ГлавнаяПрозаКрупные формыПовести → Кн.2, ч.1, гл.1.: "Эпистолярный жанр"

Кн.2, ч.1, гл.1.: "Эпистолярный жанр"

24 мая 2013 - Cdtnf Шербан
article138174.jpg

 



На целых два месяца меня увлекает переписка со всеми теми, кто уже благополучно существует и без меня. Мои стихотворения обрели чёткие контуры – абрис страдания по отсутствующим адресатам. Когда мне нужно поговорить с Арменом, то просто достаю «Книгу скорбных песнопений» Грегора Нарекаци и читаю с того места в тексте, где открывается. Наброски всех прежних «действующих лиц» в отдалении теряют свои недостатки – идеализируются. Мне пишет Саид из армии и шлёт поклоны моим близким – после школы ушёл с осенним призывом, почему это с влюблённым мальчиком  невозможно  было ничего, а с чуждым проходимцем – всё? Где логика?  И не стану же перед чужим мальчиком самобичеваться: «Саид, опомнись, ты даже не знаешь, какая я…» А какая? Мне явно нужен Армен не как мужчина, а как психолог, который владеет методом директивной терапии – ведь у невротика что главное – запретить ему выбирать – и он успокоится! Сразу все тревоги исчезнут – как ему велят – так он и поступит. Да у нас же вся страна такой была! А дессидентов поимённо все знают.  С упоением прочла «Заводной апельсин» Бёрджеса, где Бог предоставляет даже отморозку свободу выбора, и идея: «Человек, сознательно избравший зло, лучше всё-таки того, кто принудительно выбрал добро!» не кажется мне абсурдной.  При встрече Армен мне скажет: «Не думай, что именно с тобой произошло, загадка в другом – почему это произошло именно с тобой?» Его упор на мою уникальность и индивидуальность носит явно положительную окраску, он меня  будет хвалить за принятые решения свободного человека, но сокрушаться  о моей женской неопытности. Но про нашу будущую встречу с ним  пока нет ни намёка, а я так  представляю наш диалог: «Армен, я не достойна  даже стоять рядом с тобой!» И мне как-то не по себе.
Больше всего хочу говорить со Светило – мне не в чем его обвинить, но теперь благодаря всем событиям я узнала, что можно  остаться влюблённой, даже показательно расправившись с собой, мой удар, рассчитанный на него,  пришёлся по мне самой, и я с трудом оправилась после такой контузии. Произношу про себя, что мне ничего от него не надо – только бы увидеть хоть раз, как и Армена, впрочем.
Могу же я быть подругой, в конце-то  концов. И тут же ехидно вопрошаю: «А ему зачем?» Или умные  мужчины закончились для компании – по поводу чего дружить-то будем?
Вот  с Алёшей мы остались друзьями. Поэтому каждый живёт сам по себе. Мы ни разу не искали встречи  друг с другом за всю оставшуюся жизнь, понимая, что нельзя войти в одну и ту же реку дважды.  До сих пор, когда я вспоминаю друга добрым словом, мне хочется быть услышанной – вдруг это как раз то, что поддержит в трудную минуту?
И я пишу свои тексты в никуда. Кто-то иронично замечает, что это «саги». 
ВОТ ТАК, ПРИМЕРНО: С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, ЛЁХА!


 Сегодня Алёше Кузнецову 43!


 


Алёша, друг, привет!


Позволь, как  в  детстве,


С тобой поговорить 


В  твой День Рожденья!


Парадоксально –


Хочется – о смерти


Не так,  чтобы «любимого созданья»,


Не про любовь, что долго умирает


В моей душе с закрытыми глазами,


В агонии цепляется за сердце.


Она – внутри. Вцепилась бы и в горло,


Да больше уж её не выпускаю...


А помнишь, нет глупее проявлений


И розовеет вся картинка мира?


Её любимый складывает в пазлы,


Где всё моё значенье минимально.


