ГлавнаяПрозаМалые формыРассказы → Генка, рассказ.

Генка, рассказ.

7 августа 2017 - Сергей Чернец
«Генка» рассказ.
Тонкая леска от поплавка уходила под воду под толстую ветку упавшего дерева, оттопыривающуюся к середине реки и шевелившуюся от каждого движения волны быстрого течения реки.
Мальчик (12 лет) удерживал поплавок, чтобы его не затянуло под корягу, держа в руках тонкое двухколенное бамбуковое удилище. Он стоял неподвижно на самом краю обрывистого берега у самой воды. Глаза его были устремлены на поплавок. Но их взгляд, утомленный блеском водных струй на солнце, не был пристрастным и пристальным. Он, то и дело, отводил его в стороны и устремлял вдаль, где на другом пологом берегу речки были заливные луга, стоял стожок сена с торчащей из его вершины палкой, а вдалеке лес виднелся темно-зеленой стеной.
Воздух был еще светлым, и небо, стесненное лесом, так как речка находилась в низине, будто обрамленная горами равнина, чуть-чуть озарено было мягко-розовым закатным цветом.
Но ни этот воздух, знакомый мальчику чуть не с первых дней жизни, когда еще с отцом они приходили на речку рыбачить, ни это небо – не привлекали его сейчас, и взгляд его возвращался к поплавку в этой «вечно бегущей» воде реки. Он ловил рыбу, которая уже плавала в сетке-садке, в стороне, привязанной к палке и опущенной в воду. Ему представлялось в воображении, что все реки впадают в море, а за морями и океанами – неизвестные края. Ему уже давно хотелось путешествовать, увидеть другие страны и континенты, например Австралию, про которую они учили в школе по географии. Там живут неизведанные редкие животные: кенгуру, которые носят в сумках на животе детенышей. Потом он хотел быть летчиком, а ещё хотел научиться играть на гитаре и петь, как Высоцкий, ну, хотя бы, как ребята во дворе у подъезда на лавочках.
Слух его привык к шумам природы: к шелесту листьев, к звукам насекомых и шелесту текущей реки, и вокруг казалось пусто. Но вдруг, донеслись всплески воды недалеко от места рыбалки, и мальчик перевел взгляд на прибрежную полосу травы: кувшинок и осоки. Это была ондатра, водяная крыса, плеснулась возле той же коряги на берегу, волоча за собой зеленую веточку. Тонкая веточка с листьями, быть может, нужна была ей для её норы(?), и веточка была длинная. Ондатра трудилась, с натугой протаскивая её сквозь густую речную траву между круглыми листьями кувшинок, - вероятно, вход в нору был под водой  у коряги
Мальчик посмотрел на ондатру, и, подумав, что она распугала уже всю рыбу, вытащил леску с поплавком из воды, высоко подняв удочку. От взмаха его руки ондатра нырнула и пропала, а из под коряги выпрыгнули несколько рыбок и вновь плюхнулись и скрылись в глубину.
Мальчик остался один. Он посмотрел в сторону заходящего солнца, которое уже было близко к закату и клонилось к вершинам дальнего леса. И хотя было уже поздно, мальчик не спешил уйти. Эти места ему были знакомы, и дорогу домой через лес он знал хорошо. Он медленно собирал свою удочку, затем вытащил садок с несколькими небольшими рыбками: «мама их пожарит на сковородке» - подумал он; положил рыбу прямо в сетке в целлофановый пакет и в рюкзак, который накинул на плечи.
Удочка в тряпичном чехле, из зеленого тонкого брезента, рюкзак за спиной – в таком походном виде мальчик поднялся по крутому песчаному спуску на высокий берег. С этой стороны лес подходил к самой реке. Мальчик смело вошел в его сумрак, по тропинке, направляясь к близкому бывшему пригородному поселку, который уже давно вошел в состав города, так как город подобрался к его деревянным домам.
Шум воды бегущей по упавшим деревьям и бурунами журчащей под ними, остался за его спиной, а перед ним, в лесу, открылась тишина. В сумраке леса слышался далекий гул машин на трассе в город, километрах в трех от реки. Но на широкую тропу к трассе мальчик не свернул, он пошел по параллельной к реке узкой дорожке между деревьев, к автобусной остановке на конце поселка. Идти надо было через овраги, в которых текли небольшие ручьи и были мостики из двух-трех бревнышек брошенных поперек.
А когда он вышел из леса на широкую асфальтированную площадку, где разворачивался автобус перед остановкой, над поселком уже был вечер и вдоль улицы между деревянных домов на столбах зажглись фонари.
Послышался шум, подъезжающего автобуса. Мальчик побежал, заторопился к остановке в конце площадки.
__________________
Вечерний автобус не ждал на конечной, не стоял долго около остановки, как бывало днем. Пассажиров, кроме мальчика не было. А мальчик, войдя в автобус подошел сразу к кассовому аппарату, который стоял прикрепленный к стене напротив передних дверей в широком проходе между сиденьями. В прозрачной стеклянной крышке кассового аппарата была прорезь, куда пассажиры бросали деньги на резиновую ленту, а сбоку была круглая ручка, которую нужно было крутить и выкручивать билет; одновременно лента, двигалась под стеклом, и видно было, как деньги, лежащие на ней, падают в аппарат, в его большой ящик снизу.
Мальчик бросил на ленту в прорезь аппарата свои 5 копеек, покрутил ручку и оторвал билет, показавшийся из прорези впереди. Его пятачок, круглая самая большая монета из всех денег, лежал на черной ленте «транспортера», чтобы его «пятак» упал, нужно было покрутить ручку еще, наверное, билета на три-четыре. Мальчик решил посмотреть-проследить, как его пятак упадет в глубину ящика кассового аппарата и сел на боковое сиденье рядом. На следующей остановке никто не вошел, а потом уже в черте города, стали заходить люди.
«Народ у нас честный, ведь, никто не проверяет, сколько денег ты бросаешь в аппарат. Можно бросить под стекло и одну копейку и открутить себе билет» - подумал мальчик, потому что он так поступал часто – «экономил», выбирал четыре монетки по копейке, или двушку и две по копейке. Но люди подсчитывали на ладони кучу монеток и выбирали ровно по 5 копеек на человека.
