Жоэль Диккер

27 марта 2024 - Валерий Рябых
article527472.jpg
       Решил поделиться откликами на основные романы одного из моих любимых современных писателей Жоэля Диккера.
      

      
       Правда о деле Гарри Квеберта
      
       Жоэль Диккер задал очень высокую планку. Дай Бог, чтобы этот сильный роман не исчерпал творческую потенцию автора!
       Архитектоника романа, его сложная нелинейная композиция идут этой вещи явно на пользу. Именно такие «структурные» погружения позволяют читателю ярче уразуметь не только сюжетные перипетии романа , но и задумываться о вещах отвлеченных, обыденных и необыденных, понуждаемых нашим бытием. А что такое любовь - например? У каждого свой ответ и своя мера этого чувства или страсти. А что такое дружба, а если она истинная, то можно ли понять и принять друга, совершавшего неблаговидные поступки. О родительской верности и говорить не приходится. А детальнейший рентген авторской кухни писателя - как тонко и верно все подмечено. А «МРТ» книжного промоушена, когда важна не литературная, художественная ценность книги, а запросы и вкусы читательской толпы. как правило непросвещенной и ограниченной, любящей клубничку и подобных себе быдловатых персонажей.
       Ну, и конечно, увлекательнейший детектив! Некто в рецензии сказал, что уже на 200-той странице знал, кто убийца юной Нолы. Неужто в тюфяке-полицейском, убившем девочку чисто случайно, в горячке и страхе, он разгадал коварного злодея? Конечно, рецензенты, хулящие роман, да и автора заодно (как это сказать проще), - занимаются выпендрежем, мол, вот мы какие «образованцы и начитанцы». Вообще, почему возник дикий разговор о штампах в книге? Да, и где они – «...тут нет сыщиков-алкоголиков и их заботливых секретарш, нет копов с душевной травмой и умершей в прошлом семьей, нет гениальных Эркюлей-Холмсов-Марпл, нет бесконечных патронов и роялей в кустах - забудьте об этом...»?!
       Да, книга требует определенной усидчивости и терпения, впрочем, автор честно сказал, кому такие книги не по плечу, смело могут бросить читать их, после первой же главы.
       Но уж коль вы дочитаете «Правду о деле Гарри Квеберта» до конца и проникнитесь широтой авторского замысла, то будете несомненно вознаграждены, да, и не я один так считаю.
      
       8 марта 2019 г.
      
      
       Книга Балтиморов
      
       Квеберу» - на одном дыхании прочитана «Книга Балтиморов»!
       Сразу же поставлю точки над «i». «Некие» в своих рецензиях умудрились счесть «Квебера» и «Балтиморов» двумя частями одной истории. Разумеется, это абсолютно разные книги, даже по жанру - детектив и мелодрама, объединяет их лишь герой-рассказчик - Маркус Гольдман, да некоторые вехи его биографии. И еще многопластовая композиция книги, ее многоходовый сюжет (из одной двери в другую...).
       Казалось бы, что мне... - до этих кузенов Гольдманов, до детских и юношеских страстей, облеченных в тоги любви и дружбы (уж слишком выспренни их чувства)?! Что мне семейные тайны, глупые неурядицы, личные амбиции и рефлексии персонажей, толкающие к нелепым случайностям и роковым развязкам в их жизни? Да в любой семье дополна скелетов в шкафах, только приоткрой створки... Все так, но в одном случае наличествует сухой милицейский протокол, в нашем же случае вершится увлекательнейшее действо. Жоэль Диккер мастак раскрывать эти створки: постепенно, шаг вперед – два шага назад, приближая нас к краху иллюзий героя и, в тоже время, к его духовному обновлению (через возрождение потерянной из-за недомолвок любви).
       А сколько старых избитых истин возопит в романе: и «богатые тоже плачут», и «от тюрьмы и сумы никто не гарантирован», и «как тяжко падать с достигнутой высоты», ну и, пожалуй, самая печальная из них – «благими намерениями вымощена дорога в ад».
       Так вот, для меня писатель Жоэль Диккер несомненное открытие!
       
       12 марта 1919 г.
      