Он уверял: где для меня лишь плоскость,


Объёмно многомерное пространство.


И не был никогда согласен с жанром,


Как если бы шекспировских трагедий


В быту и вовсе не существовало.


Как не было совместного с ним быта.


А если что и было между нами


На плоскости, что занимает тело,


Во мне одной в «3 - Д» запечатлелось.


Но и тогда была твоим клиентом,


О, старый друг,


Кто есть сексопатолог


По выбору,


Как стал нейрохирургом!


Звучит ведь, - «Кузнецов!»


Как там Казарин?


Не выбыл вслед за мной?


И много позже?


Подумать только!


Боже! Век знакомы!


С шестнадцати!  А  всё не замолкаю...


 


Спасибо за письмо.


Моя заслуга, 


Что к двадцати сподобилась признанья.


Далась мне  эта Пиррова победа!


Недолго же судьба торжествовала!


Ведь было ни к чему уже – так поздно...


Да и за то безмерно благодарна,


Что дружбу никогда не предавала,


Раз  не было любовных прецедентов


И наложений в области пространства


За временной отрезок в четверть века,


Где про отсутствие не доложился.


Мне не пришлось делить тебя, всецело


В синхрон вписавшись первым поцелуем.


Небывшее  не подлежит сравненью!


Пошли подальше антропометрию


И всё, чему научен в Медицинском!


С тебя отсчёт был интеллектуалов,


Хватающихся дерзко за живое.


Науку эту проходила позже.


И умолчу по поводу открытий.


Да здравствует здоровая невинность!


Прости, что пафос мой не разделяешь.


 


Любовь такими крохами питалась –


Событьями, подобранными птичкой.


Не то, что нет истории – историй!


Как не было у нас с тобой Парижа,


Моих французов – Бреля и Превера,


Сколь красочно рифмуют «Снег над Льежем»,


В то время, где ещё и не мужчина, не женщина,


Зато мы вместе оба!


Потом и восхищал один Подгорский –


Матёрый сам насквозь преподаватель,


И всё, что было ценным, полюбилось,


Не меряясь силой, 


Несоизмеримым,


Смирившись, подчинилась превосходству.


 


Мы, кстати, с ним 


И встретились недавно,


Чтоб невзначай сказать о сокровенном.


И вот, что странно –


Как родню целуешь: бесстрастно


И ни капли не смущаясь,


И кто бы думать мог,


Насколько дорог


За крошечный отрезок


Общей жизни


«Учитель – ученик»


Диполь, диада


(Всё термины других головоломок)!


Ещё б не больно –


Проломить  коробку!


Кто не новатор – пусть починит крышу!


Как много расширявших горизонты


Прогрессоров

 Летать меня учило!


 


А мой Прекрасный Принц –


Художник Чарсов?


Вот где привет  Петрарки для Лауры


С отключкой измененного сознанья!


Иконописен образ современный,


И тысячи эпитетов вдогонку,


И поцелуй руки... на ценном фото –


Непаханное поле экзальтаций!


Прельщенье красотой – не интеллектом!


Последний вздох


Перед броском на выстрел.


 


Хотела говорить с тобой о смерти,


О чём с Подгорским оба промолчали.


Нет слов таких, чтоб выразить потерю,


При этом не затёрто, не банально.


Ушла от нас  Великая Петрова,


И трон императрицы опустелый


Не состраданья молит, а почтенья


И возложенья дани классицизму.


 


Найти, Алёша, верных интонаций


Не так-то просто...


Имя Тютчеведа и Фетоведа


Там, в шестидесятых,


Крамолой отдаёт непонарошку!


Неконъюктурно искреннее слово.


 


Поляк учёный на семейном фото – один.


И в мантии, и в головном уборе,


Как будто бы в церковном званье  ксендза –


Экзотика в эпоху ускоренья


И ретро под эгидой перестройки.


О, штампы заскорузлого сознанья!


О, эхо ученических конспектов!


