ГлавнаяПрозаЮморИроническая проза → Ёмкая разговорная энциклопедия. П

Ёмкая разговорная энциклопедия. П

6 июля 2012 - Дмитрий Криушов

  

П

 

О ПАЛКЕ И О ДВУХ ЕЕ КОНЦАХ

 

Палка – вещь универсальная: как ее ни крути, везде может оказаться как начало, так и конец. Началом для палки люди обычно считают то место, за которое они держатся рукой, а то, что напротив – настоящим, функциональным, концом. Да вы попробуйте сами: куда как удобнее ковырять землю и бить по головам не тем, что зажато у тебя в кулаке (тогда – зачем вообще нужна палка?), а тем, что свободно. От чего? От вашей руки, разумеется. Но: насколько оно свободно? Что есть палка сама по себе, как единое  и неделимое целое? Быть может, ответив на этот незамысловатый вопрос, мы наконец-то и поймем, где конец у палки.

 

Итак, начнем, пожалуй, с истории возникновения, с происхождения палки: сперва она была крохотным зернышком, волею судеб попавшим в плодородную землю, благодаря чему сначала стала ростком, и, наконец, превратилось в дерево. И тут ему не повезло. Срубили ого, короче, и совсем неважно, под самый корешок ли, или же нет, будущей палке это уже совершенно безразлично. А ведь она этот корень, который и по сю пору чтит как своего родоначальника, как свой исток, отлично помнит, и чего-чего, а этого у нее никогда не отнять.

 

Тогда, быть может, то место, где у нее когда-то находился комель, и стоит считать началом палки? А тонкий ее конец, соответственно, концом? Однако: куда же дереву, и без кроны, без нежных, трепещущих на ветру, листочков, как у березки, или же без тонких и ранимых иголочек, как у сосенки или ели, которые, лишь только настанет их срок, время от времени опадая, заботливо устилают землю, где от лютых зимних морозов прячутся родные им корешки. В конце-то концов, благодаря чему дерево дышит? Вследствие чего оно способно чувствовать? Не в земле же все это схоронено, какая она ни будь тучная да богатая, да и, по аналогии, у нас с вами легкие с носом и глазами тоже расположены отнюдь не ниже пояса. 

 

Ну, да, согласен, органы размножения у растений расположены на голове, и что с того? Мы тоже порой ни о чем другом думать не можем, а все мысли об этом где? Правильно, там же, где и у деревьев: в голове, а где уж там ощущения – это вторично. Может, дерево, роняя семя, тоже по всему своему напряженно гудящему от ветра, и разомлевшему от солнышка, телу, чувствуют ту же самую истому, что и мы? Так что же тогда движет деревом, благодаря чему оно так ценит жизнь? Корни или крона? Ведь, по сути, что заставляет двигаться целое, там и ищи причину, а, следовательно, и начало, иного не дано.

 

Есть, разумеется, и такой вариант, что истина находится где-то посередине, в самой сердцевине дерева, однако ведь, она пронизывает все его естество от, фигурально выражаясь, пяток, до макушки? Вот ведь какая закавыка: никак не поддается разгадке наша простейшая, на первый взгляд, загадка о начале и конце палки. Вопрос, леший бы его побрал, выходит, неразрешимый, но только не для нас: попробуем решить данную проблему утилитарно.

 

Как? Сейчас скажу. Итак, что мы имеем: палку, гипотетически о двух началах, и человека, на нее смотрящего (собак в расчет брать не будем: им все равно, где у палки конец, лишь бы не били), и что дальше? Человек тупо смотрит на нее, словно бы не решаясь, за который из концов браться, и тут ему в голову приходит блестящая идея: если копать землю, то лучше это делать тонким, а ежели лупить по башке, то тем, что поувесистее. Следовательно, где начало, и где конец, определяется способом применения, так?

 

Что-то слишком уж упрощенно, и, тем самым, сомнительно, да и не дает ответа о сущностном значении самой палки: к примеру, если тот же Гарри Поттер схватился бы сдуру и сгоряча не за тот конец своей палки, произнес заклинание, то его самого так бы шандарахнуло, что несчастные дементоры только горько вздохнули бы, глядючи на горстку пепла, и, завывая на всю Ивановскую, несолоно хлебавши, удалились. 

 

Нет, что ни говори, должен быть один конец у палки, и одно начало, ведь она же – функциональна, что доказывает наш пример с Гарри. Следовательно, нам с вами требуется исправить еще один изъян в нашей логической цепочке, и признать, что палка – это не просто деревяшка, это – связующее звено между еще дышащим и только просыпающимся к жизни. Или же – наоборот, не имеет значения.

 

Палкой она становится тогда, когда ее начинают применять, или хотя бы оценивать, и не столь суть важно, разбивать ею кокосы, или в бильярд играть, или же в городки. Кхм… Нет, в бильярд, там, конечно, все понятно, но вот в городки? Там же все равно, каким концом ты сбил фигуру, да пускай даже серединой – был бы результат. Да и с бильярдом, положа руку на сердце, та же ситуация. И в драке та же, и в работе: человеку просто нужна палка, как таковая, и все помыслы его – не о том, где у нее конец, а о том, как бы ее раньше времени не сломать: где еще такую вторую найдешь.

 

Да, признаемся себе: каждая палка – оригинальна не в меньшей степени, чем мы с вами, да, судьба у всех палок, опять-таки, как и у нас, различна, но их всех объединяет одно: целеустремленность, за какой конец ее ни возьми, свою цель она всегда найдет. Нет у палки ни начала, ни конца, она – бесконечна. И, что слегка страшит – бессмертна, поскольку не пугает ее смерть, в отличие от вас. Так что бойтесь, люди, палки: на то вам ваши головы и дадены.

 

О ПРИМИТИВЕ

 

Люблю я это слово: «прими – тив». Правда, что такое «тив», я не в курсе, но, наверное, это что-то приятное, благостное, как ладан, и чистое, как ручей. А может, это и вовсе лекарство какое целебное, чуть ли не панацея. Или, что тоже не исключено, данное слово следует писать как «примити – в»? В душу, в сердце, да хоть в печенки-селезенки, только «примити», и будет вам блаженство вечное. Нет-нет, это, разумеется, не цианид и не цикута, и даже не жидкость по рецепту Тофана, после нашего принятия можно еще долго-долго и счастливо жить, и никто тебя не попрекнет за это.

 

Ну вот, опять вы надо мной смеетесь, и совершенно зря, ведь примитив – это первооснова, навроде стволовой клетки, это первоисточник, куда же нам без него? Более того, я утверждаю, что Менделеев, Эйнштейн и Ньютон – примитивные люди, поскольку их теории лаконичны и просты, а все гениальное – просто, разве не так? Да и Моисей на своем Синае получил в руки отнюдь не уголовный кодекс, и не налоговое законодательство, а какие-то там жалкие десять заповедей. Или что, вы полагаете, Богу каменюк было для людей жалко, чтобы на них универсальное всеобъемлющее законодательство на веки вечные запечатлеть? Отнюдь.

