[Скрыть]
Регистрационный номер 0285378 выдан для произведения:
Этот загадочный Лувр
Здесь были юноши всех цветов кожи, слышалась французская, немецкая, итальянская, английская речь.
(Борис Полевой «Американские дневники»)
Пусть самым прекрасным днем в нашей жизни всегда будет сегодняшний день
(Томас Дрейер)
Очередь желающих посетить Лувр всегда растягивается на большое расстояние. Елизавета и Максим, зная об этом, пришли на улицу Риволи пораньше, но всё равно не были первыми. Был воскресный день. Елизавету предупредили, что именно в этот день вход будет бесплатным. Вот и занимали туристы очередь с ночи.
Вы не подумайте, что Максим и Елизавета пожалели денег, просто они посоветовались и решили, что обязательно сходят в музей еще раз. Ведь за одно посещение всё увидеть невозможно.
В Лувре около 300000 экспонатов различных эпох, культур и цивилизаций. На обозрение выставлено лишь 35000 произведений. Большая часть содержится в запасниках хранилища. Поскольку в целях сохранности их не выставляют напоказ более трёх месяцев подряд.
Очередь продвигалась быстро. С погодой повезло. Хотя солнце в этот день пряталось за тучки, но дождь так и не пошел, было тепло. Люди радовались, улыбались, предчувствуя, что увидят много интересного, исполнят, наконец свою мечту побывать в Лувре.
Разговаривали на разных языках. Вдруг Елизавета услышала русскую речь.
— Можно пройти и без очереди.
Это говорила ещё не старая женщина другой, помоложе. Обе в ярких цветастых платьях, хотя обычной одеждой для русских здесь, как и всех приезжих, были джинсы и футболки.
Парижане на работу одевались несколько консервативно. Офисные работники и обслуживающий персонал гостиниц, кафе и ресторанов, как успела заметить Лиза, - белый верх, тёмный или бежевый низ, в зависимости от времени года.
Сама Елизавета, как и в Сакре Кёр надела чёрную, ниже колен и слегка расклешенную к низу юбку, чем-то напоминающую чёрный тюльпан, и бирюзовую кофточку с рукавами в три четверти. А вот Максим был в джинсах и голубой рубашке с короткими рукавами.
— Лиз, как-то не солидно идти в Лувр в футболке.
Елизавета согласно кивнула головой.
— Ну, да! На встречу с итальянцами и голландцами нужен дресс-код.
— А твои любимые французские живописцы?
— Тогда я должна одеть бальное платье, — улыбнулась Лиза.- Никто не поймёт моего порыва.
— Знаешь, милая, я понял, что людей здесь встречают не как в пословице "по одёжке", главное, что ты из себя представляешь.
— "Заговори, чтоб я тебя увидел", — говорил Сократ.
— "Когда все эти буквы запоют — тогда и начнётся музыка речи". К.С. Станиславский.(1)
— Круто! Муж, ты меня удивляешь!
— Я в школе ходил в театральный кружок.
— Ты мне об этом не говорил. Я не перестаю тобой восхищаться!
— Да, ладно, скажешь тоже.
— Умён или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы,
Пока ты слова не сказал. Это Саади.(2)
— Так кто из нас "ума палата"? — иронизировал Максим.
А сейчас Елизавета прислушалась к разговору двух женщин.
— Видимо, они в музее, да и в Париже не в первый раз. Держатся уверенно.
Лиза задержала дыхание, но женщины не обращали на окружающих никакого внимания.
— Есть второй «тайный проход».
— А где первый?
— Милочка, ты забыла? Первый был к Сакре Кёр.
Женщина помоложе кивнула.
— Так вот, вход справа от малой Триумфальной арки.
— Как?
Женщина завертела головой, определяя, где право, где лево.
— Не крутись! Если стоять спиной к пирамидам. Вот там и находится ещё один вход в Лувр – и там уж точно нет никакой очереди. Вообще боковых входов в Лувр столько, что я просто поражаюсь, как это ещё кому-то удаётся постоять в очереди.
— Любаш, давай не будем рисковать, вдруг там полисмены.
— Мил, ты даёшь! Какие полисмены? Ажаны! Ну ладно, в очереди так в очереди.
Итак, пока наши герои стоят в очереди, немного истории. Заодно выясним, о каких пирамидах говорили соотечественники Елизаветы.