А скажет так: «Кто смолоду был молод...», цитируя,


И «всё порхаешь птичкой?»


Вдруг сверзнется диплом до спецвопроса,


А «гриф», «патент» - до «спецпереселенья»,


Но это всё не умаляет ценность,


Не задевает мелких честолюбий,


Вселяя трепет, уваженье в массы


И в единичный мой конкретный случай.


 


Как выстроилось – так оно и лучше.


Сложись иначе – новым вариантом


Своей судьбы 


Сейчас бы тут делилась.


И больно не оплакивать утраты.


(С подбором слов – сама мисс Деликатность)


Какая статность! И какая сила!


Дворянство крови! А манер элитных!


Какое постоянство стиля жизни!


Какая обстоятельность привычек!


Фурор – костюм тот


На Толстовских чтеньях –


(За семьдесят давно!) –


Столь белоснежный,


Что светится в глуби  аудиторий


В соавторстве с блистательным докладом!


 


Алёша, к делу!


Вот что значит  правда!


Кто одинок, тому вполне нормально


Делиться новомодным монологом.


И да потерпит друг ещё немного 


Со мной беседу


О сторонней смерти.


 


Так с Днём Рожденья!



Все слова – на ветер!


Не умирай ещё!


Представь,  Париж...


Вокруг него  всё  мысленно паришь?


Всё веселее, чем двоим у Данте,


Носимым  вихрем  до скончания мира!


 


Мы порознь оба дожили до даты,


Что и  отметим


По своим квартирам.




А помнишь: « С Днём  Рожденья европейца»


И подпись – нет глупее – «Азиат»?!


Всё наверстаешь. Всё ещё успеешь.


Ступай вперёд!


Не оглянись назад!


 


15.01.2011




настроение: Дружественное
хочется: Поговорить
слушаю: Монолог
Метки: друг, прошлое 

Представьте, какие длинные свитки в рифму и без писала я всю жизнь для Его Величества, прав он «Всего не перечтёшь!» И вы это уже поняли?!

 
 

© Copyright: Cdtnf Шербан, 2013

Регистрационный номер №0138174

от 24 мая 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0138174 выдан для произведения:

 



На целых два месяца меня увлекает переписка со всеми теми, кто уже благополучно существует и без меня. Мои стихотворения обрели чёткие контуры – абрис страдания по отсутствующим адресатам. Когда мне нужно поговорить с Арменом, то просто достаю «Книгу скорбных песнопений» Грегора Нарекаци и читаю с того места в тексте, где открывается. Наброски всех прежних «действующих лиц» в отдалении теряют свои недостатки – идеализируются. Мне пишет Саид из армии и шлёт поклоны моим близким – после школы ушёл с осенним призывом, почему это с влюблённым мальчиком  невозможно  было ничего, а с чуждым проходимцем – всё? Где логика?  И не стану же перед чужим мальчиком самобичеваться: «Саид, опомнись, ты даже не знаешь, какая я…» А какая? Мне явно нужен Армен не как мужчина, а как психолог, который владеет методом директивной терапии – ведь у невротика что главное – запретить ему выбирать – и он успокоится! Сразу все тревоги исчезнут – как ему велят – так он и поступит. Да у нас же вся страна такой была! А дессидентов поимённо все знают.  С упоением прочла «Заводной апельсин» Бёрджеса, где Бог предоставляет даже отморозку свободу выбора, и идея: «Человек, сознательно избравший зло, лучше всё-таки того, кто принудительно выбрал добро!» не кажется мне абсурдной.  При встрече Армен мне скажет: «Не думай, что именно с тобой произошло, загадка в другом – почему это произошло именно с тобой?» Его упор на мою уникальность и индивидуальность носит явно положительную окраску, он меня  будет хвалить за принятые решения свободного человека, но сокрушаться  о моей женской неопытности. Но про нашу будущую встречу с ним  пока нет ни намёка, а я так  представляю наш диалог: «Армен, я не достойна  даже стоять рядом с тобой!» И мне как-то не по себе.
Больше всего хочу говорить со Светило – мне не в чем его обвинить, но теперь благодаря всем событиям я узнала, что можно  остаться влюблённой, даже показательно расправившись с собой, мой удар, рассчитанный на него,  пришёлся по мне самой, и я с трудом оправилась после такой контузии. Произношу про себя, что мне ничего от него не надо – только бы увидеть хоть раз, как и Армена, впрочем.
Могу же я быть подругой, в конце-то  концов. И тут же ехидно вопрошаю: «А ему зачем?» Или умные  мужчины закончились для компании – по поводу чего дружить-то будем?
Вот  с Алёшей мы остались друзьями. Поэтому каждый живёт сам по себе. Мы ни разу не искали встречи  друг с другом за всю оставшуюся жизнь, понимая, что нельзя войти в одну и ту же реку дважды.  До сих пор, когда я вспоминаю друга добрым словом, мне хочется быть услышанной – вдруг это как раз то, что поддержит в трудную минуту?
И я пишу свои тексты в никуда. Кто-то иронично замечает, что это «саги». 
ВОТ ТАК, ПРИМЕРНО: С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, ЛЁХА!


