Материться на флоте было можно и нужно. Надо было только научиться делать это с лихостью и к месту. Пример подавали, как ни странно, офицеры воспитатели.
?xml:namespace>
Старшим воспитателем был каперанг. Ростом он был метр с кепкой, с кругленьким животиком, но телом подтянутый. Матерился он аккуратно, стараясь делать это максимально интеллигентно.
?xml:namespace>
Главной его присказкой было переделанное известное непечатное слово, которое звучало у него как «енть». Вставлял он её через два-три слова, примерно так:
?xml:namespace>
?xml:namespace>
- Товарищи курсанты, енть! Сегодня утром, енть, в кровати курсанта Кутукова, енть, я енть нашёл измятую Анну Коренину енть! Это безобразная хреновина, енть! Курсант Кутуков, енть, выйти из строя! За неположенные предметы в постели, енть, два наряда вне очереди, енть!
?xml:namespace>
Вова Кутуков был в нашей среде всеобщим посмешищем. Этому он обязан одной приключившейся с ним истории на строевых занятиях. Вова вместе со всеми старательно выполнял команды. Парень он был боязливый, не складный, весь какой-то скукошенный.
?xml:namespace>
Бравого вида в нём было ни на грош, как ни старался лейтенант Рыжков. Поэтому он всё время к Вове придирался и единственно чего от него добился, так это страха. Вова был Рыжковым запуган насмерть. Вот и произошла с ним коллизия.
?xml:namespace>
По команде Рыжкова – На пра-во! – строй шаркнул ботинками – раз – а на счёт – два – чётко прозвучал звук «пук»! Строй грохнул смехом и курсанты, зажимая носы, разбежались в стороны. На плаце остался стоять виновник звука Вова Кутуков. Что произошло с лейтенантом словами не передать – мат-перемат!
?xml:namespace>
Естественно всё окончилось гальюном, где Вова уныло ворочал шваброй и краснел. Мальчик не знал, что он стал героем смешного случая и вошёл в историю училища на века!
?xml:namespace>
И ещё! На беду Вовы два его передних зуба были из белого металла с двумя царапинами. Чем и как он их поцарапал не известно, но насмешники усмотрели в них разные надписи: «Вова чисть зубы после еды! Мама!»,
?xml:namespace>
« Не забуду брата Мишу погибшему за одну бабу!» и так далее. Много было желающих читать эти надписи на зубах в слух. Вова краснел, потел, оправдывался, злился. То есть делал все, чтобы эти издевательства над ним продолжались. Сам виноват. Нарушал главный закон мужского общежития – не обижайся на подначку!
?xml:namespace>
Истоки «дедовщины» поднятые сейчас перед общественностью мамами солдатиков, надо искать, в том числе и в истории с Вовой.
?xml:namespace>
?xml:namespace>
?xml:namespace>
Глава 15. Училище, записали в штурмана
?xml:namespace>
Высшее военно-морское училище в Баку было создано во время войны на базе эвакуированного из Ленинграда военно-морского училища имени Фрунзе.
?xml:namespace>
Начальство постаралось и построило на большом отрезке земли у Каспийского моря корпуса не только училища, но и жилого посёлка для преподавателей. Построили и небольшой морской порт для лёгких катеров и шлюпок.
?xml:namespace>
Гордостью училищного начальства был заасфальтированный плац для построения всего личного состава училища, а также для строевой подготовки. Пересекать плац можно было только по размеченным дорожкам. Остальное пространство было запретной территорией – по ней можно было ходить только строем.
?xml:namespace>
К будущей «перестройке» в нашей стране я начал готовиться в 1952 году со дня моего зачисления курсантом училища. Судите сами.
?xml:namespace>
До моего поступления из училища выпускали офицеров широкого профиля. Попав на корабль, такой офицер мог командовать артиллеристами, минёрами, торпедистами, а иногда стать штурманом. А вот начиная с меня, нас должны были учить будущей работе на трёх факультетах: артиллерийском, минно-торпедном и штурманском.
?xml:namespace>
Нам было предложено в письменном виде выбрать желаемый факультет. Что я мог знать об этих военных специальностях? Полный нуль. Поэтому я слушал споры в курилках, где большинство склонялось, что нормальные парни идут в артиллерию и мины с торпедами. Я считал себя нормальным и встал в очередь с другими пацанами на два факультета с численностью по 120-150 человек.
?xml:namespace>
И вдруг…Нам зачитали приказ, и я в изумлении узнал, что меня зачислили в сиротливую группу из двадцати человек будущих штурманов. Мне показалось, что это насилие над личностью и я в манере недавнего школяра стал протестовать.
?xml:namespace>
Я, дурачок, не знал, что в эту элитную группу меня записала добрая рука полковника Малинина. Он то знал, что штурман это элита флота и самолично исправил мой выбор. Спасибо ему за всё доброе по отношению ко мне!
?xml:namespace>
Учили нас на военных штурманов очень квалифицированно, с большой выдумкой, умом и финансовыми затратами.
?xml:namespace>
Всё было продумано до мелочей, вплоть до воспроизведения рабочего места штурмана на плывущем в море корабле. Крутились картушки компасов, лаг отсчитывал пройденные мили и число оборотов гребного винта. Для полной иллюзии стены были любовно раскрашены под морские волны. Не хватало корабельной качки – «Жора, покачай мой стул! Жить не могу без качки!».
?xml:namespace>
Такая форма обучения, позволила мне с первых же минут начать самостоятельную работу на боевом корабле после выпуска из училища. В процессе учёбы я понял, что выбор профессии за меня был сделан правильно.
?xml:namespace>
Наша группа была маленькой, и преподаватель имел возможность в лекционное время пообщаться с каждым. Отсюда и качество знаний – из меня готовили штурмана очень грамотно и терпеливо.
?xml:namespace>
Например, мне никак не давался предмет «навигация». Мне пришлось четырежды сдавать экзамен, прежде чем я назубок выучил все тонкости этой науки и даже её полюбил.
?xml:namespace>
Умение точно определить место нахождения корабля в открытом море, связано с риском гибели всего экипажа. Простую истину, что в руки штурмана вверяют жизнь многих людей, наши преподаватели вдалбливали в наши головы упорно, настойчиво, терпеливо.
