Терлецкая дубрава
28 февраля 2012 -
Вячеслав Сергеечев
Терлецкая дубрава. фото автора.
Терлецкая дубрава.
Вячеслав Сергеечев
Мне повезло, что я живу в 3-ёх минутах ходьбы от Терлецкой дубравы. В Терлецкой дубраве много тенистых уголков, где высятся многовековые дубы, знавшие эпоху Петра 1-го. Именно Пётр Великий был первым российским экологом, который приказал повсеместно сажать дубы, хорошо подходившие для постройки военно-морского флота.
Отзвуком деяний Петра 1-го и является Терлецкая дубрава, посаженная дворянской династией Торлецких. От старинной заброшенной церкви, расположенной рядом с Терлецкой дубравой, по канаве из родничка, в дубраву течёт маленький ручей, пересыхающий в засуху. Этот родничок является божьим даром Терлецкой дубравы. Он положил начало целому каскаду прудов, так украшающих дубраву. Попадая в один из прудов, этот родниковый ручей, по специальному водотоку выходит в небольшое болотце, прибежище лягушек. При этом ручей пересекает знаменитый Владимирский тракт, по которому из Москвы в Сибирь гнали закованных в кандалы декабристов.
Мне повезло, что я живу в 3-ёх минутах ходьбы от Терлецкой дубравы. В Терлецкой дубраве много тенистых уголков, где высятся многовековые дубы, знавшие эпоху Петра 1-го. Именно Пётр Великий был первым российским экологом, который приказал повсеместно сажать дубы, хорошо подходившие для постройки военно-морского флота.
Отзвуком деяний Петра 1-го и является Терлецкая дубрава, посаженная дворянской династией Торлецких. От старинной заброшенной церкви, расположенной рядом с Терлецкой дубравой, по канаве из родничка, в дубраву течёт маленький ручей, пересыхающий в засуху. Этот родничок является божьим даром Терлецкой дубравы. Он положил начало целому каскаду прудов, так украшающих дубраву. Попадая в один из прудов, этот родниковый ручей, по специальному водотоку выходит в небольшое болотце, прибежище лягушек. При этом ручей пересекает знаменитый Владимирский тракт, по которому из Москвы в Сибирь гнали закованных в кандалы декабристов.
Владимирский тракт Терлецкой дубравы. (фото и далее автора).
А далее ручей направляется в сторону Лебедянского пруда и вливается в речушку Серебрянку.
А далее ручей направляется в сторону Лебедянского пруда и вливается в речушку Серебрянку.
Вячеслав Сергеечев. р. Серебрянка в Измайлове. пастель. 65 х 8о см.
Далелее Серебрянка направляется на север Москвы. Все пруды между собой связаны протоками и являются единым водным комплексом.
На одной из полян Терлецкой дубравы была концертная эстрада с многочисленными лавочками. Директор Терлецкой дубравы Цветков Владимир Ильич, предложил мне проводить концерты по субботам и воскресеньям на этой эстраде в летний период. Более удачного предложения в своей жизни я никогда не имел. Я с радостью согласился.
Финансовую сторону этих мероприятий обеспечивал директивно Владимир Ильич. Он через Исполком обязал все предприятия, входившие в наш административный округ, отчислять деньги на культурные мероприятия в «Доминанту». А я на эти деньги обеспечивал проведение концертов по субботам и воскресеньям. Деньги удавалось «выбить» из предприятий небольшие, но их хватало на то, чтобы с Мая и по Октябрь каждые выходные дни на эстраде Терлецкой дубравы проходили концерты, собиравшие со всей окрестности многочисленных зрителей.
На этом месте стояла эстрада, где и проводидись концерты.
Концерты имели огромный успех. За эти годы было проведено огромное количество всевозможных концертов больших коллективов и отдельных солистов. Как-то к нам в Терлецкую дубраву приехали даже артисты Московского театра оперетты. Около трёх часов они показывали фрагменты самых известных оперетт Кальмана, Штрауса и Дунаевского. Успех концерта был огромным. А однажды был даже концерт Большого симфонического оркестра Московской областной филармонии под руководством дирижёра Дмитрия Орлова. Это было для нашей скромной Терлецкой дубравы событием большой значимости.
Продолжительность вечерних концертов была до 3-ёх – 4-ёх часов. Кроме того, частенько днём проводились детские концерты, если оставались деньги. А каждое утро в нашей дубраве по выходным дням играл духовой оркестр или проводились лекции Московского общества «Знание».
Иногда то одно, то другое предприятие деньги на концерт не выделяло, и тогда толпы зрителей, собравшихся к вечеру у эстрады, бывали сильно разочарованы:
– Как? Неужели сегодня концерта не будет? Мы собрались здесь целыми семьями с детьми и внуками в предвкушении большого удовольствия, а концерта не будет? Жаль. Очень жаль!
В таких случаях я устраивал концерты малой формы силами учащихся музыкальных училищ, поэтов, бардов, хоров и танцевальных коллективов художественной самодеятельности. Когда совсем уж нечем было занять наших страждущих зрителей, я сам выступал то с лекцией о русских художниках Передвижниках, то со своей авторской песней, то как скрипач-любитель. В одном из таких концертов я целый вечер исполнял скрипичные сонаты Баха под аккомпанемент электронных клавиш.
В другом концерте мне аккомпанировали два выпускника класса гитары педагога Евгения Дмитриевича Ларичева из Московского областного колледжа искусств. Я исполнил «Мелодию» Глюка, в прекрасном переложении Евгения Ларичева для скрипки и двух гитар. Кроме этого, мы с гитаристами исполнили концерт Вивальди ля минор, «Анданте» Баха и «Кантабиле» Паганини.
На одной из полян Терлецкой дубравы была концертная эстрада с многочисленными лавочками. Директор Терлецкой дубравы Цветков Владимир Ильич, предложил мне проводить концерты по субботам и воскресеньям на этой эстраде в летний период. Более удачного предложения в своей жизни я никогда не имел. Я с радостью согласился.
Финансовую сторону этих мероприятий обеспечивал директивно Владимир Ильич. Он через Исполком обязал все предприятия, входившие в наш административный округ, отчислять деньги на культурные мероприятия в «Доминанту». А я на эти деньги обеспечивал проведение концертов по субботам и воскресеньям. Деньги удавалось «выбить» из предприятий небольшие, но их хватало на то, чтобы с Мая и по Октябрь каждые выходные дни на эстраде Терлецкой дубравы проходили концерты, собиравшие со всей окрестности многочисленных зрителей.
На этом месте стояла эстрада, где и проводидись концерты.
Концерты имели огромный успех. За эти годы было проведено огромное количество всевозможных концертов больших коллективов и отдельных солистов. Как-то к нам в Терлецкую дубраву приехали даже артисты Московского театра оперетты. Около трёх часов они показывали фрагменты самых известных оперетт Кальмана, Штрауса и Дунаевского. Успех концерта был огромным. А однажды был даже концерт Большого симфонического оркестра Московской областной филармонии под руководством дирижёра Дмитрия Орлова. Это было для нашей скромной Терлецкой дубравы событием большой значимости.
Продолжительность вечерних концертов была до 3-ёх – 4-ёх часов. Кроме того, частенько днём проводились детские концерты, если оставались деньги. А каждое утро в нашей дубраве по выходным дням играл духовой оркестр или проводились лекции Московского общества «Знание».
Иногда то одно, то другое предприятие деньги на концерт не выделяло, и тогда толпы зрителей, собравшихся к вечеру у эстрады, бывали сильно разочарованы:
– Как? Неужели сегодня концерта не будет? Мы собрались здесь целыми семьями с детьми и внуками в предвкушении большого удовольствия, а концерта не будет? Жаль. Очень жаль!