Вошли в автобус веселые студенты из общаги, что сразу около остановки в длинном новом доме в самом начале городских кварталов, частный сектор и бараки на окраине уже проехали. Студенты, подсчитав, бросили под стекло кучу мелочи, и они рассыпавшись лежали горкой позади пятака мальчика. Зато когда они начали откручивать билеты и пятак упал вниз, в ящик, и вся мелочь студентов с грохотом упала в кассовый аппарат.
Мальчик смотрел и слушал веселые разговоры студентов. По разговорам он понял, что они едут в ДК (дворец культуры) на какой-то концерт, после которого будут танцы, а музыку на гитарах будет играть «Улыбка» - это местный знаменитый ВИА – вокально-инструментальный ансамбль.
Автобус проезжал по освещенным огнями центральным улицам городка. Мальчишка, сидя у темного окна, прильнул к стеклу и вглядывался в знакомые места: вот и центральный рынок проехали. Огнями освещен был широкий вход со ступенями в новый крытый павильон, а сам рынок оставался в вечерней полутьме с редкими фонарями на столбах, ворота, ведущие к уличным торговым рядам-палаткам, с обеих сторон павильона были закрыты. А следующей остановкой был ДК имени…, и автобус разгрузился почти полностью. Набравший было большое количество пассажиров из молодежи, всех он оставил у ДК. Лишь несколько человек: старушка, да мама с двумя детьми, мужики, двое, о чем-то болтавшие на задних сиденьях – ехали дальше от центра в другой район с частными домами, тоже бывшую деревню.
Мальчику сделалось грустно. Он подумал о том, что их городок, в сущности, объединенные деревни. И названия микрорайонов носили название тех бывших деревень. Город, конечно, расстраивался и новые районы уже носили номера вместо названий: был и первый микрорайон и второй, был даже совершенно новый – «девятый микрорайон», в сторону бывших колхозных полей с большими девятиэтажными домами. А мальчик ехал в Кожино, и до их района уже подбирались пятиэтажные дома, но они с Мамой жили в конце улицы с деревянными домами и участками-садами в 4 сотки земли.
Еще отец ему рассказывал, что их город стал городом только после войны (Великой Отечественной), потому что сюда привезли-эвакуировали два больших завода вместе с рабочими и их семьями. Эти заводы в народе так и назывались по номерам: «шестой завод и пятый завод», хотя у них были названия: машиностроительный и приборный. Так что заводской район был близко и примыкал к Центральному, и он первый расстраивался, вместо бараков построили четырех этажные дома с коммунальными квартирами. Они и теперь еще «портят вид», как отец говорил. Отцу легко было рассказывать – он был строитель, он строил их город с 50-х годов и всё знал.
Вот уже пятый год мальчик ходил на рыбалку часто один. Но почему ему сегодня было грустно, вечер не казался ему веселым, как прежде. А ведь он так любил быть на природе. Он брал своих школьных товарищей, иногда. У реки можно было найти ягоды: малину в овраге, черемуху, во множестве растущую вдоль берега. Что же сегодня случилось? – думал мальчик. Может это бегущая к морю река навеяла на него эти странные раздумья? Ему вдруг захотелось путешествовать, да еще и Австралию вспомнил, почему-то. Зачем она ему? Или просто от него уходит его детство? Кто знает, когда оно должно уходить?!
Когда они ходили на рыбалку с товарищами, они разводили костер. Он умел разводить костер лучше всех: приносил из леса не первые попавшие палки, а сухие березовые, береза горела без искр, с легким шумом. И тогда, окруженные сумерками со всех сторон, ребята мечтали, разговаривали, делились своим сокровенным, любуясь пламенем костра на берегу реки. Как сегодня вода, на течение которой он смотрел, так и пламя огня, если на него долго смотреть, завораживало и вызывало на мечты и откровения. Ребята делились своими увлечениями, вовлекая своими рассказами и других. Так и он другие многие одноклассники увлеклись собиранием марок – филателистикой.
________________
Часть вторая.
На марки нужны были деньги, марки нужно было покупать. Потому что ценились марки без печатей. Вначале, по незнанию, он попросил Маму купить ему готовый кластер с марками, который продавался в киоске около школы. Это такой небольшой, как фотоальбомчик в несколько страниц, где были наклеены слюдяные прозрачные полосочки, в которые уже были засунуты марки, подобранные на одну тему – с картинками животных на фоне природы. В библиотеке он взял книжку о филателистике и узнал о происхождении марок и другую интересную информацию. Мальчик увлекся и стал собирать марки свои, пусть и с печатями, отклеивая их с писем, которые когда-то писал им отец и бабушка. Потом он пошел к магазину «Филателист», напротив пединститута, и там увидел своих двух одноклассников, завсегдатаев, которые обменивалась марками с другими завсегдатаями и покупали марки. И сам мальчик купил набор марок с бабочками и кластер, на что хватило денег, которые были с трудом выпрошены у Мамы.
Это увлечение марками заняло у него, наверное, один учебный год, с осени до весны. Летом все заброшено было и забыто, потому что он уехал на лето к бабушке в деревню и там были другие увлечения.
В колхозе, где жила бабушка, была футбольная команда. Их деревенька была недалеко от «Центральной усадьбы» колхоза. «Усадьба»-то была в соседнем селе, где был сельсовет и «правление». А у них в деревне устроили футбольное поле, потому что было ровное место возле небольшого пруда в начале деревни. Команда из работников колхоза, механизаторов, основная её часть, проживала в их деревеньке. И тренировались, играли в футбол у них, а все мальчишки и многие взрослые приходили в качестве болельщиков на футбольное поле.
Потом, в другие дни, а играли «профессионалы» только по выходным, в футбол играли дети. Так и мальчик, приехавший к бабушке, был включен в детскую команду играющих от своей деревни. Приходили из соседних деревень ребятишки играть в футбол, играли «деревня на деревню». Иногда детские команды были неполные, не 11 человек, между собой играли и 6 на 6, и 8 на 8 человек. Но бывало, что собирались на «настоящую» игру, и тогда, чтобы набрать полный состав (11 чел.), приехавший к бабушке мальчик был нужен, он играл в «защите». Так он увлекся футболом.
