Трудно говорить о давнопрошедшем времени, многое забыто, многое вспоминать просто трудно. Прошло больше 30 лет с того времени... А сказать об этом хочется, потому что это время моей молодости, когда девчонки мечтают о будущем, строят планы. ходят на танцы, встречаются с молодыми людьми, влюбляются...
Я, городская девчонка,должна была уехать из города в деревню.
Тогда я еще плохо представляла себе, что такое деревня, хотя часто летом ездила в деревню в гости к родне. Мне казалось, что будет также тепло и уютно, как в гостях......
Ехала я с мыслями о том, что это нужно сделать, потому что надо было попробовать поработать в школе, поработать с детьми - а потом уж поступать в педагогический....Смогу ли?
Дорогой думала о том, какой черт дернул меня с места. Ну не попала в институт в этом году, поступлю в другом...
Мое желание поступать в педагогический институт долго обсуждалось моими родителями. Чтобы не терять этот год, на семейном совете было решено - попытаться поработать по специальности....
-Проверишь себя, - сказал отец, - а заодно, поймешь, туда ли идешь? Захочешь ли еще стать учителем? - А, може, к утру и вовсе «возвернешься»? Работа мозги прочищает, - сказал отец напоследок.
Бросить город, друзей, отказаться от всего, что тебя окружает, привычную жизнь в достатке под крылом родительской опеки, неги – отправляться, «куда глаза глядят» - знала, так поступают только «Иванушки – дураки» в сказках...
...Чего меня «понесло» в учителя?
Была мечта с детства –стать хорошим учителем!
Примеры были разные, но больше хорошие!
Сказать по правде, мы, дети, ученики, и знать-то не знали, какие должны быть учителя, какими они могут быть, пока не появился в нашей школе Владимир Антонович Варфоломеев (школа №69 г. Казани)
- Ну, доедайте свои бутерброды и пирожки, - сказал он стоящему у двери опоздавшему, пожевывающему...
Давно прозвенел звонок, мы сидели за партами, а всегдашний наш классный хулиган имел обыкновение опаздывать на уроки, не обращая внимания на звонки. Он мялся у двери, ожидая реакции учителя... Но учитель не торопился реагировать...
- Дожевывайте, - сказал он еще раз.
Тот, нахально, "в открытую", стал жевать, переминаясь с ноги на ногу...
- Вы, наверное, уже забыли, что такое уроки музыки, - сказал он.
И стал нам рассказывать о том, что такое музыка...
Раскрыв рот, мы слушали молча, весь урок, пока не прозвенел звонок... И будто проснулись от глубокого сна, даже пожалели, что урок закончился. Первый раз мы пожалели о том, что закончился урок!
- Кто захочет записаться в хор, жду после уроков, - сказал он. Только придется сдать небольшой экзамен, - продолжал он.
Мы ждали конца уроков, когда же снова мы сможем увидеть его...
Это была любовь с первого урока! Мы хлынули вниз, в кабинет музыки, чтобы еще раз увидеть его необыкновенный, внимательный взгляд
Он понятно разъяснил нам, кто сможет петь в хоре... Только те, кто разбирается в нотах! Он расписал ноты, в три голоса!!! Сможешь, - будешь петь в хоре....
Что тут началось?! Каждый стал учить ноты, по утрам до уроков распеваться в кабинете музыки. Это было что-то! Мы с утра были у него в кабинете, началась абсолютно другая жизнь!
У нас давно не было уроков музыки, потому что предыдущий учитель умел играть только на гармошке, что и демонстрировал нам на каждом уроке, исполняя все то, о чем мы его просили. И урок превращался в гвалт, крики, шум, на что реагировал каждый, услышавший шум. Заглядывал к нам и директор, после чего учитель этот незаметно исчез, уроки музыки прекратились. Школьная жизнь была серой, будничной – сплошным наказанием... И школа, и учителя тогда – одно сплошное серое пятно в моих воспоминаниях...
