Тана Френч

Сегодня в 16:08 - Валерий Рябых
article543710.jpg

        Тана Френч
 
         Тана Френч («Кельтская тигрица») – одна из любимых мной современных авторов детективных романов. Публикую мои отклики на ее произведения по авторским циклам и в некоем соответствии с их публикацией в России, хотя читал не в такой последовательности, начинал с поздних вещей, а закончил ранними.
   
   
         Серия «Дублинский отдел по расследованию убийств:
   
        В лесной чаще (2007)

   
         Поначалу я не собирался писать рецензию (отзыв) на роман Таны Френч «В лесной чаще» («В лесу») и даже решил передохнуть от этой писательницы. Но, подбирая книги для текущего чтения, пробежался по ряду современных авторов детективов-бестселлеров… И нашел их (извините великодушно) откровенным говном, не заслуживающим моего долгого внимания. Потому и вернулся опять к Тане и стал читать ее роман «Брокен-Харбор». И он сразу же зашел!..
          Вот и решил как-то отреагировать на дебютный роман Таны Френч.
          Сразу же оговорюсь, почему оценил его в четыре звезды. Первая треть романа, признаюсь откровенно, вгоняла меня в сон (в последние годы пристрастился слушать аудиокниги).
          Почему стал предпочитать аудио?.. На мой взгляд, аудио имеет существенное преимущество пред обычным текстовым чтением. Так волей-неволей приходится прослушивать все содержание полностью, без купюр. Порой же при обычном чтении поверхностно проглядываешь неинтересные места, как-то: заумные рассуждения, избыточные описания природы, проходные разговоры и всяческую иную скукотищу. А вот аудиокниги позволяют найти там изюминки, т.е. получить даже удовольствие от прослушивания, казалось бы лишних для понимания книги мест.
          Но затем книга стала меня завлекать в свой интригующий сюжет... и я уже не засыпал.
         Главный герой, детектив Роб Райан, сразу мне не понравился, какой-то он искусственный, похожий на оранжерейную девушку-девственницу. Как такая неженка могла оказаться в самом серьезном отделе дублинской полиции (его то и дело подташнивает, да и рассуждает он по-бабски). Но главное, он совершает серьезные промахи. Которые не позволяют достичь необходимого (справедливого) конечного результата, а порой и ставят все расследование под удар. Казалось бы, все злодеи выявлены, но нет законного основания привлечь основного зачинщика к уголовной ответственности. Одним словом, не сержант-детектив убойного отдела, а какое-то недоразумение… Хотя он о себе слишком высокого мнения, как о профессионале, даже слишком… А уж его отношения с другой героиней романа, его напарницей Кесси Медокс – для мне вообще загадка. Так с привлекательными женщинами ведут себя только геи. Хотя Роб и испытывает ней чувство, схожее с любовью, но это так… блажь, потому они и расстаются в итоге.
         Кесси Мердокс также случайная фигура в отделе убийств, но это целеустремленная и умненькая молодая женщина, которая сглаживает просчеты своего напарника, она определенно питает к нему нежные чувства, но они так и не становятся любовниками… хотя это так естественно при их взаимоотношениях (часто спят в подпитии в одной кровати). Отчего так, странно, хотя автору книги было уже далеко за тридцать, но откуда такой юношеский пиетет!..
         Действие книги нелинейно, в сюжете круто замешено страшное преступление двадцатилетней давности, схожее с расследуемым теперь убийством. Г.г. его прямой свидетель, но у него начисто отшибло память о тех событиях. Как только парень прошел «психоотбор» в убойный отдел с таким анамнезом?.. Вот это и наложило отпечаток на его несуразное поведение, так как он пытается совместить оба расследования, но в давнишнем терпит фиаско, ничуть не приблизившись даже к исходным причинам той беды.
         Впрочем, не стану спойлерить.
         Роман захватил своей напряженностью, Тана Френч уже тогда умела увлечь читателя. Следует отметить чисто художественные качества этой вещи, это не просто увлекательное повествование – это высококлассная литература, схожая с образчиками классических психологических романов. Что, прямо скажу, редкость среди дебютных произведений авторов, выбравших детективное поприще.
         Во всяком случае, у меня возникло желание прочитать все произведения Таны Френч, уже пять романов в моей копилке… осталось четыре.
   
          28.08.25.
   
   
        Сходство (2008)
   
         У прочитанных мной романов Таны Френ есть характерная особенность – по завершению оных остается некая недосказанность, намеренно проставлены не все точки над «i», да и главный герой-детектив вызывает нарекания по поводу служебного соответствия.
          Такова и Кесси Мэрдокс – героиня побывала и агентом под прикрытием, и детективом отдела убийств, теперь она работает в «домашнем насилии». Причина этого «понижения» – провалы в деле «Весталка», хотя основная вина в том ее напарника Роба Райана. Однако «Весталка» определенно травмировала психику Кесси, вызвав у нее своеобразный комплекс вины, да и самом романе частые отсыла на эту историю.
          Бывший шеф Кесси Френк Мекки и ее возлюбленный, детектив из «убойного» Сем О? Нил, используют женщину в качестве подставного агента для раскрытия убийства в местечке Гленскехи (операция «Зеркало»). Дело в том, что убитая девушка – полная копия Кесси, а ее псевдоним Лекси Мэдисон полностью совпадает с «легендой» Мердокс, когда та работала под прикрытием.
          Вот тут для меня и начинаются несуразности. Нельзя полностью заменить человека на другую личность, и особенно для близких друзей, тут провал неизбежен. Но Френк Мекки идет на этот риск, конечно, он ас в своем деле, но, думаю, это полная лажа… Еще более странно, что авантюру Френка согласовывает руководство?! По сути, агента Кесси Мэрдокс отправляют на верную смерть (ее и так уже однажды порезал наркодилер). На мой взгляд, «овчинка не стоит выделки…» Это убийство вполне можно расследовать традиционным способом, ну или по-старинке – выявить слабое звено в этой схеме и нажать… Ах да – европейская толерантность... когда можно разбрасываться сотрудниками, а приговоренных убийц содержать под стражей в тепличных условиях с телевизором и микроволновкой?.. Впрочем, бог с ним, автором, примем сей факт как данность.
          Героиня вливается в сообщество прежних друзей Лекси, живущих в особняке Уайтторн Хаус. «Мыслитель» Даниэл, жигало Рейф, красотка Эбби и гей Джастин – эксцентричная группа аспирантов Тринити-колледжа, они вечные студены, занимающиеся восстановлением старинного дома доставшегося Даниэлу от дяди. Приятели в итоге принимают Кесси-Лекси в свою тесную компании и дальше ведут с ней как ни в чем не бывало…
         И еще нестыковка… Лесси – аспирантка, пишет диссертацию, ведет семинары со студентами. Но, как выясняется, эта девушка из простой семьи, сумасбродная беглянка, часто менявшая профессии, причем далекие от умственных трудов – и вдруг аспирантура Тринити!.. Да автор в своем ли уме?!
          Следствие же идет свои чередом… Френк и Сэм подозревают: и прежних недоброжелателей Лесси, и грубых обитателей округи, и обиженных наследников Уайтторн Хауса. Но рано или поздно изощренный Мекки останавливается на изначальной версии – на прятелях-домочадцах Лесси Мэдисон.
          Ну а Кесси-Лесси упорно морочит следователям головы – скрывает важные улики, намеренно, неоправданно рискует, одним словом, ведет свою игру… Это в итоге дает благоприятный для высокого начальства результат. В принципе, дело раскрыто, но…
         Но почему же, девушки не только копии друг друга, но и сфера занятий, по прошествии значительного времени, у них одинакова. Неужели в канцелярии Тринити-колледжа не обратили внимание на эти странные дубли. Ну и самое главное – не названо конкретное имя убийцы?..
         Естественно, к фабуле романа возникают обоснованные претензии — мол, такие истории не встречаются в полицейской практике… Но, зная особенности творчества Таны Френч, понимаем, что писательница пишет не криминальные детективы в общепринятом смысле, ее книги о психологическом и нравственном изменении героев, осознании ими себя самих, своего места в этой жизни.
         Тут вам и Гомер, и Шекспир, тут вам и Достоевский…
   
          6.09.25.
   
