24. Выру
Поезд пришёл в город Выру Эстонской ССР рано утром. На вокзале стояла непривычная тишина. Вокзал маленький,
неуютный, какой-то весь обшарпанный. Утро было тёплое, светило солнце, но на
душе было как-то тревожно и неуютно. Василий пошёл искать дежурного по
вокзалу, чтобы узнать дорогу в новую, неизвестную жизнь.
Городишко Выру был небольшой. До гостиницы "Тамула"добрались очень быстро. Она была двухэтажная, деревянная и находилась в Центральном парке города, рядом с
одноимённым озером.
В гостинице стояла тишина, людей не было видно. Семья поселились на втором этаже.
На первом этаже находился
ресторан, в который всей семьёй пошли позавтракать. Аня, увидев цены, обомлела:
- Вася, при таких ценах, мы долго не протянем.
Надо что-то решать с жильём и питанием.
После завтрака, оставив детей и закрыв их,
Василий с Анной пошли оформлять приезд и купить продукты к ужину. Катя с Лидой, от
нечего делать, легли на кровать и стали
слушать радио.
«Син Таллин»- прозвучало по радио, и дальше
диктор стал говорить на непонятном языке. Дети слушали, слушали и уснули,
видимо, сказалась дорожная усталость. Проснувшись, Катя услышала шёпот родителей.
- Вася,
милый, скажи мне, как мы будем здесь жить? В магазинах ничего нет, эстонские
продавцы косо смотрят на русских. В
номере, кроме кроватей и стола, ничего нет.
- Анечка! С чего ты взяла, что косо смотрят?
- Наивный ты
человек! Ты видел, что из-под прилавка эстонцам что-то продали, а нам сказали,
что ничего нет? И говорят что-то непонятное, глядя на нас. Хорошо, что на рынке
кое-что купили, а то сидели бы голодные. Пойду, попрошу у администратора
гостиницы посуду.
- Пойдём вместе, – сказал Василий.
Вскоре родители вернулись с посудой. Катя кинулась им помогать.
Выложили на стол продукты, которые были куплены на
рынке. Аня попросила Катю помыть овощи, а сама стала делать салат. Василий нарезал хлеб и открыл банку шпрот,
которые всё-таки продали в магазине. Шпроты всем понравились.
- Шпроты
вкусные, надо будет ещё купить. - сказал Василий.
После
обеда пошли знакомиться с окресностью: с парком и озером, с ними рядом находилась гостиница.
Вода
на озере была тёплая, местная детвора ныряла и купалась. Песок на пляже был жёлтого цвета, кое-где
лежали огромные валуны, высотой в половину человеческого роста. Визг
удовольствия звенел на всю округу. Слышна была русская речь.
Подойдя поближе к русским детям, Василий
спросил, где они живут. Оказалось, с другой стороны парка находится Дом
офицеров, в котором, на втором этаже, живут семьи военных, а на первом
этаже – клуб. Ребята рассказали, с
любопытством рассматривая Катю с Лидой,что русская школа находится на улице Ленина.
Василий
с Аней решили посмотреть этот дом, а вечером сходить на озеро помыться. От
озера тянулась широкая аллея парка до
улицы Крейцвальди и далее, до улицы Ленина.
От аллеи, слева, находились беседка, танцевальная
площадка, чуть подальше - гостиница и
жилые деревянные одноэтажные дома. Справа от аллеи был памятник эстонскому
писателю-сказочнику Крейцвальди, а позади него огромное дерево, вокруг которого
была по кругу натянута толстая цепь. Оказывается,
это дерево посадила Екатерина вторая, когда была проездом в Выру. Перед
памятником Крейцвальди, чуть левее, рос
огромный, с изогнутой толстой веткой, дуб. Все приезжающие, любили
фотографироваться на нём.
По всей длине аллеи, с двух сторон, стояли большие скамейки.
Дом офицеров оказался угловым П-образным зданием, окружённым забором со стороны парка, с круглыми высокими башнями по углам. Вход в клуб был со стороны улицы Крейцвальди. Вход во двор был со стороны улицы Тарту, которая тянулась от озера Тамула до города Тарту.
