ГлавнаяПрозаМалые формыРассказы → История одного урока

История одного урока

9 декабря 2012 - Нина Лащ

 История одного урока

Конец 20-го века. (А в Англии, давным-давно,  даже девочек секли розгами за непослушание…)

     Наш девятый «Ж» был трудным классом, как говорили все учителя. Хотя мы и не из самых тупых. И не все учителя от нас стонали. Вот на русском, математике, ну еще  пару предметов можно назвать, мы сидели тихо. Не то чтобы боялись. Как я понимаю, многое зависит от того, какой он – сам учитель, а не только предмет. Кстати сказать, моя тетя недавно приезжала. Смеялась, спрашивала: «Ваш класс все так же на «ж» называется?» Не знаю, почему это ее так веселит, в нашей школе-комплексе и классы «Я» когда-то были, говорят.  Не гимназия какая-нибудь престижная.  

      Вот с историей у нас просто беда, еще с шестого класса. Учителя меняются, как стеклышки в калейдоскопе. И почти все они так нудно ведут уроки, что наш класс убежден: история – самая неинтересная вещь в школе. Они же, историки эти и исторички, не рассказывают ничего толком! Только спрашивают, а потом заставляют читать параграфы следующей темы. А в учебниках еще нуднее все написано.

     Если честно, мы на многих уроках сами не давали учителям особо рассказывать - шумели, шутили. Веселились, в общем. Главные их  мучители в нашем девятом были Васька Кутыркин и Славка Будько по прозвищу Будка. Оба двоечники.

     Славке очень его кликуха подходит, он толстый и тупой. Поддерживал всегда Ваську в его начинаниях и подражал ему в девятом классе. Кутыркину многие подражали, он высокий, красивый, и друзья у него вроде крутые какие-то. Васька девчонкам нравился. Но не всем. Вот мне, например, не особо, потому что туповат. Но шутил  смешно иногда, особенно когда над учителями издевался. В начале первой четверти молодая историчка заплакала прямо на уроке – Васька постарался, не без помощи Будки. Это уже после того, как Будка своим противным голосом проверещал: «Девушка в красном, дай нам, несчастным!»

     Историчка та долго не продержалась, сбежала из школы. А вместо нее пришел учитель истории… Тот еще экземпляр! Вот со Станиславом Анатольевичем скучно не было. Долго помнить будем. Жаль, уехал он вскоре в свою Москву. Уж не знаю, каким ветром его занесло из столицы в наш город, но чувствовалось в нем что-то этакое, столичное. Особенно это почувствовали сразу Васька с Будкой. Еще как почувствовали! Физически. На первом же его уроке.

     Стас, так мы его называли между собой, вошел в класс уверенной походкой. Высокий, выше нашего Васьки даже, под метр девяносто. И симпатичный. Но не очень молодой, за тридцатник, наверное. Представился, по журналу с нами познакомился. И все уверенно так.

     Васька со Славкой уже наизготовку сидят, предвкушают…

     - Кто мне озвучит тему прошлого урока? – Стас так спокойно спрашивает.

     - А мы ваще не в теме! – сострил Кутыркин.

     И Будка его тут же поддержал:

     - В теме тока вы!

     Стас с таким искренним и спокойным удивлением посмотрел на наших оболтусов.

     - Повтори, - тихо сказал.

     Не помню вот, что еще сказал Васька, но договорить он не успел. Стас широким шагом быстро преодолел расстояние до последней парты, где сидел Васька в гордом одиночестве, как-то так легко и быстро сгреб его за грудки одной рукой и вытащил из-за парты. Потом, опять же легко и весело, протащил Васюшку через весь класс и вышвырнул за дверь, как котенка. Именно одной рукой он буквально нес нашего крепкого Ваську, тот не успевал перебирать ногами! И еще одна деталька нас удивила: плотно закрытую дверь, которую девчонки с превеликим трудом открывали, Стас распахнул очень легко. Так же легко и спокойно ее закрыл после того, как Ваську выбросил.    

     Класс онемел, так быстро все произошло. Вот это номер! Такого еще не было. Наш крутой Кутыркин обделался на глазах всего класса! А следующим номером программы стал Славик Будько. Он  опять попытался что-то вякнуть, вроде как возмутиться. Его историк взял уже за шкирку. Дотащил нашего жирного Будку до двери и его же лбом (!) открыл дверь. Из коридора донесся шум падающего тела.             

     Пришлось нам всем сдерживаться, чтоб не рассмеяться в голос. Повторить участь одноклассников никто не хотел. Да! Еще нас приятно удивило, что Станислав Анатольевич обращался к нам на вы.

