ГлавнаяПрозаЭссе и статьиПублицистика → Кутузов и астрономия

Кутузов и астрономия

1 февраля 2013 - Елена Сироткина

Я уже давно не работаю в школе и думаю даже, что сейчас вообще работать там было бы для меня невозможно. Уход мой связан с невозможностью тащить далее два воза – педагогический и писательский. Окружающие, правда, думали, что главной причиной было исключительно желание побольше заработать. Ну, пусть думают, как им угодно.

 

Образовательная тема, тем не менее, не волновать меня не может. С тех пор, как Россия включилась в мировые производственные процессы в качестве так называемого развивающегося демократического государства, я наблюдаю деградацию школьного и вузовского дела. Сначала думалось, что это кажущиеся обстоятельства, да и негоже мне быть судьёй там, где активно себя не проявляю. Потом вспомнилось, что переходные периоды в любом деле неминуемо связаны с потерями. Теперь, по прошествии значительного времени, можно констатировать, что мир переживает образовательный кризис, и Россия вошла в него по самые уши.

 

Меня всегда удивляло, как принято у нас ползать на коленях перед всем иностранным. Я не про граждан мира говорю – в конце концов, к таковым мы все относимся. Я про готовность тех, кто гордо именует себя элитами, с необыкновенной лёгкостью копировать всякие штучки из жизни географических соседей. То надо бороды побрить, чтобы на голландцев походить, то высокие мысли только на французском языке подавать, то стоять часами в очередях за штатовскими штанами или толстыми вредными бутербродами.

 

Теперь мы озаботились гражданским обществом, которое якобы состоит в основном из некоего среднего класса, счастливо имеющего высокие заработки и потому чувствующего себя объединением продвинутых свободных людей. Но там, где говорят о среднем, неминуемо должно быть высшее и низшее. Ну и пусть, опять же говорят элиты: в низшие попадают только те, кто работать вообще не хотят, а к элите в демократическом государстве может присоединиться любой, кто очень потрудится.

 

Это миф. Молодёжи активно предлагаются примеры Джобса и особенно Цукерберга (в силу его возраста) как полубогов современности. На самом деле и в том, и в другом случае всё очень непросто с обретением завидных социальных и производственных мест. Во-первых, ничего по-настоящему гениального и принципиально нового ни тот, ни другой не создали, во-вторых, истинный путь к успеху этих неплохих парней тщательно скрывается. И не только потому, что интернет в его фундаменте – зона закрытая. Большой транснациональный бизнес приглашает новичков к взаимодействию в обмен на подписку о неразглашении. Выбирает он их по самым разнообразным критериям, но слишком самостоятельных избегает.

 

Современное мировое образование строится на постулате о порочности человека, и именно он делает само образование на данной стадии неэффективным. Нет, оно реальное, а не утопическое, говорят расторопные менеджеры, взявшиеся за его реформу. Подросток должен пройти через все соблазны: ранний беспорядочный и грязный секс, наркотики, физическую и моральную жестокость – это норма, он должен перебеситься. Доживёт до тридцати, возьмётся за здоровый образ жизни. Что же касается обучения, достаточно элементарного набора сказок о том, о сём. Особенно желательны фрагменты таинственные, мистические и скандальные – быстрее и глубже забирает эмоции. Опять же прямо, конечно, никто об этом не говорит, но тенденция прослеживается. Оправдывается зачастую ещё и тем, что учащемуся должно быть комфортно, а потому не трудно.

 

В общем, мысль о необходимости гармонического развития человека похоронена. Подумаешь, советская пропаганда. Да какая же она советская – в основе была прусская система, учитывающая основные науки, определённые человечеством, потому влияющие как на чувства, так и на разум с самых разных сторон. Взяли её у классических русских гимназий. В советский период было много всякой ерунды по поводу разнообразной навязываемой символики, но и толковые учителя, и особенно учащиеся легко отличали её от подлинного знания.

