[Скрыть]
Регистрационный номер 0291483 выдан для произведения:
Вот и подошел к концу четвертый тур нашего Чемпионата. Оценивала работы судейсая команда в таком составе:
1) Таина Ким
2) Татьяна Лютька
3) Дмитрий Черашний
4) Анна Лисицина
5) Наталья Бугаре
Оценки по туру.
Судья №1
Рядом с грустью ходит радость...8
Ветер засвечен
Килем лодка волны режет... засвечен
Не пишется…8
Грехи наши...6
Осколки воспоминаний 6
Отпуск. забракован
С улыбкой. 7
ДЕД 7
Бытие (в хорее) 9
Сирень 9
Мактуб 8
БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИЙ 6
Грозы мая 7
ПРЕДСКАЗАНИЕ 7
НЕСГИБАЕМЫЕ 8
"Солнце долго рассуждало" 7
Миг...7
Признание в любви 6
ВЛЮБЛЕННЫЙ РУЧЕЙ. 6
Осень 6
Жертвенная Русь. 6
Жизнь 9
Майский коктейль 10
В маленьком окошке вёсны стынут 9
Талант 7
Память сердца 7
Сказочная ночь 8
Вот и апрель 7
Ветры. 9
Птицы не хорей
Рыжий месяц 7
На привале 8
За окошком гул моторов... 7
Судья №2
1. За окошком гул моторов - 6
2. На привале 7
3. Рыжий месяц 8
4. Птицы Не хорей, потому не оцениваю. Но сам стих мне очень понравился. Я бы 10 за него поставила.
5. Ветры 8
6. Вот и апрель 7
7. Сказочная ночь 8
8. Память сердца 8
9. Талант 6
10. В маленьком окошке вёсны стынут 7
11. Майский коктейль 9
12. Жизнь… 7
13. Жертвенная Русь 6
14. Осень 7
15. Влюбленный ручей 7
16. Признание в любви 6
17. Миг 7 (на некоторых ударениях в строках можно «сломать язык». Легко исправить, если подумать;))
18. Солнце долго рассуждало 6
19. Несгибаемые 7
20. Предсказание 6
21. Грозы мая 8
22. Без вести пропавший 5
23. Мактуб 6
24. Сирень - 7
25. Бытие 7
26. Дед 7
27. Отпуск 6
28. Осколки воспоминаний 6
29. Грехи наши 5
30. Не пишется 8
31. Килем лодка волны режет не сохранена анонимность… даже после удаления стихов на Парнасе)) Не оцениваю, увы…
32. Ветер 8
33. Рядом с грустью ходит радость 7
Судья №3
За окошком гул моторов...
Общая оценка – 7 из 10.
Технически стих написан почти ровненько – ритм слегка сбоит в строках «Посвящаем е'го вам», «И для вас это'т парад», выбились из общего ритма строки «Да нет, не только над Москвой, / Он загремит над всей страной», немного неблагозвучна инверсия «Каждым здесь сердечным стуком», есть проблемы с расстановкой знаков препинания. Творение получилось преимущественно описательного характера, пассажи основной мысли склонны незатейливо повторяться (например, «Это правнуки и внуки, / Каждым здесь сердечным стуком. / Вас сейчас благодарят», 5-я строфа и «Вас за май победный тот, / Благодарность внуков ждет», финальная 8-я). Ещё из шероховатостей – сочетание повседневного стиля с высоким («Приковал так много взоров», «Не померкла память, нет»). В общем неплохо.
На привале
Общая оценка – 10 из 10.
Отличная техника исполнения – ритм в стиле знаменитой «Смуглянки» выдержан, рифмуются разные части речи, нет словесных и смысловых повторов. Неудачна только строка «В тот весенний месяц май», в которой информативным является только слово «май», и финальный акцент мне видится немного иначе, а именно вот так: «Развернём тальянку снова – / Песня душу веселит!». Задор и остроумие присутствуют, особенно шикарно подмечено «Голос на привале мягок, / Грозен на передовой!». Читать одно удовольствие, хочется «продолжения банкета».
Рыжий месяц
Общая оценка – 7 из 10.
Преимущества этого стиха – начало с прекрасной образностью: «Рыжий месяц на затоне / Бронзой выкрасил волну», выдержка ритма и ёмкая характеристика ситуации без лишних физических подробностей. Но всё-таки хочется больше душевности, пусть и ситуативной, в размышлениях лирического героя, большего развёртывания мысли об общем контексте, в котором оказалась описанная парочка. Не совсем понятно, что же такого удивительного в том, что сверчки умеют петь на свой лад, и рифма «подруга-друга» не радует.
Птицы
Непонятно, принят стих или нет.
Ветры.
Общая оценка – 9 из 10.
Понравился – есть в стихе и сочные образы, и эмоциональный накал, и хорошая задумка по типу пушкинского «Зимнего вечера». Осталось только чуть больше разнообразить его эпитетами («острый» повторяется и по отношению к стуже, и к слуху, причём недалеко друг от друга, аналогично с «волей», которая то принадлежит ветрам, то уже оказывается внешней принудительной злой силой, плюс очень много «битья») и убрать пару противоречий: во-первых, в стихе очень много холода, и ветры вроде как чувствуют себя в нём прекрасно – распластываются «вихрем снежным», бьются «лбом холодным», так почему же стужа должна причинять им боль? во-вторых, если ветры не преуспели, то ищут они не «новых», а «других» жертв.
Вот и апрель
Общая оценка – 6 из 10.
Мило, но много шероховатостей, как по рифмам (то «квадратные», то слишком уж ассонансные – тут тебе «появился-отбился», «холодный-небосводный», «лёд-гололёд» и т.п., а там тебе «сил-снегирь», «акварель-кипень» и «умилённый-незнакомым»), так и по сочетанию стилей – если жанр «стихи для детей», то слишком много ещё сложных для них эпитетов, если жанр серьёзней, тогда вопросы к слишком умилительно-восторженному настроению стиха. Также много образов-штампов, некоторые из них облюбованы даже до повторов («краски зори» и «кружево» из снега и льда).
Сказочная ночь
Общая оценка – 7 из 10.
