Типо, скрещение

29 декабря 2011 - Марина Шамсутдинова
ТИПА, СКРЕЩЕНЬЕ

   Стихотворение Леонида Каганова «Толпа подростков под окном в четыре ночи» я услышала в апреле 2010 года на юбилейном вечере литературной студии Игоря Волгина «Луч» в актовом зале факультета журналистики МГУ. В присутствии тысячи гостей весьма почтенного и интеллигентного вида, в присутствии «мэтров поэзии» – Евгения Бунимовича, Владимира Вишневского, Олеси Николаевой и др. – прозвучали эти строки:

Толпа подростков под окном в четыре ночи
Играет в салочки говном, домой не хочет.
Лови, Колян! Ха-ха! Бабах! Води, давай-ка!
Печать восторга на щеках, штанах и майках.
И весь Чертановский район не спит покорно —
Игре веселой внемлет он в печали черной.
А мне так хочется во двор, чтоб с ними рядом
Визжать, бежать, кидать в упор говном и взглядом!
Чтоб тусоваться до утра, до дрожи в теле!
Чтоб у машин всего двора сигналки пели!
Чтоб отдохнул как человек, весь двор закакал!
Чтоб утром дворник наш узбек стоял и плакал!
Я б лучше всех сыграл в игру, я всех бы вынес!
Но мне же в офис поутру... у нас же бизнес...
Шофер заедет в семь утра в костюме сером...
Студенты ждут, директора, акционеры...
И я вздохну, откину плед, поглажу кошку,
Включу в квартире яркий свет, шагну к окошку
И что есть силы прореву ребятам в пятнах:
Я ЩАС МЕНТОВ БЛЯТЬ ПОЗОВУ БЛЯТЬ ЛЮДИ СПЯТ НАХ!!!

   Последовали бурные аплодисменты. Леонид Каганов прочёл несомненно самое яркое своё стихотворение, ведь все выпускники «Луча» читали свои лучшие произведения, стремясь сделать приятное своему мастеру. Звучали хвалебные речи о культуре, поэзии, долго лежавшей под спудом, о свободе творчества и новой эстетике.
   Что же это за эстетика? Некоторые ключевые моменты современной поэзии я рассмотрела в своей статье «Сорная поэзия». Стихотворение Леонида Каганова идеально подпадает под моё определение поэзии СОРа. Оно иронично по жанру, вызывающе цинично по эстетике и подражательно по сути: размер, интонация и т.д. т.п.
   Разберём подробнее. Группа праздных подростков босяцкого вида «в четыре ночи» развлекаются, перебрасываясь во дворе собачьими испражнениями. Речевая характеристика героев подчёркивается буквально следующим:

Лови, Колян! Ха-ха! Бабах! Води, давай-ка!

   В стихотворении присутствует собственно внутренний монолог главного лирического героя (автора), который сам бы рад разделить всё это «веселье», но «менеджеру дикого поля» (термин А. Казинцева, кстати, тоже в своё время «лучиста») нужно утром  на работу:

Но мне же в офис поутру... у нас же бизнес...
Шофер заедет в семь утра в костюме сером...

   Для лучшего восприятия и придания тексту ещё большего иронического эффекта автор использует слова «высокого штиля»:
Печать восторга; игре внемлет, печали чёрной.
   Одновременно автор использует жаргоны из разговорной речи современной молодёжи. Но тот факт, что слова эти проскальзывают в речи офисного работника, говорит о том, что лирический герой совсем недалеко ушёл от подростков, что он разделяет их жизненную эстетику: «тусоваться до утра», «сигналки пели; я всех бы вынес», «щас ментов блять» и др.
   Помимо довольно банальных и проходных рифм: «хочет-ночи», «кошку-окошку», автор активно ищет новые рифмы: «пятнах-спят нах», «давай-ка-майках», «вынес-бизнес».
   Ещё творчество Юрия Кузнецова показало, что можно писать глубокие стихи, где рифма вторична, а суть стиха есть его СМЫСЛ… В смысле стиху Каганова не откажешь, герои узнаваемы, стихотворение запоминается. Я сама на обрывке листка, прямо в зале МГУ, написала на него экспромт:

Менеджер
Или Джером Ка. Джером.
Во дворе подростки играют с говном,
В салки после приставки
Или Приставкин?

