Путешествие длиною в жизнь. Глава 4
Путешествие длиною в жизнь.
Глава 4
Учитель
Быть правдивыми и честными с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание.
Л.Н.Толстой
Началась зима. Год оказался неурожайным, голодным. Флора ругалась, что муж приносит мало денег. А что делает торговец картинами, когда ему нечего предложить своим покупателям? Он рисует картины сам.
— Придётся создавать копии шедевров мастеров, как это не печально, — думал Луи Виже.
А что ему оставалось делать? Флоре хотелось стать владелицей своей шляпной мастерской, а на это нужны были деньги. Луи Виже рисовал приличные копии, тем вводил в заблуждение даже самых известных экспертов. В доме появились деньги, и Флора смогла выкупить у бывшей владелицы желанную мастерскую. Она проводила там много времени, дела шли успешно, Луи же продолжал заниматься с дочерью. Вот только здоровье его резко ухудшилось. Всё чаще стало болеть сердце. Он находился в постоянном нервном напряжении, что его обман с копиями может раскрыться. Кроме того, Виже простудился, появился кашель.
—Papá, я вскипятила молоко, выпей, пока оно горячее!— беспокоилась об отце Элизабет.
— Mersi,mafille! Спасибо, доченька! Я выпью, но только вместе с тобой.
Луи порой становилось трудно дышать, боль отдавала в сердце, но он продолжал уроки с дочерью. Настала пора рассказать о портрете. Об этом очень просила Элизабет, в тайне она приступила к созданию портрета отца.
Луи Виже прежде всего дал дочери общее представление о композиции в изобразительном искусстве.
— Композиции бывают станковые, декоративные, скульптурные, театрально – декорационные, декоративные и объёмно-пространственные, — начал рассказ Луи.
— Papá, для меня это ещё так сложно, — Элизабет расстроилась. — Станковые – непонятно...
— Мы с тобой говорили о станковой графической композиции, о гравюрах. Теперь поговорим о портрете и пейзаже.
— Papá, о портрете, о портрете, — Элизабет захлопала в ладоши.
— Хорошо, ma fille! Рисовать портрет - занятие интересное и сложное.
Одновременно он делал эскиз портрета дочери.
— Не каждый знаменитый художник умеет это делать. В основном художники, которые хорошо рисуют портреты — самоучки, у них хорошо развито чувство прекрасного, но даже им надо много учиться. Если рисовать, к примеру, пейзаж, то совсем необязательно, чтобы он был похож на ту местность, которую хочется изобразить, достаточно видение природы, которое есть у каждого.
— Papá, а мне казалось, что рисовать природу очень сложно.
— Нет, ты можешь нарисовать любое место, по памяти, даже то, где ты никогда не была.
— Тогда это будет выдуманный пейзаж, — удивилась девочка.
— Тем не менее, ты же не нарисуешь одновременно озеро, реку и море. Это будет действительно нереально. Ты рисуешь сад или парк, деревья, каких много. В случае же с портретом всё иначе.
Виже закашлялся, ему стало трудно говорить. Он подумал:
— Я столько ещё не успел сказать своей дочери! Нужно найти ей учителя.
Прокашлявшись, Виже продолжил:
— Любой человек сможет сравнить портрет с оригиналом и сказать, похож он или нет. И не многим художникам-портретистам удаётся добиться стопроцентной схожести.
Девочка очень беспокоилась о здоровье отца.
— Papá, может тебе сходить к доктору? Ты так кашляешь!
— Мafille! Доченька! Всё прошло! Тебе всё понятно?
— Papá, но я очень беспокоюсь за тебя!
Но Элизабет было так интересно, что она задала вопрос, который её очень волновал:
— Papá, а как достичь внешнего сходства человека, которого рисуешь?
— Секрет в том, что главное совсем не во внешнем сходстве, а в том, чтобы рассмотреть в каждом человеке то уникальное, что отличает его от всех остальных и изобразить это на бумаге.
— Papá, это же так сложно!
— Mafille! Доченька! Главное не внешнее сходство, а то, насколько точно изобразит художник внутреннее состояние человека. Это хорошо удавалось, например Сандро Ботичелли.
