ГлавнаяПрозаКрупные формыПовести → 10. Патриотизм россиян ч.1

10. Патриотизм россиян ч.1

Сегодня в 05:38 - Владимир Винников


 

Татьяна Баканова

 Патриотизм русских людей в войне 1812 г. по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»


Полумиллионная армия, завоевавшая себе в Европе славу непобедимой, под предводительством крупного полководца Наполеона внезапно обрушилась на русскую землю. Но она натолкнулась на мощное противодействие. Против завоевателей сплоченно встала армия и весь народ, защищавшие до последней капли крови свою Родину, свою независимость.
«В войне 1812 года решался вопрос жизни и смерти Отечества. Для всех русских людей тогда было общее желание – изгнание французов из России и истребление их армии… Цель народа была очистить свою землю от нашествия». 


Французы стремительно продвигались вглубь страны от западных ее границ. Жители всех городов и деревень героически отстаивали свою землю. В городе-герое Смоленске при приближении неприятеля начались сильные пожары. Жители бросали все свое имущество, поджигали дома и уходили из города. В романе Толстой показывает одного зажиточного торговца из Смоленска, который раздает товары из своей лавки солдатам. «Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам», - кричал Феропонтов. «Решилась Россея!.. Сам запалю. Решилась» и побежал к своему дому.


После взятия Смоленска наполеоновская армия продвигалась к Москве. Наполеон был твердо уверен своей победе. Но русский народ не сдавался. Крестьяне ни за какие деньги не продавали продукты французской армии. «Карпы и Власы не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его». Чувство патриотизма, охватившее всех русских людей при возникшей опасности, объединило весь народ в единое целое. Сознание правоты своего дела придавало всему народу огромную силу.


По всей стране организовывались партизанские отряды. Старостиха Василиса побила сотни французов, а сельский дьячок возглавил партизанский отряд. На счету отрядов Долохова и Денисова было тоже немало французов. Простой русский крестьянин Тихон Щербатый ловил «мародеров» под Гжатью и был «самым полезным и храбрым человеком» в отряде Денисова.


«Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Такого мужества и стойкости, которые были проявлены русскими солдатами на Бородинском поле, Наполеон не видел во все годы войны и завоеваний. Бойцы знали, что именно здесь решается что-то очень важное, от чего зависит их дальнейшая жизнь. Перед боем солдаты прекратили пить водку, надели чистые рубахи. Лица у всех были напряженные, и в каждой черте этого лица сквозила неумолимая твердость, и глаза как-то странно, неестественно блестели.


Наполеон сидел на складном стульчике и наблюдал за ходом сражения. Впервые за все эти годы победоносного шествия его армии по Европе у него зародилась мысль о поражении. В его голове стремительно проносились все события, которые постигли его при вступлении в Россию. Ему стало жутко. Он все сильнее чувствовал свой провал, который начинался именно здесь, на Бородинском поле. Несмотря на то, что русская армия была почти уничтожена, героизм Кутузова, Багратиона, офицеров и солдат одержал моральную победу над французской армией. 


Русской армии пришлось отступить, и Наполеон был у цели своего нашествия. Он стоял на Поклонной горе и ждал делегацию москвичей с ключами Москвы, любуясь прекрасным синим небом и блеском золотых куполов столичных церквей. Но не дождался. «Для русских людей не могло быть вопроса, хорошо или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего… Все население, как один человек, бросая свое имущество, потекло из Москвы, показывая этим отрицательным действием всю силу своего народного чувства».


Героически вели себя как простые москвичи, так и богатые дворяне. Ростовы оставили все свои дорогие картины, ковры и гобелены, все ценности, и на освободившихся от вещей повозках разместили раненых. Граф Безухов, добродушный и мягкий Пьер, остался в Москве, чтобы защитить столицу и убить Наполеона.


Москва встретила Наполеона страшным огнем пожарищ и пустынными улицами. В Москву вошло войско, которое еще можно было назвать армией, но через пять недель оттуда уходили толпы грязных, оборванных грабителей. Моральный дух армии был подорван и никакими силами нельзя было его поднять. Мудрость и дальновидность великого полководца, отца народа Кутузова, общенародный патриотизм русских людей решил судьбу Наполеона и его армии. Наполеон понял, насколько велики в русском человеке дух независимости и свободы, любовь к своей Родине. 

 

 

ТЕКСТ НАУЧНОЙ СТАТЬИ НА ТЕМУ «ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИОГРАФИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВОИНОВ КРАСНОЙ АРМИИ В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ 1918 1922 ГГ»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИОГРАФИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВОИНОВ КРАСНОЙ АРМИИ В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ (1918-1922 ГГ.)

А.В. Азарова, докторант кафедры истории Военного университета, кандидат исторических наук

Данная статья посвящена условиям формирования историографии проблемы патриотического воспитания воинов Красной Армии в годы гражданской войны в России. Автор выделяет и обобщает историографические источники по данному периоду.

Ключевые слова: историография, патриотическое воспитание, гражданская война.

В отечественной исторической науке тема гражданской войны всегда находилась и продолжает находиться в поле зрения отечественных ученых. Ей посвящены десятки тысяч книг, монографий, обобщающих трудов, очерков, статей, учебников, учебных пособий, научно-справочных изданий, материалов научных конференций. Один из множества аспектов истории гражданской войны - патриотическое воспитание бойцов и командиров Красной Армии (РККА).

Актуальность изучения историографии патриотического воспитания военнослужащих в годы гражданской войны и интервенции в России объясняется рядом обстоятельств социального и научно-познавательного характера.

Изучение источников и литературы по патриотическому воспитанию военнослужащих в период гражданской войны позволило определить условия формирования историографии данной проблемы.

Большевистское руководство создавало условия для того, чтобы историки использовали в методологической основе исследований труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Этому способствовало, в частности, то, что с 1918 г. началось издание массовыми тиражами произведений классиков марксизма-ленинизма. Кроме того, дефицит источникового материала, и в первую очередь архивного.

Приращение источниковой базы осуществлялось за счет издания работ В.И. Ленина и других руководителей правящей большевистской партии.

Исследователи могли почерпнуть из них сведения об официальной позиции высшего государственного руководства Советской России по животрепещущим вопросам военной и политической жизни страны. Кроме того, ЦК РКП(б) публиковал много документов, в которых ставились и решались вопросы создания и укрепления Красной Армии. Особенно много таких документов в виде циркуляров, обращений, призывов с указанием на способы действий в деле создания Красной Армии публиковались в «Правде», «Известиях ЦК РКП(б)» и других органах печати.

Нельзя не констатировать, что в распоряжении историков имелись небезынтересные документы, которые вышли в свет в период гражданской войны. Более того, предпринимались попытки издания своего рода тематических сборников документов, освещающих положение в лагере белых.