Пока не появился Владимир Антонович – учитель музыки. И жизнь окрасилась в свои цвета. Мы ждали его появления на уроке, ждали после уроков, мы провожали его до дома, он провожал нас до нашей остановки. И разговоры, разговоры – невозможно было расстаться, оторваться от него, от его взгляда, от его добрых участливых, насмешливых глаз...
Он «вошел» в нашу школьную жизнь как праздник!
Захотелось учиться, стать лучше....Ему всегда было интересно, о чем мы думаем, какое у нас настроение, какие планы?! Со звонком бежали вниз, в кабинет музыки, чтобы увидеть Его. Все устраивались вокруг, пытаясь увидеть его глаза, услышать его голос, дотронуться до него!
- Ну, как настроение? –спрашивал он, - как провели день? - что нового?
А мы, перебивая друг друга, перекрикивая, сбиваясь, кричали, чтоб только услышал он. Услышал именно тебя, и ответил именно тебе. Перемены были короткие, поэтому договаривались о встрече после уроков. И тогда уже могли наговориться вдоволь... Он слушал наш гвалт, наши сбивчивые речи,но отвечал всегда понятно, пространно, к чему мы прислушивались молча...
Нам всегда было понятно, о чем он говорит. И потом, уже расставшись с ним, мы еще долго перебирали в голове все его слова...
Наш хор в городе стал значимым по количеству участников!
Мы с трудом умещались в кабинете. Каждый школьник хотел стать хористом! А конкурсы?! Это были праздники! Владимир Антонович начинал этот праздник еще в школе с концерта, в котором участвовал он сам и Лия Григорьевна. Он прекрасно пел, исполнял «Темную ночь», а Лия Грирорьевна аккомпанировала ему.
Это были уроки, дни причащения к «прекрасному»...
Разве можно забыть об этом?! Пусть это будут слова памяти и благодарности великим педагогам – Владимиру Антоновичу Варфоломееву и Лие Григорьевне за их неизбывный труд души!
Как это было нужно нам, тем, которым не хватало простого человеческого тепла и участия в жизни...
А воскресные дни? Каждое воскресение наши активисты - это были мы, с утра собирались за город. Владимир Антонович с Лией Григорьевной, со своими детьми, с нами, каждый выходной выбирались за город по маршруту, оговоренному заранее. Мы обошли весь пригород Казани. Где мы только ни были? В каких только ситуациях не оказывались, но с нами был наш - неизменный друг и учитель – и нам не было страшно!
Он всегда находил нужные слова для любых ситуаций!
Однажды учитель не появился в школе – и мы были в шоке! Оказывается, он просто заболел. Мы решили навестить его.
И, конечно, совсем не догадались о том, что больному приносят гостинцы, да и денег у нас было ровно столько, чтобы доехать до его дома. Жил он в старинном особняке родового имения,( в нем проживало огромное количество семей) с маленькими темными комнатками, узкими проходами. Семья его из четырех человек занимала малюсенькие две комнатушки.
Мы ввалились в прихожую комнату, с трудом расселись, но были счастливы! Рады видеть своего учителя! Он быстро сориентировался, организовал Лию Григорьевну с девочками сварить картофель в мундире, разрезал жирную селедку – какое это было лакомство для нас, голодных после школы детей!
Мы ели и разговаривали...
А еще в традиции было – каждый должен был что – нибудьспеть, как умеет...
Разве можно забыть о вкусе этого непритязательного обеда?!
Только сейчас, когда прошло столько времени, с позиции учителя – педагога, я, думая о том времени, могу думать и предполагать, - как ему удалось повернуть нас лицом к себе? Как сумел он вознести нас на ту высоту, на которой мечталось побывать каждому?
Обращение на Вы – вот, что уравнивало нас с ним! Он разговаривал с нами какравный.
