ГлавнаяПрозаЖанровые произведенияПриключения → Путешествие длиною в жизнь. Глава 4

Путешествие длиною в жизнь. Глава 4

7 декабря 2013 - Анна Магасумова
article173719.jpg

Путешествие длиною в жизнь.
Глава 4
Учитель
 
Быть правдивыми и честными с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание.
Л.Н.Толстой
 Началась зима. Год оказался  неурожайным, голодным.  Флора ругалась, что муж приносит мало денег. А что делает торговец картинами, когда ему нечего предложить своим покупателям?  Он рисует картины сам.
— Придётся создавать копии  шедевров мастеров, как это не печально, — думал Луи Виже.
 А что ему оставалось делать? Флоре хотелось стать владелицей своей шляпной мастерской, а на это нужны были деньги. Луи Виже  рисовал приличные копии, тем  вводил в заблуждение даже самых известных экспертов. В доме появились деньги, и Флора смогла выкупить у бывшей владелицы желанную мастерскую. Она проводила там много времени, дела шли успешно, Луи же продолжал заниматься с дочерью.  Вот только здоровье его резко ухудшилось. Всё чаще стало болеть сердце. Он находился в  постоянном  нервном напряжении, что его обман с копиями может раскрыться. Кроме того, Виже  простудился, появился  кашель.
 —Papá, я вскипятила молоко, выпей, пока оно горячее!— беспокоилась об отце Элизабет.
— Mersi,mafille! Спасибо, доченька! Я выпью, но только вместе с тобой.
Луи порой становилось трудно дышать, боль отдавала в сердце, но он продолжал уроки с дочерью. Настала пора рассказать о портрете. Об этом очень просила Элизабет, в тайне  она приступила к созданию портрета отца.
  Луи Виже прежде всего дал дочери  общее представление  о композиции в изобразительном искусстве.
— Композиции бывают станковые, декоративные, скульптурные, театрально – декорационные, декоративные и объёмно-пространственные,  — начал рассказ Луи.
— Papá, для меня это ещё так сложно, — Элизабет расстроилась. — Станковые – непонятно...
— Мы с тобой  говорили о станковой графической композиции, о гравюрах. Теперь поговорим о портрете и пейзаже.
— Papá,  о портрете, о портрете, — Элизабет захлопала в ладоши.
— Хорошо,  ma fille! Рисовать портрет - занятие интересное и сложное.
Одновременно он делал эскиз портрета дочери.
— Не каждый знаменитый художник умеет это делать. В основном художники, которые хорошо рисуют портреты — самоучки, у них хорошо развито чувство прекрасного, но даже им надо много учиться. Если  рисовать, к примеру, пейзаж, то совсем необязательно, чтобы он был похож на ту местность, которую хочется  изобразить, достаточно  видение  природы, которое  есть у каждого.
— Papá, а мне казалось, что рисовать природу очень сложно.
— Нет, ты можешь нарисовать любое место, по памяти, даже то, где ты никогда не была.
— Тогда это будет выдуманный пейзаж, — удивилась девочка.
— Тем не менее, ты же не нарисуешь одновременно озеро, реку и море. Это будет действительно нереально. Ты рисуешь сад или парк, деревья, каких много.  В случае же с портретом всё иначе.
Виже закашлялся, ему стало трудно говорить. Он подумал:
— Я столько ещё не успел сказать своей дочери! Нужно найти ей учителя.
 Прокашлявшись, Виже продолжил:
 — Любой человек сможет сравнить портрет с оригиналом и сказать, похож он или нет. И не многим художникам-портретистам удаётся добиться стопроцентной схожести.
Девочка очень беспокоилась о здоровье отца.
— Papá, может тебе сходить к доктору? Ты так кашляешь!
— Мafille!  Доченька! Всё прошло! Тебе всё понятно?
— Papá, но я очень беспокоюсь за тебя!
Но Элизабет было так интересно, что она задала вопрос, который её очень волновал:
— Papá, а как    достичь внешнего сходства человека, которого рисуешь?
 — Секрет в том, что главное совсем не во внешнем сходстве, а в том, чтобы рассмотреть в каждом человеке то уникальное, что отличает его от всех остальных и изобразить это на бумаге.
— Papá, это же так сложно!
— Mafille! Доченька! Главное не  внешнее сходство, а то, насколько точно изобразит  художник внутреннее состояние человека. Это хорошо удавалось, например Сандро Ботичелли.
— Papá, я помню, ты мне о нём рассказывал. Бот-ти-чел- ли,  – произнесла Элизабет по слогам, – 
 выполнил серию иллюстраций к «Божественной комедии» Данте. Но я хочу,  и буду рисовать портреты!
Девочка сделала упор на слове «буду». Виже подумал:
— У дочери твёрдый характер. Она добьётся того, что хочет, я уверен!
Вслух же произнёс:
— Ma fille! Доченька!  Тогда тебе будет сложнее. Но я уверен, что  буду тобой гордиться.
  Виже не знал, что ему не удастся увидеть успех дочери. Он продолжил:

 —Художник берет в руку кисть, накладывает на полотно мазок за мазком, рождается картина, которая   вот-вот  на глазах оживёт. Если это портрет, то  кажется, что человек, изображённый  на картине, заговорит. Если это пейзаж, будто оказываешься в  том уголке природы, который нарисовал художник.
   Луи Виже сопровождал свои слова взмахом кисти. Ему лучше всего удавалось рисовать копии, но портрет девочки  у него получился  таким, как он хотел. На фото  она держала в руках котёнка, о котором она рассказывала ему.

  — Нужно найти хорошего, учителя-портретиста для Элизабет, — думал Луи.
 Его ожидала удивительная встреча. Как – то днём Виже  возвращался от солидного покупателя. Ему удалось удачно продать  копию картины Ван Лоо «Язон и Медея» (1). Виже прошёл по  аллее Люксембургского сада. Под ногами хлюпала грязь, а с голых деревьев сыпались холодные капли. Кутаясь в воротник лёгкого пальто, он спешил, так как очень замёрз. Нужно было пройти ещё бульвар Монпарнас(2), где в любое время года  собирались художники. 
  Луи Виже спешил, но вежливо здоровался и раскланивался со всеми. Но вот он увидел незнакомого молодого человека, который сидел на скамейке напротив  кафе «Ротонда». Перед ним было несколько рисунков.
— Какой необычный стиль, — подумал Виже.
 Рисунки изображали мифологические сюжеты, но лица героев были  такими одухотворёнными, что казались живыми. Юноша обратился к нему сначала на  испанском, потом на  французском языках:
—Seńor! Compre figurе! Achetez figurе! Купите рисунки!
Луи не смог пройти мимо. У юноши было такое страдальческое выражение лица, что Виже подошёл к нему и стал рассматривать рисунки.
— Пожалуй, я вот этот рисунок возьму.

 
 
Виже показал на  рисунок  кудрявого ангела. Его привлекли огромные глаза, в которых  было немое изумление. Прямой римский нос, пухлые, девичьи губы. И цена оказалась приемлемой.
— За комнату я уже заплатил, теперь нужно набрать денег для поездки в Рим. Я надеюсь, что  смогу удачно продать  свои рисунки. 
Виже внимательно посмотрел на молодого человека и подумал:
— Видимо ангела он рисовал с себя. Такой же наивный взгляд, правда,  глаза карие и не такие огромные, как на рисунке. Шея не такая мощная, нос не прямой.
  Виже внимательно рассмотрел юношу. Тот под его взглядом смутился и наморщил широкий открытый лоб.
— Взгляд наивного человека, но уже испытавшего удар судьбы, — продолжал описывать про себя внешность незнакомца Виже. Он при встрече с новым человеком всегда обращал внимание на характерные черты внешности, будто рисовал мысленный портрет. 
 