   
        Фейтфул-Плейс (2010)
   
         Логично спросить – почему я подсел на Тану Френч, почему предпочитаю ее (как-то неудобно сказать) детективные романы?.. На мой взгляд, писательница кардинально порвала с косностью схем шаблонного детектива, ее романы это проникновенное повествование о социальных, психологических, экзистенциальных аспектах преступления. Впрочем, в самом «Фейтфул-Плейс» сказано: «Где-то в глубине за всем, что считается реальным, должна стоять какая-то настоящая долбаная реальность». Она-то и тяготит гнетуще в романах автора.
         Невольно вспомню Виктора Цоя: «Перемен требуют наши сердца!» – вот «мантра» героев романа «Фейтфул-Плейс», увязших в болоте долбанной реальности.
         Ну а теперь к роману…
         В центре сюжета детектив под прикрытием Фрэнк Макки. Двадцать два года назад, он девятнадцатилетний парень из захудалого района, собирался вместе с возлюбленной сбежать в Лондон – начать новую жизнь подальше от деспотичных родителей и бедности. Однако в ночь побега Рози Дейли не пришла, оставив двусмысленную записку. Фрэнк решил, что девушка бросила его и исчезла одна. Парень был удручен и тоже уехал – но не в Лондон, а в Дублин. Выучился на полицейского, женился, завел дочку, развелся… казалось, обыкновенная судьба. Но Френк не переставал любить Рози, хотя ее поиски были безрезультатны...
         И тут – бинго! Сестра Джеки (с ней, одной из отчей семьи, он поддерживал отношения) сообщает о найденном в заброшке чемодане Рози. Детектив возвращается в родительский дом и, надев личину сына и брата, негласно проводит «операцию под прикрытием», чтобы выяснить, что сталось с Рози Дейли.
         Ему многое и многие чинят препоны. Тут и давний соперник Френка по школе полиции Майк Кеннеди (Снайпер), которому поручено официальное расследование, и недалекие родители, и нелюбимый старший брат Шеймус. Вдобавок, при странных обстоятельствах погибает младший брат Кевин, ставший его помощником…
         Френк подозревает всех мужчин, знавших Рози… Но вот благодаря детскому любопытству девятилетней дочери Холли, с помощью Джеки сблизившейся с его прежней семьей, он случайно узнает горькую правду о гибели Рози Дейли в ту роковую ночь побега из дома.
   Найден убийца – но все, как говорится, к ряду – злодей при попытках оправдать содеянное преступление сетует на собственную долбанную жизнь.
         «Фейтфул-Плейс» — роман о наивно понимаемой людьми свободе, о неверно воспринятом чувстве долга, чреватом многими бедами, ну и, конечно, о неотвратимости перемен…
          Прекрасный роман! Пять баллов!
   
         1.09.25.
   
   
          Брокен-Харбор (2012)
    
         Уж как-то так получилось, что пишу отклик на роман Таны Френч «Брокен-Харбор», прежде ранее прочитанного ее же «Фейтфул-Плейс». Хочу отметить, что эти романы образуют своеобразную дилогию, хотя бы в отношении героя первого, Майкла Кеннеди (Скорчер) по кличке Снайпер, которой его наградил герой второго – Фрэнк Мэкки. Твердолобый (по оценке Мекки) Снайпер из "Фейтфул-плейс" – полная противоположность Скорчнеру. Самовлюбленный и недалекий человек в зашоренных глазах Френка – теперь превратился в рассудочного прагматика (в лучшем смысле слова), честного и принципиального детектива убойного отдела Дублина. Вот вам и наглядный результат субъективных оценок…
         «Кельтская тигрица» (так прозвали на Западе Тану Френч), на мой взгляд, делает лейтмотивом романа вопрос – идентичны ли закон и справедливость. Снайпер ставит на «Закон» – это основа, за которую следует держаться. А вот его молодой напарник Ричи Карран ради чуткого гуманизма преступает «Закон» и чуть ли не рушит все проводимое расследование, намеренно упорно продвигает ложную следственную версию ужасного преступления.
         В отдаленном пригороде Дублина Брайанстауне (в прошлом Брокен-Харбор) жестоко убита вся семья Спейн: Патрик (муж), Дженнифер (жена), Эмма и Джек (их малолетние дети). Скорчер по опыту работы полагает, что в реальном мире убийство вторгается в жизнь людей крайне редко. В девяноста девяти случаях из ста сами жертвы «открывают дверь беде и приглашают ее войти». Впрочем, в данном уголовном деле круг подозреваемых ограничен. Но детективам приходится очень тщательно разобраться с каждым из них, а прежде всего с самой подоплекой преступления, которая, увы, не очевидна.
         У Скорчера-Кеннеди немало «скелетов в чулане», тут и перипетии со смертью душевнобольной матери в детстве, и в настоящем – полоумная сестра Дина отнимает у него бездну времени и нервов. Да и постоянная полемика со стажером-напарником Ричи не дает ему покоя. Но Майк Кеннеди не отступает от своих принципов, и казалось, что они обязаны восторжествовать. Довольно быстро арестован бывший дизайнер и тайный обожатель выжившей Дженнифер – Конор. Все улики против него, да и он добровольно признается в содеянных убийствах. Казалось, можно ставить точку?.. Но…
         Но не все так просто. Снайпер очень «чистоплотен» и дотошен? он идет на компромисс с напарником, они детально прорабатывают версию Ричи Каррана, исключающую Конора.
          И вот тут и разверстывается (извините за спойлер) греческая трагедия с Медеей и Клитемнестрой в одном флаконе. Майкл Скорчер Кеннеди преступает свои принципы идеального детектива, подговаривает сестру Дженнифер Спейн – Фиону совершить подлог улики, ради справедливого (и праведного) завершения дела. Но гражданская совесть не позволяет ему более оставаться полицейским…
         Я бы рекомендовал данный роман для чтения работникам правоохранительных органов – Майкл Кеннеди, ходячая энциклопедия проверенных жизнью устоев и правил работы в этой сфере деятельности. Да и Тана Френч – умничка, не говоря уж о поразительной изобретательности, она прекрасно знает процедуры и нюансы следственных действий. Но главное, она руководствуется нравственными основами, необходимыми для торжества закона и справедливости в наше богатое на соблазны время.
   
          31.08.25.
   
   
         Тайное место (2014)
   
