ГлавнаяПрозаКрупные формыРоманы → Прожитые годы – ступени жизни ч. 2. 1967 год

Прожитые годы – ступени жизни ч. 2. 1967 год

16 февраля 2022 - Владимир Винников


 

14. 1968 год. Выпускница

 

Тридцать первого декабря, Люба опять ездила за Витей.

-    Как же ты вытянулся! - Вскрикнула невольно она.

- И Наташа выросла. - Витя показал на худенькую белокурую девочку, внимательно оглядывающую Любу.

 

У девочки были такие грустные глаза, что Люба подошла к ней и нежно обняла. Наташа тесно прижалось к ней, негромко произнесла:

- А мы с Витей всё равно будем вместе!

 

Отвозила Витю в интернат мама, Люба была очень занята, готовилась к экзаменам. До окончания школы оставалось шесть месяцев. Люба всё чаще стала задумываться о своём будущем. Она не думала, о будущей зарплате, где будет жить, какой сегодня курс доллара. В своём счастливом будущем она была совершенно уверена.

 

Недавно её приглашал к себе первый секретарь райкома комсомола, который долго разговаривал с ней по поводу её плана после окончания школы. Он предложил сразу после окончания школы, пойти работать на военный завод, сказал:

- Мы думаем, после окончания техникума, взять тебя на работу в райком, ты обладаешь хорошими организаторскими способностями и умеешь работать с людьми. Вот и в школе тебя уважают.

И в этот момент. Люба почему-то вспомнила свою детскую мечту, жить и работать в Ленинграде.  В прошлую ночь, ей вдруг приснился крейсер «Аврора», «Летний сад», где она никогда не была. И ещё.

Она постоянно видела спину какого-то военного, который потом нёс её на руках к вечному огню на Марсовом поле. Эти исторические места, которые ей приснились, она узнала. Они выглядели точно так, как на её цветных открытках, которые она хранила с детства и часто показывала сёстрам.

 Люба, Надя, Вера.

Люба вспомнила, что обещала зайти домой к дяде Грише, своему бывшему подшефному, инвалиду войны, машинисту паровоза. Она быстренько оделась, предварительно выглянув в окно. Отец прочищал тропинку к калитке через сад.

 

- Люба, - обратилась к ней мать, - а куда ты в такую рань?

- Дядя Гриша просил зайти, у него есть новость и для папы.

- Одень валенки, на улице морозно!

 

Увидев, что Люба набрасывает на плечи пальто, остановила:

- Куда без завтрака, я оладушки напекла, выпей чаю с оладьями и захвати угощение подшефному. А то ему и испечь некому.

Дядя Гриша после смерти жены, так и проживал один, а Любу он называл моя дочурка…

 

Пока Люба переходила овраг, набрала полные валенки снега, так что у дяди Гриши, ей пришлось сразу разуться. Дядя Гриша вытряхнул из валенок снег и, положив их на табурет, придвинул подошвами вплотную к печке, а Люба, вытянув ноги в мокрых чулках к горячей печи, отогревала ступни.

 

Дядя Гриша налил ей чай с малиной, проговаривая:

- Пей, моя доченька, тебе болеть нельзя. А за оладушки передай Нюре спасибо. Какая она мастерица, заботушка…

Уважаю я Василь Петрова, а то бы отбил нашу чудесную певунью.

 

Увидев удивлённое лицо Любы, Григорий широко улыбнулся:

- Да, шучу я. У такого отобьёшь, он же артиллерист, глаз зоркий, а кулак крепкий!

Я вот, что хотел сообщить, у нас открываются курсы помощников машиниста тепловоза. Вот твоему отцу хотят предложить, хорошо было бы, потом бы мы работали вместе.

А ты слышала, что 22 февраля в Западной Антарктиде начала действовать круглогодичная советская полярная станция «Беллинсгаузен». Сегодня у нас прямо арктический мороз.

Я вот о чём хотел тебе сказать, 22 февраля крейсер «Аврора» награжден орденом Октябрьской Революции.

 

Люба даже вздрогнула, вспоминая свой сон про крейсер.

А дядя Гриша рассказывал:

- Всё, мы переходим на тепловозную тягу. Да не торопись ты, я тебя в школу провожу! Вот послушай историю.

Общеизвестно, что классическая схема парового локомотива предполагает непосредственное преобразование энергии пара в крутящий момент колёсной пары локомотива за счёт непосредственной подачи водяного пара высокого давления на поршень, который непосредственно связан с колёсной парой через кривошипный механизм. При этом скоростные и мощностные характеристики локомотива регулируются непосредственно машинистом локомотива за счёт изменения параметров подаваемого на поршень пара. В случае с дизельным движителем ситуация несколько иная.

Однако такая схема оказалась несколько не приемлемой для магистральных тепловозов, для которых свойственны не только довольно большие начальные усилия для смещения транспортируемого груза с мёртвой точки, но и наличие существенной скорости движения на магистральных участках. С учётом этих особенностей на практике были реализованы три основных типа тепловозов.

Вот первый вид - тепловозы, имеющие механическую коробку передач, по аналогии с автомобильной, состоящей из фрикционной муфты, непосредственно многоступенчатой коробки передач и реверсного редуктора.

Тепловозы данного типа в основном применяются, как маневровые или тепловозы, предназначенные для внутризаводского железнодорожного транспорта. Помимо этого такая схема применяется в мотодрезинах и автомотрисах.

Тепловозы на электрической передаче, оснащённые электрической системой передачи вращающего момента к колёсной паре. Работая по данной схеме дизель, непосредственно вращает вал тягового генератора, который в свою очередь питает электроэнергией тяговые электродвигатели, сочленённые через механический редуктор непосредственно с колёсной парой. Даная схема, обладая целым рядом преимуществ, является наиболее распространённой схемой в тепловозостроении, так как обеспечивает определённую простоту управления параметрами движения локомотива в составе железнодорожного поезда.