— Papá, я помню, ты мне о нём рассказывал. Бот-ти-чел- ли, – произнесла Элизабет по слогам, –
выполнил серию иллюстраций к «Божественной комедии» Данте. Но я хочу, и буду рисовать портреты!
Девочка сделала упор на слове «буду». Виже подумал:
— У дочери твёрдый характер. Она добьётся того, что хочет, я уверен!
Вслух же произнёс:
— Ma fille! Доченька! Тогда тебе будет сложнее. Но я уверен, что буду тобой гордиться.
Виже не знал, что ему не удастся увидеть успех дочери. Он продолжил:
—Художник берет в руку кисть, накладывает на полотно мазок за мазком, рождается картина, которая вот-вот на глазах оживёт. Если это портрет, то кажется, что человек, изображённый на картине, заговорит. Если это пейзаж, будто оказываешься в том уголке природы, который нарисовал художник.
Луи Виже сопровождал свои слова взмахом кисти. Ему лучше всего удавалось рисовать копии, но портрет девочки у него получился таким, как он хотел. На фото она держала в руках котёнка, о котором она рассказывала ему.
— Нужно найти хорошего, учителя-портретиста для Элизабет, — думал Луи.
Его ожидала удивительная встреча. Как – то днём Виже возвращался от солидного покупателя. Ему удалось удачно продать копию картины Ван Лоо «Язон и Медея» (1). Виже прошёл по аллее Люксембургского сада. Под ногами хлюпала грязь, а с голых деревьев сыпались холодные капли. Кутаясь в воротник лёгкого пальто, он спешил, так как очень замёрз. Нужно было пройти ещё бульвар Монпарнас(2), где в любое время года собирались художники.
Луи Виже спешил, но вежливо здоровался и раскланивался со всеми. Но вот он увидел незнакомого молодого человека, который сидел на скамейке напротив кафе «Ротонда». Перед ним было несколько рисунков.
— Какой необычный стиль, — подумал Виже.
Рисунки изображали мифологические сюжеты, но лица героев были такими одухотворёнными, что казались живыми. Юноша обратился к нему сначала на испанском, потом на французском языках:
—Seńor! Compre figurе! Achetez figurе! Купите рисунки!
Луи не смог пройти мимо. У юноши было такое страдальческое выражение лица, что Виже подошёл к нему и стал рассматривать рисунки.
— Пожалуй, я вот этот рисунок возьму.
Виже показал на рисунок кудрявого ангела. Его привлекли огромные глаза, в которых было немое изумление. Прямой римский нос, пухлые, девичьи губы. И цена оказалась приемлемой.
— За комнату я уже заплатил, теперь нужно набрать денег для поездки в Рим. Я надеюсь, что смогу удачно продать свои рисунки.
Виже внимательно посмотрел на молодого человека и подумал:
— Видимо ангела он рисовал с себя. Такой же наивный взгляд, правда, глаза карие и не такие огромные, как на рисунке. Шея не такая мощная, нос не прямой.
Виже внимательно рассмотрел юношу. Тот под его взглядом смутился и наморщил широкий открытый лоб.
— Взгляд наивного человека, но уже испытавшего удар судьбы, — продолжал описывать про себя внешность незнакомца Виже. Он при встрече с новым человеком всегда обращал внимание на характерные черты внешности, будто рисовал мысленный портрет.
Виже решил:
— А что если взять этого юношу учителем для моей Лиз?
И уже обращаясь к молодому человеку, сказал:
— Меня зовут Луи, Луи Виже. А вы не хотели бы стать учителем рисования моей дочери Элизабет? Как вас зовут?
— Меня зовут Франсиско Гойя(3). У меня нет опыта учительской работы, но я соглашусь.
—Прекрасно! Мне хотелось бы узнать о тебе. Так ты испанец?
— Да, я родился в небольшой деревне Фуэнтетодос, расположенной среди арагонских скал в северной части Испании, 30 марта 1746 года в семье мастера-позолотчика Хосе Гойи.
— Так тебе 22 года. А где ты учился рисовать?
—В иезуитской школе в Сарагосе мой наставник отец Пиньятелле заметил у меня художественные способности и порекомендовал своему родственнику Хосе Лусиана-и-Мартинесу, бывшему долгое время придворным живописцем. Мой отец этому был рад и оплачивал мои художественные уроки на протяжении четырех лет.