         Прочитанный пятый роман Таны Френч (на моем счету уже восьмой) «Тайное место» оставил неоднозначное впечатление. Поначалу вся эта девичья «богадельня» вызвала отторжение, «детские» истории мне неинтересны, но затем роман стал затягивать… Хотя ретроспективное повествование до половины книги продолжало раздражать. Суть в том, что параллельно расследованию убийства юнца-ловеласа Криса Хармера на территории школы Святой Килды рассказывается история, предшествующая убийству, устами самих старшеклассниц, определенно имевших отношение к тому убийству.
         Следует сказать, что характеры девушек, особенности поведения и среду их обитания писательница воссоздала как нельзя «аутентично» – молодец. Казалось бы, эти стервы и лгуньи должны вызвать праведное негодование. Но понимаешь их душевное состояние, отягощенное подростковыми комплексами, страхам и обидами, потому-то они и водят за нос следователей, наивно пытаясь обезопасить себя самих. Дураку ясно, что им приходится скрывать важные для следствия обстоятельства.
         Но вот сами следователи?!. Я бы гнал таких поганой метлой из полиции… Прежде всего, старший детектив Антуанетта Конвей – это не женщина, а монстр, образчик не к месту применяемой толерантности и гендерного равенства. Не зря автор подметил, что будь таковая на инвалидной коляске, определенно стала бы начальником отдела. Понятно ее желание утвердиться в мужском коллективе, отсюда и грубость, и надменность, и своеволие. Уж очень она высокого о себе мнения. Но, повторно занявшись этим расследованием, навряд ли Конвей продвинулась дальше, если бы не напарник Стивен Морран?..
          Впрочем, тот еще та «красная девушка»?!. Замечу, что Тане Френч не всегда удаются персонажи мужчин. Так и Стивен… уж очень он женственен и мягкотел, хотя его добродушие и деликатность позволяют раскрыть это дело. Парень умен и амбициозен, хотя до тридцати пяти лет болтался как «говно в проруби» в разных подразделениях дублинской полиции. Судьба… Но вот выпал шанс попасть в «элитарный» отдел убийств.
         И еще один сквозной персонаж в романах Таны Френч – Френк Мекки отец девицы Холли, закрутившей всю эту катавасию, дав Стивену карточку со стенда «тайного места». Ведет Френк себя как многоопытный «дед-пердет», называет Стивена малышом, да и вообще любит выкобениваться. Он и сделал из Холли «хитроумную» сыскарку, предполагающую в каждом шорохе возможную опасность.
         А теперь о больших «но» к автору!..
         Методы работы детективов вызывают серьезные вопросы?! Они зачастую без попечителей допрашивают несовершеннолетних, устраивают обыски в их комнатах, запугивают страшилками о призраках. Такое поведение недопустимо в стенах учебного заведения, а уж тем паче в столь привилегированном, как Святая Килда.
          Зачем в романе присутствует мистический компонент? Что хотел автор тем сказать – непонятно, что девицы фантазерки и без того очевидно.
         И уж очень затянуто повествование… Я слушал аудиокнигу (о преимуществе таковых я уже высказывался), но к концу романа я просто устал. 25-ю, 26-ю и 27-ю главы проглотил уже в «Леново». Но осознал, что поверхностное чтение не годится, необходимы мельчайшие подробности в монологах и диалогах персонажей. Вернулся к аудиокниге.
         В принципе, Тана Френч создала не просто очередной «атмосферный» детектив, а настоящий психологический триллер, который я и рекомендую к прочтению, несмотря на указанные мною «но».
   
         17.09.25.
   
   
          Тень за спиной (2016)
    
         Возьму сразу, как говорится, «быка за рога»… В чем отличительная особенность шести романов Таны Френч «Дублинский отдел убийств»?.. В каждом очередном романе главную скрипку играет детектив, который был основным напарником ведущего персонажа в предыдущем романе цикла. Таковой в «Тени за спиной» является Антуанетта Конвей, поменявшаяся местами со Стивеном Морраном, теперь он в «бледной тени» Конвей (простите за нечаянную тавтологию).
         Ох уж эта вздорная девица тридцати двух лет!.. Оказавшись единственной женщиной в элитном убойном отделе, «мамзель» мнит себя звездой (как заметил один журналюга). Она ни с кем не может найти общий язык, обижена на весь белый свет и взамен получает от коллег «школярские» ответки: плюнули в стакан кофе, нассали в личный шкафчик, исчезли свидетельские показания, ну и тому подобное… Даже шеф О? Келли, как она думает, не воспринимает ее как должно, дает мелкие, незначительные дознания – одни унижения, бедняжка практически в паранойе…
         И вот бинго! Ей и Стивену Моргану поручают расследование убийства молодой женщины, казалось бы, совершенное на бытовой почве. Но оказывается – все гораздо, гораздо сложней! Настырные напарники по крохам собираю улики этого запутанного дела. В их головах множатся разные версии преступления, главные из них: криминальные авторитеты и продажные копы. Антуанетта и Стивен оказались перед выбором – выступить против «своих».
         У детективов множится фактический материл... оказывается, несчастная жертва не так уж и проста. Она искусная провокаторша, такую еще поискать – вот и подоплека ее гибели. Хотя сам повод для проделанных ухищрений уж очень надуман, ради этого не стоило бы ей становиться «подстилкой» для достижения поставленной цели. Эту Ашлин и саму Антуанетту, казалось, объединяет то, что их отцы ушли из семьи… Но реакции на «папаш» у девиц в корне разные, сей факт и порождает их болезненные фобии.
         «Упорство и труд – все перетрут!..» – напарники неуклонно приближаются к разгадке, хотя на из пути много камней преткновений, и главный из них авторитетный детектив Бреслин, приданный шефом им в помощь, на деле же – сам напросившийся на эту роль.
          В итоге все завершается благополучно для наших героев, оказывается, что шеф О? Келли не держал Конвей и Моргана за лузеров, он намеренно дал им это дело, полагаясь на их объективность и порядочность.
          Роман «Тень за спиной» отнюдь не лучший в серии, но Тана Френч прекрасно владеет секретом запудрить мозги читателю, вызвать неприятие своих главных героев, усомниться даже в реалистической подаче детективного сюжета, много возникает «за» и «контра». Можно негодовать, злиться на автора – но тем и привлекателен мир, раскрываемый Таной Френч, в этом «долбанном» мире тусуются не марионетки, в нем живут разные, очень разные и неимоверно сложные люди.
          Но ставлю тройку, уж очень автор перегибает палку в отдельных местах, но это мои заморочки, а книга весьма достойная для прочтения.
   
          22.09.25 г.
   
   
         Серия «Кел Хупер»:
   
        Искатель (2020)

    
          Прежде выскажу одну мысль, которая преследует меня при «смешанном» чтении книг современных авторов. ЛитРес с коммерческой целью, публикуя ознакомительные отрывки, вынуждает нетерпеливого «бюджетного» читателя обращаться к аудиокнигам.
         Так вот, по-моему - это и хорошо. Иного автора в «печатном тексте» приходится в силу «авторского несовершенства» читать через строчку, а то и просто пропускать занудные, тягомотные страницы. А аудиокнига волей-неволей заставляет внимать всему тексту целиком. Думаю, и вы хорошо ощущаете данную разницу?
         И чего нельзя сказать о книге Таны Френч «Искатель» – и в печатном и «слуховом» варианте она воспринимается целиком, без изъянов. А вот Донна Тартт (многие видят в ней предтечу Таны) заставляет порой сильно напрягаться при прочтении своих текстов, а аудио, наоборот, идет влет. Но это так – мои личные соображения…
         Теперь о самой книге. Я просто восхищен, как автор (в чем и несомненная заслуга переводчика Шаши Мартыновой) емкими, но воистину достоверными словами и фразами (без всяческих «придаточных» и «причастий») излагает происходящее действо, дает характеристики персонажей и описание природы (взять тех же грачей).
         Но, по ходу одно замечание: не знаю, кого тут винить – Тану или Шаши, много обсцентной лексики, чрезмерно много. И еще – откуда эти «рязанские» диалектизмы? Я еще понимаю уместность молодежного сленга, но, вот эти «йисть» и т.п. – явный перебор, и так понятно, что действие происходит в провинциальной глубинке.
         Книга, безусловно, хороша! Но видимо, я взялся критиковать… Мне очень не нравится, когда авторы женщины начинают в деталях изъяснять поведенческую психологию мужчин. По Станиславскому – не верю… Потому-то, я и не люблю читать «женские» детективы. Ну, какой Кел Хупер (вслед автору говорю по-свойски) – мент-поганый, пусть и бывший? Какой-то он рохля, его жестоко избивают дедки-вахлаки (а он-то дюжий мужик), поступки Кела зачастую неразумны, порой его тупость откровенно зашкаливает. К примеру, зачем двенадцатилетнего ребенка обучать стрельбе из охотничьего ружья, потом автор выстраивает к тому логическую цепочку, но это явная лажа. Действие происходит в современную эпоху (сотовые телефоны) и в то же время, мы будто находимся в зачумленном средневековье – дикие необузданные нравы, люди как тупорылые бараны, мужики (именно мужики) сплошь пьянь и быдло (намеренно употребляю стиль лексики романиста). Невольно напрашивается каверзная мыслишка – ну, и поганый народишко эти самые ирландцы, замшелые и злобные пеньки…
         Надо сказать - свойственная им «крестьянская» хитрость, неприкрытая корысть, сопряженная с откровенной жестокостью – присуща и нашим селянам. Возникает нехорошая аллюзия, - а может, и правильно, что у нас перевели кулаков как класс, иначе они своей «жлобной оборотистостью» сдали бы Россию немцу, рассчитывая и дальше жрать от пуза?))) Вот на такие непристойные мысли навел меня роман «Искатель».
         И еще, роман увлекательный, читается (слушается) на одном дыхании, я сразу же поставил твердые четыре звезды, но… Но, собрался написать отклик, спустя три дня по прочтению книги, и пришлось поднапрячься, не сразу вспомнил ее содержание. Скажете, – это мои проблемы: возрастные, вкуса, пристрастий – все может быть. Но, вот взять – Карлоса Руиса Сафона (покойного), его тетралогию, прочитал два года назад, а все помню…
         Буду ли я еще читать Тану Френч? Не знаю, но все же скачал в читалку ее «Ночь длиною в жизнь» («Фейтфул-Плейс»).
   
