ГлавнаяПрозаЛитературная критикаКритические статьи → "Мягко струясь серебристой пылью" Андрея Головина

"Мягко струясь серебристой пылью" Андрея Головина

«Цивилизация, стекши с Поклонки,*
Медленно вниз увлекает: камни,
Офисы, банки, бензоколонки…
К озеру, спящему над родниками.

Там шелестящий питерский ветер,
Мягко струясь серебристой пылью
С крыш небоскрёбов, ласкает вечер
Сказкой о постмодернистской были.

В спину шоссе, по фронтам заборов,
Дышит иллюзия прежних, дачных
Глаз Незнакомок и разговоров.
Скрипов уключин. Смеха с плачем...

Стоп. Запускаем рекламный ролик:
«Нюшки», конкур, теснота пейзажа.
Флирт генералов (рубль и доллар).
Трупы домишек… А помнишь, Саша? -

«По вечерам…». Да ведь был же повод!
Гибель империи позже… Глубже
Озеро гаснет, а с ним и грохот
В облаке новых и русских кружев.

* Поклонка – Поклонная гора в Санкт-Петербурге,
под которой расположились Суздальские озёра.
На втором озере А.Блок написал «Незнакомку»» (примечание автора)


«Цивилизация, стекши с Поклонки,*
Медленно вниз увлекает: камни,
Офисы, банки, бензоколонки…
К озеру, спящему над родниками» -

первый же катрен создаёт некую иллюзию мужского «плача» по чистоте (не хочется говорить «по природе» или «по экологии», но потом мне, всё-таки, придётся употребить одно из этих двух слов).

«Цивилизация» обозначена автором словами «камни, офисы, банки, бензоколонки», и в этом ряду слова «камни» и «банки» достаточно многозначны.

«Камни» – это и камни мостовой, и стены зданий, и сад камней, и собранные кем-то камни (когда было время «собирать камни»). И вот это последнее значение мне нравится больше всего: цивилизация разрушает построенное предками.

«Банки» - не только финансовые учреждения, но и пустая (или опорожнённая) тара, т.е. мусор. И одно из Суздальских озёр гибнет под этим хламом и обломками.

Интересно, что вся эта «цивилизация» стекает именно с Поклонки.
Поклонная гора – самая высокая точка Санкт-Петербурга. В просторечии Поклонную гору зовут «Бугор», а всё, что находится за ней – «За бугром». Говорят, что древние карелы молились на ней своим языческим богам. Говорят даже, что одна молельня, якобы, осталась. Согласно другой легенде, именно с этой горы побеждённые шведы посылали своих послов на поклон к Петру. У подножия этой же горы на огромном костре был сожжён труп Распутина. Ходили рассказы, что, видимо, под действием огня, труп зашевелился, Распутин сел в гробу, махнул рукой толпе и исчез в пламени. С тех пор это место стали называть нечистым.

Автор употребил слово «стёкши», и благодаря этому (и другим выбранным лексическим средствам) «цивилизация» воспринимается как сель или поток помоев.

Итак, первый пласт – плач по чистоте. В данном случае – по чистоте Суздальского озера, спящего над родниками.

«Там шелестящий питерский ветер,
Мягко струясь серебристой пылью
С крыш небоскрёбов, ласкает вечер
Сказкой о постмодернистской были» -

Взгляд цепляется за слова «серебристой» и «были». Мне показалось, что автор сетует не только на уничтожение чистоты «озера», но и намекает на то, что сказочное время постмодернизма уходит (ушло? Во всяком случае, его кончину уже провозгласил Р.Барт в «Смерти автора» http://www.durov.com/literature1/barthes-94e.htm ).

