ГлавнаяПрозаЖанровые произведенияФэнтези → Инь Ян. Оттенки прошлого. Глава 8

Инь Ян. Оттенки прошлого. Глава 8

4 февраля 2015 - Анна Магасумова
article269332.jpg



Живые шахматы
 
 
Посвящаю моему папе Ивану Дмитриевичу, знатоку и любителю шахмат
от автора
 
Основное, искомое в шахматах — это реальная партия
(Рихард Рети)
 
Шахматная партия -  борьба, в которой соучаствуют самые разнообразные факторы
(Эмануил Ласкер)
 
Кто Ваш сегодняшний противник? Сегодня я играю против черных фигур
(Акиба Рубинштейн)
 
  На башне пробило два часа ночи и на площади перед замком всё стихло. Даже слышно не было, как двигались стрелки на огромных курантах. Только удары возвещали: три, четыре пять… часов.
   Перед рассветом, обходя вокруг замка, ночной дозорный услышал печальные причитания и плач, доносившийся из башни, стоящей над самой рекой. Подойдя ближе, он увидел перед собой неподвижную заснеженную фигуру. Это была   Мартина — совершенно замёрзшая. Её широко открытые глаза налились  кровью,  а у ног лежали  алая атласная шапочка с двумя чёрными перьями и  чёрная ажурная маска дочери Анны.
   Из башни доносился грудной смех такой странный и болезненно-печальный, что ночному дозорному стало жутко. Сердце его сжалось. Он рванулся к башне, но войти не смог, так как дверей нигде не было видно. Вдруг от одной из стен повеяло холодом, дозорный  поднял над собой фонарь и увидел надпись: «Чёртова башня».
— Такой надписи не было, — воскликнул он в ужасе и убежал с этого места.
  Мартина же так и осталась лежать на земле. К вечеру к ней подошёл сын старого графа — владельца  замка, Любомир. Ему рассказали о ночном происшествии. Любомир  знал Анну ещё маленькой девочкой. Они были так неразлучны, что их в детстве дразнили женихом и невестой. Семьи Анн — Аура и Энн Мартина дружили давным-давно, когда был жив отец Анны. После того как он умер, Мартина осталась одна без средств и связи оборвались.
  Владимир уехал из   родных мест в поисках приключений,  но  на  счастье Анны вернулся вовремя. Ценой неимоверных усилий ему удалось найти вход в башню. Встреча с чёрным колдуном могла стоить Любомиру жизни, но вмешался случай, вернее, семейное заклятие не дало ему умереть.
  В одном из залов башни  он увидел необычные шахматы. Дело в том, что фигуры были… живыми!
 
Пока Владимир  с удивлением взирал на шахматы, перед ним предстал сам чёрный колдун.
— Я не спрашиваю, как ты сюда попал. Вижу на  тебе магию, но не могу понять, какая она, светлая или чёрная. 
 Голос колдуна звучал безлико и бесчувственно.
— Сыграем  в шахматы? — спросил он Любомира.
— Согласен! Но у меня есть условие!
Колдун зловеще ухмыльнулся.
— Какое? Условия здесь ставлю я! Хм… Да, ладно, что ты хочешь?
Любомир не успел ответить, как колдун, махнув рукой, притянул из темноты стеклянную клетку, где стояла в оцепенении Анна.
— Ты пришел за моей невестой?
— Эту девушку ещё в детстве называли МОЕЙ невестой, — бросил вызов Любомир. Я буду играть с тобой в шахматы, но если я одержу победу, ты отпустишь Анну со мной.
— Эта девушка горда и спесива, бросила умирать мать. Она тебе такая нужна?
— Любовь не спрашивает, кого выбирает. Меняется в жизни всё. Темная сторона личности отступает и светлая побеждает.