Так что мы с Василь Петровым ещё вместе поработаем на тепловозах.

 

Люба почувствовала, что ноги отогрелись, оглянулась, а рядом стоят её валенки и чай она незаметно выпила.

Пора идти в школу, а после занятий зайти в библиотеку, взять учебники для подготовки к экзаменам.

 

Снежная зима сменилась ранней весною и уже к концу февраля, снежные кучи  стали быстро оседать, зазвенели ручейки, и в школу уже приходилось ходить в резиновых сапогах.

Возвратившись из школы, Люба обратила внимание на отца, который сидел за столом, покачивая головой из стороны в сторону, а передним лежала газета.

-   Что случилось, спросила она?

- 28 февраля 1968 года скончался Николай Николаевич Воронов, главный маршал артиллерии. – Ответил отец. - Вот пишут что после вступления на должность начальника артиллерии РККА Николай Воронов начал работу по модернизации артиллерии РККА и уже в ноябре 1937 года на столе у наркома обороны Климента Ефремовича Ворошилова лежала докладная записка, содержащая широкую программу оснащения артиллерии разведывательной техникой, создания новой звукометрической станции обнаружения, усовершенствования и разработки новых образцов артиллерии тяжёлой и большой мощности, развития зенитной и самоходной артиллерии и развития средств механической тяги.

Решение этих задач способствовало тому, что артиллерия была хорошо подготовлена к Великой Отечественной войне.

А война, она совсем рядом с нами, в Азии американцы убивают мирных жителей.

Они в скором времени и нам будут ставить палки в колёса, угрожать и пытаться уничтожить экономически.

 

16 марта 1968 года все советские люди узнали, что американское вооруженное подразделение учинило расправу над мирным населением деревни Сонгми на юге Вьетнама. Погибли более 500 человек, в том числе 250 детей. Случившееся было зверством, подобным нацистским преступлениям Второй мировой войны. Так резню в Сонгми характеризовала наша и западная пресса.

США вели во Вьетнаме войну на уничтожение. Резня в Сонгми была лишь одним из её эпизодов. И если бы не случайные фотографии Хэберли, мир никогда не узнал бы о трагедии и Белый дом до сих пор бы все уверенно отрицал.

А ведь во многих других местах, где действовали американские военные, фотографов не было.

Задокументированы десятки других случаев, не получивших столь серьезного резонанса. Например, в 101-й воздушно-десантной дивизии военнослужащие любили «украшать» себя скальпами убитых вьетнамцев.

За ужасы той войны никто не понес наказаний, не принес извинений и не выплатил компенсаций. До сих пор.

 

27 марта 1968 года, все советские граждане понесли большую потерю, в ходе тренировочного полёта погибли Юрий Гагарин и Владимир Серёгин. Версии гибели МиГ-15УТИ эксперты обсуждают, по сей день. Люба часто вспоминала кинофильм: «Доживём до понедельника», который был снятый осенью 1967 режиссёром Станиславом Ростоцким. Ей очень понравился этот фильм о школе и учителях, тем более что в скором времени, через два месяца, со школой придется прощаться.

А показали всего три дня из жизни девятого класса обычной советской средней школы - четверг, пятница, суббота в середине осени.

В школу пришла преподавать английский язык недавняя выпускница школы Наташа Горелова, а историю в этой школе преподаёт бывший наставник Наташи - Илья Семёнович Мельников. Любимец учеников и талантливый педагог, бывший офицер-фронтовик Илья Семёнович, несмотря на солидный возраст, холост, живёт с матерью. Он настолько прям, принципиален и требователен к другим, что часто создаёт конфликты.

Так, в резкой форме он делает публичный выговор учительнице  начальных классов Таисии Николаевне за её неграмотную речь («я им говорю не ложьте, а они ложат») и выговаривает матери двоечника Левикова, которому вопреки совести «натянул» тройку и ученице за её отца, приславшего письмо с несогласием с выставляемыми его дочери оценками.

В Мельникове зреет внутренний  конфликт - это естественные ощущения возраста, неисполнение мечты молодости, а главное - несовершенство мира, слабая возможность изменить его, а ещё неблагодарность учеников, невозможность из-за разницы в возрасте ответить на чувства  молодой коллеги Наташи, всё это  отзываются болью в его сердце.

Илью Семёновича окружают разные люди, у каждого из которых собственные сложности в жизни. Завуч Светлана Михайловна, преподаватель  литературы  с двадцатилетним стажем, назидательна, суха и строга, она страдает от не сложившейся личной жизни, пытается найти смысл в работе учителем, втайне от самой себя ревнует Мельникова и к работе, и к ученикам, а теперь и к Наташе Гореловой.

Девятиклассник Гена Шестопал влюблён в одноклассницу Риту Черкасову, но она не воспринимает его всерьёз, ей нравится  циничный  неформальный  лидер класса  - Костя Батищев.

Вот наступает четверг, в течение первого дня выясняется «расстановка сил». Общую ловлю полетевшей по классу вороны во время урока английского возглавила молодая учительница, но после неодобрительной оценки её поведения Мельниковым она занимает жёсткую позицию по отношению к ученикам. Те, будучи категорически против такой «подмены», бойкотируют её следующий урок.