 Сегодня Алёше Кузнецову 43!


 


Алёша, друг, привет!


Позволь, как  в  детстве,


С тобой поговорить 


В  твой День Рожденья!


Парадоксально –


Хочется – о смерти


Не так,  чтобы «любимого созданья»,


Не про любовь, что долго умирает


В моей душе с закрытыми глазами,


В агонии цепляется за сердце.


Она – внутри. Вцепилась бы и в горло,


Да больше уж её не выпускаю...


А помнишь, нет глупее проявлений


И розовеет вся картинка мира?


Её любимый складывает в пазлы,


Где всё моё значенье минимально.


Он уверял: где для меня лишь плоскость,


Объёмно многомерное пространство.


И не был никогда согласен с жанром,


Как если бы шекспировских трагедий


В быту и вовсе не существовало.


Как не было совместного с ним быта.


А если что и было между нами


На плоскости, что занимает тело,


Во мне одной в «3 - Д» запечатлелось.


Но и тогда была твоим клиентом,


О, старый друг,


Кто есть сексопатолог


По выбору,


Как стал нейрохирургом!


Звучит ведь, - «Кузнецов!»


Как там Казарин?


Не выбыл вслед за мной?


И много позже?


Подумать только!


Боже! Век знакомы!


С шестнадцати!  А  всё не замолкаю...


 


Спасибо за письмо.


Моя заслуга, 


Что к двадцати сподобилась признанья.


Далась мне  эта Пиррова победа!


Недолго же судьба торжествовала!


Ведь было ни к чему уже – так поздно...


Да и за то безмерно благодарна,


Что дружбу никогда не предавала,


Раз  не было любовных прецедентов


И наложений в области пространства


За временной отрезок в четверть века,


Где про отсутствие не доложился.


Мне не пришлось делить тебя, всецело


В синхрон вписавшись первым поцелуем.


Небывшее  не подлежит сравненью!


Пошли подальше антропометрию


И всё, чему научен в Медицинском!


С тебя отсчёт был интеллектуалов,


Хватающихся дерзко за живое.


Науку эту проходила позже.


И умолчу по поводу открытий.


Да здравствует здоровая невинность!


Прости, что пафос мой не разделяешь.


 


Любовь такими крохами питалась –


Событьями, подобранными птичкой.


Не то, что нет истории – историй!


Как не было у нас с тобой Парижа,


Моих французов – Бреля и Превера,


Сколь красочно рифмуют «Снег над Льежем»,


В то время, где ещё и не мужчина, не женщина,


Зато мы вместе оба!


Потом и восхищал один Подгорский –


Матёрый сам насквозь преподаватель,


И всё, что было ценным, полюбилось,


Не меряясь силой, 


Несоизмеримым,


Смирившись, подчинилась превосходству.


