ГлавнаяПрозаЭссе и статьиПублицистика → Великая Россия. "Спасите интеллект!"

Великая Россия. "Спасите интеллект!"

8 ноября 2012 - Николай Бредихин

НИКОЛАЙ БРЕДИХИН

 

ВЕЛИКАЯ РОССИЯ: СПАСИТЕ ИНТЕЛЛЕКТ!

 

Эссе

 

 

Чтобы понять ошибку, интеллекту достаточно

намека, глупости же нужно, чтобы случилась беда.

Вильгельм Швебель.

 

 

1

«Спасите интеллект!» родился как-то в моей бестолковой головушке безгласый лозунг, но так и не нашел продолжения. Деревья, зверушек разных люди уже додумались охранять, защищать, а вот интеллект – что это? Бездна сия может и испугать. Демосу, гумусу куда понятнее и приятнее стандарт, привычная жрачка-жвачка. Хочешь признания – остригись под гребенку.

 

Чтобы не тратить ваше время попусту, многоуважаемый читатель, хочу сразу оговориться: в этом эссе я не собираюсь рассуждать об «экономике знаний», «производстве знаний», сетовать на «утечку мозгов» из нашей достославной державы, подсчитывать убытки, которые несет государственная казна вследствие нескончаемой эмиграции наших ученых, изобретателей, просто талантливых и инициативных людей. Я не специалист по этим темам, мое дело – теория.

 

Ну а коли теория, то прежде чем на какую-либо тему рассуждать, не мешало бы заглянуть, опять же, в словарь для начала. Что мы там находим? «Интеллект – ум, рассудок, разум; мыслительная способность человека». «Интеллектуал – человек с высоко развитым интеллектом; человек интеллектуального труда». Но ум, рассудок, разум, мыслительные способности присущи любому человеку, а значит и интеллектуалом может стать каждый. Это первая истина, которую я хотел бы довести до тех, кто не отложил мой скромный опус в сторону и до сих пор, пусть с выражением скуки смертной на личике, еще читает меня.

 

Так получилось, что вступив в век XXI-ый, мы, по привычке, слишком часто мыслим и оперируем в своих рассуждениях понятиями века прошедшего, то есть, XX-го, который прошлым веком нам вообще как-то странно и непривычно называть. Между тем, надо признать, что многое изменилось за десять истекших лет и продолжает стремительно меняться буквально у нас на глазах.

Уверен, в частности, что, споткнувшись взглядом о название моей статьи, вы наверняка ожидали, что автор уже через пару абзацев начнет бить в колокола, стыдить государство, призывать на помощь олигархов и просто богатых дядечек и тетечек, взывать, заламывая руки, к их патриотизму, пытаться привлечь к очередной важной проблеме широкую общественность. Ничего подобного. Я не настолько глуп (наивен). Речь пойдет совсем о другом. И в этом вторая истина.

 

 

2

Куда больше следует бояться разделения общества на богатых и бедных, добрых и злых людей, чем на умных и дураков.

Казалось бы, совсем уж элементарщина, однако инерция мышления, пришедшая из века прошлого, продолжает и здесь сказываться – власть предержащие по-прежнему куда больше бедных и добрых боятся умных. Поэтому используют все силы и средства для того, чтобы не взрастить интеллект, а наоборот, подавить или даже задушить его в зародыше.

 

Способы для этого используются самые разные:

камня на камне не оставить от какой-либо даже видимости воспитания и образования индивидуума, начиная от младенческого его возраста и заканчивая  обучением не только в институте, но даже и в аспирантуре. Наиболее действенный инструмент здесь – армия. Совершенно невозможно человеку остаться самим собой, пройдя через ее шпицрутены даже за один только год службы;

как можно большее количество людей одурачить, благо все СМИ полностью находятся под контролем, представляя собой гигантскую, невероятно мощную по силе воздействия, пропагандистскую машину;

содержать и постоянно наращивать и без того огромный штат спецов, которые держат под неустанным наблюдением все, что хоть чуть-чуть выше кочки болотной.

 

Да и много чего еще. Но что самое интересное, содержание этой пирамидки-хеопсинки богатым, злым и глупым людям не стоит ни гроша. Как всегда кандалы и плетки получаются не за счет хозяина, а за счет самого раба.
     Вот только зачем она нужна, непонятно, хеопсинка эта? Громоздкое сие сооружение образца расцвета эпохи социализма, в условиях совершенно иного по своей структуре и предназначению социального строя и современных информационных технологий сильно напоминает «линию Мажино» – классический пример глупости всех времен и народов. Казалось бы, уникальная оборонительная стена, обошедшаяся французской казне в 3 миллиарда франков (1 миллиард долларов в ценах тех лет), отборное трехсоттысячное войско полностью исключали возможность нашествия на Бель Франс ненавистных «бошей». А «боши» только посмеивались над таким усердием  своих противников, а дошло до дела, обошли сей форпост, захватив предварительно Голландию, Бельгию, Люксембург, и Франция пала.