Музицирующему после уроков в пустом полутёмном актовом зале Мельникову, Светлана Михайловна, давно и безнадёжно влюблённая в коллегу-историка, пытается навязать беседу в свойственной ей назидательной манере, пеняет ему на изменившийся не в лучшую сторону характер, намекает, что, как и она, он тоже одинок, пытается петь (довольно неплохо) популярную песню «В нашем городе дождь…»

Илья Семёнович, совершенно не понимающий истинных мотивов отношения к нему коллеги-завуча, отвечает неохотно, подлавливает собеседницу то на фальшивой ноте, то на незнакомстве со стихами Баратынского, и в конце «серьёзным тоном» сообщает ей о «новых оценках творчества поэта».

Случайно встретившийся Илье Семёновичу на улице бывший ученик, его любимец, одноклассник Наташи Гореловой Борис Рудницкий, неприятно поражает его цинизмом  - проезжая в служебном автомобиле, тот с оттенком превосходства обсуждает, в том числе и работу Мельникова.

Мать безрезультатно пытается разговорить Илью Семёновича, из-за собственных переживаний он не в настроении разговаривать, но устраивает телефонный розыгрыш Наташе. Перезвонив, он советует не сильно переживать из-за детских выходок.

Наступила пятница, утром в учительской Мельников устраивает разнос Таисии Николаевне. Затем он, как классный руководитель, выходит во двор и доказательно объясняет неявившимся на урок английского ученикам их неправоту, приводя их в смущение и своим авторитетом, и авторитетом приведённых им исторических примеров, а Наташа просто извиняется перед ними. Класс дружно идёт на урок.

Илья Семёнович заходит в свой кабинет, совмещённый со школьным музеем, и видит уборщицу «проводящую экскурсию» с первоклассниками.

Мельников неприятно поражён, так как понимает - что именно является причиной внезапной болезни Таисии Николаевны.

Девятиклассники пишут сочинение с темами на выбор: «Образ Катерины» (эту тему выбирают двое), «Базаров и Рахметов» (эту тему выбирает единственный человек из класса - Костя Батищев) или «Моё представление о счастье».

Большинство выбирает последнюю, «вольную» тему. Откровенное и искреннее сочинение о том, что радость материнства и есть для нее счастье, написанное ученицей Надей Огарышевой, вызывает негодование Светланы Михайловны. Сочинение читают вслух, и класс вовсе не разделяет возмущение учительницы.

Шестопал весь сдвоенный урок украдкой смотрит на Риту Черкасову. В результате его сочинение так и остаётся состоящим из одной фразы: «Счастье, по-моему, это когда тебя понимают». «По-моему» Гена в итоге зачёркивает, а в конце ставит восклицательный знак.

У Ильи Семёновича возникает тяжёлый разговор с директором школы Николаем Борисовичем, его старейшим другом, не только однокурсником, но и однополчанином.

 Мельников, как ему самому кажется, неспособный дальше работать в обстановке беспринципности и лицемерия, нарастающих в обществе, на самом деле боится оставаться рядом с откровенно влюблённой в него молодой красавицей Наташей Гореловой.

Директор соглашается дать Мельникову отпуск. Обрывки разговора слышит задержавшийся в приёмной директора двоечник Сыромятников.

При обсуждении сочинения Нади в классе Гена Шестопал резко высказывается о «принципе У-2», на котором построены отношения учеников с учителем: «первое У - угадать, второе У - угодить».

После собрания Гена и Рита в спортзале школы рассуждают о любви. Черкасова говорит, что с ней Генка не может рассчитывать на взаимность, на что Гена отвечает, что главное - самому находиться в состоянии влюблённости.

А вот и суббота, Наталья Сергеевна просит разрешения присутствовать на уроке Ильи Семёновича в 9-в, темой которого выступает революция 1905 года, восстание на крейсере «Очаков», личность и трагическая судьба его руководителя лейтенанта Шмидта.

Илья Семёнович ведёт урок в присущей ему неформальной манере, открывая ученикам смысл исторических событий и мотивы поступков их участников. Его страстный рассказ ярко контрастирует и с дремучим невежеством главного двоечника Сыромятникова, и с демонстративным цинизмом гордости класса Кости Батищева.

В учительской Светлана Михайловна обнаруживает пепел от сожжённых тетрадей с сочинениями девятого «В» и пояснительную записку язвительного содержания в стихах.

В содеянном сознаётся Гена Шестопал, и его уводят в кабинет к директору. Илья Семёнович прерывает урок и уходит, чтобы защитить своего ученика, а класс обсуждает пущенный Сыромятниковым слух, что Мельников собирается уйти из школы.

Сумевший отстоять Гену Шестопала Илья Семёнович, вернувшись в класс одновременно со звонком, произносит: «А теперь мы должны проститься…», при этом весь класс буквально замирает от этой фразы, полагая, что любимый учитель от них все же уходит.

Но, после паузы, Мельников уточняет, что прощается до понедельника.

Получив аттестат зрелости, Люба сразу стала готовиться к вступительным экзаменам в техникум и успешно сдала их. Учиться стала заочно, так как поступила на работу на радиозавод, так его всегда называли горожане. Жить стала у няни Зины на Шахте. Специальность её называлась пуклёвшица, она на станке вводила катод.

Через два месяца, её избрали членом

 

бюро комсомола. А ещё через месяц, Люба сразу сдала на высокий разряд, с этого момента она стала работать без контролёра.

Если рассказать, что она делала, то вроде, совсем просто -  по сторонам катода - пукли, с торца приваривалась плющинка на спирту. Катод  (ход вниз; возвращение) - электрод  электронного или электротехнического прибора или устройства, характеризующийся тем, что движение электронов во внешней цепи направлено к нему.

В вакуумных электронный приборах катод - электрод, который является источником свободных электронов, обычно вследствие  термоэлектрической эмиссии. В  электронно-лучевых приборах  катод входит в состав электронной пушки. Для облегчения электронной эмиссии, как правило, делается с нанесением металлов с малой работой выхода электрона и дополнительно подогревается.