В таких случаях я устраивал концерты малой формы силами учащихся музыкальных училищ, поэтов, бардов, хоров и танцевальных коллективов художественной самодеятельности. Когда совсем уж нечем было занять наших страждущих зрителей, я сам выступал то с лекцией о русских художниках Передвижниках, то со своей авторской песней, то как скрипач-любитель. В одном из таких концертов я целый вечер исполнял скрипичные сонаты Баха под аккомпанемент электронных клавиш.
В другом концерте мне аккомпанировали два выпускника класса гитары педагога Евгения Дмитриевича Ларичева из Московского областного колледжа искусств. Я исполнил «Мелодию» Глюка, в прекрасном переложении Евгения Ларичева для скрипки и двух гитар. Кроме этого, мы с гитаристами исполнили концерт Вивальди ля минор, «Анданте» Баха и «Кантабиле» Паганини.
Вячеслав Сергеечев музицирует.
Этот концерт закончили ученики Евгения Дмитриевича, великолепно исполнившие несколько переложений своего учителя для двух гитар, чем заслужили хорошие аплодисменты.
Любопытна подробность последствия этого концерта: Я стою в длиннющей очереди за арбузом у метро «Новогиреево». Женщина, стоявшая намного ближе меня, обратилась к продавцу с просьбой:
– Товарищ продавец, отпустите, пожалуйста, вон тому скрипачу арбуз без очереди, – уж очень хорошо он играет на скрипке.
Не скрою, мне услышать это было очень приятно…
В один из вечеров, мною в Терлецкую дубраву был приглашён известный поэт Анатолий Сенин. Он попросил меня встретить его у метро и проводить в нашу дубраву. Встречаемся у метро «Новогиреево». Ко мне подходит высокий и худой мужчина средних лет. Одет он был экстравагантно. На нём был белый костюм – тройка спецпошива. На шее элегантная бабочка. Белый костюм на нём был несколько не белым, что частенько случается с белой одеждой, наверное, когда ею пользуются в городском транспорте, а не в собственной машине. Во всём его облике чувствовалась неординарность. Держался он самоуверенно и несколько высокомерно.
По пути в дубраву он мне рассказывал не о своих стихах, а о том, что его постоянно преследуют работники КГБ, которые не дают ему «дышать» за то, что он в своих стихах говорит людям правду, не угодную существующему режиму. И что он никогда не откажется от своего предначертания, данного ему свыше, ради правды и справедливости в нашей стране – чего бы это ему ни стоило.
– Однажды работники спецслужб – продолжал поэт Анатолий Сенин – подожгли мне квартиру.
Впоследствии поэт Анатолий Сенин подарит мне на память одну из своих книг с автографом, где видно, что это издание посвящено 100-та летию Сергея Есенина. Внизу надпись: Сенин Анатолий Андреевич и цифра «2». Сверху, у Сергея Есенина, цифры «1» не проставлено. Но Анатолий Сенин эту цифру для первого поэта России умолчал из скромности или застенчивости. Скорее всего, по моему мнению, из-за застенчивости, так как неловко чувствовать себя вторым поэтом России.
Подходим к эстраде нашей дубравы. Поэт Анатолий Сенин привычным для него шагом трибуна поднялся на эстраду и стал в качестве преамбулы своего выступления долго и подробно рассказывать нашим посетителям, собравшимся у эстрады, обо всём том, что он мне рассказывал, пока мы с ним шли в дубраву. Затем он более двух часов читал свои поэтические сочинения, преимущественно политического толка, чем и заслужил аплодисменты наших слушателей. Хороший поэт…
Концерты, организованные «Доминантой», проходили с радиоаппаратурой, обеспечивавшей довольно громкое звучание почти на всю дубраву. Люди гуляли, дышали свежим воздухом, любовались замечательной природой Терлецкой дубравы, с её многочисленными прудами, уточками, живописными тропинками в чаще лесного массива, изобилующего дубами, клёнами, ясенем, лиственницей. А со стороны концертной эстрады раздавались звуки то старинных русских романсов, то душещипательные цыганские романсы, то звуки духового оркестра, то популярные песни прошлых и современных песен.
Перед эстрадой были лавочки на 500-от мест. В хороший, солнечный день собиралось на концерты более 1000-чи зрителей. Всем сидячих мест не хватало, поэтому большая часть зрителей стояла вокруг лавочек под огромными дубами. По краям поляны росли акации. Зрителей порою было так много, что они стояли и за пределами поляны. На деревьях весело чирикали воробьи, попискивали стайки юрких синиц, а откуда-то из части раздавались трели многочисленных соловьёв. Всё это создавало покой и умиротворение. Люди тянулись в Терлецкую дубраву не только отдохнуть, но и прикоснуться к искусству. Это было замечательно.
Позвольте мне, дорогие читатели, рассказать Вам о некоторых наиболее интересных культурных мероприятиях, проводимых «Доминантой» в Терлецкой дубраве тех лет, начиная с 1985 года и продолжавшихся почти до середины 90-ых годов…
Ласковое весеннее утро в Терлецкой дубраве. На небе ни облачка. Вёдро, как говорят в народе. Дубрава усыпана цветущими одуванчиками. Непродолжительный период цветения этих простых, но нарядных растений украшает дубраву. Куда ни кинешь взгляд, везде эти прелестные цветы, на своей длинной ножке купающиеся в лучах яркого солнца и красующиеся своими ярко-жёлтыми цветками.
Пройдёт неделя, другая и эти жёлтые зонтики растают, как сон, как утренний туман, говоря классикой поэзии. Вместо них, на осиротевших стебельках будут только маленькие пуговки, некогда с достоинством удерживавшие былую ненавязчивую красоту этого растения. А пока они царствуют в Терлецкой дубраве. Царство это везде нарушается многочисленной детворой, которая беспрестанно рвёт эти цветы и делает из них на пять минут букеты. Но одуванчиков так много, что это им сильно не вредит. Они сплошным ковром устилают всю дубраву.
Любопытна подробность последствия этого концерта: Я стою в длиннющей очереди за арбузом у метро «Новогиреево». Женщина, стоявшая намного ближе меня, обратилась к продавцу с просьбой:
– Товарищ продавец, отпустите, пожалуйста, вон тому скрипачу арбуз без очереди, – уж очень хорошо он играет на скрипке.
Не скрою, мне услышать это было очень приятно…
В один из вечеров, мною в Терлецкую дубраву был приглашён известный поэт Анатолий Сенин. Он попросил меня встретить его у метро и проводить в нашу дубраву. Встречаемся у метро «Новогиреево». Ко мне подходит высокий и худой мужчина средних лет. Одет он был экстравагантно. На нём был белый костюм – тройка спецпошива. На шее элегантная бабочка. Белый костюм на нём был несколько не белым, что частенько случается с белой одеждой, наверное, когда ею пользуются в городском транспорте, а не в собственной машине. Во всём его облике чувствовалась неординарность. Держался он самоуверенно и несколько высокомерно.
По пути в дубраву он мне рассказывал не о своих стихах, а о том, что его постоянно преследуют работники КГБ, которые не дают ему «дышать» за то, что он в своих стихах говорит людям правду, не угодную существующему режиму. И что он никогда не откажется от своего предначертания, данного ему свыше, ради правды и справедливости в нашей стране – чего бы это ему ни стоило.
– Однажды работники спецслужб – продолжал поэт Анатолий Сенин – подожгли мне квартиру.
Впоследствии поэт Анатолий Сенин подарит мне на память одну из своих книг с автографом, где видно, что это издание посвящено 100-та летию Сергея Есенина. Внизу надпись: Сенин Анатолий Андреевич и цифра «2». Сверху, у Сергея Есенина, цифры «1» не проставлено. Но Анатолий Сенин эту цифру для первого поэта России умолчал из скромности или застенчивости. Скорее всего, по моему мнению, из-за застенчивости, так как неловко чувствовать себя вторым поэтом России.
