(В течении беседы комментатора с доктором над Красной площадью разражался последовательно: шквальный ветер с пугающим по силе громом и молниями. Затем: небывалый ливень и следующие за ним потоки жидкой грязи, сметающие всё на своём пути… После чего, редкие оставшиеся на площади (ещё непотопленные и не разбежавшиеся) группы людей стал засыпать обильный многочасовой снегопад. В результате чего на момент окончания этого эпизода на площади (и на километры вокруг неё) в мёртвом свете полной Луны, не было видно ничего кроме ровного многометрового слоя снега, с торчащими то там то тут из него крышами телевизионных башен и высоток. Среди этого белого пространства продолжал ( как в мире окончательно победившего Абсурда) работать гигантский экран, словно всё происходящее происходит так, как тому и должно происходить.
Хордон:
«Итак, мы снова рады вас приветствовать на очередной передаче из рубрики: «Альтернативные гении современности». Сегодня, мы, учитывая многочисленные просьбы, добились встречи с нашим знаменитым мыслителем-соотечественником, перепетии злосчастной судьбы которого, вот уже целую неделю обсуждаются международными агентствами новостей. Вот отдельные газетные выдержки. Из «Пари-Пресс»: «Новый Сократовский процесс! Будет ли наказан самый яркий философ современности за свои антигуманные и аморальные теории?». Из «Шпигеля»: «Что выпадет виновному мыслителю? – судьба Жиля Делеза (прим. : самоубийство,выюросился вокно) или Джордано Бруно. Представители Госдепа имели доверительную беседу с профессором и пообещали добиваться смягчения приговора, если он откажется от некоторых своих, наиболее одиозных концепций. Был получен категорический отказ и сломано два носа. Экзекуция, по-видимому, не минуема, это вам не Петербург 18-го века (прим. 1. в конце эпизода)» . Из других газет: «Новая инквизиция торжествует. Современной версией костра на площади Цветов в Риме(прим. 2) будет электрический стул в столице Бурятии». Тут ещё целая кипа (показывает в телеэкран). Думаю нет смысла продолжать. Для не очень сведующих, - думаю отыщутся и такие,- кратко обрисую предысторию этого ажиотажа и попутно подготовлю к восприятию, как мне кажется не очень привычных для простого обывателя мыслей нашего собеседника. Итак мы ведём репортаж из больничного комплекса следственного изолятора города Улан-Уде (это недалеко от монгольской границы). Через некоторое время у нас состоится встреча с героем сегодняшнего репортажа Феоктистом Тонкосущим,приговорённым к смертной казни решением Мирового Трибунала, светилом первой величины в квазиологии (прим. 3), бумер-просветизме, триалектической социологии, МВД-онтологиии и ещё десятке течений современной философии, создателем грандиозной транспсихологической доктрины о колобковании квадратов и трактатов-бестселлеров: «Паралитико-моральный моразм Истории» и «Метопатология Третьего Нелишнего». В чём его вина? За что он должен завтра в 8 часов утра сесть на электрический стул? Зададимся вопросом и попытаемся встать на точку зрения его обвинителей. Итак, первый пункт обвинения гласит, что он был непосредственным исполнителем теракта, в результате которого был пущен под откос пассажирский поезд, в одном из вагонов которого находилось 29 человек с паспортами граждан США (прим. 4). Второй пункт обвиняет его в антиобщественной и разлагающей мораль теоретической деятельности и пропаганде суицидальных практик трансцедентирования. Третий пункт – убийство попутчицы, московской журналистки Алёны Безбашенной (прим. 5) и четвёртый – покушение на канибализм в отношении второго попутчика (проводника вагона), что привело впоследствии к смерти последнего от заражения крови. Если строго проанализировать каждую позицию, то возникают сомнения по поводу каждой. Взять тот же поезд. Ни железной дороги, по которой он, якобы, шёл, ни поезда, ни жертв крушения найти так и не удалось. Однако обвинение выдвинуло два неопровержимых факта: отслеживание и съёмка какого-то загадочного, призрачного, похожего на крушение поезда природного явления (крайне нечёткое изображение) с засекреченного американского спутника-шпиона, а также многочисленные свидетельства во всемирной паутине массовой покупки билетов именно на этот исчезнувший в никуда поезд (в том числе на имя Алёны и Феоктиста). То есть крушение вроде бы было зафиксировано (предсмертные показания проводника и напуганных монгольских пастухов), но фактически его следов не обнаружено. Пострадавшие вроде должны быть, но непонятно куда делись их тела… Третий пункт – убийство журналистки, основано только на словах самого приговорённого, сказавшего буквально следующее: (читает по бумажке) «Я сам её втянул во всё это. Был уверен, что этим всё закончится и всё же потащил с собой. Не важно, что она сама этого хотела. Выходит, в какой-то мере это я её убил». Американские юристы интерпретировали это как преднамеренное убийство с предварительным издевательством в особо извращённой теоретезирующей форме. Четвёртый пункт рассыпается сам собой, так как после ампутации заражённых гангреной обоих ног, сам проводник также непонятно каким образом пропал, что весьма озадачило многих. Безногий словно в воздухе растворился в наглухо закрытой палате-бункере. Рядом с караульным помещением осталась только странная записка корявым почерком по-древнееврейски: «Господа-человеки, не выпускайте эту падлу живым , уважьте инвалида…Ещё 2, 3 поезда, пущенные им под откос и конец вашему бизнесу и эпохе» и подпись: «сам дурак». Сколько его не искали американские спецслужбы,- всё безрезультатно, однако, у обвинения остался документ его амбулаторного осмотра перед ампутацией, в котором значилось, что на заражённых ляжках, ягодицах и икрах были многочисленные следы, полностью идентичные отпечатку передних зубов обвиняемого. Последний оставшийся пункт об антигуманной деятельности обширен. В первую очередь это (читает абзац из заранее приготовленной книги) – утверждение, что «человеческая природа – вовсе не божественное творение, а изначальная, дьявольская субстанция, некая Figmentum Malum (лат. : «сгусток зла»). Все катастрофические события последних лет, это вовсе не результат каких-то ошибок и крайностей в политике и экономике, а естественное развёртывание самой что ни на есть сущности человеческой, призванной (в зрелом состоянии) хаотизировать всё вокруг себя, вплоть до собственной личности, дополняя полуокружность эволюции