Пустота.

30 сентября 2012 - Дмитрий Добровольский

  Что происходит с нашим обществом? Почему вырвавшись из советского времени, мы постепенно начинаем скатываться на какие-то фашистские позиции, где нормой стало отношение к иностранцам из стран беднее нас как к отбросам, хотя ещё сравнительно недавно мы уважали друг друга хотя бы за наши древние исторические корни. Почему отношение к старым и больным стало у нас таким потребительским, ведь это всё люди которые живут вместе с нами и они так же любят и думают так же, род человеческий. Из-за того, что они больше не приносят доход, не так хорошо говорят и выглядят? Мы готовы подобно древним племенам съедать этих людей, теперь конечно современно, психологически (о да, мы не пещерные!)? Мы готовы стереть с лица земли бедного, потому что он беден? Неужели настолько впиталась в нас эта пропаганда успеха и благополучия? В чём же причина?
На обычное убыстрение технического прогресса, повсеместное во всём мире, в нашей стране наложился ещё и психологический слом, когда мы 70 лет строили что-то, от чего так быстро отказались, что это не могло не сказаться на тех детях, которые сейчас уже выросли, которые видели это всё и не всегда правильно поняли что есть что. Семьям было некогда, семьи попали в ситуацию ранее неизвестную для большей части населения, взрослые занимались своими, часто не вполне законными делами, а дети понимали по-своему, впитывали. Теперь эти дети выросли и поняли – «Любыми способами надо стать богатым иначе никогда с тобой никто считаться не будет», проще говоря, они поняли то, что у них постоянно вертелось перед глазами, они это осознали и стали воплощать. Вот эта пустота как раз и приводит к тому чтобы заполнить её несколькими способами: алкоголем - наркотиками, сексом - шмотками и другими показателями успеха, принятыми в сообществе. Накладываясь на ужасающее социальное расслоение, это приводит к немыслимому для нормального общества эмоционально-психологическому настроению. Когда молодой человек видит, что вокруг него прекрасно устраиваются богатые сынки, а ему места нет, приходит на ум простая мысль: «кто-то в этом виноват, но кто?». И приходят простые люди и просто объясняют, «не заморачиваясь», всё расставляя по полочкам. Пустота требует ответа.
Эта пустота приводит к появлению нигилистически - фашистских настроений, создаются группы, люди в которых, пытаясь объяснить себе что происходит, и как заполнить эту пустоту, начинают искать решения – «виноваты иностранцы (выгнать домой), виноваты инвалиды (корми их!)» и т.д. И это происходит в стране, в которой 70 лет проводилась пропаганда интернационализма, призывали не обращать внимание на цвет кожи и расовые различия. Конечно, одновременно нам говорили, что есть одна общая хорошая нация - «трудящийся человек», что рабочий человек это хорошо – а кто скажет, что это не так? Идея того что каждый должен приносить пользу обществу не так глупа как её попытались показать нам за эти годы реформ. Притом, что на том самом «нехорошем капиталистическом» Западе эти вещи во многом как раз и воплотились. И трудящийся, как не странно, в странах Запада, похоже, более в почёте, уж по крайней мере чувствует себя не изгоем. Не говоря уже о том, что те же социальные службы на сегодня более развиты как раз там, так как они прошли эпоху дикого капитализма, которые критиковала их же интеллигенция и не меньше нашего понимались все эти проблемы. Другая проблема, на которую наталкивается современное общество, это возросшие потребности, часто нереально завышенные и раздутые рекламой и общим отношение к жизни, навязанной извне от тех же СМИ. В то же время, в обществе постоянно подчёркивается важность «имения» ценностей, больше даже престижности «иметь», а не из-за реальной потребности для комфорта, который конечно необходим, нельзя этого отрицать. Современному человеку нужно иметь возможность хорошо питаться, хорошо одеваться, получать хорошее обеспечение в смысле информации (та же возможность иметь достаточную полную картину мира посредством качественного телевидения и интернета), возможности общения и созданной инфраструктуры среды для общения – да всё это нужно, другое дело, во что это может превратить. Сейчас в постсоветском пространстве, видимо как компенсация за годы, когда это было нельзя, расцвело потребительское отношение к жизни, и каждый, кто не разделяет такие взгляды, попадает в разряд как минимум странных, либо даже опасных. И человек должен соответствовать и он обязан иметь что-то, чтобы выглядеть как «свой», некая метка. Надо ему это или нет – вопрос не задаётся. Мне это напоминает ситуацию в повести Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», там эта ситуация доведена до критической точки, однако схожесть заметна. Реклама навязывает товары и продукты, совершенно излишние для нормального человека и в излишних количествах. Раздувая этот пузырь – гонку потребления – весь мир катится к некоему логическому завершению, где вместо развития человеческого мозга может наступить (и не так уж долго ждать, уверяю вас) во-первых, умственная деградация ну а потом и всё остальное. Не думаю, чтобы люди этого не понимали. Уже сейчас ожирение среди жителей развитых стран становится реальной проблемой, зато реклама и продажа еды замечательно процветают. Место чтения в развитых странах занимает развлекательное ТВ и развлекательный контент интернета. Тем не менее, вся мировая экономика строится на том чтобы больше продавать, чтобы дальше больше производить, чтобы больше продавать - и так дальше. А пока она так строится – всё будет так. Я далёк от того чтобы дать точный рецепт что с этим делать, но тем не менее уже понимание этого процесса достаточно важно. Возможно, наш личный пример сможет послужить основой для будущих перемен. Отказаться от благ цивилизации? Как говорил один известный экономист – «Отнюдь!». Пользоваться ими разумно, вот что кажется достаточным и важным на сегодня.
Вернёмся к нашему больному обществу. Когда человек пытается объяснить себе что происходит, он хочет оправдать себя, это в природе человека. Если у человека не хватает внутренних сил примириться с окружающим миром и пытаться его менять постепенно, при этом имея ощущение идеала в душе (как бы она (душа) не называлась), имея чувство любви и уважения к окружающему миру, да, несмотря ни на что, вот тогда и появляются любители и профессионалы «простых решений» который с ходу расставляют на позиции «своих» и «врагов», показывают направление, потому что на войне думать не надо, за тебя уже подумали. А то, как подумали, это же «не мои проблемы».
Возвращение к человеческим ценностям это единственный выход достойный человека. И, наверное, это вопрос, который надо задать каждому – «Зачем, как и для чего я живу». И ответить каждому лично и для себя, не для камеры и не для статистики.