 

Так и сейчас: к чему, спрашивается, человеку слушать какого-нибудь замшелого певца, «слугу всех господ», выучившего за всю свою жизнь пять-десять песен и не собирающегося дальше пополнять буквально осточертевший всем репертуар, когда можно залезть в Интернет и найти там все, что только душеньке угодно?

 

Помнится, Никита Сергеевич Хрущев, уже находясь на заслуженном отдыхе, сильно возмущался, что у него на даче даже в туалете «жучки» поставлены. Там-то, мол, зачем? Да ради Бога! Слушайте, ребята, слушайте! Тут вам ведь не тысчонка, другая «объектов» на всю страну, а миллионы «сам себе велосипедов». Благо, у них, кроме вас, других-то слушателей и нет, поскольку ни в России, ни на Западе их «кухонный» треп давно уже никому не интересен.

 

А самая-то бессмыслица заключается в том, что цитадель цитаделью, а задница-то все равно голая. Границы прозрачные, человек с мозгами, если уж здешняя жизнь его по-настоящему «достанет», может уехать в любую страну и нигде не пропадет.

 

Вот и нашлась причина, почему умных людей в России до сих пор побаиваются: они неподвластны, а значит, неуправляемы. Никогда не знаешь, чего от таких людей можно ожидать. И в этом третья истина. Впрочем, надоело их перечислять, будем считать дальше, что я со счета сбился.

 

 

3

Однако что нам до цитаделей, задниц и границ? Вернемся лучше к нашим баранам.

Начнем с того, что у каждого человека есть право выбора, ему и решать, быть ему интеллектуалом или нет. Причем, еще неизвестно, кто из двоих, ту или иную сторону выбравших, останется в итоге в дураках.

Да и интеллектуал интеллектуалу рознь. Как сказал Альберт Эйнштейн: «Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мускулы, но нет лица». Что ж, ничего не скажешь, и тут прав Альбертушка, не каждому дано родиться Данте Алигьери или Биллом Гейтсом, однако, на мой взгляд, «могучие мускулы» тоже кое-чего стоят. Тем более что интеллектуал и в самом деле не бог, а всего только, по моему разумению, человек, который духовные ценности определяет для себя выше материальных. И никакие богатства, которыми он, как и все прочие люди, вправе владеть, равновесия этого не в состоянии в нем нарушить.

 

Есть и еще один миф, который мне очень хотелось бы развеять, а может, даже и очередную истину вам подарить. Если верить Жорж Санд: «Интеллект обретает силу, лишь озаренный светом знания; знания же достигаются лишь благодаря силе, которой обладают деньги; а между тем все, чем пользуешься, что приобретаешь, чем владеешь в этом мире, идет в ущерб другим, кто не может приобрести ничего, кто не владеет ничем из благ духовных и материальных».

 

С первым утверждением трудно не согласиться, но вот остальное уже история, или, с точки зрения века XXI-го, полная белиберда. Современные технологии сделали знания доступными практически всем и каждому, так что было бы желание, а найти, чем заполнить свою головушку - не проблема.

 

Сколько себя помню со времен своего послевоенного детства, самым сильным чувством моим было чувство голода. Ну, с питанием-то со временем дело наладилось, но вот голод духовный гложет до сих пор. Книги, фильмы, общение… Конечно, если пробавляться суррогатами, мозг сейчас загрузить можно в два счета, однако всеядность не по моей части. И тем не менее…

 

Впрочем, не слишком ли далеко мы отошли в сторону от основного своего вопроса?

«Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!» Лозунг этот, несомненно, актуален в любой стране, но, думаю, в России особенно. Ведь поговорка «На Бога надейся, а сам не плошай» – не просто народная мудрость у нас, а национальная идеология. Так и не будем надеяться (в данном случае не на Бога, а на государство), не будем плошать.

 

Итак, что же мы выяснили?

Стать интеллектуалом в нынешних условиях доступно каждому, никто и ничто не в состоянии современному человеку в этом помешать. То есть, перефразируя одного нашего замечательного, но почему-то незаслуженно забытого и заплеванного ученого, Ивана Владимировича Мичурина, мы вполне вправе сказать: мы не можем  ждать знаний от тех, кто не в состоянии их нам дать, поищем-ка их лучше где-нибудь в другом месте.

Несколько лет назад, к примеру, я с удивлением обнаружил, что для того, чтобы восполнить свое отставание в новинках современной литературы, мне необходимо полтысячи книг, а если учесть их стоимость, три-четыре тысячи долларов – сумма для меня совершенно неподъемная. Не буду раскрывать, как я вышел тогда из положения, но все эти книги я прочел, это было для меня вопросом чести.

 

 

4

Итак, мы выяснили, что умные люди вовсе не опасны для государства, совсем наоборот – в них его высшая сила и высшее благо. Но мало кто из власть имущих согласится это признать.