полуокружностью душевного самораспада и этим возвращая мир к исходной точке небытия, стягивая круг онтологии в кварк сингулярности, чтобы начать эту бестолковую карусель мирового абсурда снова…Ибо ничего кроме мирового абсурда (который может принимать форму чего угодно, только не казаться собой) в реальности существовать не может. Призыв наконец-то открыто сказать - во что на самом деле верит неангажированный прозападный человек, заменить в христианстве все плюсы на минусы и в результате, вернуть ему, вывернутому хитро чёртом наизнанку, первоначальную форму, («вправить вывихнутый мир с сустав», вернув Мировой Дури её онтологическую идентичность), (прим. 6),А , по-путно, назвав всех персонажей Священного Писания истинными именами, кардинально исправить сюжет, а если уж быть полностью последовательным в этой самоубийственно-внеморальной позиции, то - набраться абсурдной решимости и вообще отказаться от любых плодов с райских деревьев, от любых иллюзий и обещаний, замкнуться в тёмном сыром бункере своей абсолютной ненужности ,в блаженстве непросветляемой и никого на самом деле не просветляющей самости. Вернуться в свой корень, берлогу, пещеру, к безалфавитному протобытию, то бишь к изначальному стону или мычанию. Отсюда эстетизация кощунственной «светлой нелюбви» к человеку, призыв к демографическому коллапсу в западных(зрелых) странах в противовес диким народам(«замороженная», вырожденная до нейтральной природа человека)». (откладывает книгу) . Это в качестве вынужденного компромисса с «непросвящёнными» гуманистами, своего рода теория золотого миллиарда наоборот. Ну тут ещё много что можно сказать. Думаю, для начала достаточно. Итак, судите сами насколько взрывоопасные концепции. Думаю, что на этот раз нашим западным … (заминка) оппонентам удастся провернуть с нашим героем то, что им когда-то не удалось сделать с Бобби Фишером. Власти США (угрожая блокированем последних оставшихся экономических связей) категорически потребовали у правительства России признания правомочия на своей территории решения международного трибунала. Мало того, вынудили её согласиться устроить показательное аутодафе, для чего был срочно доставлен из Техаса электрический стул с обслуживающим его персоналом. В кругая российских правозащитников началась компания по очернению Ф. С. . Мы сочли своим долгом не разделять официальное (во многом вынужденное) мнение и сохранить объективный взгляд на эту неоднозначную ситуацию. Потому мы и здесь. Перед интервью с нашим героем поговорим с его лечащим врачом, чтобы знать что допустимо для ещё не полностью восстановившегося после «монгольской эпопеи» (60 дней пешком по пустыне!) и смерти любимой девушки, к тому же, шокированного почти сразу же вы вынесенным смертельным приговором. Мы постараемся не омрачать последние дни жизни этого человека излишними страданиями.
(входит врач)
Хордон: Скажите, каково состояние здоровья у профессора?
Врач: Его состояние в целом стабильно, но кое-что в нём меня тревожит не на шутку.
Хордон: Что именно?
Врач: Вы знаете, что в новой психиатрии (кстати, эта тема разработана с подачи нашего приговорённого несколько лет назад) всё больше появляется пациентов с конопато-эстетическим синдромом. Ну, это когда эстетические феномены усматривают там, где их нет и в помине. Пресловутое опьянение телезрителей мыльными операми и всякого рода примитывными шоу-программами - в их числе. Ну, напрмер, какой может быть эстетический интерес в кусочке сала? Если конечно же не допустить, что все жители земли являются скрытыми украинцами и если не иметь в виду беднягу, не евшего несколько суток. Я беру обычного сытого обывателя. Но эти оговорки к эстетическому синдрому имеют, лишь косвенное, квазидемонстрационное отношение…
Хордон: Упрощу ваше объяснение для неискушённых зрителей. Мои знакомые, блаженствующие от этого синдрома утверждали, что в тестах Роршаха они видели, кто – «Джоконду», кто усовершенствованную до сверхъестественной красоты модель собора Гауди в Барселоне, кто-то зачитывался там утерянным в веках художественным произведением и даже до такой степени, что мог пересказывать наизусть целые страницы (они мелькали у него перед глазами по мере прочтения, пока психиатр, не догадался прикрыть бессмысленную картинку ладонью). Помните в одной из наших передач мы вас познакомили с человеком, цитирующем несколько глав из сожжённого Гоголем второго тома «Мёртвых душ» , даже авторские фразеологизмы - тютелька в тютекльку. Виднейшие филологи только руками разводили: «Как такое может быть?».
Врач: Кстати, после продуктивного лечения, этот пациент до сих пор не вышел из комы.
Хордон: Странные пародоксы человеческой психики о которой мы до сих пор толком мало что знаем. Но ведь наука, как-то всё же пытается объяснить эти случаи?
Врач: Всего лишь игры фантазии, которая, по едва ли годным к однозначной фиксации законам играет беспорядочным переплетением линий, смыслов. Тут нет пресуппозиции, заданности…Я не имею в виду простую внеэстетическую предметность мира, вездесущую Chrennost, которая и задана как интерпретирующая объективация через наше ограничительное восприятие НЕОПРЕДЕЛЯЕМОЙ реальности (по Канту), именно как адаптированную нам ОДНОЗНАЧНУЮ МОДЕРАЦИЮ ИЗНАЧАЛЬНОЙ НЕОФОРМЛЕННОСТИ , каковая и составляет метафизическую матрицу человека (Гомо-Ризома), к возвращению в которую (материнская утроба – ХАОСМОС, божественная Chrenovina) , он и стремится, на пределе своей зрелости. Первую половину своей Истории человечество находится как бы в коконе форм, из которого потом вырывается Зловещей Бабочкой Всеразрушающего Мрака, сметающей своими крыльями всё, что создано прихотливой игрой природы, пока она была в плену кокона. Отсюда повсюдная хаотизация, свободные формы исскуств и альтернативных самовыражений (гендерная путаница, бесполая любовь), вплоть до эстетики суицида и ядерного апокалипсиса. Вспомните Вернера фон Брауна и цитирование им наизусть отрывков из «Махабхараты» при первом испытании атомной бомбы. Да тот же Нерон на пепелище Древного Рима, читающий Гомера… Изначальная природа в нас берёт своё. Гигантская Ночная бабочка несёт нас на своей мохнатой спине к чёрной дыре космического коллапса. Бабочки долго не живут, она, скорее всего, рассыпется в дороге и мы полетим с её спины в какую-нибудь помойную яму и утонем задыхаясь от вони, глотая всякую дрянь, хотя с точки зрения конечных целей – разницы никакой.
