Пересечения ч. 2 гл.18. Горная страна
31 марта 2019 -
Владимир Винников
Валера Рыкин вернулся с работы, он работал охранником в супермарките. Военной пенсии не хватало, Валера и Валя воспитывали двоих внучек, у дочери никак не ладилась личная жизнь.
Поужинали жареным омулем, Валера рассказал Володе Виноградову, что директором их супермаркера работает известный в Иркутской области поэт Виктор Заболло, который настаивает, чтобы он, Рыкин, продолжал писать свои стихи, но Валера считает, что у него лучше получаются очерки и рассказы. Вот Володины стихи ему нравятся, Валера попросил прочитать написанные Виноградовым у Селенги новые стихи.
Володя раскрыл толстую черновую тетрадь и с выражением начал:
Вновь у реки пишу свои сонеты,
И в них прочтёте эти вы ответы,
О смысле жизни, как найти любовь,
Чтоб в семьдесят не холодела кровь.
И как ответ достойный дать злодею.
Хранить как честь свою и всей России,
И где черпать народу всему силу.
Учиться у других совсем не просто,
Вопросов возникает много острых.
А тайны жизни кто же вам откроет?
Да и ответы те не всех устроят.
Диктует эти строки мне река,
Чтоб мудрость сохранялась на века…
Несколько минут молчали, потом Валера достал разрозненные листы бумаги и протянул Виноградову. На первом листе Володя прочитал название «Горная страна» а скобках стояла (Шаманизм у бурятов).
- Я год назад, находясь в Иркутском военном госпитале, прочитал одну статью, которая начиналась с этих слов. Я помню её дословно, она так взбодрила меня, что решил написать несколько очерков о детстве, нашей деревне, своём отце.
Меня тронуло то, что наши места автор назвал Байкальской горной страной. А ведь это ге6ографическое название Бурятии, частично ещё Иркутской области и Тувы.
Наши ученые обозначили две главные природные ценности Бурятии - Байкал и горы. Ты сам увидел мощные горные хребты и глубокие замкнутые межгорные котловины.
А ведь площадь гор более чем в четыре раза превышает площадь низменности.
Наш Байкал находится на высоте свыше четырёхсот метров над уровнем моря, а самая высокая точка – покрытая ледником Мунку Сардык вообще на высоте более трёх тысяч метров.
- Я сегодня изучал карту, которую ты мне подарил вчера, - прервал рассказ Рыкина Виноградов, - обратил внимание, что на севере Бурятии раскинулось обширное Витимское плоскогорье с Муйским и Икатским хребтами, там ближе полукружье Баргузинского хребта, а на востоке – расположены лесистые отроги Хамар-Дабана и Улан-Бургасы. Я все рассматривал дорогу к Восточным Саянам.
- Завтра мы поедем к ним, побываем в Аршане, - продолжил Валера. - Вообще, горы, это властелины наших мест, они суровые и мягкие, манящие и труднодоступные, с ледниками и снеговыми шапками, ожерельем из облаков, украшающих холодные утесы.
Буряты издавна почитают горы, они для нас не просто высоты, но главное - сила космических сил, «ось мира», вертикаль, пронизывающей небо и землю, а ещё - символы родовых кочевий.
На вершинах гор и сейчас проводятся обряды поклонения «хозяевам» горы и защиты от разных бед. Ранней весной буряты проводят обряд почитания горы Бурин-хан.
Веками забайкальские буряты проводили ритуальные обряды на Алханын обоо. А главное обоо - это тридцать три каменные постройки - мунханы и байпуры, предназначенные для жертвенных костров.
Главный мунхан символизирует священную гору Сумеру. На пути к Алханаю паломники совершают поклоны двум Мааниин Шулуун, каменным стелам с выбитым на них текстом мантры «Ом мани падме хум».
Но главная ценность Алханая Уудэн сумэ, это Храм Ворот, величественная скала со сквозным проемом.
Считается, что жертвоприношение у Храма Ворот «достигает» по подземной оси «хозяина» острова Ольхон - также бурятского священного места. По преданию, проход под аркой излечивает от разных болезней.
Рыкин помолчал, а потом закончил:
- Ты, Володя, пока почитай мои черновики, может тебе пригодиться в дальнейшей работе.
Я люблю читать исторические книги. Я хорошо помню деревенскую библиотеку в Кабановске, куда мы потом переехали с матерью из Каптуя. Я там побывал недавно, мне сказали, что в деревне был проездом Гоголь, когда ехал на Сахалин. Что меня особенно удивило в этой библиотеке, там очень много книг местных писателей. Когда ты подарил мне свои книги, я их отнёс в библиотеку, пусть народ почитает, а я потом заберу и дам читать в школе и библиотеке Байкальска.