 

Что еще? Есть люди обычные и есть избранные. Как правило, люди избранные сами себя и избирают: одни для власти, другие для наживы, третьи для порока, четвертые для глумления над другими людьми, пятые одержимы жаждой знаний, и так без конца. Напомню еще раз: выбор за вами. Не кто-то там, наверху, разделяет людей на овнов и козлищ, люди делают это здесь, сами.

 

Так что же получается – «Помоги себе сам?» Нереально. Необходимо единение.

Начнем с того, что каждый родитель желает своему ребенку добра, для чего же иначе он пускает его на свет? Но что делает государство? Тут же накладывает на маленького человечка свою лапу. С какой, интересно, стати? Прокормить ребенка – в полтора-два раза дороже, чем взрослого. Одеть-обуть – лучше на эту тему не рассуждать. Детский садик – отдельная тема. Школа – вообще беда. Ну а апофеоз – послать вашего сына на какую-нибудь войнушку и вернуть его вам потом в цинковом гробу.

А уж как у нас любят педофилов, насильников, сутенеров – ни в сказке сказать, ни пером описать.

 

Бесплатные ясли, детсад, семейный врач. Льготы, льготы, льготы. И еще пособия, пособия, пособия. Как вам такое? Не снилось даже? Но ведь все это рядом, буквально рукой подать. Вот только в других странах.

А что, если вообще помечтать? Труд матери такой же труд, как и все остальные, почему бы не платить многодетным матерям заработную плату, а не пособие и начислять с нее пенсию? Да еще защитить их права трудовым законодательством?

 

 

5

Ладно, опять в сторону отвлеклись. Нам не нравится, как наших детей, внуков воспитывают в детских дошкольных учреждениях? Что стригут там всех под одну гребенку? Попросим через Интернет людей сведущих разработать не альтернативные, а просто другие программы. Воспользуемся потом лучшими из них, а нужно оплатить особенно удачные, раскошелимся. Есть за что.

 

Никак не могу понять, зачем школьникам эти корежащие фигуру ранцы, когда все учебники можно поместить в одном е-ридере? Ах, как можно, мы же оставим тогда без сверхдоходов дармоедов-издателей и прочих вампирчиков-кровососов, к школьной теме присосавшихся? А пираты? А производители всякого рода псевдодополнительной литературы? Им ведь тоже кушать хочется. Да еще как!

 

Да, я знаю, в развитых странах уже так и поступают, выдают школьникам диски, на которых все учебники в электронном виде представлены, но мы ведь русские. Почему одни только учебники? Можно еще и множество вспомогательной, развивающей литературы в рамках одних и тех же предметов загрузить, е-ридер от этого тяжелее ни на грамм не станет. Нет в программах? Ничего страшного. Опять попросим, опять воспользуемся, опять, если есть за что, за ценой не постоим.

 

 

6

     И еще одно, крайне важное. Негоже делить людей по сословиям и сортам, общество давно уже преодолело в себе это изуверство. Однако обучение можно и нужно разделять по степеням сложности. Штамповать болванчиков в данном случае – преступление.

 

     Затронул я тему болезненную и бездонную. Остается только гадать, на какой странице отложил в сторону это эссе разлюбезный мой читатель. На четвертой? На пятой? И уж наверняка обзевался. Посему хочу закончить свое рассуждение. Однако есть еще одна тема, без которой все те, что я уже перечислил, окажутся беззубыми: экология.

 

Да, господа, давайте признаем, что экология бывает не только природной, но и духовной.

И духовная прежде идет, поскольку для дикаря зверь любой, даже в Красную-распрекрасную книгу занесенный, был, есть и останется навсегда не чудом природы или почитаемой, неописуемой красотой, а всего только едой, трофеем, добычей.

И хоть сядет он за руль «БМВ», окурок непременно кинет в сухую траву на обочине, сожжет все леса в округе и даже не оглянется.

А другой дикарь выльет вместо очистных сооружений прямо в реку отходы производства своего заводика, и вся рыба в ней потом кверху брюхом всплывет.

 

Знали мы даже таких руководителей нашего достославного государства, которые косуль с вертолета расстреливали. Это у них называлось: охота.

 

Но что самое интересное: да, природа, братья наши меньшие, леса, океаны, а что же человек? Он, получается, не подлежит защите экологией этой? Почему можно кормить его заведомо начиненными отравой продуктами, позволять спаивать паленой водкой, пичкать лекарствами, от которых умирают, а не выздоравливают? Эй, вы, там, наверху, спуститесь хоть на день, хоть на час, на грешную нашу российскую землю. Покушайте, выпейте с нами, поговорите «за жизнь». Ау! Нет ответа.

 

 

7

Как-то, в самом начале нашей многострадальной «шоковой терапии», впервые в жизни потерял я присутствие духа, погряз в депрессии. Пить не пью, вот и всю голову сломал: чем же мне себя подбодрить? А привычным средством – литературой.