Различают катоды прямого накала, где нить накала непосредственно является источником электронов, и косвенного, где катод подогревается через керамический изолятор. Электрод  полупроводникового прибора (диода, тронзистора), подключенный к отрицательному полюсу источника тока, когда прибор открыт (то есть имеет маленькое сопротивление), называют  катодом, подключённый к положительному полюсу - анодом.

 

Любе выдали личное клеймо качества!

На выходные дни она обязательно ездила в Товарово к родителям. Она помогала пропалывать картошку и сахарную свеклу, убирать в доме.

3 августа 1968 года отец пришёл с работы расстроенный, он рассказал, что скончался Рокоссовский Константин Константинович - великий полководец Победы.

Отец рассказал Любе, что на одном приёме провозглашают тост за Жукова. Все встают, кроме двоих. Это Рокоссовский и Голованов.

- Полководцем Номер Один я считаю Рокоссовского, - писал Голованов. - Он выше Жукова и Василевского... Полководческое дарование его поистине уникальное и оно ждёт ещё своего исследователя.

А Иосиф Виссарионович Сталин говорил о Рокоссовском: «Суворовых в Красной Армии нет. Есть Рокоссовский».

 

Девушка почувствовала озноб, вспомнила стихотворение Всеволода Рождественского «Могила бойца»:

                   День угасал, неторопливый, серый,

Дорога шла неведомо куда, –

И вдруг, под елкой, столбик из фанеры –

Простая деревянная звезда.

Уходят из жизни маршалы, всё меньше остается в живых ветеранов войны. Хоть бы не было, новой, атомной войны. Люба где-то читала, что следующей, после атомной войны, будет возможна война только дубинами, да и то, если человечество полностью не погубит само себя.

 

6 октября Люба ознакомилась с Постановлением ЦК КПСС о 50-летии ВЛКСМ и задачах коммунистического воспитания молодёжи. Она подумала, что теперь у неё будет ещё больше интересной и очень нужной творческой общественной работы.

25 октября вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении ВЛКСМ орденом Октябрьской Революции в связи с 50-летием.

 

26 октября 1968 года был запущен советский космический корабль «Союз-3» с летчиком-космонавтом СССР Береговым на борту, который за этот полет был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден второй медалью «Золотая Звезда».

Береговой единственный дважды Герой Советского Союза, награжденный за подвиги на войне и полет в космос.

Он был самым старшим по возрасту в отряде космонавтов. На 13 лет старше Юрия Гагарина. На 4 года старше Беляева. Он не входил в состав первого отряда, а попал во второй набор.

Георгий Тимофеевич до того как пришел в отряд космонавтов, совершил достаточно подвигов. Он воевал с 1942 года и до конца войны на штурмовике, совершил 186 боевых вылетов. Три раза был сбит.

Повезло - уцелел, в октябре 1944 года стал Героем Советского Союза. Чего с ним только не было, вплоть до того, что его уже посчитали погибшим, потому что один раз после того, как был сбит, выбирался к своим четверо суток.

После войны Береговой окончил курсы летчиков-испытателей и стал отрабатывать новые машины. Он первым в СССР осваивал полеты в гермошлеме, научился выводить из штопора реактивные машины. Ему доводилось спасать почти неуправляемые машины, но при этом его риск всегда был разумным и выверенным.

Именно по этой причине на «Союзе-3», стартовавшим в паре с беспилотным «Союз-2» оказался именно он - летчик, испытатель, космонавт Георгий Тимофеевич Береговой. На тот момент ему было 47 лет.

Полёт был первым после неудачного завершения полета «Союза-1» весной 1967 года, после чего пилотируемая программа СССР оказалась приостановлена.

Это был тот момент, когда американцы стремительно уходили вперёд, а в советской космонавтике неудача накладывалась на неудачу.

Для того чтобы сдвинуться с мертвой точки нужен был полет, нужен был опытный человек, который проверит новую машину - космический кораблю «Союз» в реальном деле. Это и сделал Береговой.

Он стартовал 26 октября 1968 года. Да, на момент старта Береговой был самым возрастным космонавтом в мире. Потом этот результат будет перебит.

 

Но одно достижение Берегового не будет перебито уже никогда. Он навсегда останется самым старшим из жителей планеты Земля, которые побывали в космосе.

Вряд ли уже когда-то в космос отправится человек, родившийся ранее 15 апреля 1921 года.

 

Полёт Берегового был не во всем удачным. Он не смог выполнить программу полёта полностью выполнить стыковку с «Союзом - 2» так и не удалось.

Но самое интересное, что даже это позволило в итоге разобраться, что конкретно пошло не так и почему. И уже в следующем полете стыковка прошла успешно. А «Союзы», конечно, сильно модифицированные и усовершенствованные, летают на орбиту до сих пор. За этот полет Береговой стал дважды Героем Советского Союза. И навсегда останется героем, который получил одну Звезду Героя за подвиги во время войны, а вторую за полет в космос. Геройский был человек, который умел разумно рисковать и добиваться результата.

Дважды героя Советского Союза Берегового Люба всегда выделяла среди героев военных лет и шестидесятых послевоенных годов, о котором в течение своей жизни часто вспоминала.

Люба очень хотела, чтобы и её  будущий суженый, был хоть немного похож на дважды героя Советского Союза летчика-космонавта Берегового.

Пусть он не будет космонавтом, пусть его не наградят звездой Героя, но чтобы он был офицером, защищающим народ и родную страну от зла, внешних и внутренних врагов, преступников, был честным, деятельным и смелым!

А главное, чтобы он любил всю жизнь её одну.