Небольшая справка:

«В определении начала «серебряного века» исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода может быть отнесён и к 1917, и 1921 году. Одни исследователи настаивают на первом варианте, полагая, что после 1917 года с началом Гражданской войны «серебряный век» прекратил своё существование, хотя в 1920-е годы ещё живы были те, кто создал это явление своим творчеством. Другие полагают, что русский серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва, и временны́е рамки этого периода составляют около тридцати лет» (Википедия)

«Модернисты выступали апостолами порядка, верили в торжество конечных истин, искали универсальную форму мира, которую можно рассчитать, предсказать, вывести и воплотить. По сути абстракционизм В.В. Кандинского и супрематизм К.С. Малевича есть рецепты, которые хаос жизни сводят к алгебре, к новой и вечной гармонии, к окончательному триумфу ума над сердцем. Термин «постмодернизм» возник в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914). Психологи видят в нем симптом панического состояния общества, эсхатологической тоски индивида. Искусствоведы рассматривают постмодернизм как новый художественный стиль, отличающийся от неоавангарда возвратом к красоте как к реальности, повествовательности, сюжету, мелодии, гармонии» (Е.Кандыба)

«В начале ХХ века классический тип мышления эпохи модерна меняется на неклассический, а в конце века — на постнеклассический. Для фиксирования ментальной специфики новой эпохи, которая кардинально отличалась от предшествующей, требуется новый термин. Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 70-е годы прошлого века было охарактеризовано Ж.-Ф. Лиотаром как «состояние постмодерна». Зарождение постмодерна проходило в 60 — 70-е гг. ХХ века» (Википедия)

Но о постмодернизме ли «плачет» автор?

«В спину шоссе, по фронтам заборов,
Дышит иллюзия прежних, дачных
Глаз Незнакомок и разговоров.
Скрипов уключин. Смеха с плачем...»

Кстати, Блок написал «Незнакомку» на одном из Суздальских озёр в то время, когда Любовь Менделеева ушла от него к Андрею Белому.
Серебряный век, как говорят филологи, начался с появления стихов А.Блока «О красивой даме». Блоком начался, с его смертью и закончился.
И именно к Блоку и обращается автор: «А помнишь, Саша?»

«Стоп. Запускаем рекламный ролик:
«Нюшки», конкур, теснота пейзажа.
Флирт генералов (рубль и доллар).
Трупы домишек…»
и
«Гибель империи позже…»

В литературу врывается реклама и, стало быть, клиповое мышление, переданное автором при помощи однородных существительных. И о чём же это клиповое мышление?
«Нюшки» - я так поняла, что это порнография
«конкур» - преодоление препятствий на заранее условленном маршруте
«теснота пейзажа» - рамки, в которые загоняет себя пишущий автор
«Флирт генералов» - no comments. И интерес к «соотношению сил» занимает умы.
Как-то академик Панченко назвал русскую культуру литературной, объясняя это тем, что, когда М.Ломоносов написал свою оду «На взятие Хотина», факт написания оды вызвал гораздо больший резонанс в обществе, чем само взятие Хотина. Интересно, что бы теперь сказал Александр Михайлович…
«Трупы домишек» - исчезновение старой России…

«…А помнишь, Саша? -
«По вечерам…». Да ведь был же повод!
Гибель империи позже… Глубже
Озеро гаснет, а с ним и грохот
В облаке новых и русских кружев»

Нынче – по автору – и повода для поэзии не осталось. И «гибель империи» - воспринимается мной как гибель литературы…
И не только её «озеро гаснет», но гаснет и «грохот» разрушения…

Стихотворение-сценарий короткометражного фильма-плача по «экологии литературы», красоте и чистоте поэзии.
Стихотворение-«провозглашение» одного из принципов постмодернизма (?): «Постмодернизм реабилитирует предшествующую художественную традицию, а вместе с этим и реализм, академизм, классику, активно шельмуемые на протяжении всего ХХ века. Постмодернизм доказывает свою жизненность, помогая воссоединению прошлого культуры с ее настоящим» (Википедия)

Ну, а насколько верно я поняла это стихотворение – судить автору.