Начать решил с кладовых мирового юмора. Но какими же грустными эти книги в зрелом возрасте и специфике того времени мне показались! Совсем не смешными выглядели и Остап Бендер, и бравый солдат Швейк и даже барон Мюнхгаузен.

Между пастью льва и пастью крокодила – эка удивил! Тут звери почище – в человеческом облике, да не с двух, а буквально со всех сторон щерятся.

Застрял надолго на «Дон-Кихоте», там вообще полный край.

 

Господа! Из ЮНЕСКО или откуда повыше еще. Я вас очень прошу: занесите вы в Красную книгу Человеческого Духа еще один вымирающий вид: литературных героев и персонажей. Ну а для меня лично – хотя бы Илюшу Обломова. Каюсь, в школе я воспринимал его, как преподносили учителя: лежебокой, мечтателем, бездельником, а сейчас понимаю на уровне Гамлета.

 

 

8

Ну и заканчивая наш разговор, предлагаю вернуться вновь - на минутку буквально, наверх, к выбранному мной эпиграфу.

Столько бед свалилось в последнее время на нашу многострадальную Родину - вам, разлюбезный читатель мой, это, СЛУЧАЙНО, ни о чем не говорит?

 

(Курсивом  выделены цитаты из различных произведений автора – Прим. редактора).

                                               2011 год.

 

© Copyright: Николай Бредихин, 2012

Регистрационный номер №0091104

от 8 ноября 2012

[Скрыть] Регистрационный номер 0091104 выдан для произведения:

НИКОЛАЙ БРЕДИХИН

 

ВЕЛИКАЯ РОССИЯ: СПАСИТЕ ИНТЕЛЛЕКТ!

 

Эссе

 

 

Чтобы понять ошибку, интеллекту достаточно

намека, глупости же нужно, чтобы случилась беда.

Вильгельм Швебель.

 

 

1

«Спасите интеллект!» родился как-то в моей бестолковой головушке безгласый лозунг, но так и не нашел продолжения. Деревья, зверушек разных люди уже додумались охранять, защищать, а вот интеллект – что это? Бездна сия может и испугать. Демосу, гумусу куда понятнее и приятнее стандарт, привычная жрачка-жвачка. Хочешь признания – остригись под гребенку.

 

Чтобы не тратить ваше время попусту, многоуважаемый читатель, хочу сразу оговориться: в этом эссе я не собираюсь рассуждать об «экономике знаний», «производстве знаний», сетовать на «утечку мозгов» из нашей достославной державы, подсчитывать убытки, которые несет государственная казна вследствие нескончаемой эмиграции наших ученых, изобретателей, просто талантливых и инициативных людей. Я не специалист по этим темам, мое дело – теория.

 

Ну а коли теория, то прежде чем на какую-либо тему рассуждать, не мешало бы заглянуть, опять же, в словарь для начала. Что мы там находим? «Интеллект – ум, рассудок, разум; мыслительная способность человека». «Интеллектуал – человек с высоко развитым интеллектом; человек интеллектуального труда». Но ум, рассудок, разум, мыслительные способности присущи любому человеку, а значит и интеллектуалом может стать каждый. Это первая истина, которую я хотел бы довести до тех, кто не отложил мой скромный опус в сторону и до сих пор, пусть с выражением скуки смертной на личике, еще читает меня.

 

Так получилось, что вступив в век XXI-ый, мы, по привычке, слишком часто мыслим и оперируем в своих рассуждениях понятиями века прошедшего, то есть, XX-го, который прошлым веком нам вообще как-то странно и непривычно называть. Между тем, надо признать, что многое изменилось за десять истекших лет и продолжает стремительно меняться буквально у нас на глазах.

Уверен, в частности, что, споткнувшись взглядом о название моей статьи, вы наверняка ожидали, что автор уже через пару абзацев начнет бить в колокола, стыдить государство, призывать на помощь олигархов и просто богатых дядечек и тетечек, взывать, заламывая руки, к их патриотизму, пытаться привлечь к очередной важной проблеме широкую общественность. Ничего подобного. Я не настолько глуп (наивен). Речь пойдет совсем о другом. И в этом вторая истина.

 

 

2

Куда больше следует бояться разделения общества на богатых и бедных, добрых и злых людей, чем на умных и дураков.

Казалось бы, совсем уж элементарщина, однако инерция мышления, пришедшая из века прошлого, продолжает и здесь сказываться – власть предержащие по-прежнему куда больше бедных и добрых боятся умных. Поэтому используют все силы и средства для того, чтобы не взрастить интеллект, а наоборот, подавить или даже задушить его в зародыше.

 

Способы для этого используются самые разные:

камня на камне не оставить от какой-либо даже видимости воспитания и образования индивидуума, начиная от младенческого его возраста и заканчивая  обучением не только в институте, но даже и в аспирантуре. Наиболее действенный инструмент здесь – армия. Совершенно невозможно человеку остаться самим собой, пройдя через ее шпицрутены даже за один только год службы;

как можно большее количество людей одурачить, благо все СМИ полностью находятся под контролем, представляя собой гигантскую, невероятно мощную по силе воздействия, пропагандистскую машину;

содержать и постоянно наращивать и без того огромный штат спецов, которые держат под неустанным наблюдением все, что хоть чуть-чуть выше кочки болотной.