     На последующих уроках истории  Васька со Славкой боялись даже  шелохнуться. Буквально. Васька, помню, даже побледнел, когда к его парте близко Стас подошел. Как и все учителя-историки, наш новый учитель по теме урока не распинался. Он любил спрашивать, особенно девчонок. Вот нас, девчонок, он любил!  Никому из нас не поставил ни разу даже тройки, хотя и пятерками не баловал. Отвечать нам можно было с места, при этом мы нагло открывали учебник на нужной странице и подсматривали. А вообще, вся манера ведения уроков у Стаса была не школьная. Не знаю, какая именно. Но только потом мы узнали, что он не учитель по образованию, просто - историк с высшим.

     Всем девчонкам жалко было, что Стас так быстро уехал. Вместо него у нас появился Геннадий Иосифович, щупленький такой. И ростом примерно метр пятьдесят, вот честно! Мне его сразу жалко стало, а наши двоечники оживились, стали изощряться в остроумии и смекалке – кто кого переплюнет по части измывательств. (И вот откуда бы нам историю-то эту знать?!) Даже девчонки некоторые позволяли себе во время урока вставать и ходить по классу.

     Но надо отдать должное Ёсичу, он не бегал жаловаться завучам и директору. Терпел, все надеялся сам с нами справиться. Все равно трандюлей нам директриса вставила, провела воспитательную беседу.   Грозилась Ваську с Будкой выкинуть из школы, хотя прекрасно все знали, что девятый им дадут закончить по-любому. В общем, мы на короткое время притихли…

     Я сейчас в десятом. На уроках истории у нас спокойно. Ведет предмет все тот же Геннадий Иосифович. Радуется, что нет уже в классе Кутыркина с Будкой и других двоечников. И издевается над нами от души: мы конспектируем в общих тетрадях все темы из учебника. Я исписала уже две толстые тетрадки. А куда деваться? Троек мне не хочется, мне в институт поступить хочется.

 

 

     

© Copyright: Нина Лащ, 2012

Регистрационный номер №0100559

от 9 декабря 2012

[Скрыть] Регистрационный номер 0100559 выдан для произведения:

 История одного урока

Конец 20-го века. (А в Англии, давным-давно,  даже девочек секли розгами за непослушание…)

     Наш девятый «Ж» был трудным классом, как говорили все учителя. Хотя мы и не из самых тупых. И не все учителя от нас стонали. Вот на русском, математике, ну еще  пару предметов можно назвать, мы сидели тихо. Не то чтобы боялись. Как я понимаю, многое зависит от того, какой он – сам учитель, а не только предмет. Кстати сказать, моя тетя недавно приезжала. Смеялась, спрашивала: «Ваш класс все так же на «ж» называется?» Не знаю, почему это ее так веселит, в нашей школе-комплексе и классы «Я» когда-то были, говорят.  Не гимназия какая-нибудь престижная.  

      Вот с историей у нас просто беда, еще с шестого класса. Учителя меняются, как стеклышки в калейдоскопе. И почти все они так нудно ведут уроки, что наш класс убежден: история – самая неинтересная вещь в школе. Они же, историки эти и исторички, не рассказывают ничего толком! Только спрашивают, а потом заставляют читать параграфы следующей темы. А в учебниках еще нуднее все написано.

     Если честно, мы на многих уроках сами не давали учителям особо рассказывать - шумели, шутили. Веселились, в общем. Главные их  мучители в нашем девятом были Васька Кутыркин и Славка Будько по прозвищу Будка. Оба двоечники.

     Славке очень его кликуха подходит, он толстый и тупой. Поддерживал всегда Ваську в его начинаниях и подражал ему в девятом классе. Кутыркину многие подражали, он высокий, красивый, и друзья у него вроде крутые какие-то. Васька девчонкам нравился. Но не всем. Вот мне, например, не особо, потому что туповат. Но шутил  смешно иногда, особенно когда над учителями издевался. В начале первой четверти молодая историчка заплакала прямо на уроке – Васька постарался, не без помощи Будки. Это уже после того, как Будка своим противным голосом проверещал: «Девушка в красном, дай нам, несчастным!»

     Историчка та долго не продержалась, сбежала из школы. А вместо нее пришел учитель истории… Тот еще экземпляр! Вот со Станиславом Анатольевичем скучно не было. Долго помнить будем. Жаль, уехал он вскоре в свою Москву. Уж не знаю, каким ветром его занесло из столицы в наш город, но чувствовалось в нем что-то этакое, столичное. Особенно это почувствовали сразу Васька с Будкой. Еще как почувствовали! Физически. На первом же его уроке.

