ЭВА-3

Эва. Роман в рассказах и письмах

Часть шестая
 
Эва и Мастер
 
Эпистолярий
 
 
 
Судьба
 
Шутка
 
Из цикла «Два весёлых нищих»
 
Тянет кто-то за ноги
В мир иной.
Спрашиваю я Боженьку:
«Что со мной?».
Отвечает Боженька:
«Мы идём домой.
Здесь от тебя пользы
Никакой!».
 
 
 
* * *
 
 
11. Эва – Мастеру.
 
Париж
 
«Стажёрка». Поучительная история. Приятно, конечно, что вы прислали мне её заранее, не забитой комментариями, и в то же время я не знаю, как мне к ней относиться. Дело в том, что я ведь не просто ваша читательница, наверняка я единственная, кто прочитал все ваши вещи до единой. Не могу сказать, что руководил подобными моими намерениями какой-то жгучий интерес, просто с одной стороны необходимость (курсовая работа) заставила, с другой: я, как уже упоминала, получила, волей случая, доступ к вашим изданиям, которого в России у меня и быть не могло. Но о чём я, собственно? Просто хочу сказать, что мне есть с чем сравнивать. Вот отчего я вижу здесь у вас шаг назад, не просто экскурс в раннее ваше творчество, но даже и какую-то ностальгию по нему. Неужели всё это из-за одной только фразы: «Всё отдавать и взамен получать»? О чём она? О равноправии в любви? Где вы его видели? Сказка, мечта. Посмотрите хотя бы у Тургенева, к которому, как я поняла, вы всё-таки, после длительных размышлений, решили вернуться, настолько поразила вас до самых глубин сердца его необычная судьба.
Не скрою, для меня самой это боль. Сорок лет любви, даже обожания, не поддающиеся ни пониманию, ни сочувствию. И всё-таки, ваш разворот оказался для меня полной неожиданностью. Я даже специально перечитала ваше эссе «Иван Тургенев и его «Senilia», а заодно и все стихотворения в прозе из сборника, который вы в своё время этим исследованием мне подарили. А затем и дальше пошла: решила оживить в памяти всю малую прозу Ивана Сергеевича.
Три новых открытия, три произведения, которые я либо никогда вообще не читала, либо по молодости, штудируя собрание сочинений именитого автора,  просто не обратила на них внимание. Теперь вот, благодаря вашему эссе, я добавила к образу Ивана Сергеевича много новых черт.
 
«Дневник лишнего человека» - узнав от доктора, что жить ему осталось не больше двух недель, герой решает описать свою недолгую тридцатилетнюю жизнь в коротеньких мемуарах, однако сосредоточивается в них на одном, самом ярком для него, эпизоде: истории его единственной, но неудачной любви. Побывав как-то в доме важного чиновника, сын некогда богатого, но разорившегося помещика, Чулкатурин влюбляется в дочь местного «бонзы» Елизавету, однако на пути у него вскоре неодолимой преградой встаёт стройный красавец военный – петербургский князь Н. Конечно, Лизонька потеряла голову от такого ухаживания. Вместо того чтобы устраниться, Чулкатурин стал задирать князя, и даже вызвал его на дуэль. Естественно, князь выстрелил в воздух, хотя сам был слегка ранен. Через какое-то время он отбыл восвояси, забыв о Лизоньке навсегда, но отсутствие соперника ничего не изменило в чувствах Лизы, и в конце концов она вышла замуж за мелкого чиновника Бизьмёнкова, с которым Чулкатурин поначалу вместе за Лизонькой ухаживал, но соперника в нём всерьёз не подозревал.
Казалось бы, что тут особенного, но повествование достаточно стройное, его никак нельзя сравнить с незаконченным «Романом в письмах» Александра Сергеевича Пушкина. Тема «лишнего человека» проходила как бы красной линией через всю классическую русскую литературу XIX века, породив собой такие мощные образы, как Онегин, Печорин, Чацкий, Бельтов, Лаврецкий, Рудин, не перечесть, сколько их было. На этом фоне Чулкатурин, герой «Переписки» Алексей Петрович С. и «рассказа в девяти письмах» «Фауст» Павел Александрович Б., кажутся личностями незначительными, да они и в самом деле гораздо ближе примыкают к другой теме, несколько исчерпавшей себя перед тем – «Бедные люди».
  