Он попросил у Мамы и Бабушки купить ему настоящий футбольный мячик. И мама привезла ему мяч. Деревенские мальчишки имели старый мяч, а тут – «городской», приезжий на каникулы, стал «обладателем» нового настоящего футбольного мяча. И через некоторое время мальчик стал нападающим деревенской команды мальчишек. Во дворе у бабушки мальчик учился «набивать» мячик и одной ногой и двумя, учился бить по воротам и пяткой и всей стопой и носком ноги в кедах.
Играя за свою команду он забивал голы и команда его деревни часто выигрывала.
Увлечение футболом продолжилось в городе. Он и дома, в маленькой квартире «набивал» мяч коленками, а уж на улице, во дворе устраивал футбольные матчи с ребятами. Серьезно играли до позднего вечера на пустующем открытом футбольном поле около ПТУ, позади учебного корпуса в соседнем дворе.
И Мама была не против увлечения сына футболом, но против его «филателии», потому что марки требовалось покупать и тратить деньги на них бесполезно. А футбол для сына – это было бы лучше. Вот она и узнала, что их профсоюз организовал «кружок», «секцию» футбола, куда ходят мальчишки после школы на занятия-тренировки. Так мальчик стал ходить в футбольную секцию от команды «Трудовые резервы», где выращивалась «молодая смена» футболистов.
Тренировки проходили во Дворце спорта, в новом, построенном недавно в другом районе около вокзала, и мальчик ездил туда на автобусе. Он брал с собой спортивную форму и кеды. Сначала в спортзале была разминка: это бег вокруг зала вдоль стены. А в центре стоял тренер и командовал, показывая как делать упражнения, они бежали боком, подпрыгивая, потом задом бежали, потом подпрыгивали другим боком. А после бега начинались упражнения на месте: и приседания, то на одной ноге, то на другой, и отжимания от пола и другие. После разминки они играли с мячом, учились точно давать пасы, правильно вести и принимать мяч. Играли в футбол на поле рядом с дворцом спорта и осенью, когда дождей не было и уже вначале зимы по небольшому снегу на земле.
Физические занятия пошли мальчику на пользу, он стал поправляться, физически окреп, мышцы его выросли,… лицо порозовело…. И играл он неплохо, по выражению тренера, точно отдавал пас, и забил несколько голов в товарищеском матче с другим, клубом из другого района.
________________
И в школе мальчик стал учиться лучше. Он стал дисциплинированнее, потому что на спортивных тренировках научился слушать и исполнять команды и указания тренера. Он уже не считал мнения взрослых и учителей какими-то «навязанными» приказами. И домашние задания учителей запоминал и старался исполнять. Поэтому он записался в центральную городскую библиотеку в читальный зал, и начал читать книжки каждый свободный вечер, иногда засиживался в библиотеке до самого закрытия, до 19 часов, до семи вечера.
Кроме чтения были и другие увлечения.
Мальчику хорошо давался немецкий язык. У бабушки в деревне он, еще в раннем детстве, познакомился с поволжскими финно-угорскими языками. Жили у них рядом с рекой местные народности: чуваши и марийцы. Особенно хорошо мальчику запомнилось произношение, которому он научился в раннем детском возрасте, когда человек всё впитывает как губка. Произношение было схожее с немецким, что трудно дается выучить взрослому. Это, в немецком, буквы с двумя точками над ними, «а» умляут, «у» умляут, а еще звук н-г, когда «н» и «г» произносятся вместе, одновременно. И мальчику понравилось учить немецкий язык, - он уже через полгода легко разговаривал с учительницей на немецком в пределах школьной программы.
А учительница организовала «вечер дружбы народов» с товарищами из Германии. Она переписывалась с учителями из немецкого города, куда ездила «по обмену опытом» и пригласила немецких друзей в их город в их школу. Ребята поставили и сыграли, на сцене в актовом зале и мальчик играл в нем главную роль по сказке Ганса Христиана Андерсена. За участие в спектакле и за хорошее знание немецкого языка, (а спектакль игрался на немецком языке с переводом со стороны для зрителей), Мальчик получил награду. Ему дали грамоту и подарили пластинки с ауди-уроками немецкого языка, с правильным произношением.
Увлечением мальчика было и рисование. Уроки рисования были у них в третьем и четвертом классе, потом, почему-то уроков не стало, говорили, учителя не могли найти. А мальчик рисовал неплохо, он научился рисовать пропорции, когда рисовали куб, квадраты и круги, а потом натюрморты из цветов, в младших классах. И у мальчика были дома альбомы с рисунками. Он рисовал портреты одноклассников, получались у него и зарисовки природы школьного сада. А потом у него был красивый почерк художественный: буквы с хвостиками причудливо загнутыми. И мальчик подписывал открытки всем одноклассникам. Его приглашали в школьную редакцию стенгазеты и раз в неделю, он писал заглавия газетных статей, рисовал карикатуры и шаржи на темы статей. Тогда он научился писать стихи к праздничным выпускам школьной стенгазеты.
 И был праздник 8 марта. И мальчишки дарили открытки и подарки девочкам. Пришлось брать чистые открытки домой и там сидеть и подписывать их по просьбам одноклассников.
_______________________
Слова «тинейджер» у нас не было. Это слово произошло от английского слова «age» - «возраст» и от окончания слов «thirteen», «fourteen», «fifteen», «sixteen» и так далее, обозначающих «тринадцать», «четырнадцать», «пятнадцать», «шестнадцать» и так далее.
У нас детей такого возраста называют – подростками. Хотя подростковый возраст наступает чуть раньше, примерно с 11 лет.
Именно в этом возрасте начинается серьезная перестройка организма мальчиков и девочек, превращающая их в юношей и девушек. Этот процесс называется – половым созреванием, и обуславливается действием образующихся в этом возрасте половых гормонов. Усиленное выделение гормонов приводит к повышенной возбудимости, раздражительности, резкой смены настроений, нарушением сна, некоторым проблемам со здоровьем (появлением прыщей, например, на лице).
В это время происходит и становление характера человека, и завершение формирования личности, усугубляющее физиологические проблемы. Подростки не всегда могут справиться с навалившимся на них грузом проблем.
Чтобы не завязнуть в этих проблемах, подростки ищут для себя увлечения, занятия по душе. Это не только помогает отвлечь себя от проблем и займет свободное время, но и помогает в дальнейшем в выборе профессии, расширяет круг интересов.
