ГлавнаяПрозаЮморЮмористическая проза → От Муртая до Муртая

От Муртая до Муртая

15 января 2017 - Раушан Галимов
   
   Я родился в Мечетлинском районе. Мечетли в переводе из башкирского языка означает с мечетью. Целому району это слово, можно сказать, ни как не относится. Всем известно, повсюду принято называть территорию именем главного населенного пункта, что в центре и больше. Есть такое село и в наших краях. Хоть до революции все деревни были с мечетью, некоторые даже несмотря на свою величину, имели не одну, название данное получили лишь избранные. При советской власти вопреки проводимой политике эти топонимы, конечно, сохранились. Чего не скажешь о самих учреждениях. Затем, когда настали новые времена, даже жители чудом уцелевших захудалых деревушек пожелали увидеть на своих родных улицах пусть не соборы и не храмы, а хоть какое - либо небольшое молельное сооружение.
   
Тем не менее, я родился и вырос в районе с мечетью, а вот в деревне  без мечети. Потому что наше село осталось единственным в районе населенным пунктом, где с приходом реформ так и не восстановили божий храм. Одним из веских причин можно считать невозможность найти кандидатов на должность муллы. Нет, во-первых, желающих. Заставить тоже некого, люди все беспартийные. Все коммунисты для дальнейшего парт карьерного роста давно переехали еще при советской власти в центральную усадьбу колхоза, где располагалось его правление и контора сельского совета.
  
Отец решил назвать меня именем, которое до сих пор не существовало в округе и не принадлежало бы в ближайшие десятилетия никому в деревне. Когда родители приехали в сельсовет за метрикой, где должно было бы написано мое самое удивительное, и гениально придуманное, и уникально звучащее, секретарь ни в какую.
  - Где вы взяли это? Такое имя не существует! Давайте что- либо другое напишем. Например, Ильяс, как оно ему подходит, - возмутилась она.

Где же она сама взяла это имя. Любовника у нее таким именем не было. Может эта особа имела в виду Хызыр Ильяса. Ну не может же из обкома компартии спуститься план на распространение имен пророков. Таких странных и не совсем грамотных чиновников было много, и эта была не первая, да не последняя. Обычно многие обходились простыми грамматическими ошибками в документах.  Они до сих пор дают о себе знать людям, топчущим пороги различных учреждений и ведомств, с целью получения каких либо бумаг. Благодаря именно подобным умам бедные старики и старушки и сегодня уходят из мира сего, так и не успев воспользоваться своей заслуженной пенсией.
  
Наше село не только без мечети, но и без детского садика. Что эта за деревня, ни мечети, ни садика, удивитесь вы. Наверно три дома, подумают многие. В том то и дело, что здесь более сотни жилых дворов. И детворы достаточно, и верующих больше чем атеистов. История об этом умалчивает, так  уж получилось. Случайно ли не повезло, закономерно ли, неизвестно. Как то долгое время не было дошкольного учреждения. В конце прошлого века построили и запустили новый, но тот спустя год при пожаре сгорел дотла. Затем так и не восстановили. Семьи неплохо обходились как то и без садика.
    
Поэтому я рос до школы со своей бабушкой. Своих бабушек было достаточно, почти в каждой советской ячейке общества они были. Раньше они не работали до 70 лет и не сидели в интернете, а ходили в гости друг другу. Ни одна свадьба не проходила без участия группы женщин пожилого возраста. Было ли там так весело или введено обязательное посещение, я не знаю, но мне известно лишь то, что старушки не разбегутся по домам, пока не полакомятся тарелкой супа лапши из жирной говядины или там свежей баранины.
  
- Девушка переезжает! – обычно так говорят, когда невеста из нашей деревни, и она отправляется в свадебном кортеже на постоянное место жительство к своему мужу. Бабушки с этими словами бегут в конец деревни, где проходит церемония. Затем меняют платья и с криком: - невестка приезжает! - мчатся в другую сторону улицы.  Это когда жених из нашей деревни. Для нас, мальчуганов, что девушка переезжает, что невестку привели, одинаково. Свадьба она есть свадьба. Хотя есть одно но. В первом случае жених бросает несколько горсточек монет на землю, и есть шанс увеличить содержание своей домашней копилки. Во втором, кроме как веревки из разноцветного мулине с двумя бахромой на концах тебе ничего не светит, но все равно приятно. Кто постарше они сами ходят, где хотят, ну а мне пока, как дошкольнику приходится идти туда, куда бабушка поведет.
   