«Переписка». Именно здесь я нашла подтверждение своему утверждению о том, почему у нас с вами не получится роман в письмах в классическом понимании этого жанра, а только рассуждения о единой для нас возлюбленной – Литературе.
Я очень долго искала что-нибудь бьющее в самое сердце из любовных откровений великих людей, но не нашла в них ничего, кроме их величия. А тут легко и просто всё выявилось:
 
«Любовные письма читаются обыкновенно только двумя особами (зато тысячу раз сряду), но уж третьей особе они несносны, если не смешны».
 
А это, другое, утверждение, которое, как я поняла, вам давно известно:
 
«В любви нет равенства, нет так называемого соединения душ и прочих идеальностей, придуманных на досуге немецкими профессорами. Нет, в любви одно лицо – раб, другое – властелин, и недаром толкуют поэты о цепях, налагаемых любовью. Да, любовь – цепь, и самая тяжёлая».
И где же, спрашивается, здесь: «Взамен получать»?
 
Вот так «Переписка»! Как же я её всё-таки по молодости пропустила?
 
Эва.
 
 
12. Мастер – Эве.
 
Коломна
 
Дорогая Эва! Спасибо за лекцию, которую вы мне только что прочитали. Я не силён в литературоведении, да и в своё время, как и вы, мимо произведений, которые вы разбираете, проскочил. Что меня больше всего поразило, когда я заново, как и вы, вернулся к «Переписке», так это автобиографичность. А что? Вот встретил герой повести прекрасную женщину, разочаровавшуюся уже в жизни, но ему вдруг открывшуюся, и что же сделал наш Алексей Петрович С. в итоге? Влюбился в заезжую иностранку-танцовщицу и потащился за ней по городам и весям, как и сам Иван Сергеевич, да там и сгинул. Зачем? Буквально: «С той самой минуты, как я увидел её в первый раз… - с той роковой минуты я принадлежал ей весь, вот так собака принадлежит своему хозяину». «Я не ожидал, какую роль мне придётся разыгрывать. Я не ожидал, что буду таскаться по репетициям и скучать за кулисами, дышать копотью театральной, знакомиться с разными, совершенно неблаговидными личностями»… «И всё это даром, в полном смысле даром! Вот то-то и есть… Помните, как мы с вами словесно и письменно рассуждали о любви, в какие тонкости вдавались; а на поверку выходит, что настоящая любовь – чувство, вовсе не похожее на то, каким мы её себе представляли. Любовь – даже не чувство, она – болезнь… ни дать  ни взять  холера или лихорадка».
Совсем как в «Дневнике лишнего человека»: «Разве любовь – естественное чувство? Разве человеку свойственно любить? Любовь – болезнь; а для болезни закон не писан».
 
Но лучше всего Иван Сергеевич выразился о предмете своей любви в разговоре с Афанасием Фетом: «Я подчинён воле этой женщины. Нет! Она заслонила от меня всё остальное, так мне и надо. Я только тогда блаженствую, когда женщина наступит мне на шею и вдавит мне лицо носом в грязь».
Что это? Мазохизм?
Тем более что вслед за тем он напишет в одном из своих стихотворений в прозе, которые вы, по вашим словам, освежали недавно в своей памяти:
 
КОГДА МЕНЯ НЕ БУДЕТ…
 
Когда меня не будет, когда всё, что было мною, рассыплется прахом, - о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня, - не ходи на мою могилу… Тебе там делать нечего.
Не забывай меня… но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд… Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять её спокойное течение.
Но в часы уединения, когда найдёт на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало, - помнишь? - у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слёзы.
Прочти, закрой глаза и протяни мне руку… Отсутствующему другу протяни руку твою…
 
Некоторые исследователи считают, что именно здесь, в этом произведении, разгадка необычайной любви Ивана Сергеевича к Полине: в их глубокой интеллектуальной близости. Однако предположение это, на мой взгляд, надуманное, вздорное, любой биограф скажет, что особо высокой эрудицией и образованностью мадам Виардо не отличалась, достаточно было и её невероятного певческого дара, чтобы покорять сердца миллионов людей.
 