В подростковом возрасте идет быстрый рост костей и прибавление мышечной массы, и тело подростка напоминает пластилин, из которого с помощью регулярных тренировок можно вылепить почти любую фигуру. Так же и с характером, который «лепится» под воздействием его увлечений, - «с кем поведешься…».
_____________________
В школах было принято с первого класса рассаживать учеников за парты парами: девочка с мальчиком. И на праздники подарки дарили разные друг другу. На 23 февраля, будущим воинам, девочки дарили своему «однопартнику», каждая по своему выбору. Также и мальчики сами выбирали подарки своей «однопартнице», ходили с мамами по магазинам. Только потом, в старших классах, в 7-ом, 8-ом, они начали покупать подарки для всех одинаковые.
Мальчик давно сидел за одной партой с Леной Поповой. И в этот раз, Мама купила набор для девочек «Белочка». Это была большая плоская квадратная коробка с красивой, нарисованной белочкой на крышке. А внутри были «мыльно-рыльные приспособления», как сказал сам мальчик, ему не понравилось содержание. Там были в своих нишах, мыло виде белочки, губка-мочалка ввиде белочки, зубная щетка с ручкой ввиде белочки, зубная паста в тюбике с белочкой, а еще пудра в круглой пудренице, тушь в коробочке для подведения бровей и помада, как для взрослых женщин. – Этот подарок Лене Поповой мальчик запомнил на всю жизнь. Потому что потом, на следующий год, дарили они в складчину: всем по флакону духов и цветы, даже открытки 15 штук одинаковые для всех девочек класса, которые мальчик сам подписывал в стихотворной форме, одним стихом для всех.
Подарок мальчика понравился всем девочкам, они подходили и рассматривали интересные вещи, и учительница классная руководительница похвалила подарок мальчика. После этого дня у мальчика с «однопартницей» Леной начались совсем другие отношения. Если раньше общались они только в связи со школьными предметами, то теперь говорили о книжках, кто какую прочитал, пересказывая своими словами содержание. Лене стал интересен её «однопартник», если раньше она убегала на переменах с подружками в коридор, шептаться о своих девчоночьих делах, то теперь оставалась послушать мальчика, который старался её удивить своими «не школьными» знаниями. После школы он провожал Лену домой до самого подъезда и только потом бежал на тренировку в свой футбольный клуб «Трудовые резервы».
Мама Лены узнала, что её дочь подружилась «не на шутку» с мальчиком и решила с ним познакомиться. Однажды она отпросилась с работы после обеда и ждала, когда дочь придет из школы. И дочь пришла не одна. Она открыла дверь своим ключом, думая, как всегда, что Мама её на работе, пригласила своего «друга»: «заходи, заходи быстрее, пока соседи не видели». А тут из комнаты вышла мама, как только дверь закрылась. Оказывается, они давно общались в отсутствие матери дома у Лены, вместе смотрели телевизор, и вместе читали книжки, все скрывая от взрослых. Это была их тайна, и эта тайна сближала подростков еще больше. Никак не оправдываясь, а смело, девочка Лена познакомила Маму свою с мальчиком, сказала, что они пришли делать домашнее задание по математике, так как мальчик плохо знает математику. Действительно, Лена была лучшей в школе по математике, она даже участвовала в математической олимпиаде среди школ города. Мама одобрила их отношения поддержки в учебе друг друга. Но немного расспрашивала мальчика: как он живет, где его отец, если мама одна его воспитывает. Насчет отца мальчик ничего не рассказал, сказал, что «просто у него нету отца». Но то, как он при этом стушевался, не скрылось от Мамы Лены Поповой.
И пока несколько дней всё оставалось по-прежнему: они дружили – мальчик и девочка Лена Попова. Мальчик решил, как это - думал он – принято, пригласить Лену Попову в кино. Он спросил у матери денег на то, чтобы сводить в кино свою одноклассницу, Мама мальчика, ничего не подозревая, разрешила и дала ему денег два рубля, чтобы мальчик мог угостить девочку, купив в буфете кинотеатра кофе с булочкой или пирожным.
Поход в кинотеатр намечался на последний день учебной недели, сразу после школы на сеанс на 15 часов дня. Мама Лены приходила с работы только в полшестого, поэтому Лена ничего своей Маме не сказала. Мальчик подождал её на улице около дома на углу, чтобы и соседские старушки ничего не видели, а старушки все сидели у подъезда на лавочке. Лена пошла, будто бы, погулять, а сама свернула за угол, где её поджидал мальчик, и вместе они поспешили на остановку троллейбуса. В кинотеатре в фойе было устроено что-то вроде зооуголка. Там, в большом вольере были черепахи, летали за сеткой попугайчики разных цветов, маленькие желтенькие, с зеленой и красной грудками. А в буфете продавались напитки и пирожные. Мальчик и девочка радовались «свободе», что они одни и что могут себе позволить купить любое пирожное, да хоть тарталетку, которые Мама не разрешала Лене кушать много, «только одну и только раз в неделю».
Потом они прошли в кинозал после третьего звонка и смотрели кино, сидя рядом и держа друг друга за руку. Романтика была в их головах: они уже «сами», как взрослые, могут ходить в кино и потом мальчик провожал Лену домой, и всю дорогу она держала его за руку!
Их романтика прервалась неожиданно, после родительского собрания.
Мама Лены Поповой узнала у классной руководительницы, почему у мальчика, который дружит с её дочерью, нет отца. И та сообщила, что отец мальчика сидит в тюрьме и будет еще сидеть долго. Тут Мама мальчика неожиданно получила множество оскорблений словесных от матери Лены Поповой, между ними произошла перепалка после родительского собрания в школе. На этом дружбе мальчика с Леной Поповой должен был быть поставлен крест. Наверное, дома Мама наказала Лену, а потом их в классе рассадили за разные парты: Мальчика посадили на заднюю парту, которая называлась среди учеников: «камчатка», не случайно, а как далекий край ссыльных людей. С Леной они в школе старались не общаться. Но после школы мальчик подкараулил Лену на улице по дороге домой и просил прощения, что ничего ей не сказал. Она простила. Ребята не понимали: почему взрослые так относятся друг к другу и почему из-за далекого неизвестного отца они должны «страдать» - не дружить?
Общались они доброжелательно, но старались не оставаться один на один на виду у взрослых и других ребят. Они дружили тайно.
______________________
Часть 3.

