ГлавнаяПрозаЭссе и статьиПублицистика → Поет Валентина Кошубаева

Поет Валентина Кошубаева

12 ноября 2013 - Валерий Кузнецов


Валерий Кузнецов

   Международный Артийский Комитет, Общественная Академия Творчества наградили Заслуженную артистку Республики Адыгея Валентину Кошубаеву золотой медалью с присвоением Почетного звания Лауреат Конкурса «ЛИЦА ГОДА – 2006»
Столь высокого признания исполнительница старинных русских романсов удостоилась за высокий профессионализм и большой личный вклад в сохранении национальной самобытности и достоинства народов Российской Федерации, воспитание молодежи на идеалах красоты и доброты. 
    Можно сказать, что певица Валентина Кошубаева – одна из самых известных исполнительниц романсов не только у себя в Адыгее, но и во всей России. О ней говорят: душа русского романса. Судьба щедро дарила ей встречи, ставшие для нее знаковыми.
Когда начался творческий путь Валентины Кошубаевой? Пожалуй, в раннем детстве. Детство – источник творческих дерзаний в течение всей ее жизни. Маленькая артистка любила устраивать для близких и соседей домашние концерты.
    В 63-м многие ее сверстники мечтали стать летчиками, космонавтами, врачами, учителями, а она – певицей. Об этом восьмилетняя Валя заявила в присутствии всего класса. Дети рассмеялись, а классная руководительница Валентина Петровна попросила что-нибудь спеть. Обладая, как ей тогда казалось, большим сценическим опытом, она запела песню - балладу о плывущем по озеру сером гусе с подбитым крылом. Он пел печальную песню о том, что никогда уже не сможет взлететь в небо, и что придется ему умирать на этом чудесном озере. Мальчишки сидели притихшие, а девчонки утирали фартушками слезы.
Учительница подошла к ней и сказала:
- Да, Валюша, я верю: ты будешь певицей.
   Ее путь на профессиональную сцену был долгим. Впрочем, как и у большинства исполнителей из провинции. Сначала музыкальная школа, затем уроки по классу виолончели и фортепиано в музыкальном училище. И, конечно же, занятия вокалом. Она никогда не забывала о том, что для профессиональной певицы очень важно не просто владеть музыкальной грамотой, а иметь за плечами большой, глубокий курс.
    В возрасте 21 года певица из Грозного приезжает покорять Москву. Поет русские народные песни, музицирует. Правда, что касается музыки, коллеги, упрекали ее в том, что она играет или очень хорошо, или очень плохо. И тогда Валентина решила оставить клавиши и сосредоточиться исключительно на пении. Пришлось столкнуться с массой проблем. Ведь голос – это инструмент в инструменте. Самая загадочная струна в природе творчества. Сложность была еще и в том, что как музыкант она созрела быстро, а голос как таковой не отвечал в полной мере ее музыкальным требованиям. Молодая певица не могла позволить себе петь плохо. А чтобы петь хорошо, должна быть полностью открыта природа голоса, его органика. Пока что она занималась им, сообразуясь лишь с собственным музыкальным ощущением.
    В 1984 г. дипломированный музыкант Валентина Кошубаева получает направление в Адыгейское гастрольное бюро, не так давно преобразованное в государственную филармонию. Приехала с квартетом заслуженного деятеля искусств России В.Шабалина. Блестящие музыканты, Лауреаты международных конкурсов, играли музыку Бородина, Чайковского, Аренского. В.Кошубаева пела Рахманинова, Генделя, Баха… Пришлось столкнуться с естественной для глубокой провинции проблемой – низким уровнем музыкальной культуры населения, а значит, невостребованностью не только известного в музыкальном мире коллектива, но и ее как певицы. Через полгода квартет уезжает в Москву, оставив В. Кошубаеву один на один со своим голосом.
Судьба сводит ее с потрясающим пианистом Владимиром Любавским. В то время ученик профессора Давида Ашкинази работал с популярной исполнительницей старинных русских романсов, первой в республике Адыгея народной артисткой РСФСР Гошнал Самоговой.
  - Пора за серьезную работу браться!- улыбнулся маэстро и пригласил в шестимесячное гастрольное турне по Черноморскому побережью в составе концертной бригады Адыгейской филармонии.
    После нескольких репетиций они давали с концерт для моряков Туапсинского пароходства. Провожали артистов стоя. В тот вечер В.Любавский сказал ей:
- Ты рождена для романсов!
    Блистательный пианист дал певице не только творческую свободу, но и сумел построить концерты так, что в скором времени В. Кошубаева почувствовала то, о чем мечтала все эти годы: внутреннюю свободу. Ее душа раскрылась вместе с голосом. Общение талантливого музыканта с выдающимся педагогом Д.Ашкинази, который в свое время работал с К.Шульженко, П.Виноградовым, В.Козиным, И.Юрьевой, В.Толкуновой, давало свои плоды. Все голосовые и музыкальные интонации В.Любавский сумел передать Кошубаевой как бы по наследству. Профессиональные музыканты и вокалисты были поражены тому, насколько глубоко и безукоризненно точно певица посвящена в интонации, которыми покоряли слушателей «звезды» советской эстрады.