       
       Исчезновение Стефани Мейлер
      
      
       Я бы не стал писать отзыв на последний роман Жоэля Диккера, если бы не несколько «но»?!
       Прежде всего, полистав рецензии ливелибовцев (99 процентов из которых особи женского пола, причем, как правило, достаточно молодые), я увидел, что в подавляющем большинстве они не высокой оценки об этом опусе Диккера (тон задают «гуру Ливлиба). Считают его уровень гораздо ниже уровня первого романа «... о деле Гарри Квебара».
       Честно сказать, я уже не помню о чем тот, первый, роман, поэтому соглашусь с читательницами, отметившими, что проза Диккера не ложится на память.
       Что еще хочу сказать? Мне кажется, что Диккер подвержен болезни упрямо шагающей «феминизации», как западного, так постсоветского общества. Конъюнктура на лицо – беллетристику читают в основном женщины, поэтому акцент делается на женские персонажи, это уже они супергерои, а «мужики» их бледное дополнение. Так и в этом романе.
       Сюжет пересказывать не стану, т.к. пишу для прочитавших роман.
       Итак, главные герои книги: - детектив Анна Каннер - чистой воды «ментовка», не приведи вас Господь перехлестнуться с подобными особями в нашей реальности. Семья для нее даже не на втором, а не весть на каком плане. Автор делает ее красавицей, а по мне, она «андоргин» чистой воды. Такие службистые дамы в реальной жизни «идут по трупам сослуживцев и подчиненных».
       - Джесси Розенберг (ну, конечно еврей), до встречи со своей подругой Наташей (девушка гораздо старше его) обыкновенный качок. Русская девушка Наташа, как Пигмалион цивилизовала его. Он же двадцать лет после ее трагической гибели воздыхает о ней. Короче, по своей натуре явный подкаблучник, странно, как он дослужился до капитана полиции.
       Попутно замечу, что автор плохо разбирается в структуре американских полицейских ведомств.
       Дерек Скотт – напарник Розенберга – олух и неврастеник (сдрейфивший и ушедший из уголовки после громкого дела 94 года, продолжившегося уже в 2014-м). Какой он хороший полицейский, если в его служебной машине нет обыкновенно ножа, что и явилось причиной гибели Наташи.
       Эти горе детективы расследуют дело, которое профукали двадцать назад лет, угробив и подозреваемого (спихнув на него то преступление), и безвинную Наташу. Да и теперь, они тычутся мордами как телки-сосунки. Профессионализма ноль! Ну, разумеется, розыск вытягивает Анна. И еще, помните роман «Имя розы» Умберто Эко, лишь, когда всех перебили - Вильгельм Баскервильский распутал все, так и здесь.
        Стефани Мейлер – вторая девушка «андрогин», мечтающая о карьере писателя, ну и убитая, так как по дури полезла не в свое дело. Ее пропажа и послужила завязкой романа.
       Остальные персонажи... Мужчины, как правило, недалекие болваны, списанные с расхожих американских образчиков. Женщины (ну разве, кроме Дакоты - подруги Скотта), какие-то недопонятые шлюшки, трагические наркоманки или курицы-наседки.
       Ну, это я наговорил, конечно, по злобе....
       А так, третий роман Жоэля Диккера вполне читабелен, и даже очень увлекателен.
       Кто-то недоволен, что роман построен на флешбеках (повествование перемежается прошлым и настоящим), ну, это вполне оправданный прием, и я бы сказал - модный у современных писателей.
       Кто-то недоволен второстепенными сценами и обилием персонажей. Но бога ради, это не театральная пьеса, это роман, художественное произведение. Вспомните Толстого и Шолохова, а еще лучше Марселя Пруста, а уж запредельный пример – Джойс (герой сидит на толчке и думает всякую чушь...)
       И еще, один персонаж – критик Мита Островски, заявил, что детектив, как литературный жанр, занимает в том ряду предпоследнее место - перед женским романом-чтивом. Ну, как бы ни так! Детективные романы бывают разного сорта, есть сверх интеллектуальные, есть документально-исторические, есть даже эстетско-философские. Но одно мне в них нравится, они держат тебя «за горло», не отпускают, пока не прочтешь до конца.
       Потому и твердая четверка «Исчезновению Стефани Мейлер».
      
       7 февраля 2020 г.
      