  Черный колдун сжал кулаки,  потом  разжал и скрестил руки на плечах.
— Так ты уверен в своей победе?
— Тот, кто боится сражений, не одерживает побед.(1)
Совсем неожиданно колдун заговорил стихами, пытаясь не просто произвести впечатление, а нанести удар по психике противника.
— Он растеряется, расслабится, не сможет собраться — так и до победы недалеко, думал колдун.
Когда закончится это сраженье,
И если ты доживешь до рассвета,
Тебе станет ясно: это запах победы
Такой же едкий, как дым пораженья.(2)
— Ха! Ты ещё и поэт?
Любомир не растерялся, он понимал, что психологический настрой — это залог победы.
— Чем сильнее враг, тем приятнее победа!(3)
Колдун довольно рассмеялся.
— Начнём? Мои чёрные, твои белые.
— Как иначе? — согласился Любомир.- Белые начинают!
Колдун  не возражал. Чёрные сразу же попытались вырвать у белых преимущество в выступке  и вместо защиты немедленно перешли в атаку.(4) Любомир в  интересах белых вскрыл игру, чтобы использовать преимущество и не потерять инициативы.
— Я делаю  ход d4, — громко произнес он.
Пешка — мальчишка — подросток с мечом наперевес сделал 2 шага вперёд на 4 клетку.
— Конь е4 — е7! — делает ответный ход колдун.
Тем самым черные уклонились от борьбы за е4.
Колдуну казалось, что он так обхитрил  Любомира, но тем самым чёрные без боя уступили  большое пространство.
  — Конь на f3! — провозглашает Любомир.
Ближайшая его цель — стеснение слона чёрных на с8, а затем — подготовка атаки на позицию рокировки (g2 -g4). (9)
   Белая ладья продвинулась вплотную к  королю, а белый король "перепрыгнул" через ладью — обошёл, таким образом,  король переместился в  сторону ладьи своего цвета на 2 клетки, а ладья перешла на соседнюю с королём клетку по другую сторону от короля.
— Хитришь, значит? — злобно усмехнулся колдун.
   Но положение  чёрных  было не завидным. Следующими ходами белыми Любомир продолжал мастерски теснить фигуры противника. Шахматная игра превращалась в настоящий, нешуточный поединок, ведь в игре были живые люди.
   Чёрные, не имея  возможности предпринять  что — нибудь в центре и на королевском фланге, начинают контригру на фланге ферзевом. Обстановка накаляется.
 Любомир  продвигает белые пешки, ещё более стесняя чёрных, готовясь к решающему  прорыву, который должен был вскрыть  игру к выгоде белых.
  Чёрные защищают свою демонстрацию на ферзевом  фланге. В стане чёрных начинается окончательный разброд. Колдун нервничает и начинает делать одну ошибку за другой.  Любомир белыми идёт в заключительную атаку g4 — g5  — чёрные беспомощны и на 34 ходу  Cd3: g6.
— Твои чёрные  проиграли, колдун! — воскликнул Любомир.
В это время стеклянная клетка, где находилась Анна, разбилась, Любомир успел подхватить её на руки. Колдун в это время оцепенел  от того, что случилось. Он никак не мог ожидать подобного.
— Ты думаешь, что это всё? — прорычал он и превратился в огромного волка.
Любомир оттолкнул от себя Анну, она испуганно прижалась к стене.
— Беги! Беги!
— Я не знаю выхода, — произнесла Анна так тихо, что её еле было слышно.
Любомир огляделся по сторонам.
— Эй, мальчик! — позвал он к себе белую пешку. — Знаешь выход?
Мальчишка сделал кивок  головой. В это время к нему подошли другие белые фигуры.
— Выведете  девушку?
Раздался еле слышимый  выдох-шёпот.
— Да!
— Тогда бегите!
Пешки-мальчишки подхватили Анну под руки и побежали к выходу из башни.
  Удивительно, но Хайме всё это видел как на огромном экране и очень переживал и за Анну, и за Владимира. Шахматная партия с колдуном очень его заинтересовала. Хайме вспомнил — это была русская партия, сыгранная в Вене в 1898 году. Белыми играл Зигмунд Тарраш, а чёрными -  Георг Марко. (6)
 Почему Хайме знал эту партию? Да потому что Тарраш написал книгу «300 партий», где он изложил в занимательной и убедительной форме принципы своей игры.  Хайме   увлекался игрой в шахматы и часто играл с комбуком.
"Выиграть партию у Марко — дело трудное", — говорил Карл Шлехтер. (8)
Так что  противник  Любомира был силен и наивно полагался на свой талант шахматиста,  не стал применять свои магические штучки, а возможно просто не смог.
  Любомир не растерялся, увидев превращение колдуна в волка.
— Эх, был бы здесь мой верный арбалет, — подумал он.
  И внезапно в его руках материализовалось его оружие вместе с  серебряной стрелой. Владимиру оставалось только натянуть тетиву, прицелиться и....
  Стрела, слегка звеня полетела в направлении волка — колдуна, который сделал рывок вперед. Не стоило ему это делать. Не промахнулся Любомир, попала стрела колдуну прямо в сердце.
  Волк на глазах начал превращение в человека, а потом  раздалось шипение, тело стало плавиться как металл под воздействием высоких температур, растеклось по каменному полу, затекая в щели и тут же испаряясь, пока ничего не осталось, ни капли, ни фрагмента.
  Любомир вздохнул. Он не сразу понял, что таких стрел у него никогда не было. Махнул рукой, подумав:
— Поражение — это смерть. Победа — жизнь.(9)
Через много-много лет выдающегося шахматиста  XIX  века Рихарда Рети спросят:
— В чём разница между сильной и слабой игрой?
Рети ответит так:
Там, где для слабого игрока всё ясно, там для сильного — всё тайна!
Так что неудивительно, что чёрный колдун, понадеявшись на свои силы, проиграл.
***
-Быстрая мысль и быстрое действие — вот залог победы, -  думал Хайме.(10)
Он решил, что обязательно создаст электронную версию  книги  Рихарда Рети «Современный учебник шахматной игры».(11)  С интересом Хайме изучал шахматные партии, которые Рети включил в эту книгу. Среди них «Сицилианская защита»  Ласкер и Нэпир, «Ферзевый гамбит» Шлехтер и Марко, «Испанская партия» Капабланка и Видмар, «Дебют четырёх коней» Тарраш и Рубинштей,  «Защита Алёхина» и многие другие.(12)