Но жизнь она есть жизнь. Не всегда бывает хорошо. Кто - то иногда и помирает. Бабушки и здесь впереди планеты всей, они уже на той части села, где надо. Так что и черно и белые мероприятия всегда остаются неотъемлемой частью жизни деревенских старушек. Иногда она и меня собой берет. Бывает, я потеряюсь среди «роты» бабушек. В таких случаях я начинаю выть особую «мелодию» в такте, хорошо знакомом ей. И бабушка меня быстро находит. И с криком :
   - Ботаҡ!!! -  меня обнимает. В переводе с башкирского, хоть означать ветка, но здесь она не причем. Это что – то среднее между междометием и матерным.
  
После мероприятий она пьет чай с соседской старушкой Нагимой, обычно у нас дома. В них обсуждают пройденный день, как прошла свадьба. Чаще, кого хоронили. Как - то раз и я был свидетелем их разговора. После похорон бабушки Хаята, пили чай и поминали усопшую.  
   - А помнишь, Салима апай,- начинает свою резкую речь соседка, - когда мы бывали на той улице,  Хаят с Махижиганом сидели над всеми насмехались. Вот  Хаята нет. И Махижиган тоже умрет.
   
Да. Теперь уже никого из них нет. А соседка Нагима жила до ста, видимо, молитвы Махижигана долго ее не пускали в тот мир, который давно они сами обжили.
  
А вот дедушки на подобные мероприятия не ходили. Они ездили в районный центр, как говорится, котлеты есть. Странно после котлет они всегда возвращались пьяные, и заправленными брюками в носки. Мой двоюродный дед в их числе. Он тоже котлеты любит. Как – то раз у него деньги закончились, и пошел он в лес. Казенное дерево воровать, без соответствующего билета. Но вот незадача, черти принесли лесничего. Дед, долго не думая, бежит ему на встречу и деловитой гримасой спрашивает.
   - А деньги тебе отдать?
   -  Наверно, - ответил тот, - если бы я случайно не появился, на пеньке что ли оставил? - И делает вид, будто сильно удивился.
  
Билет, не то, что в лесу, он ему даже  в транспорте не нужен. Может объехать пол страны и без билета, и без гроша в кармане, и не один контролер не докопается. Секрет его успеха в том, что как он не один народный артист не может изобразить роль инвалида. Эта его стихия, и никто об этом не догадывается.
  
А нас что окружало тогда, чем мы интересовались? Здесь никакой тайны нет, хоть со многими по этой теме я готов и поспорить.  Наше детство как бы теперь его не вспоминали, оно не проходило всегда на улице. Были и мультфильмы. Они хорошие, за исключением несколько странных. Раз в неделю. Только вот электрические столбы от ветра качаются и рвут провода. И свет пропадает. Тогда ждешь, ждешь всю неделю. …И бац! Мультик не посмотришь. Приходится забавляться старинной и популярной в то время игрой «слепой баран». Его играют все, и стар, и млад, пока лампу не найдешь. Кстати, лампа тоже слепая называется. В связи с тем, что нет керосина, в нее заливают солярку, именуемую официально дизельным топливом, которым трактора заправляют. Тот, словно при вспашке зяби, коптя черным дымом, заливает лучи света в дома жителей советской деревни. Детвора очень любит «слепого барана», она часто затягивает в себя, даже когда электричеством все в порядке.
  
Почему именно слепой баран, так назвали игру, не известно. Возможно, баран был священным животным. У колхоза было несколько тысяч баранов, и они могли и  решали очень много проблем.
  
У моего друга дед тоже был чабаном.
   - Почему у тебя овцы дохлые? - спросили начальники, любящие жирную баранину.
   - Не едят ведь, я им, что блины должен печь?! - ответил тот. Правильно сделал, согласитесь, пусть не ходят, астраханские бараны.  Они, ошеломленные наглостью старика, пошли дальше.
   
Почему я их сравнил с астраханскими баранами?  Есть такое устойчивое словосочетание, впрочем, у нас много выражений связано с этим географическим названием. Вот, например. Будешь грызть астраханский орех. Это когда будет поздно и есть нечего будет. Или. У кого зад чешется, тот дойдет и до Астрахани. Возможно, предки что- то там забыли, оставили, спрятали, не нашли. Но это, думаю, археологам интересно было там порыться, естественно, предварительно хорошенько изучив наш фольклор. А в народном творчестве сохранились ли только одни голые словосочетания или есть основания еще глубже копнуть, мне не известно. В школе это мы не проходили.