 

 

 

© Copyright: Владимир Винников, 2022

Регистрационный номер №0503744

от 16 февраля 2022

[Скрыть] Регистрационный номер 0503744 выдан для произведения:


 

14. 1968 год. Выпускница

 

Тридцать первого декабря, Люба опять ездила за Витей.

-    Как же ты вытянулся! - Вскрикнула невольно она.

- И Наташа выросла. - Витя показал на худенькую белокурую девочку, внимательно оглядывающую Любу.

 

У девочки были такие грустные глаза, что Люба подошла к ней и нежно обняла. Наташа тесно прижалось к ней, негромко произнесла:

- А мы с Витей всё равно будем вместе!

 

Отвозила Витю в интернат мама, Люба была очень занята, готовилась к экзаменам. До окончания школы оставалось шесть месяцев. Люба всё чаще стала задумываться о своём будущем. Она не думала, о будущей зарплате, где будет жить, какой сегодня курс доллара. В своём счастливом будущем она была совершенно уверена.

 

Недавно её приглашал к себе первый секретарь райкома комсомола, который долго разговаривал с ней по поводу её плана после окончания школы. Он предложил сразу после окончания школы, пойти работать на военный завод, сказал:

- Мы думаем, после окончания техникума, взять тебя на работу в райком, ты обладаешь хорошими организаторскими способностями и умеешь работать с людьми. Вот и в школе тебя уважают.

И в этот момент. Люба почему-то вспомнила свою детскую мечту, жить и работать в Ленинграде.  В прошлую ночь, ей вдруг приснился крейсер «Аврора», «Летний сад», где она никогда не была. И ещё.

Она постоянно видела спину какого-то военного, который потом нёс её на руках к вечному огню на Марсовом поле. Эти исторические места, которые ей приснились, она узнала. Они выглядели точно так, как на её цветных открытках, которые она хранила с детства и часто показывала сёстрам.

 Люба, Надя, Вера.

Люба вспомнила, что обещала зайти домой к дяде Грише, своему бывшему подшефному, инвалиду войны, машинисту паровоза. Она быстренько оделась, предварительно выглянув в окно. Отец прочищал тропинку к калитке через сад.

 

- Люба, - обратилась к ней мать, - а куда ты в такую рань?

- Дядя Гриша просил зайти, у него есть новость и для папы.

- Одень валенки, на улице морозно!

 

Увидев, что Люба набрасывает на плечи пальто, остановила:

- Куда без завтрака, я оладушки напекла, выпей чаю с оладьями и захвати угощение подшефному. А то ему и испечь некому.

Дядя Гриша после смерти жены, так и проживал один, а Любу он называл моя дочурка…

 

Пока Люба переходила овраг, набрала полные валенки снега, так что у дяди Гриши, ей пришлось сразу разуться. Дядя Гриша вытряхнул из валенок снег и, положив их на табурет, придвинул подошвами вплотную к печке, а Люба, вытянув ноги в мокрых чулках к горячей печи, отогревала ступни.

 

Дядя Гриша налил ей чай с малиной, проговаривая:

- Пей, моя доченька, тебе болеть нельзя. А за оладушки передай Нюре спасибо. Какая она мастерица, заботушка…

Уважаю я Василь Петрова, а то бы отбил нашу чудесную певунью.

 

Увидев удивлённое лицо Любы, Григорий широко улыбнулся:

- Да, шучу я. У такого отобьёшь, он же артиллерист, глаз зоркий, а кулак крепкий!

Я вот, что хотел сообщить, у нас открываются курсы помощников машиниста тепловоза. Вот твоему отцу хотят предложить, хорошо было бы, потом бы мы работали вместе.

А ты слышала, что 22 февраля в Западной Антарктиде начала действовать круглогодичная советская полярная станция «Беллинсгаузен». Сегодня у нас прямо арктический мороз.

Я вот о чём хотел тебе сказать, 22 февраля крейсер «Аврора» награжден орденом Октябрьской Революции.

 

Люба даже вздрогнула, вспоминая свой сон про крейсер.

А дядя Гриша рассказывал:

- Всё, мы переходим на тепловозную тягу. Да не торопись ты, я тебя в школу провожу! Вот послушай историю.

Общеизвестно, что классическая схема парового локомотива предполагает непосредственное преобразование энергии пара в крутящий момент колёсной пары локомотива за счёт непосредственной подачи водяного пара высокого давления на поршень, который непосредственно связан с колёсной парой через кривошипный механизм. При этом скоростные и мощностные характеристики локомотива регулируются непосредственно машинистом локомотива за счёт изменения параметров подаваемого на поршень пара. В случае с дизельным движителем ситуация несколько иная.

Однако такая схема оказалась несколько не приемлемой для магистральных тепловозов, для которых свойственны не только довольно большие начальные усилия для смещения транспортируемого груза с мёртвой точки, но и наличие существенной скорости движения на магистральных участках. С учётом этих особенностей на практике были реализованы три основных типа тепловозов.

Вот первый вид - тепловозы, имеющие механическую коробку передач, по аналогии с автомобильной, состоящей из фрикционной муфты, непосредственно многоступенчатой коробки передач и реверсного редуктора.

Тепловозы данного типа в основном применяются, как маневровые или тепловозы, предназначенные для внутризаводского железнодорожного транспорта. Помимо этого такая схема применяется в мотодрезинах и автомотрисах.

Тепловозы на электрической передаче, оснащённые электрической системой передачи вращающего момента к колёсной паре. Работая по данной схеме дизель, непосредственно вращает вал тягового генератора, который в свою очередь питает электроэнергией тяговые электродвигатели, сочленённые через механический редуктор непосредственно с колёсной парой. Даная схема, обладая целым рядом преимуществ, является наиболее распространённой схемой в тепловозостроении, так как обеспечивает определённую простоту управления параметрами движения локомотива в составе железнодорожного поезда.