«Опасайся ходов, которые сами собой разумеются! Каждый ход нужно рассматривать как элемент общего плана», — так говорил Рети.
С этим утверждением  Хайме был полностью согласен.
— Подобно тому, как надо окунуться в воду, чтобы плавать, так и для того, чтобы стать шахматистом, надо играть, — думал Хайме. — Этот учебник послужит изучающему шахматы спутником, подающим ему совет после того, как он на практике уже изведал горечь поражений.
 Как писал сам Рети в предисловие:
 «Назначение учебника — предостеречь  от дальнейших неудач и вместе с тем раскрыть красоту и глубину шахматного искусства и этим пробудить к нему интерес, являющийся основной предпосылкой успеха… Я позволю себе надеяться, что книга эта явится  добрым товарищем и помощником не только для начинающих, но и для истинных шахматистов».

 

 
(1) Джордж Мартин "Игры престолов"
(2) Зоя  Ященко и  "Белая гвардия"
(3) Городской охотник
(4) выступка — право 1 хода в начальной позиции преимущество выступать принадлежит белым. По книге Рихарда Рети "Современный учебник шахматной игры", М.1981
(5) рокировка даёт возможность двойного  хода, который выводит короля и ладью,  ещё ни разу не ходивших в игру. Стороны могут использовать рокировку один раз в течение партии.
(6) Л.Бабушкин "Зачем прекрасное прекрасно" гл. 3 "Парадоксы знаменитых этюдов.
(7) Зигберт Тарраш (1862 — 1934)  — один из крупнейших шахматистов и теоретиков шахмат в истории.  Он изучал медицину и много лет практиковал как врач в Нюрнберге и Мюнхене. Потом всецело отдался практической и и литературной шахматной деятельности.
Георг Марко (1863-1923) -  австрийский шахматист румынского происхождения,  один из сильнейших в Австрии в конце XIX- начале XX веков. Шахматный литератор. Редактор журнала «Wiener Schachzeitung» (1898—1916). Автор многих статей по теории шахмат.
(8) Карл Шлехтер (1874-1918) — австро-венгерский шахматист
(9) Атака титанов
(10) Рей Брэдбери
(11) Ри́хард Ре́ти (1889 — 1929) — чехословацкий шахматист, гроссмейстер, шахматный композитор и теоретик, журналист.

(12) Эмануил Ласкер (1868 -1941) — немецкий шахматист, математик, философ; Хосе Рауль Капабланка (1888-1942) — кубинский шахматист, научился играть в шахматы в 4 года, а в 11 лет был уже чемпионом Кубы, отошёл от шахмат, пока не  закончил образование в  Гарвардском университете в Нью-Йорке; Александр Алёхин (1892-1946) — русский шахматист, уже в 16 лет получил звание мастера. В 1921 году поселился в Париже.
 
