4. 33. Работая в трудных условиях
18 марта 2024 -
Елена Гармон
[Скрыть]
Регистрационный номер 0527111 выдан для произведения:
Павел не упускал случая изложить перед обращенными ясное учение Писания о поддержке дела Божьего; и хотя Павел писал, что он как служитель Евангелия имеет «власть не работать» в привычном смысле этого слова (см. 1 Коринфянам 9:6), тем не менее в разные периоды своего служения в крупных городах он занимался ремеслом, чтобы заработать себе на жизнь.
Иудеи не считали физический труд унизительным. Еще через Моисея они получили указание приучать своих детей к труду и считали предосудительным безделье среди молодежи. Даже ребенку, готовящемуся к святому служению, прививали практические навыки. Каждого юношу обучали какому-либо ремеслу, независимо от того, богаты или бедны были его родители. Считалось, что родители, пренебрегающие трудовым воспитанием своих детей, уклоняются от наставлений Господа. Следуя этому обычаю, Павла с ранних лет обучали ремеслу изготовления палаток.
Прежде чем стать учеником Христа, Павел занимал высокое положение и имел достаточно средств к существованию, но впоследствии, употребив все свое имущество на поддержку дела Христова, он иногда прибегал к ремеслу, чтобы заработать на жизнь. И в первую очередь он трудился своими руками там, где его поведение могло быть истолковано неправильно.
Мы читаем о том, что Павел впервые начал работать в Фессалонике, где он проповедовал. Это было вызвано необходимостью обеспечить себя. В письме к верующим в Фессалонике он напоминал, что у него не было «видов корысти», добавляя: «Вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие» (1 Фессалоникийцам 2:5, 9). Во Втором послании к Фессалоникийцам он снова писал, что он и его соработник, будучи в Фессалонике, «ни у кого не ели хлеба даром», но «занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, — не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам» (2 Фессалоникийцам 3:8, 9).
В Фессалонике Павел встретил людей, не желавших работать своими руками. Впоследствии он писал о них: «Некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся; таковых увещаваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб”. Трудясь в Фессалонике, Павел старался подавать таковым добрый пример. “Ибо, когда мы были у вас, — писал он, — то завещавали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь” (стихи 11, 12, 10).
Во все времена сатана пытался свести на нет усилия рабов Божьих, насаждая в церкви дух фанатизма. Так было и во дни Павла, так было и во дни Реформации. Уиклиф, Лютер и многие другие, оказавшие на мир благотворное влияние своей верой и личным примером, сталкивались с дьявольскими кознями, которыми пользуется враг, чтобы разжечь фанатизм в неуравновешенных, сверхревностных и неосвященных умах. Людей вводит в заблуждение учение о том, что истинная святость возвышает человека над всеми земными заботами и подразумевает полный отказ от всякого труда. Другие при толковании определенных мест Священного Писания, впадая в крайности, утверждают, что работать грешно, что христианам не следует думать о земном благополучии своих семей, но надо всецело посвятить себя духовному. Однако наставления и пример апостола Павла опровергают подобные крайности.
Павел не полагался только на свой труд, чтобы обеспечить себя в Фессалонике. Рассказывая впоследствии о своей жизни в этом городе, он написал верующим в Филиппах благодарственные слова за те дары, которые получал от них. «Вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду», — писал он им (Филиппийцам 4:16). И хотя он получал эту помощь, он старался подать фессалоникийцам пример прилежания, дабы никто не смел обвинить его в корысти и чтобы своей жизнью обличить тех, кто придерживался фанатичных взглядов на физический труд.
Когда Павел впервые посетил Коринф, он оказался среди людей, которые всякого пришельца подозревали в нечистых побуждениях. Греки, жившие на побережье, были заядлыми торгашами. Они так долго занимались мошенничеством, что обогащение стало для них благочестием, а нажива любыми путями — достойной одобрения. Павел был знаком с их нравами и не желал подавать им повода для пересудов, что он якобы проповедует Евангелие ради личного обогащения. Он имел полное право потребовать денежной помощи от своих коринфских слушателей, но охотно отказался от этого права, чтобы его репутация служителя не была подорвана несправедливым подозрением, будто он проповедует Евангелие ради корысти. Так он устранил всякий повод для превратного истолкования своих действий, чтобы проповедь его не утратила силы.