Виже решил:
— А что если взять  этого юношу  учителем для моей Лиз?
И уже обращаясь к молодому человеку, сказал:
— Меня зовут Луи, Луи Виже. А вы не хотели бы стать учителем рисования моей дочери Элизабет? Как вас зовут?
— Меня зовут Франсиско Гойя(3). У меня нет опыта учительской работы, но я соглашусь.
—Прекрасно! Мне хотелось бы узнать о тебе. Так ты испанец?
— Да, я родился в небольшой деревне Фуэнтетодос, расположенной среди арагонских скал в северной части Испании, 30 марта 1746 года  в семье мастера-позолотчика Хосе Гойи.
— Так тебе 22 года. А где ты учился рисовать?
—В иезуитской школе в Сарагосе  мой наставник отец Пиньятелле заметил у меня художественные способности и порекомендовал  своему родственнику Хосе Лусиана-и-Мартинесу, бывшему долгое время  придворным живописцем. Мой отец этому был рад и оплачивал мои  художественные уроки на протяжении четырех лет.
— Чем тебе запомнились уроки?
— Я постигал азы живописи и рисунка, но при  этом  с произведений выдающихся испанских мастеров делал  многочисленные гравюры и офорты(4).
— Так ты копировщик?
— Не только. Чтобы добиться максимальной выразительности изображения различных движений человеческого тела, я, помимо мастерской Лусиана, посещал ещё и школу скульптуры Хуана Рамиреса. Здесь мы с учениками  выполняли  копии скульптур и писали  ученические этюды.
— Так ты ещё и скульптор?
— В католической Испании было запрещено изображение  обнажённого тела, особенно женского, поэтому занятия скульптурой для  меня  стали чуть ли не единственной возможностью изучать анатомию человека.
— Несмотря, что ты копировал стиль прославленных живописцев, у тебя видна особая художественная манера.
 — Да, я занимался упорно и благодаря этому в 1760 году  получил заказ на роспись церкви в Фуэнтетодосе.
   Творчество Франсиско Гойи, который был на 9 лет старше Элизабет,   Елизавета тоже хорошо знала. К сожалению, этот труд  была полностью  уничтожен  в 1936 году во время Гражданской войны в Испании. Произведения реконструировали  по сохранившимся фотографиям 30-х годов. Это были «Явление Мадонны дель Пилар перед святым Иаковом»,  «Святой Франсиск де Паула» и «Мадонна с младенцем».  Современники высоко оценили работу художника, хотя сам Гойя, увидевший её, будучи уже в преклонном возрасте, возмутился: «Только не говорите, что это нарисовал я!». Раннее творчество Гойи  резко отличается от творчества зрелого художника. Скажется смерти детей, тяжёлая болезнь, глухота. Всё это приведёт к тому, что с  годами живопись художника  станет всё  мрачнее  и мрачнее. Самый знаменитый офорт Гойи – «Сон разума порождает чудовищ». Целые серии будут посвящены аутодафе(5) и ужасам войны. Последние работы — под впечатлением вторжения Наполеона в Испанию.
—Через три года, когда работа по росписи церкви была закончена, я покинул родные края и оправился в Мадрид. Здесь мне пришлось тяжело, без родных, без связей, поэтому на  прошение в Королевскую Академию изобразительных искусств в Сан-Фернандо, о предоставлении стипендии я  получил отказ.Я перебивался случайными заработками, не гнушался чёрной работы. Об этом даже не хочется вспоминать.
     Видно было, что воспоминания приносят молодому человеку душевную боль. Поэтому Виже сказал:
— Ты можешь не рассказывать, если тебе тяжело говорить о том, что с тобой случилось.
 — Нет, наоборот, я должен высказаться, чтобы мне стало легче. Я ни с кем не мог поделиться несправедливостью, вставшей на моем жизненном пути.
 Франсиско  рассказал, что  с 1760 года он учился в Сарагосе. В  1766 году принял участие  в конкурсе,  объявленном Королевской Академией  на тему из испанской истории.
— Задание было сформулировано так:
«Марта, императрица Византии, прибывает в Бургос к королю Альфонсо Мудрому, чтобы попросить у него часть той суммы, которую назначил султан для выкупа её супруга, плененного императора Болдуина(6), и испанский монарх повелевает выдать ей эту сумму».
— Какое сложное задание! Это же  XIII век!
— Тем не менее,  я считаю, что хорошо справился с заданием.
—У этого юноши высокое самомнение, — подумал Луи Виже, а вслух спросил:
— Что же ты изобразил?
— Я нарисовал Марту коленопреклонённой  перед книгой. Она сложила руки перед грудью, умоляя Альфонсо дать ей деньги. Короля Испании также называли Альфонс Образованный или Альфонс Астроном.
 