 

Да и много чего еще. Но что самое интересное, содержание этой пирамидки-хеопсинки богатым, злым и глупым людям не стоит ни гроша. Как всегда кандалы и плетки получаются не за счет хозяина, а за счет самого раба.
     Вот только зачем она нужна, непонятно, хеопсинка эта? Громоздкое сие сооружение образца расцвета эпохи социализма, в условиях совершенно иного по своей структуре и предназначению социального строя и современных информационных технологий сильно напоминает «линию Мажино» – классический пример глупости всех времен и народов. Казалось бы, уникальная оборонительная стена, обошедшаяся французской казне в 3 миллиарда франков (1 миллиард долларов в ценах тех лет), отборное трехсоттысячное войско полностью исключали возможность нашествия на Бель Франс ненавистных «бошей». А «боши» только посмеивались над таким усердием  своих противников, а дошло до дела, обошли сей форпост, захватив предварительно Голландию, Бельгию, Люксембург, и Франция пала.

 

Так и сейчас: к чему, спрашивается, человеку слушать какого-нибудь замшелого певца, «слугу всех господ», выучившего за всю свою жизнь пять-десять песен и не собирающегося дальше пополнять буквально осточертевший всем репертуар, когда можно залезть в Интернет и найти там все, что только душеньке угодно?

 

Помнится, Никита Сергеевич Хрущев, уже находясь на заслуженном отдыхе, сильно возмущался, что у него на даче даже в туалете «жучки» поставлены. Там-то, мол, зачем? Да ради Бога! Слушайте, ребята, слушайте! Тут вам ведь не тысчонка, другая «объектов» на всю страну, а миллионы «сам себе велосипедов». Благо, у них, кроме вас, других-то слушателей и нет, поскольку ни в России, ни на Западе их «кухонный» треп давно уже никому не интересен.

 

А самая-то бессмыслица заключается в том, что цитадель цитаделью, а задница-то все равно голая. Границы прозрачные, человек с мозгами, если уж здешняя жизнь его по-настоящему «достанет», может уехать в любую страну и нигде не пропадет.

 

Вот и нашлась причина, почему умных людей в России до сих пор побаиваются: они неподвластны, а значит, неуправляемы. Никогда не знаешь, чего от таких людей можно ожидать. И в этом третья истина. Впрочем, надоело их перечислять, будем считать дальше, что я со счета сбился.

 

 

3

Однако что нам до цитаделей, задниц и границ? Вернемся лучше к нашим баранам.

Начнем с того, что у каждого человека есть право выбора, ему и решать, быть ему интеллектуалом или нет. Причем, еще неизвестно, кто из двоих, ту или иную сторону выбравших, останется в итоге в дураках.

Да и интеллектуал интеллектуалу рознь. Как сказал Альберт Эйнштейн: «Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мускулы, но нет лица». Что ж, ничего не скажешь, и тут прав Альбертушка, не каждому дано родиться Данте Алигьери или Биллом Гейтсом, однако, на мой взгляд, «могучие мускулы» тоже кое-чего стоят. Тем более что интеллектуал и в самом деле не бог, а всего только, по моему разумению, человек, который духовные ценности определяет для себя выше материальных. И никакие богатства, которыми он, как и все прочие люди, вправе владеть, равновесия этого не в состоянии в нем нарушить.

 

Есть и еще один миф, который мне очень хотелось бы развеять, а может, даже и очередную истину вам подарить. Если верить Жорж Санд: «Интеллект обретает силу, лишь озаренный светом знания; знания же достигаются лишь благодаря силе, которой обладают деньги; а между тем все, чем пользуешься, что приобретаешь, чем владеешь в этом мире, идет в ущерб другим, кто не может приобрести ничего, кто не владеет ничем из благ духовных и материальных».

 

С первым утверждением трудно не согласиться, но вот остальное уже история, или, с точки зрения века XXI-го, полная белиберда. Современные технологии сделали знания доступными практически всем и каждому, так что было бы желание, а найти, чем заполнить свою головушку - не проблема.

 

Сколько себя помню со времен своего послевоенного детства, самым сильным чувством моим было чувство голода. Ну, с питанием-то со временем дело наладилось, но вот голод духовный гложет до сих пор. Книги, фильмы, общение… Конечно, если пробавляться суррогатами, мозг сейчас загрузить можно в два счета, однако всеядность не по моей части. И тем не менее…

 

Впрочем, не слишком ли далеко мы отошли в сторону от основного своего вопроса?

«Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!» Лозунг этот, несомненно, актуален в любой стране, но, думаю, в России особенно. Ведь поговорка «На Бога надейся, а сам не плошай» – не просто народная мудрость у нас, а национальная идеология. Так и не будем надеяться (в данном случае не на Бога, а на государство), не будем плошать.

 

Итак, что же мы выяснили?

Стать интеллектуалом в нынешних условиях доступно каждому, никто и ничто не в состоянии современному человеку в этом помешать. То есть, перефразируя одного нашего замечательного, но почему-то незаслуженно забытого и заплеванного ученого, Ивана Владимировича Мичурина, мы вполне вправе сказать: мы не можем  ждать знаний от тех, кто не в состоянии их нам дать, поищем-ка их лучше где-нибудь в другом месте.

Несколько лет назад, к примеру, я с удивлением обнаружил, что для того, чтобы восполнить свое отставание в новинках современной литературы, мне необходимо полтысячи книг, а если учесть их стоимость, три-четыре тысячи долларов – сумма для меня совершенно неподъемная. Не буду раскрывать, как я вышел тогда из положения, но все эти книги я прочел, это было для меня вопросом чести.

 

 

4

Итак, мы выяснили, что умные люди вовсе не опасны для государства, совсем наоборот – в них его высшая сила и высшее благо. Но мало кто из власть имущих согласится это признать.

 

Что еще? Есть люди обычные и есть избранные. Как правило, люди избранные сами себя и избирают: одни для власти, другие для наживы, третьи для порока, четвертые для глумления над другими людьми, пятые одержимы жаждой знаний, и так без конца. Напомню еще раз: выбор за вами. Не кто-то там, наверху, разделяет людей на овнов и козлищ, люди делают это здесь, сами.

 

Так что же получается – «Помоги себе сам?» Нереально. Необходимо единение.

Начнем с того, что каждый родитель желает своему ребенку добра, для чего же иначе он пускает его на свет? Но что делает государство? Тут же накладывает на маленького человечка свою лапу. С какой, интересно, стати? Прокормить ребенка – в полтора-два раза дороже, чем взрослого. Одеть-обуть – лучше на эту тему не рассуждать. Детский садик – отдельная тема. Школа – вообще беда. Ну а апофеоз – послать вашего сына на какую-нибудь войнушку и вернуть его вам потом в цинковом гробу.

А уж как у нас любят педофилов, насильников, сутенеров – ни в сказке сказать, ни пером описать.

 

Бесплатные ясли, детсад, семейный врач. Льготы, льготы, льготы. И еще пособия, пособия, пособия. Как вам такое? Не снилось даже? Но ведь все это рядом, буквально рукой подать. Вот только в других странах.

А что, если вообще помечтать? Труд матери такой же труд, как и все остальные, почему бы не платить многодетным матерям заработную плату, а не пособие и начислять с нее пенсию? Да еще защитить их права трудовым законодательством?

 

 

5

Ладно, опять в сторону отвлеклись. Нам не нравится, как наших детей, внуков воспитывают в детских дошкольных учреждениях? Что стригут там всех под одну гребенку? Попросим через Интернет людей сведущих разработать не альтернативные, а просто другие программы. Воспользуемся потом лучшими из них, а нужно оплатить особенно удачные, раскошелимся. Есть за что.

 

Никак не могу понять, зачем школьникам эти корежащие фигуру ранцы, когда все учебники можно поместить в одном е-ридере? Ах, как можно, мы же оставим тогда без сверхдоходов дармоедов-издателей и прочих вампирчиков-кровососов, к школьной теме присосавшихся? А пираты? А производители всякого рода псевдодополнительной литературы? Им ведь тоже кушать хочется. Да еще как!

 

Да, я знаю, в развитых странах уже так и поступают, выдают школьникам диски, на которых все учебники в электронном виде представлены, но мы ведь русские. Почему одни только учебники? Можно еще и множество вспомогательной, развивающей литературы в рамках одних и тех же предметов загрузить, е-ридер от этого тяжелее ни на грамм не станет. Нет в программах? Ничего страшного. Опять попросим, опять воспользуемся, опять, если есть за что, за ценой не постоим.

 

 

6

     И еще одно, крайне важное. Негоже делить людей по сословиям и сортам, общество давно уже преодолело в себе это изуверство. Однако обучение можно и нужно разделять по степеням сложности. Штамповать болванчиков в данном случае – преступление.

 

     Затронул я тему болезненную и бездонную. Остается только гадать, на какой странице отложил в сторону это эссе разлюбезный мой читатель. На четвертой? На пятой? И уж наверняка обзевался. Посему хочу закончить свое рассуждение. Однако есть еще одна тема, без которой все те, что я уже перечислил, окажутся беззубыми: экология.

 

Да, господа, давайте признаем, что экология бывает не только природной, но и духовной.

И духовная прежде идет, поскольку для дикаря зверь любой, даже в Красную-распрекрасную книгу занесенный, был, есть и останется навсегда не чудом природы или почитаемой, неописуемой красотой, а всего только едой, трофеем, добычей.