— Чем тебе запомнились уроки?
— Я постигал азы живописи и рисунка, но при этом с произведений выдающихся испанских мастеров делал многочисленные гравюры и офорты(4).
— Так ты копировщик?
— Не только. Чтобы добиться максимальной выразительности изображения различных движений человеческого тела, я, помимо мастерской Лусиана, посещал ещё и школу скульптуры Хуана Рамиреса. Здесь мы с учениками выполняли копии скульптур и писали ученические этюды.
— Так ты ещё и скульптор?
— В католической Испании было запрещено изображение обнажённого тела, особенно женского, поэтому занятия скульптурой для меня стали чуть ли не единственной возможностью изучать анатомию человека.
— Несмотря, что ты копировал стиль прославленных живописцев, у тебя видна особая художественная манера.
— Да, я занимался упорно и благодаря этому в 1760 году получил заказ на роспись церкви в Фуэнтетодосе.
Творчество Франсиско Гойи, который был на 9 лет старше Элизабет, Елизавета тоже хорошо знала. К сожалению, этот труд была полностью уничтожен в 1936 году во время Гражданской войны в Испании. Произведения реконструировали по сохранившимся фотографиям 30-х годов. Это были «Явление Мадонны дель Пилар перед святым Иаковом», «Святой Франсиск де Паула» и «Мадонна с младенцем». Современники высоко оценили работу художника, хотя сам Гойя, увидевший её, будучи уже в преклонном возрасте, возмутился: «Только не говорите, что это нарисовал я!». Раннее творчество Гойи резко отличается от творчества зрелого художника. Скажется смерти детей, тяжёлая болезнь, глухота. Всё это приведёт к тому, что с годами живопись художника станет всё мрачнее и мрачнее. Самый знаменитый офорт Гойи – «Сон разума порождает чудовищ». Целые серии будут посвящены аутодафе(5) и ужасам войны. Последние работы — под впечатлением вторжения Наполеона в Испанию.
—Через три года, когда работа по росписи церкви была закончена, я покинул родные края и оправился в Мадрид. Здесь мне пришлось тяжело, без родных, без связей, поэтому на прошение в Королевскую Академию изобразительных искусств в Сан-Фернандо, о предоставлении стипендии я получил отказ.Я перебивался случайными заработками, не гнушался чёрной работы. Об этом даже не хочется вспоминать.
Видно было, что воспоминания приносят молодому человеку душевную боль. Поэтому Виже сказал:
— Ты можешь не рассказывать, если тебе тяжело говорить о том, что с тобой случилось.
— Нет, наоборот, я должен высказаться, чтобы мне стало легче. Я ни с кем не мог поделиться несправедливостью, вставшей на моем жизненном пути.
Франсиско рассказал, что с 1760 года он учился в Сарагосе. В 1766 году принял участие в конкурсе, объявленном Королевской Академией на тему из испанской истории.
— Задание было сформулировано так:
«Марта, императрица Византии, прибывает в Бургос к королю Альфонсо Мудрому, чтобы попросить у него часть той суммы, которую назначил султан для выкупа её супруга, плененного императора Болдуина(6), и испанский монарх повелевает выдать ей эту сумму».
— Какое сложное задание! Это же XIII век!
— Тем не менее, я считаю, что хорошо справился с заданием.
—У этого юноши высокое самомнение, — подумал Луи Виже, а вслух спросил:
— Что же ты изобразил?
— Я нарисовал Марту коленопреклонённой перед книгой. Она сложила руки перед грудью, умоляя Альфонсо дать ей деньги. Короля Испании также называли Альфонс Образованный или Альфонс Астроном.
Картина получилась оптимистическая. За окном – колонна и светлый утренний пейзаж с видом на реку Арлансон.
—Это в области Старая Кастилия?
—Откуда вы знаете?
— В юности я побывал в Северной Испании, в Бургосе, (7) после пожара в замке в 1736 году. Группа молодых художников, среди которых был я, отправилась на реставрацию готического собора, где похоронен Родриго Диас де Бивар или Сид.
Виже проговорил имя национального героя Бургоса полностью, ведь о славе, геройстве и подвигах Сида знает каждый ребенок Испании. Франческо заулыбался. Приятно слышать о своём родном городе, будучи от него вдали.