 

Однако в этом нет надобности, остальное от лукавого, и даже Христос с Мухаммедом ничего к скрижалям не добавили, кроме разве что личного примера и проповедей для особо въедливых и непонятливых слушателей. Надобно тебе стигматы потрогать, - на, щупай, и не говори потом, что не может быть такого, приспичило свой след в истории оставить – оставляй ради Бога, но коли уж и вовсе ничему верить не хочешь – тогда вешайся, осин на всех хватит.

 

Нет, ни в коем случае не надо усложнять простое и ясное, как солнце, и чистое и прозрачное, как горный родник, учение, засоряя его словами и недомолвками, пустопорожними посудинами теорий и мутными испражнениями эмоций, и не зря покойный ныне Оккам учил нас: «Не следует преумножать сущности без необходимости». Правда, будучи человеком религиозным, он в первую очередь имел в виду духовные, логические, сущности, но сути дела это не меняет: «Не делай сложным то, что проще простого». И вообще: «Только слов не надо, все слова стары, берегите силы для другой игры».

 

Кстати, примитив надо уважать во всех его ипостасях: к примеру, перешли арабы с вавилонской шестидесятеричной системы счисления (кстати, а вы когда-нибудь задумывались, отчего в часе именно шестьдесят минут? А почему в круге триста шестьдесят градусов? А в водке – сорок? Ладно, будем считать, что славянам эту систему сорока на хвосте принесла), на десятеричную, и где они теперь, эти вавилоняне?

 

В двадцатом веке поменяли десятеричную систему на двоичную – и где мы с вами сейчас? Возможно, у нас даже светофоры, и те скоро мутируют: есть сигнал (горит красный), - стой, нет сигнала, ни хрена не горит – смело иди, да только вот у нас в России народ как раньше пер на запрещающий сигнал, так и сейчас топать продолжает, руководствуясь иным принципом: нет машин – иди, едут – стой, кури. И чем примитивнее система, тем она привлекательней, и для вынесения окончательного решения остается лишь один момент: среди равноценных по простоте систем выбрать приоритетную. А как это сделать?

 

Не знаю, как вы, но лично я решаю данный вопрос просто: нравится – не нравится. Порой критерием являются моральные оценки, иногда – эстетические, и лишь изредка логические, ибо чем проще логика построения теории, тем основательнее для нее будут краеугольные камни предпосылок. Убери один – и рухнет весь замок, поменяй тезисы местами – погребет, причем навеки, тебя под своими осколками вся сложная конструкция. Капут тебе, если ты своим чутьем, своим нюхом не сумеешь распознать нужное среди второстепенного, да приоритеты не так расставишь.

 

Поэтому я могу сказать вполне определенно: Земля держится на трех китах (длине, ширине и высоте, и нечего фантазировать про другие измерения), человек живет от рождения до самой смерти (хотя: какая это жизнь?), а чудеса случаются. Причем: ничего из вышесказанного не противоречит друг другу, ибо каждый из нас знает: если уж жить, то на полную катушку, коли помирать – так с музыкой. Просто, примитивно, но: ведь именно такую жизнь мы и любим?

 

О ПЕШИХ ПРОГУЛКАХ

 

Все врачи, как будто сговорившись, в один голос твердят, что пешие прогулки – это полезно. То есть – однозначно полезно, и двух мнений тут быть никак не может. Это меня, как человека иногда мыслящего, признаться, очень даже настораживает: ведь когда тебе говорят, прямо-таки вдалбливают в голову одно и то же, то, следовательно, здесь наблюдается явный подвох, присутствует сговор, или не так? Зачем-то же это все надо?

 

Да, я – упрямый, порой даже до тупости, и легко, особенно, если вы меня об этом попросите, найду даже черное в белом, и вам на него пальцем покажу. Не верите? Тогда возьмите ослепительно белый, чистый лист бумаги, и положите его перед собой. Смотрите на него внимательно, ни на что не отвлекаясь. Еще лучше смотрите, еще, да попристальнее. Что, никак не получатся рассмотреть? Неужели не видите? Я же серьезно с вами разговариваю, а вы ведете себя, как дети малые! Смотрите! Ну же, попытка – не пытка! Вот, хорошо, это вас уже злит. Что и требовалось доказать: вы сами, сердясь, мысленно очерняете белое, потому как оно, оставаясь неизменным, омрачает тем самым вашу душу. А что способно омрачить, привнести, так сказать, сумбур и помутнение? То-то же. Но да я отвлекся: начали рассуждать про врачей и прогулки, а закончили душой.

 

Поэтому предлагаю незамедлительно перейти к термину «полезность». Что это, по-вашему, такое? Что для нас, в конце-то концов, полезно? Дышать свежим воздухом? Воду чистую пить? Знаем-знаем, плавали. Некоторые так и не выплыли. Да и поговорка такая еще есть: «Ешь вода, и пей вода…». И туалетная бумага больше станет не нужна. Про воздух же и говорить даже страшно, а не то, что им дышать.

 

Хорошо, про городской я вам рассказывать не буду, вы о нем и сами все знаете; вам только чистый, деревенский, в котором кислорода побольше, подавай. А вы когда-нибудь задумывались о том, что кислород – это яд? Да-да, сильнейший яд, окислитель, и ничего больше. И он с каждым нашим вдохом безжалостно разрушает наши организмы, все до единой клеточки в нем, превращая их в труху, в ржавчину. Если мне не верите – посмотрите под свою машину, и представьте себе, что это – вы, пусть даже до крайности упрощенный, но – вы.

 

Перед машиной у вас лишь единственное преимущество: вы хоть частично, но способны к самостоятельному восстановлению. А вот машина – к сожалению, нет. Прошу вас, не смотрите так долго на свою колымагу: от вида коррозии у вас начинает чаще биться сердце, отчего вы чаще и глубже дышите, а это – увы! Да, именно так: дышать чистым воздухом, несомненно, вредно. Да, вот еще один, самый наглядный пример – кессонная болезнь, слышали ведь про такую? Все-все, я понял, о воздухе больше ни слова.

 

Так, что там еще якобы полезного в пеших прогулках? Чтобы сердечко ваше ровно билось? Кхм. А вы полежите спокойненько на диване, и оно станет биться еще ровнее. Кроме того, на диване вас никто не обзовет, не облает, и вид мусорных куч вас раздражать тоже не будет. И – никакой опасности, что на вас из кустов вдруг нападет злой маньяк или подвыпивший хулиган. Нет уж, в этом смысле диван выглядит однозначно предпочтительнее, нежели чем полная опасностей узкая тропинка между сосен.

 

Ах, мышцы вам приспичило размять? Все, понял, вопрос «зачем?» отпадает, - надо так надо. А вы Высоцкого давно не слушали? Так поставьте его, и – «лягте на пол, три-четыре!». Все! Как ни крути, а дома лучше. Особенно, когда в холодильнике есть что поесть. Кстати, загадочную русскую душу с ее неистребимыми (следовательно – полезными!) привычками тоже еще никто не отменял. Ну чего вы там так морщитесь-то? Немножко, по чуть-чуть, для аппетита, а? Это же как бальзам на душу! Нет, если вы не хотите, я могу и один, но вдвоем все же лучше, веселей. А полезно это или нет – пока неважно, утро покажет.