?xml:namespace>
Элитарность положения штурмана складывается из умения работать с логарифмической линейкой, знать тонкости меркаторской проекции морской карты, учитывающей округлость земного шара; знания звёздного неба; учили угадывать погоду по местным признакам. Для этого мы заучивали стихотворные формы примет:
?xml:namespace>
«Если чайка села в воду, жди хорошую погоду. Чайка ходит по песку, моряку несёт тоску. Если солнце село в воду, жди хорошую погоду. Если солнце село в тучу, жди моряк на завтра бучу. Если красно с вечера, моряку боятся нечего. Если красно по утру, моряку не по нутру».
?xml:namespace>
Некоторые мудрые штурманские правила вызывали недоумение. Например, «вижу то, что наблюдаю, а чего не наблюдаю – не вижу! Пиши в журнале карандашом. Ошибки не стирай, а зачёркивай и пиши рядом!», стали понятны только потом. Много морских трагедий было разгадано по записям в штурманских журналах.
?xml:namespace>
Права штурмана в автономном плавании огромные. Если штурман не согласен с решением морского начальника, последний своей рукой должен сделать запись об этом в штурманском журнале, а если отказывается - запись делает штурман.
?xml:namespace>
?xml:namespace>
?xml:namespace>
Глава 16. Гибель «Новороссийска»
?xml:namespace>
Именно такую запись сделал штурман линкора «Новороссийск», который после страшного взрыва в носовых отсеках стал тонуть у берега Севастопольской бухты.
?xml:namespace>
Начальник в звании адмирала отказался от предложения штурмана запустить гребные турбины и выбросить линкор на берег. В результате корабль перевернулся, и сотни моряков погибли.
?xml:namespace>
Расскажу про этот линкор. Сразу после окончания войны СССР как страна победитель получил право забрать в Италии это чудо современного кораблестроения. Это был только что спущенный на воду новейший броненосец, которым очень итальянцы гордились.
?xml:namespace>
Поэтому итальянская команда корабля саботировала решение союзников и не пускала русских моряков на борт. Корабль был взят ночью нашими морячками на абордаж.
?xml:namespace>
Говорят, что нашим морячкам пришлось пустить в дело кулаки. Наши победили, запустили, как могли дизеля, и вышли в море, но без документов с описанием корабля. В Севастополе броненосец переименовали в линкор и дали имя «Новороссийск».
?xml:namespace>
Чтобы хоть как-то компенсировать отсутствие документации в 1953 году я ползал вместе со своими товарищами по отсекам линкора, помогая главному механику чертить схемы трубопроводов и переборок бронированного красавца линкора.
?xml:namespace>
Через пару лет, так толком и не поняв всех тонкостей конструкции «Новороссийска» его поставили в сухой док для полной модернизации. Как выяснилось уже потом, все, что было не понятно инженерам судоремонтникам, рабочие вырезали автогеном и выбрасывали, а на этом месте прорезали дырки. В результате нарушили герметичность водонепроницаемых отсеков.
?xml:namespace>
«Новороссийск» после длительной переделки вышел из сухого дока в море на пробные испытания, а затем вошёл в Севастопольскую бухту и бросил якоря. Ночью произошёл взрыв в носовой части. В образовавшуюся пробоину в 120 квадратных метров хлынула вода.
?xml:namespace>
Не встречая сопротивления, она через дырки в переборках стала заполнять корпус корабля. Линкор стал крениться на один борт, а затем перевернулся и затонул. Трагедия произошла в ста метрах от берега, на котором собрались толпы жителей Севастополя и смотрели, как у них на глазах гибнут сотни моряков и тонет красавец линкор.
?xml:namespace>
Когда стали известны подробности глупой гибели линкора и сотен утонувших моряков, весь состав военно-морского флота рыдал. Почему командиры не дали ход и не выбросили корабль на берег, стало известно много позже.
?xml:namespace>
Виновник позорной трагедии затонувшего возле берега линкора и сотен моряков, был выявлен по записям в штурманском журнале. Глупость растерявшегося и драпанувшего с тонущего корабля адмирала стала всем ясна по записям штурмана – «Пишем то, что наблюдаем, а чего не наблюдаем того не пишем!».
?xml:namespace>
?xml:namespace>
Глава 17Внутренне недисциплинирован
?xml:namespace>
?xml:namespace>
Вернусь к моей учёбе на штурмана. Чем больше знаний я получал, тем интересней становилась для меня перспектива стать «штурманцом». Жизнь в этой части у меня налаживалась, но каждодневную жизнь стал портить ротный начальник.
?xml:namespace>
Это был капитан-лейтенант с фамилией Коноплёв, списанный с флота по здоровью, а ещё …за трусость. Вышестоящих командиров он боялся страшно, а особенно начальника училища – адмирала Ромишвили.
?xml:namespace>
Однажды когда рота была на занятиях он увидел, что к ним поднимается адмирал. Страшно перепуганный он попросил дежурного запереть его в подсобном помещении на ключ, а адмиралу сказать, что его в роте нет.
?xml:namespace>
Дежурный адмирала встретил, отрапортовал, что Коноплёва в роте нет и стал ждать указаний. Адмирал осмотрел помещение и остановился возле двери за которой прятался Коноплёв подёргал её и спросил:
?xml:namespace>
- Почему закрыто? Немедленно открыть!
- Да я вот…ключи… - мямлил дежурный пытаясь защитить трусливого командира.
?xml:namespace>
Адмирал рассердился, топнул ножкой и затянул своё любимое – «Почему я вас спрашиваю? Я вас не спрашиваю почему! Почему я вас спрашиваю?».
?xml:namespace>
Перепуганный дежурный тут же ключи нашёл и открыл дверь. Дверь распахнулась и перед рассерженным адмиралом оказался вытянувшийся «во фронт» бледный ротный. Коноплёв доложил:
?xml:namespace>
- Товарищ адмирал, за время моего пребывания в роте никаких происшествий не случилось! – закончив доклад он часто моргая уставился на адмирала.