Так что мы с Василь Петровым ещё вместе поработаем на тепловозах.

 

Люба почувствовала, что ноги отогрелись, оглянулась, а рядом стоят её валенки и чай она незаметно выпила.

Пора идти в школу, а после занятий зайти в библиотеку, взять учебники для подготовки к экзаменам.

 

Снежная зима сменилась ранней весною и уже к концу февраля, снежные кучи  стали быстро оседать, зазвенели ручейки, и в школу уже приходилось ходить в резиновых сапогах.

Возвратившись из школы, Люба обратила внимание на отца, который сидел за столом, покачивая головой из стороны в сторону, а передним лежала газета.

-   Что случилось, спросила она?

- 28 февраля 1968 года скончался Николай Николаевич Воронов, главный маршал артиллерии. – Ответил отец. - Вот пишут что после вступления на должность начальника артиллерии РККА Николай Воронов начал работу по модернизации артиллерии РККА и уже в ноябре 1937 года на столе у наркома обороны Климента Ефремовича Ворошилова лежала докладная записка, содержащая широкую программу оснащения артиллерии разведывательной техникой, создания новой звукометрической станции обнаружения, усовершенствования и разработки новых образцов артиллерии тяжёлой и большой мощности, развития зенитной и самоходной артиллерии и развития средств механической тяги.

Решение этих задач способствовало тому, что артиллерия была хорошо подготовлена к Великой Отечественной войне.

А война, она совсем рядом с нами, в Азии американцы убивают мирных жителей.

Они в скором времени и нам будут ставить палки в колёса, угрожать и пытаться уничтожить экономически.

 

16 марта 1968 года все советские люди узнали, что американское вооруженное подразделение учинило расправу над мирным населением деревни Сонгми на юге Вьетнама. Погибли более 500 человек, в том числе 250 детей. Случившееся было зверством, подобным нацистским преступлениям Второй мировой войны. Так резню в Сонгми характеризовала наша и западная пресса.

США вели во Вьетнаме войну на уничтожение. Резня в Сонгми была лишь одним из её эпизодов. И если бы не случайные фотографии Хэберли, мир никогда не узнал бы о трагедии и Белый дом до сих пор бы все уверенно отрицал.

А ведь во многих других местах, где действовали американские военные, фотографов не было.

Задокументированы десятки других случаев, не получивших столь серьезного резонанса. Например, в 101-й воздушно-десантной дивизии военнослужащие любили «украшать» себя скальпами убитых вьетнамцев.

За ужасы той войны никто не понес наказаний, не принес извинений и не выплатил компенсаций. До сих пор.

 

27 марта 1968 года, все советские граждане понесли большую потерю, в ходе тренировочного полёта погибли Юрий Гагарин и Владимир Серёгин. Версии гибели МиГ-15УТИ эксперты обсуждают, по сей день. Люба часто вспоминала кинофильм: «Доживём до понедельника», который был снятый осенью 1967 режиссёром Станиславом Ростоцким. Ей очень понравился этот фильм о школе и учителях, тем более что в скором времени, через два месяца, со школой придется прощаться.

А показали всего три дня из жизни девятого класса обычной советской средней школы - четверг, пятница, суббота в середине осени.

В школу пришла преподавать английский язык недавняя выпускница школы Наташа Горелова, а историю в этой школе преподаёт бывший наставник Наташи - Илья Семёнович Мельников. Любимец учеников и талантливый педагог, бывший офицер-фронтовик Илья Семёнович, несмотря на солидный возраст, холост, живёт с матерью. Он настолько прям, принципиален и требователен к другим, что часто создаёт конфликты.

Так, в резкой форме он делает публичный выговор учительнице  начальных классов Таисии Николаевне за её неграмотную речь («я им говорю не ложьте, а они ложат») и выговаривает матери двоечника Левикова, которому вопреки совести «натянул» тройку и ученице за её отца, приславшего письмо с несогласием с выставляемыми его дочери оценками.

В Мельникове зреет внутренний  конфликт - это естественные ощущения возраста, неисполнение мечты молодости, а главное - несовершенство мира, слабая возможность изменить его, а ещё неблагодарность учеников, невозможность из-за разницы в возрасте ответить на чувства  молодой коллеги Наташи, всё это  отзываются болью в его сердце.

Илью Семёновича окружают разные люди, у каждого из которых собственные сложности в жизни. Завуч Светлана Михайловна, преподаватель  литературы  с двадцатилетним стажем, назидательна, суха и строга, она страдает от не сложившейся личной жизни, пытается найти смысл в работе учителем, втайне от самой себя ревнует Мельникова и к работе, и к ученикам, а теперь и к Наташе Гореловой.

Девятиклассник Гена Шестопал влюблён в одноклассницу Риту Черкасову, но она не воспринимает его всерьёз, ей нравится  циничный  неформальный  лидер класса  - Костя Батищев.

Вот наступает четверг, в течение первого дня выясняется «расстановка сил». Общую ловлю полетевшей по классу вороны во время урока английского возглавила молодая учительница, но после неодобрительной оценки её поведения Мельниковым она занимает жёсткую позицию по отношению к ученикам. Те, будучи категорически против такой «подмены», бойкотируют её следующий урок.