 

И вот еще что, насчет утра: оно однозначно вредное. Всякий более-менее разумный, не подверженный фобиям и навязчивым идеям вроде любви, работы и здорового образа жизни, человек, утро любит не больше, чем собака палку. Это время суток – и не время даже, это сумеречное состояние души, пойманной, как бабочка в сачок, рутиной надвигающейся неизбежности. Наверное, оттого-то большинство людей и рождается утром. Чтобы сразу, без лишних надежд, начать привыкать к суровой правде жизни.

 

Нет-нет, только не об этом! Да уж… Но, раз уж вы так хотите… Тогда слушайте, и не затыкайте уши, хотя, возможно, именно в данном случае это было бы и полезно. О жизни хотите, да? А какая в ней, осмелюсь я вас спросить, польза? Прок какой? Существовала себе одна такая планета, да что там планета – вся Солнечная система, бед не знала. И вдруг – на тебе! На Земле жизнь зародилась. Не было у бабы заботы, да вдруг забрюхатела. Интересно, конечно, некоторое время, но подрастающему дитятку надо бы и меру знать: сперва на Луну (да леший с ней, по большому счету, потерпим, чем бы дитя не тешилось), затем на все прочие планеты зариться начало (это уже перебор), а теперь уже и на другие системы в галактике засматривается, тварь неблагодарная! Чего-чего, а этого наше Солнце уж точно не перенесет: кто же своим детям позволит родителю подлянки строить? Взорвется оно, и кирдык всей вашей хваленой жизни.

 

Что, не о том я? Ах, вот как, вас ваша собственная жизнь больше волнует, значит. Смех и грех, право слово. После нас – хоть потоп, так? Нет, в чем-то я разделяю вашу точку зрения, но, согласитесь, это опять-таки тупик. Черненький весь такой, вас не тянет еще в эту трубочку заглянуть? Ах, подышать еще хочется, погулять, да с девочками порезвиться? И в этом и состоит вся ваша хваленая польза? Тогда вот что я вам скажу, упрямым эгоистам:

 

БЕС – ПО – ЛЕЗ - НО!

 

О ПЛОСКОСТОПИИ

 

Говорят, что плоскостопие – это болезнь, из-за него даже в армию, и ту не берут. А что это, если разобраться, на самом деле, такое? Ну, нестандартная форма кости стопы, которая не способствует передвижению на марше, особенно с полной выкладкой, и что в том такого? Да, с плоскостопами трудно ходить в походы и по грибы, с ними непросто танцевать, но ведь, в конце-то концов, человек не для того Господом создан, чтобы в лес по грибы ходить? На то лисички с белочками есть, а медведи – так те и вовсе обжоры: натопчут в лесу, как у себя дома, пожрут все, да еще и нагадят посреди поляны, охламоны. Блин, и вонизма же после них, скажу я вам!

 

Но я отвлекся от темы: во-первых, плоскостопые, даже если они в обуви, гораздо лучше чувствуют землю, многократно больше впитывают ее соки, нежели чем дугоступые, и в этом есть несомненный плюс. Пояснить? А вы в ладоши попытайтесь похлопать сложенными лодочкой пальцами, и что у вас получится? По болоту без специальных приспособлений пройти, аки по суху? То-то же. А вот плоскостопые – они могут.

 

Далее: кудесники термометра и клизмы твердят нам, что плоскостопие – это явление чисто физиологического плана, закрепленное на генетическом уровне, и бесполезно с этим даже бороться. Только вот они одного ответа не дают: а зачем? Что, плоскостопы менее счастливы в жизни, нежели чем дугоступы? Что, они природу да музыку меньше вашего от этого ценят? Опять-таки неправда: просто им, чтобы постичь все великолепие леса, нет необходимости топать по нему тридцать километров, они и так, на пенечке да в тенечке, торжеством красок природы полюбуются. Достанут себе минералочки из рюкзачка, бутерброды, этюдник, или же раскроют нотную тетрадь, и будут в тишине и умиротворении любоваться, да шедевры свои создавать, пока вы там понапрасну в чаще в поисках грибов бродите.

 

И вообще: плоскостопие (тут я готов поспорить с медиками), - явление универсальное, и оно просто не может не охватывать весь спектр человеческой жизни: это как рыжевостость или картавость, это вовсе не изъян, а катализатор в жизни рода человеческого, так как умение чуять землю, и способность видеть целую вселенную в мухе не каждому дано, и эта особенность – она хоть и единична, зато непременно всеобща, и не страшат ее границы разума.

 

Одно только жаль: боюсь, что лет этак через сто плоскостопов на земле вовсе не останется: разучимся мы по ней ходить, по матушке, да в облаках витать. Вот вы, к примеру, давно летали? Что же вы так… Ну, хотя бы во сне?

 

 

О ПРЕССЕ

 

Нет, я совсем даже не о том прессе, что у вас в кошельках, и не о том, что у некоторых из нас вырос кубиками на животах от чрезмерного усердия, а о прессе бумажной, электронной, короче говоря, о СМИ во всех своих ипостасях.

 

Вопреки обыкновению, начну я с конца: с Интернета, с блогов, сайтов, и веб-страниц. Не понял: вам уже что, лень подняться с места, включить компьютер, ввести пароль, и вообще: надоел этот комп уже по самое нихочу? Хорошо, если уж начистоту, то мне тоже лень. Тогда не надо вставать с дивана: просто протяните руку к пульту и смело жмите кнопочку. Что, глазки устали? Тогда, может, хотя бы радио? Опять «да ну его»: в машине уже, мол, досыта наслушались? Да тьфу на вас! Лежебоки! Конечно же, полежать, подремать, да ничего не делать – куда как лучше, и ни к чему нам все эти ваши СМИ.

 

Только вот… Ну, полежали вы часок, затем, морщась, засунули ножки в шлепанцы, дошоркали до холодильника (если жены нет, разумеется: та бы принесла), на кухне погрели – перекусили, пивком ужин полирнули, и что – опять спать? Да ничуть не бывало! Вам тут же приспичит, извините, на горшок. А на нем, как известно, долее, нежели чем тридцать секунд, ни один мужик выдержать не может, чтобы не взять в руки прессу (газетку, журнальчик), да не почитать. Нет, правда: не ноутбук же с собой в туалет тащить!

 

Так вот: человек сидит, о своем думает, и, витая в облаках, читает телепрограмму передач, которые если и смотрит, то в полглаза, изучает рекламу окон и дверей, которые уже и так есть, объявления о купле-продаже, да об интимных услугах, а зачем и отчего? Да это его мозг, как наркоман, требует все новой и новой дозы информации, он практически с самого своего рождения на этой прессовой игле, и уже не способен мыслить самостоятельно, все мысли – штампованные, конвейерного типа, к примеру: «Белое – это хорошо, но белое в этом сезоне не в моде, надо светлое, допустим – голубое, но голубое – это плохо, ассоциации с ним нехорошие возникают, желтое тоже не пойдет, красное опять-таки отпадает: где эти цвета, там светофор и ГАИ, тогда серое, но оно невзрачное, и на нем перхоть видно, остается черное, однако оно плохое и в нем жарко, а думать лень, поэтому завтра пойду в том, в чем ходил сегодня, надо только под мышками дезодорантом побрызгать, он вонючий, заграничный, или по лицензии, а жена пусть себе стирает, ее обязанность – стирать на специальной машине, гладить утюгом, он с пульверизатором, а моя – носить, я…. Фух, я устал».

