ГлавнаяПрозаЛитературная критикаКритические статьи → Рецензия на фильм Алексея Денисова "Крейсер "Варяг"" часть 1

Рецензия на фильм Алексея Денисова "Крейсер "Варяг"" часть 1

24 октября 2015 - Роксана Ланд
article313438.jpg

Вышел в свет документальный фильм Алексея Денисова «Крейсер «Варяг»». Обрадовалась, решила посмотреть.

Разочарование постигло меня с первых же кадров – 3D модель в начале фильма выглядит ненатуральной картонной поделкой. Почему бы при наличии множества фотографий крейсера с разных ракурсов и представительской модели в Морском Музее не сделать с помощью компьютерной графики качественную заставку фильма? И этого мало -ходовые огни крейсера расположены не по уставу. Если мне не изменяет память, такое их расположение характерно для гражданского состава. А известно ли господину Денисову, что в те времена, когда герой его фильма служил в активном составе, обозвать полноценную боевую единицу мирным транспортом означало нанести оскорбление. Зачем же так поступать?

Рассказывая о бое «Варяга», Алексей Денисов говорит о 14 кораблях вражеской эскадры. Если считать только крейсера, то их было 6, а если пересчитать всю «мелочь», то кроме восьми миноносцев, в операции участвовал авизо «Чихайя», которая тоже относится к боевому составу. Так что полный состав японской эскадры составлял 15 вымпелов. Плюс транспорты с войсками.

Во время рассказа об истории Андреевского военно-морского флага во весь экран развевается гюйс крейсера «Слава» – стояночный флаг, который никогда не поднимается в бою.

«Легкий бронепалубный крейсер «Варяг»»… - говорит Денисов. Термин «легкий крейсер» появился в Первую Мировую, а четкие классификационные признаки легкого крейсера были сформулированы вообще Вашингтонским договором. Интересно, как бы господин Денисов классифицировал английский крейсер «Пауэрфулл» - 14 000 тонн водоизмещения, десятидюймовый главный калибр в башнях, и при этом в качестве защиты корпуса - только броневая палуба. Тяжелый бронепалубный крейсер? В Русско-японскую войну крейсера подразделялись на броненосные и бронепалубные по типу защиты и на 1 и 2 ранг по водоизмещению. По официальной классификации тех лет «Варяг» был бронепалубным крейсером 1 ранга.

«Местом строительства («Варяга») были избраны верфи американской компании «Вильям Крамп и сыновья»»… - рассказывает Денисов о постройке «Варяга». А между тем, это Крамп предложил русскому правительству большую программу – он собирался построить для России четыре броненосца, шесть крейсеров, тридцать эсминцев и эллинг для их обслуживания в Порт-Артуре или Владивостоке по выбору Русского правительства. Прежде чем дать такой большой заказ, Крампу предложили построить для пробы один броненосец и один крейсер.

«Завод Крампов хорошо знали в России». Утверждение господина Денисова неверно. До Варяга Крамп построил для русского флота несколько транспортов, а из боевого состава – парусно-паровой клипер «Забияка». Кроме того, если бы эту судостроительную компанию хорошо знали в России, вряд ли понадобилась бы проверка перед тем, как согласиться на большой заказ.

«Крейсер «Аврора строился на Балтийском заводе по готовому проекту около семи лет». Долгостроя в России, конечно, хватало, но не настолько. Дата закладки крейсера «Аврора» - 23 мая 1897 года, дата спуска – 11 мая 1900 года, после чего достройка на плаву. Итого, собственно постройка заняла 3,5-4 года, а трехлетнее пребывание в учебном отряде в мирное время – норма. Куда торопиться? В России нет четко прописанного срока выхода на испытания, а из учебного отряда корабль выходит уже с пройденной и испытательной, и учебной программой. Долго, конечно, но зато при такой системе случаи аварий на испытаниях - редкость, а экипаж знает и свою технику, и что от нее ожидать.

Электромотор на подаче снарядов выдается Денисовым за новинку в судостроении, а между тем, это было уже типичным явлением. Попробуйте вручную поднять из бункера беседку с четырьмя шестидюймовыми снарядами, каждый из которых весит 42 килограмма, плюс гильзы…

Металлическая мебель вместо деревянной также не является экстраординарным новшеством. С распространением на флотах мира фугасного боезапаса старались сократить количество дерева на корабле, и в первую очередь - за счет декора и предметов бытового удобства. Немцы, например, пошли дальше – они настилали на палубе линолеум вместо тиковых досок.

««Варяг» стал первым русским кораблем, на котором телефонные аппараты были установлены практически во всех служебных помещениях, включая посты у орудий». Еще одно «новшество» по Денисову. На самом деле, телефонный аппарат системы лейтенанта Колбасьева, обеспечивающий прямую связь со всеми отсеками и боевыми постами появился еще у «Рюрика» I. Кстати, у этого «новшества» есть и свои недостатки – если нарушается электроснабжение, то и телефон не работает.

Согласно контракту «Варяг» должен был развивать скорость 24 узла, а на испытаниях максимальная скорость составила 24,58 узла. Котлы Никлосса имеют более тонкие трубки, чем стандартные для России котлы Бельвилля, вследствие этого быстрее набирается рабочее давление, но эти котлы более «капризны». А у «Варяга», кроме этого была ошибка расчета парораспределения, из-за чего давление в системе было нестабильно.

Денисов почему-то не упоминает о разрыве цилиндра высокого давления, который произошел во время восьмичасового испытательного пробега, а, между прочим, это был первый симптом ошибки расчета парораспределения. Опоздание со сдачей «Варяга» русской принимающей комиссии было связано с этой аварией. Второй причиной задержки стала крупная забастовка на заводе Крампа.