?xml:namespace>
Опешивший Рамишвили затянул привычное – «Почему?» – но вдруг запнулся и схватившись за бока громко захохотал. Хохотал он долго, а потом вдруг закончил фразу – Я вас не спрашиваю почему! – и яростно закончил – Две недели домашнего ареста! – и уже уходя махнул рукой – То же мне офицер! Постеснялся бы подчинённого дежурного!
?xml:namespace>
Этот случай стал известен всему училищу и курсанты со смехом обсуждали детали в курилках. Ротный это всё знал и как всякий трусишка стал вымещать свою злобу на слабых, то есть на нас своих подчинённых.
?xml:namespace>
В первых рядах оказался я. На моё несчастие я совершил дисциплинарный проступок. Коротко говоря на посту часового я заснул. Перед этим была баня, а вахта мне выпала самая тяжёлая с нуля часов до четырёх утра. Спать в это время хочется зверски.
?xml:namespace>
На флоте эту вахту называют «собака». Охранять надо было овощной склад. В самом тёмном месте была куча ящиков, за ней я и присел «на минутку» отдохнуть. Когда я открыл глаза, вместо ночи было утро, а за плечо меня тряс разводящий караула мой товарищ по фамилии Коноплёв.
?xml:namespace>
Он быстро проинформировал, что меня ищут уже два часа. Начальство перепугано – «Пропал часовой!». Вместе с ним мы тут же придумали «отговорку», будто я услышал подозрительный шорох и спрятался за стеной, поджидая воров.
?xml:namespace>
Сон на посту у военных считается очень серьёзным дисциплинарным проступком. Начальство иронично выслушало мои объяснения, что я выслеживал за ящиками воров, затаился и потому не слышал громких окриков моих товарищей.
?xml:namespace>
Начальники понимающе усмехаясь объявили мне пятнадцать суток гауптвахты, на всякий случай. На все их вопросы – «Спал?» - я отвечал – «Не спал!». На этом я настаивал даже на выпускном вечере когда меня молоденького лейтенанта подвыпивший Коноплёв спросил:
?xml:namespace>
- Теперь уже всё позади, лейтенант. Скажи – спал тогда на посту? – он дышал на меня парами выпитого шампанского и светился доверием к моей честности.
- Нет не спал, а следил за ворами! – торжественно сказал я, вспоминая какую горестную жизнь устроил мне после гауптвахты этот ротный командир. Он сумел превратить её жизнь в сущий ад.
?xml:namespace>
Придумал вот какую игру. Вечер пятницы. Я стою у его кабинета. Наконец он выходит.
- Товарищ капитан-лейтенант меня не включили в список на увольнение в город. Почему?
?xml:namespace>
- Я в вас сомневаюсь.
- Почему?
- Вы внутренне не дисциплинированны.
- И что мне делать?
- Думать. Посидите в воскресные дни и подумаете.
?xml:namespace>
Такой диалог повторялся в конце каждой недели. Словом издевался. Бороться с начальником в армии, всё равно, что писать против ветра. Но на то у меня и голова, чтобы думать, как вывернуться из этой ситуации. Такой случай представился и я им немедленно воспользовался.
?xml:namespace>
Нам перед строем прочитали приказ штабного военно морского начальства – практиковать самоподготовку по строевой шагистике. Приказ дурацкий и рождён был в короткий период командования флотом маршала Жукова.
?xml:namespace>
Мы все уважали Жукова за его победу в войне, но когда он взялся наводить порядок на флоте в мирное время, то повёл себя как слон в посудной лавке.
?xml:namespace>
Для начала он расформировал институт мичманов, на которых лежала очень трудная работа среди матросов. Мичмана матросиков приучали к морскому делу не злым добрым словом, а иногда и зуботычиной, что действует на нахалов и тугодумов безотказно. Ни о какой «дедовщине» при них и звука не было. Это были опытные старослужащие матросы, прекрасно знающие своё дело.
?xml:namespace>
Зуботучины были исключением из правил, и мичмана обычно были душой матросских коллективов и опорой в трудных морских ситуациях. Случись такая нештатная ситуация мичман всегда поможет. Мичмана брали на себя всю черновую воспитательную работу и своими методами добивались от матросов быстрого освоения обязанностей на боевом посту.
?xml:namespace>
И вот, маршал Жуков решил, должности этих старослужащих ликвидировать. Это решение было неправильным, и флотский коллектив мгновенно противопоставил ему свою морскую смекалку. Срочно переаттестовали мичманов в младший офицерский состав, и всё осталось на своих местах.
?xml:namespace>
Эта ошибка знаменитого военноначальника в отношении флотских традиций была не первой и не последней. Неправильно истолковав Суворовский девиз – «В учении как на войне», на Северном флоте Жуков отправлял в учебную торпедную атаку катера в шести бальный шторм.
?xml:namespace>
Он и слушать не хотел разъяснения опытных моряков, что катера старой конструкции и по своим мореходным качествам рассчитаны только на волнение моря только в пять балов. Но маршал никого не слушал и требовал исполнения своего решения.
?xml:namespace>
Выполняя маршальский приказ катера, выходили в море и почти все сразу же на крутой волне переворачивались и тонули. Попав в воду офицеры и матросы торпедных катеров гибли от разрыва сердец, которые не выдерживало низкую температуру Ледовитого океана. Такая жестокость , подтверждала слухи, что на войне с гитлеровцами, маршал солдат особенно не жалел.
?xml:namespace>
Самым ужасным для моряков было решение Жукова ввести во всех родах войск офицерский кортик. Это решение потрясло глубинные морские традиции – кортик всегда был личным оружием морского офицера.
?xml:namespace>
Этим моряки всегда гордились, так как это оружие было изобретено для рукопашного боя при абордаже вражеского судна в тесном пространстве палубы. И вдруг решением маршала традиционное морское оружие было передано всем родам войск.
?xml:namespace>
Флотская братия роптала, возмущалась, всячески критиковала маршала, невзирая на его фронтовые заслуги. Нельзя разрушать традиции и святыни, даже если они на сторонний глаз и несущественны!