Поистине уникальным историческим памятником можно считать «Книжку красноармейца». Она представляет собой своеобразный нормативный акт Советской власти со статусом обязательного для всей Красной Армии, который написан не присущим для юридических документов языком. Здесь налицо элементы революционной фразеологии. Текстологический анализ «Книжки красноармейца» позволил выявить ряд суждений обобщающего характера: в документе разъясняется сущность Красной Армии, цель и задачи борьбы Советской власти, изложенные в популярной форме «заповедей красноармейца»; утверждается, что боец Красной Армии - патриот Советской республики; показывается пагубность проявления трусости на поле боя; особенно подчеркивается, что Красная Армия создана на новой законодательной базе, а поэтому солдат

РККА образец революционной сознательности, первый в борьбе, последний в отступлении.

Таким образом, в «Книжке красноармейца» нашла отражение непростая диалектика сущности и содержания патриотического воспитания военнослужащих РККА. Главный акцент здесь сделан на апелляцию к «революционному сознанию» бойцов Красной Армии. В то же время, в документе не отражены роль и место командного состава в патриотическом воспитании. Более того, к нему выражено определенное недоверие. На «Книжку красноармейца» наложила неизгладимый отпечаток конкретно-историческая обстановка периода формирования регулярной Красной Армии.

Проблемами истории гражданской войны постоянно интересовались руководители Советской России -В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин, Я.М. Свердлов и др. В.И. Ленин не только интересовался, но и сам принимал деятельное участие в разработке истории гражданской войны. С первых дней создания Красной Армии В.И. Ленин обращает внимание на проблему патриотического воспитания военнослужащих.

В.И. Ленин решает задачу патриотического воспитания военнослужащих в комплексе с организацией партийно-политической работы в Красной Армии, которой основатель Советского государства придавал исключительно важное значение. Известна в данной связи его четкая позиция: там, где наиболее заботливо проводится политработа в войсках, там тверже их дух и крепче дисциплина [1, с. 57].

В военной переписке В.И. Ленина за 1918-1920 гг. имеется, по подсчетам, свыше 70 писем, телеграмм и записок членам Революционных военных советов (далее - Реввоенсовет) фронтов и руководящим партийным работникам, находящимся на фронтах гражданской войны, в которых он прямо или косвенно поднимает проблемы политической работы.

Проанализированная выше позиция В.И. Ленина, оказала существенное влияние на взгляды других лидеров советского руководства, излагавших свои суждения по проблемам патриотического воспитания военнослужащих.

Наиболее рельефно это проявляется в трудах Л.Д. Троцкого, государственного и политического деятеля, внесшего весомый вклад в создание и укрепление Красной Армии. Анализ крупных произведений Л.Д. Троцкого (в части касающейся аспектов гражданской войны), как Председателя Революционного военного совета Республики в 1918-1920 гг. [2, с. 6-7], материалов, опубликованных в знаменитой газете «В Пути», издававшейся прямо в бронепоезде Л.Д. Троцкого, дает возможность говорить, что Л.Д. Троцкий уделял пристальное внимание вопросам патриотического воспитания личного состава РККА в годы гражданской войны.

Сочинения В.И. Ленина, других лидеров большевиков в период гражданской войны, следует, в большей степени, расценивать с позиций их уникальности источниковедческой, имея при этом в виду, что между трудами историографического и источниковедческого плана существует тесное диалектическое единство.

Определенный исследовательский импульс положительной силы и в изучении данной проблемы задала созданная в штабе РККА Военно-историческая комиссия, перетерпев в 1918-1920 гг. ряд трансформаций, занявшись предметно изучением исторического опыта Первой мировой и гражданской войн. Большой положительный потенциал несла в себе линия на привлечение к написанию истории гражданской войны широкого круга авторов. Они, каждый со своих позиций, степени теоретической и фактической вооруженности, вносили свой вклад в разработку актуальных аспектов рассматриваемой темы.

Изучение проблемы показывает, что, несмотря на сложности, объективно обусловленные активными, интенсивными и масштабными боевыми действиями, уже в 1918-1919 гг. появились первые статьи, очерки, обзоры, где затрагивались многие аспекты гражданской войны. Это была популярная литература, близкая к публицистике. Ее издавала Комиссия по изучению использованию опыта войны 1914-1918 гг. при Всероссийском главном штабе, а также политуправления фронтов, местные партийные комитеты.

В данном массиве литературы появились и труды, в которых, в определенной степени, была освещена и проблема патриотического воспитания военнослужащих (в комплексе с отдельными вопросами политической работы в вооруженных силах Советской Республики). К ним относятся первые книги по истории Красной Армии и по некоторым ее боевым операциям, а также материалы, вошедшие в сборники Военно-исторической комиссии.

В 1919 г. на базе имевшихся в штабах документов ею был выпущен монографический труд по истории Гражданской войны, в котором была сделана попытка проанализировать основные операции 1918-1919 гг., поднять некоторые вопросы политического обеспечения Красной Армии. В целом же, по всей гражданской войне обобщение опыта боевых действий было впервые предпринято в 1920 г. в сборнике «Фронты Красной Армии и Флота». В нем показывались основные операции на Северном, Западном, Украинском, Южном, Каспийско-Кавказском и Восточном фронтах.

Более полно проблема патриотического воспитания военнослужащих была отражена в трудах, где обобщался опыт агитационно-пропагандистской работы в Красной Армии. В 1919 г. вышел в свет «Краткий очерк культурно-политической работы в Красной Армии за 1918 год». В очерке поднимались проблемы воспитания чувства любви к социалистическому Отечеству, готовности его защищать с достоинством и честью от иностранных интервентов и контрреволюции. При этом особое место занимает показ роли и места политорганов, партийных ячеек в борьбе с правонарушениями в среде красноармейцев.

Отдельные аспекты патриотического воспитания военнослужащих рассматривались в общих чертах в работах В.А. Карпинского, Г. Горского, Т. Рав-данского и особенно, в брошюре активного участника октябрьских событий 1917 г. в Петрограде, члена редакции «Известия ВЦИК» В.А. Быст-рянского.

 

ПАТРИОТИЗМ КАК РЕШАЮЩИЙ ФАКТОР ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГОДОВ

 

АВТОРЫ ФАЙЛЫ РАБОТЫ СЕРТИФИКАТЫ Сиротина С.А. 1, Ахметшин Р.Н. 1 1ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж

 

 Патриотизм во все времена и во все периоды нашей истории, вне зависимости от политики и экономики, был и остается необходимым условием сохранения и развития нашей Родины, а также важнейшей ценностью российского многонационального народа, национальной идеей России.

В годы Великой Отечественной войны патриотизм стал наиважнейшей ценностью в советском обществе, когда стоял вопрос о жизни и смерти нашего государства, о том, быть ли ему свободным, независимым или впасть в порабощение, а то и полностью потеряться с исторической поверхности человечества

Именно в этот период тяжелейших за всю историю нашего Отечества испытаний вся страна поднялась на его защиту. И не было ничего выше и дороже этого поистине святого понятия, которое вдохновляло многих людей на преодоление любых испытаний во имя спасения родной земли. Невиданная стойкость и мужество советских воинов, массовый героизм на фронте и в тылу, огромное стремление наших людей отдать все, даже свою жизнь во имя Победы, позволили поднять представление о патриотизме советского народа на недосягаемую высоту.