 

Да, кстати, и чудо невиданное, если вдруг человек добирается на последней странице до кроссворда (кто не помнит – это фигня такая с горизонталями и вертикалями, ее еще заполнять надо, и будет вам счастье). Но – нашему сидельцу, несмотря на некоторую засиделость, вставать все же лень, и он начинает разгадывать его в уме: ручки-то под рукой нет. Некоторые, наиболее продвинутые, даже слов по пятнадцать-двадцать успевают разгадать, а на большее просто сил уже не хватает: болит уже, затекло вконец то, на чем сидел.

 

Однако: все вышесказанное касается палп-утилитарной прессы, и находятся такие одержимые персонажи, которые используют ее в еще более меркантильных целях: это брокеры, политики, маклеры, жулики, журналюги, и прочие там пассионарии, озабоченные проблематикой личного преуспеяния. Они чуть ли не с лупой изучают каждую строчку специально для них придуманной газеты, ищут в бесконечных столбцах цифр и мешанине вполне безобидных объявлений тайный смысл и подоплеку, и, как ни странно, порой находят.

 

Нет, ну кто бы смог в невинной рекламе клининговой компании, размещенной в бизнес-издании, рассмотреть в слогане «Мама мыла раму» прямое указание на то, что с помощью данной конторы можно отмыть ваши теневые доходы посредством перевода денежных средств в Индию? Но, как говорится, имеющий уши, да слышит, а умеющий зрить в корень – получи свой процент.

 

Очень многому способна нас научить пресса, очень многому. Особенно – если отнестись к ней трепетно, и, будучи в лесу на прогулке, не начать ее мять безжалостно и бездумно, а вчитаться, и осознать, что пользоваться лопухом все же лучше, а газетка… Газетка, та еще, может, и в понедельник сгодится: вон в ней сколько заманчивых предложений, оказывается.

 

О ПРОЩЕНИИ

 

Нелегкий это труд – прощать, и, как говорят, доступный только лишь сильному. Но: как же тогда «карающий меч правосудия», да «гнев Господень»? Они что, такие слабые, что уже и простить даже не могут? Деточкина, как тот не просил – посадили, гордого Мимино – оштрафовали, а скольких таких, безвестных, даже земля-матушка не припомнит? Несть им числа.

 

А ведь Иисус учил нас, что коли ты получил по мордасам – пойми и прости обидчика, и будь готов получить еще. Апостол Павел, так тот и вовсе лишь на семи раз (на дню! То есть – регулярно, как по графику), угомонился, а так твердил все: прости, да прости. Так в чем же смысл, в чем суть прощения? Зачем оно нам такое, больное и обидное, нужно? Неужели только лишь для компенсации страстей Христовых: «Господь терпел, и нам велел»? 

 

Ах, ну да, естественно, за все наши муки и страдания на грешной земле нам обетовано вечное блаженство в мире горнем, однако, боюсь, не всех этот довод убеждает, поскольку ощутили мы на собственной шкуре: простил ты человеку сегодня, так непременно жди его прихода завтра – прилюдно плюнет тебе в лицо, рассмеется, и уйдет. И кошелек твой, разумеется, попутно захватит. Тоже прощать? Так ведь он так каждый день к тебе, как на работу, наведываться станет, гость непрошенный. И это – тоже прощать?

 

Нет, кроме шуток: ведь ежели ты прощаешь, то это означает, что ты – человек хороший, хотя и чмо последнее, а не прощать – так, выходит, что даже пусть и уважаемый человек, но все же Богу неугодный. И этот вопрос, пожалуй, настолько экзистенциален, что именно его я и вложил бы в уста мятущемуся Гамлету: «Прощать, иль не прощать – вот в чем вопрос». А что, звучит! Впрочем, что у живого Йорика, что тем более – у мертвого, вопрошать об этом бесполезно: он же – шут, и даже если и мог бы ответить, то наверняка сказал бы нечто вроде: «Прощать, иль не прощать – что в лоб, что по лбу». Или что-то в этом роде, уксус кислоты не слаще, особенно когда прощать уже некому.

 

Да что там говорить: вся наша жизнь – одно сплошное недоразумение, недопонимание и недопрощение. Вот и я, грешный, тоже так прощать и не научился. И простите меня, Бога ради, дорогие мои, за это, если что.

 

О ПТИЦАХ НЕБЕСНЫХ

 

«Не жнут, не сеют», - уже становится завидно, не так ли? А что мы еще знаем о птицах? Что они яйца несут, как крокодилы и черепахи? Однако - куда и кому? Что они еще гнезда вьют? А вы покажите мне гнездо голубя, и я сниму перед вами шляпу. Что перья у них вместо волос и шерсти? Так купите себе в любом магазине тушку бройлера, и можете хоть с микроскопом искать на ней перья, пока не надоест или же глаза не устанут.

 

Что двуногие? Хе! Так на эту тему даже анекдот исторический есть: Платон как-то сгоряча заявил, что человек – это двуногое, и без перьев. Недолго думая, его ученик Аристотель со словами «Вот тебе твой человек!», притащил ему ощипанного петуха. И тогда бедному, униженному, Платону ничего не оставалось, кроме как добавить к формулировке «и с плоскими ногтями». Так что ничегошеньки мы не понимаем ни в людях, ни в птицах, кроме разве что того, что как те, так и другие – лодыри и бездельники.

 

Вот лошади – те да, те труженики, ослы – тоже, да и собаки порой до хрипоты лаем на всю округу заливаются, своего хозяина и его имущество охраняя, лишь бы свою миску баланды получить. А вот мы с птицами так не можем: не выносим мы рутины бытия, оттого-то и кидает нас жизнь в разные стороны, из огня да в полымя: птиц – с Севера на Юг, и обратно, людей – в авантюры всякие, чтоб им пусто было: сами себе порой не можем порой ответить, зачем это все нам надо было. Отчего-то что нас, что птиц, вечно что-то неизбежно тянет, зовет к себе, хочется нам испытать непредвиденное, изведать неизведанное, и возлюбить необъяснимое.

 

Однако же, в отличие от нас, птицы – существа небесные, и, как следствие, более свободные, и гонимы одними лишь только своими страстями и инстинктами, но никак не влекомы разумом: не нужно это им, невольникам стаи, в которой никто не хочет быть вожаком: слишком уж это трудоемкое занятие, рассекать перед всем клином воздух. Людям же, от мала до велика, просто необходимо почувствовать себя лидером, в стае или же в клине, или – хотя бы в собственной берлоге.  Быть может, именно в этой страсти к доминированию и наиболее выпукло выражается наше различие с птицами, а никак не в объеме головного мозга. А виновато во всем этом что? Правильно: плоские ногти.