      
       Загадка номера 622
      

       В «Загадке…» Диккер невольно приоткрыл лазейку в «кухню» своего небывалого творческого успеха. Львиную долю в том сыграла грандиозная пиар компания его издателя Бернара де Фаллуа. И именно пиетету к нему посвящены многие страницы нового романа. Непомерно разбогатев (даже занялся ресторанным бизнесом) Жоэль (должно в самооправдание) решил выдавить слезу у читателя, сыграв на набившей оскомину теме «богатые тоже плачут».
       Приблизительно так я думал, прочитав треть романа? умирая от скуки и негодуя на явно высосанную из пальца историю, преподнесенную автором. Да и персонажи «Загадки…» мне показались вздорными, абсолютно нежизненными: бахвалы, идиоты и амебы. Даже в одном из комментов я вынес преждевременный вердикт - Жоэль Диккер исписался.
       Однако по прочтению книги понял, что поспешил с таковой оценкой писателя. Конечно, этот роман не вершина его творчества, но он определенная веха в писательском пути.
       Диккер решил отойти от проторенной стези детективного жанра и сотворил, я бы сказал, плутовской роман. А как еще можно назвать «выкрутасы» Льва Львовича, его «диссоциативное расстройство идентичности» в кавычках. Этот молодой еврей сущий дьявол, рушитель судеб, но делается это им во имя великой любви к Анастасии (содержанки по факту), полностью захватившей его существо.
       Cherchez la femme - вот лейтмотив поступков большинства героев романа, начиная от самого автора. Да, Диккер смело вплел себя в ткань повествования, попав сети и Слоан, и Скарлет. Ну, а Макер Эвезвер (наследник династии банкиров) просто влюбленный болван, потом выяснится, что и полный кретин, которого все водят за нос.
       По правде сказать, меня мало волновало - кто там убит или кто там убивал, все они праздные трутни: банкиры и их приспешники, делающие спекулятивные деньги на бумаге, они хотят одного - денег, власти и, как вишенка на торте, красивых женщин.
       Но роман интересен лихо закрученным сюжетом, его нелинейная конструкция позволяет охватить значительный срез времени, распаковывая «шкафы со скелетами» практически всех главных персонажей. И тут на первое место выступает обыкновенное человеческое вранье. Лгут все, скажите мне (прочитавшие книгу), кто не лжет в романе, у каждого рыльце в пушку. Нет, я не считаю «Загадку…» психологическим романом, ему далеко до подобного статуса, оттого, что по Станиславскому – «не верю».
       Кручу, верчу, обмануть хочу – этакий цирк шапито, и актеры его не впечатляют.
       Однако я дочитал роман до конца, уже потому, что он наводил меня на размышления о нашей посконной действительности, хотя бы: откуда у нас «женщины-генералы», министры культуры в кофте, с посланием всех на "три буквы", опять сherchez…, денег дать жалко, а должность и звание – пожалуйста. Почему врут все сильные мира сего? Наконец, почему я беден, и меня, никогда, не напечатают? А что такое литература – источник приятного времяпровождения или камертон нашего несовершенного мира?
      
       20 ноября 2021 г.
      