Все мои переживания полностью совпали с твоими стихами и рассказами. Как ты недавно написал:
Европа, Америка, Русь так боятся,
Всё ищут пути погубить всех нас братцы.
Что этому можем мы противоставить?
Служеньем Отчизне и честью прославить.
Хранением веры и дружбой народов,
Бороться везде и всегда за свободу.
От доллара, евро, навязанных нам,
От тех «демократов», что знаешь ты сам.
Двойной их морали, любовных утехах,
Теперь видим все, им совсем не до смеха.
Посеяли злобу и вот урожай,
Погибших в огне тех пожаров так жаль.
Россия сильна и врагов не боится,
Партнёрам мы западным вылечим лица.
Рыкин поднялся и пошёл на кухню, где у газовой плиты «колдовали» женщины.
Виноградов достал из файлика с десяток печатных листов и начал читать.
В метрах ста от берега озера Байкал, на левом берегу реки Селенга появилось в девятнадцатом веке село Каптуй. К началу сороковых годов, это, по Сибирским меркам, было уже большое село и был в селе колхоз.
Ловили мужики в реке и озере рыбу, бабы, которых было большинство, высаживали на больших приусадебных участках картошку, да выпасали общественное стадо коров в тысячу голов.
С тридцатых годов работал в селе лесозавод с двумя пилорамами, да на берегу Селенги высилась выстроенная из бруса двухэтажная радиостанция, на которой два раза в день, получали метеосводки о приближающемся шторме или каком другом изменении погоды.
[Скрыть]
Регистрационный номер 0444152 выдан для произведения:
Валера Рыкин вернулся с работы, он работал охранником в супермарките. Военной пенсии не хватало, Валера и Валя воспитывали двоих внучек, у дочери никак не ладилась личная жизнь.
Поужинали жареным омулем, Валера рассказал Володе Виноградову, что директором их супермаркера работает известный в Иркутской области поэт Виктор Заболло, который настаивает, чтобы он, Рыкин, продолжал писать свои стихи, но Валера считает, что у него лучше получаются очерки и рассказы. Вот Володины стихи ему нравятся, Валера попросил прочитать написанные Виноградовым у Селенги новые стихи.
Володя раскрыл толстую черновую тетрадь и с выражением начал:
Вновь у реки пишу свои сонеты,
И в них прочтёте эти вы ответы,
О смысле жизни, как найти любовь,
Как возродить национальную идею,
И как ответ достойный дать злодею.
Хранить как честь свою и всей России,
И где черпать народу всему силу.
Учиться у других совсем не просто,
Вопросов возникает много острых.
А тайны жизни кто же вам откроет?
Да и ответы те не всех устроят.
Диктует эти строки мне река,
Чтоб мудрость сохранялась на века…
Несколько минут молчали, потом Валера достал разрозненные листы бумаги и протянул Виноградову. На первом листе Володя прочитал название «Горная страна» а скобках стояла (Шаманизм у бурятов).
- Я год назад, находясь в Иркутском военном госпитале, прочитал одну статью, которая начиналась с этих слов. Я помню её дословно, она так взбодрила меня, что решил написать несколько очерков о детстве, нашей деревне, своём отце.
Меня тронуло то, что наши места автор назвал Байкальской горной страной. А ведь это ге6ографическое название Бурятии, частично ещё Иркутской области и Тувы.
Наши ученые обозначили две главные природные ценности Бурятии - Байкал и горы. Ты сам увидел мощные горные хребты и глубокие замкнутые межгорные котловины.
А ведь площадь гор более чем в четыре раза превышает площадь низменности.
Наш Байкал находится на высоте свыше четырёхсот метров над уровнем моря, а самая высокая точка – покрытая ледником Мунку Сардык вообще на высоте более трёх тысяч метров.
- Я сегодня изучал карту, которую ты мне подарил вчера, - прервал рассказ Рыкина Виноградов, - обратил внимание, что на севере Бурятии раскинулось обширное Витимское плоскогорье с Муйским и Икатским хребтами, там ближе полукружье Баргузинского хребта, а на востоке – расположены лесистые отроги Хамар-Дабана и Улан-Бургасы. Я все рассматривал дорогу к Восточным Саянам.
- Завтра мы поедем к ним, побываем в Аршане, - продолжил Валера. - Вообще, горы, это властелины наших мест, они суровые и мягкие, манящие и труднодоступные, с ледниками и снеговыми шапками, ожерельем из облаков, украшающих холодные утесы.
Буряты издавна почитают горы, они для нас не просто высоты, но главное - сила космических сил, «ось мира», вертикаль, пронизывающей небо и землю, а ещё - символы родовых кочевий.