Стих силён технически выдержкой ритма и красиво звучащими небанальными рифмами (составными, из разных частей речи), но слаб повторами о «сказочности» и «загадочности», а также нелогичностями и неуместностями: 1) просьбами лирической героини о сыне и дочери – незамужней девушке об этом просить как-то рановато, тем более на Ивана Купала, и тем более, что этот языческо-христианский гибрид посвящён в первую очередь очищению и поиску пары; 2) аналогично, странно «вымаливать пляской у костра» на Ивана Купала долгие лета для родителей – стремление похвальное, но не соответствующее праздничным практикам; 3) вряд ли мечты о принце помогают обрести покой – скорее, наоборот; 4) «унеслася» портит общее качество речи.
Память сердца
Общая оценка – 9 из 10.
Хороший лёгкий стих, красоту которого немного портят банальные псевдосравнения и аналогичная риторичность – например, память и есть «кладезь впечатлений», а не «будто кладезь впечатлений», кто же не запомнит «нежность маминой руки» и т.п.
Талант
Общая оценка – 4 из 10.
Набор повторов, спорных утверждений, бессмысленностей и банальностей. В общем, разбирать и переделывать нужно чуть ли не каждую строку, а лучше всего вообще будет забыть, что такой стих имел место быть в истории творчества автора – если даже не учитывать множество неправильно расставленных знаков препинания и несогласованных между собой оборотов, никакой ценной оригинальной идеи в нём не видно. Да и техническое исполнение радует только выдержкой ритма.
В маленьком окошке вёсны стынут
Общая оценка – 10 из 10.
Удивительно, как в этом стихе всё просто и в то же время – завораживающе. Прекрасные образы времени, годов в паутине, весён в окошке и бедности, воистину основные драгоценные камни в неброской, но ладной оправе. Не могу не отметить, что очень удачно подобрана иллюстрация.
Майский коктейль
Стих не принят, нарушена анонимность (автор Елена Долгих).
Жизнь
Общая оценка – 8 из 10.
Сразу бросается в глаза перебор с образностью – всё сверкает разнообразными средними и мелкими эпитетами, отвлекающими от основной мысли, основных образов, основных строф. Есть строфы просто идеальные по собранности и звучанию– например, «Там рукой уверенной и сильной, / С бархата зелёного наряда / Ты срывал сиявшие рубины / И растил простор иного сада» и финальная «А в вершине сморщенною кистью / Горсть засохших ягод стынет в муке, / И летят истраченные листья / В слабые и немощные руки…», но есть и те, которые «красивостью» не спасаются. Например, разберём первую строфу: «На заре играешь с первым солнцем,» – а какое ещё может быть на заре солнце, хотя правильнее вообще-то «с первыми лучами», т.к. солнце одно, ни первое, ни последнее; «Чьи лучи исчёрканы ветвями» – перебор со звуком «ч», попробуйте прочитать вслух; «И цветов слетающих червонцы» – продолжение перебора с «ч/ц»; «Ловишь неумелыми руками» – ну тут вообще подарок для пародистов на тему непонятно почему сразу неумелых рук и соответственного места, из которого они «выросли». Что имеем итого? Собранные в одном месте (не в том, из которого растут неумелые руки) красивые и удачные образы, но которые между собой и с остальными образами в стихе никак принципиально не связаны – «червонцы» цветов потом неожиданно эволюционируют в «кипенье» и нечто «тающее», да ещё и тоже непонятно почему кому-то чего-то «должное» и «предвещающее разлуку» кого-то с кем-то… В общем, нужно чётче прописать главную идею без лишних подробностей, оставив только самые красивые и удачные мазки. А так стих замечательный.
Жертвенная Русь.
Общая оценка – 5 из 10.
Аналогично стиху «Талант», только написано чуть лучше – в том плане, что перечисленных недостатков малость меньше, хотя обилие перлов, таких как незваный май, таинственный запах майский жуков, распущенный лес, синдром «память прошлого», особый расстрел для отцов, бабы-слабы, которые «нисколько не устали» и «должны» любить, ну и конечно стойка относительно Родины «держусь крепко двумя руками», меня покорило.
Осень
Общая оценка – 7 из 10.
«Ни рыба, ни мясо» – ни для детей, ни для взрослых, для первых местами будет сложновато, для вторых местами слишком «сюси-пусельно». А ещё для выражения общего впечатления от этого стиха подойдёт анекдотическое сравнение с песней чукчи – «что вижу, то пою». Стих примитивного описательного характера без хоть какой-то малюсенькой общей связующей идеи и оригинальных образов, одобрения и похвалы в этом плане заслуживают только рифмы, в чём автор действительно постарался так постарался в пример другим, и одна действительно красивая и поэтичная строфа: «Вышел месяц серебристый, / Лучезарный, модный франт, / Звёзды… Словно из батиста / На главе у каждой бант». Поскольку подкованность в технической стороне ценю, за неё преимущественно и баллы.
ВЛЮБЛЕННЫЙ РУЧЕЙ.
Общая оценка – 4 из 10.
Слишком мало, слишком просто, почти не сказочно.
Признание в любви
Непонятно, принят стих или нет.
Миг...
Общая оценка – 5 из 10.
Аморфно и неоригинально, ритм нестабилен, ради чего, собственно, написано, непонятно – ни логики, ни морали, ни пафоса, стих изложен как размышления на стадии поисков первых зацепок для разворачивания основной идеи, до которой так и не дошло.
"Солнце долго рассуждало"
Общая оценка – 3 из 10.
Плохие рифмы даже в расчёте на ассонанс или вообще их отсутствие, повествование путаное – непонятно, где в «сказе» что от кого, от солнца, от автора, от лирического героя и т.д., – из этого вытекает непонимание того, о чьих проблемах, собственно, и с чьей точки зрения сказ. Задумку одобряю, но солнце явно нуждается в наделении не только душой, но и стройностью мыслей.
НЕСГИБАЕМЫЕ
Общая оценка – 4 из 10.
Шутка юмора, по моему мнению, не удалась. Никакой «носковой» специфики не обыграно, кроме того тошнотворного и совсем не смешного в заданном контексте момента, что они могут быть «стойкими». Образ человека, столько лет путешествующего в одних настолько грязных носках, не веселит, а отвращает.
ПРЕДСКАЗАНИЕ
Общая оценка – 7 из 10.