Вошли во двор. В
центре двора стояла колонка, из которой женщина качала воду. в подвешенное на крючок колонки, ведро. Вдоль забора росли деревья. Слева
и справа здания располагались подъезды, с крутыми круговыми лестницами.
Все улицы
города и дворы были выложены булыжниками. Осмотрев дом, всей семьёй
пошли по улице Тарту. Наискосок,
через дорогу, стояло большое двухэтажное здание, на первом этаже которого
находилась аптека. Дальше, по правой
стороне улицы, находились продуктовые магазины, кинотеатр и жилые домишки. А через улицу Ленина начались
промтоварные магазины. Слева, через дорогу от магазинов, находилась площадь. В конце площади находился
Костёл- эстонская католическая церковь.
Справа, после магазинов, через переулок,
находилась русская православная церковь.
Следом за ней - жилые одноэтажные дома, потом речка, а дальше – хутора,
которые тянулись до города Тарту.
- Мне очень нравится эта улица. Хорошо бы здесь жить! – сказала Катя.
- Ты ещё
других улиц города не видела, может, они тебе больше понравятся, - возразила
мама.
- Нет,
другие меньше понравятся! – уверенно сказала Катя.
- Поживём –
увидим! Погуляли и хватит! Завтра пойдём знакомиться с улицей Ленина и с твоей
школой, Катерина. А сейчас, дорогие мои, в гостиницу и на озеро! - сказал отец.
- Купаться,
купаться! – радостно закричала Лида.
Вода на озере была приятно-прохладная. Аня
помыла голову дочкам, и, оставив их плескаться, стала плавать с мужем
наперегонки. Удовольствие, от купания в озере, получили колоссальное.
- Скоро
осень, надо узнать, где у них находится баня. – сказала Аня.
- Анюта, не
торопись, всё узнаем, всё изучим, всё будет хорошо. – успокоил Василий.
Утром всех разбудил голос по радио. «Син Таллин». Аня вскочила, выдернула шнур,
но сон не шёл. Пришлось вставать.
Василий спустился в буфет, чтобы купить еду к завтраку. Принёс варёные яйца, бутерброды, чайник с кипятком.
Вылив остатки остывшего кипятка в графин, отнёс чайник в буфет. Позавтракав,
пошли знакомиться с городом дальше.
Дойдя, по улице Тарту до улицы Ленина,
повернули направо. На улице Ленина, на
левой стороне, находилась большая площадь
с трибунами, где проходили праздничные демонстрации, гуляния, ёлки. Все жилые
дома были старой постройки, деревянные одноэтажные и двухэтажные.
В середине улицы - справа, находилась
эстонская кирпичная, двухэтажная школа
№1. Почти в конце улицы, слева,
находилась русская средняя школа №2. Здание школы двухэтажное деревянное, двор
окружён забором. Пройдя, после здания школы, вперёд, через несколько
домов, увидели железнодорожную ветку,
пересекающую улицу.
Школа была закрыта, но висело
объявление, о дне продажи учебников и расписание работы учителей и директора.
Весь август семья прожила в гостинице. На рынке Аня познакомилась с Наташей Роговой,
у которой она часто покупала горячую отварную картошку, яйца, овощи и
фрукты. Аня попросила Наташу помочь ей в
поиске частного жилья, так как жить в гостинице дорого, да и с питанием плохо.
Питались всё больше всухомятку, первого давно не ели. Наташа пообещала помочь. Но не найдя жилья,
Наташа предложила переехать к ней.
- У нас
домик небольшой: всего две проходные комнаты и веранда. Удобства на улице. Если хотите, переезжайте, как-нибудь, разместимся! – сказала Наташа.
Переезд
не занял много времени. Разместили Васину семью в проходной комнате. Аня стала во всём помогать Наташе на огороде и по дому.
Они всё делали вместе. Вдвоём собирали
на огороде картошку, морковь, свёклу, турнепс, яблоки, сливы. Вместе готовили еду,
стирали. Наташа была рада такой
помощнице. У неё была дочь Валя,
которая училась в седьмом классе, а
Катя - в четвёртом классе, и в первый день в школу пошли вместе.