За то в школе была одна очень часто проводимое мероприятие. Опрос учеников, кем станешь, когда вырастишь, чуть ли не ежемесячно. Мальчики все будущие шоферы. Потому что водитель это единственный человек не только в деревне, но и в районе, который не ходит пешком. Он - господь Бог. Девочки видят себя только врачами. Видимо, надеялись, как то отомстить мальчикам. Как сказать девочки, она одна была среди нас, шести пацанов, нелегко, наверно, ей было. Но был один плюс, всегда занимала первое место в классе среди девочек.
  
Мечты сбылись. Все мальчики - водители, вернее автолюбители. Девочки - медики, правда, не все профессиональные.
  
Только, вопреки моде тех времен, слишком мало было среди нас желающих стать космонавтами. Что такое космос и чем его едят, естественно, знали все, но понимали, что совсем еще не освоены объекты земные.  Вот,  например, единственным последним достижением цивилизации, которое своевременно приходило в северо- восточные районы  Башкирской автономии  была радиация. Даже республиканское телевидение к нам пришло только с распадом Советского Союза. До этого нам нагло врали, что мешает Каратау и заслоняют эфир некие Симские горы, похоже, мифические. Недавно читал газету. Один ученый написал, что уральские горы произошли от гермафродита, и это доказал. Мне кажется, что этот двуполый тип был еще плохим танцором, и так же, как эти две горы ему, бедолаге наверно житья не давали.
  
Да, много времени утекло с тех пор. Все это происходило очень давно. Не помешала бы остановка еще на одном разговорном обороте. Мортай заманы, то есть эпоха Муртая. Помню, такое выражение использовали при описании какого- либо события для придания ему эффекта сверх древности.  Произошло от литературного - мутая. Не известно, был ли, в самом деле, такой хан. В русском языке есть аналогическое словосочетание. При царе горохе.  В девяностые годы прошлого столетия выражение выпало из оборота. Видимо, связано с приходом в республиканскую власть новой главы. Даже историки, не исключаю тот факт, это связывают с появлением на политической арене одноименного лидера Муртазы Губайдулловича, сокращенно Муртая. А действующие руководители нас в прошлое не тянут, а неуклонно ведут, как вы понимаете, только на самое светлое будущее.

© Copyright: Раушан Галимов, 2017

Регистрационный номер №0371160

от 15 января 2017

[Скрыть] Регистрационный номер 0371160 выдан для произведения:    
   Я родился в Мечетлинском районе. Мечетли в переводе из башкирского языка означает с мечетью. Целому району это слово, можно сказать, ни как не относится. Всем известно, повсюду принято называть территорию именем главного населенного пункта, что в центре и больше. Есть такое село и в наших краях. Хоть до революции все деревни были с мечетью, некоторые даже несмотря на свою величину, имели не одну, название данное получили лишь избранные. При советской власти вопреки проводимой политике эти топонимы, конечно, сохранились. Чего не скажешь о самих учреждениях. Затем, когда настали новые времена, даже жители чудом уцелевших захудалых деревушек пожелали увидеть на своих родных улицах пусть не соборы и не храмы, а хоть какое - либо небольшое молельное сооружение.
   
Тем не менее, я родился и вырос в районе с мечетью, а вот в деревне  без мечети. Потому что наше село осталось единственным в районе населенным пунктом, где с приходом реформ так и не восстановили божий храм. Одним из веских причин можно считать невозможность найти кандидатов на должность муллы. Нет, во-первых, желающих. Заставить тоже некого, люди все беспартийные. Все коммунисты для дальнейшего парт карьерного роста давно переехали еще при советской власти в центральную усадьбу колхоза, где располагалось его правление и контора сельского совета.
  
Отец решил назвать меня именем, которое до сих пор не существовало в округе и не принадлежало бы в ближайшие десятилетия никому в деревне. Когда родители приехали в сельсовет за метрикой, где должно было бы написано мое самое удивительное, и гениально придуманное, и уникально звучащее, секретарь ни в какую.
  - Где вы взяли это? Такое имя не существует! Давайте что- либо другое напишем. Например, Ильяс, как оно ему подходит, - возмутилась она.

Где же она сама взяла это имя. Любовника у нее таким именем не было. Может эта особа имела в виду Хызыр Ильяса. Ну не может же из обкома компартии спуститься план на распространение имен пророков. Таких странных и не совсем грамотных чиновников было много, и эта была не первая, да не последняя. Обычно многие обходились простыми грамматическими ошибками в документах.  Они до сих пор дают о себе знать людям, топчущим пороги различных учреждений и ведомств, с целью получения каких либо бумаг. Благодаря именно подобным умам бедные старики и старушки и сегодня уходят из мира сего, так и не успев воспользоваться своей заслуженной пенсией.
  