          15.01.22.
   
   
          Охотник (2024)
   
         Уж очень тягостно и нудно начинался этот роман Таны Френч. Хорошо, что хоть слушал аудиокнигу, кстати, прекрасная озвучка Алексея Багдасарова. Люди советуют вначале прочитать «Искателя» из того же цикла «Кел Хупер». Признаюсь, ту книгу читал в январе 2022-го, но ничего не помню. Видать, не зашла…
         Медленно, очень медленно погружаюсь в «пошехонскую» дрему деревушки Арднакелти, повторно знакомлюсь с ее «дремучими» и быдловатыми обитателями. Вникаю в их посконные заботы… А на хрена мне это нужно?.. Терплю, все-таки Тана Френч – звезда!
         Кел Хупер предстает откровенной дубиной. Какой он, к черту, бывший следователь, так «гаишный обирала». Променял Чикаго на ирландскую глухомань и починяет на пару с дрянной девчонкой Трей поломанные табуретки окрестных хуторян. Мужик доволен тупой жизнью и не ропщет на незавидную участь чужака в этой «жопе» мира. Не ругайте за обсценную лексику, к слову, и роман с избытком переполнен ею.
         О подростке Терезе-Трей и ее выкрутасах и говорить не хочется, мечтает стать столяром – вот уж романтика… Скажите, однако, ребенок практичный, но и ремня дать не мешает… да только кем, папаша полный подонок, а мамаша, затюканная домашними заботами, курица(?!).
         Появляется отец-беглец (Джонни Редди) на пару с еще большим проходимцем Рашборо и затевают нешуточную аферу, цель которой обобрать земляков до нитки. Собственно вокруг предмета этой аферы и разворачивается нагромождение сюжетных коллизий романа
         Но не так просты эти тупорылые мужички, впрочем, как и всякое чмо, упертые и жестокие. И хитрые… один Март Лавин, сосед Кела, чего стоит.
         Понимаю, что роман не просто сельский детектив, потуги на психологизм, социальную драму огромны, что даже закрадываются мысли об образчике «критического реализма» в современной западной литературе.
         Постепенно проникаюсь атмосферой книги, повторюсь, благо – это аудиокнига. Не позволительно перескакивать страницы в поисках ответов на возникшие вопросы.
         И вот, наконец, УБИЙСТВО! История приобретает сугубо криминальный оттенок. Дальнейшая масса несуразных поступков персонажей вызывает не то что негодование, а желание воздать этим дуракам по заслугам.
   Не хочу спойлить, скажу лишь одно… Почему-то сразу заподозрил в «злодеянии» конкретное лицо, по причине «в тихом омуте черти водятся», и не ошибся.
         И еще выскажу одно соображение, для тех кто прочел книгу… Видимо, лавры Умберто Эко во «вселенском» пожаре «Имя розы» на дают покоя Тане Френч.
         Скажу, касательно непонятного многим названия книги – «Охотник», для чего процитирую кусочек синопсиса своей вещи: «… а впрочем, название романа мало поддается логическому объяснению, наречение происходит помимо воли автора, ибо уже витало в воздухе вместе с душой еще не написанной книги» – вот так...
         При всех минусах, оценил роман в пять звезд, ибо безоглядно признаю в Тане Френч – мастера!
   
         10.04.25.
   
   
          Вне серий:
   
        Ведьмин вяз (2018)

    
         Великолепный роман!!! Как окрестили знающие рецензенты – психологический триллер, роман – саспенс. Его психологическая глубина в полной мере доступна лишь человеку, длительное время находившемуся или пребывающему сейчас в неопределенном, жутком состоянии. Когда ожидание возмездия при отсутствии реальной вины становится неврозом. Когда живешь нормальной жизнью, но все же ждешь беды…
         Как могла писатель-женщина так глубоко залезть в изболевшуюся душу главного героя-мужчины и окончательно, злонамеренно исковеркать его жизнь?.. Не андрогин ли она, судя по угловато-мужиковатому лицу писательницы, не трансвестит ли, как судачат о супруге президента Макрона?.. Но нет, иначе как Тане Френч удалось бы проникнуться непреодолимым страхом Сюзанны, да и вообще отвести столь много места в романе приготовлению и потреблению еды. Пишу для прочитавших роман, потому и не заморачиваюсь на детальных пояснениях.
         Сюжет романа закручен вокруг тяжкого преступления – кто все-таки содеял убийство стервозного юнца Доминика. И вот бедняк Тоби Хеннеси на протяжении всего действа романа пожинает плоды этого незнания. Парень находится в сетях ужаса, порвать которые не в силах даже обретенная истина. Которую пытаются сокрыть все главные персонажи романа, а Хьюго – дядя Тоби, даже жертвует собой в благом намерении спасти племянника.
         В романе много, так сказать, уголовщины… О выпивке и наркотиках даже не стоит говорить… Но у «советского человека» и людей, придерживающихся традиционных ценностей, вызывает не меньшее неприятие открытый гомосексуализм Леона, кузена Тоби. Как само собой разумеющаяся обыденность, говорится о его дружках-геях, об общей постели и прочей мудате, оно и понятно: автор живет внутри западной толерантной парадигмы.
         Нельзя не отметить отсылы романа к творчеству нашего Достоевского: удручающую «петербургскую» атмосферу, потрепанность «сценической площадки», самокопание и морализаторство персонажей книги. Казалось бы, все эти дефиниции мимо нас, но на самом деле они глубоко сидят внутри нас самих… Таким образом, автора романа в шутку можно соотнести с Федором Михайловичем словами Некрасова: «Новый Гоголь явился!», то есть в нашем случае Достоевский...
          Ну и примечателен двойной хеппи-энд в сюжете романе, впрочем, для Тоби, обозначенного в преддверии романа как везунчика, он не принес ничего хорошего. И как не вспомнить слава псалмопевца Давида: «Всяк человек — ложь» или того же Достоевского из «Бесов»: «… о, как низок, как подл человек!» Это я к тому, чтобы не осуждали главного героя романа «Ведьмин вяз» Тоби Хеннеси. А то многие рецензенты уже заклеймили его как ничтожную посредственность, как «тварь дрожащую».
         Посмотрите, дамы и господа, на себя, и поймете – все мы ничем не лучше, если нас взять да и окунуть в этакое дерьмо…
         Честно сказать, не знаю, надолго ли запомнится мне этот роман Таны Френч, а то, как ее «Искатель»... – тоже было поначалу восторгался, а потом восхищение ушло в песок.
          Но однозначно ставлю пять звезд, не жалко затраченного времени…
   
         13.03.24.
    