Хордон(как сквозь сон) – Не пойму, вы на самом деле врач или дешёвый гипнотезёр. Давайте по-существу. Как всё это объяснает нам такую простую, по очевидности вещь, что в куске дерьма некоторые индивидуумы видят копию роденовского «Мыслителя», а в замороженных плевках – Эль-грековского «Лаокона»?
Врач: - Какой вы непонятливый, этим-то всё и объясняется. Всеобщая хаотизация, отмена чёткого соответствия означающего и означаемого. Именем Розы можно назвать что угодно – Хоть роман, хоть поющего таракана, хоть кусок мыла. «Что Роза,- роза пахнет розой, хоть розой назови, хоть нет» (Шекспир), а теперь выходит, что и запах необязателен: « «Что Роза – пусть хоть пахнет розой, хоть луком пахнет, хоть дерьмом». С тех пор как Постмодерн вошёл в свою высшую стадию, запутав всё окончательно, начались дела посерьёзнее, включая эти истории с тестами, которые скоро станут столь же привычными, как сотовая связь, автомобили или рыбалка. Сознание определяет реальность. Ещё Кантовская подсказка. Скажу даже больше. В последнее время в психиатрической практике участились случаи массовых истерических квазирелигиозных помешательств, анологичным началу нашей эры, когда в расчленённых бесчисленными автомобильными катастрофами телах стали видеть множественные воплощения… Кого бы вы думали?
Хордон: Боюсь даже подумать…
Врач: То-то и оно… Дело очень, очень серьёзно, а вы говорите – недостаточное объяснение.
Хордон(поёживаясь, с едва скрываемым раздражением): Послушайте, а не могли бы вы выбирать примеры помягче?.. Нас всё же не совсем подготовленные, не настолько испорченные культурой, люди слушают. Вы видно слишком близко к сердцу и абсолютно некритически приняли спорные доктрины вашего бедного пациента. Подъитожим… Итак, вы хотите сказать, что профессор страдает…
Врач: Не то, чтобы страдает... скорее наоборот, он просто счастлив. Что опять таки пародоксально-логически укладывается в русло его теории… У него синдром обратный только-что описанному, как бы зеркально отражённый. Он своего рода эстетический инвалид, неспособный видеть Прекрасное там, где оно, безусловно, присутствует. Вернее, он на подсознательном уровне перестал считать это прекрасным, как и всё, сотворённое человеком (поистине СВЯТАЯ НЕВОСПРИИМЧИВОСТЬ). У него напрочь отсутствует чувство эстетического – самое тонкое, самое соблазнительно-парализующее вожделение, навеваемое гипнотическими крыльями Чёрной Бабочки, чувство втягивающее людей в эту вырожденную жизнь, в эту блистающую (уже пугающе!) клоаку, где уже никто и нее думает маскировать отсутствие БЛАГОГО НАЧАЛА.
Хордон: Подождите, подождите, давайте обойдёмся без этих метафор и выясним по факту: вы утверждаете, что он лишён эстетического чувства… Как же так! А его гениальные книги о прорывных эстетических техниках, а «Колобкование квадратов», даже этот его латерально окольцовывающийся суицид олитературиванием….
Врач: Некоторым типам больных, конечно же свойственно в какой-то мере симулировать отсутствие у них эмоций и тешить себя иллюзией, что новизна и необычность их теорий есть продукт их исключительной гениальности, хотя на самом деле это знак перверсии и деградирующей психики…
Хордон: Значит он того…
Врач: Ничего это не значит. Пока это всё проявляется в пассивном варианте, есть надежда, что, при его высочайшем интеллекте, жизненная сила найдёт нейтрализацию подобных разрушительных тенденций в психике. Произойдёт какая-то продуктивная блокировка, если уж сублимация тут полностью несостоятельна. Случай с Фридрихом Ницше не повторится и какое-то время он ещё протянет с этой «душевной заплаткой», в состоянии полупарализованной жизненности. На большее надеяться сложно. К тому же сказалось усугубляющее влияние внешних обстоятельств: столько времени, проведённого в пустыне, голод, отсутствие здорового секса, общение с действительно сумасшедшим попутчиком, который, сдаётся мне, покусал себя сам, в надежде на инвалидное пособие от государства, гибель от истощения Алёны, всё это сложидлось вместе… Короче едва ли возможно полное восстановление, но месяца через два…
Хордон: Доктор, вы в своём уме! О каких двух месяцах вы говорите. Его казнят через 12 часов…
Врач: (впадая в сдержанный плач) – Простите, я совсем забыл… Как-то всё не укладывается у меня в голове, что в наше время действительно можно казнить человека неизвестно за что.
Хордон: Конечно, для этого не достаточно одних лишь теорий, но такова несовершенная реальность наших дней, мы должны с этим смириться и стараться её подправить, там где ещё можно сделать…Но не тут... А что ещё необычного вы заметили всвязи вашим пациентом?