   Чем же так запоминается стихотворение Каганова? Для этого рассмотрю третий и, на мой взгляд, самый главный посыл статьи — вторичность и подражательность СОРной поэзии…

Чтоб отдохнул как человек, весь двор закакал!
Чтоб утром дворник наш узбек стоял и плакал!

   Эти строчки крутились у меня в голове довольно долго, где-то я нечто похожее слышала. У меня музыкальный слух, причём не только на музыку, но и на стихи. Мне, например, до сих пор не понятно, почему существует музыкальный плагиат, но не поднимается тема поэтического, ритмически-звукового плагиата (не размерного, т.к. они все наперечёт), а индивидуально-авторского. Возьмём для сравнения стихи:

Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый.

И:

Саламата, саламата,
Чугунок по два обхвата.

   Размер совпадает, но несомненно стихотворение Твардовского более убедительно, чувствуется, что автор «саламаты» знала «Василия Тёркина», вольно или невольно попала под влияние его интонации. Конечно, Твардовский не присвоил себе этот размер, но наиболее ярко именно эта ритмика запечатлена в его  стихах…
А теперь сравните :

Чтоб отдохнул как человек, весь двор закакал!
Чтоб утром дворник наш узбек стоял и плакал!

И:

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

   Вспомнили, да, «ЗИМНЯЯ НОЧЬ».

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.<…>

   Несомненно, что Каганов знает это стихотворение, оно пусть и подсознательно, но присутствует в его интеллектуальном багаже. Вольно или невольно, но автор заимствует у Пастернака  размер, образ заоконного пространства (под окном в четыре ночи), полёт ( визжать, бежать, кидать в упор), капающий на платье воск (на щеках, штанах и майках), скрещенье ног и рук (играет в салочки ), свет в окне (яркий свет, шагну к окошку ), жар соблазна (и я вздохну, откину плед, поглажу кошку). Очевидно, что это всё «сказочно» преломляется фантазией Леонида Каганова. Между стихами 60 лет, но аллюзии угадываются легко. Строфика написания стиха легко и по простецки изменена, но это больше из экономии бумаги, и то, что у Каганова можно назвать внутренними рифмами, легко позволяет разбить стихотворение на классические пастернаковские строфы, «четырехстопный ямб с усечённой второй и четвертой строкой»:
Чтоб тусоваться до утра,
 до дрожи в теле!
Чтоб у машин всего двора
сигналки пели!

Чтоб отдохнул как человек,
весь двор закакал!
Чтоб утром дворник наш узбек
стоял и плакал!

   Сам Пастернак тоже позволял себе перепевать самого себя, например,  этим же размером им написано знаменитое:

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

   Да и название «Зимняя ночь» у него встречается в  стихотворении 1928 года.




Не поправить дня усильями светилен.
Не поднять теням крещенских покрывал.
На земле зима, и дым огней бессилен
Распрямить дома, полегшие вповал.

Булки фонарей и пышки крыш, и черным
По белу в снегу - косяк особняка:
Это - барский дом, и я в нем гувернером.
Я один, я спать услал ученика.<…>

   Вернёмся к стихотворению Каганова, в котором произошёл акт подмены. В умах и душах слушателей образы Пастернака оказались насильно вытеснены  образами Каганова.
Типичный постмодерн, отражение отражения, подделка, СОР. «Ленинская премия» Лены Лениной из этой же мусорки. Юрий Гагарин и Леди Гага – это подмены явные, заметные. Гораздо труднее расслышать подмены поэтические, хотя несомненно возможно, если называть вещи своими именами. Считаю, что с другой ритмической основой стихотворение Каганова не было бы столь запоминающимся. А нужно-то было обязательно запомниться, прочитав любой аудитории, с любой трибуны. Леониду Каганову это удалось, а чем он заплатил или заплатит за эту славу (славку), сегодня, видимо, не важно. Абсолютно не важно.

--------

2011

Статья вошла в шорт лист премии критики имени Василия Розанова "Летающие собаки - 2011" опубликована в журнале "Запасник" № 3 2011 г. получила особый приз от организаторов премии .