Наше село не только без мечети, но и без детского садика. Что эта за деревня, ни мечети, ни садика, удивитесь вы. Наверно три дома, подумают многие. В том то и дело, что здесь более сотни жилых дворов. И детворы достаточно, и верующих больше чем атеистов. История об этом умалчивает, так  уж получилось. Случайно ли не повезло, закономерно ли, неизвестно. Как то долгое время не было дошкольного учреждения. В конце прошлого века построили и запустили новый, но тот спустя год при пожаре сгорел дотла. Затем так и не восстановили. Семьи неплохо обходились как то и без садика.
    
Поэтому я рос до школы со своей бабушкой. Своих бабушек было достаточно, почти в каждой советской ячейке общества они были. Раньше они не работали до 70 лет и не сидели в интернете, а ходили в гости друг другу. Ни одна свадьба не проходила без участия группы женщин пожилого возраста. Было ли там так весело или введено обязательное посещение, я не знаю, но мне известно лишь то, что старушки не разбегутся по домам, пока не полакомятся тарелкой супа лапши из жирной говядины или там свежей баранины.
  
- Девушка переезжает! – обычно так говорят, когда невеста из нашей деревни, и она отправляется в свадебном кортеже на постоянное место жительство к своему мужу. Бабушки с этими словами бегут в конец деревни, где проходит церемония. Затем меняют платья и с криком: - невестка приезжает! - мчатся в другую сторону улицы.  Это когда жених из нашей деревни. Для нас, мальчуганов, что девушка переезжает, что невестку привели, одинаково. Свадьба она есть свадьба. Хотя есть одно но. В первом случае жених бросает несколько горсточек монет на землю, и есть шанс увеличить содержание своей домашней копилки. Во втором, кроме как веревки из разноцветного мулине с двумя бахромой на концах тебе ничего не светит, но все равно приятно. Кто постарше они сами ходят, где хотят, ну а мне пока, как дошкольнику приходится идти туда, куда бабушка поведет.
   
Но жизнь она есть жизнь. Не всегда бывает хорошо. Кто - то иногда и помирает. Бабушки и здесь впереди планеты всей, они уже на той части села, где надо. Так что и черно и белые мероприятия всегда остаются неотъемлемой частью жизни деревенских старушек. Иногда она и меня собой берет. Бывает, я потеряюсь среди «роты» бабушек. В таких случаях я начинаю выть особую «мелодию» в такте, хорошо знакомом ей. И бабушка меня быстро находит. И с криком :
   - Ботаҡ!!! -  меня обнимает. В переводе с башкирского, хоть означать ветка, но здесь она не причем. Это что – то среднее между междометием и матерным.
  
После мероприятий она пьет чай с соседской старушкой Нагимой, обычно у нас дома. В них обсуждают пройденный день, как прошла свадьба. Чаще, кого хоронили. Как - то раз и я был свидетелем их разговора. После похорон бабушки Хаята, пили чай и поминали усопшую.  
   - А помнишь, Салима апай,- начинает свою резкую речь соседка, - когда мы бывали на той улице,  Хаят с Махижиганом сидели над всеми насмехались. Вот  Хаята нет. И Махижиган тоже умрет.
   
Да. Теперь уже никого из них нет. А соседка Нагима жила до ста, видимо, молитвы Махижигана долго ее не пускали в тот мир, который давно они сами обжили.
  
А вот дедушки на подобные мероприятия не ходили. Они ездили в районный центр, как говорится, котлеты есть. Странно после котлет они всегда возвращались пьяные, и заправленными брюками в носки. Мой двоюродный дед в их числе. Он тоже котлеты любит. Как – то раз у него деньги закончились, и пошел он в лес. Казенное дерево воровать, без соответствующего билета. Но вот незадача, черти принесли лесничего. Дед, долго не думая, бежит ему на встречу и деловитой гримасой спрашивает.
   - А деньги тебе отдать?
   -  Наверно, - ответил тот, - если бы я случайно не появился, на пеньке что ли оставил? - И делает вид, будто сильно удивился.
  
Билет, не то, что в лесу, он ему даже  в транспорте не нужен. Может объехать пол страны и без билета, и без гроша в кармане, и не один контролер не докопается. Секрет его успеха в том, что как он не один народный артист не может изобразить роль инвалида. Эта его стихия, и никто об этом не догадывается.
  