Врач (задумчиво, отвлечённо…) - По его словам в пустыне они шли по заброшенным рельсам, но восстановить этот путь по подробнейшим картам той местности не удалось, если, конечно же, не допустить абсурднейшей мысли, что вся современная картография отражает реальность лишь в малой степени и существуют иные, некартографируемые стороны реальпости, или же профессор на время уподобился формальной точке, перемещающейся по незнакомой нам, более точной в метафизическом плане, карте. Помните рассказ Борхеса, где гипотетическая карта незаметно подменяет реальность… В рассказе профессора есть и другие странности. Умерший от гангрены попутчик был действительно в форме проводника ж.д. вагона, но причём здесь монашеский капюшон и вериги на теле?..Кстати, сдаётся мне, что он вообюще и не человек даже, а человекообразная собака, что-то вроде гётевского пуделя-Мефистофеля.
Хордон: Мне кажется, что вы, доктор, чересчур много читаете неспециализированной литературы и до поздна засиживаетесь на работе. Отдыхать вам надо больше.
Врач: С некоторых пор, как ни странно, любая серьёзная беллетристика читается как универсально специализированная. К тому же, просто отдыхая, я чувствую себя полным идиотом, и н6ичего с этим поделать не могу. По-видимому, начинают сказываться издержки слишком долгой холостяцкой жизни и сввязанная с этим аномалная увлечённость работой.
Хордон: Вы кажется в психиатрию из гинекологии пришли? (прим. 7).
Врач: Да, СЛИШКОМ ГЛУБОКОЕ занятие гинекологией, особенно чисто женской (и в буквальном смысле), влечёт собой озадаченность предельными философскими проблемами и интроспективной психологией, здесь уже недалеко и до психиатрии. Но с этой неизбежной развилки ведут только два пути специализации: или в пациенты, или в психиатры. Подбросив монету. Я выбрал первый.
Хордон: Мне, однако кажется, что вы застряли на границе между тем и этим…
Врач: Что ж в этом скверного? Вы не представляете, как это помогает решать сложнейшипе китайские крассворды, не говоря уже о преодолении тупиков мировозренческих.
Хордон: Однако, вернёмся к нашему подопечному.В случае с пустыней, что же это всё-таки такое – сговор, махинация, какая-то противоестественная полугаллюцинация, наподобие логических непоняток с полупустыми стаканами и полубеременными жэенщинами?
Врач: То-то и оно, что всё здесь не так просто, как кажется. Железной дороги там действительно нет, но годах в пятидесятых был советско-монголдьский план прокладки в тех местах ответвления от БАМовской магистрали, то есть дорога существовала действительно на уровне карты, в модусе некого условного бытия ускользнувшей, но не исчезнувшей полностью, вероятности.
Хордон: Но не могли же они почти два месяца идти строго вдоль условной линии ускользнувшей возможности?
Врач: Вариант прохождения вдоль этой условной ж.д. дороги был единственным спасительным вариантом в той местности, в то время года (неимоверная жара, частые песчаные бури и т.д.). Стоило бы свернуть на полкилометра в правую сторону и они затерялись бы в зыбучих песках, по левую сторону – попали бы в самый эпицентр зарождения гигантских песчанных ураганов. А здесь – фиксированная щель-параллель внутри нашего миира, с сохранившщимися следами ИССКУСТВенноственного помешательства. Ах, простите, я хотел сказать вмешательства: (пробитая будёновка, перевёрнутая дрезина ,насыпь, шпалы) и оставался шанс куда-то по ней, по этой дороге, прийти. А это уже какая-никакая надежда, то есть поддерживающий силы допинг. Тот факт, что они выжили – доказывает лучше всего другого, что дорога всё-таки была, не могла не быть, даже несмотря на то что её, там никогда не было. Такой вот железнодорожный пародокс..
Хордон: Была или не была эта ЧЁРТОВА дорога, пусть разбирается наука будущего… Меня интересует особенности постшокового состояния приговорённого. Подъитожим сказанное. Коротко. У нас скоро рекламная пауза.
Врач: В силу эстетической дисфункции, как я сказал, пациент не способен воспринимать с какими-либо эмоциями ни одного живописного шедевра. Однако, как ни странно, есть исключения. Из состояния глубокого самососредоточения его порой выводит «Чёрная мадонна» Мунка. Он как-то утробно охает и хватается за голову. Говоря при этом, что тень КРЫЛА проникает внутрь его мозга глубже, чем обычно и это правильно, но он должен с этим бороться, чтобы не повторить судьбу какого-то своего знакомого, который кого-то схватил за пятку. Вообще эта история уводит в раннее Средневековье(11 – 12 века) к южнофранцузскому культу Чёрной Богоматери, с его двойственным, тяжёлым впечатлением, произведённым на тогдашнее суеверное население Европы. Отвечая на мои вопросы по этому поводу, профессор говорил, что культ чёрной «девственницы» и есть, вслед за искренним гностицизмом, смутное ощущение того неуловимоно ТРЕТЬЕГО (нелишнего), какой-то животворной материнской Тьмы , «сквозь смерть ведущей». Заметьте, слова «Мать» и «Тьма» составлены из одних и тех же букв… Думаете это простое совпадение? Ну-ну!.. Кстати он назвал этого третьего светлой божеством суицида, восьмой музой.
Хордон: Любопытно.
Врач: Кстати, вот напоследок ещё одна странность. Картины Жоржа де Латура наводят на него почти мгновенный транс. Опять же, то ли необычно представлен теневой фон, то ли общий план как-то тонко-патологично акцентирован… Это настроение картин… Профессор просто физически не может ему противостоять. Странность в том, что эстетический инвалид должен был лишиться чувства прекрасного полностью (даже в его отрицательной форме). Столь выборочной перверсии в этом заболевании ещё ни разу не наблюдалось. Это, пожалуй всё. (Встаёт, прощается, уходит)
Хордон: Поблагодарим нашего гостя за подробную информацию о герое нашего репортажа, изложенную им в обычном для него абсурдно-невразумительном стиле. После рекламной паузы мы перенесёмся в палату к профессору, где , недеюсь, последние островки умиротворяющей нас рациональности начнут растворяться за горизонтом.
(КРУПНЫМ ПЛАНОМ: заметённая, подступающим всё выше снегом обезлюдившая Красная площадь (и замороженный мёртвый город) и на фоне этого жутко-величественного пейзажа – нелепая реклама каких-то гламурных сумок и подержанных автомобилей.