Школа
была небольшая, но уютная. На первом
этаже были раздевалка, учительская, столовая и четыре учебных класса. Когда не
хватало помещений, столовая на уроках превращалась в учебный класс. В столовой
проводились постоянно уроки труда.
На
второй этаж вела широкая лестница. Около лестницы находился учебный класс. Напротив
этого класса - школьный зал и,
одновременно, спортивный зал. Там была оборудована маленькая сцена, стоял
рояль, за которым проводились уроки пения, подготовка к праздничным вечерам,
спортивные снаряды, турникет, брусья и кОзлы. Пройдя через этот зал, справа был
класс химии и физики, слева - четвёртый класс, в который пришла учиться Катя.
Лестничный проём был обрамлён с двух сторон перилами. За лестничным проёмом справа
находилась библиотека, в которой проводились занятия. Пройдя через библиотеку,можно было попасть в два учебных класса.
Катя вошла в зал и увидела впервые рояль.
Он был чёрный, блестящий, большой.
Что
это? Дотронулась до крышки, приподняла
её. Под крышкой были беленькие и чёрненькие блестящие полосочки. Оглянулась, никого нет. Только хотела
потрогать полосочки, как услышала сзади себя голос и чуть не уронила крышку с
испугу.
- Девочка, рояль
трогать нельзя! Ты новенькая? Какой класс ищешь? Не четвёртый ли?
Перед Катей
стояла высокая русоволосая женщина в чёрном строгом костюме и внимательно
смотрела на неё.
- Да, четвёртый! – пролепетала Катя.
-Тогда пойдём, тебе сюда! – сказала учительница
и пошла в класс.
-Меня зовут Мария Александровна! А ты,
вероятно, Катя?
А в
голове у Кати крутилось слово - рояль, рояль. Вот как он называется - рояль! А как называются полосочки?
Так начался новый учебный год в школе города Выру Эстонской ССР.
***
Поезд пришёл в город Выру Эстонской ССР рано утром. На вокзале стояла непривычная тишина. Вокзал маленький,
неуютный, какой-то весь обшарпанный. Утро было тёплое, светило солнце, но на
душе было как-то тревожно и неуютно. Василий пошёл искать дежурного по
вокзалу, чтобы узнать дорогу в новую, неизвестную жизнь.
Городишко был не большой, до гостиницы
добрались очень быстро. Гостиница «Тамула»
двухэтажная, деревянная находилась в центральном парке города, рядом с
одноимённым озером.
В гостинице тоже тишина, людей не видно. Поселились на втором этаже. На первом этаже находился
ресторан, в который всей семьёй пошли позавтракать. Аня, увидев цены, обомлела.
- Вася, при таких ценах, мы долго не протянем.
Надо что-то решать с жильём и питанием.
После завтрака, оставив детей и закрыв их,
Василий с Анной пошли оформить приезд и купить продукты. Катя с Лидой, от
нечего делать, легли на кровать и стали
слушать радио.
«Син Таллин»- прозвучало по радио, и дальше
диктор стала говорить на непонятном языке. Дети слушали, слушали и уснули,
видимо сказалась дорожная усталость. Проснувшись, Катя услышала шёпот родителей.
- Вася,
милый, скажи мне, как мы будем здесь жить? В магазинах ничего нет, эстонские
продавцы косо смотрят на русских. В
номере кроме кроватей и стола ничего нет.
- Анечка! С чего ты взяла, что косо смотрят?
- Наивный ты
человек, ты видел, что из-под прилавка эстонцам что-то продали, а нам сказали,
что ничего нет. И говорят что-то непонятное, глядя на нас. Хорошо, что на рынке
кое-что купили, а то сидели бы голодные. Пойду, попрошу у администратора
гостиницы посуду.
- Пойдём
вместе – сказал Василий и они вышли.
Вскоре родители вернулись с посудой. Катя
кинулась им помогать.
Выложили на стол продукты, которые были куплены на
рынке. Аня попросила Катю помыть овощи, а сама стала делать салат. Василий нарезал хлеб и открыл банку шпрот,
которые всё-таки продали в магазине. Шпроты всем понравились.