И хоть сядет он за руль «БМВ», окурок непременно кинет в сухую траву на обочине, сожжет все леса в округе и даже не оглянется.

А другой дикарь выльет вместо очистных сооружений прямо в реку отходы производства своего заводика, и вся рыба в ней потом кверху брюхом всплывет.

 

Знали мы даже таких руководителей нашего достославного государства, которые косуль с вертолета расстреливали. Это у них называлось: охота.

 

Но что самое интересное: да, природа, братья наши меньшие, леса, океаны, а что же человек? Он, получается, не подлежит защите экологией этой? Почему можно кормить его заведомо начиненными отравой продуктами, позволять спаивать паленой водкой, пичкать лекарствами, от которых умирают, а не выздоравливают? Эй, вы, там, наверху, спуститесь хоть на день, хоть на час, на грешную нашу российскую землю. Покушайте, выпейте с нами, поговорите «за жизнь». Ау! Нет ответа.

 

 

7

Как-то, в самом начале нашей многострадальной «шоковой терапии», впервые в жизни потерял я присутствие духа, погряз в депрессии. Пить не пью, вот и всю голову сломал: чем же мне себя подбодрить? А привычным средством – литературой.

Начать решил с кладовых мирового юмора. Но какими же грустными эти книги в зрелом возрасте и специфике того времени мне показались! Совсем не смешными выглядели и Остап Бендер, и бравый солдат Швейк и даже барон Мюнхгаузен.

Между пастью льва и пастью крокодила – эка удивил! Тут звери почище – в человеческом облике, да не с двух, а буквально со всех сторон щерятся.

Застрял надолго на «Дон-Кихоте», там вообще полный край.

 

Господа! Из ЮНЕСКО или откуда повыше еще. Я вас очень прошу: занесите вы в Красную книгу Человеческого Духа еще один вымирающий вид: литературных героев и персонажей. Ну а для меня лично – хотя бы Илюшу Обломова. Каюсь, в школе я воспринимал его, как преподносили учителя: лежебокой, мечтателем, бездельником, а сейчас понимаю на уровне Гамлета.

 

 

8

Ну и заканчивая наш разговор, предлагаю вернуться вновь - на минутку буквально, наверх, к выбранному мной эпиграфу.

Столько бед свалилось в последнее время на нашу многострадальную Родину - вам, разлюбезный читатель мой, это, СЛУЧАЙНО, ни о чем не говорит?

 

(Курсивом  выделены цитаты из различных произведений автора – Прим. редактора).

                                               2011 год.

 