Подходим к эстраде нашей дубравы. Поэт Анатолий Сенин привычным для него шагом трибуна поднялся на эстраду и стал в качестве преамбулы своего выступления долго и подробно рассказывать нашим посетителям, собравшимся у эстрады, обо всём том, что он мне рассказывал, пока мы с ним шли в дубраву. Затем он более двух часов читал свои поэтические сочинения, преимущественно политического толка, чем и заслужил аплодисменты наших слушателей. Хороший поэт…
Концерты, организованные «Доминантой», проходили с радиоаппаратурой, обеспечивавшей довольно громкое звучание почти на всю дубраву. Люди гуляли, дышали свежим воздухом, любовались замечательной природой Терлецкой дубравы, с её многочисленными прудами, уточками, живописными тропинками в чаще лесного массива, изобилующего дубами, клёнами, ясенем, лиственницей. А со стороны концертной эстрады раздавались звуки то старинных русских романсов, то душещипательные цыганские романсы, то звуки духового оркестра, то популярные песни прошлых и современных песен.
Перед эстрадой были лавочки на 500-от мест. В хороший, солнечный день собиралось на концерты более 1000-чи зрителей. Всем сидячих мест не хватало, поэтому большая часть зрителей стояла вокруг лавочек под огромными дубами. По краям поляны росли акации. Зрителей порою было так много, что они стояли и за пределами поляны. На деревьях весело чирикали воробьи, попискивали стайки юрких синиц, а откуда-то из части раздавались трели многочисленных соловьёв. Всё это создавало покой и умиротворение. Люди тянулись в Терлецкую дубраву не только отдохнуть, но и прикоснуться к искусству. Это было замечательно.
Позвольте мне, дорогие читатели, рассказать Вам о некоторых наиболее интересных культурных мероприятиях, проводимых «Доминантой» в Терлецкой дубраве тех лет, начиная с 1985 года и продолжавшихся почти до середины 90-ых годов…
Ласковое весеннее утро в Терлецкой дубраве. На небе ни облачка. Вёдро, как говорят в народе. Дубрава усыпана цветущими одуванчиками. Непродолжительный период цветения этих простых, но нарядных растений украшает дубраву. Куда ни кинешь взгляд, везде эти прелестные цветы, на своей длинной ножке купающиеся в лучах яркого солнца и красующиеся своими ярко-жёлтыми цветками.
Пройдёт неделя, другая и эти жёлтые зонтики растают, как сон, как утренний туман, говоря классикой поэзии. Вместо них, на осиротевших стебельках будут только маленькие пуговки, некогда с достоинством удерживавшие былую ненавязчивую красоту этого растения. А пока они царствуют в Терлецкой дубраве. Царство это везде нарушается многочисленной детворой, которая беспрестанно рвёт эти цветы и делает из них на пять минут букеты. Но одуванчиков так много, что это им сильно не вредит. Они сплошным ковром устилают всю дубраву.
Вячеслав Сергеечев. Малый пруд Терлецкой дубравы. пастель 132 х 70 см.
12-ть часов дня. Это время детских концертов, устраиваемых «Доминантой» для самых маленьких. Детишек очень много. Они, шумно галдя, уселись перед эстрадой. Кто сидит на скамейке, кто уютно устроился на коленях у мамы, или бабушки, а некоторые ещё не доросли до такой благодати и сидят в колясках, тараща оттуда свои глазки на всё окружающее. На сцене клоуны. Они поют, играют, гримасничают. Все, включая взрослых, весело смеются и аплодируют.
За клоунами на сцену выходит фокусник. Он показывает несколько простеньких, но очень забавных фокусов с собачкой, которая то появляется в ящике, то пропадает. Собачка совсем маленькая. Она одета в такой же маленький комбинезончик, какой и на многих наших ребятишках. На голове собачки нарядная шляпка, а на груди бабочка. Фокусник приглашает одного из малышей на сцену, и тот участвует в фокусе с собачкой. Собачка очень ласковая. Она позволяет себя погладить. Через несколько минут вся сцена оказалась заполненной детворой. Все тянутся к собачке, но она в очередной раз пропадает в ящике, а вместо неё из ящика показался кролик. Ликованию детишек нет предела.
На сцене появляется дрессировщица с двумя малюсенькими обезьянками. Они ловко кувыркаются, лазают по лестнице и пролезают через обручи. Один из малышей подошёл к сцене и протянул обезьянкам банан. Дрессировщица подошла к мальчику, взяла банан, очистила его и, разделив надвое, дала обезьянкам. Те банан моментально съели к всеобщему ликованию.
Не успели обезьянки уйти со сцены, а всеобщее внимание привлекли два жонглёра. Они начали с головокружительной скоростью перекидываться то кольцами, то булавами, то разноцветными зонтиками. Делалось это под весёлую музыку песенки «в траве сидел кузнечик». Детишки дружно хлопали в ладоши, не всегда попадая в такт, но это никому не мешало. Эта атмосфера всеобщего веселья и радости продолжалась около часа…
Вечереет. Прекрасная погода. Тепло. Несколько минут назад прошёл небольшой летний дождичек, освеживший воздух дубравы, её деревья, кусты и травы. Дождик был такой лёгкий и кратковременный, что он не потревожил многочисленных посетителей дубравы. Солнце своими вечерними лучами посылает на Терлецкую дубраву последние золотистые отблески. У концертной эстрады почти все лавочки уже заполнены. Посетители ждут встречи с певицей Москонцерта Валентиной Паниной. Сегодня вечер старинного русского романса. Валентина Николаевна праправнучка знаменитой в прошлом певицы Варвары Паниной.
Вот она подъезжает на своём автомобиле к эстраде, я её встречаю и провожаю в маленькую комнатку за сценой, где она и переодевается в роскошное концертное платье с глубоким декольте. С ней её аккомпаниатор гитарист Виноградов. Валентина Панина выходит к зрителям, а вместе с ней на сцене появляется и дух старинного русского романса.
12-ть часов дня. Это время детских концертов, устраиваемых «Доминантой» для самых маленьких. Детишек очень много. Они, шумно галдя, уселись перед эстрадой. Кто сидит на скамейке, кто уютно устроился на коленях у мамы, или бабушки, а некоторые ещё не доросли до такой благодати и сидят в колясках, тараща оттуда свои глазки на всё окружающее. На сцене клоуны. Они поют, играют, гримасничают. Все, включая взрослых, весело смеются и аплодируют.
За клоунами на сцену выходит фокусник. Он показывает несколько простеньких, но очень забавных фокусов с собачкой, которая то появляется в ящике, то пропадает. Собачка совсем маленькая. Она одета в такой же маленький комбинезончик, какой и на многих наших ребятишках. На голове собачки нарядная шляпка, а на груди бабочка. Фокусник приглашает одного из малышей на сцену, и тот участвует в фокусе с собачкой. Собачка очень ласковая. Она позволяет себя погладить. Через несколько минут вся сцена оказалась заполненной детворой. Все тянутся к собачке, но она в очередной раз пропадает в ящике, а вместо неё из ящика показался кролик. Ликованию детишек нет предела.
На сцене появляется дрессировщица с двумя малюсенькими обезьянками. Они ловко кувыркаются, лазают по лестнице и пролезают через обручи. Один из малышей подошёл к сцене и протянул обезьянкам банан. Дрессировщица подошла к мальчику, взяла банан, очистила его и, разделив надвое, дала обезьянкам. Те банан моментально съели к всеобщему ликованию.