За скупыми цифрами статистики миллионы жизни людей, на чью долю выпали эти страшные годы, искалечившие и изранившие их души, истоптавшие мечты и надежды. Однако война помогла каждому осознать себя частью созидательной мощи народа, частью великого государства.

 Никогда не победить тот народ, который горячо любит свою Родину и своего руководителя. Ведь с призывом: «За Родину», «За Сталина» солдаты поднимались в атаку, были готовы бороться со злейшим врагом, когда смертоносным металлом был пронизан весь воздух.

Вероломно напавшая на Советский Союз фашистская армия была высокооснащенной в техническом отношении и хорошо вымуштрованной. За всю историю человечества удар подобной силы не обрушивался ни на одно государство. Опьяненное легкими победами на западе, гитлеровское руководство планировало в рекордно короткие сроки захватить территорию СССР.

 Однако с первых минут войны и до самого ее конца фашистов преследовало упорное сопротивление советского народа под лозунгом «Победа или смерть!»], выдвинутым В. И. Лениным еще в 20-е годы, выражавшем идею бескомпромиссной и беспощадной борьбы с врагом.

Патриотизм, охвативший советских людей на ниве защиты Отечества, ярко проявился в героических подвигах советских воинов, которые в тяжелых оборонительных боях показали пример боевой доблести, самоотверженно отстаивая каждую пядь своей земли.

 

 Как отмечал маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза Г.К. Жуков: «Советский солдат умел прямо смотреть в глаза смертельной опасности, проявлял высшую воинскую доблесть и героизм. И нет границ величию его подвига во имя Родины»

История бережно хранит примеры беспредельной стойкости защитников Брестской крепости, Одессы и Севастополя, Ленинграда и Москвы, Сталинграда и Новороссийска.

К проявлению неподдельной стойкости советских воинов следует отнести подвиг 28 панфиловцев у подмосковного разъезда Дубосеково, 58-дневную оборону Дома Павлова в Сталинграде, 225-дневные бои за плацдарм под Новороссийском.

Как вспоминает на тот момент начальник политотдела 18-й десантной армии, Л.И. Брежнев, на каждого защитника нашей Родины приходилось по 1250 килограммов вражеских снарядов и бомб.

 

Образцом патриотизма советских людей можно считать сбор пожертвований в помощь фронту. Все трудоспособные жители добровольно отдавали последние деньги на государственный заем, который в военные годы составлял большую часть бюджета всей страны. Равнодушных не было, каждый готов был отдать последнее для фронта, для победы. Безусловно, война высветила лучшие патриотические качества советских граждан - тружеников тыла.

В военный период жизнь людей была сопряжена со смертью: на фронте - от пули; а в тылу - от голода, болезни и тяжелейшего труда. Советский фронт и тыл в военные годы функционировал как единый организм.

Самоотверженный труд миллионов граждан, облагороженный патриотической идеей защиты Отечества, имел поразительные результаты. Люди трудились без перерыва и выходных, не останавливали работу и налеты немецкой авиации на прифронтовые города. Люди точно знали: армия нуждается в самолетах, танках, она ждет орудия и боеприпасы. Кроме того, патриотический порыв распространялся не только на старшее поколение, молодежь и подростки не оставались в стороне, стараясь внести свой посильный вклад в одно общее дело.

Особо следует обратить внимание и на партизанское движение, развернувшееся в тылу врага.

Партизаны поддерживали связь с подпольщиками городов и сел, получали от них сведения и передавали их в Москву. Имена героев-партизан, таких как З. Космодемьянская, А.Ф. Федоров, С.А. Ковпак приобрели широкую популярность в народе.

Нельзя не отметить и подвиг советской творческой интеллигенции в военное время, для которой чувство патриотизма и ответственности за свое государство стало приоритетным.

Это проявлялось не только в творческих произведениях того периода, но и в выступлениях перед бойцами и командирами Красной Армии и Флота, в том числе и на передовой, в большинстве случаев с риском для жизни.

Деятельность средств массовой информации, литературы и искусства была направлена на поддержание патриотических чувств советского народа. Массовым тиражом шел выпуск лозунгов, листовок, плакатов и карикатур. Живопись, музыка, театр и кино раскрывали сущность жестокого поведения фашистской нации, отображали героизм советского воина в бою.

Иными словами, история Великой Отечественной Войны, история победы над фашизмом, убедительно свидетельствует о том, что победить любого врага способен лишь народ, тесно сплоченный, беззаветно преданный своей Родине, своему руководителю.

 

Патриотизм советского народа, проявленный в годы Великой Отечественной войны, показал, что это закономерный результат длительного процесса формирования личности патриота своей страны - защитника Родины, достойного гражданина Отечества. Война показала, что на первом месте стоит человек с его моральным, нравственным, благородным обликом и энергией гражданина Отечества. Поэтому наша цель сегодня - не забывать прошлое ради будущего, помнить победителей, подаривших нынешнему и будущему поколениям жизнь, свободу и мир.

 

Патриотизм во время СВО

А.Лабазанов 14.07.2023 г.

 

Наверное, до специальной военной операции слово «патриотизм» для многих было естественным нормальным качеством человека, который живет в России.

В настоящее время наша страна борется за право жить так, как мы хотим, а не пор чьей-то диктовкой. Тысяча наших молодых ребят в том числе из нашего района сражаются за это право, находясь в окопах на передовой и, сегодня слово «патриотизм», а это любить Родину недостаточно.

Родину нужно не только любить, но и защищать.

 Нам долго внушали наши недоброжелатели, что Россия и все, что у нас в России делается – это плохо и президент В.В.Путин плохой.

Давайте сегодня вспомним что Путин сделал. Он Россию с колен поднял. Сегодня никому не секрет, как один президент (Горбачев) нашу Родину продал, а другой (Ельцин) пропил. Люди старого поколения помнят нищету 90-х годов, когда зарплату и пенсии нечем было платить.

Многие страны Запада и в первую очередь США не хотят, чтобы Россия стала Великой страной. Поэтому более 58 стран в мире напичкали Украину оружием и наемниками, чтобы уничтожить Россию.

Сегодня большинство россиян поддерживают СВО на Украине. Многие считают, что еще в 2014 году Украину надо было поставить на место. Позитивное отношение к СВО на Украине имеют свои исторические корни.

Наша молодежь и подрастающее поколение свято чтут память о тех, кто в годы Великой Отечественной войны добил победу над фашизмом. О подвиге тех, кто принес нам победу, пишут и рассказывают в школах, в книгах. Так воспитано наше общество. Как говорится, «Никто не забыт и ничто не забыто».

Вместе с тем, по ряду причин многие слушают недостоверную информацию о СВО на Украине. Может это связано с ростом цен и падением благополучия населения или затягиванием этой спецоперации. Но основная масса понимает, что СВО нужна и приказы надо выполнять. Надо, значить надо. От этого зависит судьба нашей страны, наша жизнь.