?xml:namespace>
Главным законом для укрепления любого коллектива является создание традиций, как в мелочах, так и в крупных делах. Особенно это касается военных, которые носят свою форму и любят её до мелочей.
?xml:namespace>
Моральный дух военного держится на традициях. В атаку на войне с гитлеровцами моряки шли, снимая каски и надевая бескозырки, наводя этим ужас на противника. Этим же объясняется то, что коммунисты были вынуждены вернуться к офицерским погонам, как в царской армии.
?xml:namespace>
Маршал продолжал придумывать новые неумные идеи. Так по его приказу была введена строевая подготовка на кораблях. Шагистика как таковая в море на палубе корабля не нужна. Моряки знают, что палубу нужно драить, смазывать маслом, чтобы не ржавела, но что по ней надо ходить строем, отбивая шаг – глупость.
?xml:namespace>
Строем можно ходить только по пирсу. И пошли шагать морские экипажи по стенкам портов, поминая про себя маршальский приказ незлым словом. Этим же приказом было велено практиковать в военно-морских училищах не только саму шагистику, но и самоподготовку по отработке строевого шага.
?xml:namespace>
Именно на этот приказ и сослался мой заклятый ротный командир, лишая меня в очередной раз увольнения в город. Отказывая мне в увольнении со ссылкой на мою внутреннюю недисциплинированность, он сказал:
?xml:namespace>
- Курсант! А почему вы ни разу не занимались строевой самоподготовкой? Вот и займитесь этим в выходные дни!
?xml:namespace>
Ротный не подумал, что этим ввергает себя в большую неприятность. Как и полагается у военных, я сказал «Есть!» и пошёл выполнять дурацкий приказ.
?xml:namespace>
Все сделал по уставу. Подпоясал бушлат ремнём с подсумком для патронов. Все пуговки застёгнуты, в руках винтовка – не курсант, а загляденье для строевого начальника.
?xml:namespace>
Вскинув винтовку на плечо, я вышел на середину «неприкасаемого» плаца и прямо под окнами заместителя начальника училища по строевой подготовке стал ходить строевым шагом. Сам себе командовал выделывать артикулы с ружьём, ходил налево и направо, стараясь не реагировать на хохот толпы курсантской братии.
?xml:namespace>
Недолго походив, громко скомандовал себе «Стой! Оружие положить! Оправиться! Ррразойдись!». Я, как и положено по строевому уставу бегом направился к радостно ржущей толпе.
?xml:namespace>
Всем было понятно, что я протестую против дурацкого приказа, который начальство училища старалось тихо спустить на тормозах. Меня окружили курсанты, хлопали по плечу, одобряли мой поступок. Мы все дружно устроили перекур.
?xml:namespace>
На беду моего ротного командира в эту субботу в своём кабинете был самСамородный - заместитель начальника училища по строевой подготовке. Он внимательно наблюдал за одинокой фигурой, которая выполняла строевые артикулы с ружьём на запретном месте плаца. Не вытерпев, он вышел на крыльцо и скомандовал:
?xml:namespace>
- Товарищ курсант! Ко мне!
Как полагается по уставу, я перешёл на строевой шаг и приложив руку к бескозырке отрапортовал:
- Товарищ капитан первого ранга, курсант такой-то занимается строевой самоподготовкой!
?xml:namespace>
- Вы что тут вытворяете? Что за кабак вы устроили на плацу?
- Никак нет! Не вытворяю! Это мне ротный приказал в соответствии с приказом по училищу! После этого он обещал отпустить меня увольнение!
?xml:namespace>
- Как фамилия?
- Чья? Моя?
- Нет, ротного!
?xml:namespace>
Я назвал и приготовился к самому худшему.
- Курсант! Приказываю! Самоподготовку прекратить! Доложите ротному, что я отпустил вас в увольнение, а его жду у себя в кабинете.
?xml:namespace>
Я и тут не потерял бдительности, и громко повторив приказ, повернулся кругом и чётким шагом направился на плац за оружием. Сам себе скомандовал – «На плечо! В роту шагом марш!» – строевым шагом покинул плац.
?xml:namespace>
Я не позволил себе расслабиться ни на мгновение и шёл строевым до входа в здание роты. Боковым зрением я видел, что заместитель начальника училища по строевой подготовке внимательно смотрит мне вслед, ожидая расхлябанности.
?xml:namespace>
Не дождался. У входа в здание, я опять себе скомандовал – «Стой! Раз-два! Оружие к ноге! Раз-два! Смирно, вольно, разойдись!» – бегом бросился по лестнице. У входа в кубрик меня уже ждал ротный командир, бледный от страха и на грани обморока. Я вытянулся перед ним во фронт и доложил:
?xml:namespace>
- Товарищ капитан лейтенант! Курсант самоподготовку прервал по приказу старшего по званию! – видя, что мой ротный сейчас хлопнется в обморок и не успеет подписать увольнительную, я сказал – Он велел мне немедленно убираться на берег, а вас после этого ждёт у себя в кабинете!
?xml:namespace>
Зажав в потной ладони увольнительную я стремглав бросился через проходную к автобусной остановке, пока начальство не передумало.
?xml:namespace>
Моя «самоподготовка по строевой» долго обсуждалась в курсантских кругах, да и в офицерских тоже. В результате я на некоторое время стал героем у своих товарищей, ротный обходил меня своим вниманием и увольнительные в город подписывал без звука. Видимо начальство в кабинете вправило ему мозги по первое число.
?xml:namespace>
?xml:namespace>
Глава 18Что такое военная служба
?xml:namespace>
?xml:namespace>
На военной службе очень важно заставить, чтобы тебя уважали товарищи по службе, от начальства быть подальше, но поближе к камбузу.
?xml:namespace>
Не даром молодых на флоте называют «салагами», так как они ещё не прошли науку, когда надо быть незаметным, а когда надо и высунуться. Я эту науку проходил ценой собственных ошибок и наказаний за них.
?xml:namespace>
Преподавательский состав оставил в памяти самые лучшие воспоминания. Особенно учителя с кафедры навигации. Все они были яркими личностями, умными, остроумными.