© Copyright: Дмитрий Криушов, 2012

Регистрационный номер №0060483

от 6 июля 2012

[Скрыть] Регистрационный номер 0060483 выдан для произведения:

  

П

 

О ПАЛКЕ И О ДВУХ ЕЕ КОНЦАХ

 

Палка – вещь универсальная: как ее ни крути, везде может оказаться как начало, так и конец. Началом для палки люди обычно считают то место, за которое они держатся рукой, а то, что напротив – настоящим, функциональным, концом. Да вы попробуйте сами: куда как удобнее ковырять землю и бить по головам не тем, что зажато у тебя в кулаке (тогда – зачем вообще нужна палка?), а тем, что свободно. От чего? От вашей руки, разумеется. Но: насколько оно свободно? Что есть палка сама по себе, как единое  и неделимое целое? Быть может, ответив на этот незамысловатый вопрос, мы наконец-то и поймем, где конец у палки.

 

Итак, начнем, пожалуй, с истории возникновения, с происхождения палки: сперва она была крохотным зернышком, волею судеб попавшим в плодородную землю, благодаря чему сначала стала ростком, и, наконец, превратилось в дерево. И тут ему не повезло. Срубили ого, короче, и совсем неважно, под самый корешок ли, или же нет, будущей палке это уже совершенно безразлично. А ведь она этот корень, который и по сю пору чтит как своего родоначальника, как свой исток, отлично помнит, и чего-чего, а этого у нее никогда не отнять.

 

Тогда, быть может, то место, где у нее когда-то находился комель, и стоит считать началом палки? А тонкий ее конец, соответственно, концом? Однако: куда же дереву, и без кроны, без нежных, трепещущих на ветру, листочков, как у березки, или же без тонких и ранимых иголочек, как у сосенки или ели, которые, лишь только настанет их срок, время от времени опадая, заботливо устилают землю, где от лютых зимних морозов прячутся родные им корешки. В конце-то концов, благодаря чему дерево дышит? Вследствие чего оно способно чувствовать? Не в земле же все это схоронено, какая она ни будь тучная да богатая, да и, по аналогии, у нас с вами легкие с носом и глазами тоже расположены отнюдь не ниже пояса. 

 

Ну, да, согласен, органы размножения у растений расположены на голове, и что с того? Мы тоже порой ни о чем другом думать не можем, а все мысли об этом где? Правильно, там же, где и у деревьев: в голове, а где уж там ощущения – это вторично. Может, дерево, роняя семя, тоже по всему своему напряженно гудящему от ветра, и разомлевшему от солнышка, телу, чувствуют ту же самую истому, что и мы? Так что же тогда движет деревом, благодаря чему оно так ценит жизнь? Корни или крона? Ведь, по сути, что заставляет двигаться целое, там и ищи причину, а, следовательно, и начало, иного не дано.

 

Есть, разумеется, и такой вариант, что истина находится где-то посередине, в самой сердцевине дерева, однако ведь, она пронизывает все его естество от, фигурально выражаясь, пяток, до макушки? Вот ведь какая закавыка: никак не поддается разгадке наша простейшая, на первый взгляд, загадка о начале и конце палки. Вопрос, леший бы его побрал, выходит, неразрешимый, но только не для нас: попробуем решить данную проблему утилитарно.

 

Как? Сейчас скажу. Итак, что мы имеем: палку, гипотетически о двух началах, и человека, на нее смотрящего (собак в расчет брать не будем: им все равно, где у палки конец, лишь бы не били), и что дальше? Человек тупо смотрит на нее, словно бы не решаясь, за который из концов браться, и тут ему в голову приходит блестящая идея: если копать землю, то лучше это делать тонким, а ежели лупить по башке, то тем, что поувесистее. Следовательно, где начало, и где конец, определяется способом применения, так?

 

Что-то слишком уж упрощенно, и, тем самым, сомнительно, да и не дает ответа о сущностном значении самой палки: к примеру, если тот же Гарри Поттер схватился бы сдуру и сгоряча не за тот конец своей палки, произнес заклинание, то его самого так бы шандарахнуло, что несчастные дементоры только горько вздохнули бы, глядючи на горстку пепла, и, завывая на всю Ивановскую, несолоно хлебавши, удалились. 

 

Нет, что ни говори, должен быть один конец у палки, и одно начало, ведь она же – функциональна, что доказывает наш пример с Гарри. Следовательно, нам с вами требуется исправить еще один изъян в нашей логической цепочке, и признать, что палка – это не просто деревяшка, это – связующее звено между еще дышащим и только просыпающимся к жизни. Или же – наоборот, не имеет значения.

 

Палкой она становится тогда, когда ее начинают применять, или хотя бы оценивать, и не столь суть важно, разбивать ею кокосы, или в бильярд играть, или же в городки. Кхм… Нет, в бильярд, там, конечно, все понятно, но вот в городки? Там же все равно, каким концом ты сбил фигуру, да пускай даже серединой – был бы результат. Да и с бильярдом, положа руку на сердце, та же ситуация. И в драке та же, и в работе: человеку просто нужна палка, как таковая, и все помыслы его – не о том, где у нее конец, а о том, как бы ее раньше времени не сломать: где еще такую вторую найдешь.

 

Да, признаемся себе: каждая палка – оригинальна не в меньшей степени, чем мы с вами, да, судьба у всех палок, опять-таки, как и у нас, различна, но их всех объединяет одно: целеустремленность, за какой конец ее ни возьми, свою цель она всегда найдет. Нет у палки ни начала, ни конца, она – бесконечна. И, что слегка страшит – бессмертна, поскольку не пугает ее смерть, в отличие от вас. Так что бойтесь, люди, палки: на то вам ваши головы и дадены.

 

О ПРИМИТИВЕ

 

Люблю я это слово: «прими – тив». Правда, что такое «тив», я не в курсе, но, наверное, это что-то приятное, благостное, как ладан, и чистое, как ручей. А может, это и вовсе лекарство какое целебное, чуть ли не панацея. Или, что тоже не исключено, данное слово следует писать как «примити – в»? В душу, в сердце, да хоть в печенки-селезенки, только «примити», и будет вам блаженство вечное. Нет-нет, это, разумеется, не цианид и не цикута, и даже не жидкость по рецепту Тофана, после нашего принятия можно еще долго-долго и счастливо жить, и никто тебя не попрекнет за это.

 

Ну вот, опять вы надо мной смеетесь, и совершенно зря, ведь примитив – это первооснова, навроде стволовой клетки, это первоисточник, куда же нам без него? Более того, я утверждаю, что Менделеев, Эйнштейн и Ньютон – примитивные люди, поскольку их теории лаконичны и просты, а все гениальное – просто, разве не так? Да и Моисей на своем Синае получил в руки отнюдь не уголовный кодекс, и не налоговое законодательство, а какие-то там жалкие десять заповедей. Или что, вы полагаете, Богу каменюк было для людей жалко, чтобы на них универсальное всеобъемлющее законодательство на веки вечные запечатлеть? Отнюдь.