— Seńor Луи! Славу де Бивар Сид приобрёл после отважных войн, которые он вел с мусульманскими захватчиками. По преданиям в последнем бою Сид был ранен отравленной стрелой и умер от яда. Вот что удивительно: его жена Химена облачила его тело в военные доспехи, привязала к коню и повела армию в бой, — чтобы солдаты не узнали о смерти их предводителя. Похоронили Сида вместе с его умной женой в Бургусском соборе, здесь же хранится и меч Сида - Тисон. Захоронение огнём не было тронуто, но замок – основа города и часть крепостной стены потерпели значительные разрушения.
— Вот мы и занимались восстановлением, но дело до конца не довели. Муниципалитет не выделил достаточных средств для этого.
— Бургос после пожара перестал быть центром Северной Испании, пришёл в упадок и основным центром торговли стал Мадрид.
— Но город очень красив! Как корабль возвышается он на 800-метровом холме над живописными кастильскими равнинами.
Франческо было приятно, что Виже так отзывается о его родном городе.
— Бургос был основан примерно в 884 году по приказу короля Альфонсо III по прозвищу Великий его сподвижником Диего Родригесом Порселосом. Назначением крепости была военная цель - опора от маврских набегов. К 11 веку Бургос стал настоящим городом, в котором короновались кастильские короли.
Он даже забыл, что разговор начался с неприятных для него воспоминаний, но Виже вновь вернул его в прошлое своим вопросом.
— Так чем закончился для тебя конкурс по испанской истории?
Юноша тяжело вздохнул:
— Золотую медаль конкурса получил Рамон Байеу. Картина его была так себе, невзрачная, но он был братом члена жюри конкурса – Франсиско Байеу. Так что я потерпел неудачу, ставшую лишь одной из целой полосы неудач, преследовавших меня в последние два года.
— Ну что ты! Жизнь – не сплошные чёрные полосы. Просто время твоё ещё не пришло. Ты настоящий художник и будешь знаменитым. Позанимаешься с моей дочерью, отдохнёшь, наберёшься сил, ведь рядом с детьми силы только прибавляются, а душа очищается.
— Наверное, вы правы, — Франсиско тяжело вздохнул.
—Жизнь несправедлива, но всё же хороша,— напутствовал Виже молодого художника. — Всё может измениться в мгновение ока. Поверь, самое лучшее ждёт впереди.(8)
(1) Луи́-Абраха́м ван Лоо́ (1653-1712) -французский художник голландского происхождения; представитель династии живописцев Ван Лоо
(2)Монпарнас находится к югу от Латинского квартала и граничит с Люксембургским садом на севере. Свое название Монпарнас в Париже получил от студентов, которые собирались в этом районе и назвали его "Монпарнас”. Слово является производным от древнегреческого слова Парнас, который был домом Аполлона – бога поэзии, музыки и красоты. С тех пор район стал Меккой для парижских художников и интеллектуалов. В 18 веке был заложен бульвар Монпарнас, множество танцевальных мест, кафе и кабаре открыли здесь свои двери.
(3)Франси́ско Хосе́ де Го́йя-и-Лусье́нтес (1746 —1828) — испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.
(4) Офорт – разновидность гравюры на металле.
(5) Аутодафе – с XV века в Испании и Португалии процессия, сопровождаемая казнь осуждённых инквизицией.
(6)Император Балдуин I Фландрский (1171 —1205) — граф Эно, видный фламандский феодал, крестоносец. После того как в 1204 году крестоносцами был захвачен Константинополь, стал 16 мая 1204 года императором Латинской империи.
Поссорился с болгарским царём Калояном. 14 апреля 1205 года со своими крестоносцами потерпел поражение недалеко от Адрианополя, и попал в плен к болгарам. Умер в конце 1205 года в заключении в Тырново, Болгария.
(7)Уютный средневековый городок Бурго находится в сердце области Кастилия и Леон, в 240 км к северу от Мадрида.
(8) Три урока из 45, которые преподала жизнь Регине Бретт
Путешествие длиною в жизнь.
Глава 4
Учитель
Быть правдивыми и честными с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание.
Л.Н.Толстой
Началась зима. Год оказался неурожайным, голодным. Флора ругалась, что муж приносит мало денег. А что делает торговец картинами, когда ему нечего предложить своим покупателям? Он рисует картины сам.