Музицирующему после уроков в пустом полутёмном актовом зале Мельникову, Светлана Михайловна, давно и безнадёжно влюблённая в коллегу-историка, пытается навязать беседу в свойственной ей назидательной манере, пеняет ему на изменившийся не в лучшую сторону характер, намекает, что, как и она, он тоже одинок, пытается петь (довольно неплохо) популярную песню «В нашем городе дождь…»

Илья Семёнович, совершенно не понимающий истинных мотивов отношения к нему коллеги-завуча, отвечает неохотно, подлавливает собеседницу то на фальшивой ноте, то на незнакомстве со стихами Баратынского, и в конце «серьёзным тоном» сообщает ей о «новых оценках творчества поэта».

Случайно встретившийся Илье Семёновичу на улице бывший ученик, его любимец, одноклассник Наташи Гореловой Борис Рудницкий, неприятно поражает его цинизмом  - проезжая в служебном автомобиле, тот с оттенком превосходства обсуждает, в том числе и работу Мельникова.

Мать безрезультатно пытается разговорить Илью Семёновича, из-за собственных переживаний он не в настроении разговаривать, но устраивает телефонный розыгрыш Наташе. Перезвонив, он советует не сильно переживать из-за детских выходок.

Наступила пятница, утром в учительской Мельников устраивает разнос Таисии Николаевне. Затем он, как классный руководитель, выходит во двор и доказательно объясняет неявившимся на урок английского ученикам их неправоту, приводя их в смущение и своим авторитетом, и авторитетом приведённых им исторических примеров, а Наташа просто извиняется перед ними. Класс дружно идёт на урок.

Илья Семёнович заходит в свой кабинет, совмещённый со школьным музеем, и видит уборщицу «проводящую экскурсию» с первоклассниками.

Мельников неприятно поражён, так как понимает - что именно является причиной внезапной болезни Таисии Николаевны.

Девятиклассники пишут сочинение с темами на выбор: «Образ Катерины» (эту тему выбирают двое), «Базаров и Рахметов» (эту тему выбирает единственный человек из класса - Костя Батищев) или «Моё представление о счастье».

Большинство выбирает последнюю, «вольную» тему. Откровенное и искреннее сочинение о том, что радость материнства и есть для нее счастье, написанное ученицей Надей Огарышевой, вызывает негодование Светланы Михайловны. Сочинение читают вслух, и класс вовсе не разделяет возмущение учительницы.

Шестопал весь сдвоенный урок украдкой смотрит на Риту Черкасову. В результате его сочинение так и остаётся состоящим из одной фразы: «Счастье, по-моему, это когда тебя понимают». «По-моему» Гена в итоге зачёркивает, а в конце ставит восклицательный знак.

У Ильи Семёновича возникает тяжёлый разговор с директором школы Николаем Борисовичем, его старейшим другом, не только однокурсником, но и однополчанином.

 Мельников, как ему самому кажется, неспособный дальше работать в обстановке беспринципности и лицемерия, нарастающих в обществе, на самом деле боится оставаться рядом с откровенно влюблённой в него молодой красавицей Наташей Гореловой.

Директор соглашается дать Мельникову отпуск. Обрывки разговора слышит задержавшийся в приёмной директора двоечник Сыромятников.

При обсуждении сочинения Нади в классе Гена Шестопал резко высказывается о «принципе У-2», на котором построены отношения учеников с учителем: «первое У - угадать, второе У - угодить».

После собрания Гена и Рита в спортзале школы рассуждают о любви. Черкасова говорит, что с ней Генка не может рассчитывать на взаимность, на что Гена отвечает, что главное - самому находиться в состоянии влюблённости.

А вот и суббота, Наталья Сергеевна просит разрешения присутствовать на уроке Ильи Семёновича в 9-в, темой которого выступает революция 1905 года, восстание на крейсере «Очаков», личность и трагическая судьба его руководителя лейтенанта Шмидта.

Илья Семёнович ведёт урок в присущей ему неформальной манере, открывая ученикам смысл исторических событий и мотивы поступков их участников. Его страстный рассказ ярко контрастирует и с дремучим невежеством главного двоечника Сыромятникова, и с демонстративным цинизмом гордости класса Кости Батищева.

В учительской Светлана Михайловна обнаруживает пепел от сожжённых тетрадей с сочинениями девятого «В» и пояснительную записку язвительного содержания в стихах.

В содеянном сознаётся Гена Шестопал, и его уводят в кабинет к директору. Илья Семёнович прерывает урок и уходит, чтобы защитить своего ученика, а класс обсуждает пущенный Сыромятниковым слух, что Мельников собирается уйти из школы.

Сумевший отстоять Гену Шестопала Илья Семёнович, вернувшись в класс одновременно со звонком, произносит: «А теперь мы должны проститься…», при этом весь класс буквально замирает от этой фразы, полагая, что любимый учитель от них все же уходит.

Но, после паузы, Мельников уточняет, что прощается до понедельника.

Получив аттестат зрелости, Люба сразу стала готовиться к вступительным экзаменам в техникум и успешно сдала их. Учиться стала заочно, так как поступила на работу на радиозавод, так его всегда называли горожане. Жить стала у няни Зины на Шахте. Специальность её называлась пуклёвшица, она на станке вводила катод.

Через два месяца, её избрали членом

 

бюро комсомола. А ещё через месяц, Люба сразу сдала на высокий разряд, с этого момента она стала работать без контролёра.

Если рассказать, что она делала, то вроде, совсем просто -  по сторонам катода - пукли, с торца приваривалась плющинка на спирту. Катод  (ход вниз; возвращение) - электрод  электронного или электротехнического прибора или устройства, характеризующийся тем, что движение электронов во внешней цепи направлено к нему.

В вакуумных электронный приборах катод - электрод, который является источником свободных электронов, обычно вследствие  термоэлектрической эмиссии. В  электронно-лучевых приборах  катод входит в состав электронной пушки. Для облегчения электронной эмиссии, как правило, делается с нанесением металлов с малой работой выхода электрона и дополнительно подогревается.