 

Ещё говорят, что видимое образовательное достижение последних лет – гуманитаризация. Да где же она? Ну, если принимать за её торжество количество различных университетов и лицеев, прописавших слово «гуманитарный» в названиях, то да, все стали гуманитариями. Из них выпускаются целые толпы юристов и экономистов. Какие они такие гуманитарии, я не знаю – на мой невежественный взгляд, они как раз точные науки должны знать первым делом. Плодятся также факультеты журналистики. Связи с потребностями в реальных специалистах тут, конечно, нет – сии размножаются оттого, что все хотят пополнить пресловутый средний класс. В элиту у нас (как и везде) не пробьёшься, она вся сплошь из отпрысков партийной номенклатуры советской поры и чекистов. Вообще семейственность процветает. Некоторые всерьёз поговаривают о необходимости восстановить монархию и сословную пирамиду.

 

Гуманитаризация – это когда фундаментальным знанием, действительно, становится знание о человеке, а отсюда возникает вера в его возможности. За первые семнадцать лет человек проживает несколько жизней, упрощать этот путь до деления на доподростковый и подростковый периоды неверно. Но мы свели физиологию и психологию до записок Фрейда – это же самое весёленькое. Несколько поколений психологов искалечили этим усечением. Они и сами, бедные, мучаются (пардон, но наблюдать пришлось большое количество представителей оной профессии), и другим свои комплексы навязывают.

 

Вчера в «Культурной революции» Татьяна Устинова истово предлагала сократить курс школьной математики в пользу чего-нибудь гуманитарного. Например, истории. Наши дети не знают, с кем воевал Кутузов в 1812 году. Совершенно неприлично для патриотических чувств. Ну, так у нас по соцопросам прошло, что 40% тридцатилетних россиян полагают, будто Солнце вращается вокруг Земли. А астрономию, между прочим, теперь в школах не преподают. Не знаю, может, раздел астрофизики есть, но сомневаюсь. И математика с её дробями, а особенно всякими синусами – штука бесполезная? То есть поставлять мозгу пищу богатую и разнообразную не надо, упражнения на развитие абстрактного мышления как избыточные устранить срочно? Оставить только ту, что легко проглатывается в первые пять минут? А если мозг от этого станет гладким и безжизненным? Да и хорошо – секс, деньги, лейбл на заднице, большая тачка – не парься, парень. Тебе дали заработать, а другому не дали – гордись.

 

5 октября 2012 года

© Copyright: Елена Сироткина, 2013

Регистрационный номер №0113927

от 1 февраля 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0113927 выдан для произведения:

Я уже давно не работаю в школе и думаю даже, что сейчас вообще работать там было бы для меня невозможно. Уход мой связан с невозможностью тащить далее два воза – педагогический и писательский. Окружающие, правда, думали, что главной причиной было исключительно желание побольше заработать. Ну, пусть думают, как им угодно.

 

Образовательная тема, тем не менее, не волновать меня не может. С тех пор, как Россия включилась в мировые производственные процессы в качестве так называемого развивающегося демократического государства, я наблюдаю деградацию школьного и вузовского дела. Сначала думалось, что это кажущиеся обстоятельства, да и негоже мне быть судьёй там, где активно себя не проявляю. Потом вспомнилось, что переходные периоды в любом деле неминуемо связаны с потерями. Теперь, по прошествии значительного времени, можно констатировать, что мир переживает образовательный кризис, и Россия вошла в него по самые уши.

 

Меня всегда удивляло, как принято у нас ползать на коленях перед всем иностранным. Я не про граждан мира говорю – в конце концов, к таковым мы все относимся. Я про готовность тех, кто гордо именует себя элитами, с необыкновенной лёгкостью копировать всякие штучки из жизни географических соседей. То надо бороды побрить, чтобы на голландцев походить, то высокие мысли только на французском языке подавать, то стоять часами в очередях за штатовскими штанами или толстыми вредными бутербродами.

 

Теперь мы озаботились гражданским обществом, которое якобы состоит в основном из некоего среднего класса, счастливо имеющего высокие заработки и потому чувствующего себя объединением продвинутых свободных людей. Но там, где говорят о среднем, неминуемо должно быть высшее и низшее. Ну и пусть, опять же говорят элиты: в низшие попадают только те, кто работать вообще не хотят, а к элите в демократическом государстве может присоединиться любой, кто очень потрудится.