 

Однако в этом нет надобности, остальное от лукавого, и даже Христос с Мухаммедом ничего к скрижалям не добавили, кроме разве что личного примера и проповедей для особо въедливых и непонятливых слушателей. Надобно тебе стигматы потрогать, - на, щупай, и не говори потом, что не может быть такого, приспичило свой след в истории оставить – оставляй ради Бога, но коли уж и вовсе ничему верить не хочешь – тогда вешайся, осин на всех хватит.

 

Нет, ни в коем случае не надо усложнять простое и ясное, как солнце, и чистое и прозрачное, как горный родник, учение, засоряя его словами и недомолвками, пустопорожними посудинами теорий и мутными испражнениями эмоций, и не зря покойный ныне Оккам учил нас: «Не следует преумножать сущности без необходимости». Правда, будучи человеком религиозным, он в первую очередь имел в виду духовные, логические, сущности, но сути дела это не меняет: «Не делай сложным то, что проще простого». И вообще: «Только слов не надо, все слова стары, берегите силы для другой игры».

 

Кстати, примитив надо уважать во всех его ипостасях: к примеру, перешли арабы с вавилонской шестидесятеричной системы счисления (кстати, а вы когда-нибудь задумывались, отчего в часе именно шестьдесят минут? А почему в круге триста шестьдесят градусов? А в водке – сорок? Ладно, будем считать, что славянам эту систему сорока на хвосте принесла), на десятеричную, и где они теперь, эти вавилоняне?

 

В двадцатом веке поменяли десятеричную систему на двоичную – и где мы с вами сейчас? Возможно, у нас даже светофоры, и те скоро мутируют: есть сигнал (горит красный), - стой, нет сигнала, ни хрена не горит – смело иди, да только вот у нас в России народ как раньше пер на запрещающий сигнал, так и сейчас топать продолжает, руководствуясь иным принципом: нет машин – иди, едут – стой, кури. И чем примитивнее система, тем она привлекательней, и для вынесения окончательного решения остается лишь один момент: среди равноценных по простоте систем выбрать приоритетную. А как это сделать?

 

Не знаю, как вы, но лично я решаю данный вопрос просто: нравится – не нравится. Порой критерием являются моральные оценки, иногда – эстетические, и лишь изредка логические, ибо чем проще логика построения теории, тем основательнее для нее будут краеугольные камни предпосылок. Убери один – и рухнет весь замок, поменяй тезисы местами – погребет, причем навеки, тебя под своими осколками вся сложная конструкция. Капут тебе, если ты своим чутьем, своим нюхом не сумеешь распознать нужное среди второстепенного, да приоритеты не так расставишь.

 

Поэтому я могу сказать вполне определенно: Земля держится на трех китах (длине, ширине и высоте, и нечего фантазировать про другие измерения), человек живет от рождения до самой смерти (хотя: какая это жизнь?), а чудеса случаются. Причем: ничего из вышесказанного не противоречит друг другу, ибо каждый из нас знает: если уж жить, то на полную катушку, коли помирать – так с музыкой. Просто, примитивно, но: ведь именно такую жизнь мы и любим?

 

О ПЕШИХ ПРОГУЛКАХ

 

Все врачи, как будто сговорившись, в один голос твердят, что пешие прогулки – это полезно. То есть – однозначно полезно, и двух мнений тут быть никак не может. Это меня, как человека иногда мыслящего, признаться, очень даже настораживает: ведь когда тебе говорят, прямо-таки вдалбливают в голову одно и то же, то, следовательно, здесь наблюдается явный подвох, присутствует сговор, или не так? Зачем-то же это все надо?

 

Да, я – упрямый, порой даже до тупости, и легко, особенно, если вы меня об этом попросите, найду даже черное в белом, и вам на него пальцем покажу. Не верите? Тогда возьмите ослепительно белый, чистый лист бумаги, и положите его перед собой. Смотрите на него внимательно, ни на что не отвлекаясь. Еще лучше смотрите, еще, да попристальнее. Что, никак не получатся рассмотреть? Неужели не видите? Я же серьезно с вами разговариваю, а вы ведете себя, как дети малые! Смотрите! Ну же, попытка – не пытка! Вот, хорошо, это вас уже злит. Что и требовалось доказать: вы сами, сердясь, мысленно очерняете белое, потому как оно, оставаясь неизменным, омрачает тем самым вашу душу. А что способно омрачить, привнести, так сказать, сумбур и помутнение? То-то же. Но да я отвлекся: начали рассуждать про врачей и прогулки, а закончили душой.

 

Поэтому предлагаю незамедлительно перейти к термину «полезность». Что это, по-вашему, такое? Что для нас, в конце-то концов, полезно? Дышать свежим воздухом? Воду чистую пить? Знаем-знаем, плавали. Некоторые так и не выплыли. Да и поговорка такая еще есть: «Ешь вода, и пей вода…». И туалетная бумага больше станет не нужна. Про воздух же и говорить даже страшно, а не то, что им дышать.

 

Хорошо, про городской я вам рассказывать не буду, вы о нем и сами все знаете; вам только чистый, деревенский, в котором кислорода побольше, подавай. А вы когда-нибудь задумывались о том, что кислород – это яд? Да-да, сильнейший яд, окислитель, и ничего больше. И он с каждым нашим вдохом безжалостно разрушает наши организмы, все до единой клеточки в нем, превращая их в труху, в ржавчину. Если мне не верите – посмотрите под свою машину, и представьте себе, что это – вы, пусть даже до крайности упрощенный, но – вы.

 

Перед машиной у вас лишь единственное преимущество: вы хоть частично, но способны к самостоятельному восстановлению. А вот машина – к сожалению, нет. Прошу вас, не смотрите так долго на свою колымагу: от вида коррозии у вас начинает чаще биться сердце, отчего вы чаще и глубже дышите, а это – увы! Да, именно так: дышать чистым воздухом, несомненно, вредно. Да, вот еще один, самый наглядный пример – кессонная болезнь, слышали ведь про такую? Все-все, я понял, о воздухе больше ни слова.

 

Так, что там еще якобы полезного в пеших прогулках? Чтобы сердечко ваше ровно билось? Кхм. А вы полежите спокойненько на диване, и оно станет биться еще ровнее. Кроме того, на диване вас никто не обзовет, не облает, и вид мусорных куч вас раздражать тоже не будет. И – никакой опасности, что на вас из кустов вдруг нападет злой маньяк или подвыпивший хулиган. Нет уж, в этом смысле диван выглядит однозначно предпочтительнее, нежели чем полная опасностей узкая тропинка между сосен.

 

Ах, мышцы вам приспичило размять? Все, понял, вопрос «зачем?» отпадает, - надо так надо. А вы Высоцкого давно не слушали? Так поставьте его, и – «лягте на пол, три-четыре!». Все! Как ни крути, а дома лучше. Особенно, когда в холодильнике есть что поесть. Кстати, загадочную русскую душу с ее неистребимыми (следовательно – полезными!) привычками тоже еще никто не отменял. Ну чего вы там так морщитесь-то? Немножко, по чуть-чуть, для аппетита, а? Это же как бальзам на душу! Нет, если вы не хотите, я могу и один, но вдвоем все же лучше, веселей. А полезно это или нет – пока неважно, утро покажет.