Спасибо!
ЕК

 

© Copyright: Макошь (Елена Кабардина), 2012

Регистрационный номер №0012606

от 7 января 2012

[Скрыть] Регистрационный номер 0012606 выдан для произведения:

«Цивилизация, стекши с Поклонки,*
Медленно вниз увлекает: камни,
Офисы, банки, бензоколонки…
К озеру, спящему над родниками.

Там шелестящий питерский ветер,
Мягко струясь серебристой пылью
С крыш небоскрёбов, ласкает вечер
Сказкой о постмодернистской были.

В спину шоссе, по фронтам заборов,
Дышит иллюзия прежних, дачных
Глаз Незнакомок и разговоров.
Скрипов уключин. Смеха с плачем...

Стоп. Запускаем рекламный ролик:
«Нюшки», конкур, теснота пейзажа.
Флирт генералов (рубль и доллар).
Трупы домишек… А помнишь, Саша? -

«По вечерам…». Да ведь был же повод!
Гибель империи позже… Глубже
Озеро гаснет, а с ним и грохот
В облаке новых и русских кружев.

* Поклонка – Поклонная гора в Санкт-Петербурге,
под которой расположились Суздальские озёра.
На втором озере А.Блок написал «Незнакомку»» (примечание автора)


«Цивилизация, стекши с Поклонки,*
Медленно вниз увлекает: камни,
Офисы, банки, бензоколонки…
К озеру, спящему над родниками» -

первый же катрен создаёт некую иллюзию мужского «плача» по чистоте (не хочется говорить «по природе» или «по экологии», но потом мне, всё-таки, придётся употребить одно из этих двух слов).

«Цивилизация» обозначена автором словами «камни, офисы, банки, бензоколонки», и в этом ряду слова «камни» и «банки» достаточно многозначны.

«Камни» – это и камни мостовой, и стены зданий, и сад камней, и собранные кем-то камни (когда было время «собирать камни»). И вот это последнее значение мне нравится больше всего: цивилизация разрушает построенное предками.

«Банки» - не только финансовые учреждения, но и пустая (или опорожнённая) тара, т.е. мусор. И одно из Суздальских озёр гибнет под этим хламом и обломками.

Интересно, что вся эта «цивилизация» стекает именно с Поклонки.
Поклонная гора – самая высокая точка Санкт-Петербурга. В просторечии Поклонную гору зовут «Бугор», а всё, что находится за ней – «За бугром». Говорят, что древние карелы молились на ней своим языческим богам. Говорят даже, что одна молельня, якобы, осталась. Согласно другой легенде, именно с этой горы побеждённые шведы посылали своих послов на поклон к Петру. У подножия этой же горы на огромном костре был сожжён труп Распутина. Ходили рассказы, что, видимо, под действием огня, труп зашевелился, Распутин сел в гробу, махнул рукой толпе и исчез в пламени. С тех пор это место стали называть нечистым.

Автор употребил слово «стёкши», и благодаря этому (и другим выбранным лексическим средствам) «цивилизация» воспринимается как сель или поток помоев.

Итак, первый пласт – плач по чистоте. В данном случае – по чистоте Суздальского озера, спящего над родниками.

«Там шелестящий питерский ветер,
Мягко струясь серебристой пылью
С крыш небоскрёбов, ласкает вечер
Сказкой о постмодернистской были» -

Взгляд цепляется за слова «серебристой» и «были». Мне показалось, что автор сетует не только на уничтожение чистоты «озера», но и намекает на то, что сказочное время постмодернизма уходит (ушло? Во всяком случае, его кончину уже провозгласил Р.Барт в «Смерти автора» http://www.durov.com/literature1/barthes-94e.htm ).