Различают катоды прямого накала, где нить накала непосредственно является источником электронов, и косвенного, где катод подогревается через керамический изолятор. Электрод  полупроводникового прибора (диода, тронзистора), подключенный к отрицательному полюсу источника тока, когда прибор открыт (то есть имеет маленькое сопротивление), называют  катодом, подключённый к положительному полюсу - анодом.

 

Любе выдали личное клеймо качества!

На выходные дни она обязательно ездила в Товарово к родителям. Она помогала пропалывать картошку и сахарную свеклу, убирать в доме.

3 августа 1968 года отец пришёл с работы расстроенный, он рассказал, что скончался Рокоссовский Константин Константинович - великий полководец Победы.

Отец рассказал Любе, что на одном приёме провозглашают тост за Жукова. Все встают, кроме двоих. Это Рокоссовский и Голованов.

- Полководцем Номер Один я считаю Рокоссовского, - писал Голованов. - Он выше Жукова и Василевского... Полководческое дарование его поистине уникальное и оно ждёт ещё своего исследователя.

А Иосиф Виссарионович Сталин говорил о Рокоссовском: «Суворовых в Красной Армии нет. Есть Рокоссовский».

 

Девушка почувствовала озноб, вспомнила стихотворение Всеволода Рождественского «Могила бойца»:

                   День угасал, неторопливый, серый,

Дорога шла неведомо куда, –

И вдруг, под елкой, столбик из фанеры –

Простая деревянная звезда.

Уходят из жизни маршалы, всё меньше остается в живых ветеранов войны. Хоть бы не было, новой, атомной войны. Люба где-то читала, что следующей, после атомной войны, будет возможна война только дубинами, да и то, если человечество полностью не погубит само себя.

 

6 октября Люба ознакомилась с Постановлением ЦК КПСС о 50-летии ВЛКСМ и задачах коммунистического воспитания молодёжи. Она подумала, что теперь у неё будет ещё больше интересной и очень нужной творческой общественной работы.

25 октября вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении ВЛКСМ орденом Октябрьской Революции в связи с 50-летием.

 

26 октября 1968 года был запущен советский космический корабль «Союз-3» с летчиком-космонавтом СССР Береговым на борту, который за этот полет был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден второй медалью «Золотая Звезда».

Береговой единственный дважды Герой Советского Союза, награжденный за подвиги на войне и полет в космос.

Он был самым старшим по возрасту в отряде космонавтов. На 13 лет старше Юрия Гагарина. На 4 года старше Беляева. Он не входил в состав первого отряда, а попал во второй набор.

Георгий Тимофеевич до того как пришел в отряд космонавтов, совершил достаточно подвигов. Он воевал с 1942 года и до конца войны на штурмовике, совершил 186 боевых вылетов. Три раза был сбит.

Повезло - уцелел, в октябре 1944 года стал Героем Советского Союза. Чего с ним только не было, вплоть до того, что его уже посчитали погибшим, потому что один раз после того, как был сбит, выбирался к своим четверо суток.

После войны Береговой окончил курсы летчиков-испытателей и стал отрабатывать новые машины. Он первым в СССР осваивал полеты в гермошлеме, научился выводить из штопора реактивные машины. Ему доводилось спасать почти неуправляемые машины, но при этом его риск всегда был разумным и выверенным.

Именно по этой причине на «Союзе-3», стартовавшим в паре с беспилотным «Союз-2» оказался именно он - летчик, испытатель, космонавт Георгий Тимофеевич Береговой. На тот момент ему было 47 лет.

Полёт был первым после неудачного завершения полета «Союза-1» весной 1967 года, после чего пилотируемая программа СССР оказалась приостановлена.

Это был тот момент, когда американцы стремительно уходили вперёд, а в советской космонавтике неудача накладывалась на неудачу.

Для того чтобы сдвинуться с мертвой точки нужен был полет, нужен был опытный человек, который проверит новую машину - космический кораблю «Союз» в реальном деле. Это и сделал Береговой.

Он стартовал 26 октября 1968 года. Да, на момент старта Береговой был самым возрастным космонавтом в мире. Потом этот результат будет перебит.

 

Но одно достижение Берегового не будет перебито уже никогда. Он навсегда останется самым старшим из жителей планеты Земля, которые побывали в космосе.

Вряд ли уже когда-то в космос отправится человек, родившийся ранее 15 апреля 1921 года.

 

Полёт Берегового был не во всем удачным. Он не смог выполнить программу полёта полностью выполнить стыковку с «Союзом - 2» так и не удалось.

Но самое интересное, что даже это позволило в итоге разобраться, что конкретно пошло не так и почему. И уже в следующем полете стыковка прошла успешно. А «Союзы», конечно, сильно модифицированные и усовершенствованные, летают на орбиту до сих пор. За этот полет Береговой стал дважды Героем Советского Союза. И навсегда останется героем, который получил одну Звезду Героя за подвиги во время войны, а вторую за полет в космос. Геройский был человек, который умел разумно рисковать и добиваться результата.

Дважды героя Советского Союза Берегового Люба всегда выделяла среди героев военных лет и шестидесятых послевоенных годов, о котором в течение своей жизни часто вспоминала.

Люба очень хотела, чтобы и её  будущий суженый, был хоть немного похож на дважды героя Советского Союза летчика-космонавта Берегового.

Пусть он не будет космонавтом, пусть его не наградят звездой Героя, но чтобы он был офицером, защищающим народ и родную страну от зла, внешних и внутренних врагов, преступников, был честным, деятельным и смелым!

А главное, чтобы он любил всю жизнь её одну.

 

 

 

 
Рейтинг: 0 133 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!