 

© Copyright: Марина Шамсутдинова, 2011

Регистрационный номер №0010174

от 29 декабря 2011

[Скрыть] Регистрационный номер 0010174 выдан для произведения:
ТИПА, СКРЕЩЕНЬЕ

   Стихотворение Леонида Каганова «Толпа подростков под окном в четыре ночи» я услышала в апреле 2010 года на юбилейном вечере литературной студии Игоря Волгина «Луч» в актовом зале факультета журналистики МГУ. В присутствии тысячи гостей весьма почтенного и интеллигентного вида, в присутствии «мэтров поэзии» – Евгения Бунимовича, Владимира Вишневского, Олеси Николаевой и др. – прозвучали эти строки:

Толпа подростков под окном в четыре ночи
Играет в салочки говном, домой не хочет.
Лови, Колян! Ха-ха! Бабах! Води, давай-ка!
Печать восторга на щеках, штанах и майках.
И весь Чертановский район не спит покорно —
Игре веселой внемлет он в печали черной.
А мне так хочется во двор, чтоб с ними рядом
Визжать, бежать, кидать в упор говном и взглядом!
Чтоб тусоваться до утра, до дрожи в теле!
Чтоб у машин всего двора сигналки пели!
Чтоб отдохнул как человек, весь двор закакал!
Чтоб утром дворник наш узбек стоял и плакал!
Я б лучше всех сыграл в игру, я всех бы вынес!
Но мне же в офис поутру... у нас же бизнес...
Шофер заедет в семь утра в костюме сером...
Студенты ждут, директора, акционеры...
И я вздохну, откину плед, поглажу кошку,
Включу в квартире яркий свет, шагну к окошку
И что есть силы прореву ребятам в пятнах:
Я ЩАС МЕНТОВ БЛЯТЬ ПОЗОВУ БЛЯТЬ ЛЮДИ СПЯТ НАХ!!!

   Последовали бурные аплодисменты. Леонид Каганов прочёл несомненно самое яркое своё стихотворение, ведь все выпускники «Луча» читали свои лучшие произведения, стремясь сделать приятное своему мастеру. Звучали хвалебные речи о культуре, поэзии, долго лежавшей под спудом, о свободе творчества и новой эстетике.
   Что же это за эстетика? Некоторые ключевые моменты современной поэзии я рассмотрела в своей статье «Сорная поэзия». Стихотворение Леонида Каганова идеально подпадает под моё определение поэзии СОРа. Оно иронично по жанру, вызывающе цинично по эстетике и подражательно по сути: размер, интонация и т.д. т.п.
   Разберём подробнее. Группа праздных подростков босяцкого вида «в четыре ночи» развлекаются, перебрасываясь во дворе собачьими испражнениями. Речевая характеристика героев подчёркивается буквально следующим:

Лови, Колян! Ха-ха! Бабах! Води, давай-ка!

   В стихотворении присутствует собственно внутренний монолог главного лирического героя (автора), который сам бы рад разделить всё это «веселье», но «менеджеру дикого поля» (термин А. Казинцева, кстати, тоже в своё время «лучиста») нужно утром  на работу:

Но мне же в офис поутру... у нас же бизнес...
Шофер заедет в семь утра в костюме сером...

   Для лучшего восприятия и придания тексту ещё большего иронического эффекта автор использует слова «высокого штиля»:
Печать восторга; игре внемлет, печали чёрной.
   Одновременно автор использует жаргоны из разговорной речи современной молодёжи. Но тот факт, что слова эти проскальзывают в речи офисного работника, говорит о том, что лирический герой совсем недалеко ушёл от подростков, что он разделяет их жизненную эстетику: «тусоваться до утра», «сигналки пели; я всех бы вынес», «щас ментов блять» и др.
   Помимо довольно банальных и проходных рифм: «хочет-ночи», «кошку-окошку», автор активно ищет новые рифмы: «пятнах-спят нах», «давай-ка-майках», «вынес-бизнес».
   Ещё творчество Юрия Кузнецова показало, что можно писать глубокие стихи, где рифма вторична, а суть стиха есть его СМЫСЛ… В смысле стиху Каганова не откажешь, герои узнаваемы, стихотворение запоминается. Я сама на обрывке листка, прямо в зале МГУ, написала на него экспромт:

Менеджер
Или Джером Ка. Джером.
Во дворе подростки играют с говном,
В салки после приставки
Или Приставкин?