Примечания:
1.Намёк на эпизод с Ломоносовым, когда в запале спора тот сломал нос прозападному историку Миллеру.
2.«Площадь Цветов» в Риме – место где сожгли Дж. Бркно.
3.Квазиология – наука об отсутствующих смыслах (гипотетич.)
[Скрыть]Регистрационный номер 0367421 выдан для произведения:
ЭПИЗОД 2. Вступительное слово.
(В течении беседы комментатора с доктором над Красной площадью разражался последовательно: шквальный ветер с пугающим по силе громом и молниями. Затем: небывалый ливень и следующие за ним потоки жидкой грязи, сметающие всё на своём пути… После чего, редкие оставшиеся на площади (ещё непотопленные и не разбежавшиеся) группы людей стал засыпать обильный многочасовой снегопад. В результате чего на момент окончания этого эпизода на площади (и на километры вокруг неё) в мёртвом свете полной Луны, не было видно ничего кроме ровного многометрового слоя снега, с торчащими то там то тут из него крышами телевизионных башен и высоток. Среди этого белого пространства продолжал ( как в мире окончательно победившего Абсурда) работать гигантский экран, словно всё происходящее происходит так, как тому и должно происходить.
Хордон:
«Итак, мы снова рады вас приветствовать на очередной передаче из рубрики: «Альтернативные гении современности». Сегодня, мы, учитывая многочисленные просьбы, добились встречи с нашим знаменитым мыслителем-соотечественником, перепетии злосчастной судьбы которого, вот уже целую неделю обсуждаются международными агентствами новостей. Вот отдельные газетные выдержки. Из «Пари-Пресс»: «Новый Сократовский процесс! Будет ли наказан самый яркий философ современности за свои антигуманные и аморальные теории?». Из «Шпигеля»: «Что выпадет виновному мыслителю? – судьба Галилея или Джордано Бруно. Представители Госдепа имели доверительную беседу с профессором и пообещали добиваться смягчения приговора, если он откажется от некоторых своих, наиболее одиозных концепций. Был получен категорический отказ и сломано два носа. Экзекуция в Улан-Уде, по-видимому, не минуема, это вам не Петербург 18-го века (прим. 1. в конце эпизода)» . Из других газет: «Новая инквизиция торжествует. Современной версией костра на площади Цветов (прим. 2) будет электрический стул». Тут ещё целая кипа (показывает в телеэкран). Думаю нет смысла продолжать. Для не очень сведующих, - думаю отыщутся и такие,- кратко обрисую предысторию этого ажиотажа и попутно подготовлю к восприятию, как мне кажется не очень привычных для простого обывателя мыслей нашего собеседника. Итак мы ведём репортаж из больничного комплекса следственного изолятора города Улан-Уде (это недалеко от монгольской границы). Через некоторое время у нас состоится встреча с героем сегодняшнего репортажа Феоктистом Тонкосущим,приговорённым к смертной казни решением Мирового Трибунала, светилом первой величины в квазиологии (прим. 3), бумер-просветизме, триалектической социологии, МВД-онтологиии и ещё десятке течений современной философии, создателем грандиозной транспсихологической доктрины о колобковании квадратов и трактатов-бестселлеров: «Паралитико-моральный моразм Истории» и «Метопатология Третьего Нелишнего». В чём его вина? За что он должен завтра в 8 часов утра сесть на электрический стул? Зададимся вопросом и попытаемся встать на точку зрения его обвинителей. Итак, первый пункт обвинения гласит, что он был непосредственным исполнителем теракта, в результате которого был пущен под откос пассажирский поезд, в одном из вагонов которого находилось 29 человек с паспортами граждан США (прим. 4). Второй пункт обвиняет его в антиобщественной и разлагающей мораль теоретической деятельности и пропаганде суицидальных практик трансцедентирования. Третий пункт – убийство попутчицы, московской журналистки Алёны Безбашенной (прим. 5) и четвёртый – покушение на канибализм в отношении второго попутчика (проводника вагона), что привело впоследствии к смерти последнего от заражения крови. Если строго проанализировать каждую позицию, то возникают сомнения по поводу каждой. Взять тот же поезд. Ни железной дороги, по которой он, якобы, шёл, ни поезда, ни жертв крушения найти так и не удалось. Однако обвинение выдвинуло два неопровержимых факта: отслеживание и съёмка какого-то загадочного, призрачного, похожего на крушение поезда природного явления (крайне нечёткое изображение) с засекреченного американского спутника-шпиона, а также многочисленные свидетельства во всемирной паутине массовой покупки билетов именно на этот исчезнувший в никуда поезд (в том числе на имя Алёны и Феоктиста). То есть крушение вроде бы было зафиксировано (предсмертные показания проводника и напуганных монгольских пастухов), но фактически его следов не обнаружено. Пострадавшие вроде должны быть, но непонятно куда делись их тела… Третий пункт – убийство журналистки, основано только на словах самого приговорённого, сказавшего буквально следующее: (читает по бумажке) «Я сам её втянул во всё это. Был уверен, что этим всё закончится и всё же потащил с собой. Не важно, что она сама этого хотела. Выходит, в какой-то мере это я её убил». Американские юристы интерпретировали это как преднамеренное убийство с предварительным издевательством в извращённой форме. Четвёртый пункт рассыпается сам собой, так как после ампутации заражённых гангреной обоих ног, сам проводник также непонятно каким образом пропал, что весьма озадачило многих. Безногий словно в воздухе растворился в наглухо закрытой палате. Рядом с караульным помещением осталась только странная записка корявым почерком: «Господа-человеки, не выпускайте эту падлу живым , уважьте инвалида…Ещё 2, 3 поезда, пущенные им под откос и конец вашему бизнесу и эпохе» и подпись: «сам дурак». Сколько его не искали американские спецслужбы,- всё безрезультатно, однако, у обвинения остался документ его амбулаторного осмотра перед ампутацией, в котором значилось, что на заражённых ляжках, ягодицах и икрах были многочисленные следы, полностью идентичные отпечатку передних зубов обвиняемого. Последний оставшийся пункт об антигуманной деятельности обширен. В первую очередь это (читает абзац из заранее приготовленной книги) – утверждение, что «человеческая природа – вовсе не божественное творение, а изначальная, дьявольская субстанция, некая Figmentum Malum (лат. : «сгусток зла»). Все катастрофические