной компании да и о самом пароходе.

Через знакомых портовских и флотских товарищей он выяснил, что это судно, под флагом Белиза, было подарено сорокалетней Хозяйке её любовником, новоиспечённым украинским олигархом.

Куплено им оно было за границей, в порты бывшего Союза никогда не заходило и работало в Юго-Восточной Атлантике, принимая мороженную рыбу у рыболовных траулеров и доставляя её в африканские порты.

Хотелось бы Капитану встретиться с кем либо из бывших членов экипажа «Марианны», да распросить по-подробнее о том, что представляет из себя эта шаражка с её пароходом, да к моменту заключения контракта сделать ему этого не удалось.

Интуиция подсказывала умудрённому опытом моряку, что контора эта – мутноватая, мягко говоря, но других вариантов для него не предвиделось, моложе он не становился, а – наоборот; но был подписан контракт с нанимателем, всё честь-по-чести, оклад положили 2 тысячи долларов. Конечно же, оклад для капитана не такого уж и маленького судна – водоизмещением в 10 000 тонн, был весьма скромным но, исходя из теперешних реалий, для Капитана приемлемый.

Но, прибыв в Лас Пальмас на своё судно и увидев на что он подписался, Капитану стало не по себе:
облазив всё судно, что называется, «вдоль и поперёк» он поразился тому, как в таком состоянии несчастная «Марианна» вообще держалась наплаву!

Судно зашло в порт своим ходом, что называется, из последних сил, чтобы подремонтировать свой главный двигатель, что и удалось сделать, однако, к моменту завершения ремонта, в подводной части корпуса, в машинном отделении образовался коррозионный свищ, через который в отсек стала поступать вода.

Экипаж в тёмное время суток (чтобы не привлекать внимание портовых властей), оперируя приёмом балласта в балластные танки, судно накренил, чтобы уже над водой своими силами заварить дыру, а заодно и откачать воду, поступившую в машинное отделение, но скрыть этот факт от администрации порта не удалось и, хотя, дырку всё же заварили, а воду откачали, портконтроль заинтересовался техническим состоянием «Марианны», направил на неё своих инспекторов, которые произведя осмотр судна, вынесли свой приговор: рефрижератор находится в немореходном состоянии и подлежит аресту.

Другими словами, судно нуждалось не то что в капитальном, а в восстановительном ремонте!

Средств на такой ремонт у Хозяйки не было и она, прямо-таки, растерялась.  А тут ещё команда, два месяца не получавшая зарплату, начала бунтовать, требовать расчёта и подмену, грозя подать на неё в суд и заявить в грозный ITF (Международный транспортный профсоюз), которого боялись все судовладельцы.

Хозяйка утихомирила моряков, выдав им аванс и обещав заплатить остальную зарплату по возвращении их в Севастополь и набрала и отправила на Канары новый экипаж, который и возглавил Старый Капитан.

Поверившие Хозяйке моряки в Севастополе от неё больше так ничего и не получили, а сменили их на «Марианне» бедолаги, которые, тоже, не от хорошей жизни пошли на эту авантюру – согласились принять добитое арестованное судно. Впрочем, они и не знали, что оно в таком ужасном состоянии, да ещё и арестовано, вдобавок!

Капитан, через две недели пребывания на судне, когда терпение его подошло к концу от постоянных «завтраков» от менеджера-управляющего Хозяйки, поднял такой шум, наконец, во время сеанса связи с ним, что тот, выслушав от Капитана весь «букет» нелицеприятных эпитетов в свой адрес, адрес Хозяйки и всей их «вонючей» конторы, сказал ему:

- Послушайте, Капитан, я бы никогда не позволил Вам так оскорблять, нас и нашу Компанию, если бы вы не были весьма уважаемым и известным человеком на флоте. Давайте созвонимся завтра, а за это время мы что-нибудь придумаем.

Назавтра менеджер предложил Капитану свой план: поскольку топлива на судне было в достаточном количестве, ночью, без запроса  разрешения у властей на выход, одать тайком швартовы и выскочить за ворота порта, не пользуясь услугами лоцмана. То есть, просто-напросто – сбежать!

А затем – следовать на север, на Балтику: там, мол, в Литве, в порту Клайпеда, у него есть «завязки» на судоремонтном заводе – он вчера связывался со знакомыми, которые обещали «приютить» «Марианну» на ремонт. А почему не в Лас Пальмасе? А потому, что ремонт здесь гораздо дороже, да и денег сейчас в Компании нет, а, вот, к приходу судна в Клайпеду, они как раз, появятся.

Капитана покоробило такое предложение Управляющего: он всегда был человеком законопослушным,  дорожащим своей репутацией; и потом: соверши он такой поступок, как ему потом заходить в испанские порты? Ведь, по сути дела, нарушение канонов морского права – то же преступление.

А с другой стороны – под его началом – 14 человек, которые прилетели на судно с надеждой всё же что-то заработать на нём, у всех – семьи, а некоторые ещё и заплатили жадной Хозяйке за своё трудоустройство, залезая в долги... .

И потом – это, ведь последний его рейс и, учитывая состояние судна, вряд ли, встав на ремонт, он дождётся на нём его окончания: контракт Капитан подписывал на пол-года и глубоко сомневался в том, что восстановительный ремонт «Марианны» закончится раньше истечения  срока контракта.

Одним словом, Капитан, за свою долгую морскую жизнь никогда ничего не нарушавший и свято уважавший Морское право, решился на этот хулиганский поступок!

Глубокой ночью он запустил главный двигатель, отдал швартовы и  «Марианна» без лоцмана выскочила за ворота порта, благо путь до них был короткий.