?xml:namespace>
Испытывали радость от любого проявления любознательности с нашей стороны. Делали из нас будущих штурманов на своём личном примере мастерства кораблевождения.
?xml:namespace>
Особенно выделялся капитан первого ранга Шмидт Александр Александрович. Высокий, седой, подтянутый и улыбчатый. Моряк до последней надраенной пуговицы на кителе.
?xml:namespace>
Курсантов он приветствовал первым, что вызывало сначала недоумение, а потом и восхищение даже у тупоголовых. Его манера приветствовать младшего по званию первым, оказалась тонкой воспитательной штучкой.
?xml:namespace>
Очень скоро увидев его стройную фигуру издалека, курсанты подтягивались и, отдавая честь, громко его приветствовали – «Здравия желаем, товарищ капитан первого ранга!», что по уставу не требовалось, но и не возбранялось.
?xml:namespace>
Помню как он начал свою первую лекцию:
- Молодые люди! Вы здесь, чтобы стать военно-морскими офицерами. И не просто офицерами, а штурманами. Это особый круг людей на флоте. Вот вам первый совет – как должен выглядеть морской офицер! Он должен быть всегда подтянут, гладко выбрит, крепко надушен и слегка пьян! Про эти секреты громко не болтать, особенно при начальстве. Ясно?
?xml:namespace>
Ходил слух, что он преподавал в офицерской академии, но за лекции о том, что в войне 1941-45 годов немецкие адмиралы были талантливыми стратегами, и победа наших моряков была двойной победой, его отправили в наше училище.
?xml:namespace>
Может так, а может и нет. Ясно одно – нам повезло встретить на своём пути во флот такого умного и талантливого учителя.
?xml:namespace>
Мы были его старательными учениками и рота штурманов благоухала очень модным тогда одеколоном «Шипр». Насчёт знаний навигации говорить не буду, а знание что морской офицер должен быть «крепко надушен» было нам по плечу и выполнялось самым зверским образом.
?xml:namespace>
В результате все курилки гальюнов благоухали «Шипром» так, что вызывало чихание слабаков с факультетов минёров и артиллеристов.
?xml:namespace>
Живой пример нашего учителя заставлял и нас следить за своим внешним видом, с лихостью носить военную форму и личное оружие. Под личным оружием понимался палаш, который надо было в увольнении носить на левом боку.
?xml:namespace>
Эта длинная прямая сабля, страшно тяжёлая и ужасно неудобная на бегу. В ближнем бою палаш очень неудобен, но курсанты ухитрялись в уличных драках прекрасно им владеть – не остриём, а плашмя.
?xml:namespace>
В те времена в Баку было очень неспокойно, так как в честь «Победы» над гитлеровскими фашистами, из тюрем по амнистии было выпущено много уголовников.
?xml:namespace>
Бывало, что нападали на морячков. Если где-то слышалось громкий крик о помощи – «полундра» - бросалось всё недопитым и недоеденным, забывались подруги и все мчались выручать обижаемого морячка.
?xml:namespace>
Однажды я на себе испытал эту «палочку-выручалочку». В тёмном подъезде на меня напали трое парней. Уже падая, я громко заорал «полундра».
?xml:namespace>
От одного этого клича хулиганов сдуло как ветром. Очень «гражданские» боялись этого призыва о помощи, так как со всех сторон на него сбегались морячки в тельняшках и бескозырках. Били обидчиков больно. Медными бляхами на морских брючных ремнях с изображением морского якоря.
?xml:namespace>
Я и сейчас вздрагиваю как боевой конь при крике «полундра» и готов бежать и кого-то выручать из беды. Жаль, что этот призыв часто доносится, пожалуй, только из телевизора.
?xml:namespace>
?xml:namespace>
Глава 19Становлюсь мужчиной
?xml:namespace>
?xml:namespace>
?xml:namespace>
После демонстрации своей любви к «самоподготовке по отработке строевого шага», начальство перестало мне препятствовать приезжать на воскресные дни домой в объятия мамы и бабушки.
?xml:namespace>
Но вкусная кормёжка, ласковое воркование моих домашних не могли компенсировать естественные потребности растущего юношеского организма. Требовалось доброе и нежное девичье плечо, на которое можно было бы уронить скупую морскую слезу за незаслуженные обиды при несении воинской службы.
?xml:namespace>
Например, можно было оплакать пятнадцать суток гауптвахты, происки ротного начальника, мои гальюнные бдения, адмиральское «почему я вас спрашиваю?».
?xml:namespace>
Оказалось, что близкое знакомство во время танцев на школьном выпускном вечере с Надей можно было продолжить и даже углубить. На первом свидании я показался девушке во всей красе формы морского курсанта.
?xml:namespace>
Все стрелки на форменке отглажены, штаны с клешами внизу растянуты и скрывают начищенные до зеркального блеска корочки, гюйс обесцвечен хлоркой до нежной голубизны, на левом боку болтается палаш, на погонах сверкают золотые якоря, а на рукаве один золотой шеврон - первокурсник.
?xml:namespace>
Увидев меня во всей красе, девушка Надя восторженно ахнула, и я понял, что половина дороги к её сердцу пройдена. Потянулись долгие недели гуляний на Бакинском бульваре, которые закончились поцелуем в подъезде.
?xml:namespace>
На этом я решил остановиться, сдерживаемый хорошим воспитанием,
восьмилетней разницей в возрасте, а также мужем уголовником.
?xml:namespace>
?xml:namespace>
Молодо-зелено! Не зря говорят, что мальчики развиваются медленнее девочек. Потребности замужней женщины с ребёнком, подвигнули Надю на энергичный шаг.
?xml:namespace>
Ей видимо надоело, что месяцы идут, а кроме поцелуев она от меня ничего не дождалась. Тогда она решила взять ситуацию в свои руки.
?xml:namespace>
Однажды вечером обычного училищного дня меня разыскал дежурный по роте.
- Звонят из проходной. К тебе пришли. Ребята говорят, что спрашивает хорошенькая девушка. Спеши, а то вахтенные отобьют!