Квартет русских народных инструментов «Яблочко» Краснодарского творческого объединения «Премьера» пригласил певицу в свой коллектив. Артисты объездили с концертами весь Северный Кавказ. Завершилось их гастрольное турне концертами по югу Франции.   
   Три месяца Валентина Кошубаева пела русские романсы для пожилых людей – самых благодарных слушателей и истинных ценителей этого нестареющего жанра.
   Затем был всемирный музыкальный фестиваль в австрийском Зальцбурге, на который певицу любезно пригласила ее бывший педагог по вокалу Гертруда Троянова. Более десяти лет преподает на родине И.В.Баха мастер-класс в летней музыкальной Академии имени великого композитора. Певица из солнечной Адыгеи пленила слушателей исполнением русских романсов не только публику, но и искушенных в этом жанре критиков и музыковедов. От романса к романсу ее и без того чувственная душа раскрывалась как цветок: все больше и больше. Сложные вокальные произведения, исполненные ею под фортепиано, чем-то напоминали исповедь перед Богом.
     А Второй Всероссийский конкурс исполнителей русского романса приносит В.Кошубаевой звание лауреата.
    Иногда говорится, что победа или участие в представительных конкурсах и фестивалях еще ни о чем не свидетельствует и что более трудный экзамен предстоит позднее сдавать на концертной эстраде. Многие факты подтверждают эту истину. Но Валентина Кошубаева оказалась вполне достойной и звания Лауреата профессионального конкурса вокалистов, и звания «Заслуженная артистка» республики Адыгея, и доказала это успехами в дальнейшей карьере артистическими турне по всей России и странам СНГ.
    В чем же состоит сила ее исполнительского искусства? Прежде всего, в тех ценных качествах, которые она приобрела на занятиях по вокалу. А это, прежде всего, прекрасное понимание природы русского романса, большая внутренняя свобода, которую певица обретала многие годы, наконец, дарование, позволяющее максимально верно исполнять то или иное произведение в духе эпохи, стиля композитора, музыкальной партитуры. Упомянем еще об одном свойстве, важном в эстрадных выступлениях – большой психической выносливости, прекрасном владении собой при одновременно легком волнении ровно настолько, чтобы этот нервный подъем придавал блеск исполняемому произведению.
    Именно все эти черты мы видим в искусстве пения Валентины Кошубаевой, что единогласно подчеркивается музыкальными критиками и профессиональными исполнителями. Народный артист России Лев Лещенко, услышав концерт певицы, назвал ее самой самобытной, самой яркой исполнительницей русских романсов.
    Певица знает всю мировую вокальную литературу, обозначенную для низкого голоса, включая оперный репертуар. Сегодня она исполняет романсы под баян. И вот почему. Когда она поет в сопровождении оркестра русских народных инструментов, на нее опускается аура классичности. Солистка вынуждена подстраиваться под дирижера. А это – академичность, другие жесты, мимика, иное сценическое поведение. Гитара тоже сужает возможности солиста: у нее слишком маленький диапазон звуковой волны.         Полную свободу может дать только баян. Певица наслаждается его тембрами. Этот инструмент способен заменить маленький оркестр. И это не преувеличение. Здесь совершенно иная форма. Со своей мелодикой, напевностью, лиризмом и музыкальной гаммой. Особенно если аккомпанирует баянист и аранжировщик от Бога, заслуженный работник культуры Кубани Геннадий Проценко. Музыкант много лет работал в Германии, руководил музыкальной школой на Колыме. Профессионал высочайшего класса владеет всеми музыкальными инструментами.
    Г. Проценко инструментирует исполняемые певицей романсы для оркестра народных инструментов. Его звучащие, мелодичные инструментовки не могли не отметить на фестивале русских народных песен и романсов: они и не академичные, и не классические – они необыкновенные, неизвестные.
    Побывав на концертах Валентины Кошубаевой, зритель получает то, чего сегодня так не достает на подмостках современной российской эстрады: душевного откровения, естественности чувств.
    Не так давно правительство Москвы пригласило певицу принять участие в традиционном Дне пожилого человека. Среди исполненных ею известных романсов прозвучал и романс «Уголок». После концерта к ней подошел один из зрителей.
- Вы знаете, лет пять назад я отдыхал на юге, в Горячем Ключе. В нашем санатории одна певица пела мой самый любимый романс - «Уголок». Потрясающе пела! А вы – еще лучше!
Тот романс в курортном городе Горячий Ключ исполняла Валентина Кошубаева. Выходит, на этот раз певица пела лучше самой себя?!
    Она старается петь так, чтобы ее манера исполнения, ее музыкальное прочтение замысла произведения, заложенного его авторами, смогли пробудить слушателя. Тронуть его душу. В.Кошубаевой это удается. Потому что для нее не существует денег, масштабов, популярности. Величайший стимул для нее, не только как для профессиональной певицы, но и как для женщины - Любовь. К семье, к сыну. Любовь и знание мужских ценностей в высоко духовном понимании. Все это являет собой гармонию. Гармонию души и сердца. Это помогает идти дальше – в бесконечный мир искусства. В чудесный, волнующий мир русского романса.