Его особо не преследовали: где-то через час, вслед за ней, похоже, больше для порядка, за ворота вышел катер береговой охраны; покрутился возле них да и вернулся назад. А, может быть, испанцы были даже рады, что «Марианна» сбежала: ну останься эта развалина в порту и что с ней делать? Денег за услуги порта не платит, сама еле-еле наплаву держится, команда вот-вот взбунтуется... .
А тут – свалила и свалила, флаг ей в руки да ветер в спину!

Погода «Марианне» сопутствовала, несмотря на февраль-месяц, по пути на Балтику она не затонула и в конце февраля стояла на швартовах в Клайпедском бывшем рыбном порту.
Ни на какой ремонт её не поставили: возлюбленный Хозяйки, сделавший ей такой «геморройный» презент, слово своё не сдержал – ремонт «Марианны» не спонсировал: возможно, что раздрай у них вышел в отношениях... .

Одним словом, зависла «Марианна» в порту; за услуги порту (считай, те же коммунальные, как и у обыкновенных обывателей, плюс - за причал) не платила, не платила Хозяйка и зарплату экипажу.

Обращался Капитан в местное отделение ITF, там обещали помочь, но потом сообщили ему, что порт подаёт на судовладельца иск в Морской арбитраж и, поскольку его контора – банкрот, то судно скорее всего, будет продано на металлолом для возмещение убытков, причинённых порту и, вот, только с этих денег можно рассчитывать экипажу на оплату за свой труд на злосчастной «Марианне».

Экипажу же, рекомендовано было, несмотря ни на что, сидеть на судне до победного конца, то есть, до момента получения портом денег за её продажу. Иначе, согласно существующим правилам, члены команды, покинувшие борт, рассчитывать на зарплату уже не могли, то есть, ITF таких уже не защищал.

Но дело в том, что никто не мог сказать, когда Арбитраж вынесет свой вердикт и когда состоятся торги;
время шло, семьи моряков от своих мужчин ничего не получали. Сколько было потрёпано нервов, пролито жёнами слёз!

И люди не выдерживали. Кто-то из моряков, ещё сидя на рифере, подыскал себе новую работу и списался, а некоторые, так и не дождавшись и разуверившись в благополучном исходе этой истории, плюнули на всё и уехали в свой Крым искать новую работу.

И вот, по прошествии трёх месяцев стоянки в Клайпеде, на судне остался один, лишь, Старый Капитан.

Он радовался, что, хоть, электричество не отключили за долги: в машинное отделение через новый свищ стала поступать забортная вода и он, тайком, в тёмное время суток откачивал её за борт погружным насосом, чтобы не затопить механизмы машинного отделения.

Этой майской ночью он, произведя такую операцию, лежал на диване в своём офисе и долго не мог уснуть.
Ему вспоминались события сегодняшнего дня, отличавшиеся от предыдущих в этом порту: наконец-то, после долгого отсутствия,  на судно заявился морской Агент в сопровождении четырёх человек: Нового капитана, Старпома, Стармеха и ещё одного человека, представившегося Суперинтендантом – представителем нового Судовладельца!

Капитан, сильно удивился,  получив известие о том, что аукцион, оказывается, уже состоялся, судно, по цене металлолома было продано новому судоваладельцу – совместной англо-латвийской Компании; часть денег от реализации судна пошла на оплату долгов Хозяйки Клайпедскому порту, а остаток перечислили Хозяйке.

- А мне, а экипажу? – Спросил Капитан Суперинтенданта.

- Какому экипажу? – Удивился, в свою очередь, Суперинтендант, - так, никакого экипажа тут нет, кроме вас!  Да и речь не о каком экипаже не стояла! О жаловании команде вы со своими хозяевами вопрос решайте, мы тут не причём!

- Хорошо, - сказал Капитан, - завтра буду звонить Хозяйке.
- Вот и добре! – Отозвался Супер. А сейчас, будьте так добры, покажите судно Новому капитану со Старпомом и Стармехом и передайте им судовые документы, а мне – ремонтные ведомости: наверняка, они у вас составлены, поскольку, как мне известно, вы намеревались поставить здесь судно на ремонт.

- С судном я вас ознакомлю, - кивнул головой капитан, - и ремонтные ведомости вам отдам, а, вот, судовые документы, уж извините, - он развёл руками, я вам отдам только, когда денежки – жалованье моё и экипажа – тридцать тысячь баксов,  будут лежать в моём кейсе, - спокойно сказал Капитан.

Да вы с ума сошли! – Воскликнул Супер, - кто вам даст такие деньги? И ещё раз говорю: причём, тут, наша контора?

- А мне всё равно, причём или ни при чём, - пожал плечами Капитан, - мне ясно одно: мой экипаж должен получить заработанное! Да вы не нервничайте так: завтра я переговорю с Хозяйкой и, вдруг, она окажется честным человеком?

- Эта фифа? Сомневаюсь, - пробурчал Супер.
- А вы что, с ней знакомы? – Удивился Капитан.
- Представьте себе, знаком! Она сейчас здесь, в Клайпеде.
- А чего же не пришла, голубушка, не принесла сюда наши кровные? – Произнёс с сарказмом Капитан.

- Наивный вы человек! – Усмехнулся  Агент, - вы, судя по этой даме, для неё – отработанный материал и плевать она хотела на все ваши прежние заслуги. Так что, вполне вероятно, что с ней вы уже не встретитесь, по крайней мере, в Клайпеде.
- Ну, это ещё, как говорят у нас в Одессе, - будем посмотреть, кто из нас наивнее, - недобро осклабился Старый Капитан.

