ГлавнаяПрозаЭссе и статьиФилософия → Условия вдохновения

Условия вдохновения

20 марта 2019 - Алексей Гадаев
article443135.jpg
Вдохновенье - это радость потока, это высшая награда, которой может одарить нас природа за стремление к решению всё более  и более сложных задач. 
Говорят, что не бывает ленивых людей, а бывают цели, которые не вдохновляют.
Материал Википедии
Вдохновение - особое состояние человека, которое характеризуется высокой производительностью, огромным подъёмом и концентрацией сил человека. Как эмоциональный концепт это состояние является типичной чертой и составным элементом творческой деятельности. Нередко оно воспринимается как явление, существующее отдельно от своего носителя, которое приходит ему извне. Как дар высших сил, его уникальность объясняет редкость и кратковременность вдохновения, которое недоступно простому смертному, за исключением избранных.
Основой возникновения данного состояния является доминирующий очаг возбуждения в коре головного мозга, который подавляет другие активные центры. Очаги возбуждения являются следствием как реакции на внешние раздражители. Чаще всего, таких очагов несколько, так как человек воспринимает много разных объектов.
Описание Вдохновение — состояние наивысшего подъёма, когда познавательные и эмоциональные сферы человека соединены и направлены на решение творческой задачи. Человека в состоянии творческого вдохновения как бы несёт «поток», он не всё понимает в своих действиях, не всегда может сказать, сколько прошло времени (час, день, сутки). Нередко с пребыванием в состоянии творческого вдохновения связано и возникновение инсайтов, озарений.
Вдохновение также определяется как особое психическое состояние активизации всех эмоциональных и физических сил человека.
Человек, находящийся в состоянии творческого вдохновения, имеет сильное влияние на других людей, часто может убедить их, склонить к своему мнению, идее, повести за собой. Личностное свойство, предоставляющее возможность такого ситуативного влияния на других, связанного с личным вдохновением, называют харизмой.
Понять принцип вдохновения хотели еще в эпоху Античности. Древнегреческий философ Платон, размышляя об невероятном состоянии назвал его ex stasis – «выход за пределы себя», проникновение души человека в мир запредельных сущностей. Экстаз – слово, очень подходящее к субъективному переживанию вдохновения. Но также подходит и еще одно слово, являющееся прямым переводом платоновского термина – «исступление», состояние одержимости идеей, желанием творчества и жаждой жизни.
Французский писатель XIX века Альфред де Виньи писал: «Я свою книгу не делаю, она сама делается. Она зреет и растет в моей голове как великий плод».
Состояние вдохновения возникает у человека, страстно и упорно стремящегося к творческому решению поставленной задачи. 24 июня 1878 года П. И. Чайковский в письме к Н. Ф. фон Мекк заметил:
Иногда вдохновение ускользает, не даётся. Но я считаю долгом для артиста никогда не поддаваться, ибо лень очень сильна в людях. Нет ничего хуже для артиста, как поддаваться ей. Ждать нельзя. Вдохновение эта такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Она является к тем, которые призывают её. Нужно, необходимо побеждать себя, чтобы не впасть в дилетантизм.
В свою очередь В. Г. Белинский писал:
Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него недалеко уйдёт и учёный, без него немного сделает даже и ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде
Состояние вдохновения характеризуется лёгкостью движения мысли и образов, их ясностью и полнотой, глубокими переживаниями. На фоне состояния вдохновения все познавательные процессы протекают особенно продуктивно.
Люди черпают вдохновение из различных источников. Таковыми могут быть поэзия, живопись, музыка, личное хобби, специальные тренинги, беседы и т. п.
Примеры вдохновения
А. Бугро, 1898
Вдохновение тесно связано с инсайтом, внезапным пониманием того, каким именно способом можно решить задачу или проблему. Данному состоянию, как правило, предшествует напряжённый поиск решения поставленной задачи. Пребывание в подобном состоянии может быть как кратковременным (минуты), так и протяжённым (несколько часов).
Описание состояния собственного вдохновения дал известный теоретик архитектуры, гуманист Леон-Баттиста Альберти(1404—1472) в трактате «О душевном спокойствии»:
Я имею обыкновение, главным образом по ночам, когда движения моей души побуждают меня беспокоиться и бодрствовать, исследовать и строить в уме неслыханные машины для передвижения и переноски, утверждения и укрепления вещей огромнейших и трудно представляемых. И кажется мне, что изобрёл я вещи редкие и достойные того, чтобы их запомнить. Иной же раз вместо исследований подобного рода я проектирую и строю некие сложнейшие здания и располагаю ордера и многочисленные колонны с различными капителями и не применявшимися доселе базами, связывая их по-новому и изящно с карнизами и полами.
Поэт А. С. Пушкин, по воспоминаниям современников, держал рядом со своей кроватью листы бумаги на случай внезапного вдохновения.