Термин «империя» такого-то заводчика подразумевает под собой транснациональную корпорацию или, по крайней мере, сеть заводов внутри страны. Крамп же владел одним заводом в Филадельфии, кстати, довольно средним. Он потому и взялся за иностранный заказ, что надеялся на эти деньги расширить и модернизировать завод. После постройки «Варяга» и «Ретвизана» правительство США действительно заказало Крампу четыре крейсера, но в дальнейшем, из-за негативного опыта эксплуатации котлов Никлосса, отказалось от сотрудничества. Неудивительно, что Крамп перешел на строительство подводных лодок – на них использовался дизельный двигатель для надводного хода и электрический для передвижения под водой.

Американское правительство действительно заказало Крампу строительство четырех крейсеров для флота США, однако позднее из-за негативного опыта эксплуатации котлов Никлосса от дальнейших заказов оказалось. Более того, запретило Крампу строить боевые корабли для своего флота. Иначе с чего бы ему пришлось переходить на подводные лодки?

Строительство церкви было далеко не главным ни для русских моряков, ни для жителей Филадельфии (большинство местных – христиане протестантского вероисповедания).

«Варяг» прибыл в Кронштадт 10 мая 1901 года.

В эпизоде императорского смотра на крейсере «Варяг» дана хроника императорского смотра на крейсере «Рюрик» II от 1910 года. На заднем плане отчетливо видны эскадренный миноносец «Эмир Бухарский», «трехкалиберные» линкоры «Павел I» и «Андрей Первозванный», а также броненосцы «Цесаревич» и «Слава», что свидетельствует о том, что хроника сделана после 1908 года. Кроме того, у «Варяга» нет орудийных башен. Автору стоит быть внимательнее с подбором видеоряда.

Соединение, в которое был зачислен «Варяг» по прибытии в Россию называется Императорским лейб-конвоем. В обязанности лейб-конвоя входит не только сопровождение царской яхты, но и, например обеспечение дипломатических переговоров и выполнение представительских функций. Автор фильма, видимо, не знает, что такое лейб-конвой. Ему также неизвестно, что сначала «Варяг» заинтересовал вдовствующую императрицу Марию Федоровну, которая после истории с «Рюриком» I – Ее Величество, попав шлейфом платья в систему подачи снарядов, едва не стала жертвой несчастного случая, - панически боялась боевых кораблей.
Денисову также, по-видимому, ничего неизвестно об участии «Варяга» в подписании Данцигского договора, названного Тильзитом двадцатого века, и в Шербурских учениях, о визите в Дюнкерк и на остров Крит. И вообще, пребывание крейсера в лейб-конвое в течение пяти месяцев удостоилось одной фразы. Не более, чем одной фразой, был упомянут и персидский поход «Варяга». А ведь этот поход имел большое значение как в порядке навигации для корабля, находящегося в активном составе меньше года, так и в порядке дипломатии для державы.

«Для переоснащения своей армии японцы брали, в том числе и из Европы, только самые передовые и современные виды вооружения». Что касается «в том числе и из Европы», то хотелось бы спросить автора фильма: а из какой страны была основная масса заказанного японцами вооружения? Что касается японского флота, то, насколько мне известно, большая его часть строилась в Англии, кроме того, были корабли, строившиеся во Франции, Германии и Италии, а также два или три из Америки. Почему в этом случае «в том числе и из Европы», непонятно. Кстати, в хроникальных кадрах, сопровождающих этот бравурный рассказ, показана в том числе и старая бронзовая пушка, стреляющая едва ли не ядрами. Вот уж воистину «самая передовая» техника. Кроме того, в японском флоте был не только «Микаса», действительно являвшийся одним из лучших на свой год спуска, но и, например, «Ниссин» и «Кассуга» - откровенно неудачные крейсера, а также «Чиода», у которого вообще нет боевого применения.

Хроникальные кадры, сопровождающие рассказ о подготовке Японии к войне с Россией относятся к тридцатым годам. На них - подъем флага на линейном крейсере «Харуна», который является японской переработкой проекта британского «Лайона», и учения эсминцев перед Второй Мировой войной. Если не удалось найти кинохронику нужных времен, почему бы не заменить ее фотографиями?

Решение о назначении «Варяга» на пост дипломатического стационера в Инчхоне принималось Главным морским штабом, а не лично наместником. Дипломатическая служба была ему знакома и не требовала больших нагрузок на ходовые системы.
А вот Денисову, похоже смысл стационерской службы непонятен. Задачей «Варяга» было не «обозначить военное присутствие в Корее», охранять русскую дипломатическую миссию и, вместе с другими стационерами, обеспечивать безопасность международной конференции, ведущей переговоры о нейтралитете Кореи. А как можно «установить надежную связь между Порт-Артуром и русским посланником», если радиостанция крейсера не «пробивает» на такое расстояние, да еще и с хроническим незачетом по радиосвязи, я вообще не пойму.

Инструкции, якобы полученные командиром «Варяга» от Старка, никогда не существовали в действительности. «Варягу» было предписано занять пост стационера в Чемульпо и находиться в распоряжении русского посланника.

К сведению Денисова, в 1903 году существовал рыбацкий поселок Инчхон, в бухте Чемульпо. И усилиями европейских держав и Америки здесь было начато строительство порта, ремонтных мастерских и железной дороги, связывающей Сеул с этим ближайшим к нему портпунктом. Сбор международной дипломатической конференции в таком «захолустье» объясняется только близостью столицы и наличием надежной линии коммуникации с ней.

Да будет известно господину Денисову, что смена дипломатического стационера сопровождается вручением верительных грамот дуайену базы, а этого никто не будет делать ночью, да и пройти сложным фарватером без лоцмана, да еще и в темноте, почти невозможно. Вот и пришлось «Варягу» ждать утра на внешнем рейде.

Десантная операция началась до объявления войны под видом трудового десанта. Солдаты были доставлены в порт как китайские рабочие. Не заметить это было невозможно. Скорее всего, Руднев догадался, что на самом деле в город были доставлены войска, но сделать по закону ничего не мог, так как по документам десантники числились рабочими.