 

И вот еще что, насчет утра: оно однозначно вредное. Всякий более-менее разумный, не подверженный фобиям и навязчивым идеям вроде любви, работы и здорового образа жизни, человек, утро любит не больше, чем собака палку. Это время суток – и не время даже, это сумеречное состояние души, пойманной, как бабочка в сачок, рутиной надвигающейся неизбежности. Наверное, оттого-то большинство людей и рождается утром. Чтобы сразу, без лишних надежд, начать привыкать к суровой правде жизни.

 

Нет-нет, только не об этом! Да уж… Но, раз уж вы так хотите… Тогда слушайте, и не затыкайте уши, хотя, возможно, именно в данном случае это было бы и полезно. О жизни хотите, да? А какая в ней, осмелюсь я вас спросить, польза? Прок какой? Существовала себе одна такая планета, да что там планета – вся Солнечная система, бед не знала. И вдруг – на тебе! На Земле жизнь зародилась. Не было у бабы заботы, да вдруг забрюхатела. Интересно, конечно, некоторое время, но подрастающему дитятку надо бы и меру знать: сперва на Луну (да леший с ней, по большому счету, потерпим, чем бы дитя не тешилось), затем на все прочие планеты зариться начало (это уже перебор), а теперь уже и на другие системы в галактике засматривается, тварь неблагодарная! Чего-чего, а этого наше Солнце уж точно не перенесет: кто же своим детям позволит родителю подлянки строить? Взорвется оно, и кирдык всей вашей хваленой жизни.

 

Что, не о том я? Ах, вот как, вас ваша собственная жизнь больше волнует, значит. Смех и грех, право слово. После нас – хоть потоп, так? Нет, в чем-то я разделяю вашу точку зрения, но, согласитесь, это опять-таки тупик. Черненький весь такой, вас не тянет еще в эту трубочку заглянуть? Ах, подышать еще хочется, погулять, да с девочками порезвиться? И в этом и состоит вся ваша хваленая польза? Тогда вот что я вам скажу, упрямым эгоистам:

 

БЕС – ПО – ЛЕЗ - НО!

 

О ПЛОСКОСТОПИИ

 

Говорят, что плоскостопие – это болезнь, из-за него даже в армию, и ту не берут. А что это, если разобраться, на самом деле, такое? Ну, нестандартная форма кости стопы, которая не способствует передвижению на марше, особенно с полной выкладкой, и что в том такого? Да, с плоскостопами трудно ходить в походы и по грибы, с ними непросто танцевать, но ведь, в конце-то концов, человек не для того Господом создан, чтобы в лес по грибы ходить? На то лисички с белочками есть, а медведи – так те и вовсе обжоры: натопчут в лесу, как у себя дома, пожрут все, да еще и нагадят посреди поляны, охламоны. Блин, и вонизма же после них, скажу я вам!

 

Но я отвлекся от темы: во-первых, плоскостопые, даже если они в обуви, гораздо лучше чувствуют землю, многократно больше впитывают ее соки, нежели чем дугоступые, и в этом есть несомненный плюс. Пояснить? А вы в ладоши попытайтесь похлопать сложенными лодочкой пальцами, и что у вас получится? По болоту без специальных приспособлений пройти, аки по суху? То-то же. А вот плоскостопые – они могут.

 

Далее: кудесники термометра и клизмы твердят нам, что плоскостопие – это явление чисто физиологического плана, закрепленное на генетическом уровне, и бесполезно с этим даже бороться. Только вот они одного ответа не дают: а зачем? Что, плоскостопы менее счастливы в жизни, нежели чем дугоступы? Что, они природу да музыку меньше вашего от этого ценят? Опять-таки неправда: просто им, чтобы постичь все великолепие леса, нет необходимости топать по нему тридцать километров, они и так, на пенечке да в тенечке, торжеством красок природы полюбуются. Достанут себе минералочки из рюкзачка, бутерброды, этюдник, или же раскроют нотную тетрадь, и будут в тишине и умиротворении любоваться, да шедевры свои создавать, пока вы там понапрасну в чаще в поисках грибов бродите.

 

И вообще: плоскостопие (тут я готов поспорить с медиками), - явление универсальное, и оно просто не может не охватывать весь спектр человеческой жизни: это как рыжевостость или картавость, это вовсе не изъян, а катализатор в жизни рода человеческого, так как умение чуять землю, и способность видеть целую вселенную в мухе не каждому дано, и эта особенность – она хоть и единична, зато непременно всеобща, и не страшат ее границы разума.

 

Одно только жаль: боюсь, что лет этак через сто плоскостопов на земле вовсе не останется: разучимся мы по ней ходить, по матушке, да в облаках витать. Вот вы, к примеру, давно летали? Что же вы так… Ну, хотя бы во сне?

 

 

О ПРЕССЕ

 

Нет, я совсем даже не о том прессе, что у вас в кошельках, и не о том, что у некоторых из нас вырос кубиками на животах от чрезмерного усердия, а о прессе бумажной, электронной, короче говоря, о СМИ во всех своих ипостасях.

 

Вопреки обыкновению, начну я с конца: с Интернета, с блогов, сайтов, и веб-страниц. Не понял: вам уже что, лень подняться с места, включить компьютер, ввести пароль, и вообще: надоел этот комп уже по самое нихочу? Хорошо, если уж начистоту, то мне тоже лень. Тогда не надо вставать с дивана: просто протяните руку к пульту и смело жмите кнопочку. Что, глазки устали? Тогда, может, хотя бы радио? Опять «да ну его»: в машине уже, мол, досыта наслушались? Да тьфу на вас! Лежебоки! Конечно же, полежать, подремать, да ничего не делать – куда как лучше, и ни к чему нам все эти ваши СМИ.

 

Только вот… Ну, полежали вы часок, затем, морщась, засунули ножки в шлепанцы, дошоркали до холодильника (если жены нет, разумеется: та бы принесла), на кухне погрели – перекусили, пивком ужин полирнули, и что – опять спать? Да ничуть не бывало! Вам тут же приспичит, извините, на горшок. А на нем, как известно, долее, нежели чем тридцать секунд, ни один мужик выдержать не может, чтобы не взять в руки прессу (газетку, журнальчик), да не почитать. Нет, правда: не ноутбук же с собой в туалет тащить!

 

Так вот: человек сидит, о своем думает, и, витая в облаках, читает телепрограмму передач, которые если и смотрит, то в полглаза, изучает рекламу окон и дверей, которые уже и так есть, объявления о купле-продаже, да об интимных услугах, а зачем и отчего? Да это его мозг, как наркоман, требует все новой и новой дозы информации, он практически с самого своего рождения на этой прессовой игле, и уже не способен мыслить самостоятельно, все мысли – штампованные, конвейерного типа, к примеру: «Белое – это хорошо, но белое в этом сезоне не в моде, надо светлое, допустим – голубое, но голубое – это плохо, ассоциации с ним нехорошие возникают, желтое тоже не пойдет, красное опять-таки отпадает: где эти цвета, там светофор и ГАИ, тогда серое, но оно невзрачное, и на нем перхоть видно, остается черное, однако оно плохое и в нем жарко, а думать лень, поэтому завтра пойду в том, в чем ходил сегодня, надо только под мышками дезодорантом побрызгать, он вонючий, заграничный, или по лицензии, а жена пусть себе стирает, ее обязанность – стирать на специальной машине, гладить утюгом, он с пульверизатором, а моя – носить, я…. Фух, я устал».