события последних лет, это вовсе не результат каких-то ошибок и крайностей в политике и экономике, а естественное развёртывание самой что ни на есть сущности человеческой, призванной (в зрелом состоянии) хаотизировать всё вокруг себя, вплоть до собственной личности, замыкая полуокружность эволюции полуокружностью всеобщего распада и этим возвращая мир к исходной точке небытия, чтобы начать эту бестолковую карусель мировой сансары снова… Призыв наконец-то открыто сказать - во что на самом деле верит неангажированный западный(прежде всего) человек, заменить в христианстве все плюсы на минусы и в результате, вернуть ему, вывернутому хитро чёртом наизнанку, первоначальную форму, («вправить вывихнутый мир с сустав»), (прим. 6), назвав всех персонажей Священного Писания истинными именами, кардинально исправит сюжет, а если уж быть полностью последовательным в этой самоубийственно-моральной позиции, то - набраться абсурдной решимости и вообще отказаться не только от этой «разоблачённой» религии, но и (в идеале) вообще от продолжения жизни, как присутствия неприемлемой и другими способами, никак не устранимой , изначально ущербной само-сути. Отсюда эстетизация кощунственной «светлой нелюбви» к человеку, призыв к демографическому коллапсу в западных(зрелых) странах в противовес диким народам(«замороженная», вырожденная до нейтральной природа человека)». (откладывает книгу) . Это в качестве вынужденного компромисса с «непросвящёнными» гуманистами, своего рода теория золотого миллиарда наоборот. Ну тут ещё много что можно сказать. Думаю, для начала достаточно. Итак, судите сами насколько взрывоопасные концепции. Думаю, что на этот раз нашим западным … (заминка) оппонентам удастся провернуть с нашим героем то, что им когда-то не удалось сделать с Бобби Фишером. Власти США (угрожая блокированем последних оставшихся экономических связей) категорически потребовали у правительства России признания правомочия на своей территории решения международного трибунала. Мало того, вынудили её согласиться устроить показательное аутодафе, для чего был срочно доставлен из Техаса электрический стул с обслуживающим его персоналом. В российских либеральных кругах началась компания по очернению Ф. С. . Мы сочли своим долгом не разделять официальное (во многом вынужденное) мнение и сохранить объективный взгляд на эту неоднозначную ситуацию. Потому мы и здесь. Перед интервью с нашим героем поговорим с его лечащим врачом, чтобы знать что допустимо для ещё не полностью восстановившегося после «монгольской эпопеи» (60 дней пешком по пустыне!) и смерти любимой девушки, к тому же, шокированного почти сразу же вы вынесенным смертельным приговором. Мы постараемся не омрачать последние дни жизни этого человека излишними страданиями.
(входит врач)
Хордон: Скажите, каково состояние здоровья у профессора?
Врач: Его состояние в целом стабильно, но кое-что в нём меня тревожит не на шутку.
Хордон: Что именно?
Врач: Вы знаете, что в новой психиатрии (кстати, эта тема разработана с подачи нашего приговорённого несколько лет назад) всё больше появляется пациентов с конопато-эстетическим синдромом. Ну, это когда эстетические феномены усматривают там, где их нет и в помине. Пресловутое опьянение телезрителей мыльными операми и всякого рода примитывными шоу-программами - в их числе. Ну, напрмер, какой может быть эстетический интерес в кусочке сала? Если конечно же не допустить, что все жители земли являются скрытыми украинцами и если не иметь в виду беднягу, не евшего несколько суток. Я беру обычного сытого обывателя. Но эти оговорки к эстетическому синдрому имеют, лишь косвенное, квазидемонстрационное отношение…
Хордон: Упрощу ваше объяснение для неискушённых зрителей. Мои знакомые, блаженствующие от этого синдрома утверждали, что в тестах Роршаха они видели, кто – «Джоконду», кто усовершенствованную до сверхъестественной красоты модель собора Гауди в Барселоне, кто-то зачитывался там утерянным в веках художественным произведением и даже до такой степени, что мог пересказывать наизусть целые страницы (они мелькали у него перед глазами по мере прочтения, пока психиатр, не догадался прикрыть бессмысленную картинку ладжонью). Помните в одной из наших передач мы вас познакомили с человеком, цитирующем несколько глав из сожжённого Гоголем второго тома «Мёртвых душ» , даже авторские фразеологизмы - тютелька в тютекльку. Виднейшие филологи только руками разводили: «Как такое может быть».
Врач: Кстати, после продуктивного лечения, этот пациент до сих пор не вышел из комы.
Хордон: Странные пародоксы человеческой психики о которой мы до сих пор толком мало что знаем. Но ведь наука, как-то всё же пытается объяснить эти случаи?
Врач: Всего лишь игры фантазии, которая, по едва ли годным к однозначной фиксации законам играет беспорядочным переплетением линий. Тут нет пресуппозиции, заданности…Я не имею в виду простую внеэстетическую предметность мира, вездесущую Chrennost, которая и задана как интерпретирующая объективация через наше ограничительное восприятие НЕОПРЕДЕЛЯЕМОЙ реальности (по Канту), именно как адаптированную нам ОДНОЗНАЧНУЮ МОДЕРАЦИЮ ИЗНАЧАЛЬНОЙ НЕОФОРМЛЕННОСТИ , каковая и составляет метафизическую матрицу человека (Гомо-Ризома), к возвращению в которую (материнская утроба – ХАОСМОС, божественная Chrenovina) , он и стремится, на пределе своей зрелости. Первую половину своей Истории человечество находится как бы в коконе форм, из которого потом вырывается Зловещей Бабочкой Всеразрушающего Мрака, сметающей своими всё, что создано прихотливой игрой природы, пока она была в плену кокона. Отсюда повсюдная хаотизация, свободные формы исскуств и альтернативных самовыражений (гендерная путаница, бесполая любовь), вплоть до эстетики суицида и ядерного апокалипсиса. Вспомните Вернера фон Брауна и цитирование им наизусть отрывков из «Махабхараты» при первом испытании атомной бомбы. Да тот же Нерон на пепелище Древного Рима, читающий Гомера… Изначальная природа в нас берёт своё. Гигантская Ночная бабочка несёт нас на своей мохнатой спине к чёрной дыре космического коллапса. Бабочки долго не живут, она, скорее всего, рассыпется в дороге и мы полетим с её спины в какую-нибудь помойную яму и утонем задыхаясь от вони, глотая всякую дрянь, хотя с точки зрения конечных целей – разницы никакой.