Поэтому надо поддерживать нашу Армию, не поддаваться на дезинформацию врага. Надо побольше рассказывать о подвигах наших бойцов, всячески поддерживать их. Это поднимет дух и силу воли у ребят.

Сегодня говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо сказать, что эту работу надо начинать с людьми с раннего детства, больше уделять внимание ребенку, доводить до их сознания, что надо уважать старших, чтоб любил родителей, свой дом, свою школу, свое село и Родину. Хорошо было бы перенять опыт советских школ.

 

29.03.2024  12:45 ОБЩЕСТВО

Более 3000 ветеранов СВО занимаются патриотическим воспитанием подрастающего поколения.

 Вовлечение героев СВО в патриотическое воспитание молодежи – одно из важных направлений работы фонда «Защитники Отечества».

Воспитывать подрастающее поколение нужно на собственном примере. То, что прочитано в книге или увидено в фильме, забудется, а память о личной встрече с героем, который знает о любви к Родине и истинном патриотизме больше, чем кто-либо, останется на всю жизнь. И главную роль в этом должны играть те, кто встал на защиту Отечества.

Одна из основных задач фонда «Защитники Отечества» — вовлечение ветеранов СВО в работу с подрастающим поколением.

Уже более 3000 героев спецоперации общаются со школьниками на уроках мужества, проводят «Разговоры о важном». Герои СВО активно снимают видеоролики, принимают участие в издании книг, проведении конкурсов среди детей и молодежи. За девять месяцев работы фонд организовал более 16 000 мероприятий патриотической направленности. В них приняли участие более 380 000 детей.

«О важности сохранения и укрепления традиционных ценностей в стране неоднократно говорил Президент Российской Федерации. Также он подчеркивал, что большую роль в этой системе играют герои, которые вернулись домой. Они готовы и дальше приносить пользу стране, воспитывая молодое поколение», – говорит председатель фонда «Защитники Отечества» Анна Цивилева.

На форумах ветеранов СВО, организованных фондом, участники и эксперты делились успешными примерами реализации патриотических проектов, говорили о том, как работать с детьми и молодежью, чтобы увлечь, заинтересовать. Многие из них организуют патриотические кружки и секции. Филиалы фонда активно поддерживают такие начинания демобилизованных защитников.

Один из ветеранов СВО, который решил реализовать собственный патриотический проект, – Михаил Толстогузов из Ханты-Мансийска. В зону спецоперации герой отправился добровольцем в феврале 2023 года. После возвращения домой обратился в фонд, чтобы получить удостоверение ветерана боевых действий. А позже Михаил и сам начал работать в региональном филиале – стал социальным координатором. Михаил также стал инициатором проекта «Связь времен и поколений», а воплотить его в жизнь помог фонд «Защитники Отечества». Школьники снимают видеоролики о героях СВО, эти работы можно увидеть в официальных аккаунтах филиала фонда в социальных сетях. Кроме того, в рамках проекта проходят встречи ветеранов СВО с детьми, где защитники рассказывают о своем участии в спецоперации, подвигах товарищей. «Благодаря проекту ребятам будет проще окунуться в историю страны, узнать о настоящих героях, которые живут рядом. Дети видят, что значит любить Родину, быть патриотом. К тому же они понимают, как важно отвечать за свои поступки, с уважением относиться к старшим, любить Отчизну», — считает ветеран СВО, социальный координатор филиала фонда «Защитники Отечества» в Ханты-Мансийском автономном округе Михаил Толстогузов.

 

«Школа патриотического воспитания» – так называется проект филиала фонда в Московской области. Он включает в себя подготовку ветеранов СВО, их обучение для дальнейшего выступления перед учащимися школ, ссузов и вузов. Руководит школой полковник в отставке Вячеслав Шевяков. Он отправился на СВО добровольцем, когда ему было 72 года: не мог остаться в стороне, решил исполнить свой офицерский и гражданский долг. Сегодня он готов делиться опытом, быть наставником для героев, желающих заниматься патриотическим воспитанием детей и молодежи. «Главная задача – донести до детей то, что можно защищать Родину без автомата в руках. Я рассказываю им о подвигах и морально-волевых качествах участников СВО. Уверен, наша школа поможет вырастить настоящих патриотов, людей, которые будут делать все для развития и процветания страны», – рассказывает руководитель проекта «Школа патриотического воспитания» Вячеслав Шевяков.

Филиал фонда в Кемеровской области запустил к 9 Мая видеопроект «Династия» – о семьях, члены которых из поколения в поколение стоят на защите Родины. В роликах ветераны Великой Отечественной войны, СВО, локальных конфликтов в Афганистане, Чечне и воспитанники кадетских училищ будут рассказывать о главных ценностях – патриотизме и любви к своей стране.

В кемеровском филиале также реализуют проект «Патриоты России. Диалог поколений». На встречу с учащимися 7–11 классов школ приглашают ветеранов Великой Отечественной войны, спецоперации, других локальных конфликтов. «Один из главных посылов каждой встречи – если не мы, то кто? Подрастающее поколение видит, что настоящие патриоты живут рядом с нами. И это заставляет их задуматься и буквально воспринимать слова о любви к Родине. Патриотизм для них уже не абстрактное понятие, а наполненное вполне реальными примерами», – делится заместитель руководителя филиала фонда «Защитники Отечества» в Кемеровской области по общественным проектам Олеся Арзютова.

 

В пермском филиале фонда тоже решили воспитывать молодежь на примерах прошлых и настоящих героев. Для школьников и студентов ссузов организуют экскурсии по памятникам Великой Отечественной войны, где вспоминают о подвигах героев тех времен. Также в мероприятии участвуют ветераны СВО, которые делятся с подрастающим поколением жизненным опытом и воспоминаниями. «Маршрут экскурсии построен так, что позволяет показать всю историю локальных конфликтов. Много рассказываю школьникам и студентам о боевых товарищах, их подвигах, о том, как проходит специальная военная операция. Такие проекты очень увлекают ребят и дают им возможность узнавать об исторических событиях на реальных примерах героев», – говорит ветеран СВО из Пермского края Александр Григоренко.

 

В Якутии филиал фонда вместе с крупнейшим информационным агентством региона реализует проект «СВОя история». В видеороликах ветераны СВО и родные погибших героев рассказывают о боевом пути, героизме сослуживцев. В Кировской области филиал фонда вместе с областным отделением «Боевого братства» запустил проект «Кировчане на защите своего Отечества». Это передвижная выставка с более 50 портретами героев СВО.

 

В филиалах фонда во Владимирской, Калининградской, Кировской, Оренбургской, Костромской, Ярославской, Смоленской, Тульской, Курганской областях, Краснодарском, Ставропольском краях, Крыму, Бурятии, Северной Осетии, Ингушетии, Адыгее, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Луганской Народной республиках, Ненецком автономном округе и других регионах страны также проводят большую работу по патриотическому воспитанию молодежи.