 

     
       

© Copyright: Валерий Рябых, 2025

Регистрационный номер №0543710

от Сегодня в 16:08

[Скрыть] Регистрационный номер 0543710 выдан для произведения:
     
     
         Тана Френч
      
         Тана Френч («Кельтская тигрица») – одна из любимых мной современных авторов детективных романов. Публикую мои отклики на ее произведения по авторским циклам и в некоем соответствии с их публикацией в России, хотя читал не в такой последовательности, начинал с поздних вещей, а закончил ранними.
   
   
        Серия «Дублинский отдел по расследованию убийств:
   
      В лесной чаще (2007)
   
    Поначалу я не собирался писать рецензию (отзыв) на роман Таны Френч «В лесной чаще» («В лесу») и даже решил передохнуть от этой писательницы. Но, подбирая книги для текущего чтения, пробежался по ряду современных авторов детективов-бестселлеров… И нашел их (извините великодушно) откровенным говном, не заслуживающим моего долгого внимания. Потому и вернулся опять к Тане и стал читать ее роман «Брокен-Харбор». И он сразу же зашел!..
  Вот и решил как-то отреагировать на дебютный роман Таны Френч.
  Сразу же оговорюсь, почему оценил его в четыре звезды. Первая треть романа, признаюсь откровенно, вгоняла меня в сон (в последние годы пристрастился слушать аудиокниги).
  Почему стал предпочитать аудио?.. На мой взгляд, аудио имеет существенное преимущество пред обычным текстовым чтением. Так волей-неволей приходится прослушивать все содержание полностью, без купюр. Порой же при обычном чтении поверхностно проглядываешь неинтересные места, как-то: заумные рассуждения, избыточные описания природы, проходные разговоры и всяческую иную скукотищу. А вот аудиокниги позволяют найти там изюминки, т.е. получить даже удовольствие от прослушивания, казалось бы лишних для понимания книги мест.
  Но затем книга стала меня завлекать в свой интригующий сюжет... и я уже не засыпал.
    Главный герой, детектив Роб Райан, сразу мне не понравился, какой-то он искусственный, похожий на оранжерейную девушку-девственницу. Как такая неженка могла оказаться в самом серьезном отделе дублинской полиции (его то и дело подташнивает, да и рассуждает он по-бабски). Но главное, он совершает серьезные промахи. Которые не позволяют достичь необходимого (справедливого) конечного результата, а порой и ставят все расследование под удар. Казалось бы, все злодеи выявлены, но нет законного основания привлечь основного зачинщика к уголовной ответственности. Одним словом, не сержант-детектив убойного отдела, а какое-то недоразумение… Хотя он о себе слишком высокого мнения, как о профессионале, даже слишком… А уж его отношения с другой героиней романа, его напарницей Кесси Медокс – для мне вообще загадка. Так с привлекательными женщинами ведут себя только геи. Хотя Роб и испытывает ней чувство, схожее с любовью, но это так… блажь, потому они и расстаются в итоге.
    Кесси Мердокс также случайная фигура в отделе убийств, но это целеустремленная и умненькая молодая женщина, которая сглаживает просчеты своего напарника, она определенно питает к нему нежные чувства, но они так и не становятся любовниками… хотя это так естественно при их взаимоотношениях (часто спят в подпитии в одной кровати). Отчего так, странно, хотя автору книги было уже далеко за тридцать, но откуда такой юношеский пиетет!..
    Действие книги нелинейно, в сюжете круто замешено страшное преступление двадцатилетней давности, схожее с расследуемым теперь убийством. Г.г. его прямой свидетель, но у него начисто отшибло память о тех событиях. Как только парень прошел «психоотбор» в убойный отдел с таким анамнезом?.. Вот это и наложило отпечаток на его несуразное поведение, так как он пытается совместить оба расследования, но в давнишнем терпит фиаско, ничуть не приблизившись даже к исходным причинам той беды.
    Впрочем, не стану спойлерить.
    Роман захватил своей напряженностью, Тана Френч уже тогда умела увлечь читателя. Следует отметить чисто художественные качества этой вещи, это не просто увлекательное повествование – это высококлассная литература, схожая с образчиками классических психологических романов. Что, прямо скажу, редкость среди дебютных произведений авторов, выбравших детективное поприще.
    Во всяком случае, у меня возникло желание прочитать все произведения Таны Френч, уже пять романов в моей копилке… осталось четыре.
   
  28.08.25.
   
   
    Сходство (2008)
   
    У прочитанных мной романов Таны Френ есть характерная особенность – по завершению оных остается некая недосказанность, намеренно проставлены не все точки над «i», да и главный герой-детектив вызывает нарекания по поводу служебного соответствия.
  Такова и Кесси Мэрдокс – героиня побывала и агентом под прикрытием, и детективом отдела убийств, теперь она работает в «домашнем насилии». Причина этого «понижения» – провалы в деле «Весталка», хотя основная вина в том ее напарника Роба Райана. Однако «Весталка» определенно травмировала психику Кесси, вызвав у нее своеобразный комплекс вины, да и самом романе частые отсыла на эту историю.
    Бывший шеф Кесси Френк Мекки и ее возлюбленный, детектив из «убойного» Сем О? Нил, используют женщину в качестве подставного агента для раскрытия убийства в местечке Гленскехи (операция «Зеркало»). Дело в том, что убитая девушка – полная копия Кесси, а ее псевдоним Лекси Мэдисон полностью совпадает с «легендой» Мердокс, когда та работала под прикрытием.
  Вот тут для меня и начинаются несуразности. Нельзя полностью заменить человека на другую личность, и особенно для близких друзей, тут провал неизбежен. Но Френк Мекки идет на этот риск, конечно, он ас в своем деле, но, думаю, это полная лажа… Еще более странно, что авантюру Френка согласовывает руководство?! По сути, агента Кесси Мэрдокс отправляют на верную смерть (ее и так уже однажды порезал наркодилер). На мой взгляд, «овчинка не стоит выделки…» Это убийство вполне можно расследовать традиционным способом, ну или по-старинке – выявить слабое звено в этой схеме и нажать… Ах да – европейская толерантность... когда можно разбрасываться сотрудниками, а приговоренных убийц содержать под стражей в тепличных условиях с телевизором и микроволновкой?.. Впрочем, бог с ним, автором, примем сей факт как данность.
    Героиня вливается в сообщество прежних друзей Лекси, живущих в особняке Уайтторн Хаус. «Мыслитель» Даниэл, жигало Рейф, красотка Эбби и гей Джастин – эксцентричная группа аспирантов Тринити-колледжа, они вечные студены, занимающиеся восстановлением старинного дома доставшегося Даниэлу от дяди. Приятели в итоге принимают Кесси-Лекси в свою тесную компании и дальше ведут с ней как ни в чем не бывало…
    И еще нестыковка… Лесси – аспирантка, пишет диссертацию, ведет семинары со студентами. Но, как выясняется, эта девушка из простой семьи, сумасбродная беглянка, часто менявшая профессии, причем далекие от умственных трудов – и вдруг аспирантура Тринити!.. Да автор в своем ли уме?!
  Следствие же идет свои чередом… Френк и Сэм подозревают: и прежних недоброжелателей Лесси, и грубых обитателей округи, и обиженных наследников Уайтторн Хауса. Но рано или поздно изощренный Мекки останавливается на изначальной версии – на прятелях-домочадцах Лесси Мэдисон.
  Ну а Кесси-Лесси упорно морочит следователям головы – скрывает важные улики, намеренно, неоправданно рискует, одним словом, ведет свою игру… Это в итоге дает благоприятный для высокого начальства результат. В принципе, дело раскрыто, но…
    Но почему же, девушки не только копии друг друга, но и сфера занятий, по прошествии значительного времени, у них одинакова. Неужели в канцелярии Тринити-колледжа не обратили внимание на эти странные дубли. Ну и самое главное – не названо конкретное имя убийцы?..
    Естественно, к фабуле романа возникают обоснованные претензии — мол, такие истории не встречаются в полицейской практике… Но, зная особенности творчества Таны Френч, понимаем, что писательница пишет не криминальные детективы в общепринятом смысле, ее книги о психологическом и нравственном изменении героев, осознании ими себя самих, своего места в этой жизни.
    Тут вам и Гомер, и Шекспир, тут вам и Достоевский…
   
    6.09.25.
   