© Copyright: Сергей Чернец, 2017

Регистрационный номер №0392941

от 7 августа 2017

[Скрыть] Регистрационный номер 0392941 выдан для произведения: «Генка» рассказ.
Тонкая леска от поплавка уходила под воду под толстую ветку упавшего дерева, оттопыривающуюся к середине реки и шевелившуюся от каждого движения волны быстрого течения реки.
Мальчик (12 лет) удерживал поплавок, чтобы его не затянуло под корягу, держа в руках тонкое двухколенное бамбуковое удилище. Он стоял неподвижно на самом краю обрывистого берега у самой воды. Глаза его были устремлены на поплавок. Но их взгляд, утомленный блеском водных струй на солнце, не был пристрастным и пристальным. Он, то и дело, отводил его в стороны и устремлял вдаль, где на другом пологом берегу речки были заливные луга, стоял стожок сена с торчащей из его вершины палкой, а вдалеке лес виднелся темно-зеленой стеной.
Воздух был еще светлым, и небо, стесненное лесом, так как речка находилась в низине, будто обрамленная горами равнина, чуть-чуть озарено было мягко-розовым закатным цветом.
Но ни этот воздух, знакомый мальчику чуть не с первых дней жизни, когда еще с отцом они приходили на речку рыбачить, ни это небо – не привлекали его сейчас, и взгляд его возвращался к поплавку в этой «вечно бегущей» воде реки. Он ловил рыбу, которая уже плавала в сетке-садке, в стороне, привязанной к палке и опущенной в воду. Ему представлялось в воображении, что все реки впадают в море, а за морями и океанами – неизвестные края. Ему уже давно хотелось путешествовать, увидеть другие страны и континенты, например Австралию, про которую они учили в школе по географии. Там живут неизведанные редкие животные: кенгуру, которые носят в сумках на животе детенышей. Потом он хотел быть летчиком, а ещё хотел научиться играть на гитаре и петь, как Высоцкий, ну, хотя бы, как ребята во дворе у подъезда на лавочках.
Слух его привык к шумам природы: к шелесту листьев, к звукам насекомых и шелесту текущей реки, и вокруг казалось пусто. Но вдруг, донеслись всплески воды недалеко от места рыбалки, и мальчик перевел взгляд на прибрежную полосу травы: кувшинок и осоки. Это была ондатра, водяная крыса, плеснулась возле той же коряги на берегу, волоча за собой зеленую веточку. Тонкая веточка с листьями, быть может, нужна была ей для её норы(?), и веточка была длинная. Ондатра трудилась, с натугой протаскивая её сквозь густую речную траву между круглыми листьями кувшинок, - вероятно, вход в нору был под водой  у коряги
Мальчик посмотрел на ондатру, и, подумав, что она распугала уже всю рыбу, вытащил леску с поплавком из воды, высоко подняв удочку. От взмаха его руки ондатра нырнула и пропала, а из под коряги выпрыгнули несколько рыбок и вновь плюхнулись и скрылись в глубину.
Мальчик остался один. Он посмотрел в сторону заходящего солнца, которое уже было близко к закату и клонилось к вершинам дальнего леса. И хотя было уже поздно, мальчик не спешил уйти. Эти места ему были знакомы, и дорогу домой через лес он знал хорошо. Он медленно собирал свою удочку, затем вытащил садок с несколькими небольшими рыбками: «мама их пожарит на сковородке» - подумал он; положил рыбу прямо в сетке в целлофановый пакет и в рюкзак, который накинул на плечи.
Удочка в тряпичном чехле, из зеленого тонкого брезента, рюкзак за спиной – в таком походном виде мальчик поднялся по крутому песчаному спуску на высокий берег. С этой стороны лес подходил к самой реке. Мальчик смело вошел в его сумрак, по тропинке, направляясь к близкому бывшему пригородному поселку, который уже давно вошел в состав города, так как город подобрался к его деревянным домам.
Шум воды бегущей по упавшим деревьям и бурунами журчащей под ними, остался за его спиной, а перед ним, в лесу, открылась тишина. В сумраке леса слышался далекий гул машин на трассе в город, километрах в трех от реки. Но на широкую тропу к трассе мальчик не свернул, он пошел по параллельной к реке узкой дорожке между деревьев, к автобусной остановке на конце поселка. Идти надо было через овраги, в которых текли небольшие ручьи и были мостики из двух-трех бревнышек брошенных поперек.
А когда он вышел из леса на широкую асфальтированную площадку, где разворачивался автобус перед остановкой, над поселком уже был вечер и вдоль улицы между деревянных домов на столбах зажглись фонари.
Послышался шум, подъезжающего автобуса. Мальчик побежал, заторопился к остановке в конце площадки.
__________________
Вечерний автобус не ждал на конечной, не стоял долго около остановки, как бывало днем. Пассажиров, кроме мальчика не было. А мальчик, войдя в автобус подошел сразу к кассовому аппарату, который стоял прикрепленный к стене напротив передних дверей в широком проходе между сиденьями. В прозрачной стеклянной крышке кассового аппарата была прорезь, куда пассажиры бросали деньги на резиновую ленту, а сбоку была круглая ручка, которую нужно было крутить и выкручивать билет; одновременно лента, двигалась под стеклом, и видно было, как деньги, лежащие на ней, падают в аппарат, в его большой ящик снизу.
Мальчик бросил на ленту в прорезь аппарата свои 5 копеек, покрутил ручку и оторвал билет, показавшийся из прорези впереди. Его пятачок, круглая самая большая монета из всех денег, лежал на черной ленте «транспортера», чтобы его «пятак» упал, нужно было покрутить ручку еще, наверное, билета на три-четыре. Мальчик решил посмотреть-проследить, как его пятак упадет в глубину ящика кассового аппарата и сел на боковое сиденье рядом. На следующей остановке никто не вошел, а потом уже в черте города, стали заходить люди.
«Народ у нас честный, ведь, никто не проверяет, сколько денег ты бросаешь в аппарат. Можно бросить под стекло и одну копейку и открутить себе билет» - подумал мальчик, потому что он так поступал часто – «экономил», выбирал четыре монетки по копейке, или двушку и две по копейке. Но люди подсчитывали на ладони кучу монеток и выбирали ровно по 5 копеек на человека.