Небольшая справка:

«В определении начала «серебряного века» исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода может быть отнесён и к 1917, и 1921 году. Одни исследователи настаивают на первом варианте, полагая, что после 1917 года с началом Гражданской войны «серебряный век» прекратил своё существование, хотя в 1920-е годы ещё живы были те, кто создал это явление своим творчеством. Другие полагают, что русский серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва, и временны́е рамки этого периода составляют около тридцати лет» (Википедия)

«Модернисты выступали апостолами порядка, верили в торжество конечных истин, искали универсальную форму мира, которую можно рассчитать, предсказать, вывести и воплотить. По сути абстракционизм В.В. Кандинского и супрематизм К.С. Малевича есть рецепты, которые хаос жизни сводят к алгебре, к новой и вечной гармонии, к окончательному триумфу ума над сердцем. Термин «постмодернизм» возник в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914). Психологи видят в нем симптом панического состояния общества, эсхатологической тоски индивида. Искусствоведы рассматривают постмодернизм как новый художественный стиль, отличающийся от неоавангарда возвратом к красоте как к реальности, повествовательности, сюжету, мелодии, гармонии» (Е.Кандыба)

«В начале ХХ века классический тип мышления эпохи модерна меняется на неклассический, а в конце века — на постнеклассический. Для фиксирования ментальной специфики новой эпохи, которая кардинально отличалась от предшествующей, требуется новый термин. Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 70-е годы прошлого века было охарактеризовано Ж.-Ф. Лиотаром как «состояние постмодерна». Зарождение постмодерна проходило в 60 — 70-е гг. ХХ века» (Википедия)

Но о постмодернизме ли «плачет» автор?

«В спину шоссе, по фронтам заборов,
Дышит иллюзия прежних, дачных
Глаз Незнакомок и разговоров.
Скрипов уключин. Смеха с плачем...»

Кстати, Блок написал «Незнакомку» на одном из Суздальских озёр в то время, когда Любовь Менделеева ушла от него к Андрею Белому.
Серебряный век, как говорят филологи, начался с появления стихов А.Блока «О красивой даме». Блоком начался, с его смертью и закончился.
И именно к Блоку и обращается автор: «А помнишь, Саша?»

«Стоп. Запускаем рекламный ролик:
«Нюшки», конкур, теснота пейзажа.
Флирт генералов (рубль и доллар).
Трупы домишек…»
и
«Гибель империи позже…»

В литературу врывается реклама и, стало быть, клиповое мышление, переданное автором при помощи однородных существительных. И о чём же это клиповое мышление?
«Нюшки» - я так поняла, что это порнография
«конкур» - преодоление препятствий на заранее условленном маршруте
«теснота пейзажа» - рамки, в которые загоняет себя пишущий автор
«Флирт генералов» - no comments. И интерес к «соотношению сил» занимает умы.
Как-то академик Панченко назвал русскую культуру литературной, объясняя это тем, что, когда М.Ломоносов написал свою оду «На взятие Хотина», факт написания оды вызвал гораздо больший резонанс в обществе, чем само взятие Хотина. Интересно, что бы теперь сказал Александр Михайлович…
«Трупы домишек» - исчезновение старой России…

«…А помнишь, Саша? -
«По вечерам…». Да ведь был же повод!
Гибель империи позже… Глубже
Озеро гаснет, а с ним и грохот
В облаке новых и русских кружев»

Нынче – по автору – и повода для поэзии не осталось. И «гибель империи» - воспринимается мной как гибель литературы…
И не только её «озеро гаснет», но гаснет и «грохот» разрушения…

Стихотворение-сценарий короткометражного фильма-плача по «экологии литературы», красоте и чистоте поэзии.
Стихотворение-«провозглашение» одного из принципов постмодернизма (?): «Постмодернизм реабилитирует предшествующую художественную традицию, а вместе с этим и реализм, академизм, классику, активно шельмуемые на протяжении всего ХХ века. Постмодернизм доказывает свою жизненность, помогая воссоединению прошлого культуры с ее настоящим» (Википедия)

Ну, а насколько верно я поняла это стихотворение – судить автору.

Спасибо!
ЕК

 

 
Рейтинг: 0 940 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!