Миленько, простенько, со вкусом только задумка, эпитеты не порадовали своей «уже-шаблонностью», стих нуждается в дополнении и насыщении красочными оригинальными образами, а также в небольшом «облегчении» звучания – тяжело воспринимается на слух «забрав цвет блёклый», да и «небеса-какбирюза» неблагозвучное. В качестве основы для дальнейшей работы над идеей о «простых истинах жизни» годится.
Грозы мая
Общая оценка – 8 из 10.
Претенциозный стиль для довольно простой пейзажной зарисовки, и автору почти удалось его оправдать своим богатством наблюдений и эмоций, но не доработал(а) – внутренние рифмы соблюдены не везде, образы или слишком простые, или перемудрённые: например, хорошее, яркое сравнение радуги с хвостом петуха портит смехотворное словосочетание «блистательный петух», а ладную строку «Вербы старые над прудом воду дождевую пьют» портит неправильное ударение в «над прудОм» и неоправданная инверсия «дождевой воды». В целом впечатление от стиха позитивное, приятное, почистить его от банальностей и усилить чувственный компонент – и будет ещё лучше.
БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИЙ
Общая оценка – 3 из 10.
За участие и почти удачную «попытку хорея», потому что больше ничего в этом стихе не держит ни взгляд, ни слух, ни чувства, несмотря на «святую тему». «А я тут узнал…» – не идея для стиха на любую тему, если она не подкрепляется существенным развитием определённой мысли в определённом ключе, шуточном или серьёзном.
Мактуб
Общая оценка – 4 из 10.
Так и не поняла, что, о чём и для чего хотел сказать автор, баллы за техническое соответствие конкурсу и предполагаемую идею.
Сирень
Общая оценка – 8 из 10.
Неплохая техника, даже можно ставить в пример большинству остальных участников, неплохая основная идея, из минусов – есть очень странные оттенки чувств (это относится к «рассветной тине», почему-то предвещающей «тихий день», и «кровоточащим нервам») и местами вклинивается неуместный высокий стиль («Лёгкой дымкою объятой», «Я храню же образ твой», «Коль паду я, умирая,»).
Бытие (в хорее)
Непонятно, был стих принят или нет, нарушена анонимность (автор Олег Бескровный)
ДЕД
Общая оценка – 9 из 10.
Ситуация такая – и придраться особо не к чему, и похвалить особо не за что. Техника нормальная, изложение нормальное, существенных ошибок в исполнении и логике нет, существенных находок тоже – просто хороший стих о героическом дедушке.
С улыбкой.
Общая оценка – 5 из 10.
Очень незатейливая шутка, чтоб улыбнуться в ответ – годится, но художественной ценности несёт мало. Техника выдержана, а вот логика нестабильна, несмотря на то, что банальность на банальности и банальностью погоняет.
Отпуск.
Непонятно, принят стих или нет.
Осколки воспоминаний
Общая оценка – 7 из 10.
Стих контрастен: с одной стороны, есть удачные, действительно поэтичные образные выражения – «В золотых осколках вечер», «Соберу в витраж осколки. / Вновь в душЕ усилю свет», «Не задуть до срока свечи»; с другой стороны, есть или «несвежие» целые строки, или слишком простонародные аналогии (например, после вышеупомянутого «витража из осколков» читателя огорошивает не столько «груз лет», сколько грузность его сравнения с «сорняком после прополки»), которые ещё и соседствуют с пафосными «Уж и поступь нелегка» и т.п. Поэтому и оценка средняя – потенциал ещё надо оформлять.
Грехи наши...
Непонятно, принят стих или нет.
Не пишется...
Общая оценка – 7 из 10.
Стиль «подростковая депрессия». Техника хороша, образы почти все довольно сильные, насыщенные эмоциями и небессмысленные, но слишком пафосно и мрачно, к тому же странно видеть в общем контексте такие милые строки, как «Теплый ветерок ласкает шторы. / Звезды тают. Ходики – тик-так.». И хочется больше «взрослости» в осмыслении.
Килем лодка волны режет...
Непонятно, принят стих или нет.
Ветер
Непонятно, принят стих или нет.
Рядом с грустью ходит радость...
Общая оценка – 8 из 10.
Прямо не стих, а талисман «Инь-Ян» в слове. Простые истины в складном изложении, простое содержание влечёт за собой и простые рифмы – за это и снижаю.
Судья №4
Рядом с грустью ходит радость...
Рядом с грустью ходит радость
И наоборот.
Рядом с гневом ходит жалость,
За собой зовёт.
Память, рядом с ней забвенье,
И веков виток. - веков — мн.ч.; виток — ед.ч. - несовпадение....
Жизнь и смерть – одно мгновенье,
Виден в них итог.
Где добро, там зло витает.
Ждёт свой злобный час.
Слёзы с болью кружат стаей
Рядом каждый раз. - интересная стая, оригинальная....
Рядом с силой бродит вера,
Помогая жить.
И надежды вечной сфера
Прячет жизни нить. - ЛГ живёт под «колпаком»?
Где любовь, там и разлука
Делает свой шаг.
С ней и ненависть и мука,
И разрухи стяг.
В мире всё душа выносит
И шагает вдаль.
-Жаль, что жил? – порой кто спросит.
Я скажу: - Не жаль.
Грамотность
Техника (ритм, размер)
Глубина раскрытия темы
Художественная выразительность
Богатство лексики
Стилистическое единство
Логичность образного ряда
Эмоциональное воздействие
Оригинальность текста
Общая оценка — 4
Не пишется...
Я устал. Не пишется ни строчки.
И щемит под ребрами в груди.
Сердце в хлам по дури раскурочил.
Рухлядь эту сдать пора в утиль.
Вдруг кому сгодится на запчасти,
А себе я вставлю из свинца
И еще улыбку позубастей
Краской нарисую в пол-лица.
Буду улыбаться всем прохожим,
Выдохну дождливую весну.
Вены не пульсируют? И что же,
Люди привыкают ко всему…
Теплый ветерок ласкает шторы.
Звезды тают. Ходики – тик-так.
Нудные ведем мы разговоры,
Я и полумертвый полумрак.
Я устал от слов, от букв, от точек.
Сломано последнее перо…
Жизнь – бумаги скомканный клочочек.
Выброшу в помойное ведро.
Грамотность
Техника (ритм, размер)
Глубина раскрытия темы
Художественная выразительность
Богатство лексики
Стилистическое единство
Логичность образного ряда
Эмоциональное воздействие
Оригинальность текста
Общая оценка — 4
Грехи наши...