Вошли в автобус веселые студенты из общаги, что сразу около остановки в длинном новом доме в самом начале городских кварталов, частный сектор и бараки на окраине уже проехали. Студенты, подсчитав, бросили под стекло кучу мелочи, и они рассыпавшись лежали горкой позади пятака мальчика. Зато когда они начали откручивать билеты и пятак упал вниз, в ящик, и вся мелочь студентов с грохотом упала в кассовый аппарат.
Мальчик смотрел и слушал веселые разговоры студентов. По разговорам он понял, что они едут в ДК (дворец культуры) на какой-то концерт, после которого будут танцы, а музыку на гитарах будет играть «Улыбка» - это местный знаменитый ВИА – вокально-инструментальный ансамбль.
Автобус проезжал по освещенным огнями центральным улицам городка. Мальчишка, сидя у темного окна, прильнул к стеклу и вглядывался в знакомые места: вот и центральный рынок проехали. Огнями освещен был широкий вход со ступенями в новый крытый павильон, а сам рынок оставался в вечерней полутьме с редкими фонарями на столбах, ворота, ведущие к уличным торговым рядам-палаткам, с обеих сторон павильона были закрыты. А следующей остановкой был ДК имени…, и автобус разгрузился почти полностью. Набравший было большое количество пассажиров из молодежи, всех он оставил у ДК. Лишь несколько человек: старушка, да мама с двумя детьми, мужики, двое, о чем-то болтавшие на задних сиденьях – ехали дальше от центра в другой район с частными домами, тоже бывшую деревню.
Мальчику сделалось грустно. Он подумал о том, что их городок, в сущности, объединенные деревни. И названия микрорайонов носили название тех бывших деревень. Город, конечно, расстраивался и новые районы уже носили номера вместо названий: был и первый микрорайон и второй, был даже совершенно новый – «девятый микрорайон», в сторону бывших колхозных полей с большими девятиэтажными домами. А мальчик ехал в Кожино, и до их района уже подбирались пятиэтажные дома, но они с Мамой жили в конце улицы с деревянными домами и участками-садами в 4 сотки земли.
Еще отец ему рассказывал, что их город стал городом только после войны (Великой Отечественной), потому что сюда привезли-эвакуировали два больших завода вместе с рабочими и их семьями. Эти заводы в народе так и назывались по номерам: «шестой завод и пятый завод», хотя у них были названия: машиностроительный и приборный. Так что заводской район был близко и примыкал к Центральному, и он первый расстраивался, вместо бараков построили четырех этажные дома с коммунальными квартирами. Они и теперь еще «портят вид», как отец говорил. Отцу легко было рассказывать – он был строитель, он строил их город с 50-х годов и всё знал.
Вот уже пятый год мальчик ходил на рыбалку часто один. Но почему ему сегодня было грустно, вечер не казался ему веселым, как прежде. А ведь он так любил быть на природе. Он брал своих школьных товарищей, иногда. У реки можно было найти ягоды: малину в овраге, черемуху, во множестве растущую вдоль берега. Что же сегодня случилось? – думал мальчик. Может это бегущая к морю река навеяла на него эти странные раздумья? Ему вдруг захотелось путешествовать, да еще и Австралию вспомнил, почему-то. Зачем она ему? Или просто от него уходит его детство? Кто знает, когда оно должно уходить?!
Когда они ходили на рыбалку с товарищами, они разводили костер. Он умел разводить костер лучше всех: приносил из леса не первые попавшие палки, а сухие березовые, береза горела без искр, с легким шумом. И тогда, окруженные сумерками со всех сторон, ребята мечтали, разговаривали, делились своим сокровенным, любуясь пламенем костра на берегу реки. Как сегодня вода, на течение которой он смотрел, так и пламя огня, если на него долго смотреть, завораживало и вызывало на мечты и откровения. Ребята делились своими увлечениями, вовлекая своими рассказами и других. Так и он другие многие одноклассники увлеклись собиранием марок – филателистикой.
________________
Часть вторая.
На марки нужны были деньги, марки нужно было покупать. Потому что ценились марки без печатей. Вначале, по незнанию, он попросил Маму купить ему готовый кластер с марками, который продавался в киоске около школы. Это такой небольшой, как фотоальбомчик в несколько страниц, где были наклеены слюдяные прозрачные полосочки, в которые уже были засунуты марки, подобранные на одну тему – с картинками животных на фоне природы. В библиотеке он взял книжку о филателистике и узнал о происхождении марок и другую интересную информацию. Мальчик увлекся и стал собирать марки свои, пусть и с печатями, отклеивая их с писем, которые когда-то писал им отец и бабушка. Потом он пошел к магазину «Филателист», напротив пединститута, и там увидел своих двух одноклассников, завсегдатаев, которые обменивалась марками с другими завсегдатаями и покупали марки. И сам мальчик купил набор марок с бабочками и кластер, на что хватило денег, которые были с трудом выпрошены у Мамы.
Это увлечение марками заняло у него, наверное, один учебный год, с осени до весны. Летом все заброшено было и забыто, потому что он уехал на лето к бабушке в деревню и там были другие увлечения.
В колхозе, где жила бабушка, была футбольная команда. Их деревенька была недалеко от «Центральной усадьбы» колхоза. «Усадьба»-то была в соседнем селе, где был сельсовет и «правление». А у них в деревне устроили футбольное поле, потому что было ровное место возле небольшого пруда в начале деревни. Команда из работников колхоза, механизаторов, основная её часть, проживала в их деревеньке. И тренировались, играли в футбол у них, а все мальчишки и многие взрослые приходили в качестве болельщиков на футбольное поле.
Потом, в другие дни, а играли «профессионалы» только по выходным, в футбол играли дети. Так и мальчик, приехавший к бабушке, был включен в детскую команду играющих от своей деревни. Приходили из соседних деревень ребятишки играть в футбол, играли «деревня на деревню». Иногда детские команды были неполные, не 11 человек, между собой играли и 6 на 6, и 8 на 8 человек. Но бывало, что собирались на «настоящую» игру, и тогда, чтобы набрать полный состав (11 чел.), приехавший к бабушке мальчик был нужен, он играл в «защите». Так он увлекся футболом.