?xml:namespace>
На проходной стояла Надя с очень грустным выражением на лице. Увидев меня она разрыдалась, а матросики сочувственно разрешили мне часок погулять с девушкой за воротами училища.
?xml:namespace>
Свернув за забор, мы присели на камешек и Надя сквозь слёзы сообщила диагноз гинеколога – у неё реактивный невроз – нарушение структуры личности, из-за личных гормональных потребностях, которые не удовлетворяются.
?xml:namespace>
Как студентка медицинского института, она прочитала мне обстоятельную лекцию о своих головных болях, плаксивости, женских расстройствах.
?xml:namespace>
Я всё это выслушал и ничего не понял. По тем временам нас мальчишек не встречала грудастая блондинка в Интернете с предложением – «Ты только позвони!», а дальше она всё объяснит, ответит на вопросы и покажет «кое что и кое что иное, о чём не говорят…».
?xml:namespace>
В результате я стоял перед Надей дурак-дураком. Посмотрев на меняжалостью, она уже популярно объяснила, что молодой замужней женщине, уже рожавшей, время от времени необходим мужчина для интимных ласк.
?xml:namespace>
Это меня насторожило, а что надо делать в таком случае я не знал. Тогда Надя решительно взяла меня за руку и повела в хилую чащу кустов.
?xml:namespace>
Там она сняла с меня бушлат, расстелила его прямо на земле и, раскинувшись на нем в позе не вызывающей сомнения что надо делать, притянула меня к себе. Бушлат и стал нашим брачным ложем, на котором я потерял свою невинность. Всё произошло быстро и немного суетливо.
?xml:namespace>
Лёжа под звездным небом c Надей, и медленно спускаясь на землю, я услышал её фразу, которую запомнил на всю жизнь.
?xml:namespace>
-Никогда не знала, что такое любить под звёздным небом! Как тебе удалось меня затащить сюда? В другой ситуации я бы никогда на такое приключение не согласилась бы!
Только спустя некоторое время я оценил великодушие молодой женщины, которая в тот вечер протянула мне спасательный круг, чтобы не ущемить моё мужское достоинство и оставить за мной инициативу того, что между нами произошло.
?xml:namespace>
Дальнейшие наши встречи с Надей переместились с улиц и бульвара города в квартиры подруг и знакомых. Мама и бабушка - немедленно догадались, что в моей жизни появилась женщина с которой у меня серьёзные отношения и конечно же испугались.
?xml:namespace>
Мама провела со мной беседу о моём раннем возрасте для женитьбы. Пришлось её успокаивать, что у меня и в мыслях нет, что эти отношения с Надей проторят нам дорогу в ЗАГС. Эти же мысли, но уже вслух произнесла Надя.
?xml:namespace>
Она девушка тактичная, очень нежная любовница как-то сказала мне прямым текстом – «Жаль, что эти встречи с тобой кончатся для меня ничем! Старовата я для тебя мальчик!» – и по матерински нежно погладила меня по голове. Наши встречи продолжались весь учебный год, а весной случилось вот что.
?xml:namespace>
?xml:namespace>
?xml:namespace>
Глава 20 Загранплавание
?xml:namespace>
Весной по училищу поползли слухи о загадочном загранплавании. Это был явный нонсенс, так как наш военный флот передвигался в те годы только вдоль берегов Черного, Балтийского и Северного морей. На Дальнем востоке флот тоже передвигался только в пределах видимости маяков. А тут вдруг загранплавание?!
?xml:namespace>
Постепенно стала поступать более точная информация. Плавучая практика в иностранных водах будет, но только для третьего курса штурманского факультета, где обучалось шестнадцать парней и среди них и я. Это был подарок судьбы.
?xml:namespace>
Подарок заключался вот в чём. Штаб военно-морского флота запланировал перегнать пассажирский теплоход «Нева», который в войну был базой немецких подводных лодок - из Севастополя в Мурманск.
Такое путешествие вокруг Европы на комфортабельном пассажирском судне, которое немцы приспособили для отдыха своим подводникам, наше начальство решило использовать для штурманской практики курсантов Бакинского, Севастопольского и Ленинградского военно-морских училищ.
?xml:namespace>
Как только в училище окончательно стало ясно, что «загранка» светит только штурманам, остальные курсанты нас немедленно возненавидели и в гальюнных курилках мы сразу же оказались в изоляции.
?xml:namespace>
На нас смотрели как на изгоев общества. Не счесть насмешек и подколов со стороны бывших друзей минёров и артиллеристов. Нам была понятна обида этих пацанов, что им не светит испытать приключения во вражеских морях.
?xml:namespace>
Дружное курсантское сообщество раскололось, включая, между прочим, и офицеров. Сопровождать нас должны были наши преподаватели навигации и астрономии. Как ни странно, мой нелюбимый ротный командир тоже оказался в этой компании.
?xml:namespace>
После того как на общем построении училища адмирал Рамишвили зачитал приказ о нашей штурманской практике в походе вокруг Европы, наша изоляция окончилась – начальство решило и амба! Штурмана стали собираться в дорогу, а остальные смирились.
?xml:namespace>
Особая проблема была взять с собой всю форменную одежду и для жары, и для холода. На общем построении нашей группы адмирал велел нам переодеваться у него на глазах в различную экипировку. Он придирчиво осматривал нас, одобрительно кивал головой – это пойдёт.
?xml:namespace>
Взрыв его негодования наступил, когда мы надели на себя зимнюю форму. Всё было прилично за исключением зимних шапок. Так как в Баку климат тёплый то эти треухи мы использовали для коридорного футбола, всё равно лежат без употребления.
?xml:namespace>
Кто же знал, что они когда-то пригодятся! Увидев у нас на головах эти безобразные малахаи адмирал пришёл в ярость и долго кричал на нашего командира роты «почему я вас спрашиваю?». Успокоился он только когда мичман-баталер вспомнил, что он недавно выдал первокурсникам прекрасные тёплые шапки с кожаным верхом.
?xml:namespace>
Адмирал скомандовал – «головыштурманов переобуть!». Против нас выстроили первокурсников в новеньких шапках на головах. Адмирал дал команду «шапки поменять!». У салажонок текли слёзы, когда вместо красивой шапки на голову им нахлобучивали нечто отдалённо напоминавшие зимний треух.