Не успели обезьянки уйти со сцены, а всеобщее внимание привлекли два жонглёра. Они начали с головокружительной скоростью перекидываться то кольцами, то булавами, то разноцветными зонтиками. Делалось это под весёлую музыку песенки «в траве сидел кузнечик». Детишки дружно хлопали в ладоши, не всегда попадая в такт, но это никому не мешало. Эта атмосфера всеобщего веселья и радости продолжалась около часа…
Вечереет. Прекрасная погода. Тепло. Несколько минут назад прошёл небольшой летний дождичек, освеживший воздух дубравы, её деревья, кусты и травы. Дождик был такой лёгкий и кратковременный, что он не потревожил многочисленных посетителей дубравы. Солнце своими вечерними лучами посылает на Терлецкую дубраву последние золотистые отблески. У концертной эстрады почти все лавочки уже заполнены. Посетители ждут встречи с певицей Москонцерта Валентиной Паниной. Сегодня вечер старинного русского романса. Валентина Николаевна праправнучка знаменитой в прошлом певицы Варвары Паниной.
Вот она подъезжает на своём автомобиле к эстраде, я её встречаю и провожаю в маленькую комнатку за сценой, где она и переодевается в роскошное концертное платье с глубоким декольте. С ней её аккомпаниатор гитарист Виноградов. Валентина Панина выходит к зрителям, а вместе с ней на сцене появляется и дух старинного русского романса.
Лишь только вечер затеплится синий,
Лишь только звёзды зажгут небеса.
И черёмух серебряный иней
Уберёт жемчугами роса.
Низкий голос певицы с глубоким вибрато. Он разносится усиленным радиоаппаратурой на всю Терлецкую дубраву. Проникновенное пение Валентины Паниной доносит до слушателей дубравы всю прелесть этого популярного романса. Валентина Панина поёт романс за романсом, благодарные слушатели награждают её бурной овацией. А вокруг великолепная природа, погрузившаяся в полусумрак наступившего вечера…
Сегодня в Терлецкой дубраве артисты театра «Сатиры»: Ольга Аросева, Борис Рунге и Александр Диденко. Всё бы хорошо, но осенняя погода совсем разладилась. Дождь с самого утра, почти не переставая, льёт и льёт. Артисты собрались в директорском домике, где все мы держим совет. Вопрос на повестке вечера только один: выступать под дождь, или не выступать? Директор Терлецкой дубравы Владимир Ильич угощает именитых гостей кофе и совсем не настаивает на выступлении, поглядывая в окошко на дождь. Но наши артисты на выступлении настаивают сами:
– Если зрители ждут, то альтернатив других быть не может – выступать.
Идём на сцену под зонтиками. До эстрады 200 метров. Асфальтовая дорожка пузырится от дождя, но мы подходим к крытой эстраде. Небо совсем заволокло тучами. Холодно. Артисты ещё не успели взойти на сцену, а их уже встретила громкими аплодисментами небольшая кучка зрителей нашей дубравы, накрывшаяся зонтами и полиэтиленовыми плёнками. Никакой дождь наших зрителей разогнать не смог. Завсегдатаи «Кабачка 13 стульев», под проливной дождь провели блестяще своё выступление по полной программе. Ни один из немногочисленных зрителей не покинул своих скамеек.
После концерта гости нашей дубравы зашли отогреться в директорский домик. В домике тепло и уютно. Владимир Ильич включил свой электрический кофейник и угостил ещё раз артистов своим фирменным кофе, мастером приготовления которого он здесь считался. Затем он достал «рояль в кустах», в виде припасённого для таких торжественных случаев бутылочки коньяка, баночки красной икры и тортика «Наполеон». После нескольких маленьких рюмочек армянского коньяка в пять звёздочек, артисты разговорились и рассказали нам много интересных, а порой и пикантных подробностей из своей артистической жизни.
В частности, Ольга Александровна рассказала о том, что будучи ребёнком, она была сфотографирована со Сталиным на день Военно-Воздушного флота в «Тушино». Эта фотография была напечатана в «Комсомольской правде». А было это в далёком 1935-ом году…
Сегодня к нам в Терлецкую дубраву приезжают артисты цыганского театра «Ромэн». Объявление об их приезде висит уже неделю. Зрителей собралось очень много. Вся поляна заполнена людьми.
Всю свою многовековую жизнь цыгане проводили в кибитках, кочуя по просторам нашей России. Сегодняшние цыгане пересели с повозок на автомобили. Столько машин в Терлецкую дубраву ещё не приезжало. Машины разнообразных марок заполонили всё пространство за нашей эстрадой. Из машин выбралось около тридцати артистов цыганского театра «Ромэн». Они шумною гурьбой собрались за эстрадой и стали темпераментно обсуждать между собой детали своего предстоящего выступления. При этом они крутили по сторонам своими головами, и в их глазах виделось восхищение окружающей природой нашей дубравы.
Затем цыгане, под оглушительные аплодисменты наших зрителей, вышли на эстраду. До чего же наш народ любит цыган! Может быть, даже и не самих цыган, а их зажигательное творчество.
Молодые мамаши с колясками, что постарше с детьми на руках, а совсем «старые» держат своих детишек за руки. Но какой там? Детишки уже заполнили всю сцену и рвутся к цыганам. Для детишек, ещё в своей жизни мало что понимающих, цыгане, по-видимому, инстинктивно необыкновенно привлекательны. Их с большим трудом удаётся оттащить со сцены. Такого большого количества зрителей Терлецкая дубрава ещё никогда не видела. Народу было так много, что большая часть зрителей не помещалась на поляне, а находилась за пределами её, где не всё через густую листву деревьев и кустарников было видно.
Цыганский ансамбль пел и танцевал более двух часов. Восторгу зрителей не было предела. Наверное, от оглушительных аплодисментов в тот вечер с многовековых дубов упало много листьев. У наших зрителей в тот вечер были опасения, – не отобьют ли они окончательно ладони? А у администрации дубравы были свои опасения, – выдержит ли такой вихрь танцев хлипкая эстрада?...
[Скрыть]
Регистрационный номер 0030938 выдан для произведения:
Мне повезло, что я живу в 3-ёх минутах ходьбы от Терлецкой дубравы. В Терлецкой дубраве много тенистых уголков, где высятся многовековые дубы, знавшие эпоху Петра 1-го. Именно Пётр Великий был первым российским экологом, который приказал повсеместно сажать дубы, хорошо подходившие для постройки военно-морского флота.
Отзвуком деяний Петра 1-го и является Терлецкая дубрава, посаженная дворянской династией Торлецких. От старинной заброшенной церкви, расположенной рядом с Терлецкой дубравой, по канаве из родничка, в дубраву течёт маленький ручей, пересыхающий в засуху. Этот родничок является божьим даром Терлецкой дубравы. Он положил начало целому каскаду прудов, так украшающих дубраву. Попадая в один из прудов, этот родниковый ручей, по специальному водотоку выходит в небольшое болотце, прибежище лягушек. При этом ручей пересекает знаменитый Владимирский тракт, по которому из Москвы в Сибирь гнали закованных в кандалы декабристов.
А далее ручей направляется в сторону Лебедянского пруда и вливается в речушку Серебрянку, направляющуюся далее на север Москвы. Все пруды между собой связаны протоками и являются единым водным комплексом.
На одной из полян Терлецкой дубравы была концертная эстрада с многочисленными лавочками. Директор Терлецкой дубравы Цветков Владимир Ильич, предложил мне проводить концерты по субботам и воскресеньям на этой эстраде в летний период. Более удачного предложения в своей жизни я никогда не имел. Я с радостью согласился.
Финансовую сторону этих мероприятий обеспечивал директивно Владимир Ильич. Он через Исполком обязал все предприятия, входившие в наш административный округ, отчислять деньги на культурные мероприятия в «Доминанту». А я на эти деньги обеспечивал проведение концертов по субботам и воскресеньям. Деньги удавалось «выбить» из предприятий небольшие, но их хватало на то, чтобы с Мая и по Октябрь каждые выходные дни на эстраде Терлецкой дубравы проходили концерты, собиравшие со всей окрестности многочисленных зрителей.