- Судовые документы-то хоть на судне? – Спросил Супер.
- А вот, как раз, и нет! Все документы, включая судовые чертежи, предчувствуя такой расклад, я отвёз на квартиру своему хорошему приятелю и будут они там лежать, пока я не получу озвученную мною сумму.

- Машина-то в рабочем состоянии? – Спросил Стармех, - сможем мы дойти до Лиепайи своим ходом, если что? - Там ремогт судну планируется.
- Теперь уже и машина не в рабочем состоянии, - сказал Капитан, - сюда догребли, можно сказать, на последнем издыхании, да плюс эта стоянка...,  но это ничего не значит: без документов вас, ребята, и на буксир никто не возьмёт.

- А вы знаете, капитан, - сказал Агент-литовец, - что вы поступаете неправомерно? Что, при желании, можно будет вам предъяву сделать – хищение судовых документов или ещё, там, что-нибудь в этом роде?
- Да предъявляйте что-хотите, - равнодушно ответил ему Капитан, - да, хоть, бандитов своих подсылайте: слово моё твёрдое: я обещал команде, что вернусь с их зарплатой или не вернусь совсем!

- Так, - сказал Супер, - мы проведём ещё совещание попозже, а пока не будем терять время и давайте, господа, приступайте к осмотру судна.

После осмотра, Суперинтендант попросил Капитана выделить вновь  прибывшим морякам рабочее помещение и тот, великодушно, уступил им свою каюту с офисом, а сам, с немудрёными пожитками перебрался в старпомовскую.

И вот, все четверо, (Старый Капитан остался в старпомовской каюте) провели короткое совещание.
Ну что скажете, господа офицеры? - спросил  Супер.
Трое моряков переглянулись и стармех, прибывший из Лиепаи, сказал всего лишь одно слово:

- Мрак!
Старпом сморщил физиономию, как будто бы хотел сплюнуть, однако не плюнул в капитанской каюте, но сказал:
- На мой выпуклый глаз, ремонт это лайбы обойдётся подороже, чем приобрести такую же посудину, да только – с новья!
- Ну, это уже не ваша забота, чиф! – Отрезал Супер. Или вас обещанная вам зарплата не устраивает?
- Да нет, почему же? – Возразил Старпом, - две семьсот зелёных в месяц на ремонте меня вполне устраивают; не все в море так получают, только платили бы исправно, а не как этим украинским бедолагам.

- Не переживай, чиф, - сказал Новый капитан, - я тебя высвистал на эту посудину и даю тебе слово, что с руководством  этой конторы  знаком и до сих пор они меня ещё не подводили.

А, обратившись к Суперинтенданту, он сказал:
- Впечатление судно, конечно, произвело удручающее, но, раз вы говорите, что новый судовладелец за ценой не постоит, то нам-то что? Будем работать. Хоть и не получили мы, пока на руки судовые документы, всё равно не стоит терять время: надо договариваться насчёт буксировки, конвертации судна для этого дела, а тебе, чиф, задание: выйди на людей здесь, полагаю - в КБ пароходства, чтобы сделали нам проект буксировки и узнай – сколько это будет стоить.
- Да я и сам могу сделать расчёт буксировки, - буркнул Старпом.
- Да я и не сомневаюсь, - сказал Капитан, да, только, кто ж его утвердит?
Так что, вашей конторе придётся на это дело раскошелиться, - обратился он, уже, к Суперу.

- Ну ладно, сказал Супер вставая,  - действуйте! А я поеду-ка сейчас в гостиницу, а оттуда свяжусь с судовладельцем да доложу обстановку.
Супер ушёл, откланялся и Агент.

И чего этот старик возникает? – Спросил Старпома Новый капитан,когда они ушли, - неужели не понимает, что ничего ему не светит? Сваливал бы по-хорошему! Сейчас какие времена? Возьмут деда за жабры и куда он денется?

- А ты знаешь, мастер, а у меня он уважение вызывает! – Ответил Старпом. Одно слово: человек чести!

Новый капитан ничего не ответил, а надолго задумался.

А Старый Капитан ничего не знал, конечно, об их разговоре, он наконец-то, уснул, уже под утро, и ему приснился сон, как он, двадцать лет назад, стоит на мостике плавучего консервного завода «Мария Поливанова», где он был капитан-директором,  и ведёт переговоры с марокканским фрегатом,который обвинил его в нарушении марокканской экономической рыболовной зоны в районе Западной Сахары, объявил судно арестованным и потребовал следовать под его конвоем в марокканский порт.
А на «Поливановой» в ту пору находился штаб промысловой экспедиции!

Причём, «Мария Поливанова» и не думала влезать в эту злосчастную зону, а была от неё на четыре мили западнее, но фрегат подходил к судну всё ближе, развернув в его сторону свои орудия и угрожая Капитану по-английски и по-русски.
А в это время к «Поливановой» уже нёсся на выручку на всех парах маленький советский тральщик, с позывным "Бугель", приставленный охранять от подобных провокаций свои рыболовные суда, которых немало промышляло в данном районе.
Наконец, с фрегата заметили этого карапуза, несущегося прямо в его борт под прямым углом!

«Русский военный корабль! Ответьте марокканскому военному кораблю! Давайте поговорим по-английски!» - Заорали с фрегата по УКВ- радиостанции, но с тральщика командир суровым голосом им отрезал: «Мы будем говорить по-русски!»

И отважный кораблик продолжал свой рискованный путь, превратившись в торпеду, грозно шевеля своей маленькой пушчёнкой, установленной на баке.
И у марокканца не выдержали нервы: серый разбойник врубил самый полный и вскоре растаял в песчаной дымке приносимой с пустыни Сахара.