      
       Дело Аляски Сандерс
      
       Признать, уже давно собирался прочитать новый роман Жоэля Диккера, да как-то сразу он не зашел... Разу с третьего, только после прочтения «Ведьмина вяза» Таны Френч все же решил сравнить этих маститых писателей. Сразу скажу – вышло не в пользу Жоэля…
       Мне как-то не нравится творческий метод писателя делать объемные сиквелы, ну не ради же увеличения текста-товара он это делает?.. Видимо уж таков его авторский «конек». Впрочем, честно сказать, виню свою дырявую память, потому что герои «приквелов Гольдмана» у меня не запомнились, от слова совсем. Даже решил, начав читать «Аляску», просмотреть сериал про Гарри Квебера, саму же книгу читать не стану… В моем понимании настоящий роман должен исчерпать самое себя – Болконский умирает и Наташа Ростова полностью обабилась… А у Диккера какие-то Гиллели, дяди, тети – пусть и с трагическими судьбами, но мне совершенно не интересные, это как в книгах о «борьбе за высокий урожай»))).
       Ну да ладно – ближе к телу… Роман очень перегружен и как сиквел, и намеренно театральными диалогами персонажей, и тупиковыми линиями проводимого следствия, а уж самовосхвалением Гольдмана-писателя особенно. К примеру, метр – Гарри Квебер признается автору-Маркусу, что завидует его таланту, да и вообще ведет себя крайне странно, путается под ногами у следователей. При всех хитросплетениях второго расследования убийства Аляски меня сразу же насторожило поведение Патриии – адвоката Эрика. Эта сучка уговорила своего подзащитного признать себя виновным, иначе тому грозит электрический стул. Хотя линию защиты при ее опыте можно было легко выстроить. Уж очень это подозрительно, не покрывает ли она убийцу?.. Но обойдемся без спойлера…
       Автор то и дело позиционирует убийство Аляски Сандерс как идеальное преступление – когда преступник умышленно подставляет невиновных людей. И здесь Диккер явно преуспел, невольно подозреваешь всех и вся, кажется, у всех есть веские причины для столь кардинального шага. Но подумав, понимаешь, что здравый человек найдет выход из этих по сути бытовых коллизий, а на подобное убийство способен только полный придурок или законченных псих. Но персонажи романа, вроде бы как нормальные люди… хотя и с тараканами в голове, и скелетами в шкафу.
       Бинго! Наконец убийца найден, все сходится (с огромными натяжками для вдумчивого читателя), это какой-то совсем уж второстепенный персонаж книги. Это же надо отважиться на двойное убийство ради собственного реноме, потому и по Станиславскому – не верю…
       Но Диккер есть Диккер – рано, господа читатели, сматывать удочки, – развязка еще впереди…
       К слову… И чего это современные западные авторы взялись спекулировать на тему ЛГТБ?.. Можно подумать, они призывают милость к падшим?.. Но нет, все эти засранки-лесбиянки вполне самодостаточные персоны, с большим гонором и «отличными рекомендациями».
       И чего это я слишком я придирчив к этому роману?! Если не заморачиваться, то чтение захватывающе: и негодуешь на дураков и рохлей, и проникаешься духом «одноэтажной Америки», – блин, они такие же люди, как и мы грешные в своей России, а тупости, быдла и мерзости у них ничуть не меньше чем у нас. Короче, реализм книги не поддельный, – и осознаешь вдруг нашу ментальную общность, отбросив всякую ксенофобию, – да все мы под Богом ходим: и белый и черный, и бедный и богатый...
       Роман «Дело Аляски Сандерс», разумеется, рекомендую для прочтения, не пожалеете!..
      
       21 марта 2024 г.

© Copyright: Валерий Рябых, 2024

Регистрационный номер №0527472

от 27 марта 2024

[Скрыть] Регистрационный номер 0527472 выдан для произведения:        Решил поделиться откликами на основные романы одного из моих любимых современных писателей Жоэля Диккера.
      

      
       Правда о деле Гарри Квеберта
      
       Жоэль Диккер задал очень высокую планку. Дай Бог, чтобы этот сильный роман не исчерпал творческую потенцию автора!
       Архитектоника романа, его сложная нелинейная композиция идут этой вещи явно на пользу. Именно такие «структурные» погружения позволяют читателю ярче уразуметь не только сюжетные перипетии романа , но и задумываться о вещах отвлеченных, обыденных и необыденных, понуждаемых нашим бытием. А что такое любовь - например? У каждого свой ответ и своя мера этого чувства или страсти. А что такое дружба, а если она истинная, то можно ли понять и принять друга, совершавшего неблаговидные поступки. О родительской верности и говорить не приходится. А детальнейший рентген авторской кухни писателя - как тонко и верно все подмечено. А «МРТ» книжного промоушена, когда важна не литературная, художественная ценность книги, а запросы и вкусы читательской толпы. как правило непросвещенной и ограниченной, любящей клубничку и подобных себе быдловатых персонажей.
       Ну, и конечно, увлекательнейший детектив! Некто в рецензии сказал, что уже на 200-той странице знал, кто убийца юной Нолы. Неужто в тюфяке-полицейском, убившем девочку чисто случайно, в горячке и страхе, он разгадал коварного злодея? Конечно, рецензенты, хулящие роман, да и автора заодно (как это сказать проще), - занимаются выпендрежем, мол, вот мы какие «образованцы и начитанцы». Вообще, почему возник дикий разговор о штампах в книге? Да, и где они – «...тут нет сыщиков-алкоголиков и их заботливых секретарш, нет копов с душевной травмой и умершей в прошлом семьей, нет гениальных Эркюлей-Холмсов-Марпл, нет бесконечных патронов и роялей в кустах - забудьте об этом...»?!
       Да, книга требует определенной усидчивости и терпения, впрочем, автор честно сказал, кому такие книги не по плечу, смело могут бросить читать их, после первой же главы.
       Но уж коль вы дочитаете «Правду о деле Гарри Квеберта» до конца и проникнитесь широтой авторского замысла, то будете несомненно вознаграждены, да, и не я один так считаю.
      