Из истории Лувра
Доподлинно неизвестно, откуда произошло название Лувр. Часто можно услышать, что оно возникло от древнесаксонского слова "lower" — "крепость". Мистики, которым подобная гипотеза не по душе, считают, что название музея как-то связано со словом "loup" — "волк". Якобы Лувр построили на болотах, которые кишели волками. Возможно, именно поэтому легендарный замок-музей и выглядит так монументально.(3)
Лувр — один из старейших музеев мира, содержит огромную коллекцию произведений искусства, начиная с античности и до XIX века.
Возведён при короле Филиппе II Августе в 1190 году. В основе замка — крепость Большая башня, предназначенная для наблюдений за низовьями реки Сены, откуда нападали викинги.
На своих кораблях — драккарах викинги совершали походы не только во Францию, но и в Англию, Испанию, страны Средиземноморья, Гренландию, добирались даже до берегов Северной Америки.
Поэтому дворец Лувр больше походил на феодальную крепость. В 1200 году Филипп для сохранности приказал перевезти сюда драгоценности и королевские свитки. Сам в это время проживал на острове Сите.
Только в начале XIV века Лувр теряет военную ценность. В 1317 году Карл V(4) переводит сюда на хранение свою казну, а также размещает свою обширную библиотеку. Он стал первым французским монархом, который превратил старую крепость в прекрасный королевский дворец.
Начало музейных экспозиций положил Франциск I, который начал собирать коллекцию художественных произведений искусства.(5) С его именем тесно связано Французское Возрождение. Уединённость образа жизни королевского двора сменился шумным весельем.
Франциск пригласил во Францию Леонардо да Винчи, поселив его в своём замке. Леонардо привёз с собой некоторые гравюры, а также "Мону Лизу", ставшую в последствии одной из жемчужин Лувра.
Францию посетили Андреа дель Сарто, и Бенвенуто Челлини.(6) Ценитель прекрасного, Франциск тратил крупные суммы на покупку произведений Рафаэля и Тициана.(7)
Коллекция существенно пополнилась при Людовике XIII и Людовике XIV. Кроме того, Лувр несколько раз перестраивался и расширялся, пока в 1682 году королевская резиденция не была перенесена в Версаль.
Работы по строительству продолжались при Наполеоне I.(8) Современный облик Лувр приобрёл в 1871 году при Наполеоне III.(9)
Но открытие музея состоялось намного раньше. Это произошло 8 ноября 1793 года во время Великой французской революции. С той поры Лувр посетили четверть миллиарда посетителей.
В 1820 году посол Франции приобрёл к турецкого правительства скульптуру Венеры Милосской, а Нику Самофракийскую нашли по частям в 1863 году, всего 300 фрагментов.
Пирамида
Франсуа Миттеран(10), президент Франции к 200 -летию Великой Французской революции предложил проект "Большой Лувр" с целью превратить дворец в самый большой музей мира.
Идеей Миттерана было также продление исторической оси Парижа — девятикилометровой перспективы, проходящей по Елисейским полям. Начальная точка так называемой исторической оси Парижа — Конная статуя Людовика XIV.
Пирамида была построена в 1989 году по проекту американца китайского происхождения Йо Минг Пея. Прототип — пирамида Хеопса.
Пирамида из стекла и стали, которая украшает площадь перед входом в Лувр, стала едва ли не самым загадочным и привлекательным пунктом всех туристических маршрутов Парижа после выхода романа Дэна Брауна "Код да Винчи", ставшего мировым бестселлером.(11) Правда, вопреки предположениям Брауна, стеклянных панелей в ней вовсе не 666. Путеводители по Лувру называет ничем не примечательную цифру 673. Но не три 6 — это гораздо лучше.
Сначала проект стеклянной пирамиды подвергся критике, но пирамида ничуть не испортила роскошный императорский дворец, придав ансамблю нотку современности.
Именно пирамида стала главным входом в Лувр. Вокруг неё расположены 3 пирамиды меньших размеров, играющие роль иллюминаторов. Проект освещения разработал американский светодизайнер Клод Энгл.
Прогулка по музею
Как мал человек, но как велик ум его! Как медленны успехи разума, но как они многообразны и бесконечны!
(Н.М. Карамзин «Записки русского путешественника»)
Посетив Лувр, вы получите огромный эмоциональный заряд и небывалое эстетическое наслаждение. Но нужно тщательно подготовиться к встрече. Желательно выбрать для себя шесть-семь шедевров, которые нужно осмотреть.
Именно так и поступили Максим и Елизавета.
Сначала они забежали ненадолго в небольшой раздел, посвященный истории Лувра. Это на первом этаже в крыле «Ришелье».
Интересно было взглянуть, как за несколько веков из маленького замка вырос огромный дворец. На картинах это было хорошо видно.
Дальше они пошли в античные залы, этого больше всего хотел Максим. Но основное внимание он обратил на этрусков.