 

 

© Copyright: Владимир Винников, 2024

Регистрационный номер №0532453

от Сегодня в 05:38

[Скрыть] Регистрационный номер 0532453 выдан для произведения:


 

Татьяна Баканова

 Патриотизм русских людей в войне 1812 г. по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»


Полумиллионная армия, завоевавшая себе в Европе славу непобедимой, под предводительством крупного полководца Наполеона внезапно обрушилась на русскую землю. Но она натолкнулась на мощное противодействие. Против завоевателей сплоченно встала армия и весь народ, защищавшие до последней капли крови свою Родину, свою независимость.
«В войне 1812 года решался вопрос жизни и смерти Отечества. Для всех русских людей тогда было общее желание – изгнание французов из России и истребление их армии… Цель народа была очистить свою землю от нашествия». 


Французы стремительно продвигались вглубь страны от западных ее границ. Жители всех городов и деревень героически отстаивали свою землю. В городе-герое Смоленске при приближении неприятеля начались сильные пожары. Жители бросали все свое имущество, поджигали дома и уходили из города. В романе Толстой показывает одного зажиточного торговца из Смоленска, который раздает товары из своей лавки солдатам. «Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам», - кричал Феропонтов. «Решилась Россея!.. Сам запалю. Решилась» и побежал к своему дому.


После взятия Смоленска наполеоновская армия продвигалась к Москве. Наполеон был твердо уверен своей победе. Но русский народ не сдавался. Крестьяне ни за какие деньги не продавали продукты французской армии. «Карпы и Власы не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его». Чувство патриотизма, охватившее всех русских людей при возникшей опасности, объединило весь народ в единое целое. Сознание правоты своего дела придавало всему народу огромную силу.


По всей стране организовывались партизанские отряды. Старостиха Василиса побила сотни французов, а сельский дьячок возглавил партизанский отряд. На счету отрядов Долохова и Денисова было тоже немало французов. Простой русский крестьянин Тихон Щербатый ловил «мародеров» под Гжатью и был «самым полезным и храбрым человеком» в отряде Денисова.


«Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Такого мужества и стойкости, которые были проявлены русскими солдатами на Бородинском поле, Наполеон не видел во все годы войны и завоеваний. Бойцы знали, что именно здесь решается что-то очень важное, от чего зависит их дальнейшая жизнь. Перед боем солдаты прекратили пить водку, надели чистые рубахи. Лица у всех были напряженные, и в каждой черте этого лица сквозила неумолимая твердость, и глаза как-то странно, неестественно блестели.


Наполеон сидел на складном стульчике и наблюдал за ходом сражения. Впервые за все эти годы победоносного шествия его армии по Европе у него зародилась мысль о поражении. В его голове стремительно проносились все события, которые постигли его при вступлении в Россию. Ему стало жутко. Он все сильнее чувствовал свой провал, который начинался именно здесь, на Бородинском поле. Несмотря на то, что русская армия была почти уничтожена, героизм Кутузова, Багратиона, офицеров и солдат одержал моральную победу над французской армией. 


Русской армии пришлось отступить, и Наполеон был у цели своего нашествия. Он стоял на Поклонной горе и ждал делегацию москвичей с ключами Москвы, любуясь прекрасным синим небом и блеском золотых куполов столичных церквей. Но не дождался. «Для русских людей не могло быть вопроса, хорошо или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего… Все население, как один человек, бросая свое имущество, потекло из Москвы, показывая этим отрицательным действием всю силу своего народного чувства».


Героически вели себя как простые москвичи, так и богатые дворяне. Ростовы оставили все свои дорогие картины, ковры и гобелены, все ценности, и на освободившихся от вещей повозках разместили раненых. Граф Безухов, добродушный и мягкий Пьер, остался в Москве, чтобы защитить столицу и убить Наполеона.


Москва встретила Наполеона страшным огнем пожарищ и пустынными улицами. В Москву вошло войско, которое еще можно было назвать армией, но через пять недель оттуда уходили толпы грязных, оборванных грабителей. Моральный дух армии был подорван и никакими силами нельзя было его поднять. Мудрость и дальновидность великого полководца, отца народа Кутузова, общенародный патриотизм русских людей решил судьбу Наполеона и его армии. Наполеон понял, насколько велики в русском человеке дух независимости и свободы, любовь к своей Родине. 

 

 

ТЕКСТ НАУЧНОЙ СТАТЬИ НА ТЕМУ «ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИОГРАФИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВОИНОВ КРАСНОЙ АРМИИ В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ 1918 1922 ГГ»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИОГРАФИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВОИНОВ КРАСНОЙ АРМИИ В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ (1918-1922 ГГ.)

А.В. Азарова, докторант кафедры истории Военного университета, кандидат исторических наук

Данная статья посвящена условиям формирования историографии проблемы патриотического воспитания воинов Красной Армии в годы гражданской войны в России. Автор выделяет и обобщает историографические источники по данному периоду.

Ключевые слова: историография, патриотическое воспитание, гражданская война.

В отечественной исторической науке тема гражданской войны всегда находилась и продолжает находиться в поле зрения отечественных ученых. Ей посвящены десятки тысяч книг, монографий, обобщающих трудов, очерков, статей, учебников, учебных пособий, научно-справочных изданий, материалов научных конференций. Один из множества аспектов истории гражданской войны - патриотическое воспитание бойцов и командиров Красной Армии (РККА).

Актуальность изучения историографии патриотического воспитания военнослужащих в годы гражданской войны и интервенции в России объясняется рядом обстоятельств социального и научно-познавательного характера.

Изучение источников и литературы по патриотическому воспитанию военнослужащих в период гражданской войны позволило определить условия формирования историографии данной проблемы.

Большевистское руководство создавало условия для того, чтобы историки использовали в методологической основе исследований труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Этому способствовало, в частности, то, что с 1918 г. началось издание массовыми тиражами произведений классиков марксизма-ленинизма. Кроме того, дефицит источникового материала, и в первую очередь архивного.

Приращение источниковой базы осуществлялось за счет издания работ В.И. Ленина и других руководителей правящей большевистской партии.

Исследователи могли почерпнуть из них сведения об официальной позиции высшего государственного руководства Советской России по животрепещущим вопросам военной и политической жизни страны. Кроме того, ЦК РКП(б) публиковал много документов, в которых ставились и решались вопросы создания и укрепления Красной Армии. Особенно много таких документов в виде циркуляров, обращений, призывов с указанием на способы действий в деле создания Красной Армии публиковались в «Правде», «Известиях ЦК РКП(б)» и других органах печати.

Нельзя не констатировать, что в распоряжении историков имелись небезынтересные документы, которые вышли в свет в период гражданской войны. Более того, предпринимались попытки издания своего рода тематических сборников документов, освещающих положение в лагере белых.