© Copyright: Дмитрий Добровольский, 2012

Регистрационный номер №0080511

от 30 сентября 2012

[Скрыть] Регистрационный номер 0080511 выдан для произведения:

  Что происходит с нашим обществом? Почему вырвавшись из советского времени, мы постепенно начинаем скатываться на какие-то фашистские позиции, где нормой стало отношение к иностранцам из стран беднее нас как к отбросам, хотя ещё сравнительно недавно мы уважали друг друга хотя бы за наши древние исторические корни. Почему отношение к старым и больным стало у нас таким потребительским, ведь это всё люди которые живут вместе с нами и они так же любят и думают так же, род человеческий. Из-за того, что они больше не приносят доход, не так хорошо говорят и выглядят? Мы готовы подобно древним племенам съедать этих людей, теперь конечно современно, психологически (о да, мы не пещерные!)? Мы готовы стереть с лица земли бедного, потому что он беден? Неужели настолько впиталась в нас эта пропаганда успеха и благополучия? В чём же причина?
На обычное убыстрение технического прогресса, повсеместное во всём мире, в нашей стране наложился ещё и психологический слом, когда мы 70 лет строили что-то, от чего так быстро отказались, что это не могло не сказаться на тех детях, которые сейчас уже выросли, которые видели это всё и не всегда правильно поняли что есть что. Семьям было некогда, семьи попали в ситуацию ранее неизвестную для большей части населения, взрослые занимались своими, часто не вполне законными делами, а дети понимали по-своему, впитывали. Теперь эти дети выросли и поняли – «Любыми способами надо стать богатым иначе никогда с тобой никто считаться не будет», проще говоря, они поняли то, что у них постоянно вертелось перед глазами, они это осознали и стали воплощать. Вот эта пустота как раз и приводит к тому чтобы заполнить её несколькими способами: алкоголем - наркотиками, сексом - шмотками и другими показателями успеха, принятыми в сообществе. Накладываясь на ужасающее социальное расслоение, это приводит к немыслимому для нормального общества эмоционально-психологическому настроению. Когда молодой человек видит, что вокруг него прекрасно устраиваются богатые сынки, а ему места нет, приходит на ум простая мысль: «кто-то в этом виноват, но кто?». И приходят простые люди и просто объясняют, «не заморачиваясь», всё расставляя по полочкам. Пустота требует ответа.
Эта пустота приводит к появлению нигилистически - фашистских настроений, создаются группы, люди в которых, пытаясь объяснить себе что происходит, и как заполнить эту пустоту, начинают искать решения – «виноваты иностранцы (выгнать домой), виноваты инвалиды (корми их!)» и т.д. И это происходит в стране, в которой 70 лет проводилась пропаганда интернационализма, призывали не обращать внимание на цвет кожи и расовые различия. Конечно, одновременно нам говорили, что есть одна общая хорошая нация - «трудящийся человек», что рабочий человек это хорошо – а кто скажет, что это не так? Идея того что каждый должен приносить пользу обществу не так глупа как её попытались показать нам за эти годы реформ. Притом, что на том самом «нехорошем капиталистическом» Западе эти вещи во многом как раз и воплотились. И трудящийся, как не странно, в странах Запада, похоже, более в почёте, уж по крайней мере чувствует себя не изгоем. Не говоря уже о том, что те же социальные службы на сегодня более развиты как раз там, так как они прошли эпоху дикого капитализма, которые критиковала их же интеллигенция и не меньше нашего