Верю, знаю, всем воздастся за грехи,
Только пусть сейчас, уже при жизни.
Каждый пусть пожнёт своих грехов плоды,
Всё сполна вкусив ещё до тризны.
Праведность небес увидев и приняв,
Сможем наконец остановиться-
Перестанем множить горе, зло, печаль,
Жизни ярче станут вдруг страницы.
Покаяние изменит и спасёт.
Станет мир светлей, добрее, краше.
Каждый здесь, не там, заплатит по счетам-
Жизнь и мир иной не будет страшен! - жизнь и мир — два различные понятия... не будут страшны (мн.ч.)
Грамотность
Техника (ритм, размер)
Глубина раскрытия темы
Художественная выразительность
Богатство лексики
Стилистическое единство
Логичность образного ряда
Эмоциональное воздействие
Оригинальность текста
Общая оценка — 3
Осколки воспоминаний
В золотых осколках вечер,
Вереницей фонари.
Где же те былые встречи?
Поцелуи до зари?
Где же юности беспечность?
Куда делся пыл, задор? - сбой ударения — кУда, а следует — кудА...
Вместо страсти дел сердечных-
Задушевный разговор. - не совсем верное противопоставление (хотя мысль автора понятна)
Серебрится иней в кОсах. - зачем выделено «О»? … ударение верное...
Уж и поступь нелегка. - старайтесь избегать «ужики» - смешно читать о том, что пресмыкающееся и поступь нелегки...
Уменьшаются запросы.
Тускнут искры костерка.
Соберу в витраж осколки.
Вновь в душЕ усилю свет. - о каком витраже идёт речь, коль свет усиливается в душе?
Как сорняк после прополки, - сбой ударения — послЕ, а следует — пОсле...
Груз прошедших сброшу лет. - неоправданная инверсия — сброшу груз прошедших лет
И расправятся враз плечи.
Вспять покатятся года.
Не задуть до срока свечи.
Ведь душа всегда млада!
Грамотность
Техника (ритм, размер)
Глубина раскрытия темы
Художественная выразительность
Богатство лексики
Стилистическое единство
Логичность образного ряда
Эмоциональное воздействие
Оригинальность текста
Общая оценка — 3
С улыбкой.
Мы на конкурсах умнеем,
Слогом мерим мы стопы, - сбой ударения — стопЫ, а следует стОпы... смысл иной получается.... мериммы -сливается и теряется буква «м»... старайтесь избегать подобное...
Пишем ямбом и хореем,
Вяжем рифму как снопы.
В бой идём, метая мысли, - меча... если метая, то автор зашивает мысли чем-то....
Точим востренько перо,
У компьютера зависли,
Сочиняя стих- акро. - сбой ударения — акрО, а следует Акро...
Правим первые сонеты,
Подбирая стиль и слог,
Раз и два – летят куплеты,
Голубями из-под ног. - т.е. пишет автор на бумаге (на дисплее компьютера), а куплеты-голуби летят из-под ног — интересная метаморфоза....
Так творим, делясь душою,
Дарим радость и печаль,
Даже спорим мы с собою,
Глядя ввысь, и мысля вдаль. - а как это — мысля вдаль? … автор экстрасенс?
Знаем мы зимой и летом,
В поздний вечер, в ранний час,
Тот, кто хочет стать поэтом,
Тем дорога на Парнас.
Улыбнись, прочтя читатель,
Этой шутке, что в стихах,
Не вникая в антидактиль -
Нет его в моих строках.
Грамотность
Техника (ритм, размер)
Глубина раскрытия темы
Художественная выразительность
Богатство лексики
Стилистическое единство
Логичность образного ряда
Эмоциональное воздействие
Оригинальность текста
Общая оценка — 3
ДЕД
Комиссован и не нужен
воин первой мировой,
слеповатый и хромой…
Дед мой в двадцать был контужен…
И потом на фронт не взяли
(видно вышел службе срок):
биться с фрицем Дед не смог,
но имеет две медали!
«За отвагу», «За Победу…» -
сорок первый-пятый год.
Вот не надо здесь острот,
что рассказ подобен бреду!
«Как?» - вы спросите? Отвечу:
это был не просто Дед,
а талантливый поэт,
что летел судьбе навстречу
рифмой - против автомата,
песней, что штыка острей -
поднимая дух людей
от солдата до комбата!
С ним в команде гармонисты,
музыканты и певцы -
все «внештатные» бойцы
и отважные артисты!
В день концерт и два, и боле…
Выступали на износ:
в дождь, жару, метель, мороз –
в блиндаже, в лесу и в поле…
До себя ли было, братцы?
Что там сердце! Что там пульс!
Каждый день меняли курс,
чтоб во все концы добраться!..
Он вернулся в сорок пятом,
правда, руку потерял:
пробирался сквозь завал, -
и рвануло где-то рядом….
Я храню его медали…
Это был геройский Дед –
верный друг, боец, поэт…
Жаль, что Вы его не знали…
Дед мой в двадцать был контужен....
И потом на фронт не взяли
(видно вышел службе срок) (с)
… маленькое уточнение: в 1941 году было две мобилизации в армию... первая — мобилизация 14 возрастов (1905-1918 года рождения) и вторая — 1890-1904 года рождения и призывников 1922-1923 года рождения... думается, что не срок вышел, а виною последствия от ранения (ИМХО)
Грамотность
Техника (ритм, размер)
Глубина раскрытия темы
Художественная выразительность
Богатство лексики
Стилистическое единство
Логичность образного ряда
Эмоциональное воздействие
Оригинальность текста
Общая оценка — 10
Сирень
Тает ночь в рассветной тине,
Предвещая тихий день.
Будто нет войны в помине,
Да ещё цветёт сирень.
Тянет сладким ароматом.
Видно, сад там за рекой,
Лёгкой дымкою объятой.
Через час нам снова в бой.
Нервы словно кровоточат,
Но мандраж мне ни к чему. - неудачное сравнение... в нервах отсутствуют красны кровяные тельца....
Я, пожалуй, пару строчек
Маме быстренько черкну.
«Здравствуй, мама! На рассвете
Снова в бой. Конечно, мне
Погибать резона нету,
Ведь почти конец войне.
Знаю, молишься о сыне.