Однако начнём по порядку. Хотя бы с вашего утверждения о том, как долго вы искали «чего-нибудь бьющего в самое сердце из переписки великих людей, но не нашли там ничего, кроме их величия». А что вы хотели? В нескольких строках найти божественное откровение? Но ведь любовь, обычно, как раз и складывается из мелочей, порой понятных и дорогих только самим влюблённым. То есть, если эти люди вам интересны, если их любовь вам дорога, наберитесь терпения, и как следует вникните, прежде чем делать какие-либо выводы, в контекст.
Что касается героини повести, то в ней я обнаружил один из лучших женских образов в русской литературе, но такой же обречённый на непонимание и забвение, как и все остальные.
 
«Дневник лишнего человека». Тема «лишних людей», от Онегина до Бельтова и иже с ними, на зубах навязла. Что делать? Русская классическая литература во главе со своим легионом воинствующих критиков, с самого начала была настроена исключительно на разрушение. Так и впоследствии продолжалось, когда, казалось бы, уже разрушено было «всё до основанья», в литературе диссидентов времён социализма - опять, как и прежде, без заранее заготовленной альтернативы. И что получилось в итоге? До сих пор так среди обломков и ютимся. Богатые и дальше богатеют, бедные давно уже превратились в нищих, куда уж дальше-то разрушать? «Лишние люди»… Вроде как неактуально. А я скажу вам, кого я считаю за «лишних людей». Бандитов, коррупционеров-чиновников самых разнообразных мастей, олигархическую верхушку, да не перечислишь всех, не говоря уже об их отпрысках и холуях. Вот они свой мир разрушать никому не позволят, а оттого нет больше русской литературы. А как иначе? Не дай бог возникнет в умах изгоев творческих какая-нибудь альтернатива, да овладеет она умами масс! Не «товарищ маузер», нет, есть мысли, которые сражают всяческого рода нечисть точнее любой пули, вот только кто же им слово своё заветное даст выпустить на свет божий? А значит, не только в любви должен действовать принцип «и взамен получать», а во всех сферах жизни. Да вот только придёт ли оно когда-нибудь, такое время?
 
Моя «Стажёрка»… Смею вас заверить - вы ошибаетесь, никакой ностальгии по прежнему творчеству в ней у меня нет. Просто ещё одна попытка понять, что такое женщина, и что такое любовь. Герой всю свою сознательную жизнь искал счастья, опустошив в подобных поисках собственную душу. А потом и вовсе нарвался на мошенницу, которая ещё и материально обобрала его до нитки. Тривиальная, в общем-то, история, в которой, однако, всё было рассчитано до мелочей. Дня хватило матёрой волчице, чтобы разобраться в характере потенциальной жертвы, а потом процесс довершили дети, которые выступили, как «гениальные актёры, поскольку они не играли, а жили на тех гнусных подмостках, которые сколотили для своих целей два прохиндея». Казалось бы, и тут ничего примечательного. За исключением одного: финала. Нежданно-негаданно прибилась к герою другая душа, родственная. Внешне, казалось бы, на него совершенно не похожая. Глубоко запрятанная, очень глубоко. Так что не зря, выходит, были муки его и жертвы. Так получилось, что он «всё отдал» одному человеку, бесстыжему и бессовестному, а «всё взамен» получил совсем от другого. Но ведь получил же! Вот оно, чудо! Не надуманное, из пальца высосанное, а глубоко жизненное, природное, красоты изумительной, как алмаз. И что помогло человеку этому не побояться раскрыться? Крик души, как по эстафете передавшийся, не утихший через сто с лишним лет, ещё одного, уже четвёртого, человека, чувство которого, хоть и осталось безответным, но прорвалось сквозь чёрствость, цинизм, развращённость, самолюбование миллионов попутных мелких душонок, красотою своей затмив, а порой и заставив призадуматься, их всех, без исключения.
В последнее время я обратил внимание на то, что вместе с уходом Литературы уходит из жизни людей Любовь. Для моего героя она, безусловно, главное в жизни. «Всё отдавать и взамен получать». Всё-таки, что это? Сказка, мелодрама? Я полагаю, что рудимент. Остатки, точнее, даже останки не растерзанной до самых потрохов Русской классической литературы. Ведь всё на ниточке держалось. Если бы не та волшебная фраза: «День, когда мне не светили ваши глаза, - день потерянный», ничего бы не было. А значит, 40 лет душевной, эмоциональной каторги, через которые Иван Сергеевич прошёл, не пропали даром для последующих, выхолощенных виртуальностью, поколений. Да кто вообще сейчас о ней знает? Я счёл своим долгом вернуть людям хотя бы частичку того, что они потеряли. Меня в своё время за гораздо более короткий срок выпотрошили до предела и бросили подыхать. И где бы я был сейчас, точнее, был бы вообще, если бы мне вовремя не протянули руку помощи? Я не знаю, быть может, вы, несмотря на свою молодость, настолько сильный человек, что прожить без любви в состоянии? Я слаб, излишне эмоционален, без заботы, тепла, взаимности, давно бы умер. Хотя не исключено, что я просто урод или, по меньшей мере, реликт уходящей эпохи.
 