— Придётся создавать копии шедевров мастеров, как это не печально, — думал Луи Виже.
А что ему оставалось делать? Флоре хотелось стать владелицей своей шляпной мастерской, а на это нужны были деньги. Луи Виже рисовал приличные копии, тем вводил в заблуждение даже самых известных экспертов. В доме появились деньги, и Флора смогла выкупить у бывшей владелицы желанную мастерскую. Она проводила там много времени, дела шли успешно, Луи же продолжал заниматься с дочерью. Вот только здоровье его резко ухудшилось. Всё чаще стало болеть сердце. Он находился в постоянном нервном напряжении, что его обман с копиями может раскрыться. Кроме того, Виже простудился, появился кашель.
—Papá, я вскипятила молоко, выпей, пока оно горячее!— беспокоилась об отце Элизабет.
— Mersi,mafille! Спасибо, доченька! Я выпью, но только вместе с тобой.
Луи порой становилось трудно дышать, боль отдавала в сердце, но он продолжал уроки с дочерью. Настала пора рассказать о портрете. Об этом очень просила Элизабет, в тайне она приступила к созданию портрета отца.
Луи Виже прежде всего дал дочери общее представление о композиции в изобразительном искусстве.
— Композиции бывают станковые, декоративные, скульптурные, театрально – декорационные, декоративные и объёмно-пространственные, — начал рассказ Луи.
— Papá, для меня это ещё так сложно, — Элизабет расстроилась. — Станковые – непонятно...
— Мы с тобой говорили о станковой графической композиции, о гравюрах. Теперь поговорим о портрете и пейзаже.
— Papá, о портрете, о портрете, — Элизабет захлопала в ладоши.
— Хорошо, ma fille! Рисовать портрет - занятие интересное и сложное.
Одновременно он делал эскиз портрета дочери.
— Не каждый знаменитый художник умеет это делать. В основном художники, которые хорошо рисуют портреты — самоучки, у них хорошо развито чувство прекрасного, но даже им надо много учиться. Если рисовать, к примеру, пейзаж, то совсем необязательно, чтобы он был похож на ту местность, которую хочется изобразить, достаточно видение природы, которое есть у каждого.
— Papá, а мне казалось, что рисовать природу очень сложно.
— Нет, ты можешь нарисовать любое место, по памяти, даже то, где ты никогда не была.
— Тогда это будет выдуманный пейзаж, — удивилась девочка.
— Тем не менее, ты же не нарисуешь одновременно озеро, реку и море. Это будет действительно нереально. Ты рисуешь сад или парк, деревья, каких много. В случае же с портретом всё иначе.
Виже закашлялся, ему стало трудно говорить. Он подумал:
— Я столько ещё не успел сказать своей дочери! Нужно найти ей учителя.
Прокашлявшись, Виже продолжил:
— Любой человек сможет сравнить портрет с оригиналом и сказать, похож он или нет. И не многим художникам-портретистам удаётся добиться стопроцентной схожести.
Девочка очень беспокоилась о здоровье отца.
— Papá, может тебе сходить к доктору? Ты так кашляешь!
— Мafille! Доченька! Всё прошло! Тебе всё понятно?
— Papá, но я очень беспокоюсь за тебя!
Но Элизабет было так интересно, что она задала вопрос, который её очень волновал:
— Papá, а как достичь внешнего сходства человека, которого рисуешь?
— Секрет в том, что главное совсем не во внешнем сходстве, а в том, чтобы рассмотреть в каждом человеке то уникальное, что отличает его от всех остальных и изобразить это на бумаге.
— Papá, это же так сложно!
— Mafille! Доченька! Главное не внешнее сходство, а то, насколько точно изобразит художник внутреннее состояние человека. Это хорошо удавалось, например Сандро Ботичелли.
— Papá, я помню, ты мне о нём рассказывал. Бот-ти-чел- ли, – произнесла Элизабет по слогам, –
выполнил серию иллюстраций к «Божественной комедии» Данте. Но я хочу, и буду рисовать портреты!
Девочка сделала упор на слове «буду». Виже подумал:
— У дочери твёрдый характер. Она добьётся того, что хочет, я уверен!