Вскоре после прибытия в Коринф Павел нашел «некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его». Они были одного ремесла с ним. Изгнанные указом Клавдия, который повелел всем иудеям удалиться из Рима, Акила и Прискилла пришли в Коринф, где занялись изготовлением палаток. Павел все разузнал о них и, убедившись, что они боятся Бога и стремятся уберечь себя от тлетворного влияния коринфского общества, «остался у них и работал... Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов” (Деяния 18:2—4).
Впоследствии к Павлу в Коринфе присоединились Сила и Тимофей. Для поддержки евангельской проповеди братья доставили средства, собранные церквами Македонии.
Во Втором послании к Коринфянам, написанном уже после того, как в Коринфе была основана крепкая церковь, Павел напомнил им о своем образе жизни в их городе. «Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, — писал он, — потому что безвозмездно проповедовал вам Евангелие Божие? Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал, ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость. По истине Христовой во мне скажу, что похвала сия не отнимется у меня в странах Ахаии» (2 Коринфянам 11:7—10).
Павел рассказывает, почему он вел себя в Коринфе таким образом. Он делал это для того, чтобы «не дать повода ищущим повода» (2 Коринфянам 11:12). Хотя изготовление палаток требовало много времени, он продолжал добросовестно проповедовать Евангелие. Он сам говорит о своих трудах: «Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами». И добавляет: «Чего у вас недостает пред прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину. Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас... Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши” (2 Коринфянам 12:12—15).
Во время длительного служения в Ефесе, где он три года неустанно распространял Благую весть, Павел также занимался своим ремеслом. В Ефесе и Коринфе апостола ободряло присутствие Акилы и Прискиллы, которые сопровождали его, когда он возвращался в Асию в конце своего второго миссионерского путешествия.
Некоторые возражали против того, чтобы Павел трудился своими руками, поскольку считали это несовместимым с проповедью Евангелия. Зачем нужно было Павлу, избранному служителю Божьему, наряду с проповедью заниматься однообразным физическим трудом? Разве трудящийся не достоин пропитания? Зачем он тратил столько времени на изготовление палаток, когда эти часы можно было использовать на более важные дела?
Но Павел не считал это время потерянным. Работая с Акилой, он поддерживал связь с Великим Учителем и продолжал свидетельствовать о Спасителе, помогая тем, кто нуждался в его помощи. Он всегда стремился к духовному знанию. Своих соработников он наставлял в духовных вопросах и подавал им пример трудолюбия и основательности. Он был расторопным и умелым работником, прилежным в делах; он пламенел духом и служил Господу (см. Римлянам 12:11). Занимаясь ремеслом, апостол общался с людьми, к которым он в противном случае не имел бы доступа. Он показал своим соработникам, что навыки в ремеслах — это дар Бога, Который к и вразумляет, как правильно ими пользоваться. Он учил, что нужно прославлять Бога даже повседневным трудом. И его натруженные руки не помешали ему убедительно и торжественно свидетельствовать о Христе.
Иногда Павел работал день и ночь, чтобы прокормить не только себя, но и своих соработников. Он делился заработком с Лукой и помогал Тимофею. Иногда он даже голодал, чтобы облегчить участь братьев. Он был бескорыстным человеком. В конце своего служения во время прощальной беседы с пресвитерами Ефеса в Милите он поднял свои мозолистые руки и сказал: «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать» (Деяния 20:33—35).
Если служители считают, что им приходится терпеть тяготы и лишения за дело Христа, пусть они мысленно посетят мастерскую Павла. Им следует помнить о том, что, выкраивая полотно для шатра, этот избранный Богом муж трудится ради хлеба насущного, который он, вне всякого сомнения, заработал своим апостольским служением.