И уже снилось Капитану, будто он сам, не на мостике плавзавода, а в рубке боевого тральщика вытирает пот со лба и даёт отбой боевой тревоги и видит, как боцман, почему-то, с «Марианны» , отойдя от небольшой скорострельной пушки тральщика, улыбаясь смотрит на его ГКП ( главный командный пост) и поднимает вверх большой палец.

Капитан проснулся в хорошем настроении и подумалось ему, что всё будет хорошо!
Наутро к нему, в будущую свою каюту заглянул вновь назначенный Старпом – ему надо было задать Капитану ряд вопросов по судну и тот охотно на них ответил.

Затем Старпом расспросил Капитана про севастопольские дела – он когда-то был там на практике и этот героический город ему очень нравился.
Рассказав об этом Капитану, он завоевал его расположение и тот, внимательно посмотрев Старпому в глаза обратился к нему: 
- Послушай, чиф, у меня к тебе вопрос.
- Слушаю вас.
- У тебя машина есть?
- Есть, - отвечал Старпом.
- Когда я выбью с них наши деньги, ты не мог бы довести меня с ними до вокзала?
- Не вопрос! Но вы же говорили, что у вас тут товарищ есть. Он что без машины?
- Да нет, с машиной. Да это я так, на всякий случай, - объяснил Капитан.

Уже был разработан проект буксировки, заказан большой буксировщик; судоремонтная фирма заканчивала конвертацию судна; на борт из Латвии прибыло ещё несколько новых членов экипажа.
Даже, хозяйка, расфуфыренная мадам, заявилась, однажды, на судно и пыталась уговорить капитана отдать документы новому хозяину, который, кстати, и сам прикатил в Клайпеду из Риги.

Она сначала обещала рассчитаться с ним и экипажем в Севастополе, затем пыталась уговорить его на то, что он согласится получить, лишь, своё жалование, а она накинет ему ещё бонус сверху, но он стоял на своём: тридцать тысяч на всю команду и точка!

Почему она это делала? Ведь, деньги, свою долю она уже получила! По-видимому, Новый хозяин пообещал ей какие-то «ништяки» за «обработку» капитана.
Видя, что все её старания напрасны, она стала Капитану угрожать, после чего тот послал её «подальше»,

А разъярённая мадам, в свою очередь, послав подальше всех и вся, укатила к себе в Крым, тогда ещё – украинский, заявив, что «никакая сволочь от неё не получит ни цента».

Одним словом, настал момент, когда у Нового хозяина не осталось выхода, кроме как, «отслюнить» тридцать тысяч долларов наличными упрямому Капитану, поскольку время шло и каждый день простоя судна в порту приносил ему всё больше и больше убытка.

Новый Судовладелец присутствовал при расчёте (деньги Капитану отсчитывал морской агент). Он глядел на Капитана,  несмотря ни на что с уважением и думал: «Я бы, пожалуй, так не смог».

Сложив полученные деньги в свой кейс, Капитан поднял сиденье дивана в каюте старпома, достал из под него судовые документы вместе с чертежами и вручил Новому капитану, находившемуся тут же.

Домой Капитан добрался благополучно. Но, перед отъездом, он на всякий случай, пустил слух, что едет на поезде, а сам улетел на самолёте то ли из Вильнюса, то ли из Каунаса.    
   
           

© Copyright: Влад Колд, 2018

Регистрационный номер №0429563

от 28 октября 2018

[Скрыть] Регистрационный номер 0429563 выдан для произведения: Старый Капитан остался на судне совсем один. Старый Капитан на старом судне.  Три дня назад их было ещё двое – он и стармех. А неделю назад – пятеро. А  два месяца  назад – пятнадцать человек... . Стармех, как и капитан, собирался находиться на «Марианне» - так назывался их транспортный рефрижератор -  до самого конца, то есть, до того момента, пока им или заплатят за проработанное время на судне, или пока их не вынесут вперёд ногами, но у Стармеха  не выдержали ни нервы ни вера в конечную справедливость и он уехал, когда наличных денег у него осталось лишь на обратную дорогу домой, в Севастополь.

А Капитан решил стоять, что называется, насмерть! И за себя и за других. За членов экипажа, которые всегда верили в него:  те, кто были под его началом на «Марианне», как раньше верили в него другие подчинённые, на других судах;  всегда, с тех пор, как он начал ходить в море в капитанской должности.

И вот,  Капитан  остался один на старом судне, арестованном в порту Клайпеда. Судно оказалось в этом литовском порту, прибыв туда на ремонт, но на судоремонтный завод «Марианну» не приняли, поскольку судовладелец судна  оказался банкротом!  «Марианна» так там и застряла: портконтроль, проверив состояние рефрижератора, установил, что судно, можно сказать, чудом держится наплаву,
настолько всё было на нём изношено и корпус – в первую очередь.
 
Портовые власти объявили Капитану, что «Марианна» будет выпущена из порта, лишь, в случае приведения её в мореходное состояние, то-бишь, если судну будет произведён  капитальный ремонт. А, чтобы реанимировать данное плавсредство, требовалось, кроме ремонта механизмов, почти полностью менять обшивку его оконечностей – форпика и ахтерпика и, практически, настил всех палуб.

По мнению Капитана, судно годилось только, лишь, на металлолом, поскольку на его восстановительный ремонт средств потребовалось бы столько же, как на покупку нового! И старый Капитан не сомневался в дальнейшей судьбе «Марианны»: продажа с молотка по цене металлолома, ну а дальше – резка и переплавка, как говорят моряки – «на иголки».