Вслух же произнёс:
— Ma fille! Доченька! Тогда тебе будет сложнее. Но я уверен, что буду тобой гордиться.
Виже не знал, что ему не удастся увидеть успех дочери. Он продолжил:
—Художник берет в руку кисть, накладывает на полотно мазок за мазком, рождается картина, которая вот-вот на глазах оживёт. Если это портрет, то кажется, что человек, изображённый на картине, заговорит. Если это пейзаж, будто оказываешься в том уголке природы, который нарисовал художник.
Луи Виже сопровождал свои слова взмахом кисти. Ему лучше всего удавалось рисовать копии, но портрет девочки у него получился таким, как он хотел. На фото она держала в руках котёнка, о котором она рассказывала ему.
— Нужно найти хорошего, учителя-портретиста для Элизабет, — думал Луи.
Его ожидала удивительная встреча. Как – то днём Виже возвращался от солидного покупателя. Ему удалось удачно продать копию картины Ван Лоо «Язон и Медея» (1). Виже прошёл по аллее Люксембургского сада. Под ногами хлюпала грязь, а с голых деревьев сыпались холодные капли. Кутаясь в воротник лёгкого пальто, он спешил, так как очень замёрз. Нужно было пройти ещё бульвар Монпарнас(2), где в любое время года собирались художники.
Луи Виже спешил, но вежливо здоровался и раскланивался со всеми. Но вот он увидел незнакомого молодого человека, который сидел на скамейке напротив кафе «Ротонда». Перед ним было несколько рисунков.
— Какой необычный стиль, — подумал Виже.
Рисунки изображали мифологические сюжеты, но лица героев были такими одухотворёнными, что казались живыми. Юноша обратился к нему сначала на испанском, потом на французском языках:
—Seńor! Compre figurе! Achetez figurе! Купите рисунки!
Луи не смог пройти мимо. У юноши было такое страдальческое выражение лица, что Виже подошёл к нему и стал рассматривать рисунки.
— Пожалуй, я вот этот рисунок возьму.
Виже показал на рисунок кудрявого ангела. Его привлекли огромные глаза, в которых было немое изумление. Прямой римский нос, пухлые, девичьи губы. И цена оказалась приемлемой.
— За комнату я уже заплатил, теперь нужно набрать денег для поездки в Рим. Я надеюсь, что смогу удачно продать свои рисунки.
Виже внимательно посмотрел на молодого человека и подумал:
— Видимо ангела он рисовал с себя. Такой же наивный взгляд, правда, глаза карие и не такие огромные, как на рисунке. Шея не такая мощная, нос не прямой.
Виже внимательно рассмотрел юношу. Тот под его взглядом смутился и наморщил широкий открытый лоб.
— Взгляд наивного человека, но уже испытавшего удар судьбы, — продолжал описывать про себя внешность незнакомца Виже. Он при встрече с новым человеком всегда обращал внимание на характерные черты внешности, будто рисовал мысленный портрет.
Виже решил:
— А что если взять этого юношу учителем для моей Лиз?
И уже обращаясь к молодому человеку, сказал:
— Меня зовут Луи, Луи Виже. А вы не хотели бы стать учителем рисования моей дочери Элизабет? Как вас зовут?
— Меня зовут Франсиско Гойя(3). У меня нет опыта учительской работы, но я соглашусь.
—Прекрасно! Мне хотелось бы узнать о тебе. Так ты испанец?
— Да, я родился в небольшой деревне Фуэнтетодос, расположенной среди арагонских скал в северной части Испании, 30 марта 1746 года в семье мастера-позолотчика Хосе Гойи.
— Так тебе 22 года. А где ты учился рисовать?
—В иезуитской школе в Сарагосе мой наставник отец Пиньятелле заметил у меня художественные способности и порекомендовал своему родственнику Хосе Лусиана-и-Мартинесу, бывшему долгое время придворным живописцем. Мой отец этому был рад и оплачивал мои художественные уроки на протяжении четырех лет.
— Чем тебе запомнились уроки?
— Я постигал азы живописи и рисунка, но при этом с произведений выдающихся испанских мастеров делал многочисленные гравюры и офорты(4).
— Так ты копировщик?