В Лувре одна из лучших в мире коллекций предметов искусства этого загадочного народа – в частности, один из двух парных саркофагов, где на крышке изображены обнявшиеся супруги со своими знаменитыми этрусскими улыбками.
Потом Лиза с Максимом отправились в «Большую Галерею». Здесь хранится огромное количество шедевров мастеров Возрождения. Ну и как было не посетить французский раздел – это же все-таки Лувр.(12)
Лизе было интересно увидеть своими глазами картину Элизабет Виже-Лебрен, написанную в 1788 году.
Это портрет французского художника Юбера Робера, с которым Элизабет находилась в дружеских отношениях. (13) Робер был известен холстами с изображениями античных, как писал Дидро "величественных", руин в окружении идеальной природы. Не зря Юбера называли "Робер из развалин".
Картину Юбера "Терраса в Марли" — Лиза видела в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Ещё одна картина "Пейзаж с обелиском" находится в Государственном музее изобразительных искусств в Москве.
Юбер Робер в 1784 году был назначен ответственным за реорганизацию Лувра и прекратил его из недоступного хранилища в музей для широкой публики.
В Лувре Лиза с Максимом осмотрели картины художника "Лестница во дворце Фарназе", "Античная триумфальная арка", "Большая галерея", "Храм Юпитера".
— Посмотри, как реалистично Робер изображает разрушенные античные постройки, — заметил Максим.
Он тоже неплохо разбирался в живописи.
— Да, постройки величественные, — согласилась Елизавета. — А фигурки людей такие крошечные! Просто сказочные. Если бы не палитра с красками, как его изобразила Виже-Лебрен, Робера можно было принять за сказочника.
Непринужденная поза в пол оборота, будто его отвлекли от занятия. Седые кудрявые волосы, черные брови, высокий лоб, приветливое лицо. На шее завязан белый платок.
"Робер был самым популярным в свете, — писала Виже-Лебрен. — Приятный в обществе, весёлого нрава".
Тонкий ценитель искусств Робер собрал большую художественную коллекцию и его усилиями Лувр, а он был в 1784 году назначен ответственным за реорганизацию музея, из недоступного хранилища превратился в музей для широкой публики.
Лувр в кино
Лувр можно увидеть и как декорации к художественным фильмам. В 2001 году на экраны вышел фильм "Бельфегор — призрак Лувра" — экранизация романа Артура Бернеда "Бельфегор".(14)
В девушку Лизу (Софи Марсо) вселяется призрак 3000 -летней мумии, найденной в Египте. Призрак в страшном обличье начинает ходить по музею, среди античных статуй, спускается по знаменитой лестнице, похищает египетские ценности и убивает охранников.
Инспектор Верлак начинает расследование. Ему помогают друг Лизы Мартен (Фредерик Дифенталь) и египтолог Гленда Спенсер. Бельфегор пойман и отправлен в царство мёртвых.
При просмотре фильма можно пройтись по залам Лувра, увидеть светящуюся пирамиду и ночной Париж.
Ещё один фильм возвращает в Лувр к картине Леонардо да Винчи "Мона Лиза". Фильм так и называется «Код да Винчи», по одноимённому роману Бэна Брауна.
В парижском Лувре происходит ряд динамичных событий. Здесь убили смотрителя музея Жака Соньера. Здесь же состоялось знакомство Роберта Лэнгдона (Том Хэнкс)и Софи Невё (Софи Марсо). Именно отсюда они убегают от Безу Фаша и направляются в Лондон, а затем в Шотландию.(15)
Оба фильма Максим и Елизавета посмотрели с большим интересом. Конечно в них больше фантазии, но Лувр был реальный! Как и в 4 фильмах "Ночь в музее" события происходят в вашингтонском музее естественной истории.
"Мона Лиза"
Портрет Моны Лизы до начала XX века был известен только специалистам и не привлекал такого внимания широкой публики, как последнее время.
В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайному стечению обстоятельств, возвращена музею. На протяжении всего этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
Именно с этой истории и началась необыкновенная популярность картины.
Где картины написаны кровью души, а не маслом!
Где скрывает от мира печаль, улыбаясь, Джоконда.
"В чём загадка улыбки?" -
Скажи, отзовись, Леонардо!
Объясни, в чём секрет красоты,
В чём её правота?
Ведь не золото души слепит,
А порой – позолота.
Что же сделает с нами, глухими, богиня холста,
Что заставит стоять и шептать,
И бояться чего-то?(16)
Подлинная "Джоконда" — изображение жены Франческо дель Джокондо, и, возможно, тайной любви Леонардо, находилась до 1962 года в Лондоне, пока не была куплена синдикатом швейцарских банкиров.