Мастер.

© Copyright: Николай Бредихин, 2017

Регистрационный номер №0387430

от 6 июня 2017

[Скрыть] Регистрационный номер 0387430 выдан для произведения: Эва. Роман в рассказах и письмах

Часть шестая
 
Эва и Мастер
 
Эпистолярий
 
 
 
Судьба
 
Шутка
 
Из цикла «Два весёлых нищих»
 
Тянет кто-то за ноги
В мир иной.
Спрашиваю я Боженьку:
«Что со мной?».
Отвечает Боженька:
«Мы идём домой.
Здесь от тебя пользы
Никакой!».
 
 
 
* * *
 
 
11. Эва – Мастеру.
 
Париж
 
«Стажёрка». Поучительная история. Приятно, конечно, что вы прислали мне её заранее, не забитой комментариями, и в то же время я не знаю, как мне к ней относиться. Дело в том, что я ведь не просто ваша читательница, наверняка я единственная, кто прочитал все ваши вещи до единой. Не могу сказать, что руководил подобными моими намерениями какой-то жгучий интерес, просто с одной стороны необходимость (курсовая работа) заставила, с другой: я, как уже упоминала, получила, волей случая, доступ к вашим изданиям, которого в России у меня и быть не могло. Но о чём я, собственно? Просто хочу сказать, что мне есть с чем сравнивать. Вот отчего я вижу здесь у вас шаг назад, не просто экскурс в раннее ваше творчество, но даже и какую-то ностальгию по нему. Неужели всё это из-за одной только фразы: «Всё отдавать и взамен получать»? О чём она? О равноправии в любви? Где вы его видели? Сказка, мечта. Посмотрите хотя бы у Тургенева, к которому, как я поняла, вы всё-таки, после длительных размышлений, решили вернуться, настолько поразила вас до самых глубин сердца его необычная судьба.
Не скрою, для меня самой это боль. Сорок лет любви, даже обожания, не поддающиеся ни пониманию, ни сочувствию. И всё-таки, ваш разворот оказался для меня полной неожиданностью. Я даже специально перечитала ваше эссе «Иван Тургенев и его «Senilia», а заодно и все стихотворения в прозе из сборника, который вы в своё время этим исследованием мне подарили. А затем и дальше пошла: решила оживить в памяти всю малую прозу Ивана Сергеевича.
Три новых открытия, три произведения, которые я либо никогда вообще не читала, либо по молодости, штудируя собрание сочинений именитого автора,  просто не обратила на них внимание. Теперь вот, благодаря вашему эссе, я добавила к образу Ивана Сергеевича много новых черт.
 