 

© Copyright: Валерий Кузнецов, 2013

Регистрационный номер №0169117

от 12 ноября 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0169117 выдан для произведения:


Валерий Кузнецов

   Международный Артийский Комитет, Общественная Академия Творчества наградили Заслуженную артистку Республики Адыгея Валентину Кошубаеву золотой медалью с присвоением Почетного звания Лауреат Конкурса «ЛИЦА ГОДА – 2006»
Столь высокого признания исполнительница старинных русских романсов удостоилась за высокий профессионализм и большой личный вклад в сохранении национальной самобытности и достоинства народов Российской Федерации, воспитание молодежи на идеалах красоты и доброты. 
    Можно сказать, что певица Валентина Кошубаева – одна из самых известных исполнительниц романсов не только у себя в Адыгее, но и во всей России. О ней говорят: душа русского романса. Судьба щедро дарила ей встречи, ставшие для нее знаковыми.
Когда начался творческий путь Валентины Кошубаевой? Пожалуй, в раннем детстве. Детство – источник творческих дерзаний в течение всей ее жизни. Маленькая артистка любила устраивать для близких и соседей домашние концерты.
    В 63-м многие ее сверстники мечтали стать летчиками, космонавтами, врачами, учителями, а она – певицей. Об этом восьмилетняя Валя заявила в присутствии всего класса. Дети рассмеялись, а классная руководительница Валентина Петровна попросила что-нибудь спеть. Обладая, как ей тогда казалось, большим сценическим опытом, она запела песню - балладу о плывущем по озеру сером гусе с подбитым крылом. Он пел печальную песню о том, что никогда уже не сможет взлететь в небо, и что придется ему умирать на этом чудесном озере. Мальчишки сидели притихшие, а девчонки утирали фартушками слезы.
Учительница подошла к ней и сказала:
- Да, Валюша, я верю: ты будешь певицей.
   Ее путь на профессиональную сцену был долгим. Впрочем, как и у большинства исполнителей из провинции. Сначала музыкальная школа, затем уроки по классу виолончели и фортепиано в музыкальном училище. И, конечно же, занятия вокалом. Она никогда не забывала о том, что для профессиональной певицы очень важно не просто владеть музыкальной грамотой, а иметь за плечами большой, глубокий курс.
    В возрасте 21 года певица из Грозного приезжает покорять Москву. Поет русские народные песни, музицирует. Правда, что касается музыки, коллеги, упрекали ее в том, что она играет или очень хорошо, или очень плохо. И тогда Валентина решила оставить клавиши и сосредоточиться исключительно на пении. Пришлось столкнуться с массой проблем. Ведь голос – это инструмент в инструменте. Самая загадочная струна в природе творчества. Сложность была еще и в том, что как музыкант она созрела быстро, а голос как таковой не отвечал в полной мере ее музыкальным требованиям. Молодая певица не могла позволить себе петь плохо. А чтобы петь хорошо, должна быть полностью открыта природа голоса, его органика. Пока что она занималась им, сообразуясь лишь с собственным музыкальным ощущением.
    В 1984 г. дипломированный музыкант Валентина Кошубаева получает направление в Адыгейское гастрольное бюро, не так давно преобразованное в государственную филармонию. Приехала с квартетом заслуженного деятеля искусств России В.Шабалина. Блестящие музыканты, Лауреаты международных конкурсов, играли музыку Бородина, Чайковского, Аренского. В.Кошубаева пела Рахманинова, Генделя, Баха… Пришлось столкнуться с естественной для глубокой провинции проблемой – низким уровнем музыкальной культуры населения, а значит, невостребованностью не только известного в музыкальном мире коллектива, но и ее как певицы. Через полгода квартет уезжает в Москву, оставив В. Кошубаеву один на один со своим голосом.