Работа — благословение, а не проклятие. Праздный дух уничтожает благочестие и огорчает Духа Божьего. Застойное болото смердит, в то время как чистая река с быстрым течением несет здоровье и радость всюду, где струятся ее воды. Павел знал, что люди, пренебрегающие физическим трудом, быстро ослабевают. Он желал внушить молодым служителям, что, работая своими руками, упражняя мышцы, они смогут укрепить здоровье настолько, что перенесут любые лишения и трудности, ожидающие их на поприще проповеди Евангелия. Он понимал, что его собственная проповедь потеряет жизненность и силу, если он не будет упражнять все свои способности.
Празднолюбцы лишают себя бесценных опытов, приобретаемых в процессе добросовестного исполнения повседневных обязанностей. Не единицы, а тысячи людей бездумно растрачивают блага, которые Бог по Своей милости дарует им. Они забывают приносить Господу благодарственные жертвы за те богатства, которые Он доверяет им. Они забывают, что, мудро распоряжаясь дарованными им талантами, они должны не только принимать, но и отдавать. Если бы они понимали, чего ожидает от них Господь как от Своих соработников, то не пугались бы ответственности.
Будет ли толк от молодых людей, которые чувствуют, что Бог призывает их проповедовать, во многом зависит от того, с каким настроем они берутся за дело. Избранные Богом на дело служения, они докажут свое высокое призвание, лишь стараясь использовать все средства для того, чтобы стать компетентными работниками, стараясь приобрести опыт, который поможет им правильно планировать, организовывать и выполнять работу. Понимая святость своего призвания, они, повинуясь строгой самодисциплине, будут все более и более уподобляться своему Господу, являя Его благость, любовь и правду. И если они проявят рвение в использовании вверенных им талантов, то церковь должна будет оказать им разумную помощь.
Не все, считающие себя призванными к проповеди, должны немедленно получать значительную материальную поддержку от церкви для себя и своих семей. Существует опасность, что некоторые не обладающие достаточным жизненным опытом люди могут быть испорчены лестью и опрометчивыми обещаниями долговременного содержания, независимо от того, насколько серьезными будут их усилия. Средства, предназначенные для расширения дела Божьего, не должны расходоваться на людей, которые желают проповедовать только для того, чтобы получать за это плату и жить припеваючи, не чувствуя на себе бремени спасения душ.
Молодые люди, желающие развивать свои способности в деле служения, могут извлечь ценный урок из жизни апостола Павла и его деятельности в Фессалонике, Коринфе, Ефесе и других местах. Будучи красноречивым оратором, избранным Божьим, предназначенным для выполнения особой миссии, он никогда не гнушался физическим трудом и не уставал жертвовать ради любимого дела. «Даже доныне, — писал он коринфянам, — терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим» (1 Коринфянам 4:11, 12).
Будучи одним из величайших учителей мира, Павел радостно выполнял как самую черновую, так и самую благородную работу. Когда этого требовали обстоятельства, он охотно занимался своим ремеслом, продолжая при этом служить Господу. И тем не менее он всегда был готов отложить мирскую работу, чтобы преодолеть сопротивление врагов Евангелия или использовать благоприятные возможности направить души ко Христу. Его усердие и трудолюбие являются упреком праздности и жажде комфорта.
Павел собственным примером опровергал распространившееся в то время в церкви мнение, что Евангелие могут успешно проповедовать лишь те, кто полностью освобожден от необходимости трудиться ради обеспечения своих насущных нужд. Он показал на практике, чего могут добиться посвященные члены церкви в тех местах, где люди не знакомы с евангельскими истинами. Его пример вдохновил многих простых тружеников сделать все возможное для продвижения дела Божьего и вместе с тем продолжать трудиться ради хлеба насущного. Акила и Прискилла не были призваны посвящать все свое время евангельскому служению, однако Бог прибегнул к помощи этих скромных тружеников, чтобы подробнее объяснить Аполлосу путь истины. Господь использует различные орудия для осуществления Своих намерений, и если одни люди, обладающие особыми талантами, предназначаются Богом исключительно для проповеди Евангелия, то многие другие нерукоположенные члены церкви также призваны играть важную роль в деле спасения душ.