Концерты имели огромный успех. За эти годы было проведено огромное количество всевозможных концертов больших коллективов и отдельных солистов. Как-то к нам в Терлецкую дубраву приехали даже артисты Московского театра оперетты. Около трёх часов они показывали фрагменты самых известных оперетт Кальмана, Штрауса и Дунаевского. Успех концерта был огромным. А однажды был даже концерт Большого симфонического оркестра Московской областной филармонии под руководством дирижёра Дмитрия Орлова. Это было для нашей скромной Терлецкой дубравы событием большой значимости.
Продолжительность вечерних концертов была до 3-ёх – 4-ёх часов. Кроме того, частенько днём проводились детские концерты, если оставались деньги. А каждое утро в нашей дубраве по выходным дням играл духовой оркестр или проводились лекции Московского общества «Знание».
Иногда то одно, то другое предприятие деньги на концерт не выделяло, и тогда толпы зрителей, собравшихся к вечеру у эстрады, бывали сильно разочарованы:
– Как? Неужели сегодня концерта не будет? Мы собрались здесь целыми семьями с детьми и внуками в предвкушении большого удовольствия, а концерта не будет? Жаль. Очень жаль!
В таких случаях я устраивал концерты малой формы силами учащихся музыкальных училищ, поэтов, бардов, хоров и танцевальных коллективов художественной самодеятельности. Когда совсем уж нечем было занять наших страждущих зрителей, я сам выступал то с лекцией о русских художниках Передвижниках, то со своей авторской песней, то как скрипач-любитель. В одном из таких концертов я целый вечер исполнял скрипичные сонаты Баха под аккомпанемент электронных клавиш.
В другом концерте мне аккомпанировали два выпускника класса гитары педагога Евгения Дмитриевича Ларичева из Московского областного колледжа искусств. Я исполнил «Мелодию» Глюка, в прекрасном переложении Евгения Ларичева для скрипки и двух гитар. Кроме этого, мы с гитаристами исполнили концерт Вивальди ля минор, «Анданте» Баха и «Кантабиле» Паганини. Этот концерт закончили ученики Евгения Дмитриевича, великолепно исполнившие несколько переложений своего учителя для двух гитар, чем заслужили хорошие аплодисменты.
Любопытна подробность последствия этого концерта: Я стою в длиннющей очереди за арбузом у метро «Новогиреево». Женщина, стоявшая намного ближе меня, обратилась к продавцу с просьбой:
– Товарищ продавец, отпустите, пожалуйста, вон тому скрипачу арбуз без очереди, – уж очень хорошо он играет на скрипке.
Не скрою, мне услышать это было очень приятно…
В один из вечеров, мною в Терлецкую дубраву был приглашён известный поэт Анатолий Сенин. Он попросил меня встретить его у метро и проводить в нашу дубраву. Встречаемся у метро «Новогиреево». Ко мне подходит высокий и худой мужчина средних лет. Одет он был экстравагантно. На нём был белый костюм – тройка спецпошива. На шее элегантная бабочка. Белый костюм на нём был несколько не белым, что частенько случается с белой одеждой, наверное, когда ею пользуются в городском транспорте, а не в собственной машине. Во всём его облике чувствовалась неординарность. Держался он самоуверенно и несколько высокомерно.
По пути в дубраву он мне рассказывал не о своих стихах, а о том, что его постоянно преследуют работники КГБ, которые не дают ему «дышать» за то, что он в своих стихах говорит людям правду, не угодную существующему режиму. И что он никогда не откажется от своего предначертания, данного ему свыше, ради правды и справедливости в нашей стране – чего бы это ему ни стоило.
– Однажды работники спецслужб – продолжал поэт Анатолий Сенин – подожгли мне квартиру.
Впоследствии поэт Анатолий Сенин подарит мне на память одну из своих книг с автографом, где видно, что это издание посвящено 100-та летию Сергея Есенина. Внизу надпись: Сенин Анатолий Андреевич и цифра «2». Сверху, у Сергея Есенина, цифры «1» не проставлено. Но Анатолий Сенин эту цифру для первого поэта России умолчал из скромности или застенчивости. Скорее всего, по моему мнению, из-за застенчивости, так как неловко чувствовать себя вторым поэтом России.
Подходим к эстраде нашей дубравы. Поэт Анатолий Сенин привычным для него шагом трибуна поднялся на эстраду и стал в качестве преамбулы своего выступления долго и подробно рассказывать нашим посетителям, собравшимся у эстрады, обо всём том, что он мне рассказывал, пока мы с ним шли в дубраву. Затем он более двух часов читал свои поэтические сочинения, преимущественно политического толка, чем и заслужил аплодисменты наших слушателей. Хороший поэт…
Концерты, организованные «Доминантой», проходили с радиоаппаратурой, обеспечивавшей довольно громкое звучание почти на всю дубраву. Люди гуляли, дышали свежим воздухом, любовались замечательной природой Терлецкой дубравы, с её многочисленными прудами, уточками, живописными тропинками в чаще лесного массива, изобилующего дубами, клёнами, ясенем, лиственницей. А со стороны концертной эстрады раздавались звуки то старинных русских романсов, то душещипательные цыганские романсы, то звуки духового оркестра, то популярные песни прошлых и современных песен.
Перед эстрадой были лавочки на 500-от мест. В хороший, солнечный день собиралось на концерты более 1000-чи зрителей. Всем сидячих мест не хватало, поэтому большая часть зрителей стояла вокруг лавочек под огромными дубами. По краям поляны росли акации. Зрителей порою было так много, что они стояли и за пределами поляны. На деревьях весело чирикали воробьи, попискивали стайки юрких синиц, а откуда-то из части раздавались трели многочисленных соловьёв. Всё это создавало покой и умиротворение. Люди тянулись в Терлецкую дубраву не только отдохнуть, но и прикоснуться к искусству. Это было замечательно.
Позвольте мне, дорогие читатели, рассказать Вам о некоторых наиболее интересных культурных мероприятиях, проводимых «Доминантой» в Терлецкой дубраве тех лет, начиная с 1985 года и продолжавшихся почти до середины 90-ых годов…
Ласковое весеннее утро в Терлецкой дубраве. На небе ни облачка. Вёдро, как говорят в народе. Дубрава усыпана цветущими одуванчиками. Непродолжительный период цветения этих простых, но нарядных растений украшает дубраву. Куда ни кинешь взгляд, везде эти прелестные цветы, на своей длинной ножке купающиеся в лучах яркого солнца и красующиеся своими ярко-жёлтыми цветками.
Пройдёт неделя, другая и эти жёлтые зонтики растают, как сон, как утренний туман, говоря классикой поэзии. Вместо них, на осиротевших стебельках будут только маленькие пуговки, некогда с достоинством удерживавшие былую ненавязчивую красоту этого растения. А пока они царствуют в Терлецкой дубраве. Царство это везде нарушается многочисленной детворой, которая беспрестанно рвёт эти цветы и делает из них на пять минут букеты. Но одуванчиков так много, что это им сильно не вредит. Они сплошным ковром устилают всю дубраву.
12-ть часов дня. Это время детских концертов, устраиваемых «Доминантой» для самых маленьких. Детишек очень много. Они, шумно галдя, уселись перед эстрадой. Кто сидит на скамейке, кто уютно устроился на коленях у мамы, или бабушки, а некоторые ещё не доросли до такой благодати и сидят в колясках, тараща оттуда свои глазки на всё окружающее. На сцене клоуны. Они поют, играют, гримасничают. Все, включая взрослых, весело смеются и аплодируют.
За клоунами на сцену выходит фокусник. Он показывает несколько простеньких, но очень забавных фокусов с собачкой, которая то появляется в ящике, то пропадает. Собачка совсем маленькая. Она одета в такой же маленький комбинезончик, какой и на многих наших ребятишках. На голове собачки нарядная шляпка, а на груди бабочка. Фокусник приглашает одного из малышей на сцену, и тот участвует в фокусе с собачкой. Собачка очень ласковая. Она позволяет себя погладить. Через несколько минут вся сцена оказалась заполненной детворой. Все тянутся к собачке, но она в очередной раз пропадает в ящике, а вместо неё из ящика показался кролик. Ликованию детишек нет предела.