 

Это миф. Молодёжи активно предлагаются примеры Джобса и особенно Цукерберга (в силу его возраста) как полубогов современности. На самом деле и в том, и в другом случае всё очень непросто с обретением завидных социальных и производственных мест. Во-первых, ничего по-настоящему гениального и принципиально нового ни тот, ни другой не создали, во-вторых, истинный путь к успеху этих неплохих парней тщательно скрывается. И не только потому, что интернет в его фундаменте – зона закрытая. Большой транснациональный бизнес приглашает новичков к взаимодействию в обмен на подписку о неразглашении. Выбирает он их по самым разнообразным критериям, но слишком самостоятельных избегает.

 

Современное мировое образование строится на постулате о порочности человека, и именно он делает само образование на данной стадии неэффективным. Нет, оно реальное, а не утопическое, говорят расторопные менеджеры, взявшиеся за его реформу. Подросток должен пройти через все соблазны: ранний беспорядочный и грязный секс, наркотики, физическую и моральную жестокость – это норма, он должен перебеситься. Доживёт до тридцати, возьмётся за здоровый образ жизни. Что же касается обучения, достаточно элементарного набора сказок о том, о сём. Особенно желательны фрагменты таинственные, мистические и скандальные – быстрее и глубже забирает эмоции. Опять же прямо, конечно, никто об этом не говорит, но тенденция прослеживается. Оправдывается зачастую ещё и тем, что учащемуся должно быть комфортно, а потому не трудно.

 

В общем, мысль о необходимости гармонического развития человека похоронена. Подумаешь, советская пропаганда. Да какая же она советская – в основе была прусская система, учитывающая основные науки, определённые человечеством, потому влияющие как на чувства, так и на разум с самых разных сторон. Взяли её у классических русских гимназий. В советский период было много всякой ерунды по поводу разнообразной навязываемой символики, но и толковые учителя, и особенно учащиеся легко отличали её от подлинного знания.

 

Ещё говорят, что видимое образовательное достижение последних лет – гуманитаризация. Да где же она? Ну, если принимать за её торжество количество различных университетов и лицеев, прописавших слово «гуманитарный» в названиях, то да, все стали гуманитариями. Из них выпускаются целые толпы юристов и экономистов. Какие они такие гуманитарии, я не знаю – на мой невежественный взгляд, они как раз точные науки должны знать первым делом. Плодятся также факультеты журналистики. Связи с потребностями в реальных специалистах тут, конечно, нет – сии размножаются оттого, что все хотят пополнить пресловутый средний класс. В элиту у нас (как и везде) не пробьёшься, она вся сплошь из отпрысков партийной номенклатуры советской поры и чекистов. Вообще семейственность процветает. Некоторые всерьёз поговаривают о необходимости восстановить монархию и сословную пирамиду.

 

Гуманитаризация – это когда фундаментальным знанием, действительно, становится знание о человеке, а отсюда возникает вера в его возможности. За первые семнадцать лет человек проживает несколько жизней, упрощать этот путь до деления на доподростковый и подростковый периоды неверно. Но мы свели физиологию и психологию до записок Фрейда – это же самое весёленькое. Несколько поколений психологов искалечили этим усечением. Они и сами, бедные, мучаются (пардон, но наблюдать пришлось большое количество представителей оной профессии), и другим свои комплексы навязывают.

 

Вчера в «Культурной революции» Татьяна Устинова истово предлагала сократить курс школьной математики в пользу чего-нибудь гуманитарного. Например, истории. Наши дети не знают, с кем воевал Кутузов в 1812 году. Совершенно неприлично для патриотических чувств. Ну, так у нас по соцопросам прошло, что 40% тридцатилетних россиян полагают, будто Солнце вращается вокруг Земли. А астрономию, между прочим, теперь в школах не преподают. Не знаю, может, раздел астрофизики есть, но сомневаюсь. И математика с её дробями, а особенно всякими синусами – штука бесполезная? То есть поставлять мозгу пищу богатую и разнообразную не надо, упражнения на развитие абстрактного мышления как избыточные устранить срочно? Оставить только ту, что легко проглатывается в первые пять минут? А если мозг от этого станет гладким и безжизненным? Да и хорошо – секс, деньги, лейбл на заднице, большая тачка – не парься, парень. Тебе дали заработать, а другому не дали – гордись.

 

5 октября 2012 года

 
Рейтинг: +1 540 просмотров
Комментарии (1)