Уже после окончания школы мне удалось его разыскать по другому адресу - хотелось порадовать его тем, что мне удалось поступить в институт, на педагогический. Мы даже «Рислинг» распили за разговорами. А потом я ему еще писала, когда было трудно, были проблемы, и он ответил мне...
После этого прошло больше 30 лет.
Жив ли он? Как узнать? Адреса нет. Но есть память о нем, неизбывная тоска по тем дням общения с ним,соприкосновения с
« прекрасным», чувство, которое осталось в душе на долгие годы.....
Благодарю Господа, что он дал мне возможность узнатьо таком человеке!
Трудно говорить о давнопрошедшем времени, многое забыто, многое вспоминать просто трудно. Прошло больше 30 лет с того времени... А сказать об этом хочется, потому что это время моей молодости, когда девчонки мечтают о будущем, строят планы. ходят на танцы, встречаются с молодыми людьми, влюбляются...
Я, городская девчонка,должна была уехать из города в деревню.
Тогда я еще плохо представляла себе, что такое деревня, хотя часто летом ездила в деревню в гости к родне. Мне казалось, что будет также тепло и уютно, как в гостях......
Ехала я с мыслями о том, что это нужно сделать, потому что надо было попробовать поработать в школе, поработать с детьми - а потом уж поступать в педагогический....Смогу ли?
Дорогой думала о том, какой черт дернул меня с места. Ну не попала в институт в этом году, поступлю в другом...
Мое желание поступать в педагогический институт долго обсуждалось моими родителями. Чтобы не терять этот год, на семейном совете было решено - попытаться поработать по специальности....
-Проверишь себя, - сказал отец, - а заодно, поймешь, туда ли идешь? Захочешь ли еще стать учителем? - А, може, к утру и вовсе «возвернешься»? Работа мозги прочищает, - сказал отец напоследок.
Бросить город, друзей, отказаться от всего, что тебя окружает, привычную жизнь в достатке под крылом родительской опеки, неги – отправляться, «куда глаза глядят» - знала, так поступают только «Иванушки – дураки» в сказках...
...Чего меня «понесло» в учителя?
Была мечта с детства –стать хорошим учителем!
Примеры были разные, но больше хорошие!
Сказать по правде, мы, дети, ученики, и знать-то не знали, какие должны быть учителя, какими они могут быть, пока не появился в нашей школе Владимир Антонович Варфоломеев (школа №69 г. Казани)
- Ну, доедайте свои бутерброды и пирожки, - сказал он стоящему у двери опоздавшему, пожевывающему...
Давно прозвенел звонок, мы сидели за партами, а всегдашний наш классный хулиган имел обыкновение опаздывать на уроки, не обращая внимания на звонки. Он мялся у двери, ожидая реакции учителя... Но учитель не торопился реагировать...
- Дожевывайте, - сказал он еще раз.
Тот, нахально, "в открытую", стал жевать, переминаясь с ноги на ногу...
- Вы, наверное, уже забыли, что такое уроки музыки, - сказал он.
И стал нам рассказывать о том, что такое музыка...
Раскрыв рот, мы слушали молча, весь урок, пока не прозвенел звонок... И будто проснулись от глубокого сна, даже пожалели, что урок закончился. Первый раз мы пожалели о том, что закончился урок!
- Кто захочет записаться в хор, жду после уроков, - сказал он. Только придется сдать небольшой экзамен, - продолжал он.
Мы ждали конца уроков, когда же снова мы сможем увидеть его...
Это была любовь с первого урока! Мы хлынули вниз, в кабинет музыки, чтобы еще раз увидеть его необыкновенный, внимательный взгляд
Он понятно разъяснил нам, кто сможет петь в хоре... Только те, кто разбирается в нотах! Он расписал ноты, в три голоса!!! Сможешь, - будешь петь в хоре....
Что тут началось?! Каждый стал учить ноты, по утрам до уроков распеваться в кабинете музыки. Это было что-то! Мы с утра были у него в кабинете, началась абсолютно другая жизнь!
