ГлавнаяПрозаМалые формыРассказы → "Учитель, перед именем твоим, позволь..."

"Учитель, перед именем твоим, позволь..."

8 июня 2013 - Fanija Kamininiene
article140864.jpg

Дневниковые записи

«Человек  словом  всемогущ"!

( Г. Державин)



2011-02-13

 Посвящается учителю моему Владимиру Антоновичу Варфоломееву

Трудно говорить о давнопрошедшем времени, многое забыто, многое вспоминать просто трудно. Прошло больше 30 лет с того времени... А сказать об этом хочется, потому что это время моей молодости, когда девчонки мечтают о будущем, строят планы. ходят на танцы, встречаются с молодыми людьми, влюбляются...

Я, городская девчонка,должна была уехать из города в деревню.
Тогда я еще плохо представляла себе, что такое деревня, хотя часто летом ездила в деревню в гости к родне. Мне казалось, что будет также тепло и уютно, как в гостях......
Ехала я с мыслями о том, что это нужно сделать, потому что надо было попробовать поработать в школе, поработать с детьми -  а потом уж поступать в педагогический....Смогу ли?

Дорогой думала о том, какой черт дернул меня с места. Ну не попала в институт в этом году, поступлю в другом...
Мое желание поступать в педагогический институт долго обсуждалось моими родителями. Чтобы не терять этот год, на семейном   совете  было решено  -  попытаться поработать по специальности....
-Проверишь себя, - сказал отец, - а заодно, поймешь, туда ли идешь? Захочешь ли еще стать учителем? - А, може, к утру и вовсе  «возвернешься»?  Работа мозги прочищает, - сказал отец напоследок.
Бросить город, друзей, отказаться от всего, что тебя окружает, привычную жизнь в достатке под крылом родительской опеки, неги – отправляться, «куда глаза глядят» - знала, так поступают только «Иванушки – дураки» в сказках...
...Чего меня «понесло» в учителя?

Была мечта с детства –стать хорошим учителем!

Примеры были разные, но больше хорошие!

Сказать по правде, мы, дети, ученики, и знать-то не знали, какие должны быть учителя, какими они могут быть, пока не появился в нашей школе Владимир Антонович Варфоломеев (школа №69 г. Казани)
- Ну, доедайте свои бутерброды и пирожки, - сказал он  стоящему у двери опоздавшему, пожевывающему...

 Давно прозвенел звонок, мы сидели за партами, а всегдашний наш классный хулиган имел обыкновение опаздывать на уроки, не обращая внимания на звонки. Он мялся у двери, ожидая реакции учителя... Но учитель не торопился реагировать...
- Дожевывайте, - сказал он еще раз.

Тот, нахально, "в открытую", стал жевать, переминаясь с ноги на ногу...  


- Вы, наверное, уже забыли, что такое уроки музыки, - сказал он.
И стал нам рассказывать о том, что такое музыка...

Раскрыв рот, мы слушали молча, весь урок, пока не прозвенел звонок... И будто проснулись от глубокого сна, даже пожалели, что урок закончился. Первый раз мы пожалели о том, что закончился урок!
- Кто захочет записаться в хор, жду после уроков, - сказал он. Только придется сдать небольшой экзамен, - продолжал он.
Мы ждали конца уроков, когда же снова мы сможем увидеть его...

 Это была любовь с первого урока! Мы хлынули вниз, в кабинет музыки, чтобы еще раз увидеть его необыкновенный, внимательный  взгляд
Он  понятно  разъяснил нам, кто сможет петь в хоре...  Только те, кто разбирается в нотах! Он расписал ноты, в три голоса!!! Сможешь, -  будешь петь в хоре....
Что тут началось?! Каждый стал учить ноты, по утрам до уроков распеваться в кабинете музыки. Это было что-то! Мы с утра были у него в кабинете, началась абсолютно другая жизнь!

У нас давно не было уроков музыки, потому что предыдущий учитель умел играть только на гармошке, что и демонстрировал нам на каждом уроке, исполняя все то, о чем мы его просили. И урок превращался в гвалт, крики, шум, на что реагировал каждый, услышавший шум. Заглядывал к нам и директор, после чего учитель этот незаметно исчез, уроки музыки прекратились. Школьная жизнь была серой, будничной – сплошным наказанием... И школа, и учителя тогда – одно сплошное серое пятно в моих воспоминаниях...

 Пока не появился Владимир Антонович – учитель музыки. И жизнь окрасилась в свои цвета. Мы ждали его появления на уроке, ждали после уроков, мы провожали его до дома, он провожал нас до нашей остановки. И разговоры, разговоры – невозможно было расстаться, оторваться от него, от его взгляда, от его добрых участливых, насмешливых глаз...