Павлов действительно не решился оставить посольство, но распорядился выслать из города «Корейца» с дипломатическими документами, но канонерку завернула обратно в порт подошедшая японская эскадра. Но посланник не находился в Сеуле, он находился в Инчхоне как участник международной конференции.

Броненосный крейсер «Асама» был первым в серии, с огнетрубными котлами, далеко не лучшим в своем соединении. Из-за ходовой аварии, после которой он так и не восстановился до конца, крейсер не мог держать скорость больше 17 узлов – именно поэтому он и не остался в эскадре адмирала Камимуры, а был прикомандирован к эскадре адмирала Уриу. Все преимущество «Асамы» перед крейсерами Уриу заключалось в башенных орудиях и броневом поясе. Кстати, у «Асамы» могли возникнуть проблемы с проходом по сложному крученому фарватеру.

В ультиматуме, доставленном «Нанивой», не было ни слова о сдаче. Русским кораблям предлагалось в связи с началом боевых действий между Японией и Россией до полудня покинуть рейд и принять бой, в противном случае русские корабли будут атакованы в порту. Капитуляцию «Нанива» предложил уже в первой фазе боя.

Стационеры и не обязаны были сопровождать русские корабли до выхода в море. Их задачей являлось обеспечение безопасности акватории и свертывание дипломатических представительств своих держав. Кстати, они же (а конкретно – французский стационер «Паскаль») эвакуировали и русскую дипломатическую миссию. Кроме того, «Эльба» передвинулась к выходу с рейда.

Традиция переодеваться в чистое перед боем существует во всех флотах мира. Смена белья – гигиеническое требование. В случае ранения меньше шансов получить заражение.
Обращение Руднева к команде дано с искажениями. Вот подлинный текст обращения: «Сегодня получил письмо от японского адмирала о начале военных действий и предложение оставить рейд до полдня. Безусловно мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой как бы она сильна не была. Никакого вопроса о сдаче не может быть. Мы не сдадим ни крейсер, ни самих себя сражаясь до последней возможности и капли крови. Исполняйте ваши обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушить его без огласки, давая мне знать. Помолимся богу перед походом и с твердой уверенностью на милосердие божье пойдем смело в бой». Сомневаюсь, что вахтенный журнал «Варяга был недоступен автору фильма. Неужели так сложно прочесть документ точно?

«Вот уникальный снимок «Варяга», сделанный с одного из иностранных кораблей всего за 20 минут до начала боя…»
Снимок сделан с борта «Эльбы». Позади «Варяга отчетливо читаются силуэты «Паскаля» и «Тэлбота».

Эпизод выхода «Варяга» взят из художественного фильма Лукова и Гребенера «Крейсер «Варяг»». В роли «Эльбы» - минный заградитель «Волга». В роли «Корейца» - учебная шхуна Нахимовского училища «Бакштаг». Разница отчетливо видна в кадре. А между тем, существуют фотографии и даже хроникальные кадры этого боя.

Эпизод битвы при Скагерраке с поворотом германской линейной колонны «все вдруг», врезанный в якобы хронику Инчхонского боя, не узнает только ленивый. Кстати, насколько похож элсвикский крейсер типа «Нанива» на германский дредноут «Фридрих дер Гроссе»?

Флагманом японской эскадры был ветеран японо-китайского конфликта крейсер «Нанива», а «Асама» был прикомандирован к эскадре из другого соединения в качестве артподдержки.

Дальномер имеет разнос линз 1,5 метра в длину и в руках его не держат. Мичман Нирод был найден с биноклем в руке. Кроме того, командир дальномерной партии сам не сидит за дальномером. За дальномером сидит матрос-дальномерщик.

Это была не новая тактика, а некоторое количество выданной шимозы – фугасного боезапаса высокой бризантной силы. Тактика боя выглядела так: прорывающиеся идут по узкому фарватеру, а на относительно свободной воде маневрируют двумя колоннами японцы. Кстати, на шимозе крепко нарвался «Асама» - при попадании в башню загорелся боезапас, и чудом удалось избежать взрыва.

Русский бронебойный снаряд с замедлением взрывателя по бронированной цели, как правило, работал нормально. Прошивание корпуса насквозь без разрыва бывало при охоте на транспорта. Там действительно, пока не попадешь по котлу, машине или какой-нибудь действительно твердой детали, взрыватель может и не сработать.

«Всюду была кровь и кровь, обгорелые руки и ноги, разорванные тела и обнаженное мясо, но даже в этом аду русские моряки показали примеры необыкновенного мужества и хладнокровия…»
За воспоминания участника сражения выданы воспоминания Виктора Сенэ, командира «Паскаля», осматривавшего «Варяг» после боя.

«…весь его мундир был изорван осколками, но сам он остался невредим…»
Речь идет скорее о зимнем бушлате, а не о мундире. Подбитый овчиной, бушлат не только теплый, но и держит шимозные осколки на излете.

«…первым взрывом была перебита труба, в которой находились все рулевые приводы…»
Все рулевые приводы никогда не находятся в одном месте. Электрический, гидравлический и механический привод специально разнесены, чтобы их не выбило одним снарядом. Кстати, почему в кадре, иллюстрирующем эти слова от взрыва падает дымовая труба? В ней-то точно не находится никаких рулевых приводов…

«Когда расстояние сократилось до 5 километров, в бой вступила канонерская лодка «Кореец»…»
Восьмидюймовые орудия «Корейца» такие же, как пушки «Рюрика» I, а любимая дистанция стрельбы «Рюрика» - 45 кабельтовых, то есть, почти 90 километров. В бою «Кореец» шел в кильватер за «Варягом», и стрелять ему мешал идущий впереди крейсер, а вовсе не расстояние до противника.

Одно попадание в полубак выше якорного клюза, полученное от крейсера «Такачихо», все-таки было.