 
Рейтинг: 0 1031 просмотр
Комментарии (14)
0 # 8 ноября 2012 в 12:15 0
Затронул я тему болезненную и бездонную. ----Ой, какую бездонную и нужную! Кричащую... Эссе понравилось Прочли бы его еще те и те, кому оно предназначено.
Николай Бредихин # 9 ноября 2012 в 10:23 +1
Татьяна! Спасибо за поддержку! Но чу! Ваша настойчивость и вера в меня, кажется, начала приносить плоды. Еще одного читателя вижу на горизонте. Надо не упустить!
Валерий Левченко # 8 ноября 2012 в 13:54 +2
Здравствуйте! Хотел вот что-то сказать из солидарности - и задумался... Образование? Детский сад и школа? Не тому и не так учат? А когда-нибудь где-нибудь учили "так" и "тому"? Пушкин: "Мы все учились понемногу...". Если вспомнить наше и ваше советское прошлое, то как раз по Пушкину всё и происходило. У меня лично такое ощущение. На золотые медали никого не тянули, а с интеллектом в стране особой проблемы не было. И вообще всё как-то проще было. Ну, было, что "три пишем - два в уме", но не было ещё идиотской процентомании, а уж тем более нынешней вакханалии с золотыми медалями. Ну, пару раз оставили на второй год - можно было отправляться на работу (уполномоченный по трудоустройству мог дать разрешение с 15 лет). Параллельно - вечерняя школа (фильм "Большая перемена": комедийная история про типичный рабочий класс того времени). Дотянул 8 классов - в ПТУ. Между прочим, туда сразу отправлялись ребята - и с головой, а главное - с золотыми руками. Или - в техникум. У меня вот друг - с дипломом техникума, институт (вечернее отделение) бросил, а дорос до большого начальника на оборонном предприятии. И дело даже не в нынешней должности. Изрядный разгильдяй в юности - знал досконально Пушкина и Лермонтова (вне школьной программы). Технарь и одновременно ярый читатель. И личное пристрастие на всю жизнь - астрономия. Вот такой - по образу жизни - балбес и троечник. И это вряд ли можно считать чем-то уникальным. Подобных биографий знаю не одну. Не в образовательных программах дело, тут что-то другое. Что-то было в стране, в тогдашней "тоталитарной" жизни. Энергия была. Это "программами" и "проектами" не возмещается. А процесс "дебилизации" касается не только России. Великий Брэдбери ещё в 1953 году в романе "451 градус по Фаренгейту" описал некое фантастическое будущее, которое сейчас стало настоящим: телевизор, телевизор, телевизор! Да и не он один видел эти "перспективы". Читаешь какие-то вещи тридцатых (двадцатых!) годов - диву даёшься. Именно тогда Стефан Цвейг предвидел, что чтение - в традиционном виде - исчезнет, и даже сам предлагал перейти на издание своеобразных дайджестов по текстам объёмных классических романов (что и процветает сейчас). Процесс, как говорится, пошёл. Разговоров вокруг этого много, но вряд ли кто-то знает, как его остановить. Как я сам для себя определил в подобных домашних дискуссиях: это является проблемой только для тех, кто может сравнить вчерашнее и сегодняшнее. Через какое-то время поколение "озабоченных" уйдёт, и проблемы не станет. Не станет! Проблема, как известно, в голове. Люди в массе будут писать и читать только эсэмэски, пользоваться языком, лишь отдалённо напоминающим русский... А проблемы не будет! Увы.
Николай Бредихин # 9 ноября 2012 в 10:42 +1
Валерий! Прочитал с огромным интересом и удовольствием Ваш отзыв, но вынужден не согласиться с Вами. Во-первых, к социализму отношусь крайне отрицательно, во-вторых, прошлого не вернешь, надо думать, как действовать в современных условиях. Я еще в детстве понял, что ни школа, ни институт не в состоянии дать мне настоящего образования, только РАЗДВИНУТЬ ГОРИЗОНТЫ. Кстати, в ШРМ проучился два года, сохраняю самые светлые воспоминания. Настоящее образование можно было получить только самообразованием. Но и здесь нам кислород быстро перекрыли - книга сделалась совершенно недоступной обычному человеку. Собрал библиотеку, читал, читал и читал, тратил целый день, порой, на поездку в Москву, чтобы посмотреть старенький или новый фильм в "Иллюзионе", ни одной возможности не упускал. И что же? Пришла гласность, и выяснилось, что в моей голове больше половины вранья. Ушел на водокачку, двадцать лет там снова читал, читал и читал - переучивался. Что хочу сказать? Каждый вправе решать, как ему распоряжаться своим временем, своей жизнью (фильм "ДУХлесс"). В литературе не вижу просветов, но вот кино наше сейчас превосходит всех в мире. И это уже отрадно. Будем надеяться, что то же в скором времени произойдет и с литературой. То есть, надо дело делать, действовать, давать людям альтернативу, а не на прошлое кивать. С огромным уважением. Николай.
0 # 9 ноября 2012 в 11:04 0
Вы упомянули "Духless "- неужто подобное чтиво вам нравится? Это же ужас, что такое! И еще экранизировали! Неужели не нашли, куда потратить деньги? Сколько достойных работ в тени, а этот великосветский бред теперь будут дети смотреть и учиться правильно кокаин нюхать.Кошмар!
Николай Бредихин # 9 ноября 2012 в 16:40 +1
Татьяна! Книгу не читал, фильм смотрел. Название привел как пример самого отвратительного "кича". Что-то не так?
0 # 9 ноября 2012 в 16:43 0
А! Тогда понятно. Кич отвратительный, согласна. А я чё-то подумала наоборот)))
Николай Бредихин # 9 ноября 2012 в 16:46 +1
Татьяна! Я фанат кино. Сейчас тащусь от отечественных сериалов. Голливуду до нас далеко. Так что в состоянии, скажем, "Карпова" от "Пятницкого" отличить.
0 # 9 ноября 2012 в 16:47 0
А мне " Карпов" понравился! Сильно! Артист играл потрясающе.
Николай Бредихин # 9 ноября 2012 в 16:50 +1
Вот и я про то! Но вы посмотрите "Пятницкий" или "Пятницкий. Глава вторая". Тут же вытошнит.
0 # 9 ноября 2012 в 16:52 0
Смотрю))) Не нравится. От таких фильмов начнешь шарахаться от всех мужиков в форме. Причем, в любой.
Николай Бредихин # 15 ноября 2012 в 10:25 0
Посмотрите "Меч". Очень понравится.
alexandr # 9 ноября 2012 в 16:55 +1
люди избранные сами себя и избирают - это верно.
Очень хорошее изложение. Можно соглашаться со всем написаным. Можно не согашаться.

Но одно остается неизменнім Интелект - это не то чему нас учат т.к. то чему нас учат невсегда, и несовсем соответствут действительности.
Интелект - это способность воспринимать информацию, анализировать ее и принимать решения.
Николай Бредихин # 10 ноября 2012 в 09:12 +2
Александр! Очень глубокое замечание. Как сказал Аурелий Августин: предназначение религии вовсе не в том, чтобы сделать рабов свободными, а в том, чтобы сделать их добрыми. Так и нас учат чему угодно, лишь бы мы не прозрели, поумнев. С неизменным уважением. Николай.