Он никогда бы не пошёл служить на это судно, если бы не острая необходимость. Его дочь с любимым внуком, заканчивающим школу, жила в Одессе, без мужа, весьма скромно; пенсия у Капитана в современной Украине была небольшой, а он мечтал дать внуку хорошее образование, а по нынешним временам это стоило на Украине больших денег.

И Капитан, уже будучи пенсионером, принял решение: во что бы то ни стало опять выйти в море! Ведь другого способа заработать человеку, всю свою жизнь отдавшему морю, он не знал.

Он долго искал себе работу: обзванивал украинские и не только крюинговые агентства, обивал пороги местных судоходных компаний, но там ему или уклончиво обещали, что будут иметь его в виду, занесут в картотеку или поставят на очередь, или говорили прямым текстом: ваше время, уважаемый Капитан, вышло, пенсионеров не берём.

И вот, наконец, как ему показалось, Капитану улыбнулась Удача: ему позвонил один старый сослуживец и сообщил, что на некий транспортный рефрижератор, находящийся в данный момент на ремонте в Лас Пальмасе, срочно требуется капитан и сообщил ему контактный телефон хозяина этого судна.

Хозяином ТР «Марианна», точнее – хозяйкой, оказалась, на удивление Капитана, женщина; в её подчинении был всего лишь один помощник – менеджер. Одним словом, вся судоходная компания состояла из одного старого рифера, управляемого на берегу двумя людьми.

Капитан был опытным моряком и перед теи, как дать согласие на то чтобы принять под своё командование данное судно, естественно, пытался навести справки об этой странноватой судоходной компании да и о самом пароходе.

Через знакомых портовских и флотских товарищей он выяснил, что это судно, под флагом Белиза, было подарено сорокалетней Хозяйке её любовником, новоиспечённым украинским олигархом.

Куплено им оно было за границей, в порты бывшего Союза никогда не заходило и работало в Юго-Восточной Атлантике, принимая мороженную рыбу у рыболовных траулеров и доставляя её в африканские порты.

Хотелось бы Капитану встретиться с кем либо из бывших членов экипажа «Марианны», да распросить по-подробнее о том, что представляет из себя эта шаражка с её пароходом, да к моменту заключения контракта сделать ему этого не удалось.

Интуиция подсказывала умудрённому опытом моряку, что контора эта – мутноватая, мягко говоря, но других вариантов для него не предвиделось, моложе он не становился, а – наоборот; но был подписан контракт с нанимателем, всё честь-по-чести, оклад положили 2 тысячи долларов. Конечно же, оклад для капитана не такого уж и маленького судна – водоизмещением в 10 000 тонн, был весьма скромным но, исходя из теперешних реалий, для Капитана приемлемый.

Но, прибыв в Лас Пальмас на своё судно и увидев на что он подписался, Капитану стало не по себе:
облазив всё судно, что называется, «вдоль и поперёк» он поразился тому, как в таком состоянии несчастная «Марианна» вообще держалась наплаву!

Судно зашло в порт своим ходом, что называется, из последних сил, чтобы подремонтировать свой главный двигатель, что и удалось сделать, однако, к моменту завершения ремонта, в подводной части корпуса, в машинном отделении образовался коррозионный свищ, через который в отсек стала поступать вода.

Экипаж в тёмное время суток (чтобы не привлекать внимание портовых властей), оперируя приёмом балласта в балластные танки, судно накренил, чтобы уже над водой своими силами заварить дыру, а заодно и откачать воду, поступившую в машинное отделение, но скрыть этот факт от администрации порта не удалось и, хотя, дырку всё же заварили, а воду откачали, портконтроль заинтересовался техническим состоянием «Марианны», направил на неё своих инспекторов, которые произведя осмотр судна, вынесли свой приговор: рефрижератор находится в немореходном состоянии и подлежит аресту.

Другими словами, судно нуждалось не то что в капитальном, а в восстановительном ремонте!

Средств на такой ремонт у Хозяйки не было и она, прямо-таки, растерялась.  А тут ещё команда, два месяца не получавшая зарплату, начала бунтовать, требовать расчёта и подмену, грозя подать на неё в суд и заявить в грозный ITF (Международный транспортный профсоюз), которого боялись все судовладельцы.

Хозяйка утихомирила моряков, выдав им аванс и обещав заплатить остальную зарплату по возвращении их в Севастополь и набрала и отправила на Канары новый экипаж, который и возглавил Старый Капитан.

Поверившие Хозяйке моряки в Севастополе от неё больше так ничего и не получили, а сменившие их на «Марианне» бедолаги, которые, тоже, не от хорошей жизни пошли на эту авантюру – согласились принять добитое арестованное судно. Впрочем, они и не знали, что оно в таком ужасном состоянии, да ещё и арестовано, вдобавок!

Капитан, через две недели пребывания на судне, когда терпение его подошло к концу от постоянных «завтраков» от менеджера-управляющего Хозяйки, поднял такой шум, наконец, во время сеанса связи с ним, что тот, выслушав от Капитана весь «букет» нелицеприятных эпитетов в свой адрес, адрес Хозяйки и всей их «вонючей» конторы, сказал ему:

- Послушайте, Капитан, я бы никогда не позволил Вам так оскорблять, нас и нашу Компанию, если бы вы не были весьма уважаемым и известным человеком на флоте. Давайте созвонимся завтра, а за это время мы что-нибудь придумаем.

Назавтра менеджер предложил Капитану свой план: поскольку топлива на судне было в достаточном количестве, ночью, без запроса  разрешения у властей на выход, одать тайком швартовы и выскочить за ворота порта, не пользуясь услугами лоцмана. То есть, просто-напросто – сбежать!