«В 12 часов 25 минут «Варяг» открыл огонь с левого борта. Прямым попаданием был уничтожен кормовой мостик «Асамы». После чего на японском флагмане начался сильный пожар».
Кормовая рубка «Асамы» получила только осколочные повреждения. Гораздо важнее, что этим снарядом была выведена из строя кормовая башня крейсера, в которой начался пожар. В результате этого попадания «Асама» чудом избежал детонации собственного боезапаса. Кстати, «Асама» не был флагманом этой эскадры. Кроме того, японские моряки после этого попадания тушили пожар, а не «дернули» скорее за борт, как показано в кадре, иллюстрирующем этот эпизод.

«Один из вражеских миноносцев затонул…»
Якобы уничтоженный в бою миноносец отступил с тяжелыми повреждениями, но был спасен. Кстати, никого из японцев в этом бою не потопили, хотя и «навешали» практически всем.

«Пока команда задраивала пробоину…»
Задраить пробоину на ходу невозможно, равно как и подвести пластырь. Моряки задраивали люки в поврежденный отсек для локализации затоплений и подкрепляли переборки.

«На рейде он (Руднев) он планировал исправить повреждения и потушить пожары, чтобы потом снова вернуться в бой».
«Варяг не мог вернуться в бой. Как автор фильма себе представляет заделку пяти подводных пробоин и ремонт «вынесенного» первого котельного отделения без длительного докования? Где взять запасную артиллерию для замены уничтоженной в бою? И кто в нейтральном порту выдаст «Варягу» снаряды, ибо свои он расстрелял практически до нуля?

«Сражение продолжалось около часа».
По данным вахтенного журнала «Варяга» огневой контакт длился 43 минуты.

Термин «судно» применяется только к гражданскому составу, а «Виксбург» был канонерской лодкой, то есть военным кораблем.

«…на «Варяге открыли кингстоны и клапаны затопления…»
Клапаны затопления и называются кингстонами.

«В общей сложности после открытия кингстонов агония корабля продолжалась два с половиной часа… Руднев даже обращался к командиру английского крейсера «Тэлбот» с просьбой выстрелить в район ватерлинии, чтобы ускорить гибель «Варяга»…»
Повреждения «Варяга» были таковы, что он затонул бы через час и без открытия кингстонов. О какой агонии в два с половиной часа говорит Денисов? А обращение к командиру «Тэлбота» с просьбой добить крейсер так и вовсе чушь собачья.

О том, что японцы кремировали останки погибших моряков, есть у Мельникова. Книга вышла в свет в 1961 году. Если автор фильма ее не читал, то это не значит, что информации нет.

«Великие исторические открытия» Денисов делает на каждом шагу. Например, демонстрирует находящийся в корейском музее гюйс «Варяга», о котором в России известно с 1945 года.

Демонстрирующиеся в музейной экспозиции два снаряда, якобы с «Варяга», разного калибра. Один из них, несомненно, восьмидюймовый, а значит никак не может принадлежать «Варягу». Это снаряд «Корейца».

«Любопытно, что ни один из матросов и офицеров «Варяга» и «Корейца» не попал поле боя в японский плен. Уважая мужество, проявленное русскими моряками в том бою, адмирал Уриу согласился пропустить их через зону боевых действий для возвращения на Родину».
Ничего любопытного. Уриу настолько восхитился мужеством русских моряков, что написал императору следующее: «На этого русского снизошел самурайский дух». В дальнейшем в ходе войны отношение к тем, кого подобрали с воды или захватили в плен ранеными и к тем, кто сдался добровольно, разительно отличалось.

Почему, интересно, Денисов никогда не указывает имена тех, чьи высказывания приводит? Ведь у каждого «одного из очевидцев» оно было. Странно…

Под видом хроники под звуки знаменитой «Песни о «Варяге»» идут кадры из художественного фильма Лукова и Гребенера «Крейсер «Варяг»».

В качестве хроникальной съемки, иллюстрирующей бой «Варяга», в начале второй серии идет нарезка кадров из художественного фильма и кадров из хроники боя при Скагерраке.

«Вскоре после боя выяснилось, что крейсер затонул неглубоко…»
Приливно-отливная зона в Инчхоне составляет от 9 до 11 метров, так что во время отлива затонувший крейсер был виден с поверхности. На следующий день после боя «Чиода» получил приказ обнести вешками место гибели «Варяга». Одновременно адмирал Уриу вызвал спасательную партию. Вместе с водоотливникми приехал генерал-лейтенант инженерных войск С.Араи, специалист по подъемным работам.

«Уже через месяц после боя в Чемульпо были доставлены водолазы и специальное оборудование»
Прибытие первых водоотливников мог наблюдать еще «Паскаль», покинувший город 30 января.

«…но все попытки поднять его («Варяга») в 1904 году закончились неудачей.
«Варяг» не удавалось поднять, несмотря на то, что мощность водоотлива была доведена до 4000 тонн воды в час, а три крупные пробоины закрыты пластырями, из-за обилия осколочных повреждений, через которые вода вновь поступала. Тогда Араи собрал кессон во всю длину корпуса крейсера высотой 6 метров. Только так «Варяга» удалось поднять.
Непонятно, почему автор фильма не упоминает имени автора спасательных работ? С.Араи на тот момент – один из самых известных инженеров-спасателей, применявший нестандартные методы подъема кораблей.

«В 1097 году он («Варяг») был зачислен в состав японского флота…»
«Варяг» был зачислен в состав учебного отряда.

«Мы стали первыми российскими журналистами, которым японцы разрешили снимать на этом корабле («Микаса»)».
С момента постановки на вечную стоянку существует масса фото и кинохроники, сделанной на борту «Микасы» различными иностранными журналистами, в том числе и русскими.