?xml:namespace>
Всё было необычно и для начальства, и для нас. Надо было и в «загранку» собраться и не ударить в грязь лицом перед моряками военно-морского флота. А для флота было необычно.За всю историю СССР, впервые приходилось отправляться по чужим морям под своим военно -морским флагом, удаляясь от привычных и родных портов.
?xml:namespace>
На трехпалубный корабль «Нева» должны были погрузиться три военно морских училища с большой группой сопровождающих, включая разведчиков и сына писателя Гайдара. Это уже потом у него родился другой сын – не доброй памяти один из авторов «перестройки» в стране.
?xml:namespace>
Поход начинался в Севастополе. Туда мы из Баку и отправились на поезде через Москву. Столица мне запомнилась стремительным маршем-броском между двумя вокзалами. Осмотреть город нам разрешили только в пределах вокзального вестибюля.
?xml:namespace>
Чтобы как-то отметиться в Москве в вокзальном ларьке я купил курительную трубку и три пачки табака. Мотивировка была простой. Настоящий мариман в океане мыслим только с трубкой в зубах. Кроме того, табак был дешевле сигарет и издавал приятный аромат. Моему примеру последовали многие.
?xml:namespace>
После нас, железнодорожный вагон пропах тремя сортами отечественного табака «Золотое руно», «Капитанский» и «Трубка мира». Обкуривать трубку оказалось делом весьма хлопотливым. Новая трубка вначале обкуривания испускала очень жгучий дым.
?xml:namespace>
В результате вся слизистая во рту оказывается обожженной. Так как по инструкции полагалось трубку охлаждать три часа, мы это время коротали покуривая самокрутки с махоркой.
?xml:namespace>
Севастополь мы пересекли в чётком строю, опасаясь строгого коменданта города. У портового пирса стоял огромный немецкий океанский лайнер. Он перешёл к нам по репарации, в результате дележа союзниками имущества поверженного врага.
?xml:namespace>
Гитлеровцы в войну использовали его как базу подводных лодок икорабль нёс гордое имя своего фюрера. Наши морские военачальники переименовали его в «Неву». Курсантов трёх училищ разместили в огромных матросских кубриках, а офицеров в каютах.
?xml:namespace>
Все помещения сверкали надраенными медяшками, зеркалами, красным деревом, картинами, дорогой мебелью. Всё это было очень красиво и радовало глаз.
?xml:namespace>
После нашего перехода этот прелестный кораблю из Мурманска в составе группы кораблей отправили северным морским путём во Владивосток. По дороге суда не приспособленные к плаванию во льдах тонули, замерзали и их по дороге бросали на произвол судьбы. «Нева» до Владивостока доплыла и прибыла в порт в таком жалком виде, что её вскорости разрезали на металлолом – трофей не жалко.
?xml:namespace>
Команда готовилась к автономному плаванию, запасаясь топливом, провиантом, питьевой водой. Кок и его помощники осваивали собственное изготовление хлеба и в корабельной пекарне, пекли белый хлеб, воздушный и очень вкусный.
?xml:namespace>
Для нашей практики было приготовлено учебное помещение для сорока штурманов, оборудованных репитерами главного гирокомпаса корабля, лага, оборотов дизелей с командирского мостика.
?xml:namespace>
Это давало возможность делать сорок прокладок курса корабля, сверяя результаты с прокладкой штурмана корабля в конце учебной вахты. Вахта была трёхсменная. В конце её наш преподаватель по навигации ставил оценки на каждом учебном месте прямо на карте.
?xml:namespace>
Дел у нас на корабле стоящем у пирса не было, и мы целыми днями слонялись по лайнеру, томясь от безделья. Веселил медвежонок Федя. Это был забавный комочек, с добрым и мягким характером, любимец корабельного кока.
?xml:namespace>
Федя вразвалочку двигался по матросским палубам и привлекал к себе всеобщую любовь разными медвежьими штучками. Особенно он любил боротьсяи неизменно укладывал на палубу матросских смельчаков.
?xml:namespace>
Наконец пришёл день отплытия. Раздалась команда «отдать концы и швартовы» и наше путешествие началось. Корабль пошёл крейсерской скоростью к турецким берегам, а мы старательно высунув языки, вели штурманскую прокладку.
?xml:namespace>
Босфор встретил нас удивлённо, так как русский корабль под военно-морским флагом, да ещё не берущий на борт турецкого лоцмана был в диковинку.
?xml:namespace>
Босфор коварный пролив. В нём два очень быстрых течения: из Чёрного моря над водой, а обратно – под водой. Отказ от лоцмана вызвал дипломатический скандал и мы простояли у входа в пролив пару суток.
?xml:namespace>
Мне уже много лет спустя рассказывали, что наше Посольство в Турции стояло на ушах, доказывая, что это военно-морская лайба и на борт пускать иностранца никак не положено.
?xml:namespace>
Не дождавшись от дипломатов решения, командир по команде из Москвы махнув на международные правила рукой, двинулся в пролив. Две маленькие пушки для острастки были расчехлены. Турки тоже решили не конфликтовать и пустили перед нашим носом лоцманский катерок, как поводыря.
?xml:namespace>
Следуя за лоцманом точно в кильватер, мы глазели на турок, а они на нас. На палубе щёлкали фотоаппараты наших спец подразделений, а на берегу, нас общёлкивали их подразделения.
?xml:namespace>
Фотоаппараты наших разведчиков были тяжёлые, так как их сняли с самолётов. После каждого кадра они валились на животы операторов. Те тяжело кряхтели, потели, матерились, но исправно покрывали панораму берегов фотоплёнками.
?xml:namespace>
Чуть не сломав какой-то турецкий пирс, мы вошли в Мраморное море, которое встретило нас такой жарой, что немедленно последовал приказ – «Форма одежды трусы-берет!».
?xml:namespace>
Штурманская практика профессиональной точки зрения была очень интересной. Преподаватель астрономии велел нам работать с ночным небом и вести расчёты курса по звёздам. Как известно звёздное небо бывает только ночью, когда молодое тело нуждается в покое и сне. Но суровая программа практики требовала каждое утро таблицу расчётов места положения корабля ночью.