Хордон(как сквозь сон) – Не пойму, вы на самом деле врач или дешёвый гипнотезёр. Давайте по-существу. Как всё это объяснает нам такую простую, по очевидности вещь, что в куске дерьма некоторые индивидуумы видят копию роденовского «Мыслителя», а в замороженных плевках – Эль-грековского «Лаокона»?
Врач: - Какой вы непонятливый, этим-то всё и объясняется. Всеобщая хаотизация, отмена чёткого соответствия означающего и означаемого. Именем Розы можно назвать что угодно – Хоть роман, хоть поющего таракана, хоть кусок мыла. «Что Роза,- роза пахнет розой, хоть розой назови, хоть нет» (Шекспир), а теперь выходит, что и запах необязателен: « «Что Роза – пусть хоть пахнет розой, хоть луком пахнет, хоть дерьмом». С тех пор как Постмодерн вошёл в свою высшую стадию, запутав всё окончательно, начались дела посерьёзнее, включая эти истории с тестами, которые скоро станут столь же привычными, как сотовая связь, автомобили или рыбалка. Сознание определяет реальность. Ещё Кантовская подсказка. Скажу даже больше. В последнее время в психиатрической практике участились случаи массовых истерических квазирелигиозных помешательств, анологичным началу нашей эры, когда в расчленённых бесчисленными автомобильными катастрофами телах стали видеть множественные воплощения… Кого бы вы думали?
Хордон: Боюсь даже подумать…
Врач: То-то и оно… Дело очень, очень серьёзно, а вы говорите – недостаточное объяснение.
Хордон(поёживаясь, с едва скрываемым раздражением): Послушайте, а не могли бы вы выбирать примеры помягче?.. Нас всё же не совсем подготовленные, не настолько испорченные культурой, люди слушают. Вы видно слишком близко к сердцу и абсолютно некритически приняли спорные доктрины вашего бедного пациента. Подъитожим… Итак, вы хотите сказать, что профессор страдает…
Врач: Он вовсе не страдает, скорее наоборот, он просто счастлив. Что опять таки пародоксально-логически укладывается в русло его теории… У него синдром обратный только-что описанному, как бы зеркально отражённый. Он своего рода эстетический инвалид, неспособный видеть Прекрасное там, где оно, безусловно, присутствует. Вернее, он на подсознательном уровне перестал считать это прекрасным, как и всё, сотворённое человеком (поистине СВЯТАЯ НЕВОСПРИИМЧИВОСТЬ). У него напрочь отсутствует чувство эстетического – самое тонкое, самое соблазнительно-парализующее вожделение, навеваемое гипнотическими крыльями Чёрной Бабочки, чувство втягивающее людей в эту вырожденную жизнь, в эту блистающую (уже пугающе!) клоаку, где уже никто и нее думает маскировать отсутствие БЛАГОГО НАЧАЛА.
Хордон: Подождите, подождите, давайте обойдёмся без этих метафор и выясним по факту: вы утверждаете, что он лишён эстетического чувства… Как же так! А его гениальные книги о прорывных эстетических техниках, а «Колобкование квадратов», даже этот его латерально окольцовывающийся суицид олитературиванием….
Врач: Некоторым типам больных, конечно же свойственно в какой-то мере симулировать отсутствие у них эмоций и тешить себя иллюзией, что новизна и необычность их теорий есть продукт их исключительной гениальности, хотя на самом деле это знак перверсии и деградирующей психики…
Хордон: Значит он того…
Врач: Ничего это не значит. Пока это всё проявляется в пассивном варианте, есть надежда, что, при его высочайшем интеллекте, жизненная сила найдёт нейтрализацию подобных разрушительных тенденций в психике. Произойдёт какая-то продуктивная блокировка, если уж сублимация тут полностью несостоятельна. Случай с Фридрихом Ницше не повторится и какое-то время он ещё протянет с этой «душевной заплаткой», в состоянии полупарализованной жизненности. На большее надеяться сложно. К тому же сказалось усугубляющее влияние внешних обстоятельств: столько времени, проведённого в пустыне, голод, отсутствие здорового секса, общение с действительно сумасшедшим попутчиком, который, сдаётся мне, покусал себя сам, в надежде на инвалидное пособие от государства, гибель от истощения Алёны, всё это сложидлось вместе… Короче едва ли возможно полное восстановление, но месяца через два…
Хордон: Доктор, вы в своём уме! О каких двух месяцах вы говорите. Его казнят через 12 часов…
Врач: (впадая в сдержанный плач) – Простите, я совсем забыл… Как-то всё не укладывается у меня в голове, что в наше время действительно можно казнить человека неизвестно за что.
Хордон: Конечно, для этого не достаточно одних лишь теорий, но такова несовершенная реальность наших дней, мы должны с этим смириться и стараться её подправить, там где ещё можно сделать… А что ещё необычного вы заметили всвязи вашим пациентом?