Поистине уникальным историческим памятником можно считать «Книжку красноармейца». Она представляет собой своеобразный нормативный акт Советской власти со статусом обязательного для всей Красной Армии, который написан не присущим для юридических документов языком. Здесь налицо элементы революционной фразеологии. Текстологический анализ «Книжки красноармейца» позволил выявить ряд суждений обобщающего характера: в документе разъясняется сущность Красной Армии, цель и задачи борьбы Советской власти, изложенные в популярной форме «заповедей красноармейца»; утверждается, что боец Красной Армии - патриот Советской республики; показывается пагубность проявления трусости на поле боя; особенно подчеркивается, что Красная Армия создана на новой законодательной базе, а поэтому солдат

РККА образец революционной сознательности, первый в борьбе, последний в отступлении.

Таким образом, в «Книжке красноармейца» нашла отражение непростая диалектика сущности и содержания патриотического воспитания военнослужащих РККА. Главный акцент здесь сделан на апелляцию к «революционному сознанию» бойцов Красной Армии. В то же время, в документе не отражены роль и место командного состава в патриотическом воспитании. Более того, к нему выражено определенное недоверие. На «Книжку красноармейца» наложила неизгладимый отпечаток конкретно-историческая обстановка периода формирования регулярной Красной Армии.

Проблемами истории гражданской войны постоянно интересовались руководители Советской России -В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин, Я.М. Свердлов и др. В.И. Ленин не только интересовался, но и сам принимал деятельное участие в разработке истории гражданской войны. С первых дней создания Красной Армии В.И. Ленин обращает внимание на проблему патриотического воспитания военнослужащих.

В.И. Ленин решает задачу патриотического воспитания военнослужащих в комплексе с организацией партийно-политической работы в Красной Армии, которой основатель Советского государства придавал исключительно важное значение. Известна в данной связи его четкая позиция: там, где наиболее заботливо проводится политработа в войсках, там тверже их дух и крепче дисциплина [1, с. 57].

В военной переписке В.И. Ленина за 1918-1920 гг. имеется, по подсчетам, свыше 70 писем, телеграмм и записок членам Революционных военных советов (далее - Реввоенсовет) фронтов и руководящим партийным работникам, находящимся на фронтах гражданской войны, в которых он прямо или косвенно поднимает проблемы политической работы.

Проанализированная выше позиция В.И. Ленина, оказала существенное влияние на взгляды других лидеров советского руководства, излагавших свои суждения по проблемам патриотического воспитания военнослужащих.

Наиболее рельефно это проявляется в трудах Л.Д. Троцкого, государственного и политического деятеля, внесшего весомый вклад в создание и укрепление Красной Армии. Анализ крупных произведений Л.Д. Троцкого (в части касающейся аспектов гражданской войны), как Председателя Революционного военного совета Республики в 1918-1920 гг. [2, с. 6-7], материалов, опубликованных в знаменитой газете «В Пути», издававшейся прямо в бронепоезде Л.Д. Троцкого, дает возможность говорить, что Л.Д. Троцкий уделял пристальное внимание вопросам патриотического воспитания личного состава РККА в годы гражданской войны.

Сочинения В.И. Ленина, других лидеров большевиков в период гражданской войны, следует, в большей степени, расценивать с позиций их уникальности источниковедческой, имея при этом в виду, что между трудами историографического и источниковедческого плана существует тесное диалектическое единство.

Определенный исследовательский импульс положительной силы и в изучении данной проблемы задала созданная в штабе РККА Военно-историческая комиссия, перетерпев в 1918-1920 гг. ряд трансформаций, занявшись предметно изучением исторического опыта Первой мировой и гражданской войн. Большой положительный потенциал несла в себе линия на привлечение к написанию истории гражданской войны широкого круга авторов. Они, каждый со своих позиций, степени теоретической и фактической вооруженности, вносили свой вклад в разработку актуальных аспектов рассматриваемой темы.

Изучение проблемы показывает, что, несмотря на сложности, объективно обусловленные активными, интенсивными и масштабными боевыми действиями, уже в 1918-1919 гг. появились первые статьи, очерки, обзоры, где затрагивались многие аспекты гражданской войны. Это была популярная литература, близкая к публицистике. Ее издавала Комиссия по изучению использованию опыта войны 1914-1918 гг. при Всероссийском главном штабе, а также политуправления фронтов, местные партийные комитеты.

В данном массиве литературы появились и труды, в которых, в определенной степени, была освещена и проблема патриотического воспитания военнослужащих (в комплексе с отдельными вопросами политической работы в вооруженных силах Советской Республики). К ним относятся первые книги по истории Красной Армии и по некоторым ее боевым операциям, а также материалы, вошедшие в сборники Военно-исторической комиссии.

В 1919 г. на базе имевшихся в штабах документов ею был выпущен монографический труд по истории Гражданской войны, в котором была сделана попытка проанализировать основные операции 1918-1919 гг., поднять некоторые вопросы политического обеспечения Красной Армии. В целом же, по всей гражданской войне обобщение опыта боевых действий было впервые предпринято в 1920 г. в сборнике «Фронты Красной Армии и Флота». В нем показывались основные операции на Северном, Западном, Украинском, Южном, Каспийско-Кавказском и Восточном фронтах.

Более полно проблема патриотического воспитания военнослужащих была отражена в трудах, где обобщался опыт агитационно-пропагандистской работы в Красной Армии. В 1919 г. вышел в свет «Краткий очерк культурно-политической работы в Красной Армии за 1918 год». В очерке поднимались проблемы воспитания чувства любви к социалистическому Отечеству, готовности его защищать с достоинством и честью от иностранных интервентов и контрреволюции. При этом особое место занимает показ роли и места политорганов, партийных ячеек в борьбе с правонарушениями в среде красноармейцев.

Отдельные аспекты патриотического воспитания военнослужащих рассматривались в общих чертах в работах В.А. Карпинского, Г. Горского, Т. Рав-данского и особенно, в брошюре активного участника октябрьских событий 1917 г. в Петрограде, члена редакции «Известия ВЦИК» В.А. Быст-рянского.

 

ПАТРИОТИЗМ КАК РЕШАЮЩИЙ ФАКТОР ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГОДОВ

 

АВТОРЫ ФАЙЛЫ РАБОТЫ СЕРТИФИКАТЫ Сиротина С.А. 1, Ахметшин Р.Н. 1 1ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж

 

 Патриотизм во все времена и во все периоды нашей истории, вне зависимости от политики и экономики, был и остается необходимым условием сохранения и развития нашей Родины, а также важнейшей ценностью российского многонационального народа, национальной идеей России.

В годы Великой Отечественной войны патриотизм стал наиважнейшей ценностью в советском обществе, когда стоял вопрос о жизни и смерти нашего государства, о том, быть ли ему свободным, независимым или впасть в порабощение, а то и полностью потеряться с исторической поверхности человечества

Именно в этот период тяжелейших за всю историю нашего Отечества испытаний вся страна поднялась на его защиту. И не было ничего выше и дороже этого поистине святого понятия, которое вдохновляло многих людей на преодоление любых испытаний во имя спасения родной земли. Невиданная стойкость и мужество советских воинов, массовый героизм на фронте и в тылу, огромное стремление наших людей отдать все, даже свою жизнь во имя Победы, позволили поднять представление о патриотизме советского народа на недосягаемую высоту.