       8 марта 2019 г.
      
      
       Книга Балтиморов
      
       Квеберу» - на одном дыхании прочитана «Книга Балтиморов»!
       Сразу же поставлю точки над «i». «Некие» в своих рецензиях умудрились счесть «Квебера» и «Балтиморов» двумя частями одной истории. Разумеется, это абсолютно разные книги, даже по жанру - детектив и мелодрама, объединяет их лишь герой-рассказчик - Маркус Гольдман, да некоторые вехи его биографии. И еще многопластовая композиция книги, ее многоходовый сюжет (из одной двери в другую...).
       Казалось бы, что мне... - до этих кузенов Гольдманов, до детских и юношеских страстей, облеченных в тоги любви и дружбы (уж слишком выспренни их чувства)?! Что мне семейные тайны, глупые неурядицы, личные амбиции и рефлексии персонажей, толкающие к нелепым случайностям и роковым развязкам в их жизни? Да в любой семье дополна скелетов в шкафах, только приоткрой створки... Все так, но в одном случае наличествует сухой милицейский протокол, в нашем же случае вершится увлекательнейшее действо. Жоэль Диккер мастак раскрывать эти створки: постепенно, шаг вперед – два шага назад, приближая нас к краху иллюзий героя и, в тоже время, к его духовному обновлению (через возрождение потерянной из-за недомолвок любви).
       А сколько старых избитых истин возопит в романе: и «богатые тоже плачут», и «от тюрьмы и сумы никто не гарантирован», и «как тяжко падать с достигнутой высоты», ну и, пожалуй, самая печальная из них – «благими намерениями вымощена дорога в ад».
       Так вот, для меня писатель Жоэль Диккер несомненное открытие!
       
       12 марта 1919 г.
      
       
       Исчезновение Стефани Мейлер
      
      
       Я бы не стал писать отзыв на последний роман Жоэля Диккера, если бы не несколько «но»?!
       Прежде всего, полистав рецензии ливелибовцев (99 процентов из которых особи женского пола, причем, как правило, достаточно молодые), я увидел, что в подавляющем большинстве они не высокой оценки об этом опусе Диккера (тон задают «гуру Ливлиба). Считают его уровень гораздо ниже уровня первого романа «... о деле Гарри Квебара».
       Честно сказать, я уже не помню о чем тот, первый, роман, поэтому соглашусь с читательницами, отметившими, что проза Диккера не ложится на память.
       Что еще хочу сказать? Мне кажется, что Диккер подвержен болезни упрямо шагающей «феминизации», как западного, так постсоветского общества. Конъюнктура на лицо – беллетристику читают в основном женщины, поэтому акцент делается на женские персонажи, это уже они супергерои, а «мужики» их бледное дополнение. Так и в этом романе.
       Сюжет пересказывать не стану, т.к. пишу для прочитавших роман.
       Итак, главные герои книги: - детектив Анна Каннер - чистой воды «ментовка», не приведи вас Господь перехлестнуться с подобными особями в нашей реальности. Семья для нее даже не на втором, а не весть на каком плане. Автор делает ее красавицей, а по мне, она «андоргин» чистой воды. Такие службистые дамы в реальной жизни «идут по трупам сослуживцев и подчиненных».
       - Джесси Розенберг (ну, конечно еврей), до встречи со своей подругой Наташей (девушка гораздо старше его) обыкновенный качок. Русская девушка Наташа, как Пигмалион цивилизовала его. Он же двадцать лет после ее трагической гибели воздыхает о ней. Короче, по своей натуре явный подкаблучник, странно, как он дослужился до капитана полиции.
       Попутно замечу, что автор плохо разбирается в структуре американских полицейских ведомств.
       Дерек Скотт – напарник Розенберга – олух и неврастеник (сдрейфивший и ушедший из уголовки после громкого дела 94 года, продолжившегося уже в 2014-м). Какой он хороший полицейский, если в его служебной машине нет обыкновенно ножа, что и явилось причиной гибели Наташи.
       Эти горе детективы расследуют дело, которое профукали двадцать назад лет, угробив и подозреваемого (спихнув на него то преступление), и безвинную Наташу. Да и теперь, они тычутся мордами как телки-сосунки. Профессионализма ноль! Ну, разумеется, розыск вытягивает Анна. И еще, помните роман «Имя розы» Умберто Эко, лишь, когда всех перебили - Вильгельм Баскервильский распутал все, так и здесь.
        Стефани Мейлер – вторая девушка «андрогин», мечтающая о карьере писателя, ну и убитая, так как по дури полезла не в свое дело. Ее пропажа и послужила завязкой романа.
       Остальные персонажи... Мужчины, как правило, недалекие болваны, списанные с расхожих американских образчиков. Женщины (ну разве, кроме Дакоты - подруги Скотта), какие-то недопонятые шлюшки, трагические наркоманки или курицы-наседки.
       Ну, это я наговорил, конечно, по злобе....
       А так, третий роман Жоэля Диккера вполне читабелен, и даже очень увлекателен.
       Кто-то недоволен, что роман построен на флешбеках (повествование перемежается прошлым и настоящим), ну, это вполне оправданный прием, и я бы сказал - модный у современных писателей.
       Кто-то недоволен второстепенными сценами и обилием персонажей. Но бога ради, это не театральная пьеса, это роман, художественное произведение. Вспомните Толстого и Шолохова, а еще лучше Марселя Пруста, а уж запредельный пример – Джойс (герой сидит на толчке и думает всякую чушь...)
       И еще, один персонаж – критик Мита Островски, заявил, что детектив, как литературный жанр, занимает в том ряду предпоследнее место - перед женским романом-чтивом. Ну, как бы ни так! Детективные романы бывают разного сорта, есть сверх интеллектуальные, есть документально-исторические, есть даже эстетско-философские. Но одно мне в них нравится, они держат тебя «за горло», не отпускают, пока не прочтешь до конца.
       Потому и твердая четверка «Исчезновению Стефани Мейлер».
      