 
 

© Copyright: Анна Магасумова, 2015

Регистрационный номер №0269332

от 4 февраля 2015

[Скрыть] Регистрационный номер 0269332 выдан для произведения:

Живые шахматы
 
 
Посвящаю моему папе Ивану Дмитриевичу, знатоку и любителю шахмат
от автора
 
Основное, искомое в шахматах — это реальная партия
(Рихард Рети)
 
Шахматная партия -  борьба, в которой соучаствуют самые разнообразные факторы
(Эмануил Ласкер)
 
Кто Ваш сегодняшний противник? Сегодня я играю против черных фигур
(Акиба Рубинштейн)
 
  На башне пробило два часа ночи и на площади перед замком всё стихло. Даже слышно не было, как двигались стрелки на огромных курантах. Только удары возвещали: три, четыре пять… часов.
   Перед рассветом, обходя вокруг замка, ночной дозорный услышал печальные причитания и плач, доносившийся из башни, стоящей над самой рекой. Подойдя ближе, он увидел перед собой неподвижную заснеженную фигуру. Это была   Мартина — совершенно замёрзшая. Её широко открытые глаза налились  кровью,  а у ног лежали  алая атласная шапочка с двумя чёрными перьями и  чёрная ажурная маска дочери Анны.
   Из башни доносился грудной смех такой странный и болезненно-печальный, что ночному дозорному стало жутко. Сердце его сжалось. Он рванулся к башне, но войти не смог, так как дверей нигде не было видно. Вдруг от одной из стен повеяло холодом, дозорный  поднял над собой фонарь и увидел надпись: «Чёртова башня».
— Такой надписи не было, — воскликнул он в ужасе и убежал с этого места.
  Мартина же так и осталась лежать на земле. К вечеру к ней подошёл сын старого графа — владельца  замка, Любомир. Ему рассказали о ночном происшествии. Любомир  знал Анну ещё маленькой девочкой. Они были так неразлучны, что их в детстве дразнили женихом и невестой. Семьи Анн — Аура и Энн Мартина дружили давным-давно, когда был жив отец Анны. После того как он умер, Мартина осталась одна без средств и связи оборвались.
  Владимир уехал из   родных мест в поисках приключений,  но  на  счастье Анны вернулся вовремя. Ценой неимоверных усилий ему удалось найти вход в башню. Встреча с чёрным колдуном могла стоить Любомиру жизни, но вмешался случай, вернее, семейное заклятие не дало ему умереть.
  В одном из залов башни  он увидел необычные шахматы. Дело в том, что фигуры были… живыми!
 
Пока Владимир  с удивлением взирал на шахматы, перед ним предстал сам чёрный колдун.
— Я не спрашиваю, как ты сюда попал. Вижу на  тебе магию, но не могу понять, какая она, светлая или чёрная. 
 Голос колдуна звучал безлико и бесчувственно.
— Сыграем  в шахматы? — спросил он Любомира.
— Согласен! Но у меня есть условие!
Колдун зловеще ухмыльнулся.
— Какое? Условия здесь ставлю я! Хм… Да, ладно, что ты хочешь?
Любомир не успел ответить, как колдун, махнув рукой, притянул из темноты стеклянную клетку, где стояла в оцепенении Анна.
— Ты пришел за моей невестой?
— Эту девушку ещё в детстве называли МОЕЙ невестой, — бросил вызов Любомир. Я буду играть с тобой в шахматы, но если я одержу победу, ты отпустишь Анну со мной.
— Эта девушка горда и спесива, бросила умирать мать. Она тебе такая нужна?
— Любовь не спрашивает, кого выбирает. Меняется в жизни всё. Темная сторона личности отступает и светлая побеждает.