За скупыми цифрами статистики миллионы жизни людей, на чью долю выпали эти страшные годы, искалечившие и изранившие их души, истоптавшие мечты и надежды. Однако война помогла каждому осознать себя частью созидательной мощи народа, частью великого государства.

 Никогда не победить тот народ, который горячо любит свою Родину и своего руководителя. Ведь с призывом: «За Родину», «За Сталина» солдаты поднимались в атаку, были готовы бороться со злейшим врагом, когда смертоносным металлом был пронизан весь воздух.

Вероломно напавшая на Советский Союз фашистская армия была высокооснащенной в техническом отношении и хорошо вымуштрованной. За всю историю человечества удар подобной силы не обрушивался ни на одно государство. Опьяненное легкими победами на западе, гитлеровское руководство планировало в рекордно короткие сроки захватить территорию СССР.

 Однако с первых минут войны и до самого ее конца фашистов преследовало упорное сопротивление советского народа под лозунгом «Победа или смерть!»], выдвинутым В. И. Лениным еще в 20-е годы, выражавшем идею бескомпромиссной и беспощадной борьбы с врагом.

Патриотизм, охвативший советских людей на ниве защиты Отечества, ярко проявился в героических подвигах советских воинов, которые в тяжелых оборонительных боях показали пример боевой доблести, самоотверженно отстаивая каждую пядь своей земли.

 

 Как отмечал маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза Г.К. Жуков: «Советский солдат умел прямо смотреть в глаза смертельной опасности, проявлял высшую воинскую доблесть и героизм. И нет границ величию его подвига во имя Родины»

История бережно хранит примеры беспредельной стойкости защитников Брестской крепости, Одессы и Севастополя, Ленинграда и Москвы, Сталинграда и Новороссийска.

К проявлению неподдельной стойкости советских воинов следует отнести подвиг 28 панфиловцев у подмосковного разъезда Дубосеково, 58-дневную оборону Дома Павлова в Сталинграде, 225-дневные бои за плацдарм под Новороссийском.

Как вспоминает на тот момент начальник политотдела 18-й десантной армии, Л.И. Брежнев, на каждого защитника нашей Родины приходилось по 1250 килограммов вражеских снарядов и бомб.

 

Образцом патриотизма советских людей можно считать сбор пожертвований в помощь фронту. Все трудоспособные жители добровольно отдавали последние деньги на государственный заем, который в военные годы составлял большую часть бюджета всей страны. Равнодушных не было, каждый готов был отдать последнее для фронта, для победы. Безусловно, война высветила лучшие патриотические качества советских граждан - тружеников тыла.

В военный период жизнь людей была сопряжена со смертью: на фронте - от пули; а в тылу - от голода, болезни и тяжелейшего труда. Советский фронт и тыл в военные годы функционировал как единый организм.

Самоотверженный труд миллионов граждан, облагороженный патриотической идеей защиты Отечества, имел поразительные результаты. Люди трудились без перерыва и выходных, не останавливали работу и налеты немецкой авиации на прифронтовые города. Люди точно знали: армия нуждается в самолетах, танках, она ждет орудия и боеприпасы. Кроме того, патриотический порыв распространялся не только на старшее поколение, молодежь и подростки не оставались в стороне, стараясь внести свой посильный вклад в одно общее дело.

Особо следует обратить внимание и на партизанское движение, развернувшееся в тылу врага.

Партизаны поддерживали связь с подпольщиками городов и сел, получали от них сведения и передавали их в Москву. Имена героев-партизан, таких как З. Космодемьянская, А.Ф. Федоров, С.А. Ковпак приобрели широкую популярность в народе.

Нельзя не отметить и подвиг советской творческой интеллигенции в военное время, для которой чувство патриотизма и ответственности за свое государство стало приоритетным.

Это проявлялось не только в творческих произведениях того периода, но и в выступлениях перед бойцами и командирами Красной Армии и Флота, в том числе и на передовой, в большинстве случаев с риском для жизни.

Деятельность средств массовой информации, литературы и искусства была направлена на поддержание патриотических чувств советского народа. Массовым тиражом шел выпуск лозунгов, листовок, плакатов и карикатур. Живопись, музыка, театр и кино раскрывали сущность жестокого поведения фашистской нации, отображали героизм советского воина в бою.

Иными словами, история Великой Отечественной Войны, история победы над фашизмом, убедительно свидетельствует о том, что победить любого врага способен лишь народ, тесно сплоченный, беззаветно преданный своей Родине, своему руководителю.

 

Патриотизм советского народа, проявленный в годы Великой Отечественной войны, показал, что это закономерный результат длительного процесса формирования личности патриота своей страны - защитника Родины, достойного гражданина Отечества. Война показала, что на первом месте стоит человек с его моральным, нравственным, благородным обликом и энергией гражданина Отечества. Поэтому наша цель сегодня - не забывать прошлое ради будущего, помнить победителей, подаривших нынешнему и будущему поколениям жизнь, свободу и мир.

 

Патриотизм во время СВО

А.Лабазанов 14.07.2023 г.

 

Наверное, до специальной военной операции слово «патриотизм» для многих было естественным нормальным качеством человека, который живет в России.

В настоящее время наша страна борется за право жить так, как мы хотим, а не пор чьей-то диктовкой. Тысяча наших молодых ребят в том числе из нашего района сражаются за это право, находясь в окопах на передовой и, сегодня слово «патриотизм», а это любить Родину недостаточно.

Родину нужно не только любить, но и защищать.

 Нам долго внушали наши недоброжелатели, что Россия и все, что у нас в России делается – это плохо и президент В.В.Путин плохой.

Давайте сегодня вспомним что Путин сделал. Он Россию с колен поднял. Сегодня никому не секрет, как один президент (Горбачев) нашу Родину продал, а другой (Ельцин) пропил. Люди старого поколения помнят нищету 90-х годов, когда зарплату и пенсии нечем было платить.

Многие страны Запада и в первую очередь США не хотят, чтобы Россия стала Великой страной. Поэтому более 58 стран в мире напичкали Украину оружием и наемниками, чтобы уничтожить Россию.

Сегодня большинство россиян поддерживают СВО на Украине. Многие считают, что еще в 2014 году Украину надо было поставить на место. Позитивное отношение к СВО на Украине имеют свои исторические корни.

Наша молодежь и подрастающее поколение свято чтут память о тех, кто в годы Великой Отечественной войны добил победу над фашизмом. О подвиге тех, кто принес нам победу, пишут и рассказывают в школах, в книгах. Так воспитано наше общество. Как говорится, «Никто не забыт и ничто не забыто».

Вместе с тем, по ряду причин многие слушают недостоверную информацию о СВО на Украине. Может это связано с ростом цен и падением благополучия населения или затягиванием этой спецоперации. Но основная масса понимает, что СВО нужна и приказы надо выполнять. Надо, значить надо. От этого зависит судьба нашей страны, наша жизнь.