На сцене появляется дрессировщица с двумя малюсенькими обезьянками. Они ловко кувыркаются, лазают по лестнице и пролезают через обручи. Один из малышей подошёл к сцене и протянул обезьянкам банан. Дрессировщица подошла к мальчику, взяла банан, очистила его и, разделив надвое, дала обезьянкам. Те банан моментально съели к всеобщему ликованию.
Не успели обезьянки уйти со сцены, а всеобщее внимание привлекли два жонглёра. Они начали с головокружительной скоростью перекидываться то кольцами, то булавами, то разноцветными зонтиками. Делалось это под весёлую музыку песенки «в траве сидел кузнечик». Детишки дружно хлопали в ладоши, не всегда попадая в такт, но это никому не мешало. Эта атмосфера всеобщего веселья и радости продолжалась около часа…
Вечереет. Прекрасная погода. Тепло. Несколько минут назад прошёл небольшой летний дождичек, освеживший воздух дубравы, её деревья, кусты и травы. Дождик был такой лёгкий и кратковременный, что он не потревожил многочисленных посетителей дубравы. Солнце своими вечерними лучами посылает на Терлецкую дубраву последние золотистые отблески. У концертной эстрады почти все лавочки уже заполнены. Посетители ждут встречи с певицей Москонцерта Валентиной Паниной. Сегодня вечер старинного русского романса. Валентина Николаевна праправнучка знаменитой в прошлом певицы Варвары Паниной.
Вот она подъезжает на своём автомобиле к эстраде, я её встречаю и провожаю в маленькую комнатку за сценой, где она и переодевается в роскошное концертное платье с глубоким декольте. С ней её аккомпаниатор гитарист Виноградов. Валентина Панина выходит к зрителям, а вместе с ней на сцене появляется и дух старинного русского романса.
Лишь только вечер затеплится синий,
Лишь только звёзды зажгут небеса.
И черёмух серебряный иней
Уберёт жемчугами роса.
Низкий голос певицы с глубоким вибрато. Он разносится усиленным радиоаппаратурой на всю Терлецкую дубраву. Проникновенное пение Валентины Паниной доносит до слушателей дубравы всю прелесть этого популярного романса. Валентина Панина поёт романс за романсом, благодарные слушатели награждают её бурной овацией. А вокруг великолепная природа, погрузившаяся в полусумрак наступившего вечера…
Сегодня в Терлецкой дубраве артисты театра «Сатиры»: Ольга Аросева, Борис Рунге и Александр Диденко. Всё бы хорошо, но осенняя погода совсем разладилась. Дождь с самого утра, почти не переставая, льёт и льёт. Артисты собрались в директорском домике, где все мы держим совет. Вопрос на повестке вечера только один: выступать под дождь, или не выступать? Директор Терлецкой дубравы Владимир Ильич угощает именитых гостей кофе и совсем не настаивает на выступлении, поглядывая в окошко на дождь. Но наши артисты на выступлении настаивают сами:
– Если зрители ждут, то альтернатив других быть не может – выступать.
Идём на сцену под зонтиками. До эстрады 200 метров. Асфальтовая дорожка пузырится от дождя, но мы подходим к крытой эстраде. Небо совсем заволокло тучами. Холодно. Артисты ещё не успели взойти на сцену, а их уже встретила громкими аплодисментами небольшая кучка зрителей нашей дубравы, накрывшаяся зонтами и полиэтиленовыми плёнками. Никакой дождь наших зрителей разогнать не смог. Завсегдатаи «Кабачка 13 стульев», под проливной дождь провели блестяще своё выступление по полной программе. Ни один из немногочисленных зрителей не покинул своих скамеек.
После концерта гости нашей дубравы зашли отогреться в директорский домик. В домике тепло и уютно. Владимир Ильич включил свой электрический кофейник и угостил ещё раз артистов своим фирменным кофе, мастером приготовления которого он здесь считался. Затем он достал «рояль в кустах», в виде припасённого для таких торжественных случаев бутылочки коньяка, баночки красной икры и тортика «Наполеон». После нескольких маленьких рюмочек армянского коньяка в пять звёздочек, артисты разговорились и рассказали нам много интересных, а порой и пикантных подробностей из своей артистической жизни.
В частности, Ольга Александровна рассказала о том, что будучи ребёнком, она была сфотографирована со Сталиным на день Военно-Воздушного флота в «Тушино». Эта фотография была напечатана в «Комсомольской правде». А было это в далёком 1935-ом году…
Сегодня к нам в Терлецкую дубраву приезжают артисты цыганского театра «Ромэн». Объявление об их приезде висит уже неделю. Зрителей собралось очень много. Вся поляна заполнена людьми.
Всю свою многовековую жизнь цыгане проводили в кибитках, кочуя по просторам нашей России. Сегодняшние цыгане пересели с повозок на автомобили. Столько машин в Терлецкую дубраву ещё не приезжало. Машины разнообразных марок заполонили всё пространство за нашей эстрадой. Из машин выбралось около тридцати артистов цыганского театра «Ромэн». Они шумною гурьбой собрались за эстрадой и стали темпераментно обсуждать между собой детали своего предстоящего выступления. При этом они крутили по сторонам своими головами, и в их глазах виделось восхищение окружающей природой нашей дубравы.
Затем цыгане, под оглушительные аплодисменты наших зрителей, вышли на эстраду. До чего же наш народ любит цыган! Может быть, даже и не самих цыган, а их зажигательное творчество.
Молодые мамаши с колясками, что постарше с детьми на руках, а совсем «старые» держат своих детишек за руки. Но какой там? Детишки уже заполнили всю сцену и рвутся к цыганам. Для детишек, ещё в своей жизни мало что понимающих, цыгане, по-видимому, инстинктивно необыкновенно привлекательны. Их с большим трудом удаётся оттащить со сцены. Такого большого количества зрителей Терлецкая дубрава ещё никогда не видела. Народу было так много, что большая часть зрителей не помещалась на поляне, а находилась за пределами её, где не всё через густую листву деревьев и кустарников было видно.
Цыганский ансамбль пел и танцевал более двух часов. Восторгу зрителей не было предела. Наверное, от оглушительных аплодисментов в тот вечер с многовековых дубов упало много листьев. У наших зрителей в тот вечер были опасения, – не отобьют ли они окончательно ладони? А у администрации дубравы были свои опасения, – выдержит ли такой вихрь танцев хлипкая эстрада?...
Терлецкая дубрава. фото автора.
Терлецкая дубрава.
Вячеслав Сергеечев
Мне повезло, что я живу в 3-ёх минутах ходьбы от Терлецкой дубравы. В Терлецкой дубраве много тенистых уголков, где высятся многовековые дубы, знавшие эпоху Петра 1-го. Именно Пётр Великий был первым российским экологом, который приказал повсеместно сажать дубы, хорошо подходившие для постройки военно-морского флота.
Отзвуком деяний Петра 1-го и является Терлецкая дубрава, посаженная дворянской династией Торлецких. От старинной заброшенной церкви, расположенной рядом с Терлецкой дубравой, по канаве из родничка, в дубраву течёт маленький ручей, пересыхающий в засуху. Этот родничок является божьим даром Терлецкой дубравы. Он положил начало целому каскаду прудов, так украшающих дубраву. Попадая в один из прудов, этот родниковый ручей, по специальному водотоку выходит в небольшое болотце, прибежище лягушек. При этом ручей пересекает знаменитый Владимирский тракт, по которому из Москвы в Сибирь гнали закованных в кандалы декабристов.