Я храню же образ твой.
Если счастье не покинет,
Я вернусь к тебе живой.
Коль паду я, умирая,
Средь ненаших деревень, - не наших...
То прошу тебя, родная,
Посади в саду сирень.
Пусть она в момент цветенья
Из войны протянет нить,
Буду запахом весенним
С ней незримо приходить.
Но прощай, уже ракета
Ввысь, шипя, взвилась стрелой».
Я не знал ещё, что это
Для меня последний бой.
Грамотность
Техника (ритм, размер)
Глубина раскрытия темы
Художественная выразительность
Богатство лексики
Стилистическое единство
Логичность образного ряда
Эмоциональное воздействие
Оригинальность текста
Общая оценка — 7
МАКТУБ
Любое несчастье, которое происходит на земле с вами,
записано в Писании ещё до того, как Мы сотворили его.
(Коран: 57:22)
Слезы, стоны, всхлипы, хрипы.
Покаянно душ смятенье.
Ангел Скорби, ночью скрытый,
Метки ставил – знак забвенья.
Но один колдун решился
Избежать объятий тленья.
Заклинаньем вызван к жизни,
Джинн явился, раб смиренья.
«Дивный Люц – мираж пустынный,
Там бессилен Ангел Темный.
Отнеси в сей град старинный,
Вечный город просветленных».
СнОпы света, жизнь без страха,
Город Люц сиял огнями.
Джинн принес послушно мага
И оставил пред вратами.
Ангел ждал: «Как мог узнать ты
Книги Судеб повеленье?
Я боялся, сроки - святы,
Но успели. С возвращеньем!»
Мактуб (араб.) – «так предначертано» Аллахом.
Люц – «свет», согласно легендам, единственный город на земле, где смерть не властна над людьми.
Грамотность
Техника (ритм, размер)
Глубина раскрытия темы
Художественная выразительность
Богатство лексики
Стилистическое единство
Логичность образного ряда
Эмоциональное воздействие
Оригинальность текста
Общая оценка — 4
БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИЙ
Я узнал тут накануне
Что не ведал, не гадал
Рассказали мне родные
Где дед без вести пропал — гдедед — сливается... старайтесь избегать подобное...
Как в далёком сорок первом
Он ушёл Страну спасать
И осталось только фото
Но решил я разыскать
Долго лазил в интернете
Там архивы отыскал
И узнал - под Ленинградом
Он в последний бой попал
Рядовым, простым солдатом
Довелось ему служить
И за Родину Родную
Буйну голову сложить
..................
Ратный подвиг не забудем
Наших дедов и отцов
И пускай узнают люди
О бессмертии бойцов
Вами добыта Победа
Подвиг Ваш нужен живым — сбой ударения — нужЕн, а следует — нУжен...
Приходит достойная смена
Страну защищать — молодым!
Грамотность
Техника (ритм, размер)
Глубина раскрытия темы
Художественная выразительность
Богатство лексики
Стилистическое единство
Логичность образного ряда
Эмоциональное воздействие
Оригинальность текста
Общая оценка — 4
Грозы мая.
Грозы мая. Гонит стаю туч невидимый пастух,
Громом в рощах птиц пугая. Вдруг блистательный петух
Хвост развесил над землёю, сам укрылся за горой,
Из хвоста он мост дугою перекинул над рекой.
Блещет радуга над миром, а под нею луг сырой.
Залит ливнем бор сосновый. Славно дышится. Покой.
Там, вдали, над окоёмом, в землю стрелы молний бьют.
Вербы старые над прудом воду дождевую пьют. - сбой ударения — прУдом, а следует — прудОм...
А над домом и над садом юркие снуют стрижи,
В белом свадебном наряде яблони так хороши!
Вновь грозу приносит ветер, молний блеск и грохнул гром,
Небо снова в сером цвете. Мокнет на реке паром,
Мокнет старенький паромщик, мокнет старый рыжий пёс,
Словно нехотя, сердитый лунь пересекает плёс,
Кот, отряхивая лапы, переходит огород
И сирень, совсем шальная, у штакетника цветёт.
Снова солнце, небо, зелень. Истеричный буйный май:
Грозный, нежный, мокрый, тёплый…лето красное встречай!
Грамотность
Техника (ритм, размер)
Глубина раскрытия темы
Художественная выразительность
Богатство лексики
Стилистическое единство
Логичность образного ряда
Эмоциональное воздействие
Оригинальность текста
Общая оценка — 6
ПРЕДСКАЗАНИЕ
Бриллианты капель тёплых–
Раздарила всем гроза,
И ушла, забрав цвет блёклый:
Небеса – как бирюза!
Зеленятся изумрудом
Травы под моим окном.
Романтическим этюдом –
Улицы весенним днём.
Распахну окошки в доме –
Приглашу опять мечту,
В отдалённом гулком громе
Предсказание прочту:
«Грозы вечны, жизнь мгновенна.
Дни твои чудес полны.
Счастье будет непременно!..
Лишь бы не было войны…»
Грамотность
Техника (ритм, размер)
Глубина раскрытия темы
Художественная выразительность
Богатство лексики
Стилистическое единство
Логичность образного ряда
Эмоциональное воздействие
Оригинальность текста
Общая оценка — 8
НЕСГИБАЕМЫЕ
Дни… часы… недели… годы…
Била жизнь со всех сторон
Вас, достойных славной оды
Всех поэтов всех времён.
«Малочисленным отрядом»
День за днём, за годом год
Шли друг с другом… шли вы рядом…
Шли бок о бок… лишь вперёд.
Шли, гонимы "свыше знаком"…
Шли упорно… по полям…
По лесам... по буеракам…
По оврагам… по степям…
По крутым горам…
Да что там!! –
Слыша злой судьбы приказ,
По нехоженым болотам
Проходили вы не раз.
И, идя по жизни гордо,
(Где не ставили бы вас)
Вы всегда стояли твёрдо,
Не сгибаясь в трудный час.
В дальний путь гнала вас срочность,
Где вся жизнь – за жизнь борьба,
Испытанием на прочность
Проверяла вас судьба.
Гнула вас стремлений бойкость,
Виражи где так крутЫ.
Несгибаемость и стойкость –
Ваши главные черты.
И не скоро вы (по слухам)
Завершите жизни круг.
Вы сильны ещё и духом.