   Чем же так запоминается стихотворение Каганова? Для этого рассмотрю третий и, на мой взгляд, самый главный посыл статьи — вторичность и подражательность СОРной поэзии…

Чтоб отдохнул как человек, весь двор закакал!
Чтоб утром дворник наш узбек стоял и плакал!

   Эти строчки крутились у меня в голове довольно долго, где-то я нечто похожее слышала. У меня музыкальный слух, причём не только на музыку, но и на стихи. Мне, например, до сих пор не понятно, почему существует музыкальный плагиат, но не поднимается тема поэтического, ритмически-звукового плагиата (не размерного, т.к. они все наперечёт), а индивидуально-авторского. Возьмём для сравнения стихи:

Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый.

И:

Саламата, саламата,
Чугунок по два обхвата.

   Размер совпадает, но несомненно стихотворение Твардовского более убедительно, чувствуется, что автор «саламаты» знала «Василия Тёркина», вольно или невольно попала под влияние его интонации. Конечно, Твардовский не присвоил себе этот размер, но наиболее ярко именно эта ритмика запечатлена в его  стихах…
А теперь сравните :

Чтоб отдохнул как человек, весь двор закакал!
Чтоб утром дворник наш узбек стоял и плакал!

И:

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

   Вспомнили, да, «ЗИМНЯЯ НОЧЬ».

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.<…>

   Несомненно, что Каганов знает это стихотворение, оно пусть и подсознательно, но присутствует в его интеллектуальном багаже. Вольно или невольно, но автор заимствует у Пастернака  размер, образ заоконного пространства (под окном в четыре ночи), полёт ( визжать, бежать, кидать в упор), капающий на платье воск (на щеках, штанах и майках), скрещенье ног и рук (играет в салочки ), свет в окне (яркий свет, шагну к окошку ), жар соблазна (и я вздохну, откину плед, поглажу кошку). Очевидно, что это всё «сказочно» преломляется фантазией Леонида Каганова. Между стихами 60 лет, но аллюзии угадываются легко. Строфика написания стиха легко и по простецки изменена, но это больше из экономии бумаги, и то, что у Каганова можно назвать внутренними рифмами, легко позволяет разбить стихотворение на классические пастернаковские строфы, «четырехстопный ямб с усечённой второй и четвертой строкой»:
Чтоб тусоваться до утра,
 до дрожи в теле!
Чтоб у машин всего двора
сигналки пели!

Чтоб отдохнул как человек,
весь двор закакал!
Чтоб утром дворник наш узбек
стоял и плакал!

   Сам Пастернак тоже позволял себе перепевать самого себя, например,  этим же размером им написано знаменитое:

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

   Да и название «Зимняя ночь» у него встречается в  стихотворении 1928 года.




Не поправить дня усильями светилен.
Не поднять теням крещенских покрывал.
На земле зима, и дым огней бессилен
Распрямить дома, полегшие вповал.

Булки фонарей и пышки крыш, и черным
По белу в снегу - косяк особняка:
Это - барский дом, и я в нем гувернером.
Я один, я спать услал ученика.<…>

   Вернёмся к стихотворению Каганова, в котором произошёл акт подмены. В умах и душах слушателей образы Пастернака оказались насильно вытеснены  образами Каганова.
Типичный постмодерн, отражение отражения, подделка, СОР. «Ленинская премия» Лены Лениной из этой же мусорки. Юрий Гагарин и Леди Гага – это подмены явные, заметные. Гораздо труднее расслышать подмены поэтические, хотя несомненно возможно, если называть вещи своими именами. Считаю, что с другой ритмической основой стихотворение Каганова не было бы столь запоминающимся. А нужно-то было обязательно запомниться, прочитав любой аудитории, с любой трибуны. Леониду Каганову это удалось, а чем он заплатил или заплатит за эту славу (славку), сегодня, видимо, не важно. Абсолютно не важно.

--------

2011

Статья вошла в шорт лист премии критики имени Василия Розанова "Летающие собаки - 2011" опубликована в журнале "Запасник" № 3 2011 г. получила особый приз от организаторов премии .


 

 
Рейтинг: +2 1367 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!