Картина получилась оптимистическая. За окном – колонна и  светлый утренний пейзаж с видом на  реку Арлансон.  
—Это в области Старая Кастилия?
—Откуда вы знаете?
— В юности я побывал в  Северной Испании,  в Бургосе, (7) после пожара в  замке в 1736 году. Группа молодых художников, среди которых был я, отправилась на реставрацию готического собора, где  похоронен Родриго Диас де Бивар или Сид.
  Виже проговорил имя национального героя Бургоса полностью, ведь о славе, геройстве и подвигах Сида знает  каждый ребенок Испании. Франческо заулыбался. Приятно слышать о своём родном городе, будучи от него вдали.
— Seńor Луи! Славу де Бивар Сид приобрёл после отважных войн, которые он вел с мусульманскими захватчиками. По преданиям в последнем бою Сид был ранен отравленной стрелой и умер от яда. Вот что удивительно: его жена Химена  облачила его  тело в военные доспехи, привязала к коню и повела армию в бой, — чтобы солдаты не узнали о смерти их предводителя. Похоронили Сида вместе с его умной женой в Бургусском соборе, здесь же хранится и меч Сида - Тисон. Захоронение огнём не было тронуто, но замок – основа города и часть крепостной стены потерпели значительные разрушения.
— Вот мы и занимались восстановлением, но дело до конца не довели. Муниципалитет не выделил достаточных средств для этого.
— Бургос после пожара перестал быть центром Северной Испании, пришёл в упадок  и основным центром торговли стал Мадрид.
— Но город очень красив! Как корабль возвышается он на 800-метровом холме над живописными кастильскими равнинами.
   Франческо было приятно, что Виже  так отзывается о его родном  городе.
— Бургос был основан  примерно  в 884 году по приказу короля Альфонсо III по прозвищу Великий его сподвижником Диего Родригесом Порселосом. Назначением крепости была военная цель - опора от маврских набегов. К 11 веку Бургос стал настоящим городом, в котором короновались кастильские короли.
Он даже забыл, что разговор начался с неприятных для него воспоминаний, но Виже вновь вернул его в прошлое своим вопросом.
 — Так чем закончился для тебя конкурс по испанской истории?
Юноша тяжело вздохнул:
— Золотую медаль конкурса получил Рамон Байеу. Картина его была так себе, невзрачная, но он был братом члена жюри конкурса – Франсиско Байеу. Так что я  потерпел неудачу, ставшую лишь одной из целой полосы неудач, преследовавших меня в последние два года.  
— Ну что ты! Жизнь – не сплошные чёрные полосы. Просто время твоё ещё не пришло. Ты настоящий художник и будешь знаменитым. Позанимаешься с моей дочерью, отдохнёшь, наберёшься сил, ведь рядом с детьми силы только прибавляются, а душа  очищается.
— Наверное, вы правы, — Франсиско тяжело вздохнул.
—Жизнь несправедлива, но всё же хороша,— напутствовал Виже молодого художника. —  Всё может измениться в мгновение ока. Поверь, самое лучшее ждёт впереди.(8)
 
 

 
(1) Луи́-Абраха́м ван Лоо́ (1653-1712) -французский    художник голландского происхождения; представитель династии живописцев Ван Лоо
 (2)Монпарнас находится к югу от Латинского квартала и граничит с Люксембургским садом на севере. Свое название Монпарнас в Париже получил от студентов, которые собирались в этом районе и назвали его "Монпарнас”. Слово является производным от древнегреческого слова Парнас, который был домом Аполлона – бога поэзии, музыки и красоты. С тех пор район стал Меккой для парижских художников и интеллектуалов. В 18 веке был заложен бульвар Монпарнас, множество танцевальных мест, кафе и кабаре открыли здесь свои двери.
(3)Франси́ско Хосе́ де Го́йя-и-Лусье́нтес (1746 —1828) — испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.
(4) Офорт – разновидность гравюры на металле.
(5) Аутодафе – с XV века в Испании и Португалии процессия, сопровождаемая казнь осуждённых инквизицией.
(6)Император Балдуин I Фландрский (1171 —1205) — граф Эно, видный фламандский феодал, крестоносец. После того как в 1204 году крестоносцами был захвачен Константинополь, стал 16 мая 1204 года императором Латинской империи.
Поссорился с болгарским царём Калояном. 14 апреля 1205 года  со своими крестоносцами потерпел  поражение недалеко от Адрианополя, и  попал в плен к болгарам. Умер в конце 1205 года в заключении в Тырново, Болгария.
(7)Уютный средневековый городок Бурго находится  в сердце области Кастилия и Леон, в 240 км к северу от Мадрида.
(8) Три урока  из 45, которые преподала  жизнь Регине  Бретт

© Copyright: Анна Магасумова, 2013

Регистрационный номер №0173719

от 7 декабря 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0173719 выдан для произведения:

Путешествие длиною в жизнь.

Глава 4

Учитель

 

Быть правдивыми и честными с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание.