- Шпроты
вкусные, надо будет ещё купить. - сказал Василий.
После
обеда пошли посмотреть парк и озеро, рядом с ними находилась гостиница.
Вода
на озере была тёплая, местная детвора ныряла и купалась. Песок на пляже был жёлтого цвета, Кое-где
лежали огромные валуны, высотой в половину человеческого роста. Визг
удовольствия звенел на всю округу. Слышна была русская речь.
Подойдя поближе к русским детям, Василий
спросил, где они живут. Оказалось с другой стороны парка находится Дом
офицеров, в котором на втором этаже живут семьи военных, а на первом
этаже – клуб. Рассказали ребята, что русская школа находится на улице Ленина, с
любопытством рассматривая Катю с Лидой.
Василий
с Аней решили посмотреть этот дом, а вечером сходить на озеро помыться. От
озера тянулась широкая аллея парка до
улицы Крейцвальди и далее, до улицы Ленина.
От аллеи слева находилась танцевальная
площадка, чуть подальше гостиница и
жилые деревянные одноэтажные дома. Справа от аллеи был памятник эстонскому
писателю-сказочнику Крейцвальди, а позади него огромное дерево, вокруг которого
была по кругу натянута толстая цепь. Оказывается,
это дерево посадила Екатерина вторая, когда была проездом в Выру. Перед
памятником Крейцвальди, чуть левее, рос
огромный, с изогнутой толстой веткой, дуб. Все приезжающие, любили
фотографироваться на нём.
По всей длине аллеи, с двух сторон, стояли большие скамейки.
Дом офицеров оказался угловым П-образным зданием, с круглыми высокими башнями
по углам, окружённым забором со стороны парка. Вход в клуб был со стороны улицы Крейцвальди. Вход во двор был со стороны
улицы Тарту, которая тянулась от озера Тамула до города Тарту. Вошли во двор. В
центре двора стояла колонка, из которой женщина качала воду в подвешенное
ведро. Вдоль забора росли деревья. Слева
и справа здания располагались подъезды, с крутыми круговыми лестницами.
Все улицы
города выложены булыжниками. Осмотрев дом, всей семьёй
пошли по улице Тарту. Наискосок,
через дорогу, стояло большое двухэтажное здание, на первом этаже которого
находилась аптека. Дальше по правой
стороне улицы были продуктовые магазины, кинотеатр и жилые домишки. Перейдя через улицу Ленина, начались
промтоварные магазины. Слева, через дорогу от магазинов , находится площадь. В конце площади находится
Костёл- эстонская католическая церковь.
Справа, после магазинов, через переулок,
находится русская православная церковь.
Следом за ней - жилые одноэтажные дома, потом речка, а дальше – хутора,
которые тянулись до города Тарту.
- Мне очень нравится
эта улица. Хорошо бы здесь жить – сказала Катя.
- Ты ещё
других улиц города не видела, может, они тебе больше понравятся - возразила
мама.
- Нет,
другие меньше понравятся! – уверенно сказала Катя.
- Поживём –
увидим. Погуляли и хватит. Завтра пойдём знакомиться с улицей Ленина и с твоей
школой, Катерина. А сейчас, дорогие мои, в гостиницу и на озеро! - сказал отец.
- Купаться,
купаться! – радостно закричала Лида.
Вода на озере была приятно-прохладная. Аня
помыла голову дочкам, и, оставив их плескаться, стала плавать с мужем
наперегонки. Удовольствие, от купания в озере, получили колоссальное.
- Скоро
осень, надо узнать, где у них находится баня. – сказала Аня.
- Анюта, не
торопись, всё узнаем, всё изучим, всё будет хорошо. – успокоил Василий.
Утром всех разбудил голос по радио. «Син Таллин». Аня вскочила, выдернула шнур,
но сон не шёл. Пришлось вставать.
Василий спустился в буфет, чтобы купить,
что-нибудь к завтраку. Принёс вареные яйца, бутерброды, чайник с кипятком.
Вылив остатки остывшего кипятка в графин, отнёс
чайник в буфет. Позавтракав,
пошли знакомиться с городом дальше.