Он «вошел» в нашу школьную жизнь как праздник!

 Захотелось учиться, стать лучше....Ему всегда было интересно, о чем мы думаем, какое у нас настроение, какие планы?! Со звонком бежали вниз, в кабинет музыки, чтобы увидеть Его. Все устраивались вокруг, пытаясь увидеть его глаза, услышать его голос, дотронуться до него!
- Ну, как настроение? –спрашивал он, - как провели день? - что нового?
А мы, перебивая друг друга, перекрикивая, сбиваясь, кричали, чтоб только услышал он. Услышал именно тебя, и ответил именно тебе. Перемены были короткие, поэтому договаривались о встрече после уроков. И тогда уже могли наговориться вдоволь... Он слушал наш гвалт, наши сбивчивые речи,но отвечал всегда понятно, пространно, к чему мы прислушивались молча...

Нам всегда было понятно, о чем он говорит. И потом, уже расставшись с ним, мы еще долго перебирали в голове все его слова...
Наш хор в городе  стал  значимым  по количеству участников!

 Мы с трудом умещались в кабинете. Каждый школьник хотел стать хористом! А конкурсы?! Это были праздники! Владимир Антонович начинал этот праздник еще в школе с концерта, в котором участвовал он сам и Лия Григорьевна. Он прекрасно пел, исполнял «Темную ночь», а Лия Грирорьевна аккомпанировала  ему.
Это были  уроки, дни причащения к «прекрасному»...  

Разве можно забыть об этом?! Пусть это будут слова памяти и благодарности великим педагогам – Владимиру Антоновичу Варфоломееву и Лие Григорьевне за их неизбывный труд души!

 Как это было нужно нам, тем, которым не хватало простого человеческого тепла и участия в жизни...

 А воскресные дни? Каждое воскресение наши активисты - это были мы, с утра собирались за город. Владимир Антонович с Лией Григорьевной, со своими детьми, с нами,  каждый выходной выбирались за город по маршруту, оговоренному заранее. Мы обошли весь пригород Казани. Где мы только ни были? В каких только ситуациях не оказывались, но с нами был наш -  неизменный друг и учитель – и нам не было страшно!

Он всегда находил нужные слова для любых ситуаций!
Однажды учитель  не появился в школе –  и мы были в шоке! Оказывается, он просто заболел. Мы решили навестить его.

 И, конечно, совсем не догадались о том, что больному приносят гостинцы, да и денег у нас было ровно столько, чтобы доехать до его дома. Жил он в старинном особняке родового имения,(  в нем проживало огромное количество семей) с маленькими темными комнатками, узкими проходами. Семья его из четырех человек  занимала малюсенькие две комнатушки.

Мы ввалились в прихожую комнату, с трудом расселись, но были счастливы! Рады видеть своего учителя! Он быстро сориентировался, организовал Лию Григорьевну с девочками  сварить картофель в мундире, разрезал жирную селедку – какое это было лакомство для нас, голодных после школы детей!

Мы ели и разговаривали...

А  еще в традиции было – каждый должен был что –  нибудь   спеть, как умеет...
Разве можно забыть о вкусе этого непритязательного обеда?!
Только сейчас, когда прошло столько времени, с позиции учителя – педагога, я, думая о том времени, могу думать и предполагать, - как ему удалось повернуть нас лицом к себе? Как сумел он вознести нас на ту высоту, на которой мечталось побывать каждому?
Обращение на Вы – вот, что уравнивало нас с ним! Он разговаривал с нами как  равный.

Уже после окончания школы мне удалось его разыскать по другому адресу - хотелось порадовать его тем, что мне удалось поступить в институт, на  педагогический. Мы даже «Рислинг» распили за разговорами. А потом я ему еще писала, когда было трудно, были проблемы, и он ответил мне...

После этого прошло больше  30 лет.

 Жив ли он? Как узнать? Адреса нет. Но есть память о нем, неизбывная тоска по тем дням общения с ним,  соприкосновения с

« прекрасным», чувство, которое осталось в душе на долгие годы.....

Благодарю Господа, что он дал мне возможность узнать  о  таком человеке!

 

© Copyright: Fanija Kamininiene, 2013

Регистрационный номер №0140864

от 8 июня 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0140864 выдан для произведения:

Дневниковые записи

«Человек  словом  всемогущ!»

( Г. Державин)



2011-02-13

 Посвящается учителю моему Владимиру Антоновичу Варфоломееву

Трудно говорить о давнопрошедшем времени, многое забыто, многое вспоминать просто трудно. Прошло больше 30 лет с того времени... А сказать об этом хочется, потому что это время моей молодости, когда девчонки мечтают о будущем, строят планы. ходят на танцы, встречаются с молодыми людьми, влюбляются...