А далее ручей направляется в сторону Лебедянского пруда и вливается в речушку Серебрянку, направляющуюся далее на север Москвы. Все пруды между собой связаны протоками и являются единым водным комплексом.
На одной из полян Терлецкой дубравы была концертная эстрада с многочисленными лавочками. Директор Терлецкой дубравы Цветков Владимир Ильич, предложил мне проводить концерты по субботам и воскресеньям на этой эстраде в летний период. Более удачного предложения в своей жизни я никогда не имел. Я с радостью согласился.
Финансовую сторону этих мероприятий обеспечивал директивно Владимир Ильич. Он через Исполком обязал все предприятия, входившие в наш административный округ, отчислять деньги на культурные мероприятия в «Доминанту». А я на эти деньги обеспечивал проведение концертов по субботам и воскресеньям. Деньги удавалось «выбить» из предприятий небольшие, но их хватало на то, чтобы с Мая и по Октябрь каждые выходные дни на эстраде Терлецкой дубравы проходили концерты, собиравшие со всей окрестности многочисленных зрителей.
Концерты имели огромный успех. За эти годы было проведено огромное количество всевозможных концертов больших коллективов и отдельных солистов. Как-то к нам в Терлецкую дубраву приехали даже артисты Московского театра оперетты. Около трёх часов они показывали фрагменты самых известных оперетт Кальмана, Штрауса и Дунаевского. Успех концерта был огромным. А однажды был даже концерт Большого симфонического оркестра Московской областной филармонии под руководством дирижёра Дмитрия Орлова. Это было для нашей скромной Терлецкой дубравы событием большой значимости.
Продолжительность вечерних концертов была до 3-ёх – 4-ёх часов. Кроме того, частенько днём проводились детские концерты, если оставались деньги. А каждое утро в нашей дубраве по выходным дням играл духовой оркестр или проводились лекции Московского общества «Знание».
Иногда то одно, то другое предприятие деньги на концерт не выделяло, и тогда толпы зрителей, собравшихся к вечеру у эстрады, бывали сильно разочарованы:
– Как? Неужели сегодня концерта не будет? Мы собрались здесь целыми семьями с детьми и внуками в предвкушении большого удовольствия, а концерта не будет? Жаль. Очень жаль!
В таких случаях я устраивал концерты малой формы силами учащихся музыкальных училищ, поэтов, бардов, хоров и танцевальных коллективов художественной самодеятельности. Когда совсем уж нечем было занять наших страждущих зрителей, я сам выступал то с лекцией о русских художниках Передвижниках, то со своей авторской песней, то как скрипач-любитель. В одном из таких концертов я целый вечер исполнял скрипичные сонаты Баха под аккомпанемент электронных клавиш.
В другом концерте мне аккомпанировали два выпускника класса гитары педагога Евгения Дмитриевича Ларичева из Московского областного колледжа искусств. Я исполнил «Мелодию» Глюка, в прекрасном переложении Евгения Ларичева для скрипки и двух гитар. Кроме этого, мы с гитаристами исполнили концерт Вивальди ля минор, «Анданте» Баха и «Кантабиле» Паганини. Этот концерт закончили ученики Евгения Дмитриевича, великолепно исполнившие несколько переложений своего учителя для двух гитар, чем заслужили хорошие аплодисменты.
Любопытна подробность последствия этого концерта: Я стою в длиннющей очереди за арбузом у метро «Новогиреево». Женщина, стоявшая намного ближе меня, обратилась к продавцу с просьбой:
– Товарищ продавец, отпустите, пожалуйста, вон тому скрипачу арбуз без очереди, – уж очень хорошо он играет на скрипке.
Не скрою, мне услышать это было очень приятно…
В один из вечеров, мною в Терлецкую дубраву был приглашён известный поэт Анатолий Сенин. Он попросил меня встретить его у метро и проводить в нашу дубраву. Встречаемся у метро «Новогиреево». Ко мне подходит высокий и худой мужчина средних лет. Одет он был экстравагантно. На нём был белый костюм – тройка спецпошива. На шее элегантная бабочка. Белый костюм на нём был несколько не белым, что частенько случается с белой одеждой, наверное, когда ею пользуются в городском транспорте, а не в собственной машине. Во всём его облике чувствовалась неординарность. Держался он самоуверенно и несколько высокомерно.
По пути в дубраву он мне рассказывал не о своих стихах, а о том, что его постоянно преследуют работники КГБ, которые не дают ему «дышать» за то, что он в своих стихах говорит людям правду, не угодную существующему режиму. И что он никогда не откажется от своего предначертания, данного ему свыше, ради правды и справедливости в нашей стране – чего бы это ему ни стоило.
– Однажды работники спецслужб – продолжал поэт Анатолий Сенин – подожгли мне квартиру.
Впоследствии поэт Анатолий Сенин подарит мне на память одну из своих книг с автографом, где видно, что это издание посвящено 100-та летию Сергея Есенина. Внизу надпись: Сенин Анатолий Андреевич и цифра «2». Сверху, у Сергея Есенина, цифры «1» не проставлено. Но Анатолий Сенин эту цифру для первого поэта России умолчал из скромности или застенчивости. Скорее всего, по моему мнению, из-за застенчивости, так как неловко чувствовать себя вторым поэтом России.
Подходим к эстраде нашей дубравы. Поэт Анатолий Сенин привычным для него шагом трибуна поднялся на эстраду и стал в качестве преамбулы своего выступления долго и подробно рассказывать нашим посетителям, собравшимся у эстрады, обо всём том, что он мне рассказывал, пока мы с ним шли в дубраву. Затем он более двух часов читал свои поэтические сочинения, преимущественно политического толка, чем и заслужил аплодисменты наших слушателей. Хороший поэт…
Концерты, организованные «Доминантой», проходили с радиоаппаратурой, обеспечивавшей довольно громкое звучание почти на всю дубраву. Люди гуляли, дышали свежим воздухом, любовались замечательной природой Терлецкой дубравы, с её многочисленными прудами, уточками, живописными тропинками в чаще лесного массива, изобилующего дубами, клёнами, ясенем, лиственницей. А со стороны концертной эстрады раздавались звуки то старинных русских романсов, то душещипательные цыганские романсы, то звуки духового оркестра, то популярные песни прошлых и современных песен.
Перед эстрадой были лавочки на 500-от мест. В хороший, солнечный день собиралось на концерты более 1000-чи зрителей. Всем сидячих мест не хватало, поэтому большая часть зрителей стояла вокруг лавочек под огромными дубами. По краям поляны росли акации. Зрителей порою было так много, что они стояли и за пределами поляны. На деревьях весело чирикали воробьи, попискивали стайки юрких синиц, а откуда-то из части раздавались трели многочисленных соловьёв. Всё это создавало покой и умиротворение. Люди тянулись в Терлецкую дубраву не только отдохнуть, но и прикоснуться к искусству. Это было замечательно.
Позвольте мне, дорогие читатели, рассказать Вам о некоторых наиболее интересных культурных мероприятиях, проводимых «Доминантой» в Терлецкой дубраве тех лет, начиная с 1985 года и продолжавшихся почти до середины 90-ых годов…
Ласковое весеннее утро в Терлецкой дубраве. На небе ни облачка. Вёдро, как говорят в народе. Дубрава усыпана цветущими одуванчиками. Непродолжительный период цветения этих простых, но нарядных растений украшает дубраву. Куда ни кинешь взгляд, везде эти прелестные цветы, на своей длинной ножке купающиеся в лучах яркого солнца и красующиеся своими ярко-жёлтыми цветками.
Пройдёт неделя, другая и эти жёлтые зонтики растают, как сон, как утренний туман, говоря классикой поэзии. Вместо них, на осиротевших стебельках будут только маленькие пуговки, некогда с достоинством удерживавшие былую ненавязчивую красоту этого растения. А пока они царствуют в Терлецкой дубраве. Царство это везде нарушается многочисленной детворой, которая беспрестанно рвёт эти цветы и делает из них на пять минут букеты. Но одуванчиков так много, что это им сильно не вредит. Они сплошным ковром устилают всю дубраву.