В вас ещё и стойкий дух.
И теперь, пройдя моментом
Непростой и славный путь,
Вы стоите монументом,
И ничем вас не согнуть!...
…Где стоите???...
В грязной куче…
Два материи куска…
Несгибаемы... ПахУчи...
Чёрных два моих носка!!
Грамотность
Техника (ритм, размер)
Глубина раскрытия темы
Художественная выразительность
Богатство лексики
Стилистическое единство
Логичность образного ряда
Эмоциональное воздействие
Оригинальность текста
Общая оценка — 10
"Солнце долго рассуждало"
Солнце в небе, статным видом,
Смотрит гордо свысока.
Кто вы, люди, где же крылья?
Видно ненависть сожгла.
Солнце мается в раздумьях,
Раньше было хорошо,
Люди в гости поднимались,
Светом правды, их не жгло.
Что же, всё же, изменилось?
Веру отдали, за грех?
Почему же не сложилось?
Душу продали? Протест?
Как Вы люди заплутали,
Толка в этом, вижу, нет.
Сказ веду про то, как раньше,
Меньше было разных бед.
Крылья сломлены навеки, 8
Вверх подняться нет уж сил. 7
Раньше были все как братья, 8
Ужас войн, поглотил. 6
Стыдно, страшно, больно очень
Нет защиты, за спиной,
Выше, крепче, ярче солнца
Нет, не быть - мечты долой!
Солнце долго рассуждало,
Жизнь, привязана к земле,
Небо, больше не пускает,
Только ввысь, с тоской смотреть.
Люди часто устремляют,
Взгляд надежды к небесам
Видно, всё же не хватает,
Плачет, просится душа.
Всё же, греть я буду дальше,
Эти хрупкие тела.
В этом мире - мрака, фальши,
До тех пор, Земля – жива!
Как бы Вы, не сомневались,
В мире, много есть добра.
Загляните в душу солнца,
Столько света и тепла!
Грамотность
Техника (ритм, размер)
Глубина раскрытия темы
Художественная выразительность
Богатство лексики
Стилистическое единство
Логичность образного ряда
Эмоциональное воздействие
Оригинальность текста
Общая оценка — 3
Миг...
***
Время идет вперед, неутомимо, - а до того?
Стрелки едят циферблат, - достаточно спорный образ...
Быстро меняется жизни картина,
Миг не воротишь назад… один, а остальные?
Годы по капле вглубь моря стекают, - почему именно в море, а не в реку?
Тверже по жизни твой шаг,
Лестницей в небо судьба убегает,
Вторят часы сердцу в такт…
Рядом мелькают знакомые лица,
И у них тоже свой путь.
Остановится, воды чтоб напиться,
В путь чтобы не утонуть. - т.е., если ЛГ напьётся воды — он не утонет в дальнейшем? … какая взаимосвязь?
От суеты, на осколки разбита, - кто, она, разбита на осколки?
Время догнать не дано,
А позади мир остался забытым,
В кадрах немого кино…
Грамотность
Техника (ритм, размер)
Глубина раскрытия темы
Художественная выразительность
Богатство лексики
Стилистическое единство
Логичность образного ряда
Эмоциональное воздействие
Оригинальность текста
Общая оценка — 3
ВЛЮБЛЕННЫЙ РУЧЕЙ.
Из Цикла: «Сказки Дождя».
Звездным пологом укрыла
Ночь владения свои,
Лунным светом осветила
Бор сосновый у реки.
И ручей бежал игриво,
Между сосенок в бору,
Для него была красива
Та, что нравилась ему!
Днем он любовался ею,
Ночью ветерком ласкал, - ручеёк ветерком ласкал? … кого - сосенку, ночь?
И, нарушить сон не смея,
Тихо песенку журчал.
Но случилось, что весною,
Не нашел свою сосну,
Слезы брызнули росою
На зеленую траву… слёзы, у ручейка?
Грамотность
Техника (ритм, размер)
Глубина раскрытия темы
Художественная выразительность
Богатство лексики
Стилистическое единство
Логичность образного ряда
Эмоциональное воздействие
Оригинальность текста
Общая оценка — 3
ОСЕНЬ
Осень. Воздух звонкий, чистый,
Весь пропитан немотой… звонкий и... пропитан немотой? … оригинально...
Тихий, робкий шёпот листьев,
Лес тревожит золотой.
Алый клён грустит уныло – а грусть бывает весёлой?
Наступило время рдеть.
Сень простор полей укрыла, - сень чего?
Хочет землюшку согреть.
Пожелтевшая берёза
Дремлет в чарах полусна,
Овладели ею грёзы,
Ведь в душе её весна…
Жмётся к славной паутина,
Хочет стан её обнять. - у паутины есть стан? … кто жмётся — берёза?
Очень милая картина –
Тёплой осени печать.
Наступил обряд прощальный –
Листья падают, паря.
Веет грустью и печалью,
Опускается заря.
Вышел месяц серебристый,
Лучезарный, модный франт,
Звёзды… Словно из батиста
На главе у каждой бант.
Дождик начал собираться,
Хмурит брови небосвод,
Облака, седые братцы,
Закружили хоровод.
Ветер к ночи разрезвится,
Лихо тучи раскрутя.
Вспыхнет яркая зарница,
И потухнет, уходя…
Грамотность
Техника (ритм, размер)
Глубина раскрытия темы
Художественная выразительность
Богатство лексики
Стилистическое единство
Логичность образного ряда
Эмоциональное воздействие
Оригинальность текста
Общая оценка — 3
Жертвенная Русь.
Май пришёл, не званый нами,
Всё теплее с каждым днём,
Пахнет майскими жуками — автор - гурман образности....
И сиренью под окном.
Распустился лес листвою,
Зеленеет всё вокруг,
Сосны обновляют хвою,
Тополя готовят пух...
Вдохновляется природа,
Мир прочувствовав нутром. … нутро природы — это что?
День Победы для народа -
Память прошлого синдром.
Кто погиб на ратном поле,
Кто расстрелян, как отец,
Но живём мы не в неволе,
И войне пришёл конец...
Память предков не забудем -
Много их в земле лежит,
И прервалось много судеб,
Чтоб могли мы нынче жить...
Все идут к кому-то в гости
Или жарить шашлыки,
К побеждённым нету злости -
Присмирели мужики.