   
    Фейтфул-Плейс (2010)
   
    Логично спросить – почему я подсел на Тану Френч, почему предпочитаю ее (как-то неудобно сказать) детективные романы?.. На мой взгляд, писательница кардинально порвала с косностью схем шаблонного детектива, ее романы это проникновенное повествование о социальных, психологических, экзистенциальных аспектах преступления. Впрочем, в самом «Фейтфул-Плейс» сказано: «Где-то в глубине за всем, что считается реальным, должна стоять какая-то настоящая долбаная реальность». Она-то и тяготит гнетуще в романах автора.
    Невольно вспомню Виктора Цоя: «Перемен требуют наши сердца!» – вот «мантра» героев романа «Фейтфул-Плейс», увязших в болоте долбанной реальности.
    Ну а теперь к роману…
    В центре сюжета детектив под прикрытием Фрэнк Макки. Двадцать два года назад, он девятнадцатилетний парень из захудалого района, собирался вместе с возлюбленной сбежать в Лондон – начать новую жизнь подальше от деспотичных родителей и бедности. Однако в ночь побега Рози Дейли не пришла, оставив двусмысленную записку. Фрэнк решил, что девушка бросила его и исчезла одна. Парень был удручен и тоже уехал – но не в Лондон, а в Дублин. Выучился на полицейского, женился, завел дочку, развелся… казалось, обыкновенная судьба. Но Френк не переставал любить Рози, хотя ее поиски были безрезультатны...
    И тут – бинго! Сестра Джеки (с ней, одной из отчей семьи, он поддерживал отношения) сообщает о найденном в заброшке чемодане Рози. Детектив возвращается в родительский дом и, надев личину сына и брата, негласно проводит «операцию под прикрытием», чтобы выяснить, что сталось с Рози Дейли.
    Ему многое и многие чинят препоны. Тут и давний соперник Френка по школе полиции Майк Кеннеди (Снайпер), которому поручено официальное расследование, и недалекие родители, и нелюбимый старший брат Шеймус. Вдобавок, при странных обстоятельствах погибает младший брат Кевин, ставший его помощником…
    Френк подозревает всех мужчин, знавших Рози… Но вот благодаря детскому любопытству девятилетней дочери Холли, с помощью Джеки сблизившейся с его прежней семьей, он случайно узнает горькую правду о гибели Рози Дейли в ту роковую ночь побега из дома.
   Найден убийца – но все, как говорится, к ряду – злодей при попытках оправдать содеянное преступление сетует на собственную долбанную жизнь.
    «Фейтфул-Плейс» — роман о наивно понимаемой людьми свободе, о неверно воспринятом чувстве долга, чреватом многими бедами, ну и, конечно, о неотвратимости перемен…
  Прекрасный роман! Пять баллов!
   
    1.09.25.
   
   
    Брокен-Харбор (2012)
    
    Уж как-то так получилось, что пишу отклик на роман Таны Френч «Брокен-Харбор», прежде ранее прочитанного ее же «Фейтфул-Плейс». Хочу отметить, что эти романы образуют своеобразную дилогию, хотя бы в отношении героя первого, Майкла Кеннеди (Скорчер) по кличке Снайпер, которой его наградил герой второго – Фрэнк Мэкки. Твердолобый (по оценке Мекки) Снайпер из "Фейтфул-плейс" – полная противоположность Скорчнеру. Самовлюбленный и недалекий человек в зашоренных глазах Френка – теперь превратился в рассудочного прагматика (в лучшем смысле слова), честного и принципиального детектива убойного отдела Дублина. Вот вам и наглядный результат субъективных оценок…
    «Кельтская тигрица» (так прозвали на Западе Тану Френч), на мой взгляд, делает лейтмотивом романа вопрос – идентичны ли закон и справедливость. Снайпер ставит на «Закон» – это основа, за которую следует держаться. А вот его молодой напарник Ричи Карран ради чуткого гуманизма преступает «Закон» и чуть ли не рушит все проводимое расследование, намеренно упорно продвигает ложную следственную версию ужасного преступления.
    В отдаленном пригороде Дублина Брайанстауне (в прошлом Брокен-Харбор) жестоко убита вся семья Спейн: Патрик (муж), Дженнифер (жена), Эмма и Джек (их малолетние дети). Скорчер по опыту работы полагает, что в реальном мире убийство вторгается в жизнь людей крайне редко. В девяноста девяти случаях из ста сами жертвы «открывают дверь беде и приглашают ее войти». Впрочем, в данном уголовном деле круг подозреваемых ограничен. Но детективам приходится очень тщательно разобраться с каждым из них, а прежде всего с самой подоплекой преступления, которая, увы, не очевидна.
    У Скорчера-Кеннеди немало «скелетов в чулане», тут и перипетии со смертью душевнобольной матери в детстве, и в настоящем – полоумная сестра Дина отнимает у него бездну времени и нервов. Да и постоянная полемика со стажером-напарником Ричи не дает ему покоя. Но Майк Кеннеди не отступает от своих принципов, и казалось, что они обязаны восторжествовать. Довольно быстро арестован бывший дизайнер и тайный обожатель выжившей Дженнифер – Конор. Все улики против него, да и он добровольно признается в содеянных убийствах. Казалось, можно ставить точку?.. Но…
    Но не все так просто. Снайпер очень «чистоплотен» и дотошен? он идет на компромисс с напарником, они детально прорабатывают версию Ричи Каррана, исключающую Конора.
  И вот тут и разверстывается (извините за спойлер) греческая трагедия с Медеей и Клитемнестрой в одном флаконе. Майкл Скорчер Кеннеди преступает свои принципы идеального детектива, подговаривает сестру Дженнифер Спейн – Фиону совершить подлог улики, ради справедливого (и праведного) завершения дела. Но гражданская совесть не позволяет ему более оставаться полицейским…
    Я бы рекомендовал данный роман для чтения работникам правоохранительных органов – Майкл Кеннеди, ходячая энциклопедия проверенных жизнью устоев и правил работы в этой сфере деятельности. Да и Тана Френч – умничка, не говоря уж о поразительной изобретательности, она прекрасно знает процедуры и нюансы следственных действий. Но главное, она руководствуется нравственными основами, необходимыми для торжества закона и справедливости в наше богатое на соблазны время.
   
    31.08.25.
   
   
    Тайное место (2014)
   