«Дневник лишнего человека» - узнав от доктора, что жить ему осталось не больше двух недель, герой решает описать свою недолгую тридцатилетнюю жизнь в коротеньких мемуарах, однако сосредоточивается в них на одном, самом ярком для него, эпизоде: истории его единственной, но неудачной любви. Побывав как-то в доме важного чиновника, сын некогда богатого, но разорившегося помещика, Чулкатурин влюбляется в дочь местного «бонзы» Елизавету, однако на пути у него вскоре неодолимой преградой встаёт стройный красавец военный – петербургский князь Н. Конечно, Лизонька потеряла голову от такого ухаживания. Вместо того чтобы устраниться, Чулкатурин стал задирать князя, и даже вызвал его на дуэль. Естественно, князь выстрелил в воздух, хотя сам был слегка ранен. Через какое-то время он отбыл восвояси, забыв о Лизоньке навсегда, но отсутствие соперника ничего не изменило в чувствах Лизы, и в конце концов она вышла замуж за мелкого чиновника Бизьмёнкова, с которым Чулкатурин поначалу вместе за Лизонькой ухаживал, но соперника в нём всерьёз не подозревал.
Казалось бы, что тут особенного, но повествование достаточно стройное, его никак нельзя сравнить с незаконченным «Романом в письмах» Александра Сергеевича Пушкина. Тема «лишнего человека» проходила как бы красной линией через всю классическую русскую литературу XIX века, породив собой такие мощные образы, как Онегин, Печорин, Чацкий, Бельтов, Лаврецкий, Рудин, не перечесть, сколько их было. На этом фоне Чулкатурин, герой «Переписки» Алексей Петрович С. и «рассказа в девяти письмах» «Фауст» Павел Александрович Б., кажутся личностями незначительными, да они и в самом деле гораздо ближе примыкают к другой теме, несколько исчерпавшей себя перед тем – «Бедные люди».
  
«Переписка». Именно здесь я нашла подтверждение своему утверждению о том, почему у нас с вами не получится роман в письмах в классическом понимании этого жанра, а только рассуждения о единой для нас возлюбленной – Литературе.
Я очень долго искала что-нибудь бьющее в самое сердце из любовных откровений великих людей, но не нашла в них ничего, кроме их величия. А тут легко и просто всё выявилось:
 
«Любовные письма читаются обыкновенно только двумя особами (зато тысячу раз сряду), но уж третьей особе они несносны, если не смешны».
 
А это, другое, утверждение, которое, как я поняла, вам давно известно:
 
«В любви нет равенства, нет так называемого соединения душ и прочих идеальностей, придуманных на досуге немецкими профессорами. Нет, в любви одно лицо – раб, другое – властелин, и недаром толкуют поэты о цепях, налагаемых любовью. Да, любовь – цепь, и самая тяжёлая».
И где же, спрашивается, здесь: «Взамен получать»?
 
Вот так «Переписка»! Как же я её всё-таки по молодости пропустила?
 
Эва.
 
 
12. Мастер – Эве.
 
Коломна
 
Дорогая Эва! Спасибо за лекцию, которую вы мне только что прочитали. Я не силён в литературоведении, да и в своё время, как и вы, мимо произведений, которые вы разбираете, проскочил. Что меня больше всего поразило, когда я заново, как и вы, вернулся к «Переписке», так это автобиографичность. А что? Вот встретил герой повести прекрасную женщину, разочаровавшуюся уже в жизни, но ему вдруг открывшуюся, и что же сделал наш Алексей Петрович С. в итоге? Влюбился в заезжую иностранку-танцовщицу и потащился за ней по городам и весям, как и сам Иван Сергеевич, да там и сгинул. Зачем? Буквально: «С той самой минуты, как я увидел её в первый раз… - с той роковой минуты я принадлежал ей весь, вот так собака принадлежит своему хозяину». «Я не ожидал, какую роль мне придётся разыгрывать. Я не ожидал, что буду таскаться по репетициям и скучать за кулисами, дышать копотью театральной, знакомиться с разными, совершенно неблаговидными личностями»… «И всё это даром, в полном смысле даром! Вот то-то и есть… Помните, как мы с вами словесно и письменно рассуждали о любви, в какие тонкости вдавались; а на поверку выходит, что настоящая любовь – чувство, вовсе не похожее на то, каким мы её себе представляли. Любовь – даже не чувство, она – болезнь… ни дать  ни взять  холера или лихорадка».
Совсем как в «Дневнике лишнего человека»: «Разве любовь – естественное чувство? Разве человеку свойственно любить? Любовь – болезнь; а для болезни закон не писан».
 