Дойдя, по улице Тарту до улицы Ленина,
повернули направо. На улице Ленина, на
левой стороне, находится большая площадь
с трибунами, где проходили праздничные демонстрации, гуляния, ёлки. Все жилые
дома старой постройки, деревянные одноэтажные и двухэтажные.
В середине улицы - справа, находилась
эстонская кирпичная, двухэтажная школа
№1. Почти в конце улицы, слева,
находилась русская средняя школа №2. Здание школы двухэтажное деревянное, двор
окружён забором. Пройдя, после здания школы, вперёд, через несколько
домов, увидели железнодорожную ветку,
пересекающую улицу.
Школа была закрыта, но висело
объявление, о дне продажи учебников и расписание работы учителей и директора.
Весь август семья прожила в гостинице. На рынке Аня познакомилась с Наташей Роговой,
у которой она часто покупала горячую вареную картошку, яйца вареные, овощи и
фрукты. Аня попросила Наташу помочь ей в
поиске частного жилья, так как жить в гостинице дорого, да и с питанием плохо.
Питались всё больше всухомятку, первого давно не ели. Наташа пообещала помочь. Но не найдя жилья,
Наташа предложила переехать к ним.
- У нас
домик небольшой: всего две проходные комнаты и веранда. Удобства на улице. - -
- Если хотите, переезжайте, как ни-будь, разместимся – сказала Наташа.
Переезд
не занял много времени. Разместили Васину семью в проходной комнате. Аня с стала во всём помогать Наташе на огороде и по дому.
Они всё делали вместе. Вдвоём собирали
на огороде картошку, морковь, свёклу, турнепс, яблоки, сливы. Вместе готовили еду,
стирали. Наташа была рада такой
помощнице. У неё была дочь Валя,
которая училась в седьмом классе, а
Катя - в четвёртом классе, и в первый день в школу пошли вместе.
Школа
была небольшая, но уютная. На первом
этаже была раздевалка, учительская, столовая и четыре учебных класса. Когда не
хватало помещений, столовая на уроках превращалась в учебный класс. В столовой
проводились постоянно уроки труда.
На
второй этаж вела широкая лестница. Около лестницы находился учебный класс. Напротив
этого класса - школьный зал и,
одновременно, спортивный зал. Там была оборудована маленькая сцена, стоял
рояль, за которым проводились уроки пения, подготовка к праздничным вечерам,
спортивные снаряды, турникет, брусья и кОзлы. Пройдя через этот зал, справа был
класс химии и физики, слева - четвёртый класс, в который пришла учиться Катя.
Лестничный проём был обрамлён с двух сторон перилами. За лестничным проёмом справа
находилась библиотека, в которой проводились занятия, а пройдя через неё, два –
учебных класса.
Катя вошла в зал и увидела впервые рояль.
Он был чёрный, блестящий, большой.
Что
это? Дотронулась до крышки, приподняла
её. Под крышкой были беленькие и чёрненькие блестящие полосочки. Оглянулась, никого нет. Только хотела
потрогать полосочки, как услышала сзади себя голос и чуть не уронила крышку с
испугу.
- Девочка, рояль
трогать нельзя! Ты новенькая? Какой класс ищешь? Не четвёртый ли?
Перед Катей
стояла высокая русоволосая женщина в чёрном строгом костюме и внимательно
смотрела на неё.
- Да,
четвёртый – пролепетала Катя.
-Тогда пойдём, тебе сюда! – сказала учительница
и пошла в класс.
-Меня зовут Мария Александровна! А ты,
вероятно, Катя?
А в
голове у Кати крутится слово - рояль, рояль. Вот как он называется - рояль. А как называются полосочки?
Так начался новый учебный год в школе города Выру Эстонской ССР.
***
Лидия Копасова # 15 февраля 2014 в 22:11 +1 | ||
|
Лидия Копасова # 16 февраля 2014 в 18:29 +1 | ||
|
Лидия Копасова # 22 февраля 2014 в 15:19 +1 | ||
|
Лидия Копасова # 30 июля 2014 в 16:49 +1 | ||
|