     Стас, так мы его называли между собой, вошел в класс уверенной походкой. Высокий, выше нашего Васьки даже, под метр девяносто. И симпатичный. Но не очень молодой, за тридцатник, наверное. Представился, по журналу с нами познакомился. И все уверенно так.

     Васька со Славкой уже наизготовку сидят, предвкушают…

     - Кто мне озвучит тему прошлого урока? – Стас так спокойно спрашивает.

     - А мы ваще не в теме! – сострил Кутыркин.

     И Будка его тут же поддержал:

     - В теме тока вы!

     Стас с таким искренним и спокойным удивлением посмотрел на наших оболтусов.

     - Повтори, - тихо сказал.

     Не помню вот, что еще сказал Васька, но договорить он не успел. Стас широким шагом быстро преодолел расстояние до последней парты, где сидел Васька в гордом одиночестве, как-то так легко и быстро сгреб его за грудки одной рукой и вытащил из-за парты. Потом, опять же легко и весело, протащил Васюшку через весь класс и вышвырнул за дверь, как котенка. Именно одной рукой он буквально нес нашего крепкого Ваську, тот не успевал перебирать ногами! И еще одна деталька нас удивила: плотно закрытую дверь, которую девчонки с превеликим трудом открывали, Стас распахнул очень легко. Так же легко и спокойно ее закрыл после того, как Ваську выбросил.    

     Класс онемел, так быстро все произошло. Вот это номер! Такого еще не было. Наш крутой Кутыркин обделался на глазах всего класса! А следующим номером программы стал Славик Будько. Он  опять попытался что-то вякнуть, вроде как возмутиться. Его историк взял уже за шкирку. Дотащил нашего жирного Будку до двери и его же лбом (!) открыл дверь. Из коридора донесся шум падающего тела.             

     Пришлось нам всем сдерживаться, чтоб не рассмеяться в голос. Повторить участь одноклассников никто не хотел. Да! Еще нас приятно удивило, что Станислав Анатольевич обращался к нам на вы.

     На последующих уроках истории  Васька со Славкой боялись даже  шелохнуться. Буквально. Васька, помню, даже побледнел, когда к его парте близко Стас подошел. Как и все учителя-историки, наш новый учитель по теме урока не распинался. Он любил спрашивать, особенно девчонок. Вот нас, девчонок, он любил!  Никому из нас не поставил ни разу даже тройки, хотя и пятерками не баловал. Отвечать нам можно было с места, при этом мы нагло открывали учебник на нужной странице и подсматривали. А вообще, вся манера ведения уроков у Стаса была не школьная. Не знаю, какая именно. Но только потом мы узнали, что он не учитель по образованию, просто - историк с высшим.

     Всем девчонкам жалко было, что Стас так быстро уехал. Вместо него у нас появился Геннадий Иосифович, щупленький такой. И ростом примерно метр пятьдесят, вот честно! Мне его сразу жалко стало, а наши двоечники оживились, стали изощряться в остроумии и смекалке – кто кого переплюнет по части измывательств. (И вот откуда бы нам историю-то эту знать?!) Даже девчонки некоторые позволяли себе во время урока вставать и ходить по классу.

     Но надо отдать должное Ёсичу, он не бегал жаловаться завучам и директору. Терпел, все надеялся сам с нами справиться. Все равно трандюлей нам директриса вставила, провела воспитательную беседу.   Грозилась Ваську с Будкой выкинуть из школы, хотя прекрасно все знали, что девятый им дадут закончить по-любому. В общем, мы на короткое время притихли…

     Я сейчас в десятом. На уроках истории у нас спокойно. Ведет предмет все тот же Геннадий Иосифович. Радуется, что нет уже в классе Кутыркина с Будкой и других двоечников. И издевается над нами от души: мы конспектируем в общих тетрадях все темы из учебника. Я исписала уже две толстые тетрадки. А куда деваться? Троек мне не хочется, мне в институт поступить хочется.

 

 

     

Рейтинг: +14 464 просмотра
Комментарии (21)
0 # 10 декабря 2012 в 05:08 +2
С удовольствием перечитала! Спасибо!
Этот рассказ у каждого выудит из памяти свои похожие воспоминания. Мне, как и тебе, посчастливилось побывать "по обе стороны баррикад". Очевидно, что глубокое знание предмета - не залог успешного преподавания. На первом месте, всё же, ЛИЧНОСТЬ самогО педагога...
ЗдОрово пишешь! Просто и правдиво.