    Прочитанный пятый роман Таны Френч (на моем счету уже восьмой) «Тайное место» оставил неоднозначное впечатление. Поначалу вся эта девичья «богадельня» вызвала отторжение, «детские» истории мне неинтересны, но затем роман стал затягивать… Хотя ретроспективное повествование до половины книги продолжало раздражать. Суть в том, что параллельно расследованию убийства юнца-ловеласа Криса Хармера на территории школы Святой Килды рассказывается история, предшествующая убийству, устами самих старшеклассниц, определенно имевших отношение к тому убийству.
    Следует сказать, что характеры девушек, особенности поведения и среду их обитания писательница воссоздала как нельзя «аутентично» – молодец. Казалось бы, эти стервы и лгуньи должны вызвать праведное негодование. Но понимаешь их душевное состояние, отягощенное подростковыми комплексами, страхам и обидами, потому-то они и водят за нос следователей, наивно пытаясь обезопасить себя самих. Дураку ясно, что им приходится скрывать важные для следствия обстоятельства.
    Но вот сами следователи?!. Я бы гнал таких поганой метлой из полиции… Прежде всего, старший детектив Антуанетта Конвей – это не женщина, а монстр, образчик не к месту применяемой толерантности и гендерного равенства. Не зря автор подметил, что будь таковая на инвалидной коляске, определенно стала бы начальником отдела. Понятно ее желание утвердиться в мужском коллективе, отсюда и грубость, и надменность, и своеволие. Уж очень она высокого о себе мнения. Но, повторно занявшись этим расследованием, навряд ли Конвей продвинулась дальше, если бы не напарник Стивен Морран?..
  Впрочем, тот еще та «красная девушка»?!. Замечу, что Тане Френч не всегда удаются персонажи мужчин. Так и Стивен… уж очень он женственен и мягкотел, хотя его добродушие и деликатность позволяют раскрыть это дело. Парень умен и амбициозен, хотя до тридцати пяти лет болтался как «говно в проруби» в разных подразделениях дублинской полиции. Судьба… Но вот выпал шанс попасть в «элитарный» отдел убийств.
    И еще один сквозной персонаж в романах Таны Френч – Френк Мекки отец девицы Холли, закрутившей всю эту катавасию, дав Стивену карточку со стенда «тайного места». Ведет Френк себя как многоопытный «дед-пердет», называет Стивена малышом, да и вообще любит выкобениваться. Он и сделал из Холли «хитроумную» сыскарку, предполагающую в каждом шорохе возможную опасность.
    А теперь о больших «но» к автору!..
    Методы работы детективов вызывают серьезные вопросы?! Они зачастую без попечителей допрашивают несовершеннолетних, устраивают обыски в их комнатах, запугивают страшилками о призраках. Такое поведение недопустимо в стенах учебного заведения, а уж тем паче в столь привилегированном, как Святая Килда.
  Зачем в романе присутствует мистический компонент? Что хотел автор тем сказать – непонятно, что девицы фантазерки и без того очевидно.
    И уж очень затянуто повествование… Я слушал аудиокнигу (о преимуществе таковых я уже высказывался), но к концу романа я просто устал. 25-ю, 26-ю и 27-ю главы проглотил уже в «Леново». Но осознал, что поверхностное чтение не годится, необходимы мельчайшие подробности в монологах и диалогах персонажей. Вернулся к аудиокниге.
    В принципе, Тана Френч создала не просто очередной «атмосферный» детектив, а настоящий психологический триллер, который я и рекомендую к прочтению, несмотря на указанные мною «но».
   
    17.09.25.
   
   
    Тень за спиной (2016)
    
    Возьму сразу, как говорится, «быка за рога»… В чем отличительная особенность шести романов Таны Френч «Дублинский отдел убийств»?.. В каждом очередном романе главную скрипку играет детектив, который был основным напарником ведущего персонажа в предыдущем романе цикла. Таковой в «Тени за спиной» является Антуанетта Конвей, поменявшаяся местами со Стивеном Морраном, теперь он в «бледной тени» Конвей (простите за нечаянную тавтологию).
    Ох уж эта вздорная девица тридцати двух лет!.. Оказавшись единственной женщиной в элитном убойном отделе, «мамзель» мнит себя звездой (как заметил один журналюга). Она ни с кем не может найти общий язык, обижена на весь белый свет и взамен получает от коллег «школярские» ответки: плюнули в стакан кофе, нассали в личный шкафчик, исчезли свидетельские показания, ну и тому подобное… Даже шеф О? Келли, как она думает, не воспринимает ее как должно, дает мелкие, незначительные дознания – одни унижения, бедняжка практически в паранойе…
    И вот бинго! Ей и Стивену Моргану поручают расследование убийства молодой женщины, казалось бы, совершенное на бытовой почве. Но оказывается – все гораздо, гораздо сложней! Настырные напарники по крохам собираю улики этого запутанного дела. В их головах множатся разные версии преступления, главные из них: криминальные авторитеты и продажные копы. Антуанетта и Стивен оказались перед выбором – выступить против «своих».
    У детективов множится фактический материл... оказывается, несчастная жертва не так уж и проста. Она искусная провокаторша, такую еще поискать – вот и подоплека ее гибели. Хотя сам повод для проделанных ухищрений уж очень надуман, ради этого не стоило бы ей становиться «подстилкой» для достижения поставленной цели. Эту Ашлин и саму Антуанетту, казалось, объединяет то, что их отцы ушли из семьи… Но реакции на «папаш» у девиц в корне разные, сей факт и порождает их болезненные фобии.
    «Упорство и труд – все перетрут!..» – напарники неуклонно приближаются к разгадке, хотя на из пути много камней преткновений, и главный из них авторитетный детектив Бреслин, приданный шефом им в помощь, на деле же – сам напросившийся на эту роль.
  В итоге все завершается благополучно для наших героев, оказывается, что шеф О? Келли не держал Конвей и Моргана за лузеров, он намеренно дал им это дело, полагаясь на их объективность и порядочность.
  Роман «Тень за спиной» отнюдь не лучший в серии, но Тана Френч прекрасно владеет секретом запудрить мозги читателю, вызвать неприятие своих главных героев, усомниться даже в реалистической подаче детективного сюжета, много возникает «за» и «контра». Можно негодовать, злиться на автора – но тем и привлекателен мир, раскрываемый Таной Френч, в этом «долбанном» мире тусуются не марионетки, в нем живут разные, очень разные и неимоверно сложные люди.
  Но ставлю тройку, уж очень автор перегибает палку в отдельных местах, но это мои заморочки, а книга весьма достойная для прочтения.
   
    22.09.25 г.
   
   
    Серия «Кел Хупер»:
   
    Искатель (2020)
    
  Прежде выскажу одну мысль, которая преследует меня при «смешанном» чтении книг современных авторов. ЛитРес с коммерческой целью, публикуя ознакомительные отрывки, вынуждает нетерпеливого «бюджетного» читателя обращаться к аудиокнигам.
    Так вот, по-моему - это и хорошо. Иного автора в «печатном тексте» приходится в силу «авторского несовершенства» читать через строчку, а то и просто пропускать занудные, тягомотные страницы. А аудиокнига волей-неволей заставляет внимать всему тексту целиком. Думаю, и вы хорошо ощущаете данную разницу?
    И чего нельзя сказать о книге Таны Френч «Искатель» – и в печатном и «слуховом» варианте она воспринимается целиком, без изъянов. А вот Донна Тартт (многие видят в ней предтечу Таны) заставляет порой сильно напрягаться при прочтении своих текстов, а аудио, наоборот, идет влет. Но это так – мои личные соображения…
    Теперь о самой книге. Я просто восхищен, как автор (в чем и несомненная заслуга переводчика Шаши Мартыновой) емкими, но воистину достоверными словами и фразами (без всяческих «придаточных» и «причастий») излагает происходящее действо, дает характеристики персонажей и описание природы (взять тех же грачей).
    Но, по ходу одно замечание: не знаю, кого тут винить – Тану или Шаши, много обсцентной лексики, чрезмерно много. И еще – откуда эти «рязанские» диалектизмы? Я еще понимаю уместность молодежного сленга, но, вот эти «йисть» и т.п. – явный перебор, и так понятно, что действие происходит в провинциальной глубинке.
    Книга, безусловно, хороша! Но видимо, я взялся критиковать… Мне очень не нравится, когда авторы женщины начинают в деталях изъяснять поведенческую психологию мужчин. По Станиславскому – не верю… Потому-то, я и не люблю читать «женские» детективы. Ну, какой Кел Хупер (вслед автору говорю по-свойски) – мент-поганый, пусть и бывший? Какой-то он рохля, его жестоко избивают дедки-вахлаки (а он-то дюжий мужик), поступки Кела зачастую неразумны, порой его тупость откровенно зашкаливает. К примеру, зачем двенадцатилетнего ребенка обучать стрельбе из охотничьего ружья, потом автор выстраивает к тому логическую цепочку, но это явная лажа. Действие происходит в современную эпоху (сотовые телефоны) и в то же время, мы будто находимся в зачумленном средневековье – дикие необузданные нравы, люди как тупорылые бараны, мужики (именно мужики) сплошь пьянь и быдло (намеренно употребляю стиль лексики романиста). Невольно напрашивается каверзная мыслишка – ну, и поганый народишко эти самые ирландцы, замшелые и злобные пеньки…
    Надо сказать - свойственная им «крестьянская» хитрость, неприкрытая корысть, сопряженная с откровенной жестокостью – присуща и нашим селянам. Возникает нехорошая аллюзия, - а может, и правильно, что у нас перевели кулаков как класс, иначе они своей «жлобной оборотистостью» сдали бы Россию немцу, рассчитывая и дальше жрать от пуза?))) Вот на такие непристойные мысли навел меня роман «Искатель».
    И еще, роман увлекательный, читается (слушается) на одном дыхании, я сразу же поставил твердые четыре звезды, но… Но, собрался написать отклик, спустя три дня по прочтению книги, и пришлось поднапрячься, не сразу вспомнил ее содержание. Скажете, – это мои проблемы: возрастные, вкуса, пристрастий – все может быть. Но, вот взять – Карлоса Руиса Сафона (покойного), его тетралогию, прочитал два года назад, а все помню…
    Буду ли я еще читать Тану Френч? Не знаю, но все же скачал в читалку ее «Ночь длиною в жизнь» («Фейтфул-Плейс»).
   