А затем – следовать на север, на Балтику: там, мол, в Литве, в порту Клайпеда, у него есть «завязки» на судоремонтном заводе – он вчера связывался со знакомыми, которые обещали «приютить» «Марианну» на ремонт. А почему не в Лас Пальмасе? А потому, что ремонт здесь гораздо дороже, да и денег сейчас в Компании нет, а, вот, к приходу судна в Клайпеду, они как раз, появятся.

Капитана покоробило такое предложение Управляющего: он всегда был человеком законопослушным,  дорожащим своей репутацией; и потом: соверши он такой поступок, как ему потом заходить в испанские порты? Ведь, по сути дела, нарушение канонов морского права – то же преступление.

А с другой стороны – под его началом – 14 человек, которые прилетели на судно с надеждой всё же что-то заработать на нём, у всех – семьи, а некоторые ещё и заплатили жадной Хозяйке за своё трудоустройство, залезая в долги... .

И потом – это, ведь последний его рейс и, учитывая состояние судна, вряд ли, встав на ремонт, он дождётся на нём его окончания: контракт Капитан подписывал на пол-года и глубоко сомневался в том, что восстановительный ремонт «Марианны» закончится раньше истечения  срока контракта.

Одним словом, Капитан, за свою долгую морскую жизнь никогда ничего не нарушавший и свято уважавший, Морское право, решился на этот хулиганский поступок!

Глубокой ночью он запустил главный двигатель, отдал швартовы и  «Марианна» без лоцмана выскочила за ворота порта, благо путь до них был короткий.

Его особо не преследовали: где-то через час, вслед за ней, похоже, больше для порядка, за ворота вышел катер береговой охраны; покрутился возле них да и вернулся назад. А, может быть, испанцы были даже рады, что «Марианна» сбежала: ну останься эта развалина в порту и что с ней делать? Денег за услуги порта не платит, сама еле-еле наплаву держится, команда вот-вот взбунтуется... .
А тут – свалила и свалила, флаг ей в руки да ветер в спину!

Погода «Марианне» сопутствовала, несмотря на февраль-месяц, по пути на Балтику она не затонула и в конце февраля стояла на швартовах в Клайпедском бывшем рыбном порту.
Ни на какой ремонт её не поставили: возлюбленный Хозяйки, сделавший ей такой «геморройный» презент, слово своё не сдержал – ремонт «Марианны» не спонсировал: возможно, что раздрай у них вышел в отношениях... .

Одним словом, зависла «Марианна» в порту; за услуги порту (считай, те же коммунальные, как и у обыкновенных обывателей, плюс - за причал) не платила, не платила Хозяйка и зарплату экипажу.

Обращался Капитан в местное отделение ITF, там обещали помочь, но потом сообщили ему, что порт подаёт на судовладельца иск в Морской арбитраж и, поскольку его контора – банкрот, то судно скорее всего, будет продано на металлолом для возмещение убытков, причинённых порту и, вот, только с этих денег можно рассчитывать экипажу на оплату за свой труд на злосчастной «Марианне».

Экипажу же, рекомендовано было, несмотря ни на что, сидеть на судне до победного конца, то есть, до момента получения портом денег за её продажу. Иначе, согласно существующим правилам, члены команды, покинувшие борт, рассчитывать на зарплату уже не могли, то есть, ITF таких уже не защищал.

Но дело в том, что никто не мог сказать, когда Арбитраж вынесет свой вердикт и когда состоятся торги;
время шло, семьи моряков от своих мужчин ничего не получали. Сколько было потрёпано нервов, пролито жёнами слёз!

И люди не выдерживали. Кто-то из моряков, ещё сидя на рифере, подыскал себе новую работу и списался, а некоторые, так и не дождавшись и разуверившись в благополучном исходе этой истории, плюнули на всё и уехали в свой Крым искать новую работу.

И вот, по прошествии трёх месяцев стоянки в Клайпеде, на судне остался один, лишь, Старый Капитан.

Он радовался, что, хоть, электричество не отключили за долги: в машинное отделение через новый свищ стала поступать забортная вода и он, тайком, в тёмное время суток откачивал её за борт погружным насосом, чтобы не затопить механизмы машинного отделения.

Этой майской ночью он, произведя такую операцию, лежал на диване в своём офисе и долго не мог уснуть.
Ему вспоминались события сегодняшнего дня, отличавшиеся от предыдущих в этом порту: наконец-то, после долгого отсутствия,  на судно заявился морской Агент в сопровождении четырёх человек: Нового капитана, Старпома, Стармеха и ещё одного человека, представившегося Суперинтендантом – представителем нового Судовладельца!

Капитан, сильно удивился,  получив известие о том, что аукцион, оказывается, уже состоялся, судно, по цене металлолома было продано новому судоваладельцу – совместной англо-латвийской Компании; часть денег от реализации судна пошла на оплату долгов Хозяйки Клайпедскому порту, а остаток перечислили Хозяйке.

- А мне, а экипажу? – Спросил Капитан Суперинтенданта.

- Какому экипажу? – Удивился, в свою очередь, Суперинтендант, - так, никакого экипажа тут нет, кроме вас!  Да и речь не о каком экипаже не стояла! О жаловании команде вы со своими хозяевами вопрос решайте, мы тут не причём!

- Хорошо, - сказал Капитан, - завтра буду звонить Хозяйке.
- Вот и добре! – Отозвался Супер. А сейчас, будьте так добры, покажите судно Новому капитану со Старпомом и Стармехом и передайте им судовые документы, а мне – ремонтные ведомости: наверняка, они у вас составлены, поскольку, как мне известно, вы намеревались поставить здесь судно на ремонт.