— Не только. Чтобы добиться максимальной выразительности изображения различных движений человеческого тела, я, помимо мастерской Лусиана, посещал ещё и школу скульптуры Хуана Рамиреса. Здесь мы с учениками выполняли копии скульптур и писали ученические этюды.
— Так ты ещё и скульптор?
— В католической Испании было запрещено изображение обнажённого тела, особенно женского, поэтому занятия скульптурой для меня стали чуть ли не единственной возможностью изучать анатомию человека.
— Несмотря, что ты копировал стиль прославленных живописцев, у тебя видна особая художественная манера.
— Да, я занимался упорно и благодаря этому в 1760 году получил заказ на роспись церкви в Фуэнтетодосе.
Творчество Франсиско Гойи, который был на 9 лет старше Элизабет, Елизавета тоже хорошо знала. К сожалению, этот труд была полностью уничтожен в 1936 году во время Гражданской войны в Испании. Произведения реконструировали по сохранившимся фотографиям 30-х годов. Это были «Явление Мадонны дель Пилар перед святым Иаковом», «Святой Франсиск де Паула» и «Мадонна с младенцем». Современники высоко оценили работу художника, хотя сам Гойя, увидевший её, будучи уже в преклонном возрасте, возмутился: «Только не говорите, что это нарисовал я!». Раннее творчество Гойи резко отличается от творчества зрелого художника. Скажется смерти детей, тяжёлая болезнь, глухота. Всё это приведёт к тому, что с годами живопись художника станет всё мрачнее и мрачнее. Самый знаменитый офорт Гойи – «Сон разума порождает чудовищ». Целые серии будут посвящены аутодафе(5) и ужасам войны. Последние работы — под впечатлением вторжения Наполеона в Испанию.
—Через три года, когда работа по росписи церкви была закончена, я покинул родные края и оправился в Мадрид. Здесь мне пришлось тяжело, без родных, без связей, поэтому на прошение в Королевскую Академию изобразительных искусств в Сан-Фернандо, о предоставлении стипендии я получил отказ.Я перебивался случайными заработками, не гнушался чёрной работы. Об этом даже не хочется вспоминать.
Видно было, что воспоминания приносят молодому человеку душевную боль. Поэтому Виже сказал:
— Ты можешь не рассказывать, если тебе тяжело говорить о том, что с тобой случилось.
— Нет, наоборот, я должен высказаться, чтобы мне стало легче. Я ни с кем не мог поделиться несправедливостью, вставшей на моем жизненном пути.
Франсиско рассказал, что с 1760 года он учился в Сарагосе. В 1766 году принял участие в конкурсе, объявленном Королевской Академией на тему из испанской истории.
— Задание было сформулировано так: «Марта, императрица Византии, прибывает в Бургос к королю Альфонсо Мудрому, чтобы попросить у него часть той суммы, которую назначил султан для выкупа её супруга, плененного императора Болдуина(6), и испанский монарх повелевает выдать ей эту сумму».
— Какое сложное задание! Это же XIII век!
— Тем не менее, я считаю, что хорошо справился с заданием.
—У этого юноши высокое самомнение, — подумал Луи Виже, а вслух спросил:
— Что же ты изобразил?
— Я нарисовал Марту коленопреклонённой перед книгой. Она сложила руки перед грудью, умоляя Альфонсо дать ей деньги. Короля Испании также называли Альфонс Образованный или Альфонс Астроном.
Картина получилась оптимистическая. За окном – колонна и светлый утренний пейзаж с видом на реку Арлансон.
—Это в области Старая Кастилия?
—Откуда вы знаете?
— В юности я побывал в Северной Испании, в Бургосе, (7) после пожара в замке в 1736 году. Группа молодых художников, среди которых был я, отправилась на реставрацию готического собора, где похоронен Родриго Диас де Бивар или Сид.
Виже проговорил имя национального героя Бургоса полностью, ведь о славе, геройстве и подвигах Сида знает каждый ребенок Испании. Франческо заулыбался. Приятно слышать о своём родном городе, будучи от него вдали.