У нас давно не было уроков музыки, потому что предыдущий учитель умел играть только на гармошке, что и демонстрировал нам на каждом уроке, исполняя все то, о чем мы его просили. И урок превращался в гвалт, крики, шум, на что реагировал каждый, услышавший шум. Заглядывал к нам и директор, после чего учитель этот незаметно исчез, уроки музыки прекратились. Школьная жизнь была серой, будничной – сплошным наказанием... И школа, и учителя тогда – одно сплошное серое пятно в моих воспоминаниях...
Пока не появился Владимир Антонович – учитель музыки. И жизнь окрасилась в свои цвета. Мы ждали его появления на уроке, ждали после уроков, мы провожали его до дома, он провожал нас до нашей остановки. И разговоры, разговоры – невозможно было расстаться, оторваться от него, от его взгляда, от его добрых участливых, насмешливых глаз...
Он «вошел» в нашу школьную жизнь как праздник!
Захотелось учиться, стать лучше....Ему всегда было интересно, о чем мы думаем, какое у нас настроение, какие планы?! Со звонком бежали вниз, в кабинет музыки, чтобы увидеть Его. Все устраивались вокруг, пытаясь увидеть его глаза, услышать его голос, дотронуться до него!
- Ну, как настроение? –спрашивал он, - как провели день? - что нового?
А мы, перебивая друг друга, перекрикивая, сбиваясь, кричали, чтоб только услышал он. Услышал именно тебя, и ответил именно тебе. Перемены были короткие, поэтому договаривались о встрече после уроков. И тогда уже могли наговориться вдоволь... Он слушал наш гвалт, наши сбивчивые речи,но отвечал всегда понятно, пространно, к чему мы прислушивались молча...
Нам всегда было понятно, о чем он говорит. И потом, уже расставшись с ним, мы еще долго перебирали в голове все его слова...
Наш хор в городе стал значимым по количеству участников!
Мы с трудом умещались в кабинете. Каждый школьник хотел стать хористом! А конкурсы?! Это были праздники! Владимир Антонович начинал этот праздник еще в школе с концерта, в котором участвовал он сам и Лия Григорьевна. Он прекрасно пел, исполнял «Темную ночь», а Лия Грирорьевна аккомпанировала ему.
Это были уроки, дни причащения к «прекрасному»...
Разве можно забыть об этом?! Пусть это будут слова памяти и благодарности великим педагогам – Владимиру Антоновичу Варфоломееву и Лие Григорьевне за их неизбывный труд души!
Как это было нужно нам, тем, которым не хватало простого человеческого тепла и участия в жизни...
А воскресные дни? Каждое воскресение наши активисты - это были мы, с утра собирались за город. Владимир Антонович с Лией Григорьевной, со своими детьми, с нами, каждый выходной выбирались за город по маршруту, оговоренному заранее. Мы обошли весь пригород Казани. Где мы только ни были? В каких только ситуациях не оказывались, но с нами был наш - неизменный друг и учитель – и нам не было страшно!
Он всегда находил нужные слова для любых ситуаций!
Однажды учитель не появился в школе – и мы были в шоке! Оказывается, он просто заболел. Мы решили навестить его.
И, конечно, совсем не догадались о том, что больному приносят гостинцы, да и денег у нас было ровно столько, чтобы доехать до его дома. Жил он в старинном особняке родового имения,( в нем проживало огромное количество семей) с маленькими темными комнатками, узкими проходами. Семья его из четырех человек занимала малюсенькие две комнатушки.
Мы ввалились в прихожую комнату, с трудом расселись, но были счастливы! Рады видеть своего учителя! Он быстро сориентировался, организовал Лию Григорьевну с девочками сварить картофель в мундире, разрезал жирную селедку – какое это было лакомство для нас, голодных после школы детей!
Мы ели и разговаривали...
А еще в традиции было – каждый должен был что – нибудьспеть, как умеет...