Продолжение следует.
С фильмом можно ознакомиться здесь:
www.youtube.com/watch?v=G6PrMobwc3s 

© Copyright: Роксана Ланд, 2015

Регистрационный номер №0313438

от 24 октября 2015

[Скрыть] Регистрационный номер 0313438 выдан для произведения:

Вышел в свет документальный фильм Алексея Денисова «Крейсер «Варяг»». Обрадовалась, решила посмотреть.

Разочарование постигло меня с первых же кадров – 3D модель в начале фильма выглядит ненатуральной картонной поделкой. Почему бы при наличии множества фотографий крейсера с разных ракурсов и представительской модели в Морском Музее не сделать с помощью компьютерной графики качественную заставку фильма? И этого мало -ходовые огни крейсера расположены не по уставу. Если мне не изменяет память, такое их расположение характерно для гражданского состава. А известно ли господину Денисову, что в те времена, когда герой его фильма служил в активном составе, обозвать полноценную боевую единицу мирным транспортом означало нанести оскорбление. Зачем же так поступать?

Рассказывая о бое «Варяга», Алексей Денисов говорит о 14 кораблях вражеской эскадры. Если считать только крейсера, то их было 6, а если пересчитать всю «мелочь», то кроме восьми миноносцев, в операции участвовал авизо «Чихайя», которая тоже относится к боевому составу. Так что полный состав японской эскадры составлял 15 вымпелов. Плюс транспорты с войсками.

Во время рассказа об истории Андреевского военно-морского флага во весь экран развевается гюйс крейсера «Слава» – стояночный флаг, который никогда не поднимается в бою.

«Легкий бронепалубный крейсер «Варяг»»… - говорит Денисов. Термин «легкий крейсер» появился в Первую Мировую, а четкие классификационные признаки легкого крейсера были сформулированы вообще Вашингтонским договором. Интересно, как бы господин Денисов классифицировал английский крейсер «Пауэрфулл» - 14 000 тонн водоизмещения, десятидюймовый главный калибр в башнях, и при этом в качестве защиты корпуса - только броневая палуба. Тяжелый бронепалубный крейсер? В Русско-японскую войну крейсера подразделялись на броненосные и бронепалубные по типу защиты и на 1 и 2 ранг по водоизмещению. По официальной классификации тех лет «Варяг» был бронепалубным крейсером 1 ранга.

«Местом строительства («Варяга») были избраны верфи американской компании «Вильям Крамп и сыновья»»… - рассказывает Денисов о постройке «Варяга». А между тем, это Крамп предложил русскому правительству большую программу – он собирался построить для России четыре броненосца, шесть крейсеров, тридцать эсминцев и эллинг для их обслуживания в Порт-Артуре или Владивостоке по выбору Русского правительства. Прежде чем дать такой большой заказ, Крампу предложили построить для пробы один броненосец и один крейсер.

«Завод Крампов хорошо знали в России». Утверждение господина Денисова неверно. До Варяга Крамп построил для русского флота несколько транспортов, а из боевого состава – парусно-паровой клипер «Забияка». Кроме того, если бы эту судостроительную компанию хорошо знали в России, вряд ли понадобилась бы проверка перед тем, как согласиться на большой заказ.

«Крейсер «Аврора строился на Балтийском заводе по готовому проекту около семи лет». Долгостроя в России, конечно, хватало, но не настолько. Дата закладки крейсера «Аврора» - 23 мая 1897 года, дата спуска – 11 мая 1900 года, после чего достройка на плаву. Итого, собственно постройка заняла 3,5-4 года, а трехлетнее пребывание в учебном отряде в мирное время – норма. Куда торопиться? В России нет четко прописанного срока выхода на испытания, а из учебного отряда корабль выходит уже с пройденной и испытательной, и учебной программой. Долго, конечно, но зато при такой системе случаи аварий на испытаниях - редкость, а экипаж знает и свою технику, и что от нее ожидать.

Электромотор на подаче снарядов выдается Денисовым за новинку в судостроении, а между тем, это было уже типичным явлением. Попробуйте вручную поднять из бункера беседку с четырьмя шестидюймовыми снарядами, каждый из которых весит 42 килограмма, плюс гильзы…

Металлическая мебель вместо деревянной также не является экстраординарным новшеством. С распространением на флотах мира фугасного боезапаса старались сократить количество дерева на корабле, и в первую очередь - за счет декора и предметов бытового удобства. Немцы, например, пошли дальше – они настилали на палубе линолеум вместо тиковых досок.

««Варяг» стал первым русским кораблем, на котором телефонные аппараты были установлены практически во всех служебных помещениях, включая посты у орудий». Еще одно «новшество» по Денисову. На самом деле, телефонный аппарат системы лейтенанта Колбасьева, обеспечивающий прямую связь со всеми отсеками и боевыми постами появился еще у «Рюрика» I. Кстати, у этого «новшества» есть и свои недостатки – если нарушается электроснабжение, то и телефон не работает.

Согласно контракту «Варяг» должен был развивать скорость 24 узла, а на испытаниях максимальная скорость составила 24,58 узла. Котлы Никлосса имеют более тонкие трубки, чем стандартные для России котлы Бельвилля, вследствие этого быстрее набирается рабочее давление, но эти котлы более «капризны». А у «Варяга», кроме этого была ошибка расчета парораспределения, из-за чего давление в системе было нестабильно.

Денисов почему-то не упоминает о разрыве цилиндра высокого давления, который произошел во время восьмичасового испытательного пробега, а, между прочим, это был первый симптом ошибки расчета парораспределения. Опоздание со сдачей «Варяга» русской принимающей комиссии было связано с этой аварией. Второй причиной задержки стала крупная забастовка на заводе Крампа.