       7 февраля 2020 г.
      
      
       Загадка номера 622
      

       В «Загадке…» Диккер невольно приоткрыл лазейку в «кухню» своего небывалого творческого успеха. Львиную долю в том сыграла грандиозная пиар компания его издателя Бернара де Фаллуа. И именно пиетету к нему посвящены многие страницы нового романа. Непомерно разбогатев (даже занялся ресторанным бизнесом) Жоэль (должно в самооправдание) решил выдавить слезу у читателя, сыграв на набившей оскомину теме «богатые тоже плачут».
       Приблизительно так я думал, прочитав треть романа? умирая от скуки и негодуя на явно высосанную из пальца историю, преподнесенную автором. Да и персонажи «Загадки…» мне показались вздорными, абсолютно нежизненными: бахвалы, идиоты и амебы. Даже в одном из комментов я вынес преждевременный вердикт - Жоэль Диккер исписался.
       Однако по прочтению книги понял, что поспешил с таковой оценкой писателя. Конечно, этот роман не вершина его творчества, но он определенная веха в писательском пути.
       Диккер решил отойти от проторенной стези детективного жанра и сотворил, я бы сказал, плутовской роман. А как еще можно назвать «выкрутасы» Льва Львовича, его «диссоциативное расстройство идентичности» в кавычках. Этот молодой еврей сущий дьявол, рушитель судеб, но делается это им во имя великой любви к Анастасии (содержанки по факту), полностью захватившей его существо.
       Cherchez la femme - вот лейтмотив поступков большинства героев романа, начиная от самого автора. Да, Диккер смело вплел себя в ткань повествования, попав сети и Слоан, и Скарлет. Ну, а Макер Эвезвер (наследник династии банкиров) просто влюбленный болван, потом выяснится, что и полный кретин, которого все водят за нос.
       По правде сказать, меня мало волновало - кто там убит или кто там убивал, все они праздные трутни: банкиры и их приспешники, делающие спекулятивные деньги на бумаге, они хотят одного - денег, власти и, как вишенка на торте, красивых женщин.
       Но роман интересен лихо закрученным сюжетом, его нелинейная конструкция позволяет охватить значительный срез времени, распаковывая «шкафы со скелетами» практически всех главных персонажей. И тут на первое место выступает обыкновенное человеческое вранье. Лгут все, скажите мне (прочитавшие книгу), кто не лжет в романе, у каждого рыльце в пушку. Нет, я не считаю «Загадку…» психологическим романом, ему далеко до подобного статуса, оттого, что по Станиславскому – «не верю».
       Кручу, верчу, обмануть хочу – этакий цирк шапито, и актеры его не впечатляют.
       Однако я дочитал роман до конца, уже потому, что он наводил меня на размышления о нашей посконной действительности, хотя бы: откуда у нас «женщины-генералы», министры культуры в кофте, с посланием всех на "три буквы", опять сherchez…, денег дать жалко, а должность и звание – пожалуйста. Почему врут все сильные мира сего? Наконец, почему я беден, и меня, никогда, не напечатают? А что такое литература – источник приятного времяпровождения или камертон нашего несовершенного мира?
      