Успокоились и бабы -
Славно жили без войны:
Мир, и бабы снова слабы,
И любить они должны...
И любили, и рожали
И трудились за троих,
И нисколько не устали -
Вот за что мы любим их.
Богородица над нами,
Рядом женщина, держусь
За неё двумя руками -
Это жертвенная Русь!..
Грамотность
Техника (ритм, размер)
Глубина раскрытия темы
Художественная выразительность
Богатство лексики
Стилистическое единство
Логичность образного ряда
Эмоциональное воздействие
Оригинальность текста
Общая оценка — 4
ЖИЗНЬ
На заре играешь с первым солнцем,
Чьи лучи исчёрканы ветвями
И цветов слетающих червонцы
Ловишь неумелыми руками.
В небе, до гудения бездонном,
Следуя пчелиною тропою, - а у пчёл есть тропы? … в небе?
Облаков неспешные колонны
Поднимают властно за собою.
Но оставшись, скован притяженьем,
Ты растёшь, протягивая руки,
К листьям, что смели цветов кипенье – кипень... кипенье — несколько иное....
Первым провозвестникам разлуки.
А цветы растают лепестками, - а разве лепестки могут таять? … осыпаться, да...
Избавляясь от нарядов лишних,
Чтобы не остаться должниками
И взойти рубином первой вишни.
Там рукой уверенной и сильной,
С бархата зелёного наряда
Ты срывал сиявшие рубины
И растил простор иного сада.
Только ветви становились круче,
Уходя от устремленья лестниц.
Потемнело небо гроздью тучек –
Хмурых запустения предвестниц.
А в вершине сморщенною кистью
Горсть засохших ягод стынет в муке,
И летят истраченные листья
В слабые и немощные руки…
Грамотность
Техника (ритм, размер)
Глубина раскрытия темы
Художественная выразительность
Богатство лексики
Стилистическое единство
Логичность образного ряда
Эмоциональное воздействие
Оригинальность текста
Общая оценка — 3
В маленьком окошке вёсны стынут
Здесь змеится время, вжавшись в стены,
И зияет печка чёрным зёвом. - зевом...
Фото в рамке, возле гобелена
Дом соорудил паук здоровый,
Заплетая годы в паутину...
В маленьком окошке вёсны стынут.
Стол, накрытый скатертью линялой,
Старомодной, плюшевой, потёртой -
Обменяли раньше у менялы,
Заплатив солдатской гимнастёркой,
Табуретки ссохлись, потускнели,
Соскочили даже с петель двери.
Бедность насыщается разрухой.
Потемнели гребни, кольца, брошки...
Неизменными остались звуки,
Запахи да дедова гармошка.
Будто слышен в бесконечных ливнях
Плач души, ожившей взмахом крыльев.
… очень жаль, что автор спустя рукава отнёсся к заданию... стоит доработать — текст очень достойный....
Грамотность
Техника (ритм, размер)
Глубина раскрытия темы
Художественная выразительность
Богатство лексики
Стилистическое единство
Логичность образного ряда
Эмоциональное воздействие
Оригинальность текста
Общая оценка — 5
Талант
Дар природы называем мы - талант,
По сравнению с другими - одарённость.
Человек ты, но над всеми доминант,
Но приходит очень поздно озарённость.
Он у каждого присутствует из нас,
Проявляется талант порой не сразу.
Написал один стишок и на Парнас,
А другой? Так он сложить не может фразу.
Наш талант, он проявляется во всём,
Кто-то вяжет, кто-то шьёт, кто сочиняет.
От рождения до тризны мы несём,
Он пустоты в нашей жизни заполняет.
Наделён талантом каждый человек,
Не нашёл его, так отрицать не вправе.
Лень твоя, тебе мешает взять разбег,
А талант, тебя приблизить может к славе.
День и ночь работать должен над собой,
Чтобы трудностям, ты шёл всегда навстречу.
Твой талант, всегда он сверху над судьбой,
Чтоб спросил себя. Себе противоречу?
Повышай ты постоянно мастерство,
Не сиди без дела, будь всегда полезным.
С трудоголиком бездельник, не родство,
В отношении с другими, будь любезным.
С ним легко, не пропадёшь ты никогда,
Освещает твой талант тебе дорогу.
Он не может причинить тебе вреда
И к родному приведёт всегда порогу.
Прояви к нему ты только интерес
И тогда талант твой расцветёт, как роза.
С ним, в глазах других, ты словно бы воскрес,
Не страшны тебе ни зависть, ни угроза.
Манны с неба, не дождёшься ты, не жди,
Развивай талант, всегда делись с другими.
Лучшее всё в нашей жизни впереди,
Ты деяниями радуй всех благими.
Грамотность
Техника (ритм, размер)
Глубина раскрытия темы
Художественная выразительность
Богатство лексики
Стилистическое единство
Логичность образного ряда
Эмоциональное воздействие
Оригинальность текста
Общая оценка — 8
Память сердца
Память сердца! Ты нетленна,
Всеобъемлюща, крепка,
Будто кладезь впечатлений,
Чистых помыслов река.
К сердцу наше подсознанье
Мчит потоки милых грез,
Нежных, искренних признаний
И невыплаканных слез.
Память сердца... Знаешь разве,
Кто запомнится навек,
И какой из многих, разных
Главным станет человек?.
Как узнать, что будешь плакать
С грустью глядя на закат,
И отдашь любую плату
За пейзаж из сельских хат?
Что захочешь сохранить ты
Запах хлеба, гладь реки,
Через жизнь протянешь нитью
Нежность маминой руки?
Боль потерь и невозвратность,
Дорогих людей уход...
Все надежно, аккуратно
Ты хранишь из года в год.
Память сердца, доверяла
Я тебе секретов суть.
Ничего ты не теряла,
Но судьей, прошу, не будь!
Грамотность
Техника (ритм, размер)
Глубина раскрытия темы
Художественная выразительность
Богатство лексики
Стилистическое единство
Логичность образного ряда
Эмоциональное воздействие
Оригинальность текста
Общая оценка — 10
Сказочная ночь
Стелет вечер простыни
Сказочной росой.
Пробегусь я росными
Травами босой.
Травы! Травы сильные!
На Купала ночь.
Подарите сына мне!
Подарите дочь!
Для моих родителей,
Долгие лета,
Вымолю стремительной
Пляской у костра.