Л.Н.Толстой

 Началась зима. Год оказался  неурожайным, голодным.  Флора ругалась, что муж приносит мало денег. А что делает торговец картинами, когда ему нечего предложить своим покупателям?  Он рисует картины сам.

— Придётся создавать копии  шедевров мастеров, как это не печально, — думал Луи Виже.

 А что ему оставалось делать? Флоре хотелось стать владелицей своей шляпной мастерской, а на это нужны были деньги. Луи Виже  рисовал приличные копии, тем  вводил в заблуждение даже самых известных экспертов. В доме появились деньги, и Флора смогла выкупить у бывшей владелицы желанную мастерскую. Она проводила там много времени, дела шли успешно, Луи же продолжал заниматься с дочерью.  Вот только здоровье его резко ухудшилось. Всё чаще стало болеть сердце. Он находился в  постоянном  нервном напряжении, что его обман с копиями может раскрыться. Кроме того, Виже  простудился, появился  кашель.

 Papá, я вскипятила молоко, выпей, пока оно горячее! беспокоилась об отце Элизабет.

Mersi,mafille! Спасибо, доченька! Я выпью, но только вместе с тобой.

Луи порой становилось трудно дышать, боль отдавала в сердце, но он продолжал уроки с дочерью. Настала пора рассказать о портрете. Об этом очень просила Элизабет, в тайне  она приступила к созданию портрета отца.

  Луи Виже прежде всего дал дочери  общее представление  о композиции в изобразительном искусстве.

— Композиции бывают станковые, декоративные, скульптурные, театрально – декорационные, декоративные и объёмно-пространственные,  — начал рассказ Луи.

Papá, для меня это ещё так сложно, Элизабет расстроилась. Станковые – непонятно...

Мы с тобой  говорили о станковой графической композиции, о гравюрах. Теперь поговорим о портрете и пейзаже.

Papá,  о портрете, о портрете, Элизабет захлопала в ладоши.

 Хорошо,  ma fille! Рисовать портрет - занятие интересное и сложное.

Одновременно он делал эскиз портрета дочери.

Не каждый знаменитый художник умеет это делать. В основном художники, которые хорошо рисуют портреты самоучки, у них хорошо развито чувство прекрасного, но даже им надо много учиться. Если  рисовать, к примеру, пейзаж, то совсем необязательно, чтобы он был похож на ту местность, которую хочется  изобразить, достаточно  видение  природы, которое  есть у каждого.

Papá, а мне казалось, что рисовать природу очень сложно.

Нет, ты можешь нарисовать любое место, по памяти, даже то, где ты никогда не была.

Тогда это будет выдуманный пейзаж, удивилась девочка.

Тем не менее, ты же не нарисуешь одновременно озеро, реку и море. Это будет действительно нереально. Ты рисуешь сад или парк, деревья, каких много.  В случае же с портретом всё иначе.

Виже закашлялся, ему стало трудно говорить. Он подумал:

— Я столько ещё не успел сказать своей дочери! Нужно найти ей учителя.

 Прокашлявшись, Виже продолжил:

  Любой человек сможет сравнить портрет с оригиналом и сказать, похож он или нет. И не многим художникам-портретистам удаётся добиться стопроцентной схожести.

Девочка очень беспокоилась о здоровье отца.

Papá, может тебе сходить к доктору? Ты так кашляешь!

Мafille!  Доченька! Всё прошло! Тебе всё понятно?

Papá, но я очень беспокоюсь за тебя!

Но Элизабет было так интересно, что она задала вопрос, который её очень волновал:

Papá, а как    достичь внешнего сходства человека, которого рисуешь?

  Секрет в том, что главное совсем не во внешнем сходстве, а в том, чтобы рассмотреть в каждом человеке то уникальное, что отличает его от всех остальных и изобразить это на бумаге.

Papá, это же так сложно!

Mafille! Доченька! Главное не  внешнее сходство, а то, насколько точно изобразит  художник внутреннее состояние человека. Это хорошо удавалось, например Сандро Ботичелли.

Papá, я помню, ты мне о нём рассказывал. Бот-ти-чел- ли,  – произнесла Элизабет по слогам, – 

 выполнил серию иллюстраций к «Божественной комедии» Данте. Но я хочу,  и буду рисовать портреты!

Девочка сделала упор на слове «буду». Виже подумал:

— У дочери твёрдый характер. Она добьётся того, что хочет, я уверен!

Вслух же произнёс:

Ma fille! Доченька!  Тогда тебе будет сложнее. Но я уверен, что  буду тобой гордиться.