  Черный колдун сжал кулаки,  потом  разжал и скрестил руки на плечах.
— Так ты уверен в своей победе?
— Тот, кто боится сражений, не одерживает побед.(1)
Совсем неожиданно колдун заговорил стихами, пытаясь не просто произвести впечатление, а нанести удар по психике противника.
— Он растеряется, расслабится, не сможет собраться — так и до победы недалеко, думал колдун.
Когда закончится это сраженье,
И если ты доживешь до рассвета,
Тебе станет ясно: это запах победы
Такой же едкий, как дым пораженья.(2)
— Ха! Ты ещё и поэт?
Любомир не растерялся, он понимал, что психологический настрой — это залог победы.
— Чем сильнее враг, тем приятнее победа!(3)
Колдун довольно рассмеялся.
— Начнём? Мои чёрные, твои белые.
— Как иначе? — согласился Любомир.- Белые начинают!
Колдун  не возражал. Чёрные сразу же попытались вырвать у белых преимущество в выступке  и вместо защиты немедленно перешли в атаку.(4) Любомир в  интересах белых вскрыл игру, чтобы использовать преимущество и не потерять инициативы.
— Я делаю  ход d4, — громко произнес он.
Пешка — мальчишка — подросток с мечом наперевес сделал 2 шага вперёд на 4 клетку.
— Конь е4 — е7! — делает ответный ход колдун.
Тем самым черные уклонились от борьбы за е4.
Колдуну казалось, что он так обхитрил  Любомира, но тем самым чёрные без боя уступили  большое пространство.
  — Конь на f3! — провозглашает Любомир.
Ближайшая его цель — стеснение слона чёрных на с8, а затем — подготовка атаки на позицию рокировки (g2 -g4). (9)
   Белая ладья продвинулась вплотную к  королю, а белый король "перепрыгнул" через ладью — обошёл, таким образом,  король переместился в  сторону ладьи своего цвета на 2 клетки, а ладья перешла на соседнюю с королём клетку по другую сторону от короля.
— Хитришь, значит? — злобно усмехнулся колдун.
   Но положение  чёрных  было не завидным. Следующими ходами белыми Любомир продолжал мастерски теснить фигуры противника. Шахматная игра превращалась в настоящий, нешуточный поединок, ведь в игре были живые люди.
   Чёрные, не имея  возможности предпринять  что — нибудь в центре и на королевском фланге, начинают контригру на фланге ферзевом. Обстановка накаляется.
 Любомир  продвигает белые пешки, ещё более стесняя чёрных, готовясь к решающему  прорыву, который должен был вскрыть  игру к выгоде белых.
  Чёрные защищают свою демонстрацию на ферзевом  фланге. В стане чёрных начинается окончательный разброд. Колдун нервничает и начинает делать одну ошибку за другой.  Любомир белыми идёт в заключительную атаку g4 — g5  — чёрные беспомощны и на 34 ходу  Cd3: g6.
— Твои чёрные  проиграли, колдун! — воскликнул Любомир.
В это время стеклянная клетка, где находилась Анна, разбилась, Любомир успел подхватить её на руки. Колдун в это время оцепенел  от того, что случилось. Он никак не мог ожидать подобного.
— Ты думаешь, что это всё? — прорычал он и превратился в огромного волка.
Любомир оттолкнул от себя Анну, она испуганно прижалась к стене.
— Беги! Беги!
— Я не знаю выхода, — произнесла Анна так тихо, что её еле было слышно.
Любомир огляделся по сторонам.
— Эй, мальчик! — позвал он к себе белую пешку. — Знаешь выход?
Мальчишка сделал кивок  головой. В это время к нему подошли другие белые фигуры.
— Выведете  девушку?
Раздался еле слышимый  выдох-шёпот.
— Да!
— Тогда бегите!
Пешки-мальчишки подхватили Анну под руки и побежали к выходу из башни.
  Удивительно, но Хайме всё это видел как на огромном экране и очень переживал и за Анну, и за Владимира. Шахматная партия с колдуном очень его заинтересовала. Хайме вспомнил — это была русская партия, сыгранная в Вене в 1898 году. Белыми играл Зигмунд Тарраш, а чёрными -  Георг Марко. (6)
 Почему Хайме знал эту партию? Да потому что Тарраш написал книгу «300 партий», где он изложил в занимательной и убедительной форме принципы своей игры.  Хайме   увлекался игрой в шахматы и часто играл с комбуком.
"Выиграть партию у Марко — дело трудное", — говорил Карл Шлехтер. (8)
Так что  противник  Любомира был силен и наивно полагался на свой талант шахматиста,  не стал применять свои магические штучки, а возможно просто не смог.
  Любомир не растерялся, увидев превращение колдуна в волка.
— Эх, был бы здесь мой верный арбалет, — подумал он.
  И внезапно в его руках материализовалось его оружие вместе с  серебряной стрелой. Владимиру оставалось только натянуть тетиву, прицелиться и....
  Стрела, слегка звеня полетела в направлении волка — колдуна, который сделал рывок вперед. Не стоило ему это делать. Не промахнулся Любомир, попала стрела колдуну прямо в сердце.
  Волк на глазах начал превращение в человека, а потом  раздалось шипение, тело стало плавиться как металл под воздействием высоких температур, растеклось по каменному полу, затекая в щели и тут же испаряясь, пока ничего не осталось, ни капли, ни фрагмента.
  Любомир вздохнул. Он не сразу понял, что таких стрел у него никогда не было. Махнул рукой, подумав:
— Поражение — это смерть. Победа — жизнь.(9)
Через много-много лет выдающегося шахматиста  XIX  века Рихарда Рети спросят:
— В чём разница между сильной и слабой игрой?
Рети ответит так:
Там, где для слабого игрока всё ясно, там для сильного — всё тайна!
Так что неудивительно, что чёрный колдун, понадеявшись на свои силы, проиграл.
***
-Быстрая мысль и быстрое действие — вот залог победы, -  думал Хайме.(10)
Он решил, что обязательно создаст электронную версию  книги  Рихарда Рети «Современный учебник шахматной игры».(11)  С интересом Хайме изучал шахматные партии, которые Рети включил в эту книгу. Среди них «Сицилианская защита»  Ласкер и Нэпир, «Ферзевый гамбит» Шлехтер и Марко, «Испанская партия» Капабланка и Видмар, «Дебют четырёх коней» Тарраш и Рубинштей,  «Защита Алёхина» и многие другие.(12)