Нина Лащ # 10 декабря 2012 в 10:30 +2
ЗдОрово каментишь, спасибо!)))И картинка классная. С твоими выводами полностью согласна, Оля! live
Валентина Попова # 10 декабря 2012 в 08:42 +1
Интересный рассказ. Вспомнилась школа и вспомнился похожий рассказ своего друга - бывшего учителя, как он выбрасывал из класса подобных хулиганов и как после этого получал любовные записки от своих учениц. Молодец, Нина! хорошо пишешь!
Нина Лащ # 10 декабря 2012 в 10:33 +2
Валентина, благодарю за отзыв и воспоминания! И за картинку - очень красиво! buket4
Григорий Кипнис # 11 декабря 2012 в 11:52 +1
Интересное, нравственно-педагогическое повествование
об уроках истории,стимулирующее задуматься;
учителей о стиле преподавания и педагогического подхода
в заинтересованности их предметом,
а учеников - об атмосфере,нагнетаемой 2-мя "шутниками",
играющими в развлекалочки:с учителями и одноклассниками...
И Автор показала: как класс "Ж" - в "спящем" безразличии -
не поддерживает учителей, не призывает к ОТВЕТУ - "шутников"... scratch
------------------------------------------------------------------------
Нина!В процессе чтения вспомнил нашего учителя физики(инженера-физика),
ШАБАДАХА Всеволода Константиновича,волей судьбы попавшего работать в школу.
На его уроках было всегда шумно,но это был рабочий шум,
вводящий каждого из нас в творческие исследования,которые,многие ребята,
проявляли в техническом творчестве,выставляемом на выставках -
в виде множества действующих моделей...ПРИЗОВЫЕ места всегда были наши!
Спустя годы Всеволода Константиновича наградили Орденом Ленина!
---------------------------------------------------------------
ВЫВОДЫ-РЕЗЮМЕ:по-разному находят выходы из сложных ситуаций ТВОРЧЕСКИЕ Учителя...
=============