Он попросил у Мамы и Бабушки купить ему настоящий футбольный мячик. И мама привезла ему мяч. Деревенские мальчишки имели старый мяч, а тут – «городской», приезжий на каникулы, стал «обладателем» нового настоящего футбольного мяча. И через некоторое время мальчик стал нападающим деревенской команды мальчишек. Во дворе у бабушки мальчик учился «набивать» мячик и одной ногой и двумя, учился бить по воротам и пяткой и всей стопой и носком ноги в кедах.
Играя за свою команду он забивал голы и команда его деревни часто выигрывала.
Увлечение футболом продолжилось в городе. Он и дома, в маленькой квартире «набивал» мяч коленками, а уж на улице, во дворе устраивал футбольные матчи с ребятами. Серьезно играли до позднего вечера на пустующем открытом футбольном поле около ПТУ, позади учебного корпуса в соседнем дворе.
И Мама была не против увлечения сына футболом, но против его «филателии», потому что марки требовалось покупать и тратить деньги на них бесполезно. А футбол для сына – это было бы лучше. Вот она и узнала, что их профсоюз организовал «кружок», «секцию» футбола, куда ходят мальчишки после школы на занятия-тренировки. Так мальчик стал ходить в футбольную секцию от команды «Трудовые резервы», где выращивалась «молодая смена» футболистов.
Тренировки проходили во Дворце спорта, в новом, построенном недавно в другом районе около вокзала, и мальчик ездил туда на автобусе. Он брал с собой спортивную форму и кеды. Сначала в спортзале была разминка: это бег вокруг зала вдоль стены. А в центре стоял тренер и командовал, показывая как делать упражнения, они бежали боком, подпрыгивая, потом задом бежали, потом подпрыгивали другим боком. А после бега начинались упражнения на месте: и приседания, то на одной ноге, то на другой, и отжимания от пола и другие. После разминки они играли с мячом, учились точно давать пасы, правильно вести и принимать мяч. Играли в футбол на поле рядом с дворцом спорта и осенью, когда дождей не было и уже вначале зимы по небольшому снегу на земле.
Физические занятия пошли мальчику на пользу, он стал поправляться, физически окреп, мышцы его выросли,… лицо порозовело…. И играл он неплохо, по выражению тренера, точно отдавал пас, и забил несколько голов в товарищеском матче с другим, клубом из другого района.
________________
И в школе мальчик стал учиться лучше. Он стал дисциплинированнее, потому что на спортивных тренировках научился слушать и исполнять команды и указания тренера. Он уже не считал мнения взрослых и учителей какими-то «навязанными» приказами. И домашние задания учителей запоминал и старался исполнять. Поэтому он записался в центральную городскую библиотеку в читальный зал, и начал читать книжки каждый свободный вечер, иногда засиживался в библиотеке до самого закрытия, до 19 часов, до семи вечера.
Кроме чтения были и другие увлечения.
Мальчику хорошо давался немецкий язык. У бабушки в деревне он, еще в раннем детстве, познакомился с поволжскими финно-угорскими языками. Жили у них рядом с рекой местные народности: чуваши и марийцы. Особенно хорошо мальчику запомнилось произношение, которому он научился в раннем детском возрасте, когда человек всё впитывает как губка. Произношение было схожее с немецким, что трудно дается выучить взрослому. Это, в немецком, буквы с двумя точками над ними, «а» умляут, «у» умляут, а еще звук н-г, когда «н» и «г» произносятся вместе, одновременно. И мальчику понравилось учить немецкий язык, - он уже через полгода легко разговаривал с учительницей на немецком в пределах школьной программы.
А учительница организовала «вечер дружбы народов» с товарищами из Германии. Она переписывалась с учителями из немецкого города, куда ездила «по обмену опытом» и пригласила немецких друзей в их город в их школу. Ребята поставили и сыграли, на сцене в актовом зале и мальчик играл в нем главную роль по сказке Ганса Христиана Андерсена. За участие в спектакле и за хорошее знание немецкого языка, (а спектакль игрался на немецком языке с переводом со стороны для зрителей), Мальчик получил награду. Ему дали грамоту и подарили пластинки с ауди-уроками немецкого языка, с правильным произношением.
Увлечением мальчика было и рисование. Уроки рисования были у них в третьем и четвертом классе, потом, почему-то уроков не стало, говорили, учителя не могли найти. А мальчик рисовал неплохо, он научился рисовать пропорции, когда рисовали куб, квадраты и круги, а потом натюрморты из цветов, в младших классах. И у мальчика были дома альбомы с рисунками. Он рисовал портреты одноклассников, получались у него и зарисовки природы школьного сада. А потом у него был красивый почерк художественный: буквы с хвостиками причудливо загнутыми. И мальчик подписывал открытки всем одноклассникам. Его приглашали в школьную редакцию стенгазеты и раз в неделю, он писал заглавия газетных статей, рисовал карикатуры и шаржи на темы статей. Тогда он научился писать стихи к праздничным выпускам школьной стенгазеты.
 И был праздник 8 марта. И мальчишки дарили открытки и подарки девочкам. Пришлось брать чистые открытки домой и там сидеть и подписывать их по просьбам одноклассников.
_______________________
Слова «тинейджер» у нас не было. Это слово произошло от английского слова «age» - «возраст» и от окончания слов «thirteen», «fourteen», «fifteen», «sixteen» и так далее, обозначающих «тринадцать», «четырнадцать», «пятнадцать», «шестнадцать» и так далее.
У нас детей такого возраста называют – подростками. Хотя подростковый возраст наступает чуть раньше, примерно с 11 лет.
Именно в этом возрасте начинается серьезная перестройка организма мальчиков и девочек, превращающая их в юношей и девушек. Этот процесс называется – половым созреванием, и обуславливается действием образующихся в этом возрасте половых гормонов. Усиленное выделение гормонов приводит к повышенной возбудимости, раздражительности, резкой смены настроений, нарушением сна, некоторым проблемам со здоровьем (появлением прыщей, например, на лице).
В это время происходит и становление характера человека, и завершение формирования личности, усугубляющее физиологические проблемы. Подростки не всегда могут справиться с навалившимся на них грузом проблем.
Чтобы не завязнуть в этих проблемах, подростки ищут для себя увлечения, занятия по душе. Это не только помогает отвлечь себя от проблем и займет свободное время, но и помогает в дальнейшем в выборе профессии, расширяет круг интересов.