понимались все эти проблемы. Другая проблема, на которую наталкивается современное общество, это возросшие потребности, часто нереально завышенные и раздутые рекламой и общим отношение к жизни, навязанной извне от тех же СМИ. В то же время, в обществе постоянно подчёркивается важность «имения» ценностей, больше даже престижности «иметь», а не из-за реальной потребности для комфорта, который конечно необходим, нельзя этого отрицать. Современному человеку нужно иметь возможность хорошо питаться, хорошо одеваться, получать хорошее обеспечение в смысле информации (та же возможность иметь достаточную полную картину мира посредством качественного телевидения и интернета), возможности общения и созданной инфраструктуры среды для общения – да всё это нужно, другое дело, во что это может превратить. Сейчас в постсоветском пространстве, видимо как компенсация за годы, когда это было нельзя, расцвело потребительское отношение к жизни, и каждый, кто не разделяет такие взгляды, попадает в разряд как минимум странных, либо даже опасных. И человек должен соответствовать и он обязан иметь что-то, чтобы выглядеть как «свой», некая метка. Надо ему это или нет – вопрос не задаётся. Мне это напоминает ситуацию в повести Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», там эта ситуация доведена до критической точки, однако схожесть заметна. Реклама навязывает товары и продукты, совершенно излишние для нормального человека и в излишних количествах. Раздувая этот пузырь – гонку потребления – весь мир катится к некоему логическому завершению, где вместо развития человеческого мозга может наступить (и не так уж долго ждать, уверяю вас) во-первых, умственная деградация ну а потом и всё остальное. Не думаю, чтобы люди этого не понимали. Уже сейчас ожирение среди жителей развитых стран становится реальной проблемой, зато реклама и продажа еды замечательно процветают. Место чтения в развитых странах занимает развлекательное ТВ и развлекательный контент интернета. Тем не менее, вся мировая экономика строится на том чтобы больше продавать, чтобы дальше больше производить, чтобы больше продавать - и так дальше. А пока она так строится – всё будет так. Я далёк от того чтобы дать точный рецепт что с этим делать, но тем не менее уже понимание этого процесса достаточно важно. Возможно, наш личный пример сможет послужить основой для будущих перемен. Отказаться от благ цивилизации? Как говорил один известный экономист – «Отнюдь!». Пользоваться ими разумно, вот что кажется достаточным и важным на сегодня.
Вернёмся к нашему больному обществу. Когда человек пытается объяснить себе что происходит, он хочет оправдать себя, это в природе человека. Если у человека не хватает внутренних сил примириться с окружающим миром и пытаться его менять постепенно, при этом имея ощущение идеала в душе (как бы она (душа) не называлась), имея чувство любви и уважения к окружающему миру, да, несмотря ни на что, вот тогда и появляются любители и профессионалы «простых решений» который с ходу расставляют на позиции «своих» и «врагов», показывают направление, потому что на войне думать не надо, за тебя уже подумали. А то, как подумали, это же «не мои проблемы».
Возвращение к человеческим ценностям это единственный выход достойный человека. И, наверное, это вопрос, который надо задать каждому – «Зачем, как и для чего я живу». И ответить каждому лично и для себя, не для камеры и не для статистики.

 
Рейтинг: 0 637 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!