Нина Лащ # 12 декабря 2012 в 00:41 +1
Замечательный комментарий, Григорий. Благодарю от души. И вывод совершенно верный, согласна. c0137
Григорий Кипнис # 12 декабря 2012 в 02:20 +1
"Спасибо Вам, Наставники!" - Гр.К. -
===========================
"Отодвинуть бы годы - повзрослевшим уж взглядом,
Чтоб вернуться в ТО время -
В шумный школьный мирок..."
http://parnasse.ru/poetry/lyrics/civilian/spasibo-vam-nastavniki.html
Елена Бурханова # 11 декабря 2012 в 23:57 +2
С удовольствием прочитала рассказ! Очень многое зависит от учителя! Нашему классу не повезло с учителем литературы. Да еще она была нашей классной. Скука полная!Я сидела на первой парте у нее под носом и читала книги, что приносила с собой. Ее слушать было невозможно. На ее уроках просто засыпали. И так было 4 года. А когда нашего учителя заменяла другая, сосем другое дело! Рассказывала так интересно, всегда с какой-то выдумкой! Мы просто завидовали тем классам, где она преподавала.
Спасибо, Ниночка! Вот вспомнила про школу! Столько лет прошло! flower
Нина Лащ # 12 декабря 2012 в 00:43 +2
Спасибо, Лена, за отзыв. И за воспоминания спасибо, вот и пример - какой учитель чего стоит. buket4
Ольга Баранова # 12 декабря 2012 в 01:04 +1
Дааа...Спасибо, Нина, пробудили такие воспоминания! Почему-то всплыла в памяти наша биологичка и страдальческое выражение ее лица...она шла в наш класс на урок, как на пытку. А рассказывала она очень интересно, все слушали. Но стоило одному, особенно языкастому мальчишке отпустить реплику по поводу опыления тычинок, как все мы (сейчас немного стыдно вспоминать)дружно его поддерживали, и тут начинался форменный беспредел. Урок насмарку. Закон стаи. Много раз замечала, даже самые примерные дети, собравшись в группу больше трех, начинают себя вести в разной степени шумно и с "выдумкой" ))
Нина Лащ # 12 декабря 2012 в 18:54 +1
Это точно, дорогая Незнайка! Я тоже помню, как четко действовал "закон стаи", даже если и учитель был неплох. Спасибо за воспоминания! И за прочтение.
Валерий Третьяков # 14 декабря 2012 в 19:59 +1
Мне понравился Ваш рассказ.Я всегда с теплотой вспоминаю многих учителей и во многом им благодарен.
Замечательно.что есть такая профессия Учитель.С уважением Валерий.
Нина Лащ # 14 декабря 2012 в 20:21 +1
А мне понравился ваш комментарий, Валерий!)))Спасибо! c0137
Рина ЛИТЛЕДИ # 17 декабря 2012 в 18:26 +1
помню свой урок черчения и рисования в Таджикистане, там детки понаглее наших... Мне пришлось одного такого наглеца взять зашкирку, другой рукой за задницу (в прямом смысле) и прямо вынести его за дверь... Не знаю, откуда у меня взялись силы, он был выше меня. После этого случая, больше никто не смел срывать мои уроки. Этот паренек потом приходить ко мне домой, мы с ним пили чай и весело болтали. Вот такая история faa725e03e0b653ea1c8bae5da7c497d
Нина Лащ # 17 декабря 2012 в 18:36 +1
))))) Вот-вот! /улыбаюсь/ Детки иногда понимают только силу /в прямом смысле/. У меня, на моем уроке, была похожая ситуация. И потом с этим мальчишкой мы стали друзьями!)))Спасибо за отзыв и понимание, Ирина!
Наталья Бугаре # 3 июня 2013 в 18:28 +1
Да, учитель-это призвание. И умение подчинить себе класс- нельзя приобрести-это характер. Дикую ватагу подчиняют сразу. Или сразу проигрывают... Мне везло с учителями, молодых у нас было мало..Почти все в возрасте, и умели они и преподавать и нас в ежовых рукавицах держать. Потом,когда поступила в столичный ВУЗ никто не верил,что я девочка из поселковой школы...Ставили автоматы и спрашивали из какой я спец-школы. И как же я гордилась тогда моими учителями! Учительница химии- кандидат химических наук, окончила аспирантуру КГУ, учительница математики- доктор математических наук окончила аспирантуру ЛГУ, учительница физики кандидат- ЛГУ, учительница английского кандидат - НГУ. И все оказались у нас по простой причине, называемой - любовь. Вот так бывает в провинции... Спасибо им, учителям нашим, за свет души и знания. И Вам спасибо, Нина, за светлую ностальгию... 38
Нина Лащ # 4 июня 2013 в 21:36 +1
Да, Наташа, именно в школе требуется особый, учительский, если можно так выразиться, характер /даже если сам по себе человек мягкий/. Скажу без ложной скромности, мне удалось быть учителем, которого уважали и любили дети, хотя я не педагог по образованию. /Помог, правда, прежний преподавательский опыт в техникуме./ В нашей школе в то время работали многие учителя без спецобразования. Некоторым из них – мужчинам! – не удавалось держать классы, в отличие от хрупких и вроде мягких по характеру женщин. А одну молодую учительницу, имеющую педагогическое образование, вынуждены были уволить – дети ее абсолютно не слушались, не уважала она детей, даже взрослых, как личностей. Наталья, я рада, что вам повезло с учителями! И благодарю за интересный комментарий.
Алена Викторова # 19 сентября 2013 в 18:14 +1
Спасибо за урок, Нина!
ой, будто вчера)))
Нина Лащ # 19 сентября 2013 в 22:45 0
Спасибо, Алена! Рада визиту! Картинка - в тему, осень, новый учебный год.)
Лора Вербицкая # 20 сентября 2013 в 01:08 +1
Рассказ хорош, в том числе и тем, что пробуждает у каждого читателя свои воспоминания о школе и учителях!
В первом комментарии абсолютно верно сказано: все зависит от ЛИЧНОСТИ педагога! Был у нас в шестом классе учитель физики - крупный представительный мужчина. На головах ходили на его уроках! А в десятом классе у маленькой худенькой химички Дины Моисеевны сидели шелковые! Только глянет своими огромными черными глазищами, так даже нагловатый здоровяк Витька притихал как миленький!
Да, ученики тоже разные бывали... ))))

Нина Лащ # 21 сентября 2013 в 18:55 0
Верно и точно, Лора! Рада визиту. Ученики разные, учителя разные - так было, и есть, и будет. Но детей не обманешь никогда, они все чувствуют прежде всего, потом уже понимают. Спасибо вам!
 
Проза, которую Вы не читали

 

Популярная проза за месяц
129
120
111
106
98
95
Подруги 11 ноября 2017 (Татьяна Петухова)
94
93
92
90
88
76
75
72
70
69
Тёщин сон 3 ноября 2017 (Тая Кузмина)
64
64
63
61
59
Предзимье 31 октября 2017 (Виктор Лидин)
57
56
53
Перчатка 19 ноября 2017 (Виктор Лидин)
51
51
45
45
41
38