— Seńor Луи! Славу де Бивар Сид приобрёл после отважных войн, которые он вел с мусульманскими захватчиками. По преданиям в последнем бою Сид был ранен отравленной стрелой и умер от яда. Вот что удивительно: его жена Химена облачила его тело в военные доспехи, привязала к коню и повела армию в бой, — чтобы солдаты не узнали о смерти их предводителя. Похоронили Сида вместе с его умной женой в Бургусском соборе, здесь же хранится и меч Сида - Тисон. Захоронение огнём не было тронуто, но замок – основа города и часть крепостной стены потерпели значительные разрушения.
— Вот мы и занимались восстановлением, но дело до конца не довели. Муниципалитет не выделил достаточных средств для этого.
— Бургос после пожара перестал быть центром Северной Испании, пришёл в упадок и основным центром торговли стал Мадрид.
— Но город очень красив! Как корабль возвышается он на 800-метровом холме над живописными кастильскими равнинами.
Франческо было приятно, что Виже так отзывается о его родном городе.
— Бургос был основан примерно в 884 году по приказу короля Альфонсо III по прозвищу Великий его сподвижником Диего Родригесом Порселосом. Назначением крепости была военная цель - опора от маврских набегов. К 11 веку Бургос стал настоящим городом, в котором короновались кастильские короли.
Он даже забыл, что разговор начался с неприятных для него воспоминаний, но Виже вновь вернул его в прошлое своим вопросом.
— Так чем закончился для тебя конкурс по испанской истории?
Юноша тяжело вздохнул:
— Золотую медаль конкурса получил Рамон Байеу. Картина его была так себе, невзрачная, но он был братом члена жюри конкурса – Франсиско Байеу. Так что я потерпел неудачу, ставшую лишь одной из целой полосы неудач, преследовавших меня в последние два года.
— Ну что ты! Жизнь – не сплошные чёрные полосы. Просто время твоё ещё не пришло. Ты настоящий художник и будешь знаменитым. Позанимаешься с моей дочерью, отдохнёшь, наберёшься сил, ведь рядом с детьми силы только прибавляются, а душа очищается.
— Наверное, вы правы, — Франсиско тяжело вздохнул.
—Жизнь несправедлива, но всё же хороша,— напутствовал Виже молодого художника. — Всё может измениться в мгновение ока. Поверь, самое лучшее ждёт впереди.(8)
(1) Луи́-Абраха́м ван Лоо́ ( 1653 год — 1712 года) —французский художник голландского происхождения; представитель династии живописцев Ван Лоо
(2)Монпарнас находится к югу от Латинского квартала и граничит с Люксембургским садом на севере. Свое название Монпарнас в Париже получил от студентов, которые собирались в этом районе и назвали его "Монпарнас”. Слово является производным от древнегреческого слова Парнас, который был домом Аполлона – бога поэзии, музыки и красоты. С тех пор район стал Меккой для парижских художников и интеллектуалов. В 18 веке был заложен бульвар Монпарнас, множество танцевальных мест, кафе и кабаре открыли здесь свои двери.
(3)Франси́ско Хосе́ де Го́йя-и-Лусье́нтес (1746 — 1828) —испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.
(4) Офорт – разновидность гравюры на металле.
(5) Аутодафе – с XV века в Испании и Португалии процессия, сопровождаемая казнь осуждённых инквизицией.
(6)Император Балдуин I Фландрский (1171 — 1205) — граф Эно, видный фламандский феодал, крестоносец. После того как в 1204 году крестоносцами был захвачен Константинополь, стал 16 мая 1204 года императором Латинской империи.
Поссорился с болгарским царём Калояном. 14 апреля 1205 года со своими крестоносцами потерпел поражение недалеко от Адрианополя, и попал в плен к болгарам. Умер в конце 1205 года в заключении в Тырново, Болгария.
(7)Уютный средневековый городок Бурго находится в сердце области Кастилия и Леон, в 240 км к северу от Мадрида.
(8) Три урока из 45, которые преподала жизнь Регине Бретт
Митрофанов Валерий # 8 декабря 2013 в 16:49 0 | ||
|
Анна Магасумова # 8 декабря 2013 в 17:15 0 | ||
|
Татьяна Лаин # 12 декабря 2013 в 12:07 0 | ||
|
Анна Магасумова # 12 декабря 2013 в 16:30 0 | ||
|
Валерий Шолдя # 13 декабря 2013 в 10:05 0 | ||
|
Анна Магасумова # 13 декабря 2013 в 14:16 0 | ||
|