Я, городская девчонка,должна была уехать из города в деревню.
Тогда я еще плохо представляла себе, что такое деревня, хотя часто летом ездила в деревню в гости к родне. Мне казалось, что будет также тепло и уютно, как в гостях......
Ехала я с мыслями о том, что это нужно сделать, потому что надо было попробовать поработать в школе, поработать с детьми -  а потом уж поступать в педагогический....Смогу ли?

Дорогой думала о том, какой черт дернул меня с места. Ну не попала в институт в этом году, поступлю в другом...
Мое желание поступать в педагогический институт долго обсуждалось моими родителями. Чтобы не терять этот год, на семейном   совете  было решено  -  попытаться поработать по специальности....
-Проверишь себя, - сказал отец, - а заодно, поймешь, туда ли идешь? Захочешь ли еще стать учителем? - А, може, к утру и вовсе  «возвернешься»?  Работа мозги прочищает, - сказал отец напоследок.
Бросить город, друзей, отказаться от всего, что тебя окружает, привычную жизнь в достатке под крылом родительской опеки, неги – отправляться, «куда глаза глядят» - знала, так поступают только «Иванушки – дураки» в сказках...
...Чего меня «понесло» в учителя?

Была мечта с детства –стать хорошим учителем!

Примеры были разные, но больше хорошие!

Сказать по правде, мы, дети, ученики, и знать-то не знали, какие должны быть учителя, какими они могут быть, пока не появился в нашей школе Владимир Антонович Варфоломеев (школа №69 г. Казани)
- Ну, доедайте свои бутерброды и пирожки, - сказал он  стоящему у двери опоздавшему, пожевывающему...

 Давно прозвенел звонок, мы сидели за партами, а всегдашний наш классный хулиган имел обыкновение опаздывать на уроки, не обращая внимания на звонки. Он мялся у двери, ожидая реакции учителя... Но учитель не торопился реагировать...
- Дожевывайте, - сказал он еще раз.

Тот, нахально, "в открытую", стал жевать, переминаясь с ноги на ногу...  


- Вы, наверное, уже забыли, что такое уроки музыки, - сказал он.
И стал нам рассказывать о том, что такое музыка...

Раскрыв рот, мы слушали молча, весь урок, пока не прозвенел звонок... И будто проснулись от глубокого сна, даже пожалели, что урок закончился. Первый раз мы пожалели о том, что закончился урок!
- Кто захочет записаться в хор, жду после уроков, - сказал он. Только придется сдать небольшой экзамен, - продолжал он.
Мы ждали конца уроков, когда же снова мы сможем увидеть его...

 Это была любовь с первого урока! Мы хлынули вниз, в кабинет музыки, чтобы еще раз увидеть его необыкновенный, внимательный  взгляд
Он  понятно  разъяснил нам, кто сможет петь в хоре...  Только те, кто разбирается в нотах! Он расписал ноты, в три голоса!!! Сможешь, -  будешь петь в хоре....
Что тут началось?! Каждый стал учить ноты, по утрам до уроков распеваться в кабинете музыки. Это было что-то! Мы с утра были у него в кабинете, началась абсолютно другая жизнь!

У нас давно не было уроков музыки, потому что предыдущий учитель умел играть только на гармошке, что и демонстрировал нам на каждом уроке, исполняя все то, о чем мы его просили. И урок превращался в гвалт, крики, шум, на что реагировал каждый, услышавший шум. Заглядывал к нам и директор, после чего учитель этот незаметно исчез, уроки музыки прекратились. Школьная жизнь была серой, будничной – сплошным наказанием... И школа, и учителя тогда – одно сплошное серое пятно в моих воспоминаниях...

 Пока не появился Владимир Антонович – учитель музыки. И жизнь окрасилась в свои цвета. Мы ждали его появления на уроке, ждали после уроков, мы провожали его до дома, он провожал нас до нашей остановки. И разговоры, разговоры – невозможно было расстаться, оторваться от него, от его взгляда, от его добрых участливых, насмешливых глаз...

Он «вошел» в нашу школьную жизнь как праздник!