Термин «империя» такого-то заводчика подразумевает под собой транснациональную корпорацию или, по крайней мере, сеть заводов внутри страны. Крамп же владел одним заводом в Филадельфии, кстати, довольно средним. Он потому и взялся за иностранный заказ, что надеялся на эти деньги расширить и модернизировать завод. После постройки «Варяга» и «Ретвизана» правительство США действительно заказало Крампу четыре крейсера, но в дальнейшем, из-за негативного опыта эксплуатации котлов Никлосса, отказалось от сотрудничества. Неудивительно, что Крамп перешел на строительство подводных лодок – на них использовался дизельный двигатель для надводного хода и электрический для передвижения под водой.

Американское правительство действительно заказало Крампу строительство четырех крейсеров для флота США, однако позднее из-за негативного опыта эксплуатации котлов Никлосса от дальнейших заказов оказалось. Более того, запретило Крампу строить боевые корабли для своего флота. Иначе с чего бы ему пришлось переходить на подводные лодки?

Строительство церкви было далеко не главным ни для русских моряков, ни для жителей Филадельфии (большинство местных – христиане протестантского вероисповедания).

«Варяг» прибыл в Кронштадт 10 мая 1901 года.

В эпизоде императорского смотра на крейсере «Варяг» дана хроника императорского смотра на крейсере «Рюрик» II от 1910 года. На заднем плане отчетливо видны эскадренный миноносец «Эмир Бухарский», «трехкалиберные» линкоры «Павел I» и «Андрей Первозванный», а также броненосцы «Цесаревич» и «Слава», что свидетельствует о том, что хроника сделана после 1908 года. Кроме того, у «Варяга» нет орудийных башен. Автору стоит быть внимательнее с подбором видеоряда.

Соединение, в которое был зачислен «Варяг» по прибытии в Россию называется Императорским лейб-конвоем. В обязанности лейб-конвоя входит не только сопровождение царской яхты, но и, например обеспечение дипломатических переговоров и выполнение представительских функций. Автор фильма, видимо, не знает, что такое лейб-конвой. Ему также неизвестно, что сначала «Варяг» заинтересовал вдовствующую императрицу Марию Федоровну, которая после истории с «Рюриком» I – Ее Величество, попав шлейфом платья в систему подачи снарядов, едва не стала жертвой несчастного случая, - панически боялась боевых кораблей.
Денисову также, по-видимому, ничего неизвестно об участии «Варяга» в подписании Данцигского договора, названного Тильзитом двадцатого века, и в Шербурских учениях, о визите в Дюнкерк и на остров Крит. И вообще, пребывание крейсера в лейб-конвое в течение пяти месяцев удостоилось одной фразы. Не более, чем одной фразой, был упомянут и персидский поход «Варяга». А ведь этот поход имел большое значение как в порядке навигации для корабля, находящегося в активном составе меньше года, так и в порядке дипломатии для державы.

«Для переоснащения своей армии японцы брали, в том числе и из Европы, только самые передовые и современные виды вооружения». Что касается «в том числе и из Европы», то хотелось бы спросить автора фильма: а из какой страны была основная масса заказанного японцами вооружения? Что касается японского флота, то, насколько мне известно, большая его часть строилась в Англии, кроме того, были корабли, строившиеся во Франции, Германии и Италии, а также два или три из Америки. Почему в этом случае «в том числе и из Европы», непонятно. Кстати, в хроникальных кадрах, сопровождающих этот бравурный рассказ, показана в том числе и старая бронзовая пушка, стреляющая едва ли не ядрами. Вот уж воистину «самая передовая» техника. Кроме того, в японском флоте был не только «Микаса», действительно являвшийся одним из лучших на свой год спуска, но и, например, «Ниссин» и «Кассуга» - откровенно неудачные крейсера, а также «Чиода», у которого вообще нет боевого применения.

Хроникальные кадры, сопровождающие рассказ о подготовке Японии к войне с Россией относятся к тридцатым годам. На них - подъем флага на линейном крейсере «Харуна», который является японской переработкой проекта британского «Лайона», и учения эсминцев перед Второй Мировой войной. Если не удалось найти кинохронику нужных времен, почему бы не заменить ее фотографиями?

Решение о назначении «Варяга» на пост дипломатического стационера в Инчхоне принималось Главным морским штабом, а не лично наместником. Дипломатическая служба была ему знакома и не требовала больших нагрузок на ходовые системы.
А вот Денисову, похоже смысл стационерской службы непонятен. Задачей «Варяга» было не «обозначить военное присутствие в Корее», охранять русскую дипломатическую миссию и, вместе с другими стационерами, обеспечивать безопасность международной конференции, ведущей переговоры о нейтралитете Кореи. А как можно «установить надежную связь между Порт-Артуром и русским посланником», если радиостанция крейсера не «пробивает» на такое расстояние, да еще и с хроническим незачетом по радиосвязи, я вообще не пойму.

Инструкции, якобы полученные командиром «Варяга» от Старка, никогда не существовали в действительности. «Варягу» было предписано занять пост стационера в Чемульпо и находиться в распоряжении русского посланника.

К сведению Денисова, в 1903 году существовал рыбацкий поселок Инчхон, в бухте Чемульпо. И усилиями европейских держав и Америки здесь было начато строительство порта, ремонтных мастерских и железной дороги, связывающей Сеул с этим ближайшим к нему портпунктом. Сбор международной дипломатической конференции в таком «захолустье» объясняется только близостью столицы и наличием надежной линии коммуникации с ней.

Да будет известно господину Денисову, что смена дипломатического стационера сопровождается вручением верительных грамот дуайену базы, а этого никто не будет делать ночью, да и пройти сложным фарватером без лоцмана, да еще и в темноте, почти невозможно. Вот и пришлось «Варягу» ждать утра на внешнем рейде.

Десантная операция началась до объявления войны под видом трудового десанта. Солдаты были доставлены в порт как китайские рабочие. Не заметить это было невозможно. Скорее всего, Руднев догадался, что на самом деле в город были доставлены войска, но сделать по закону ничего не мог, так как по документам десантники числились рабочими.