Судьба сводит ее с потрясающим пианистом Владимиром Любавским. В то время ученик профессора Давида Ашкинази работал с популярной исполнительницей старинных русских романсов, первой в республике Адыгея народной артисткой РСФСР Гошнал Самоговой.
  - Пора за серьезную работу браться!- улыбнулся маэстро и пригласил в шестимесячное гастрольное турне по Черноморскому побережью в составе концертной бригады Адыгейской филармонии.
    После нескольких репетиций они давали с концерт для моряков Туапсинского пароходства. Провожали артистов стоя. В тот вечер В.Любавский сказал ей:
- Ты рождена для романсов!
    Блистательный пианист дал певице не только творческую свободу, но и сумел построить концерты так, что в скором времени В. Кошубаева почувствовала то, о чем мечтала все эти годы: внутреннюю свободу. Ее душа раскрылась вместе с голосом. Общение талантливого музыканта с выдающимся педагогом Д.Ашкинази, который в свое время работал с К.Шульженко, П.Виноградовым, В.Козиным, И.Юрьевой, В.Толкуновой, давало свои плоды. Все голосовые и музыкальные интонации В.Любавский сумел передать Кошубаевой как бы по наследству. Профессиональные музыканты и вокалисты были поражены тому, насколько глубоко и безукоризненно точно певица посвящена в интонации, которыми покоряли слушателей «звезды» советской эстрады.
Квартет русских народных инструментов «Яблочко» Краснодарского творческого объединения «Премьера» пригласил певицу в свой коллектив. Артисты объездили с концертами весь Северный Кавказ. Завершилось их гастрольное турне концертами по югу Франции.   
   Три месяца Валентина Кошубаева пела русские романсы для пожилых людей – самых благодарных слушателей и истинных ценителей этого нестареющего жанра.
   Затем был всемирный музыкальный фестиваль в австрийском Зальцбурге, на который певицу любезно пригласила ее бывший педагог по вокалу Гертруда Троянова. Более десяти лет преподает на родине И.В.Баха мастер-класс в летней музыкальной Академии имени великого композитора. Певица из солнечной Адыгеи пленила слушателей исполнением русских романсов не только публику, но и искушенных в этом жанре критиков и музыковедов. От романса к романсу ее и без того чувственная душа раскрывалась как цветок: все больше и больше. Сложные вокальные произведения, исполненные ею под фортепиано, чем-то напоминали исповедь перед Богом.
     А Второй Всероссийский конкурс исполнителей русского романса приносит В.Кошубаевой звание лауреата.
    Иногда говорится, что победа или участие в представительных конкурсах и фестивалях еще ни о чем не свидетельствует и что более трудный экзамен предстоит позднее сдавать на концертной эстраде. Многие факты подтверждают эту истину. Но Валентина Кошубаева оказалась вполне достойной и звания Лауреата профессионального конкурса вокалистов, и звания «Заслуженная артистка» республики Адыгея, и доказала это успехами в дальнейшей карьере артистическими турне по всей России и странам СНГ.
