ГлавнаяПрозаЛитературная критикаКритические статьи → БУДЬ КРИТИЧНЕЕ В СВОИХ ПОХВАЛАХ

БУДЬ КРИТИЧНЕЕ В СВОИХ ПОХВАЛАХ

28 января 2018 - Сергей Юношев
article408307.jpg

Публикации на нашем сайте  предоставляют возможность дать отзыв  на выставленные стихи. Но здесь не простая схема:  один пишет  другой хвалит. В этих отзывах и  обсуждениях формируется общий уровень сайта, его критичность или  склонность к игре в поддавки: ты хвалишь меня, я возношу до тебя и снова по кругу.    Как мне кажется, второй вариант  кажется ближе сердцу.
Вот свежий пример:  недавно  были опубликованы  стихи Мари Бокар «Свеча земная»,  проникновенно,  доверительно  и разнообразно прочитанные  Татьяной Петуховой: http://parnasse.ru/poetry/lyrics/philosophical/svecha-zemnaja-dogorala.html
 

И тут, как писали классики, Остапа понесло!  Начались похвалы и восторги, которые продолжились  восторгами по поводу крика души,  надрыва сердца,  глубинных размышлений о жизни, философичности. И закончились сравнениями сначала со стихами Ахмадулиной и  Вознесенским, а потом дошли и  до  Есенина с Блоком!
Бесспорно, лестно быть близким к вершинам классики.  Но в пылу дифирамб была начисто   уничтожена критичность и трезвость в  своих отзывах.  Но безответственными похвалами можно ввести автор в глубокое заблуждение,  и уничтожить на корню его работу со словом.
Ведь его стихи не безупречные. Коснусь только нескольких  примеров,  которые  бросается в глаза с первых же строк:
 
= Сложи на плечи созерцанья
Недомогания души.
А достижения гроши
Сложи в карманы умолчанья.=
 
=  Почему здесь «сложи»?  Может быть,  автор хотел сказать  «положи», но это слово не уложилось в ритм строки?  Сложи  - повелительное  наклонение   от “cкладывать”, положи – от “класть”. Но складывают,  собирают, возводят   что-то из чего-то.   Здесь же на плечи  созерцания предполагается сложить  недомогание души. Очень вычурно и  вне ощущения!
 
= Из текста не понятно, что такое   «плечи созерцанья»,  это  отдельный слитный образ или   часть перечисления со следующим словом:  «созерцанье, домогания»?  Здесь нет четкого  управления словами.
 
=  Автор пишет о  скромных его  “достижениях” -  всего в гроши?  Так что же тогда  из них можно сложить? 
И в чем смысл  умалчивать о них?
 
= “Порок и святость всех растрат”  =
В самом слове «растрата»   заложен  негативный оттенок, оно  связано с утратой  имущества или средств, с незаконным  расходом  доверенных  ценностей или иного имущества.  «Святость растрат» -  нонсенс!
Тогда коррупционеров, у которых  растрат не измеримо,   придется   возводить в лик святых.

- «Как умирать легко счастливой»!
( Неужели??  Откуда это известно автору? Это легко написать,  когда ни за что не отвечаешь, а  какое же    счастье  оказаться в полноте сил жизненных  планов  у последней черты? Это трагедия. И не только  твоя,  но и твоих   близких и любимых.
Здесь автор  допускает  очень необдуманную  фразу.  Её    можно принять  за внушение идеи суицида: подстегнуть себя  чем-то,  почувствовать себя  счастливой и…
 
= “Отпустить
….стоны жил, и крови крик” =
( И кто это мог услышать  такие стоны  и крики?   Это придуманная  красивость.)
 
Очень странно, что кому-то   пришло в голову сравнивать стихи написанные  на условно русском языке с откровениями   русских классиков.  Откуда такое наваждение?  При потере  критичности  к слову теряется  чувство языка, а это самая тяжелая  потеря для тех, кто пытается найти себя в литературе.  Да и чтецам надо быть строже   и разборчивей в выборе стихов,  не преумножать их слабости.

 

© Copyright: Сергей Юношев, 2018

Регистрационный номер №0408307

от 28 января 2018

[Скрыть] Регистрационный номер 0408307 выдан для произведения:
Публикации на нашем сайте  предоставляют возможность дать отзыв  на выставленные стихи. Но здесь не простая схема:  один пишет  другой хвалит. В этих отзывах и  обсуждениях формируется общий уровень сайта, его критичность или  склонность к игре в поддавки: ты хвалишь меня, я возношу до тебя и снова по кругу.    Как мне кажется, второй вариант  кажется ближе сердцу.
Вот свежий пример:  недавно  были опубликованы  стихи Мари Бокар «Свеча земная»,  проникновенно,  доверительно  и разнообразно прочитанные  Татьяной Петуховой:   http://parnasse.ru/poetry/lyrics/philosophical/svecha-zemnaja-dogorala.html
 