Но лучше всего Иван Сергеевич выразился о предмете своей любви в разговоре с Афанасием Фетом: «Я подчинён воле этой женщины. Нет! Она заслонила от меня всё остальное, так мне и надо. Я только тогда блаженствую, когда женщина наступит мне на шею и вдавит мне лицо носом в грязь».
Что это? Мазохизм?
Тем более что вслед за тем он напишет в одном из своих стихотворений в прозе, которые вы, по вашим словам, освежали недавно в своей памяти:
 
КОГДА МЕНЯ НЕ БУДЕТ…
 
Когда меня не будет, когда всё, что было мною, рассыплется прахом, - о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня, - не ходи на мою могилу… Тебе там делать нечего.
Не забывай меня… но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд… Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять её спокойное течение.
Но в часы уединения, когда найдёт на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало, - помнишь? - у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слёзы.
Прочти, закрой глаза и протяни мне руку… Отсутствующему другу протяни руку твою…
 
Некоторые исследователи считают, что именно здесь, в этом произведении, разгадка необычайной любви Ивана Сергеевича к Полине: в их глубокой интеллектуальной близости. Однако предположение это, на мой взгляд, надуманное, вздорное, любой биограф скажет, что особо высокой эрудицией и образованностью мадам Виардо не отличалась, достаточно было и её невероятного певческого дара, чтобы покорять сердца миллионов людей.
 
Однако начнём по порядку. Хотя бы с вашего утверждения о том, как долго вы искали «чего-нибудь бьющего в самое сердце из переписки великих людей, но не нашли там ничего, кроме их величия». А что вы хотели? В нескольких строках найти божественное откровение? Но ведь любовь, обычно, как раз и складывается из мелочей, порой понятных и дорогих только самим влюблённым. То есть, если эти люди вам интересны, если их любовь вам дорога, наберитесь терпения, и как следует вникните, прежде чем делать какие-либо выводы, в контекст.
Что касается героини повести, то в ней я обнаружил один из лучших женских образов в русской литературе, но такой же обречённый на непонимание и забвение, как и все остальные.
 
«Дневник лишнего человека». Тема «лишних людей», от Онегина до Бельтова и иже с ними, на зубах навязла. Что делать? Русская классическая литература во главе со своим легионом воинствующих критиков, с самого начала была настроена исключительно на разрушение. Так и впоследствии продолжалось, когда, казалось бы, уже разрушено было «всё до основанья», в литературе диссидентов времён социализма - опять, как и прежде, без заранее заготовленной альтернативы. И что получилось в итоге? До сих пор так среди обломков и ютимся. Богатые и дальше богатеют, бедные давно уже превратились в нищих, куда уж дальше-то разрушать? «Лишние люди»… Вроде как неактуально. А я скажу вам, кого я считаю за «лишних людей». Бандитов, коррупционеров-чиновников самых разнообразных мастей, олигархическую верхушку, да не перечислишь всех, не говоря уже об их отпрысках и холуях. Вот они свой мир разрушать никому не позволят, а оттого нет больше русской литературы. А как иначе? Не дай бог возникнет в умах изгоев творческих какая-нибудь альтернатива, да овладеет она умами масс! Не «товарищ маузер», нет, есть мысли, которые сражают всяческого рода нечисть точнее любой пули, вот только кто же им слово своё заветное даст выпустить на свет божий? А значит, не только в любви должен действовать принцип «и взамен получать», а во всех сферах жизни. Да вот только придёт ли оно когда-нибудь, такое время?
 