 Захотелось учиться, стать лучше....Ему всегда было интересно, о чем мы думаем, какое у нас настроение, какие планы?! Со звонком бежали вниз, в кабинет музыки, чтобы увидеть Его. Все устраивались вокруг, пытаясь увидеть его глаза, услышать его голос, дотронуться до него!
- Ну, как настроение? –спрашивал он, - как провели день? - что нового?
А мы, перебивая друг друга, перекрикивая, сбиваясь, кричали, чтоб только услышал он. Услышал именно тебя, и ответил именно тебе. Перемены были короткие, поэтому договаривались о встрече после уроков. И тогда уже могли наговориться вдоволь... Он слушал наш гвалт, наши сбивчивые речи,но отвечал всегда понятно, пространно, к чему мы прислушивались молча...

Нам всегда было понятно, о чем он говорит. И потом, уже расставшись с ним, мы еще долго перебирали в голове все его слова...
Наш хор в городе  стал  значимым  по количеству участников!

 Мы с трудом умещались в кабинете. Каждый школьник хотел стать хористом! А конкурсы?! Это были праздники! Владимир Антонович начинал этот праздник еще в школе с концерта, в котором участвовал он сам и Лия Григорьевна. Он прекрасно пел, исполнял «Темную ночь», а Лия Грирорьевна аккомпанировала  ему.
Это были  уроки, дни причащения к «прекрасному»...  

Разве можно забыть об этом?! Пусть это будут слова памяти и благодарности великим педагогам – Владимиру Антоновичу Варфоломееву и Лие Григорьевне за их неизбывный труд души!

 Как это было нужно нам, тем, которым не хватало простого человеческого тепла и участия в жизни...

 А воскресные дни? Каждое воскресение наши активисты - это были мы, с утра собирались за город. Владимир Антонович с Лией Григорьевной, со своими детьми, с нами,  каждый выходной выбирались за город по маршруту, оговоренному заранее. Мы обошли весь пригород Казани. Где мы только ни были? В каких только ситуациях не оказывались, но с нами был наш -  неизменный друг и учитель – и нам не было страшно!

Он всегда находил нужные слова для любых ситуаций!
Однажды учитель  не появился в школе –  и мы были в шоке! Оказывается, он просто заболел. Мы решили навестить его.

 И, конечно, совсем не догадались о том, что больному приносят гостинцы, да и денег у нас было ровно столько, чтобы доехать до его дома. Жил он в старинном особняке родового имения,(  в нем проживало огромное количество семей) с маленькими темными комнатками, узкими проходами. Семья его из четырех человек  занимала малюсенькие две комнатушки.

Мы ввалились в прихожую комнату, с трудом расселись, но были счастливы! Рады видеть своего учителя! Он быстро сориентировался, организовал Лию Григорьевну с девочками  сварить картофель в мундире, разрезал жирную селедку – какое это было лакомство для нас, голодных после школы детей!

Мы ели и разговаривали...

А  еще в традиции было – каждый должен был что –  нибудь   спеть, как умеет...
Разве можно забыть о вкусе этого непритязательного обеда?!
Только сейчас, когда прошло столько времени, с позиции учителя – педагога, я, думая о том времени, могу думать и предполагать, - как ему удалось повернуть нас лицом к себе? Как сумел он вознести нас на ту высоту, на которой мечталось побывать каждому?
Обращение на Вы – вот, что уравнивало нас с ним! Он разговаривал с нами как  равный.

Уже после окончания школы мне удалось его разыскать по другому адресу - хотелось порадовать его тем, что мне удалось поступить в институт, на  педагогический. Мы даже «Рислинг» распили за разговорами. А потом я ему еще писала, когда было трудно, были проблемы, и он ответил мне...

После этого прошло больше  30 лет.

 Жив ли он? Как узнать? Адреса нет. Но есть память о нем, неизбывная тоска по тем дням общения с ним,  соприкосновения с

« прекрасным», чувство, которое осталось в душе на долгие годы.....

Благодарю Господа, что он дал мне возможность узнать  о  таком человеке!

Рейтинг: +7 474 просмотра
Комментарии (10)
Денис Маркелов # 8 июня 2013 в 14:19 +1
Хороший учитель выращивает душу. Плохой - часто превращает в прах. Назваться учителем - это часто страшно, экая самонадеянность. Вот почему сейчас в ходу синоним преподаватель. Как узнать а можешь ты стать примером для маленького человека, как своим вмешательством не разрушить гармонию души этого человека, не поселить там разных, часто незаметных с первого взгляда демонов. Да учитель часто определяет вектор развития личности. Он для ученика, что ветер для флюгера. Слишком слабый - он оставит его в покое, слишком сильный попросту сломает
Анна Магасумова # 8 июня 2013 в 20:39 +1
Вот бы итак когда-нибудь с теплом душевным наши ученики написали о нас! 38
Григорий Кипнис # 8 июня 2013 в 22:08 +1
С интересом прочитал повествование о Настоящем Учителе,
сумевшем найти пути-тропинки к сердцам и душам учеников,
вызвав у них повышенную заинтересованность к предмету,
да и к Личности самого учителя.
Дети особенно остро чувствуют тепло,внимание,доброту
и понимание со стороны взрослого человека - учителя.
ДУМАЮ:в прогимназии Автор и филолог
использует методику
Любимого Учителя для взаимопонимания с ребятами..
--------------------------------------------------