И тут, как писали классики, Остапа понесло!  Начались похвалы и восторги, которые продолжились  восторгами по поводу крика души,  надрыва сердца,  глубинных размышлений о жизни, философичности. И закончились сравнениями сначала со стихами Ахмадулиной и  Вознесенским, а потом дошли и  до  Есенина с Блоком!
Бесспорно, лестно быть близким к вершинам классики.  Но в пылу дифирамб была начисто   уничтожена критичность и трезвость в  своих отзывах.  Но безответственными похвалами можно ввести автор в глубокое заблуждение,  и уничтожить на корню его работу со словом.
Ведь его стихи не безупречные. Коснусь только нескольких  примеров,  которые  бросается в глаза с первых же строк:
 
= Сложи на плечи созерцанья
Недомогания души.
А достижения гроши
Сложи в карманы умолчанья
.=
 
=  Почему здесь «сложи»?  Может быть,  автор хотел сказать  «положи», но это слово не уложилось в ритм строки?  Сложи  - повелительное  наклонение   от “cкладывать”, положи – от “класть”. Но складывают,  собирают, возводят   что-то из чего-то.   Здесь же на плечи  созерцания предполагается сложить  недомогание души. Очень вычурно и  вне ощущения!
 
= Из текста не понятно, что такое   «плечи созерцанья»,  это  отдельный слитный образ или   часть перечисления со следующим словом :  «созерцанье, домогания»?  Здесь нет четкого  управления словами.
 
=  Автор пишет о  скромных его  “достижениях” -  всего в гроши?  Так что же тогда  из них можно сложить?  И в чем смысл  умалчивать о них?
 
= “Порок и святость всех растрат”  =
В самом слове «растрата»   заложен  негативный оттенок, оно  связано с утратой  имущества или средств, с незаконным  расходом  доверенных  ценностей или иного имущества.  «Святость растрат» -  нонсенс!
Тогда коррупционеров, у которых  растрат не измеримо,   придется   возводить в лик святых.

- «Как умирать легко счастливой»!
( Неужели??  Откуда это известно автору? Это легко написать,  когда ни за что не отвечаешь, а  какое же    счастье  оказаться в полноте сил жизненных  планов  у последней черты? Это трагедия. И не только  твоя,  но и твоих   близких и любимых.
Здесь автор  допускает  очень необдуманную  фразу.  Её    можно принять  за внушение идеи суицида: подстегнуть себя  чем-то,  почувствовать себя  счастливой и…
 
= “Отпустить
….стоны жил, и крови крик” =

( И кто это мог услышать  такие стоны  и крики?   Это придуманная  красивость.)
 
Очень странно, что кому-то   пришло в голову сравнивать стихи написанные  на условно русском языке с откровениями   русских классиков.
Откуда такое наваждение?  При потере  критичности  к слову теряется  чувство языка, а это самая тяжелая  потеря для тех, кто пытается найти себя в литературе.  Да и чтецам надо быть строже   и разборчивей в выборе стихов,  не преумножать их слабости.
 
 
Рейтинг: +4 573 просмотра
Комментарии (5)
Марина Бокар # 29 января 2018 в 17:26 +1
Спасибо Сергей за критику, за позицию и свой взгляд. Это Ваше истинное право. Я спорить не буду. И на на что не претендую, это мой язык, мое видение -мой грех иметь свою точку зрения и подачу
мыслеформ.Кому то это близко и понятно,.кому чуждо и странно. Все мы разные, правых нет. Еще раз благодарю за визит , заходите и бомбите дальше, я люблю каогда меня чихвостят. Это, знаете ли, как русская банька -очищает.Всех Вам благ и удачи!)
Εὐτέρπη # 8 марта 2018 в 12:30 +1
К сведению авторов-друзей Т. Петуховой.
Восстанавливаю свой комментарий, который удалила почти сразу же после его публикации. Причина удаления — желание избежать конфронтации со стороны Т. Петуховой, которая любит только похвалу и не приемлет критики, тем более жесткой. За критику она мстит и объявляет войну, в чем мы все убедились, когда она за короткое время успела скопировать мой комментарий и разместить его на своей стене, заручившись поддержкой друзей.
Обхожу стороной стихи М. Бокар, как и некоторых других из числа тех, кто находится на вершине Парнаса. А о Т. Петуховой умолчу. Мои слова излишни. Г.Х. Андерсен давным-давно воскликнул устами ребенка: "А король-то голый!.." 5 марта 2018 около 12.00.
Михаил Заскалько # 5 марта 2018 в 14:31 +1
Поддерживаю!
Медвежья услуга "друзей" неохватная, как вирус заражает...Порой хор восторгов так шумен, что невольно хочется крикнуть:" Ау, классики! Подвиньтесь- новые гении косяком пошли!"
Наталия Суханова # 6 марта 2018 в 10:00 +1
А где само произведение? Ну хотя бы для той же критичности... А то приходиться обходиться только Вашими ощущениями и выводами... mmm
Елена Абесадзе # 6 марта 2018 в 15:18 +1
Частично могу согласиться с автором " разбора полётов".Когда я только пришла на этот сайт,то рассуждала приблизительно так же.Действительно количество восторгов просто зашкаливает,но ведь вас никто не принуждает участвовать во всеобщем обожании.А если вы,действительно,хотите помочь автору,то напишите ему в личку о недостатках его произведения,а прежде чем писать лучше поинтересоваться у автора: нужна ли ему ваша помощь.Многие обижаются и имеют на это право,особенно,когда все остальные восхищаются.