  Виже не знал, что ему не удастся увидеть успех дочери. Он продолжил:

 Художник берет в руку кисть, накладывает на полотно мазок за мазком, рождается картина, которая   вот-вот  на глазах оживёт. Если это портрет, то  кажется, что человек, изображённый  на картине, заговорит. Если это пейзаж, будто оказываешься в  том уголке природы, который нарисовал художник.

   Луи Виже сопровождал свои слова взмахом кисти. Ему лучше всего удавалось рисовать копии, но портрет девочки  у него получился  таким, как он хотел. На фото  она держала в руках котёнка, о котором она рассказывала ему.

  — Нужно найти хорошего, учителя-портретиста для Элизабет, — думал Луи.

 Его ожидала удивительная встреча. Как – то днём Виже  возвращался от солидного покупателя. Ему удалось удачно продать  копию картины Ван Лоо «Язон и Медея» (1). Виже прошёл по  аллее Люксембургского сада. Под ногами хлюпала грязь, а с голых деревьев сыпались холодные капли. Кутаясь в воротник лёгкого пальто, он спешил, так как очень замёрз. Нужно было пройти ещё бульвар Монпарнас(2), где в любое время года  собирались художники. 

  Луи Виже спешил, но вежливо здоровался и раскланивался со всеми. Но вот он увидел незнакомого молодого человека, который сидел на скамейке напротив  кафе «Ротонда». Перед ним было несколько рисунков.

— Какой необычный стиль, — подумал Виже.

 Рисунки изображали мифологические сюжеты, но лица героев были  такими одухотворёнными, что казались живыми. Юноша обратился к нему сначала на  испанском, потом на  французском языках:

—Seńor! Compre figurе! Achetez figurе! Купите рисунки!

Луи не смог пройти мимо. У юноши было такое страдальческое выражение лица, что Виже подошёл к нему и стал рассматривать рисунки.

— Пожалуй, я вот этот рисунок возьму.

 

 

Виже показал на  рисунок  кудрявого ангела. Его привлекли огромные глаза, в которых  было немое изумление. Прямой римский нос, пухлые, девичьи губы. И цена оказалась приемлемой.

— За комнату я уже заплатил, теперь нужно набрать денег для поездки в Рим. Я надеюсь, что  смогу удачно продать  свои рисунки. 

Виже внимательно посмотрел на молодого человека и подумал:

— Видимо ангела он рисовал с себя. Такой же наивный взгляд, правда,  глаза карие и не такие огромные, как на рисунке. Шея не такая мощная, нос не прямой.

  Виже внимательно рассмотрел юношу. Тот под его взглядом смутился и наморщил широкий открытый лоб.

— Взгляд наивного человека, но уже испытавшего удар судьбы, — продолжал описывать про себя внешность незнакомца Виже. Он при встрече с новым человеком всегда обращал внимание на характерные черты внешности, будто рисовал мысленный портрет. 

 

Виже решил:

— А что если взять  этого юношу  учителем для моей Лиз?

И уже обращаясь к молодому человеку, сказал:

— Меня зовут Луи, Луи Виже. А вы не хотели бы стать учителем рисования моей дочери Элизабет? Как вас зовут?

— Меня зовут Франсиско Гойя(3). У меня нет опыта учительской работы, но я соглашусь.

—Прекрасно! Мне хотелось бы узнать о тебе. Так ты испанец?

— Да, я родился в небольшой деревне Фуэнтетодос, расположенной среди арагонских скал в северной части Испании, 30 марта 1746 года  в семье мастера-позолотчика Хосе Гойи.

— Так тебе 22 года. А где ты учился рисовать?

—В иезуитской школе в Сарагосе  мой наставник отец Пиньятелле заметил у меня художественные способности и порекомендовал  своему родственнику Хосе Лусиана-и-Мартинесу, бывшему долгое время  придворным живописцем. Мой отец этому был рад и оплачивал мои  художественные уроки на протяжении четырех лет.

— Чем тебе запомнились уроки?

— Я постигал азы живописи и рисунка, но при  этом  с произведений выдающихся испанских мастеров делал  многочисленные гравюры и офорты(4).

— Так ты копировщик?

— Не только. Чтобы добиться максимальной выразительности изображения различных движений человеческого тела, я, помимо мастерской Лусиана, посещал ещё и школу скульптуры Хуана Рамиреса. Здесь мы с учениками  выполняли  копии скульптур и писали  ученические этюды.