 

Да, кстати, и чудо невиданное, если вдруг человек добирается на последней странице до кроссворда (кто не помнит – это фигня такая с горизонталями и вертикалями, ее еще заполнять надо, и будет вам счастье). Но – нашему сидельцу, несмотря на некоторую засиделость, вставать все же лень, и он начинает разгадывать его в уме: ручки-то под рукой нет. Некоторые, наиболее продвинутые, даже слов по пятнадцать-двадцать успевают разгадать, а на большее просто сил уже не хватает: болит уже, затекло вконец то, на чем сидел.

 

Однако: все вышесказанное касается палп-утилитарной прессы, и находятся такие одержимые персонажи, которые используют ее в еще более меркантильных целях: это брокеры, политики, маклеры, жулики, журналюги, и прочие там пассионарии, озабоченные проблематикой личного преуспеяния. Они чуть ли не с лупой изучают каждую строчку специально для них придуманной газеты, ищут в бесконечных столбцах цифр и мешанине вполне безобидных объявлений тайный смысл и подоплеку, и, как ни странно, порой находят.

 

Нет, ну кто бы смог в невинной рекламе клининговой компании, размещенной в бизнес-издании, рассмотреть в слогане «Мама мыла раму» прямое указание на то, что с помощью данной конторы можно отмыть ваши теневые доходы посредством перевода денежных средств в Индию? Но, как говорится, имеющий уши, да слышит, а умеющий зрить в корень – получи свой процент.

 

Очень многому способна нас научить пресса, очень многому. Особенно – если отнестись к ней трепетно, и, будучи в лесу на прогулке, не начать ее мять безжалостно и бездумно, а вчитаться, и осознать, что пользоваться лопухом все же лучше, а газетка… Газетка, та еще, может, и в понедельник сгодится: вон в ней сколько заманчивых предложений, оказывается.

 

О ПРОЩЕНИИ

 

Нелегкий это труд – прощать, и, как говорят, доступный только лишь сильному. Но: как же тогда «карающий меч правосудия», да «гнев Господень»? Они что, такие слабые, что уже и простить даже не могут? Деточкина, как тот не просил – посадили, гордого Мимино – оштрафовали, а скольких таких, безвестных, даже земля-матушка не припомнит? Несть им числа.

 

А ведь Иисус учил нас, что коли ты получил по мордасам – пойми и прости обидчика, и будь готов получить еще. Апостол Павел, так тот и вовсе лишь на семи раз (на дню! То есть – регулярно, как по графику), угомонился, а так твердил все: прости, да прости. Так в чем же смысл, в чем суть прощения? Зачем оно нам такое, больное и обидное, нужно? Неужели только лишь для компенсации страстей Христовых: «Господь терпел, и нам велел»? 

 

Ах, ну да, естественно, за все наши муки и страдания на грешной земле нам обетовано вечное блаженство в мире горнем, однако, боюсь, не всех этот довод убеждает, поскольку ощутили мы на собственной шкуре: простил ты человеку сегодня, так непременно жди его прихода завтра – прилюдно плюнет тебе в лицо, рассмеется, и уйдет. И кошелек твой, разумеется, попутно захватит. Тоже прощать? Так ведь он так каждый день к тебе, как на работу, наведываться станет, гость непрошенный. И это – тоже прощать?

 

Нет, кроме шуток: ведь ежели ты прощаешь, то это означает, что ты – человек хороший, хотя и чмо последнее, а не прощать – так, выходит, что даже пусть и уважаемый человек, но все же Богу неугодный. И этот вопрос, пожалуй, настолько экзистенциален, что именно его я и вложил бы в уста мятущемуся Гамлету: «Прощать, иль не прощать – вот в чем вопрос». А что, звучит! Впрочем, что у живого Йорика, что тем более – у мертвого, вопрошать об этом бесполезно: он же – шут, и даже если и мог бы ответить, то наверняка сказал бы нечто вроде: «Прощать, иль не прощать – что в лоб, что по лбу». Или что-то в этом роде, уксус кислоты не слаще, особенно когда прощать уже некому.

 

Да что там говорить: вся наша жизнь – одно сплошное недоразумение, недопонимание и недопрощение. Вот и я, грешный, тоже так прощать и не научился. И простите меня, Бога ради, дорогие мои, за это, если что.

 

О ПТИЦАХ НЕБЕСНЫХ

 

«Не жнут, не сеют», - уже становится завидно, не так ли? А что мы еще знаем о птицах? Что они яйца несут, как крокодилы и черепахи? Однако - куда и кому? Что они еще гнезда вьют? А вы покажите мне гнездо голубя, и я сниму перед вами шляпу. Что перья у них вместо волос и шерсти? Так купите себе в любом магазине тушку бройлера, и можете хоть с микроскопом искать на ней перья, пока не надоест или же глаза не устанут.

 

Что двуногие? Хе! Так на эту тему даже анекдот исторический есть: Платон как-то сгоряча заявил, что человек – это двуногое, и без перьев. Недолго думая, его ученик Аристотель со словами «Вот тебе твой человек!», притащил ему ощипанного петуха. И тогда бедному, униженному, Платону ничего не оставалось, кроме как добавить к формулировке «и с плоскими ногтями». Так что ничегошеньки мы не понимаем ни в людях, ни в птицах, кроме разве что того, что как те, так и другие – лодыри и бездельники.

 

Вот лошади – те да, те труженики, ослы – тоже, да и собаки порой до хрипоты лаем на всю округу заливаются, своего хозяина и его имущество охраняя, лишь бы свою миску баланды получить. А вот мы с птицами так не можем: не выносим мы рутины бытия, оттого-то и кидает нас жизнь в разные стороны, из огня да в полымя: птиц – с Севера на Юг, и обратно, людей – в авантюры всякие, чтоб им пусто было: сами себе порой не можем порой ответить, зачем это все нам надо было. Отчего-то что нас, что птиц, вечно что-то неизбежно тянет, зовет к себе, хочется нам испытать непредвиденное, изведать неизведанное, и возлюбить необъяснимое.

 

Однако же, в отличие от нас, птицы – существа небесные, и, как следствие, более свободные, и гонимы одними лишь только своими страстями и инстинктами, но никак не влекомы разумом: не нужно это им, невольникам стаи, в которой никто не хочет быть вожаком: слишком уж это трудоемкое занятие, рассекать перед всем клином воздух. Людям же, от мала до велика, просто необходимо почувствовать себя лидером, в стае или же в клине, или – хотя бы в собственной берлоге.  Быть может, именно в этой страсти к доминированию и наиболее выпукло выражается наше различие с птицами, а никак не в объеме головного мозга. А виновато во всем этом что? Правильно: плоские ногти.

 
Рейтинг: 0 990 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!