?xml:namespace>
Изобретательные головы стали искать решение, как обмануть преподавателя. Особой популярностью пользовался приём «заднего хода». Делался он так. На карте выбиралось место плывущего ночью корабля. Снимались координаты и под них подгонялось звёздное небо с соответствующими расчётами.
?xml:namespace>
Не тут-то было. Наш преподаватель, во-первых, был умница, а во-вторых, сам был когда-то курсантом. Он с точностью до одного выявлял наших изобретателей и на их расчетах писал «жопа», а в дневник ставил кол.
?xml:namespace>
Тогда народ пошёл на другую хитрость. Морским счётом выбирался дежурный. В его обязанности входило выйти ночью с секстантом на палубу и произвести замеры по одному на каждого из нас. Расчёт делался уже утром «наскоряк» и, был конечно же, очень низкого качества.
?xml:namespace>
В результате и этот способ дал низкую эффективность и на выходе слово «жопа» красовалась почти в каждом расчёте. Это в будущем грозило жестокой расправой – остаться без летнего отпуска.
?xml:namespace>
Анализ показал, что курсантские штучки у преподавателя никак не проходят и отсыпаться будем когда-нибудь потом. В ночь стали выходить все. Постепенно к этому стали привыкать и даже получать удовольствие.
?xml:namespace>
Я работал с ночным небом в группе с очень толковыми ребятами. Один был радиолюбитель, а у другого голова была «светлая». Он изобрёл быстрый способ как упростить все расчёты и давать нам лишние минуты ночного сна.
?xml:namespace>
Преподаватель оценил наш способ обсервации места корабля в море по звёздам как «курсантскую смекалку» и стал ставить в пример. Это немедленно вызвало отрицательную реакцию в коллективе – народ не любит того, кто сильно «высовывается».
?xml:namespace>
Морская наука гласит: «Будь подальше от начальства и поближе к камбузу!». Получилось так, что мы действовали не по науке и нас стали обходить стороной свои же товарищи, что нас невольно сбивало в троицу плотнее.
?xml:namespace>
В этом маленьком коллективе нам удавалось жить достаточно независимо – трое это не один. Постепенно это объединение переросло в дружбу, и каждый старался перенимать полезное у других.
?xml:namespace>
В дальнейшей жизни мне приходилось объединяться по трое и в авиационном институте и в конструкторском бюро. Не отсюда ли идёт мужская манера «выпит на троих»?
?xml:namespace>
Мы плыли вокруг Европы. Нашу довольно размеренную жизнь на корабле скрашивали американские самолёты-разведчики. Это началось сразу же после Эгейского моря.
?xml:namespace>
Американские лётчики сначала летали над нами высоко, а затем стали летать над нами на бреющем полёте. О приближении вражеских самолётов команду оповещал радостный лай приблудившегося пёсика Юнга. Его принёс на корабль сердобольный кок. Боцман быстро смирился с новым членом экипажа и назначил кока ответственным за эту живность.
?xml:namespace>
По сигналу Юнги командир обычно «играл» тревогу для экипажа. Матросы расчехляли наши пушечки и направлял стволы на самолёты. Когда обе стороны пообвыклись начались взаимные шуточки. Против грохота авиационных двигателей наши радисты придумали запускать на радиоволне лётчиков музыку.
?xml:namespace>
Лётчикам это нравилось и они пролетая над кораблём показывали большой палец – спасибо, мол. Наш командир узнав про баловство радистов велел не баловаться и глупости прекратить.
?xml:namespace>
Радисты на последок врубили электродрель перед микрофоном. Оглохшие лётчики обозлились и в очередной заход сбросили по нашему курсу какой-то предмет. Нашего командира это врасплох не застало и «Нева», вильнув задом как кокетливая женщина, обошла предмет, а вернее железную бочку.
?xml:namespace>
Штурман вышел на волну лётчиков и предупредил на английском языке, что эта их «шуточка» последняя и в следующий раз он пообещал открыть стрельбу по самолётам. Окончил эту связь радист, выругавшись матом.
?xml:namespace>
То ли эти матюги, то ли дипломатические ноты подействовали, но больше на бреющем полёте самолёты нас не облетали. Фотографировали нас, но на приличной высоте.
?xml:namespace>
Морское начальство выбрало время похода с учётом минимальных штормовых дней на всём пути. Весь путь по Средиземному морю мы поблаженствовали под ласковым весенним солнцем в форме «трусы-берет».
?xml:namespace>
Штормы начались в Бискайском заливе. Вернее не шторм, а мёртвая зыбь. Небо голубое, никакого ветра, а корабль взмывает на огромной гладкой волне. На вершине он охнув, бухает в пучину с брызгами и вздохом облегчения экипажа.
?xml:namespace>
Пока корабль тяжело поднимается вверх ещё ничего, но в момент броска в пучину, внутренности начинают булькать в горла. Эта качка немедленно обнаружила укачивающиеся парней, что немедленно было занесено им в личное дело под грифом «УКЧ», а освободившиеся после них порции завтрака, обеда и ужина попадали на общий стол.
?xml:namespace>
В загранплавании нам полагалась всякая «вкуснятина»: шпроты, шоколад, печень трески, сгущёнка. Глядя на то, как исчезают «лишние» порции в наших голодных ртах, парни «УКЧ» хватались за животы и бежали на палубу травить за борт.
?xml:namespace>
Настоящая штормовая погода началась в Северном море. Крен в сорок пять градусов сразу нам объяснил, что такое штормовое море и почему про это сложено так много грустных песен. Описывать жестокий шторм не буду, другие писатели про это уже прекрасно описали. Скажу только одно –страшно аж жуть!
?xml:namespace>
Обогнув Скандинавию, мы прибыли в порт Североморск и распрощались с гостеприимной «Невой».
?xml:namespace>
В училище каждый из нас на свой лад описывал страшилки про поход. Наш поход вошёл в анналы истории морского генштаба, как пример плавания кораблей под военно-морским флагом в иностранных территориальных водах.