    В чем же состоит сила ее исполнительского искусства? Прежде всего, в тех ценных качествах, которые она приобрела на занятиях по вокалу. А это, прежде всего, прекрасное понимание природы русского романса, большая внутренняя свобода, которую певица обретала многие годы, наконец, дарование, позволяющее максимально верно исполнять то или иное произведение в духе эпохи, стиля композитора, музыкальной партитуры. Упомянем еще об одном свойстве, важном в эстрадных выступлениях – большой психической выносливости, прекрасном владении собой при одновременно легком волнении ровно настолько, чтобы этот нервный подъем придавал блеск исполняемому произведению.
    Именно все эти черты мы видим в искусстве пения Валентины Кошубаевой, что единогласно подчеркивается музыкальными критиками и профессиональными исполнителями. Народный артист России Лев Лещенко, услышав концерт певицы, назвал ее самой самобытной, самой яркой исполнительницей русских романсов.
    Певица знает всю мировую вокальную литературу, обозначенную для низкого голоса, включая оперный репертуар. Сегодня она исполняет романсы под баян. И вот почему. Когда она поет в сопровождении оркестра русских народных инструментов, на нее опускается аура классичности. Солистка вынуждена подстраиваться под дирижера. А это – академичность, другие жесты, мимика, иное сценическое поведение. Гитара тоже сужает возможности солиста: у нее слишком маленький диапазон звуковой волны.         Полную свободу может дать только баян. Певица наслаждается его тембрами. Этот инструмент способен заменить маленький оркестр. И это не преувеличение. Здесь совершенно иная форма. Со своей мелодикой, напевностью, лиризмом и музыкальной гаммой. Особенно если аккомпанирует баянист и аранжировщик от Бога, заслуженный работник культуры Кубани Геннадий Проценко. Музыкант много лет работал в Германии, руководил музыкальной школой на Колыме. Профессионал высочайшего класса владеет всеми музыкальными инструментами.
    Г. Проценко инструментирует исполняемые певицей романсы для оркестра народных инструментов. Его звучащие, мелодичные инструментовки не могли не отметить на фестивале русских народных песен и романсов: они и не академичные, и не классические – они необыкновенные, неизвестные.
    Побывав на концертах Валентины Кошубаевой, зритель получает то, чего сегодня так не достает на подмостках современной российской эстрады: душевного откровения, естественности чувств.
    Не так давно правительство Москвы пригласило певицу принять участие в традиционном Дне пожилого человека. Среди исполненных ею известных романсов прозвучал и романс «Уголок». После концерта к ней подошел один из зрителей.
- Вы знаете, лет пять назад я отдыхал на юге, в Горячем Ключе. В нашем санатории одна певица пела мой самый любимый романс - «Уголок». Потрясающе пела! А вы – еще лучше!
Тот романс в курортном городе Горячий Ключ исполняла Валентина Кошубаева. Выходит, на этот раз певица пела лучше самой себя?!
    Она старается петь так, чтобы ее манера исполнения, ее музыкальное прочтение замысла произведения, заложенного его авторами, смогли пробудить слушателя. Тронуть его душу. В.Кошубаевой это удается. Потому что для нее не существует денег, масштабов, популярности. Величайший стимул для нее, не только как для профессиональной певицы, но и как для женщины - Любовь. К семье, к сыну. Любовь и знание мужских ценностей в высоко духовном понимании. Все это являет собой гармонию. Гармонию души и сердца. Это помогает идти дальше – в бесконечный мир искусства. В чудесный, волнующий мир русского романса.

 

 
Рейтинг: +1 652 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!