- С судном я вас ознакомлю, - кивнул головой капитан, - и ремонтные ведомости вам отдам, а, вот, судовые документы, уж извините, - он развёл руками, я вам отдам только, когда денежки – жалованье моё и экипажа – тридцать тысячь баксов,  будут лежать в моём кейсе, - спокойно сказал Капитан.

Да вы с ума сошли! – Воскликнул Супер, - кто вам даст такие деньги? И ещё раз говорю: причём, тут, наша контора?

- А мне всё равно, причём или ни при чём, - пожал плечами Капитан, - мне ясно одно: мой экипаж должен получить заработанное! Да вы не нервничайте так: завтра я переговорю с Хозяйкой и, вдруг, она окажется честным человеком?

- Эта фифа? Сомневаюсь, - пробурчал Супер.
- А вы что, с ней знакомы? – Удивился Капитан.
- Представьте себе, знаком! Она сейчас здесь, в Клайпеде.
- А чего же не пришла, голубушка, не принесла сюда наши кровные? – Произнёс с сарказмом Капитан.

- Наивный вы человек! – Усмехнулся  Агент, - вы, судя по этой даме, для неё – отработанный материал и плевать она хотела на все ваши прежние заслуги. Так что, вполне вероятно, что с ней вы уже не встретитесь, по крайней мере, в Клайпеде.
- Ну, это ещё, как говорят у нас в Одессе, - будем посмотреть, кто из нас наивнее, - недобро осклабился Старый Капитан.

- Судовые документы-то хоть на судне? – Спросил Супер.
- А вот, как раз, и нет! Все документы, включая судовые чертежи, предчувствуя такой расклад, я отвёз на квартиру своему хорошему приятелю и будут они там лежать, пока я не получу озвученную мною сумму.

- Машина-то в рабочем состоянии? – Спросил Стармех, - сможем мы дойти до Лиепайи своим ходом, если что? - Там ремогт судну планируется.
- Теперь уже и машина не в рабочем состоянии, - сказал Капитан, - сюда догребли, можно сказать, на последнем издыхании, да плюс эта стоянка...,  но это ничего не значит: без документов вас, ребята, и на буксир никто не возьмёт.

- А вы знаете, капитан, - сказал Агент-литовец, - что вы поступаете неправомерно? Что, при желании, можно будет вам предъяву сделать – хищение судовых документов или ещё, там, что-нибудь в этом роде?
- Да предъявляйте что-хотите, - равнодушно ответил ему Капитан, - да, хоть, бандитов своих подсылайте: слово моё твёрдое: я обещал команде, что вернусь с их зарплатой или не вернусь совсем!

- Так, - сказал Супер, - мы проведём ещё совещание попозже, а пока не будем терять время и давайте, господа, приступайте к осмотру судна.

После осмотра, Суперинтендант попросил Капитана выделить вновь  прибывшим морякам рабочее помещение и тот, великодушно, уступил им свою каюту с офисом, а сам, с немудрёными пожитками перебрался в старпомовскую.

И вот, все четверо, (Старый Капитан остался в старпомовской каюте) провели короткое совещание.
Ну что скажете, господа офицеры? - спросил  Супер.
Трое моряков переглянулись и стармех, прибывший из Лиепайи, сказал всего лишь одно слово:

- Мрак!
Старпом сморщил физиономию, как будто бы хотел сплюнуть, однако не плюнул в капитанской каюте, но сказал:
- На мой выпуклый глаз, ремонт это лайбы обойдётся подороже, чем приобрести такую же посудину, да только – с новья!
- Ну, это уже не ваша забота, чиф! – Отрезал Супер. Или вас обещанная вам зарплата не устраивает?
- Да нет, почему же? – Возразил Старпом, - две семьсот зелёных в месяц на ремнте меня вполне устраивают; не все в море так получают, только платили бы исправно, а не как этим украинским бедолагам.

- Не переживай, чиф, - сказал Новый капитан, - я тебя высвистал на эту посудину и даю тебе слово, что с руководством  этой конторы  знаком и до сих пор они меня ещё не подводили.

А, обратившись к Суперинтенданту, он сказал:
- Впечатление судно, конечно, произвело удручающее, но, раз вы говорите, что новый судовладелец за ценой не постоит, то нам-то что? Будем работать. Хоть и не получили мы, пока на руки судовые документы, всё равно не стоит терять время: надо договариваться насчёт буксировки, конвертации судна для этого дела, а тебе, чиф, задание: выйди на людей здесь, полагаю - в КБ пароходства, чтобы сделали нам проект буксировки и узнай – сколько это будет стоить.
- Да я и сам могу сделать расчёт буксировки, - буркнул Старпом.
- Да я и не сомневаюсь, - сказал Капитан, да, только, кто ж его утвердит?
Так что, вашей конторе придётся на это дело раскошелиться, - обратился он, уже, к Суперу.

- Ну ладно, сказал Супер вставая,  - действуйте! А я поеду-ка сейчас в гостиницу, а оттуда свяжусь с судовладельцем да доложу обстановку.
Супер ушёл, откланялся и Агент.

И чего этот старик возникает? – Спросил Старпома Новый капитан,когда они ушли, - неужели не понимает, что ничего ему не светит? Сваливал бы по-хорошему! Сейчас какие времена? Возьмут деда за жабры и куда он денется?

- А ты знаешь, мастер, а у меня он уважение вызывает! – Ответил Старпом. Одно слово: человек чести!

Новый капитан ничего не ответил, а надолго задумался.