— Так ты ещё и скульптор?

В католической Испании было запрещено изображение  обнажённого тела, особенно женского, поэтому занятия скульптурой для  меня  стали чуть ли не единственной возможностью изучать анатомию человека.

— Несмотря, что ты копировал стиль прославленных живописцев, у тебя видна особая художественная манера.

 — Да, я занимался упорно и благодаря этому в 1760 году  получил заказ на роспись церкви в Фуэнтетодосе.

   Творчество Франсиско Гойи, который был на 9 лет старше Элизабет,   Елизавета тоже хорошо знала. К сожалению, этот труд  была полностью  уничтожен  в 1936 году во время Гражданской войны в Испании. Произведения реконструировали  по сохранившимся фотографиям 30-х годов. Это были «Явление Мадонны дель Пилар перед святым Иаковом»,  «Святой Франсиск де Паула» и «Мадонна с младенцем».  Современники высоко оценили работу художника, хотя сам Гойя, увидевший её, будучи уже в преклонном возрасте, возмутился: «Только не говорите, что это нарисовал я!». Раннее творчество Гойи  резко отличается от творчества зрелого художника. Скажется смерти детей, тяжёлая болезнь, глухота. Всё это приведёт к тому, что с  годами живопись художника  станет всё  мрачнее  и мрачнее. Самый знаменитый офорт Гойи – «Сон разума порождает чудовищ». Целые серии будут посвящены аутодафе(5) и ужасам войны. Последние работы под впечатлением вторжения Наполеона в Испанию.

—Через три года, когда работа по росписи церкви была закончена, я покинул родные края и оправился в Мадрид. Здесь мне пришлось тяжело, без родных, без связей, поэтому на  прошение в Королевскую Академию изобразительных искусств в Сан-Фернандо, о предоставлении стипендии я  получил отказ.Я перебивался случайными заработками, не гнушался чёрной работы. Об этом даже не хочется вспоминать.

     Видно было, что воспоминания приносят молодому человеку душевную боль. Поэтому Виже сказал:

— Ты можешь не рассказывать, если тебе тяжело говорить о том, что с тобой случилось.

 — Нет, наоборот, я должен высказаться, чтобы мне стало легче. Я ни с кем не мог поделиться несправедливостью, вставшей на моем жизненном пути.

 Франсиско  рассказал, что  с 1760 года он учился в Сарагосе. В  1766 году принял участие  в конкурсе,  объявленном Королевской Академией  на тему из испанской истории.

Задание было сформулировано так: «Марта, императрица Византии, прибывает в Бургос к королю Альфонсо Мудрому, чтобы попросить у него часть той суммы, которую назначил султан для выкупа её супруга, плененного императора Болдуина(6), и испанский монарх повелевает выдать ей эту сумму».

— Какое сложное задание! Это же  XIII век!

— Тем не менее,  я считаю, что хорошо справился с заданием.

—У этого юноши высокое самомнение, — подумал Луи Виже, а вслух спросил:

Что же ты изобразил?

— Я нарисовал Марту коленопреклонённой  перед книгой. Она сложила руки перед грудью, умоляя Альфонсо дать ей деньги. Короля Испании также называли Альфонс Образованный или Альфонс Астроном.

 

Картина получилась оптимистическая. За окном – колонна и  светлый утренний пейзаж с видом на  реку Арлансон.  

—Это в области Старая Кастилия?

—Откуда вы знаете?

— В юности я побывал в  Северной Испании,  в Бургосе, (7) после пожара в  замке в 1736 году. Группа молодых художников, среди которых был я, отправилась на реставрацию готического собора, где  похоронен Родриго Диас де Бивар или Сид.

  Виже проговорил имя национального героя Бургоса полностью, ведь о славе, геройстве и подвигах Сида знает  каждый ребенок Испании. Франческо заулыбался. Приятно слышать о своём родном городе, будучи от него вдали.

Seńor Луи! Славу де Бивар Сид приобрёл после отважных войн, которые он вел с мусульманскими захватчиками. По преданиям в последнем бою Сид был ранен отравленной стрелой и умер от яда. Вот что удивительно: его жена Химена  облачила его  тело в военные доспехи, привязала к коню и повела армию в бой, — чтобы солдаты не узнали о смерти их предводителя. Похоронили Сида вместе с его умной женой в Бургусском соборе, здесь же хранится и меч Сида - Тисон. Захоронение огнём не было тронуто, но замок – основа города и часть крепостной стены потерпели значительные разрушения.