«Опасайся ходов, которые сами собой разумеются! Каждый ход нужно рассматривать как элемент общего плана», — так говорил Рети.
С этим утверждением  Хайме был полностью согласен.
— Подобно тому, как надо окунуться в воду, чтобы плавать, так и для того, чтобы стать шахматистом, надо играть, — думал Хайме. — Этот учебник послужит изучающему шахматы спутником, подающим ему совет после того, как он на практике уже изведал горечь поражений.
 Как писал сам Рети в предисловие:
 «Назначение учебника — предостеречь  от дальнейших неудач и вместе с тем раскрыть красоту и глубину шахматного искусства и этим пробудить к нему интерес, являющийся основной предпосылкой успеха… Я позволю себе надеяться, что книга эта явится  добрым товарищем и помощником не только для начинающих, но и для истинных шахматистов».

 

 
(1) Джордж Мартин "Игры престолов"
(2) Зоя  Ященко и  "Белая гвардия"
(3) Городской охотник
(4) выступка — право 1 хода в начальной позиции преимущество выступать принадлежит белым. По книге Рихарда Рети "Современный учебник шахматной игры", М.1981
(5) рокировка даёт возможность двойного  хода, который выводит короля и ладью,  ещё ни разу не ходивших в игру. Стороны могут использовать рокировку один раз в течение партии.
(6) Л.Бабушкин "Зачем прекрасное прекрасно" гл. 3 "Парадоксы знаменитых этюдов.
(7) Зигберт Тарраш (1862 — 1934)  — один из крупнейших шахматистов и теоретиков шахмат в истории.  Он изучал медицину и много лет практиковал как врач в Нюрнберге и Мюнхене. Потом всецело отдался практической и и литературной шахматной деятельности.
Георг Марко (1863-1923) -  австрийский шахматист румынского происхождения,  один из сильнейших в Австрии в конце XIX- начале XX веков. Шахматный литератор. Редактор журнала «Wiener Schachzeitung» (1898—1916). Автор многих статей по теории шахмат.
(8) Карл Шлехтер (1874-1918) — австро-венгерский шахматист
(9) Атака титанов
(10) Рей Брэдбери
(11) Ри́хард Ре́ти (1889 — 1929) — чехословацкий шахматист, гроссмейстер, шахматный композитор и теоретик, журналист.
(12) Эмануил Ласкер (1868 -1941) — немецкий шахматист, математик, философ; Хосе Рауль Капабланка (1888-1942) — кубинский шахматист, научился играть в шахматы в 4 года, а в 11 лет был уже чемпионом Кубы, отошёл от шахмат, пока не  закончил образование в  Гарвардском университете в Нью-Йорке; Александр Алёхин (1892-1946) — русский шахматист, уже в 16 лет получил звание мастера. В 1921 году поселился в Париже.
  Песня "Почему молчишь?" в исполнении Потапа и Насти Каменских
 
 
Рейтинг: +2 725 просмотров
Комментарии (4)
Серов Владимир # 4 февраля 2015 в 20:40 0
Прекрасно! Философская вещь! supersmile
Анна Магасумова # 4 февраля 2015 в 21:34 0
БлагоДарю!
Анна Морион # 5 февраля 2015 в 12:41 0
Люблю шахматы) Вы отлично описали ход игры) Очень интригующий сюжет)
Анна Магасумова # 5 февраля 2015 в 18:00 0
Спасибо! Ещё одна глава будет про шахматы.