А Старый Капитан ничего не знал, конечно, об их разговоре, он наконец-то, уснул, уже под утро, и ему приснился сон, как он, двадцать лет назад, стоит на мостике плавучего консервного завода «Мария Поливанова», где он был капитан-директором,  и ведёт переговоры с марокканским фрегатом,который обвинил его в нарушении марокканской экономической рыболовной зоны в районе Западной Сахары, объявил судно арестованным и потребовал следовать под его конвоем в марокканский порт.
А на «Поливановой» в ту пору находился штаб промысловой экспедиции!

Причём, «Мария Поливанова» и не думала влезать в эту злосчастную зону, а была от неё на четыре мили западнее, но фрегат подходил к судну всё ближе, развернув в его сторону свои орудия и угрожая Капитану по-английски и по-русски.
А в это время к «Поливановой» уже нёсся на выручку на всех парах маленький советский тральщик, «три пятёрки», приставленный охранять от подобных провокаций свои рыболовные суда, которых немало промышляло в данном районе.
Наконец, с фрегата заметили этого карапуза, несущегося прямо в его борт под прямым углом!

«Русский военный корабль! Ответьте марокканскому военному кораблю!» - Заорали с фрегата по УКВ- радиостанции, но с тральщика командир суровым голосом им отрезал: «Мы будем говорить по-русски!»

И отважный кораблик продолжал свой рискованный путь, превратившись в торпеду, грозно шевеля своей маленькой пушчёнкой, установленной на баке.
И у марокканца не выдержали нервы: серый разбойник врубил самый полный и вскоре растаял в песчаной дымке приносимой с пустыни Сахара.

И уже снилось Капитану, будто он сам, не на мостике плавзавода а в рубке боевого тральщика вытирает пот со лба и даёт отбой боевой тревоги и видит, как боцман, почему-то, с «Марианны» , отойдя от небольшой скорострельной пушки тральщика, улыбаясь смотрит на его ГКП ( главный командный пост) и поднимает вверх большой палец.

Капитан проснулся в хорошем настроении и подумалось ему, что всё будет хорошо!
Наутро к нему, в будущую свою каюту заглянул вновь назначенный Старпом – ему надо было задать Капитану ряд вопросов по судну и тот охотно на них ответил.

Затем Старпом расспросил Капитана про севастопольские дела – он когда-то был там на практике и этот героический город ему очень нравился.
Рассказав об этом Капитану, он завоевал его расположение и тот, внимательно посмотрев Старпому в глаза обратился к нему: 
- Послушай, чиф, у меня к тебе вопрос.
- Слушаю вас.
- У тебя машина есть?
- Есть, - отвечал Старпом.
- Когда я выбью с них наши деньги, ты не мог бы довести меня с ними до вокзала?
- Не вопрос! Но вы же говорили, что у вас тут товарищ есть. Он что без машины?
- Да нет, с машиной. Да это я так, на всякий случай, - объяснил Капитан.

Уже был разработан проект буксировки, заказан большой буксировщик; судоремонтная фирма заканчивала конвертацию судна; на борт из Латвии прибыло ещё несколько новых членов экипажа.
Даже, хозяйка, расфуфыренная мадам, заявилась, однажды, на судно и пыталась уговорить капитана отдать документы новому хозяину, который, кстати, и сам прикатил в Клайпеду из Риги.

Она сначала обещала рассчитаться с ним и экипажем в Севастополе, затем пыталась уговорить его на то, что он согласится получить, лишь, своё жалование, а она накинет ему ещё бонус сверху, но он стоял на своём: тридцать тысяч на всю команду и точка!

Почему она это делала? Ведь, деньги, свою долю она уже получила! По-видимому, Новый хозяин пообещал ей какие-то «ништяки» за «обработку» капитана.
Видя, что все её старания напрасны, она стала Капитану угрожать, после чего тот послал её «подальше»,

А разъярённая мадам, в свою очередь, послав подальше всех и вся, укатила к себе в Крым, тогда ещё – украинский, заявив, что «никакая сволочь от неё не получит ни цента».

Одним словом, настал момент, когда у Нового хозяина не осталось выхода, кроме как, «отслюнить» тридцать тысяч долларов наличными упрямому Капитану, поскольку время шло и каждый день простоя судна в порту приносил ему всё больше и больше убытка.

Новый Судовладелец присутствовал при расчёте (деньги Капитану отсчитывал морской агент). Он глядел на Капитана,  не смотря ни на что с уважением и думал: «Я бы, пожалуй, так не смог».

Сложив полученные деньги в свой кейс, Капитан поднял сиденье дивана в каюте старпома, достал из под него судовые документы вместе с чертежами и вручил Новому капитану, находившемуся тут же.

Домой Капитан добрался благополучно. Но, перед отъездом, он на всякий случай, пустил слух, что едет на поезде, а сам улетел на самолёте то ли из Вильнюса, то ли из Каунаса.    
   
           
 
Рейтинг: +2 335 просмотров
Комментарии (4)
Влад Устимов # 28 октября 2018 в 07:15 +1
Хороший рассказ о настоящем капитане.
Влад Колд # 28 октября 2018 в 09:52 0
Спасибо, тёзка за отклик. Да, это хороший Капитан и отличный мужик! Надеюсь, что он жив ещё. Ему сейчас должно быть где-то под 80.
С уважением, Влад.
Анна Гирик # 1 ноября 2018 в 12:48 +1
spasibo-8
Вы даже знали этого человека?
Я потрясена историей о настоящем капитане!!
С удовольствием прочитала интересный рассказ!!
Спасибо, Влад!! Жду новых историй.
Влад Колд # 1 ноября 2018 в 21:05 0
Да, Аннушка, мне посчастливилось встретиться с этим человеком и происшествие с "Марией Поливановой" - реальное.
Спасибо за внимание и отклик!
buket4