12-ть часов дня. Это время детских концертов, устраиваемых «Доминантой» для самых маленьких. Детишек очень много. Они, шумно галдя, уселись перед эстрадой. Кто сидит на скамейке, кто уютно устроился на коленях у мамы, или бабушки, а некоторые ещё не доросли до такой благодати и сидят в колясках, тараща оттуда свои глазки на всё окружающее. На сцене клоуны. Они поют, играют, гримасничают. Все, включая взрослых, весело смеются и аплодируют.
За клоунами на сцену выходит фокусник. Он показывает несколько простеньких, но очень забавных фокусов с собачкой, которая то появляется в ящике, то пропадает. Собачка совсем маленькая. Она одета в такой же маленький комбинезончик, какой и на многих наших ребятишках. На голове собачки нарядная шляпка, а на груди бабочка. Фокусник приглашает одного из малышей на сцену, и тот участвует в фокусе с собачкой. Собачка очень ласковая. Она позволяет себя погладить. Через несколько минут вся сцена оказалась заполненной детворой. Все тянутся к собачке, но она в очередной раз пропадает в ящике, а вместо неё из ящика показался кролик. Ликованию детишек нет предела.
На сцене появляется дрессировщица с двумя малюсенькими обезьянками. Они ловко кувыркаются, лазают по лестнице и пролезают через обручи. Один из малышей подошёл к сцене и протянул обезьянкам банан. Дрессировщица подошла к мальчику, взяла банан, очистила его и, разделив надвое, дала обезьянкам. Те банан моментально съели к всеобщему ликованию.
Не успели обезьянки уйти со сцены, а всеобщее внимание привлекли два жонглёра. Они начали с головокружительной скоростью перекидываться то кольцами, то булавами, то разноцветными зонтиками. Делалось это под весёлую музыку песенки «в траве сидел кузнечик». Детишки дружно хлопали в ладоши, не всегда попадая в такт, но это никому не мешало. Эта атмосфера всеобщего веселья и радости продолжалась около часа…
Вечереет. Прекрасная погода. Тепло. Несколько минут назад прошёл небольшой летний дождичек, освеживший воздух дубравы, её деревья, кусты и травы. Дождик был такой лёгкий и кратковременный, что он не потревожил многочисленных посетителей дубравы. Солнце своими вечерними лучами посылает на Терлецкую дубраву последние золотистые отблески. У концертной эстрады почти все лавочки уже заполнены. Посетители ждут встречи с певицей Москонцерта Валентиной Паниной. Сегодня вечер старинного русского романса. Валентина Николаевна праправнучка знаменитой в прошлом певицы Варвары Паниной.
Вот она подъезжает на своём автомобиле к эстраде, я её встречаю и провожаю в маленькую комнатку за сценой, где она и переодевается в роскошное концертное платье с глубоким декольте. С ней её аккомпаниатор гитарист Виноградов. Валентина Панина выходит к зрителям, а вместе с ней на сцене появляется и дух старинного русского романса.
Лишь только вечер затеплится синий,
Лишь только звёзды зажгут небеса.
И черёмух серебряный иней
Уберёт жемчугами роса.
Низкий голос певицы с глубоким вибрато. Он разносится усиленным радиоаппаратурой на всю Терлецкую дубраву. Проникновенное пение Валентины Паниной доносит до слушателей дубравы всю прелесть этого популярного романса. Валентина Панина поёт романс за романсом, благодарные слушатели награждают её бурной овацией. А вокруг великолепная природа, погрузившаяся в полусумрак наступившего вечера…
Сегодня в Терлецкой дубраве артисты театра «Сатиры»: Ольга Аросева, Борис Рунге и Александр Диденко. Всё бы хорошо, но осенняя погода совсем разладилась. Дождь с самого утра, почти не переставая, льёт и льёт. Артисты собрались в директорском домике, где все мы держим совет. Вопрос на повестке вечера только один: выступать под дождь, или не выступать? Директор Терлецкой дубравы Владимир Ильич угощает именитых гостей кофе и совсем не настаивает на выступлении, поглядывая в окошко на дождь. Но наши артисты на выступлении настаивают сами:
– Если зрители ждут, то альтернатив других быть не может – выступать.
Идём на сцену под зонтиками. До эстрады 200 метров. Асфальтовая дорожка пузырится от дождя, но мы подходим к крытой эстраде. Небо совсем заволокло тучами. Холодно. Артисты ещё не успели взойти на сцену, а их уже встретила громкими аплодисментами небольшая кучка зрителей нашей дубравы, накрывшаяся зонтами и полиэтиленовыми плёнками. Никакой дождь наших зрителей разогнать не смог. Завсегдатаи «Кабачка 13 стульев», под проливной дождь провели блестяще своё выступление по полной программе. Ни один из немногочисленных зрителей не покинул своих скамеек.
После концерта гости нашей дубравы зашли отогреться в директорский домик. В домике тепло и уютно. Владимир Ильич включил свой электрический кофейник и угостил ещё раз артистов своим фирменным кофе, мастером приготовления которого он здесь считался. Затем он достал «рояль в кустах», в виде припасённого для таких торжественных случаев бутылочки коньяка, баночки красной икры и тортика «Наполеон». После нескольких маленьких рюмочек армянского коньяка в пять звёздочек, артисты разговорились и рассказали нам много интересных, а порой и пикантных подробностей из своей артистической жизни.
В частности, Ольга Александровна рассказала о том, что будучи ребёнком, она была сфотографирована со Сталиным на день Военно-Воздушного флота в «Тушино». Эта фотография была напечатана в «Комсомольской правде». А было это в далёком 1935-ом году…
Сегодня к нам в Терлецкую дубраву приезжают артисты цыганского театра «Ромэн». Объявление об их приезде висит уже неделю. Зрителей собралось очень много. Вся поляна заполнена людьми.
Всю свою многовековую жизнь цыгане проводили в кибитках, кочуя по просторам нашей России. Сегодняшние цыгане пересели с повозок на автомобили. Столько машин в Терлецкую дубраву ещё не приезжало. Машины разнообразных марок заполонили всё пространство за нашей эстрадой. Из машин выбралось около тридцати артистов цыганского театра «Ромэн». Они шумною гурьбой собрались за эстрадой и стали темпераментно обсуждать между собой детали своего предстоящего выступления. При этом они крутили по сторонам своими головами, и в их глазах виделось восхищение окружающей природой нашей дубравы.
Затем цыгане, под оглушительные аплодисменты наших зрителей, вышли на эстраду. До чего же наш народ любит цыган! Может быть, даже и не самих цыган, а их зажигательное творчество.
Молодые мамаши с колясками, что постарше с детьми на руках, а совсем «старые» держат своих детишек за руки. Но какой там? Детишки уже заполнили всю сцену и рвутся к цыганам. Для детишек, ещё в своей жизни мало что понимающих, цыгане, по-видимому, инстинктивно необыкновенно привлекательны. Их с большим трудом удаётся оттащить со сцены. Такого большого количества зрителей Терлецкая дубрава ещё никогда не видела. Народу было так много, что большая часть зрителей не помещалась на поляне, а находилась за пределами её, где не всё через густую листву деревьев и кустарников было видно.
Цыганский ансамбль пел и танцевал более двух часов. Восторгу зрителей не было предела. Наверное, от оглушительных аплодисментов в тот вечер с многовековых дубов упало много листьев. У наших зрителей в тот вечер были опасения, – не отобьют ли они окончательно ладони? А у администрации дубравы были свои опасения, – выдержит ли такой вихрь танцев хлипкая эстрада?...
Рейтинг: 0
3201 просмотр
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!