В подростковом возрасте идет быстрый рост костей и прибавление мышечной массы, и тело подростка напоминает пластилин, из которого с помощью регулярных тренировок можно вылепить почти любую фигуру. Так же и с характером, который «лепится» под воздействием его увлечений, - «с кем поведешься…».
_____________________
В школах было принято с первого класса рассаживать учеников за парты парами: девочка с мальчиком. И на праздники подарки дарили разные друг другу. На 23 февраля, будущим воинам, девочки дарили своему «однопартнику», каждая по своему выбору. Также и мальчики сами выбирали подарки своей «однопартнице», ходили с мамами по магазинам. Только потом, в старших классах, в 7-ом, 8-ом, они начали покупать подарки для всех одинаковые.
Мальчик давно сидел за одной партой с Леной Поповой. И в этот раз, Мама купила набор для девочек «Белочка». Это была большая плоская квадратная коробка с красивой, нарисованной белочкой на крышке. А внутри были «мыльно-рыльные приспособления», как сказал сам мальчик, ему не понравилось содержание. Там были в своих нишах, мыло виде белочки, губка-мочалка ввиде белочки, зубная щетка с ручкой ввиде белочки, зубная паста в тюбике с белочкой, а еще пудра в круглой пудренице, тушь в коробочке для подведения бровей и помада, как для взрослых женщин. – Этот подарок Лене Поповой мальчик запомнил на всю жизнь. Потому что потом, на следующий год, дарили они в складчину: всем по флакону духов и цветы, даже открытки 15 штук одинаковые для всех девочек класса, которые мальчик сам подписывал в стихотворной форме, одним стихом для всех.
Подарок мальчика понравился всем девочкам, они подходили и рассматривали интересные вещи, и учительница классная руководительница похвалила подарок мальчика. После этого дня у мальчика с «однопартницей» Леной начались совсем другие отношения. Если раньше общались они только в связи со школьными предметами, то теперь говорили о книжках, кто какую прочитал, пересказывая своими словами содержание. Лене стал интересен её «однопартник», если раньше она убегала на переменах с подружками в коридор, шептаться о своих девчоночьих делах, то теперь оставалась послушать мальчика, который старался её удивить своими «не школьными» знаниями. После школы он провожал Лену домой до самого подъезда и только потом бежал на тренировку в свой футбольный клуб «Трудовые резервы».
Мама Лены узнала, что её дочь подружилась «не на шутку» с мальчиком и решила с ним познакомиться. Однажды она отпросилась с работы после обеда и ждала, когда дочь придет из школы. И дочь пришла не одна. Она открыла дверь своим ключом, думая, как всегда, что Мама её на работе, пригласила своего «друга»: «заходи, заходи быстрее, пока соседи не видели». А тут из комнаты вышла мама, как только дверь закрылась. Оказывается, они давно общались в отсутствие матери дома у Лены, вместе смотрели телевизор, и вместе читали книжки, все скрывая от взрослых. Это была их тайна, и эта тайна сближала подростков еще больше. Никак не оправдываясь, а смело, девочка Лена познакомила Маму свою с мальчиком, сказала, что они пришли делать домашнее задание по математике, так как мальчик плохо знает математику. Действительно, Лена была лучшей в школе по математике, она даже участвовала в математической олимпиаде среди школ города. Мама одобрила их отношения поддержки в учебе друг друга. Но немного расспрашивала мальчика: как он живет, где его отец, если мама одна его воспитывает. Насчет отца мальчик ничего не рассказал, сказал, что «просто у него нету отца». Но то, как он при этом стушевался, не скрылось от Мамы Лены Поповой.
И пока несколько дней всё оставалось по-прежнему: они дружили – мальчик и девочка Лена Попова. Мальчик решил, как это - думал он – принято, пригласить Лену Попову в кино. Он спросил у матери денег на то, чтобы сводить в кино свою одноклассницу, Мама мальчика, ничего не подозревая, разрешила и дала ему денег два рубля, чтобы мальчик мог угостить девочку, купив в буфете кинотеатра кофе с булочкой или пирожным.
Поход в кинотеатр намечался на последний день учебной недели, сразу после школы на сеанс на 15 часов дня. Мама Лены приходила с работы только в полшестого, поэтому Лена ничего своей Маме не сказала. Мальчик подождал её на улице около дома на углу, чтобы и соседские старушки ничего не видели, а старушки все сидели у подъезда на лавочке. Лена пошла, будто бы, погулять, а сама свернула за угол, где её поджидал мальчик, и вместе они поспешили на остановку троллейбуса. В кинотеатре в фойе было устроено что-то вроде зооуголка. Там, в большом вольере были черепахи, летали за сеткой попугайчики разных цветов, маленькие желтенькие, с зеленой и красной грудками. А в буфете продавались напитки и пирожные. Мальчик и девочка радовались «свободе», что они одни и что могут себе позволить купить любое пирожное, да хоть тарталетку, которые Мама не разрешала Лене кушать много, «только одну и только раз в неделю».
Потом они прошли в кинозал после третьего звонка и смотрели кино, сидя рядом и держа друг друга за руку. Романтика была в их головах: они уже «сами», как взрослые, могут ходить в кино и потом мальчик провожал Лену домой, и всю дорогу она держала его за руку!
Их романтика прервалась неожиданно, после родительского собрания.
Мама Лены Поповой узнала у классной руководительницы, почему у мальчика, который дружит с её дочерью, нет отца. И та сообщила, что отец мальчика сидит в тюрьме и будет еще сидеть долго. Тут Мама мальчика неожиданно получила множество оскорблений словесных от матери Лены Поповой, между ними произошла перепалка после родительского собрания в школе. На этом дружбе мальчика с Леной Поповой должен был быть поставлен крест. Наверное, дома Мама наказала Лену, а потом их в классе рассадили за разные парты: Мальчика посадили на заднюю парту, которая называлась среди учеников: «камчатка», не случайно, а как далекий край ссыльных людей. С Леной они в школе старались не общаться. Но после школы мальчик подкараулил Лену на улице по дороге домой и просил прощения, что ничего ей не сказал. Она простила. Ребята не понимали: почему взрослые так относятся друг к другу и почему из-за далекого неизвестного отца они должны «страдать» - не дружить?
Общались они доброжелательно, но старались не оставаться один на один на виду у взрослых и других ребят. Они дружили тайно.
______________________
Часть 3.
 
Рейтинг: +2 288 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!