На вершинах гор и сейчас проводятся обряды поклонения «хозяевам» горы и защиты от разных бед. Ранней весной буряты проводят обряд почитания горы Бурин-хан.
Веками забайкальские буряты проводили ритуальные обряды на Алханын обоо. А главное обоо - это тридцать три каменные постройки - мунханы и байпуры, предназначенные для жертвенных костров.
Главный мунхан символизирует священную гору Сумеру. На пути к Алханаю паломники совершают поклоны двум Мааниин Шулуун, каменным стелам с выбитым на них текстом мантры «Ом мани падме хум».
Но главная ценность Алханая Уудэн сумэ, это Храм Ворот, величественная скала со сквозным проемом.
Считается, что жертвоприношение у Храма Ворот «достигает» по подземной оси «хозяина» острова Ольхон - также бурятского священного места. По преданию, проход под аркой излечивает от разных болезней.
Рыкин помолчал, а потом закончил:
- Ты, Володя, пока почитай мои черновики, может тебе пригодиться в дальнейшей работе.
Я люблю читать исторические книги. Я хорошо помню деревенскую библиотеку в Кабановске, куда мы потом переехали с матерью из Каптуя. Я там побывал недавно, мне сказали, что в деревне был проездом Гоголь, когда ехал на Сахалин. Что меня особенно удивило в этой библиотеке, там очень много книг местных писателей. Когда ты подарил мне свои книги, я их отнёс в библиотеку, пусть народ почитает, а я потом заберу и дам читать в школе и библиотеке Байкальска.
Все мои переживания полностью совпали с твоими стихами и рассказами. Как ты недавно написал:
Европа, Америка, Русь так боятся,
Всё ищут пути погубить всех нас братцы.
Что этому можем мы противоставить?
Служеньем Отчизне и честью прославить.
Хранением веры и дружбой народов,
Бороться везде и всегда за свободу.
От доллара, евро, навязанных нам,
От тех «демократов», что знаешь ты сам.
Двойной их морали, любовных утехах,
Теперь видим все, им совсем не до смеха.
Посеяли злобу и вот урожай,
Погибших в огне тех пожаров так жаль.
Россия сильна и врагов не боится,
Партнёрам мы западным вылечим лица.
Рыкин поднялся и пошёл на кухню, где у газовой плиты «колдовали» женщины.
Виноградов достал из файлика с десяток печатных листов и начал читать.
В метрах ста от берега озера Байкал, на левом берегу реки Селенга появилось в девятнадцатом веке село Каптуй. К началу сороковых годов, это, по Сибирским меркам, было уже большое село и был в селе колхоз.
Ловили мужики в реке и озере рыбу, бабы, которых было большинство, высаживали на больших приусадебных участках картошку, да выпасали общественное стадо коров в тысячу голов.
С тридцатых годов работал в селе лесозавод с двумя пилорамами, да на берегу Селенги высилась выстроенная из бруса двухэтажная радиостанция, на которой два раза в день, получали метеосводки о приближающемся шторме или каком другом изменении погоды.
Валера Рыкин вернулся с работы, он работал охранником в супермарките. Военной пенсии не хватало, Валера и Валя воспитывали двоих внучек, у дочери никак не ладилась личная жизнь.
Поужинали жареным омулем, Валера рассказал Володе Виноградову, что директором их супермаркера работает известный в Иркутской области поэт Виктор Заболло, который настаивает, чтобы он, Рыкин, продолжал писать свои стихи, но Валера считает, что у него лучше получаются очерки и рассказы. Вот Володины стихи ему нравятся, Валера попросил прочитать написанные Виноградовым у Селенги новые стихи.
Володя раскрыл толстую черновую тетрадь и с выражением начал:
Вновь у реки пишу свои сонеты,
И в них прочтёте эти вы ответы,
О смысле жизни, как найти любовь,
Чтоб в семьдесят не холодела кровь.
И как ответ достойный дать злодею.
Хранить как честь свою и всей России,
И где черпать народу всему силу.
Учиться у других совсем не просто,
Вопросов возникает много острых.
А тайны жизни кто же вам откроет?
Да и ответы те не всех устроят.
Диктует эти строки мне река,
Чтоб мудрость сохранялась на века…
Несколько минут молчали, потом Валера достал разрозненные листы бумаги и протянул Виноградову. На первом листе Володя прочитал название «Горная страна» а скобках стояла (Шаманизм у бурятов).
- Я год назад, находясь в Иркутском военном госпитале, прочитал одну статью, которая начиналась с этих слов. Я помню её дословно, она так взбодрила меня, что решил написать несколько очерков о детстве, нашей деревне, своём отце.