Моя «Стажёрка»… Смею вас заверить - вы ошибаетесь, никакой ностальгии по прежнему творчеству в ней у меня нет. Просто ещё одна попытка понять, что такое женщина, и что такое любовь. Герой всю свою сознательную жизнь искал счастья, опустошив в подобных поисках собственную душу. А потом и вовсе нарвался на мошенницу, которая ещё и материально обобрала его до нитки. Тривиальная, в общем-то, история, в которой, однако, всё было рассчитано до мелочей. Дня хватило матёрой волчице, чтобы разобраться в характере потенциальной жертвы, а потом процесс довершили дети, которые выступили, как «гениальные актёры, поскольку они не играли, а жили на тех гнусных подмостках, которые сколотили для своих целей два прохиндея». Казалось бы, и тут ничего примечательного. За исключением одного: финала. Нежданно-негаданно прибилась к герою другая душа, родственная. Внешне, казалось бы, на него совершенно не похожая. Глубоко запрятанная, очень глубоко. Так что не зря, выходит, были муки его и жертвы. Так получилось, что он «всё отдал» одному человеку, бесстыжему и бессовестному, а «всё взамен» получил совсем от другого. Но ведь получил же! Вот оно, чудо! Не надуманное, из пальца высосанное, а глубоко жизненное, природное, красоты изумительной, как алмаз. И что помогло человеку этому не побояться раскрыться? Крик души, как по эстафете передавшийся, не утихший через сто с лишним лет, ещё одного, уже четвёртого, человека, чувство которого, хоть и осталось безответным, но прорвалось сквозь чёрствость, цинизм, развращённость, самолюбование миллионов попутных мелких душонок, красотою своей затмив, а порой и заставив призадуматься, их всех, без исключения.
В последнее время я обратил внимание на то, что вместе с уходом Литературы уходит из жизни людей Любовь. Для моего героя она, безусловно, главное в жизни. «Всё отдавать и взамен получать». Всё-таки, что это? Сказка, мелодрама? Я полагаю, что рудимент. Остатки, точнее, даже останки не растерзанной до самых потрохов Русской классической литературы. Ведь всё на ниточке держалось. Если бы не та волшебная фраза: «День, когда мне не светили ваши глаза, - день потерянный», ничего бы не было. А значит, 40 лет душевной, эмоциональной каторги, через которые Иван Сергеевич прошёл, не пропали даром для последующих, выхолощенных виртуальностью, поколений. Да кто вообще сейчас о ней знает? Я счёл своим долгом вернуть людям хотя бы частичку того, что они потеряли. Меня в своё время за гораздо более короткий срок выпотрошили до предела и бросили подыхать. И где бы я был сейчас, точнее, был бы вообще, если бы мне вовремя не протянули руку помощи? Я не знаю, быть может, вы, несмотря на свою молодость, настолько сильный человек, что прожить без любви в состоянии? Я слаб, излишне эмоционален, без заботы, тепла, взаимности, давно бы умер. Хотя не исключено, что я просто урод или, по меньшей мере, реликт уходящей эпохи.
 
Мастер.
 
Рейтинг: +4 422 просмотра
Комментарии (2)
ORIT GOLDMANN # 19 сентября 2017 в 06:39 0
У нас НОВЫЙ ГОД!ШАНА ТОВА У МЕТУКА!(года хорошего и сладкого)И МИР ВАШЕМУ ДОМУ!ШАЛОМ. soln
Елена Разумовская # 1 июля 2018 в 08:02 0
Нежданно-негаданно прибилась к герою другая душа, родственная. Внешне, казалось бы, на него совершенно не похожая. Глубоко запрятанная, очень глубоко. Так что не зря, выходит, были муки его и жертвы. Так получилось, что он «всё отдал» одному человеку, бесстыжему и бессовестному, а «всё взамен» получил совсем от другого. Но ведь получил же! Вот оно, чудо!
Наверное так и бывает в жизни...Мне нравятся Ваши произведения. Спасибо Вам.