Лондонская картина, известная также как "Айуорская Мона Лиза", была случайно куплена известным британским антикваром в 1914 году на вещевом рынке английского города Бас за несколько гиней. Полотно полностью отвечает рассказам современников о картине Леонардо да Винчи, включая указанные Рафаэлем греческие колонны.
"Мона Лиза" находится в музее на особом положении. Во время переноса картины в новый зал даже не вставал вопрос о том, чтобы провести реставрацию картины и смыть с неё
"пыль веков".
В Лувре строго запрещалось и запрещается прикасаться к поверхности полотна. Это и выделяет "Мону Лизу" из всех других 6 тыс. картин, входящих в коллекцию самой большой галереи мира.
Елизавета читала о небольшом размере картины, но тем не менее при рассмотрении это её очень удивило и, тем не менее, впечатлило
.
Чтобы сгладить впечатление, дирекция Лувра разместила напротив "Моны Лизы" самую большую картину из коллекции музея — Веронезе "Брак в Кане" (1562-1563 гг.)
Большое полотно, предназначенное для трапезной венецианского аббатства Сан Джоржио. Её размер — почти 10 м. на 7 м.
Венера Милосская
— Ну, как же, быть в Лувре и не увидеть "Венеру Милосскую" - Афродиту с острова Милос, — обратилась Лиза к мужу.
Максим закивал головой.
— "Венера Милосская" — самая знаменитая древнегреческая скульптура. Богиня любви, идеал красоты!
— Ты не устаёшь меня удивлять, о, мой муж! — прошептала Лиза.
Максим мило улыбнулся. А когда он улыбался, на щеках появлялись так обожаемые Лизой ямочки.
— Да, я такой! — иронизировал Максим.- Но она прекрасна!
После того как, Венера Милосская появилась в Лувре, местные газеты стали восславлять её красоту:
"Венера Милосская" считается идеалом красоты!"
Действительно, при росте 168 см. у неё объем бюста — 90 см., талии — 60 и бедер 90. 90*60*90 — такие параметры хотела бы иметь любая девушка и женщина.
Статуя Венеры, созданная между 130 и 100 годами до нашей эры, была найдена в 1820 году на острове Милос (Мелос) — одном из Кикладских островов в Эгейском море. Историки гадали, кто же автор этого произведения искусства? Называли много имен — от Фидия до Праксителя. Желающие посмотреть на Венеру с утра выстраивались в длинные очереди. Весь мир озадачился вопросом: что держала в руках мраморная богиня? Одни исследователи утверждали:
— В отсутствующих руках богиня держала зеркало.
— Нет! В отсутствующих руках у богини было покрывало, которым она прикрывалась, — утверждали другие .
Прошло полвека и французский посланник в Греции раскрыл эту загадку. Он отправился к семье Буттониов, глава которой в свое время нашел Венеру. Отца не было в живых, а сын уже был пожилым человеком.
— Что держала в руках Венера?
Ответ очень удивил посланника:
— В руках у Венеры было… яблоко!
Это утверждение произвело сенсацию. Общественность не поверила такому объяснению:
— Сложная поза Венеры, странный разворот плеч и торса не вязались с тем, что она держала в руках яблоко.
Экспедиции на остров, где нашли богиню ничего не дали: никаких рук там не было. Активисты до сих пор создают различные модели рук и присылают их в Лувр. Время от времени работники музея устраивают фотопоказ Венеры с руками, тем не менее, вывод очевиден — ни одни руки не подходят этой статуе, как будто она изначально создавалась без рук.(3)
Ника Самофракийская
Ника Самофракийская — древнегреческая мраморная скульптура богини Ники, найденная на острове Самофраки на территории святилища кабиров в апреле 1863 года французским консулом и археологом-любителем Шарлем Шампуазо.
Статую высотой 3, 28 м. воздвигли жители острова Родос около 190 г. до н.э. в память о победе, одержанной над флотом сирийского царя. Она стояла на отвесной скале над морем. Пьедестал изображал нос боевого корабля. В Лувре статую установили на повороте лестницы Дарю галереи Денон.
— А почему Ника без головы и рук? — спросил Максим у Лизы.
— Было найдено более 300 фрагментов. Из них реставраторы в Париже в 1884 году "возродили" крылатую богиню, но без головы, рук и правого крыла, — обстоятельно рассказывала Елизавета.
Она была знатоком не только французской живописи. Ещё в университете она увлекалась античностью и ездила на археологические раскопки в Херсонес. Это позже пришёл профессиональный интерес к французской живописи.