Перед евангельскими работниками, которые сами заботятся о своем пропитании, открывается большое поле деятельности. Многие могут стать опытными служителями, уделяя часть времени физическому труду, и таким способом можно подготовить сильных работников для важного служения в тех местах, где они более всего необходимы.
Самоотверженный раб Божий, без устали трудящийся в слове и учении, несет тяжелое душевное бремя. Он не измеряет свою работу часами, его не волнует зарплата, и он не откажется от выполнения своего долга, оказавшись в неблагоприятных условиях. Небо поручило ему работу, и от Неба он ожидает награды за выполненный долг.
Богу угодно, чтобы такие работники были освобождены от ненужных волнений и имели возможность исполнить повеление, данное Павлом Тимофею: «О сем заботься, в сем пребывай» (1 Тимофею 4:15). Хотя физический труд и необходим для поддержания высокой умственной и физической работоспособности, работа ради хлеба насущного не должна отнимать слишком много времени.
Эти верные работники, которые охотно расточают свое имущество и отдают самих себя на евангельское дело, не свободны от искушений. Некоторые, сталкиваясь с препятствиями и впадая в беспокойство из-за неспособности церкви оказать им надлежащую материальную поддержку, испытывают яростные нападки искусителя. Когда они видят, что их труд не оценивается по достоинству, то впадают в уныние. Конечно, они понимают, что получат награду лишь на последнем суде, и это поднимает их дух; но их семьи должны что-то есть и во что-то одеваться. Если бы они считали себя свободными от Божественного поручения, то охотно кормились бы трудом своих рук. Но они понимают, что их время принадлежит Богу, несмотря на близорукость тех, кто должен обеспечивать их необходимыми средствами. Они преодолевают искушение погрузиться в заботы житейские, чтобы избавиться от нужды, и продолжают трудиться на духовном поприще, которое для них дороже самой жизни. Однако для этого им порой приходится следовать примеру Павла и заниматься физическим трудом, продолжая дело евангельского служения. И поступают так они не ради корысти, а чтобы поддержать дело Божье на земле.
Бывают времена, когда рабу Божьему кажется, что он не может выполнить необходимую работу, поскольку у него недостает средств. Некоторые боятся, что средства, находящиеся в их распоряжении, не позволят им выполнить то, что они считают своим долгом. Но если они будут возрастать в вере, им откроется спасение Божье и их усилия увенчаются успехом. Повелевший Своим последователям идти по всему миру поддержит каждого труженика, который, повинуясь Его указанию, стремится провозглашать Его весть.
Совершая Свое дело, Господь не всегда раскрывает суть происходящего Своим рабам. Иногда Он испытывает Своих детей, создавая обстоятельства, которые побуждают их идти вперед одной лишь верой. Иногда Он приводит их в, казалось бы, непроходимые места и повелевает продолжать путь, даже если им кажется, что они вошли в бурные воды Иордана. В такое время молитвы Его рабов возносятся к Нему с искренней верой, и Бог открывает перед ними путь и выводит их на простор.
Если Божьи вестники понимают необходимость работать на заброшенных участках виноградника Божьего и в духе Господина жатвы трудятся над обращением душ, ангелы Божьи приготовят им путь, и они получат средства, необходимые для продолжения работы. Люди, просвещенные светом Божьим, будут охотно жертвовать для поддержания дела, которое совершается ради них самих. Они с готовностью откликнутся на все призывы о помощи, и Дух Божий побудит их поддерживать дело Господа не только в родной стране, но и за рубежом. Таким образом, укрепятся работники в других странах, и дело Господне будет продвигаться по определенному Им руслу.
Рейтинг: 0
88 просмотров
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Новые произведения