  15.01.22.
   
   
  Охотник (2024)
   
    Уж очень тягостно и нудно начинался этот роман Таны Френч. Хорошо, что хоть слушал аудиокнигу, кстати, прекрасная озвучка Алексея Багдасарова. Люди советуют вначале прочитать «Искателя» из того же цикла «Кел Хупер». Признаюсь, ту книгу читал в январе 2022-го, но ничего не помню. Видать, не зашла…
    Медленно, очень медленно погружаюсь в «пошехонскую» дрему деревушки Арднакелти, повторно знакомлюсь с ее «дремучими» и быдловатыми обитателями. Вникаю в их посконные заботы… А на хрена мне это нужно?.. Терплю, все-таки Тана Френч – звезда!
    Кел Хупер предстает откровенной дубиной. Какой он, к черту, бывший следователь, так «гаишный обирала». Променял Чикаго на ирландскую глухомань и починяет на пару с дрянной девчонкой Трей поломанные табуретки окрестных хуторян. Мужик доволен тупой жизнью и не ропщет на незавидную участь чужака в этой «жопе» мира. Не ругайте за обсценную лексику, к слову, и роман с избытком переполнен ею.
    О подростке Терезе-Трей и ее выкрутасах и говорить не хочется, мечтает стать столяром – вот уж романтика… Скажите, однако, ребенок практичный, но и ремня дать не мешает… да только кем, папаша полный подонок, а мамаша, затюканная домашними заботами, курица(?!).
    Появляется отец-беглец (Джонни Редди) на пару с еще большим проходимцем Рашборо и затевают нешуточную аферу, цель которой обобрать земляков до нитки. Собственно вокруг предмета этой аферы и разворачивается нагромождение сюжетных коллизий романа
    Но не так просты эти тупорылые мужички, впрочем, как и всякое чмо, упертые и жестокие. И хитрые… один Март Лавин, сосед Кела, чего стоит.
    Понимаю, что роман не просто сельский детектив, потуги на психологизм, социальную драму огромны, что даже закрадываются мысли об образчике «критического реализма» в современной западной литературе.
    Постепенно проникаюсь атмосферой книги, повторюсь, благо – это аудиокнига. Не позволительно перескакивать страницы в поисках ответов на возникшие вопросы.
    И вот, наконец, УБИЙСТВО! История приобретает сугубо криминальный оттенок. Дальнейшая масса несуразных поступков персонажей вызывает не то что негодование, а желание воздать этим дуракам по заслугам.
   Не хочу спойлить, скажу лишь одно… Почему-то сразу заподозрил в «злодеянии» конкретное лицо, по причине «в тихом омуте черти водятся», и не ошибся.
    И еще выскажу одно соображение, для тех кто прочел книгу… Видимо, лавры Умберто Эко во «вселенском» пожаре «Имя розы» на дают покоя Тане Френч.
    Скажу, касательно непонятного многим названия книги – «Охотник», для чего процитирую кусочек синопсиса своей вещи: «… а впрочем, название романа мало поддается логическому объяснению, наречение происходит помимо воли автора, ибо уже витало в воздухе вместе с душой еще не написанной книги» – вот так...
    При всех минусах, оценил роман в пять звезд, ибо безоглядно признаю в Тане Френч – мастера!
   
    10.04.25.
   
   
    Вне серий:
   
    Ведьмин вяз (2018)
    
    Великолепный роман!!! Как окрестили знающие рецензенты – психологический триллер, роман – саспенс. Его психологическая глубина в полной мере доступна лишь человеку, длительное время находившемуся или пребывающему сейчас в неопределенном, жутком состоянии. Когда ожидание возмездия при отсутствии реальной вины становится неврозом. Когда живешь нормальной жизнью, но все же ждешь беды…
    Как могла писатель-женщина так глубоко залезть в изболевшуюся душу главного героя-мужчины и окончательно, злонамеренно исковеркать его жизнь?.. Не андрогин ли она, судя по угловато-мужиковатому лицу писательницы, не трансвестит ли, как судачат о супруге президента Макрона?.. Но нет, иначе как Тане Френч удалось бы проникнуться непреодолимым страхом Сюзанны, да и вообще отвести столь много места в романе приготовлению и потреблению еды. Пишу для прочитавших роман, потому и не заморачиваюсь на детальных пояснениях.
    Сюжет романа закручен вокруг тяжкого преступления – кто все-таки содеял убийство стервозного юнца Доминика. И вот бедняк Тоби Хеннеси на протяжении всего действа романа пожинает плоды этого незнания. Парень находится в сетях ужаса, порвать которые не в силах даже обретенная истина. Которую пытаются сокрыть все главные персонажи романа, а Хьюго – дядя Тоби, даже жертвует собой в благом намерении спасти племянника.
    В романе много, так сказать, уголовщины… О выпивке и наркотиках даже не стоит говорить… Но у «советского человека» и людей, придерживающихся традиционных ценностей, вызывает не меньшее неприятие открытый гомосексуализм Леона, кузена Тоби. Как само собой разумеющаяся обыденность, говорится о его дружках-геях, об общей постели и прочей мудате, оно и понятно: автор живет внутри западной толерантной парадигмы.
    Нельзя не отметить отсылы романа к творчеству нашего Достоевского: удручающую «петербургскую» атмосферу, потрепанность «сценической площадки», самокопание и морализаторство персонажей книги. Казалось бы, все эти дефиниции мимо нас, но на самом деле они глубоко сидят внутри нас самих… Таким образом, автора романа в шутку можно соотнести с Федором Михайловичем словами Некрасова: «Новый Гоголь явился!», то есть в нашем случае Достоевский...
  Ну и примечателен двойной хеппи-энд в сюжете романе, впрочем, для Тоби, обозначенного в преддверии романа как везунчика, он не принес ничего хорошего. И как не вспомнить слава псалмопевца Давида: «Всяк человек — ложь» или того же Достоевского из «Бесов»: «… о, как низок, как подл человек!» Это я к тому, чтобы не осуждали главного героя романа «Ведьмин вяз» Тоби Хеннеси. А то многие рецензенты уже заклеймили его как ничтожную посредственность, как «тварь дрожащую».
    Посмотрите, дамы и господа, на себя, и поймете – все мы ничем не лучше, если нас взять да и окунуть в этакое дерьмо…
    Честно сказать, не знаю, надолго ли запомнится мне этот роман Таны Френч, а то, как ее «Искатель»... – тоже было поначалу восторгался, а потом восхищение ушло в песок.
  Но однозначно ставлю пять звезд, не жалко затраченного времени…
   
    13.03.24.
    
     

 
Рейтинг: 0 6 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!