 


Мы, кстати, с ним 


И встретились недавно,


Чтоб невзначай сказать о сокровенном.


И вот, что странно –


Как родню целуешь: бесстрастно


И ни капли не смущаясь,


И кто бы думать мог,


Насколько дорог


За крошечный отрезок


Общей жизни


«Учитель – ученик»


Диполь, диада


(Всё термины других головоломок)!


Ещё б не больно –


Проломить  коробку!


Кто не новатор – пусть починит крышу!


Как много расширявших горизонты


Прогрессоров

 Летать меня учило!


 


А мой Прекрасный Принц –


Художник Чарсов?


Вот где привет  Петрарки для Лауры


С отключкой измененного сознанья!


Иконописен образ современный,


И тысячи эпитетов вдогонку,


И поцелуй руки... на ценном фото –


Непаханное поле экзальтаций!


Прельщенье красотой – не интеллектом!


Последний вздох


Перед броском на выстрел.


 


Хотела говорить с тобой о смерти,


О чём с Подгорским оба промолчали.


Нет слов таких, чтоб выразить потерю,


При этом не затёрто, не банально.


Ушла от нас  Великая Петрова,


И трон императрицы опустелый


Не состраданья молит, а почтенья


И возложенья дани классицизму.


 


Найти, Алёша, верных интонаций


Не так-то просто...


Имя Тютчеведа и Фетоведа


Там, в шестидесятых,


Крамолой отдаёт непонарошку!


Неконъюктурно искреннее слово.


 


Поляк учёный на семейном фото – один.


И в мантии, и в головном уборе,


Как будто бы в церковном званье  ксендза –


Экзотика в эпоху ускоренья


И ретро под эгидой перестройки.


О, штампы заскорузлого сознанья!


О, эхо ученических конспектов!


А скажет так: «Кто смолоду был молод...», цитируя,


И «всё порхаешь птичкой?»


Вдруг сверзнется диплом до спецвопроса,


А «гриф», «патент» - до «спецпереселенья»,


Но это всё не умаляет ценность,


Не задевает мелких честолюбий,


Вселяя трепет, уваженье в массы


И в единичный мой конкретный случай.


 


Как выстроилось – так оно и лучше.


Сложись иначе – новым вариантом


Своей судьбы 


Сейчас бы тут делилась.


И больно не оплакивать утраты.


(С подбором слов – сама мисс Деликатность)


Какая статность! И какая сила!


Дворянство крови! А манер элитных!


Какое постоянство стиля жизни!


Какая обстоятельность привычек!


Фурор – костюм тот


На Толстовских чтеньях –


(За семьдесят давно!) –


Столь белоснежный,


Что светится в глуби  аудиторий


В соавторстве с блистательным докладом!


 


Алёша, к делу!


Вот что значит  правда!


Кто одинок, тому вполне нормально


Делиться новомодным монологом.


И да потерпит друг ещё немного 


Со мной беседу


О сторонней смерти.


 


Так с Днём Рожденья!



Все слова – на ветер!


Не умирай ещё!


Представь,  Париж...


Вокруг него  всё  мысленно паришь?


Всё веселее, чем двоим у Данте,


Носимым  вихрем  до скончания мира!


 


Мы порознь оба дожили до даты,


Что и  отметим


По своим квартирам.




А помнишь: « С Днём  Рожденья европейца»


И подпись – нет глупее – «Азиат»?!


Всё наверстаешь. Всё ещё успеешь.


Ступай вперёд!


Не оглянись назад!


 


15.01.2011




настроение: Дружественное
хочется: Поговорить
слушаю: Монолог
Метки: друг, прошлое 

Представьте, какие длинные свитки в рифму и без писала я всю жизнь для Его Величества, прав он «Всего не перечтёшь!» И вы это уже поняли?!

 
 
 
Рейтинг: 0 318 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!