Разве можно забыть о вкусе этого непритязательного обеда?!
Только сейчас, когда прошло столько времени, с позиции учителя – педагога, я, думая о том времени, могу думать и предполагать, - как ему удалось повернуть нас лицом к себе? Как сумел он вознести нас на ту высоту, на которой мечталось побывать каждому?
Обращение на Вы – вот, что уравнивало нас с ним! Он разговаривал с нами какравный.
Уже после окончания школы мне удалось его разыскать по другому адресу - хотелось порадовать его тем, что мне удалось поступить в институт, на педагогический. Мы даже «Рислинг» распили за разговорами. А потом я ему еще писала, когда было трудно, были проблемы, и он ответил мне...
После этого прошло больше 30 лет.
Жив ли он? Как узнать? Адреса нет. Но есть память о нем, неизбывная тоска по тем дням общения с ним,соприкосновения с
« прекрасным», чувство, которое осталось в душе на долгие годы.....
Благодарю Господа, что он дал мне возможность узнатьо таком человеке!
Хороший учитель выращивает душу. Плохой - часто превращает в прах. Назваться учителем - это часто страшно, экая самонадеянность. Вот почему сейчас в ходу синоним преподаватель. Как узнать а можешь ты стать примером для маленького человека, как своим вмешательством не разрушить гармонию души этого человека, не поселить там разных, часто незаметных с первого взгляда демонов. Да учитель часто определяет вектор развития личности. Он для ученика, что ветер для флюгера. Слишком слабый - он оставит его в покое, слишком сильный попросту сломает
. И повстречать их в своей жизни - счастье. Они помогают раскрыться маленькому человеку как бутону, поверить в себя, в свои силы, в справедливость, в счастье. В моей жизни были такие учителя. Но.. Жаль. Жаль, что мало таких учителей...
Вот интересная вещь: не рассказ, не художественное произведение – просто воспоминания о чудесном человеке. Но, Фания, тебе все удалось пронизать таким добром, что я прочитала, не отрываясь. Добром веет от твоего учителя музыки, добро сквозит в каждом твоем слове о нем. Как хорошо, что был в твоей детской жизни такой педагог, как хорошо, что ты решила отдать ему дань памяти! Благодаря тебе я вспомнила своих любимых Анну Николаевну, Таисию Ивановну, Владимира Алексеевича. Их всех уже нет в живых: одна умерла от болезни, другая погибла в автоаварии, а третий умер случайно, от отравления газом в расцвете лет. Он преподавал физику, был невероятно умным и очень порядочным. В него, тезку твоего преподавателя, я, наверное, была влюблена по-детски, ему я посвятила юношеское безыскусное стихотворение. Привожу две последние строфы:
...Иллюзии разбив, в права вступали будни, Но, сталкиваясь с дрянью (в пятый, в сотый раз), Твердила я: «Нет-нет, хорошие есть люди, Я верю, есть они!» – и вспоминала вас...
Простите, не могу найти достойных слов я, Чтоб чувства передать правдивей и точней. ...Все это не хочу я называть любовью, Настолько это выше, чище и сильней.
Спасибо большое, Лора! Спасибо за такой пространный, одобрительный комментарий - добрые слова твои! За воспоминания! Думаю, у каждого найдется, что сказать! И стихи замечательные! Очень хорошие!Хотела бы полностью прочитать их!Благодарю, Лора!От души!
Спасибо за прекрасное произведение о УЧИТЕЛЕ. У меня были замечательные учителя в школе. Не так много, как хотелось бы, но были. В ВУЗе также довелось учиться у интересных и своеобразных личностей. Возможно, что под их влиянием я большую часть своей жизни посвятил работе преподавателя в ВУЗе. Контактируя с молодыми людьми, долго ощущал себя молодым и не заметил, как стал пенсионером. Ещё раз спасибо за произведение. Оно заставило вспомнить и о моей молодости.