— Вот мы и занимались восстановлением, но дело до конца не довели. Муниципалитет не выделил достаточных средств для этого.

Бургос после пожара перестал быть центром Северной Испании, пришёл в упадок  и основным центром торговли стал Мадрид.

— Но город очень красив! Как корабль возвышается он на 800-метровом холме над живописными кастильскими равнинами.

   Франческо было приятно, что Виже  так отзывается о его родном  городе.

— Бургос был основан  примерно  в 884 году по приказу короля Альфонсо III по прозвищу Великий его сподвижником Диего Родригесом Порселосом. Назначением крепости была военная цель - опора от маврских набегов. К 11 веку Бургос стал настоящим городом, в котором короновались кастильские короли.

Он даже забыл, что разговор начался с неприятных для него воспоминаний, но Виже вновь вернул его в прошлое своим вопросом.

 — Так чем закончился для тебя конкурс по испанской истории?

Юноша тяжело вздохнул:

Золотую медаль конкурса получил Рамон Байеу. Картина его была так себе, невзрачная, но он был братом члена жюри конкурса – Франсиско Байеу. Так что я  потерпел неудачу, ставшую лишь одной из целой полосы неудач, преследовавших меня в последние два года.  

— Ну что ты! Жизнь – не сплошные чёрные полосы. Просто время твоё ещё не пришло. Ты настоящий художник и будешь знаменитым. Позанимаешься с моей дочерью, отдохнёшь, наберёшься сил, ведь рядом с детьми силы только прибавляются, а душа  очищается.

— Наверное, вы правы, — Франсиско тяжело вздохнул.

Жизнь несправедлива, но всё же хороша,— напутствовал Виже молодого художника. —  Всё может измениться в мгновение ока. Поверь, самое лучшее ждёт впереди.(8) 

 

 

(1) Луи́-Абраха́м ван Лоо́ ( 1653 год — 1712 года) —французский художник голландского происхождения; представитель династии живописцев Ван Лоо

 (2)Монпарнас находится к югу от Латинского квартала и граничит с Люксембургским садом на севере. Свое название Монпарнас в Париже получил от студентов, которые собирались в этом районе и назвали его "Монпарнас”. Слово является производным от древнегреческого слова Парнас, который был домом Аполлона – бога поэзии, музыки и красоты. С тех пор район стал Меккой для парижских художников и интеллектуалов. В 18 веке был заложен бульвар Монпарнас, множество танцевальных мест, кафе и кабаре открыли здесь свои двери.

(3)Франси́ско Хосе́ де Го́йя-и-Лусье́нтес (1746 1828) —испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.

(4) Офорт – разновидность гравюры на металле.

(5) Аутодафе – с XV века в Испании и Португалии процессия, сопровождаемая казнь осуждённых инквизицией.

(6)Император Балдуин I Фландрский (1171 — 1205) — граф Эно, видный фламандский феодал, крестоносец. После того как в 1204 году крестоносцами был захвачен Константинополь, стал 16 мая 1204 года императором Латинской империи.

Поссорился с болгарским царём Калояном. 14 апреля 1205 года  со своими крестоносцами потерпел  поражение недалеко от Адрианополя, и  попал в плен к болгарам. Умер в конце 1205 года в заключении в Тырново, Болгария.

(7)Уютный средневековый городок Бурго находится  в сердце области Кастилия и Леон, в 240 км к северу от Мадрида.

(8) Три урока  из 45, которые преподала  жизнь Регине  Бретт

 
Рейтинг: +4 794 просмотра
Комментарии (6)
Митрофанов Валерий # 8 декабря 2013 в 16:49 0
040a6efb898eeececd6a4cf582d6dca6 отлично
Анна Магасумова # 8 декабря 2013 в 17:15 0
Спасибо! Вот куда фантазии уводят... t7211
Татьяна Лаин # 12 декабря 2013 в 12:07 0
Отличные у тебя фантазии. Просто супер!
Анна Магасумова # 12 декабря 2013 в 16:30 0
Да, и это ещё не всё....
Будет минимум ещё 3 главы...Ведь Элизабет Виже была и в Петербурге.
Валерий Шолдя # 13 декабря 2013 в 10:05 0
Анна Магасумова # 13 декабря 2013 в 14:16 0
Огромное спасибо!