А нас что окружало тогда, чем мы интересовались? Здесь никакой тайны нет, хоть со многими по этой теме я готов и поспорить.  Наше детство как бы теперь его не вспоминали, оно не проходило всегда на улице. Были и мультфильмы. Они хорошие, за исключением несколько странных. Раз в неделю. Только вот электрические столбы от ветра качаются и рвут провода. И свет пропадает. Тогда ждешь, ждешь всю неделю. …И бац! Мультик не посмотришь. Приходится забавляться старинной и популярной в то время игрой «слепой баран». Его играют все, и стар, и млад, пока лампу не найдешь. Кстати, лампа тоже слепая называется. В связи с тем, что нет керосина, в нее заливают солярку, именуемую официально дизельным топливом, которым трактора заправляют. Тот, словно при вспашке зяби, коптя черным дымом, заливает лучи света в дома жителей советской деревни. Детвора очень любит «слепого барана», она часто затягивает в себя, даже когда электричеством все в порядке.
  
Почему именно слепой баран, так назвали игру, не известно. Возможно, баран был священным животным. У колхоза было несколько тысяч баранов, и они могли и  решали очень много проблем.
  
У моего друга дед тоже был чабаном.
   - Почему у тебя овцы дохлые? - спросили начальники, любящие жирную баранину.
   - Не едят ведь, я им, что блины должен печь?! - ответил тот. Правильно сделал, согласитесь, пусть не ходят, астраханские бараны.  Они, ошеломленные наглостью старика, пошли дальше.
   
Почему я их сравнил с астраханскими баранами?  Есть такое устойчивое словосочетание, впрочем, у нас много выражений связано с этим географическим названием. Вот, например. Будешь грызть астраханский орех. Это когда будет поздно и есть нечего будет. Или. У кого зад чешется, тот дойдет и до Астрахани. Возможно, предки что- то там забыли, оставили, спрятали, не нашли. Но это, думаю, археологам интересно было там порыться, естественно, предварительно хорошенько изучив наш фольклор. А в народном творчестве сохранились ли только одни голые словосочетания или есть основания еще глубже копнуть, мне не известно. В школе это мы не проходили.

За то в школе была одна очень часто проводимое мероприятие. Опрос учеников, кем станешь, когда вырастишь, чуть ли не ежемесячно. Мальчики все будущие шоферы. Потому что водитель это единственный человек не только в деревне, но и в районе, который не ходит пешком. Он - господь Бог. Девочки видят себя только врачами. Видимо, надеялись, как то отомстить мальчикам. Как сказать девочки, она одна была среди нас, шести пацанов, нелегко, наверно, ей было. Но был один плюс, всегда занимала первое место в классе среди девочек.
  
Мечты сбылись. Все мальчики - водители, вернее автолюбители. Девочки - медики, правда, не все профессиональные.
  
Только, вопреки моде тех времен, слишком мало было среди нас желающих стать космонавтами. Что такое космос и чем его едят, естественно, знали все, но понимали, что совсем еще не освоены объекты земные.  Вот,  например, единственным последним достижением цивилизации, которое своевременно приходило в северо- восточные районы  Башкирской автономии  была радиация. Даже республиканское телевидение к нам пришло только с распадом Советского Союза. До этого нам нагло врали, что мешает Каратау и заслоняют эфир некие Симские горы, похоже, мифические. Недавно читал газету. Один ученый написал, что уральские горы произошли от гермафродита, и это доказал. Мне кажется, что этот двуполый тип был еще плохим танцором, и так же, как эти две горы ему, бедолаге наверно житья не давали.
  
Да, много времени утекло с тех пор. Все это происходило очень давно. Не помешала бы остановка еще на одном разговорном обороте. Мортай заманы, то есть эпоха Муртая. Помню, такое выражение использовали при описании какого- либо события для придания ему эффекта сверх древности.  Произошло от литературного - мутая. Не известно, был ли, в самом деле, такой хан. В русском языке есть аналогическое словосочетание. При царе горохе.  В девяностые годы прошлого столетия выражение выпало из оборота. Видимо, связано с приходом в республиканскую власть новой главы. Даже историки, не исключаю тот факт, это связывают с появлением на политической арене одноименного лидера Муртазы Губайдулловича, сокращенно Муртая. А действующие руководители нас в прошлое не тянут, а неуклонно ведут, как вы понимаете, только на самое светлое будущее.
 
Рейтинг: 0 470 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!