— Если судить по дошедшим до нас изображениям на македонских монетах, — продолжила Лиза, — в одной руке она держала воинский штандарт, а в другой — трубу.
— Звуками трубы Ника возвещала победу?
Переспросил Максим.
— Точно так! В 1950 году под камнем рядом с местом обнаружения статуи была найдена правая рука.
— Она просто огромная!
Одного взгляда на Нику достаточно, чтобы убедиться в гениальности создавшего её скульптора. Когда около Ники оказываются люди, они кажутся маленькими, почти пигмеями.
Могучая и величавая Ника представлена в неудержимом движении вперёд. Ветер развевает тонкий прозрачный хитон, что эффективно подчёркивает её стремительность и порыв. Ника парит над людьми и в то же время устремлена к ним.
— У Ники прекрасная фигура, — высказался восхищённый Максим, — великолепная пластика, упругое и сильное тело.
— Красавица! Как иначе было выразить радость победы? м. — Елизавета посмотрела на мужа, а потом на Нику. — Уверенный шаг богини и гордый взмах орлиных крыльев рождают чувство торжествующей победы. Ника является её вдохновенным олицетворение
Елизавета непроизвольно развела руки в стороны, будто собиралась взлететь. Максим с любовью посмотрел на жену.
— Милая моя! Какая же ты ещё девочка, — подумал он.
(1) К.С.Станиславский (1863-1938) — великий театральный режиссёр, актёр, педагог, реформатор театра.
(2) Саади дин Ширази (1205-1291) — персидский и таджикский поэт-моралист
(3) с сайта http://faminta.com/ru/5-zagadok-luvra.html
(4) Карл V Мудрый (1364-1380) — французский король из династии Валуа. Превратил Лувр в свою резиденцию.
(5) Франциск I (1494-1547) — король Франции с 1 января 1515 года. Сын графа Карла Ангулемского, двоюродного брата короля Людовика XII и Луизы Савойской.
(6) Андреа дель Сорто (1486-1530) — итальянский живописец флорентийской школы, автор большого количества фресок и станковых картин, в 1516-1519 году работал во Франции.
Бенвенуто Челлини (1500-1571) — выдающийся итальянский живописец, скульптор, ювелир, воин и музыкант эпохи Ренессанса, в 1537 году был принят на службу Франциском I и исполнил его портретную медаль.
(7) Рафаэль (1483-1520) — великий итальянский живописец, график и архитектор.
Тициан (1488/1490-1576) — итальянский живописец эпохи Возрождения, писал картины на библейские и мифологические сюжеты. В 30 лет признан лучшим живописцем Венеции. По месту рождения его иногда называют де Кадоре, известен и также как Тициан Божественный.
(8) Наполеон I (1769-1821) — Буанапарте, как его называли в Италии, император Франции, великий полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства.
(9) Наполеон III, Шарль Луи Наполеон Бонапарт (1808-1873) -племянник Наполеона I, первый президент французской республики (1848-1852), император Франции (1852-1870), последний монарх Франции.
(10) Франсуа Морис Адриан Миттеран (1916-1996) — князь Андорры, 4 президент 5 республики (1981-1995)
(11) Дэн Бра́ун (род.22 июня 1964 года) — американский писатель, журналист, музыкант. Автор знаменитых произведений, как «Ангелы и демоны» и «Код да Винчи».
(12) с сайта http://bon-a-ventura.livejournal.com/17457.html
(13) Юбер Робер (1733-1808) — французский художник-пейзажист, оставлял на своих картинах инициалы H.R., а среди толпы рисовал себя — седовласого мужчину.
(14) Артур Бернер (1871-1937) — французский писатель, сценарист, автор романов "Видок", "Бельфегор", "Человек в железной маске", "Сюркур — король корсаров"
(15) «Код да Ви́нчи» (англ. The Da Vinci Code) — культовый роман Дэна Брауна, изданный в апреле 2003 года издательством «Doubleday Group». «Код да Винчи» стал продолжением другого популярного романа Брауна 2000 года «Ангелы и демоны». Книга стала международным бестселлером: она переведена на 44 языка и издана общим тиражом более чем 81 миллионов экземпляров. «Код да Винчи» возглавляет список бестселлеров журнала «Нью-Йорк Таймс», многие считают роман лучшей книгой десятилетия.
«Код да Ви́нчи» — триллер Рона Ховарда по одноимённому роману Дэна Брауна. Премьера фильма «Код да Винчи» состоялась в мире 17—19 мая 2006 года.
(16) Ольга ОльгертА