"Вдохновение музыкой" - Гр.К. -
=======================
"Я давно не хожу в музыкалку,
Продолжая играть и петь..."
http://parnasse.ru/poetry/lyrics/philosophical/vdohnovenie-muzykoi.html

Голос-камертон # /очерк / - Гр.К. -
===========================
"Женский Голос-камертон -
Главный инструмент,
необходимый каждой семье"
http://parnasse.ru/prose/small/thumbnails/golos-kamerton-ocherk.html
Алексей Куренков # 16 июня 2013 в 16:56 +1

Жаль.
Жаль, что мало таких учителей

. И повстречать их в своей жизни - счастье. Они помогают раскрыться маленькому человеку как бутону, поверить в себя, в свои силы, в справедливость, в счастье. В моей жизни были такие учителя. Но.. Жаль. Жаль, что мало таких учителей...


50ba589c42903ba3fa2d8601ad34ba1e best
Fanija Kamininiene # 18 июня 2013 в 11:47 +1
Вы правы! Мало! Но есть! Это уже хорошо!Спасибо за комментарий! С теплом! Стефания! 5min
Алена Викторова # 29 июня 2013 в 16:49 +1
светлое чувство осталось после такого рассказа, Фания!
СПАСИБО!!!!
38 rose
Fanija Kamininiene # 30 июня 2013 в 10:09 0
Алена! Юлагодарна вам, что заглянули...Спасибо! 50ba589c42903ba3fa2d8601ad34ba1e 8ed46eaeebfbdaa9807323e5c8b8e6d9
Лора Вербицкая # 11 июля 2013 в 16:43 0
Вот интересная вещь: не рассказ, не художественное произведение – просто воспоминания о чудесном человеке. Но, Фания, тебе все удалось пронизать таким добром, что я прочитала, не отрываясь.
Добром веет от твоего учителя музыки, добро сквозит в каждом твоем слове о нем. Как хорошо, что был в твоей детской жизни такой педагог, как хорошо, что ты решила отдать ему дань памяти!
Благодаря тебе я вспомнила своих любимых Анну Николаевну, Таисию Ивановну, Владимира Алексеевича. Их всех уже нет в живых: одна умерла от болезни, другая погибла в автоаварии, а третий умер случайно, от отравления газом в расцвете лет. Он преподавал физику, был невероятно умным и очень порядочным.
В него, тезку твоего преподавателя, я, наверное, была влюблена по-детски, ему я посвятила юношеское безыскусное стихотворение. Привожу две последние строфы:

...Иллюзии разбив, в права вступали будни,
Но, сталкиваясь с дрянью (в пятый, в сотый раз),
Твердила я: «Нет-нет, хорошие есть люди,
Я верю, есть они!» – и вспоминала вас...

Простите, не могу найти достойных слов я,
Чтоб чувства передать правдивей и точней.
...Все это не хочу я называть любовью,
Настолько это выше, чище и сильней.
Fanija Kamininiene # 12 июля 2013 в 12:26 +1
Спасибо большое, Лора! Спасибо за такой пространный, одобрительный комментарий - добрые слова твои! За воспоминания! Думаю, у каждого найдется, что сказать! И стихи замечательные! Очень хорошие!Хотела бы полностью прочитать их!Благодарю, Лора!От души! 38 buket2 kissfor
Виктор Винниченко # 26 января 2015 в 21:08 0
live1 Спасибо за прекрасное произведение о УЧИТЕЛЕ. У меня были замечательные учителя в школе. Не так много, как хотелось бы, но были. В ВУЗе также довелось учиться у интересных и своеобразных личностей. Возможно, что под их влиянием я большую часть своей жизни посвятил работе преподавателя в ВУЗе. Контактируя с молодыми людьми, долго ощущал себя молодым и не заметил, как стал пенсионером. Ещё раз спасибо за произведение. Оно заставило вспомнить и о моей молодости. 040a6efb898eeececd6a4cf582d6dca6
Популярная проза за месяц
147
126
123
102
101
99
99
95
94
93
91
90
89
НАРЦИСС... 30 мая 2017 (Анна Гирик)
85
81
81
80
80
79
78
77
77
77
77
76
76
75
72
71
65