Меня тронуло то, что наши места автор назвал Байкальской горной страной. А ведь это ге6ографическое название Бурятии, частично ещё Иркутской области и Тувы.
Наши ученые обозначили две главные природные ценности Бурятии - Байкал и горы. Ты сам увидел мощные горные хребты и глубокие замкнутые межгорные котловины.
А ведь площадь гор более чем в четыре раза превышает площадь низменности.
Наш Байкал находится на высоте свыше четырёхсот метров над уровнем моря, а самая высокая точка – покрытая ледником Мунку Сардык вообще на высоте более трёх тысяч метров.
- Я сегодня изучал карту, которую ты мне подарил вчера, - прервал рассказ Рыкина Виноградов, - обратил внимание, что на севере Бурятии раскинулось обширное Витимское плоскогорье с Муйским и Икатским хребтами, там ближе полукружье Баргузинского хребта, а на востоке – расположены лесистые отроги Хамар-Дабана и Улан-Бургасы. Я все рассматривал дорогу к Восточным Саянам.
- Завтра мы поедем к ним, побываем в Аршане, - продолжил Валера. - Вообще, горы, это властелины наших мест, они суровые и мягкие, манящие и труднодоступные, с ледниками и снеговыми шапками, ожерельем из облаков, украшающих холодные утесы.
Буряты издавна почитают горы, они для нас не просто высоты, но главное - сила космических сил, «ось мира», вертикаль, пронизывающей небо и землю, а ещё - символы родовых кочевий.
На вершинах гор и сейчас проводятся обряды поклонения «хозяевам» горы и защиты от разных бед. Ранней весной буряты проводят обряд почитания горы Бурин-хан.
Веками забайкальские буряты проводили ритуальные обряды на Алханын обоо. А главное обоо - это тридцать три каменные постройки - мунханы и байпуры, предназначенные для жертвенных костров.
Главный мунхан символизирует священную гору Сумеру. На пути к Алханаю паломники совершают поклоны двум Мааниин Шулуун, каменным стелам с выбитым на них текстом мантры «Ом мани падме хум».
Но главная ценность Алханая Уудэн сумэ, это Храм Ворот, величественная скала со сквозным проемом.
Считается, что жертвоприношение у Храма Ворот «достигает» по подземной оси «хозяина» острова Ольхон - также бурятского священного места. По преданию, проход под аркой излечивает от разных болезней.
Рыкин помолчал, а потом закончил:
- Ты, Володя, пока почитай мои черновики, может тебе пригодиться в дальнейшей работе.
Я люблю читать исторические книги. Я хорошо помню деревенскую библиотеку в Кабановске, куда мы потом переехали с матерью из Каптуя. Я там побывал недавно, мне сказали, что в деревне был проездом Гоголь, когда ехал на Сахалин. Что меня особенно удивило в этой библиотеке, там очень много книг местных писателей. Когда ты подарил мне свои книги, я их отнёс в библиотеку, пусть народ почитает, а я потом заберу и дам читать в школе и библиотеке Байкальска.
Все мои переживания полностью совпали с твоими стихами и рассказами. Как ты недавно написал:
Европа, Америка, Русь так боятся,
Всё ищут пути погубить всех нас братцы.
Что этому можем мы противоставить?
Служеньем Отчизне и честью прославить.
Хранением веры и дружбой народов,
Бороться везде и всегда за свободу.
От доллара, евро, навязанных нам,
От тех «демократов», что знаешь ты сам.
Двойной их морали, любовных утехах,
Теперь видим все, им совсем не до смеха.
Посеяли злобу и вот урожай,
Погибших в огне тех пожаров так жаль.
Россия сильна и врагов не боится,
Партнёрам мы западным вылечим лица.
Рыкин поднялся и пошёл на кухню, где у газовой плиты «колдовали» женщины.
Виноградов достал из файлика с десяток печатных листов и начал читать.
В метрах ста от берега озера Байкал, на левом берегу реки Селенга появилось в девятнадцатом веке село Каптуй. К началу сороковых годов, это, по Сибирским меркам, было уже большое село и был в селе колхоз.
Ловили мужики в реке и озере рыбу, бабы, которых было большинство, высаживали на больших приусадебных участках картошку, да выпасали общественное стадо коров в тысячу голов.
С тридцатых годов работал в селе лесозавод с двумя пилорамами, да на берегу Селенги высилась выстроенная из бруса двухэтажная радиостанция, на которой два раза в день, получали метеосводки о приближающемся шторме или каком другом изменении погоды.
Рейтинг: 0
179 просмотров
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Новые произведения