Ноченькой загадочной
У лесовика
Попрошу цвет сказочный
Папоротника.
И гадать с русалками
Буду на реке
На венке фиалковом
Я о женихе.
С первою зарницею
Возвернусь домой
И с мечтой о принце я
Обрету покой.
Сказочной загадкою
Унеслася прочь — улетела?
Тёмная и сладкая
На Купала ночь.
Грамотность
Техника (ритм, размер)
Глубина раскрытия темы
Художественная выразительность
Богатство лексики
Стилистическое единство
Логичность образного ряда
Эмоциональное воздействие
Оригинальность текста
Общая оценка — 9
Вот и апрель
На рябине появился
Неожиданно снегирь.
То ль от стаи он отбился,
То ль лететь нет больше сил?
Чуть качается на ветке,
Ягоды клюёт с кисти. - сбой ударения — кистИ, а следует — кИсти...
Гость в апреле очень редкий.
«Кушай, птичка и лети!»
Солнце длинными лучами
Всех касается теплом,
И от радости слезами
Кружево с крыш потекло. - сбоит ритм...
На деревьях тёмных ветки
Пьют и пьют землицы сок.
Набухают почки – детки -
Каждая растит листок.
Песен, Северный, печальных
Для капели напоёт,
За ночь, как паук, хрустальных
Кружев, крышам наплетёт.
На земле малюют зори — малевать — пренебрежительное по отношению к рисующему... рисуют?
Всей палитрой – акварель,
А на синем небе, море –
Белоснежную кипень.
Крупной солью снег на тропке,
Хрусталём на лужах лёд.
Кое где крадёшься робко,
Под ногами гололёд.
Воздух чистый и холодный,
Пахнет талою водой.
Факел ночи небосводный –
Месяц вижу молодой.
Я, природой умилённый,
Краской утренней зори,
Улыбаюсь незнакомым,
Радость на день, подарив!
Грамотность
Техника (ритм, размер)
Глубина раскрытия темы
Художественная выразительность
Богатство лексики
Стилистическое единство
Логичность образного ряда
Эмоциональное воздействие
Оригинальность текста
Общая оценка — 4
Ветры.
Вихрем снежным, хлёсткой пылью,
Распластав по небу крылья,
Мчат полночной эскадрильей
Ветры, загнанно дыша.
Возвращаясь раз бессчётно,
Бьются лбом холодным в окна,
Где зашторенная плотно,
Зябко ёжится душа...
Кто их гонит? Что их манит,
Что с таким упорством тянет?
Тело зыбкое им ранит
Стужи острая игла...
Но они сквозь спазмы боли
Вновь и вновь усилием воли
Бьются в кровь и до мозолей,
Проклиная твердь стекла.
Острым слухом хищной птицы
Чуют, где душа таится...
Так им хочется пробиться
Вглубь заветного нутра!
Не достигнув цели, мимо
Мчатся, волей злой гонимы...
Ищут новых жертв, незримы, - новые жертвы...
Вплоть до самого утра.
Грамотность
Техника (ритм, размер)
Глубина раскрытия темы
Художественная выразительность
Богатство лексики
Стилистическое единство
Логичность образного ряда
Эмоциональное воздействие
Оригинальность текста
Общая оценка — 9
Рыжий месяц
Рыжий месяц на затоне
Бронзой выкрасил волну,
На ветру осина стонет,
Разбавляет тишину.
Лодки спят, уткнувшись в берег
На излучине реки.
Не могу никак поверить,
Что умеют петь сверчки.
Знаю, ты придёшь, подруга.
Сядешь рядом, у костра.
Мы с тобой любить друг друга
Не устанем до утра.
Может быть зимою злою
Будешь вспоминать потом
Эту ночь..., про нас с тобою,
Рыжий месяц и затон...
Грамотность
Техника (ритм, размер)
Глубина раскрытия темы
Художественная выразительность
Богатство лексики
Стилистическое единство
Логичность образного ряда
Эмоциональное воздействие
Оригинальность текста
Общая оценка — 10
На привале
На полянке возле клёна
Разудалый гармонист.
Слышен наигрыш ядрёный:
«Ай да, Федя! Ну, артист!»
О тех днях, что не забыты,
Ты, тальянка, наиграй!
О свиданьях у ракиты
В тот весенний месяц май! - сбой ритма в строфе...
Про синее неба очи, - про очи синего неба? … или очи, как синее небо?
И про первый поцелуй,
И про тишь безлунной ночи,
Про капель дождливых струй! - сбой ритма в строфе...
А пилотка лихо набок,
Взгляд весёлый, озорной!
Голос на привале мягок,
Грозен на передовой!
За минутку из былого
Будет нами враг разбит!
Разверни тальянку снова,
Песня душу веселит!
Грамотность
Техника (ритм, размер)
Глубина раскрытия темы
Художественная выразительность
Богатство лексики
Стилистическое единство
Логичность образного ряда
Эмоциональное воздействие
Оригинальность текста
Общая оценка — 4
За окошком гул моторов...
За окошком гул моторов,
Приковал так много взоров
В синем небе над Москвой,
Самолетов ровный строй.
Это он парад Победы,
Наши бабушки и деды.
Посвящаем его вам, - сбой ударения — Его, а следует — егО...
Мы за мир, что дали нам.
И желаем вам здоровья,
Нежно трепетно с любовью.
Поздравляем от души,
Дни пусть будут хороши.
А по площади , по красной,
Стройною единой массой.
Бронетехника идет,
Шаг чеканит каждый взвод.
Это правнуки и внуки,
Каждым здесь сердечным стуком.
Вас сейчас благодарят,
И для вас этот парад. - сбой ударения — этОт, а следует — этот...
Дорогие ветераны,
Пусть не ноют ваши раны.
И под вечер в небе тут,
Грянет над Москвой салют.
Да нет, не только над Москвой,
Он загремит над всей страной.
Семьдесят промчалось лет,
Не померкла память, нет.
Будет жить она веками,
Все не высказать словами.
Вас за май победный тот,
Благодарность внуков ждет.
Грамотность
Техника (ритм, размер)
Глубина раскрытия темы
Художественная выразительность
Богатство лексики
Стилистическое единство
Логичность образного ряда
Эмоциональное воздействие
Оригинальность текста
Общая оценка — 6
Судья №5