Павлов действительно не решился оставить посольство, но распорядился выслать из города «Корейца» с дипломатическими документами, но канонерку завернула обратно в порт подошедшая японская эскадра. Но посланник не находился в Сеуле, он находился в Инчхоне как участник международной конференции.

Броненосный крейсер «Асама» был первым в серии, с огнетрубными котлами, далеко не лучшим в своем соединении. Из-за ходовой аварии, после которой он так и не восстановился до конца, крейсер не мог держать скорость больше 17 узлов – именно поэтому он и не остался в эскадре адмирала Камимуры, а был прикомандирован к эскадре адмирала Уриу. Все преимущество «Асамы» перед крейсерами Уриу заключалось в башенных орудиях и броневом поясе. Кстати, у «Асамы» могли возникнуть проблемы с проходом по сложному крученому фарватеру.

В ультиматуме, доставленном «Нанивой», не было ни слова о сдаче. Русским кораблям предлагалось в связи с началом боевых действий между Японией и Россией до полудня покинуть рейд и принять бой, в противном случае русские корабли будут атакованы в порту. Капитуляцию «Нанива» предложил уже в первой фазе боя.

Стационеры и не обязаны были сопровождать русские корабли до выхода в море. Их задачей являлось обеспечение безопасности акватории и свертывание дипломатических представительств своих держав. Кстати, они же (а конкретно – французский стационер «Паскаль») эвакуировали и русскую дипломатическую миссию. Кроме того, «Эльба» передвинулась к выходу с рейда.

Традиция переодеваться в чистое перед боем существует во всех флотах мира. Смена белья – гигиеническое требование. В случае ранения меньше шансов получить заражение.
Обращение Руднева к команде дано с искажениями. Вот подлинный текст обращения: «Сегодня получил письмо от японского адмирала о начале военных действий и предложение оставить рейд до полдня. Безусловно мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой как бы она сильна не была. Никакого вопроса о сдаче не может быть. Мы не сдадим ни крейсер, ни самих себя сражаясь до последней возможности и капли крови. Исполняйте ваши обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушить его без огласки, давая мне знать. Помолимся богу перед походом и с твердой уверенностью на милосердие божье пойдем смело в бой». Сомневаюсь, что вахтенный журнал «Варяга был недоступен автору фильма. Неужели так сложно прочесть документ точно?

«Вот уникальный снимок «Варяга», сделанный с одного из иностранных кораблей всего за 20 минут до начала боя…»
Снимок сделан с борта «Эльбы». Позади «Варяга отчетливо читаются силуэты «Паскаля» и «Тэлбота».

Эпизод выхода «Варяга» взят из художественного фильма Лукова и Гребенера «Крейсер «Варяг»». В роли «Эльбы» - минный заградитель «Волга». В роли «Корейца» - учебная шхуна Нахимовского училища «Бакштаг». Разница отчетливо видна в кадре. А между тем, существуют фотографии и даже хроникальные кадры этого боя.

Эпизод битвы при Скагерраке с поворотом германской линейной колонны «все вдруг», врезанный в якобы хронику Инчхонского боя, не узнает только ленивый. Кстати, насколько похож элсвикский крейсер типа «Нанива» на германский дредноут «Фридрих дер Гроссе»?

Флагманом японской эскадры был ветеран японо-китайского конфликта крейсер «Нанива», а «Асама» был прикомандирован к эскадре из другого соединения в качестве артподдержки.

Дальномер имеет разнос линз 1,5 метра в длину и в руках его не держат. Мичман Нирод был найден с биноклем в руке. Кроме того, командир дальномерной партии сам не сидит за дальномером. За дальномером сидит матрос-дальномерщик.

Это была не новая тактика, а некоторое количество выданной шимозы – фугасного боезапаса высокой бризантной силы. Тактика боя выглядела так: прорывающиеся идут по узкому фарватеру, а на относительно свободной воде маневрируют двумя колоннами японцы. Кстати, на шимозе крепко нарвался «Асама» - при попадании в башню загорелся боезапас, и чудом удалось избежать взрыва.

Русский бронебойный снаряд с замедлением взрывателя по бронированной цели, как правило, работал нормально. Прошивание корпуса насквозь без разрыва бывало при охоте на транспорта. Там действительно, пока не попадешь по котлу, машине или какой-нибудь действительно твердой детали, взрыватель может и не сработать.

«Всюду была кровь и кровь, обгорелые руки и ноги, разорванные тела и обнаженное мясо, но даже в этом аду русские моряки показали примеры необыкновенного мужества и хладнокровия…»
За воспоминания участника сражения выданы воспоминания Виктора Сенэ, командира «Паскаля», осматривавшего «Варяг» после боя.

«…весь его мундир был изорван осколками, но сам он остался невредим…»
Речь идет скорее о зимнем бушлате, а не о мундире. Подбитый овчиной, бушлат не только теплый, но и держит шимозные осколки на излете.

«…первым взрывом была перебита труба, в которой находились все рулевые приводы…»
Все рулевые приводы никогда не находятся в одном месте. Электрический, гидравлический и механический привод специально разнесены, чтобы их не выбило одним снарядом. Кстати, почему в кадре, иллюстрирующем эти слова от взрыва падает дымовая труба? В ней-то точно не находится никаких рулевых приводов…

«Когда расстояние сократилось до 5 километров, в бой вступила канонерская лодка «Кореец»…»
Восьмидюймовые орудия «Корейца» такие же, как пушки «Рюрика» I, а любимая дистанция стрельбы «Рюрика» - 45 кабельтовых, то есть, почти 90 километров. В бою «Кореец» шел в кильватер за «Варягом», и стрелять ему мешал идущий впереди крейсер, а вовсе не расстояние до противника.

Одно попадание в полубак выше якорного клюза, полученное от крейсера «Такачихо», все-таки было.