Врач (задумчиво, отвлечённо…) - По его словам в пустыне они шли по заброшенным рельсам, но восстановить этот путь по подробнейшим картам той местности не удалось, если, конечно же, не допустить абсурднейшей мысли, что вся современная картография отражает реальность лишь в малой степени и существуют иные, некартографируемые местности, или же профессор на время уподобился формальной точке, перемещающейся по незнакомой нам, более точной в метафизическом рлане, карте. Помните рассказ Борхеса, где гипотетическ54ая карта незаметно подменяет реальность… В рассказе профессора есть и другие странности. Умерший от гангрены попутчик был действительно в форме проводника ж.д. вагона, но причём здесь монашеский капюшон и вериги на теле?..Кстати, сдаётся мне, что он вообюще и не человек даже, а человекообразная собака, что-то вроде гётевского пуделя-Мефистофеля.
Хордон: Мне кажется, что вы, доктор, чересчур много читаете неспециализированной литературы и до поздна засиживаетесь на работе. Отдыхать вам надо больше.
Врач: С некоторых пор, как ни странно, любая серьёзная беллетристика читается как универсально специализированная. К тому же, просто отдыхая, я чувствую себя полным идиотом, и н6ичего с этим поделать не могу. По-видимому, начинают сказываться издержки слишком долгой холостяцкой жизни.
Хордон: Вы кажется в психиатрию из гинекологии пришли? (прим. 7).
Врач: Да, СЛИШКОМ ГЛУОКОЕ занятие гинекологией, особенно чисто женской (и в буквальном смысле), влечёт собой озадаченность предельными философскими проблемами и интроспективной психологией, здесь уже недалеко и до психиатрии. Но с этой неизбежной развилки ведут только два пути специализации: или в пациенты, или в психиатры. Подбросив монету. Я выбрал первой.
Хордон: Мне, однако кажется, что вы застряли на границе между тем и этим…
Врач: Что ж в этом скверного? Вы не представляете, как это помогает в работе.
Хордон: Однако, вернёмся к нашему подопечному.В случае с пустыней, что же это всё-таки такое – сговор, махинация, какая-то прогтивоестественная полугаллюцинация, наподобие логических непоняток с полупустыми стаканами и полубеременными жэенщинами?
Врач: То-то и оно, что всё здесь не так просто, как кажется. Железной дороги там действительно нет, но годах в пятидесятых был советски-монголдьский план прокладки в тех местах ответвления от БАМовской магистрали, то есть дорога существовала действительно на уровне карты, в модусе некого условного бытия ускользнувшей, но не исчезнувшей полностью, вероятности.
Хордон: Но не могли же они почти два месяца идти строго вдоль условной линии ускользнувшей возможности?
Врач: Вариант прохождения вдоль этой условной ж.д. дороги был единственным спасительным вариантом в той местности, в то время года (неимоверная жара, частые песчаные бури и т.д.). Стоило бы свернуть на полкилометра в правую сторону и они затерялись бы в зыбучих песках, по левую сторону – попали бы в самый эпицентр зарождения гигантских песчанных ураганов. А здесь – фиксированная, с сохранившщимися следами ИССКУСТВенности (пробитая будёновка, перевёрнутая дрезина и т.д.), насыпь, и оставался шанс куда-то по ней прийти. А это уже какая-никакая надежда, то есть поддерживающий силы допинг. Тот факт, что они выжили – доказывает лучше всего другого, что дорога всё-таки была, не могла не быть, даже не смотря на то что её, всё же не существует. Такой вот железнодорожный пародокс,(идентичный культурно-эстетическому).
Хордон: Была или не была эта ЧЁРТОВА дорога, пусть разбирается наука будущего… Меня интересует особенности постшокового состояния приговорённого. Подитожим сказанное. Коротко. У нас скоро рекламная пауза.
Врач: В силу эстетической дисфункции, как я сказал, пациент не способен воспринимать с какими-либо эмоциями ни одного живописного шедевра. Однако, как ни странно, есть исключения. Из состояния глубокого самососредоточения его порой выводит «Чёрная мадонна» Мунка. Он как-то утробно охает и хватается за голову. Говоря при этом, что тень КРЫЛА проникает внутрь его мозга глубже, чем обычно и это правильно, но он должен с этим бороться, чтобы не повторить судьбу какого-то своего знакомого, который кого-то схватил за пятку. Вообще эта история уводит в раннее Средневековье(11 – 12 века) к южнофранцузскому культу Чёрной Богоматери, с его двойственным, тяжёлым впечатлением на тогдашнее суеверное население Европы. Отвечая на мои вопросы по этому поводу, профессор говорил, что культ чёрной «девственницы» и есть, вслед за искренним гностицизмом, смутное ощущение того неуловимоно ТРЕТЬЕГО (нелишнего), какой-то животворной материнской Тьмы , «сквозь смерть ведущей». Заметьте, слова «Мать» и «Тьма» составлены из одних и тех же букв… Думаете это простое совпадение? Ну-ну!.. Кстати он назвал этого третьего светлой божеством суицида, восьмой музой.
Хордон: Любопытно.
Врач: Кстати, вот напоследок ещё одна странность. Картины Жоржа де Латура наводят на него почти мгновенный транс. Опять же, то ли необычно представлен теневой фон, то ли общий план как-то тонко-патологично акцентирован… Это настроение картин… Профессор просто физически не может ему противостоять. Странность в том, что эстетический инвалид должен был лишиться чувства прекрасного полностью (даже в его отрицательной форме). Столь выборочной перверсии в этом заболевании ещё ни разу не наблюдалось. Это, пожалуй всё. (Встаёт, прощается, уходит)
Хордон: Поблагодарим нашего гостя за подробную информацию, предваряющую долгожданную встечу с героем нашего репортажа. После рекламной паузы мы перенесёмся в палату к профессору, где побеседуем с ним напрямую.
(КРУПНЫМ ПЛАНОМ: заметённая, подступающим всё выше снегом обезлюдившая Красная площадь (и замороженный мёртвый город) и на фоне этого жутко-величественного пейзажа – нелепая реклама каких-то гламурных сумок и подержанных автомобилей.
Примечания:
1.Намёк на эпизод с Ломоносовым, когда в запале спора тот сломал нос прозападному историку Миллеру.
2.«Площадь Цветов» в Риме – место где сожгли Дж. Бркно.
3.Квазиология – наука об отсутствующих смыслах (гипотетич.)