Поэтому надо поддерживать нашу Армию, не поддаваться на дезинформацию врага. Надо побольше рассказывать о подвигах наших бойцов, всячески поддерживать их. Это поднимет дух и силу воли у ребят.

Сегодня говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо сказать, что эту работу надо начинать с людьми с раннего детства, больше уделять внимание ребенку, доводить до их сознания, что надо уважать старших, чтоб любил родителей, свой дом, свою школу, свое село и Родину. Хорошо было бы перенять опыт советских школ.

 

29.03.2024  12:45 ОБЩЕСТВО

Более 3000 ветеранов СВО занимаются патриотическим воспитанием подрастающего поколения.

 Вовлечение героев СВО в патриотическое воспитание молодежи – одно из важных направлений работы фонда «Защитники Отечества».

Воспитывать подрастающее поколение нужно на собственном примере. То, что прочитано в книге или увидено в фильме, забудется, а память о личной встрече с героем, который знает о любви к Родине и истинном патриотизме больше, чем кто-либо, останется на всю жизнь. И главную роль в этом должны играть те, кто встал на защиту Отечества.

Одна из основных задач фонда «Защитники Отечества» — вовлечение ветеранов СВО в работу с подрастающим поколением.

Уже более 3000 героев спецоперации общаются со школьниками на уроках мужества, проводят «Разговоры о важном». Герои СВО активно снимают видеоролики, принимают участие в издании книг, проведении конкурсов среди детей и молодежи. За девять месяцев работы фонд организовал более 16 000 мероприятий патриотической направленности. В них приняли участие более 380 000 детей.

«О важности сохранения и укрепления традиционных ценностей в стране неоднократно говорил Президент Российской Федерации. Также он подчеркивал, что большую роль в этой системе играют герои, которые вернулись домой. Они готовы и дальше приносить пользу стране, воспитывая молодое поколение», – говорит председатель фонда «Защитники Отечества» Анна Цивилева.

На форумах ветеранов СВО, организованных фондом, участники и эксперты делились успешными примерами реализации патриотических проектов, говорили о том, как работать с детьми и молодежью, чтобы увлечь, заинтересовать. Многие из них организуют патриотические кружки и секции. Филиалы фонда активно поддерживают такие начинания демобилизованных защитников.

Один из ветеранов СВО, который решил реализовать собственный патриотический проект, – Михаил Толстогузов из Ханты-Мансийска. В зону спецоперации герой отправился добровольцем в феврале 2023 года. После возвращения домой обратился в фонд, чтобы получить удостоверение ветерана боевых действий. А позже Михаил и сам начал работать в региональном филиале – стал социальным координатором. Михаил также стал инициатором проекта «Связь времен и поколений», а воплотить его в жизнь помог фонд «Защитники Отечества». Школьники снимают видеоролики о героях СВО, эти работы можно увидеть в официальных аккаунтах филиала фонда в социальных сетях. Кроме того, в рамках проекта проходят встречи ветеранов СВО с детьми, где защитники рассказывают о своем участии в спецоперации, подвигах товарищей. «Благодаря проекту ребятам будет проще окунуться в историю страны, узнать о настоящих героях, которые живут рядом. Дети видят, что значит любить Родину, быть патриотом. К тому же они понимают, как важно отвечать за свои поступки, с уважением относиться к старшим, любить Отчизну», — считает ветеран СВО, социальный координатор филиала фонда «Защитники Отечества» в Ханты-Мансийском автономном округе Михаил Толстогузов.

 

«Школа патриотического воспитания» – так называется проект филиала фонда в Московской области. Он включает в себя подготовку ветеранов СВО, их обучение для дальнейшего выступления перед учащимися школ, ссузов и вузов. Руководит школой полковник в отставке Вячеслав Шевяков. Он отправился на СВО добровольцем, когда ему было 72 года: не мог остаться в стороне, решил исполнить свой офицерский и гражданский долг. Сегодня он готов делиться опытом, быть наставником для героев, желающих заниматься патриотическим воспитанием детей и молодежи. «Главная задача – донести до детей то, что можно защищать Родину без автомата в руках. Я рассказываю им о подвигах и морально-волевых качествах участников СВО. Уверен, наша школа поможет вырастить настоящих патриотов, людей, которые будут делать все для развития и процветания страны», – рассказывает руководитель проекта «Школа патриотического воспитания» Вячеслав Шевяков.

Филиал фонда в Кемеровской области запустил к 9 Мая видеопроект «Династия» – о семьях, члены которых из поколения в поколение стоят на защите Родины. В роликах ветераны Великой Отечественной войны, СВО, локальных конфликтов в Афганистане, Чечне и воспитанники кадетских училищ будут рассказывать о главных ценностях – патриотизме и любви к своей стране.

В кемеровском филиале также реализуют проект «Патриоты России. Диалог поколений». На встречу с учащимися 7–11 классов школ приглашают ветеранов Великой Отечественной войны, спецоперации, других локальных конфликтов. «Один из главных посылов каждой встречи – если не мы, то кто? Подрастающее поколение видит, что настоящие патриоты живут рядом с нами. И это заставляет их задуматься и буквально воспринимать слова о любви к Родине. Патриотизм для них уже не абстрактное понятие, а наполненное вполне реальными примерами», – делится заместитель руководителя филиала фонда «Защитники Отечества» в Кемеровской области по общественным проектам Олеся Арзютова.

 

В пермском филиале фонда тоже решили воспитывать молодежь на примерах прошлых и настоящих героев. Для школьников и студентов ссузов организуют экскурсии по памятникам Великой Отечественной войны, где вспоминают о подвигах героев тех времен. Также в мероприятии участвуют ветераны СВО, которые делятся с подрастающим поколением жизненным опытом и воспоминаниями. «Маршрут экскурсии построен так, что позволяет показать всю историю локальных конфликтов. Много рассказываю школьникам и студентам о боевых товарищах, их подвигах, о том, как проходит специальная военная операция. Такие проекты очень увлекают ребят и дают им возможность узнавать об исторических событиях на реальных примерах героев», – говорит ветеран СВО из Пермского края Александр Григоренко.

 

В Якутии филиал фонда вместе с крупнейшим информационным агентством региона реализует проект «СВОя история». В видеороликах ветераны СВО и родные погибших героев рассказывают о боевом пути, героизме сослуживцев. В Кировской области филиал фонда вместе с областным отделением «Боевого братства» запустил проект «Кировчане на защите своего Отечества». Это передвижная выставка с более 50 портретами героев СВО.

 

В филиалах фонда во Владимирской, Калининградской, Кировской, Оренбургской, Костромской, Ярославской, Смоленской, Тульской, Курганской областях, Краснодарском, Ставропольском краях, Крыму, Бурятии, Северной Осетии, Ингушетии, Адыгее, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Луганской Народной республиках, Ненецком автономном округе и других регионах страны также проводят большую работу по патриотическому воспитанию молодежи.

 

 

 
Рейтинг: 0 10 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!