«В 12 часов 25 минут «Варяг» открыл огонь с левого борта. Прямым попаданием был уничтожен кормовой мостик «Асамы». После чего на японском флагмане начался сильный пожар».
Кормовая рубка «Асамы» получила только осколочные повреждения. Гораздо важнее, что этим снарядом была выведена из строя кормовая башня крейсера, в которой начался пожар. В результате этого попадания «Асама» чудом избежал детонации собственного боезапаса. Кстати, «Асама» не был флагманом этой эскадры. Кроме того, японские моряки после этого попадания тушили пожар, а не «дернули» скорее за борт, как показано в кадре, иллюстрирующем этот эпизод.

«Один из вражеских миноносцев затонул…»
Якобы уничтоженный в бою миноносец отступил с тяжелыми повреждениями, но был спасен. Кстати, никого из японцев в этом бою не потопили, хотя и «навешали» практически всем.

«Пока команда задраивала пробоину…»
Задраить пробоину на ходу невозможно, равно как и подвести пластырь. Моряки задраивали люки в поврежденный отсек для локализации затоплений и подкрепляли переборки.

«На рейде он (Руднев) он планировал исправить повреждения и потушить пожары, чтобы потом снова вернуться в бой».
«Варяг не мог вернуться в бой. Как автор фильма себе представляет заделку пяти подводных пробоин и ремонт «вынесенного» первого котельного отделения без длительного докования? Где взять запасную артиллерию для замены уничтоженной в бою? И кто в нейтральном порту выдаст «Варягу» снаряды, ибо свои он расстрелял практически до нуля?

«Сражение продолжалось около часа».
По данным вахтенного журнала «Варяга» огневой контакт длился 43 минуты.

Термин «судно» применяется только к гражданскому составу, а «Виксбург» был канонерской лодкой, то есть военным кораблем.

«…на «Варяге открыли кингстоны и клапаны затопления…»
Клапаны затопления и называются кингстонами.

«В общей сложности после открытия кингстонов агония корабля продолжалась два с половиной часа… Руднев даже обращался к командиру английского крейсера «Тэлбот» с просьбой выстрелить в район ватерлинии, чтобы ускорить гибель «Варяга»…»
Повреждения «Варяга» были таковы, что он затонул бы через час и без открытия кингстонов. О какой агонии в два с половиной часа говорит Денисов? А обращение к командиру «Тэлбота» с просьбой добить крейсер так и вовсе чушь собачья.

О том, что японцы кремировали останки погибших моряков, есть у Мельникова. Книга вышла в свет в 1961 году. Если автор фильма ее не читал, то это не значит, что информации нет.

«Великие исторические открытия» Денисов делает на каждом шагу. Например, демонстрирует находящийся в корейском музее гюйс «Варяга», о котором в России известно с 1945 года.

Демонстрирующиеся в музейной экспозиции два снаряда, якобы с «Варяга», разного калибра. Один из них, несомненно, восьмидюймовый, а значит никак не может принадлежать «Варягу». Это снаряд «Корейца».

«Любопытно, что ни один из матросов и офицеров «Варяга» и «Корейца» не попал поле боя в японский плен. Уважая мужество, проявленное русскими моряками в том бою, адмирал Уриу согласился пропустить их через зону боевых действий для возвращения на Родину».
Ничего любопытного. Уриу настолько восхитился мужеством русских моряков, что написал императору следующее: «На этого русского снизошел самурайский дух». В дальнейшем в ходе войны отношение к тем, кого подобрали с воды или захватили в плен ранеными и к тем, кто сдался добровольно, разительно отличалось.

Почему, интересно, Денисов никогда не указывает имена тех, чьи высказывания приводит? Ведь у каждого «одного из очевидцев» оно было. Странно…

Под видом хроники под звуки знаменитой «Песни о «Варяге»» идут кадры из художественного фильма Лукова и Гребенера «Крейсер «Варяг»».

В качестве хроникальной съемки, иллюстрирующей бой «Варяга», в начале второй серии идет нарезка кадров из художественного фильма и кадров из хроники боя при Скагерраке.

«Вскоре после боя выяснилось, что крейсер затонул неглубоко…»
Приливно-отливная зона в Инчхоне составляет от 9 до 11 метров, так что во время отлива затонувший крейсер был виден с поверхности. На следующий день после боя «Чиода» получил приказ обнести вешками место гибели «Варяга». Одновременно адмирал Уриу вызвал спасательную партию. Вместе с водоотливникми приехал генерал-лейтенант инженерных войск С.Араи, специалист по подъемным работам.

«Уже через месяц после боя в Чемульпо были доставлены водолазы и специальное оборудование»
Прибытие первых водоотливников мог наблюдать еще «Паскаль», покинувший город 30 января.

«…но все попытки поднять его («Варяга») в 1904 году закончились неудачей.
«Варяг» не удавалось поднять, несмотря на то, что мощность водоотлива была доведена до 4000 тонн воды в час, а три крупные пробоины закрыты пластырями, из-за обилия осколочных повреждений, через которые вода вновь поступала. Тогда Араи собрал кессон во всю длину корпуса крейсера высотой 6 метров. Только так «Варяга» удалось поднять.
Непонятно, почему автор фильма не упоминает имени автора спасательных работ? С.Араи на тот момент – один из самых известных инженеров-спасателей, применявший нестандартные методы подъема кораблей.

«В 1097 году он («Варяг») был зачислен в состав японского флота…»
«Варяг» был зачислен в состав учебного отряда.

«Мы стали первыми российскими журналистами, которым японцы разрешили снимать на этом корабле («Микаса»)».
С момента постановки на вечную стоянку существует масса фото и кинохроники, сделанной на борту «Микасы» различными иностранными журналистами, в том числе и русскими.

Продолжение следует.
С фильмом можно ознакомиться здесь:
www.youtube.com/watch?v=G6PrMobwc3s 

 
Рейтинг: +1 1347 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!