       20 ноября 2021 г.
      
      
       Дело Аляски Сандерс
      
       Признать, уже давно собирался прочитать новый роман Жоэля Диккера, да как-то сразу он не зашел... Разу с третьего, только после прочтения «Ведьмина вяза» Таны Френч все же решил сравнить этих маститых писателей. Сразу скажу – вышло не в пользу Жоэля…
       Мне как-то не нравится творческий метод писателя делать объемные сиквелы, ну не ради же увеличения текста-товара он это делает?.. Видимо уж таков его авторский «конек». Впрочем, честно сказать, виню свою дырявую память, потому что герои «приквелов Гольдмана» у меня не запомнились, от слова совсем. Даже решил, начав читать «Аляску», просмотреть сериал про Гарри Квебера, саму же книгу читать не стану… В моем понимании настоящий роман должен исчерпать самое себя – Болконский умирает и Наташа Ростова полностью обабилась… А у Диккера какие-то Гиллели, дяди, тети – пусть и с трагическими судьбами, но мне совершенно не интересные, это как в книгах о «борьбе за высокий урожай»))).
       Ну да ладно – ближе к телу… Роман очень перегружен и как сиквел, и намеренно театральными диалогами персонажей, и тупиковыми линиями проводимого следствия, а уж самовосхвалением Гольдмана-писателя особенно. К примеру, метр – Гарри Квебер признается автору-Маркусу, что завидует его таланту, да и вообще ведет себя крайне странно, путается под ногами у следователей. При всех хитросплетениях второго расследования убийства Аляски меня сразу же насторожило поведение Патриии – адвоката Эрика. Эта сучка уговорила своего подзащитного признать себя виновным, иначе тому грозит электрический стул. Хотя линию защиты при ее опыте можно было легко выстроить. Уж очень это подозрительно, не покрывает ли она убийцу?.. Но обойдемся без спойлера…
       Автор то и дело позиционирует убийство Аляски Сандерс как идеальное преступление – когда преступник умышленно подставляет невиновных людей. И здесь Диккер явно преуспел, невольно подозреваешь всех и вся, кажется, у всех есть веские причины для столь кардинального шага. Но подумав, понимаешь, что здравый человек найдет выход из этих по сути бытовых коллизий, а на подобное убийство способен только полный придурок или законченных псих. Но персонажи романа, вроде бы как нормальные люди… хотя и с тараканами в голове, и скелетами в шкафу.
       Бинго! Наконец убийца найден, все сходится (с огромными натяжками для вдумчивого читателя), это какой-то совсем уж второстепенный персонаж книги. Это же надо отважиться на двойное убийство ради собственного реноме, потому и по Станиславскому – не верю…
       Но Диккер есть Диккер – рано, господа читатели, сматывать удочки, – развязка еще впереди…
       К слову… И чего это современные западные авторы взялись спекулировать на тему ЛГТБ?.. Можно подумать, они призывают милость к падшим?.. Но нет, все эти засранки-лесбиянки вполне самодостаточные персоны, с большим гонором и «отличными рекомендациями».
       И чего это я слишком я придирчив к этому роману?! Если не заморачиваться, то чтение захватывающе: и негодуешь на дураков и рохлей, и проникаешься духом «одноэтажной Америки», – блин, они такие же люди, как и мы грешные в своей России, а тупости, быдла и мерзости у них ничуть не меньше чем у нас. Короче, реализм книги не поддельный, – и осознаешь вдруг нашу ментальную общность, отбросив всякую ксенофобию, – да все мы под Богом ходим: и белый и черный, и бедный и богатый...
       Роман «Дело Аляски Сандерс», разумеется, рекомендую для прочтения, не пожалеете!..
      
       21 марта 2024 г.

 
Рейтинг: 0 79 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!