Поток, потоковое состояние (англ. flow, лат. influunt), — психическое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается, что характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением в процесс деятельности.
Материал Википедии
Поток, потоковое состояние (англ. flow, лат. influunt), — психическое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается, что характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением в процесс деятельности. Концепция потока предложена Михаем Чиксентмихайи, в неё входят также практические рекомендации для вхождения в потоковое состояние. Следует отметить, что потоковое состояние не является уникальным состоянием, его испытывают многие ученые, исследователи, успешные бизнесмены, руководители и рядовые люди. Нахождение в потоковом состоянии не ограничивается какой-то одной определенной сферой, процессом. Оно распространяется на все сферы деятельности, в которые вовлечен конкретный человек.
Абрахам Г. Маслоу называл потоковые состояния пиковыми переживаниями
Это состояние часто описывается исследуемыми как ощущение получения удовольствия от самореализации, повышенной и обоснованной уверенностью в себе, ярко выраженным повышением коммуникативных способностей, умением четко и ясно выражать свои мысли, убеждать собеседника, эффективно решать проблемы любой сложности или находить неординарные способы их решения. У исследуемых в потоковом состоянии повышаются показатели усваиваемости информации, активизируется память, способности к анализу информации, наблюдается легкая форма беспокойства, в связи с повышенной активностью. Окружающими человек вне потокового состояния и в потоке часто воспринимается как два разных человека.
Черты потока Согласно Чиксентмихайи, можно выделить список из нескольких черт деятельности, которые способствуют переживанию потокового состояния:
Ясные цели (различимые ожидания и правила).
Концентрация и фокус внимания — высокая степень концентрации на ограниченной сфере внимания (человек, занимающийся деятельностью, имеет возможность на ней концентрироваться и глубоко в неё погружаться).
Потеря чувства самоосознания — слияние действия и осознанности.
Искажённое восприятие времени.
Прямая и незамедлительная обратная связь (успехи и неудачи в процессе деятельности очевидны, так что поведение может быть изменено по мере необходимости).
Равновесие между уровнем способностей субъекта и сложностью задания (деятельность не оказывается для субъекта слишком лёгкой или сложной).
Ощущение полного контроля над ситуацией или деятельностью.
Деятельность сама по себе воспринимается как награда, так что она осуществляется без усилий.
Происхождение термина
Рассматриваемое состояние получило название потока по той причине, что во время интервьюирования испытуемых Чиксентмихайи несколько людей описали свои «потоковые» переживания, используя метафору несущего их потока. Психологическая концепция потока как погружения в деятельность, таким образом, не связана с идиоматическим выражением «плыть по течению», означающем «быть конформистом».
Потоковое состояние группы Чиксентмихайи предлагает несколько способов, которыми группа может совместно работать так, чтобы каждый участник мог достичь потокового состояния. Характеристики подобной группы включают:
Творческая планировка пространства: кресла, графики, отсутствие столов и, следовательно, работа в основном стоя или передвигаясь.
Дизайн пространства: различные графики для ведения отчёта, диаграммы, резюме проекта, раскрепощённость, безопасность (можно говорить то, что в другом случае можно только подумать), рисунки.
Совместный организованный труд.
Фокус на целевой аудитории.
Продвижение существующей (прототипирование).
Визуализация, повышающая эффективность.
Разнообразие участников.
Чиксентмихайи, возможно, был первым, кто описал данную концепцию в западной психологии, но, как признаёт он сам, определённо, он не был первым, кто вообще наблюдал это психологическое явление или создал методики, основанные на нём.
В течение более чем двух с половиной тысячелетий практикующие восточные духовные традиции — такие, как буддизм и даосизм — считали данное явление центральным для своего духовного развития. Японские практики использовали подобные дзен-буддийские техники с целью совершенствования навыка выбранного вида искусства (боевого или иного), любого — от кендо до икебаны. Широко известная фраза «находиться единым целым с миром» также можно отнести к данной концепции.
В образовании существует концепция избыточного научения (доведение навыка до автоматизма), который кажется важным фактором в данной методике. Вдобавок ко всему, многие современные спортсмены обычно испытывают данное переживание «куража».

Автор: Н.И. Козлов
Вдохновение 
Вдохновение - состояние легкости, возможности творить, ощущение "все по силам, все получается!", делание с энтузиазмом и удовольствием. Вдохновение - прекрасная составляющая любого дела: с вдохновением можно не только писать музыку и стихи, но и делать утреннюю зарядку, убирать квартиру, мыть посуду, - с вдохновением можно жить с утра до вечера!
"Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой".(Паустовский К. Г.)
Откуда приходит вдохновение?На вдохновение и творчество нужно настроиться, и для этого есть свои технологии. 
Вдохновение - трансовое состояние, когда человек полностью погружен в то, что он делает, и не замечает ничего лишнего. Помогите своему вниманию - разберите свой рабочий стол, чтобы там не было ничего лишнего. Благоустройте свое рабочее место, чтобы работать там было удобно - и просто в удовольствие! Когда вас ничто не будет отвлекать, а работа будет доставлять удовольствие, вы сами не заметите, как легко начнете входить в состояние вдохновения.
Когда в себя веришь, дело идет легче. Когда дело идет удачно, верить в себя легче. Во вдохновении это закольцовывается: дело пошло, я в себя верю, дело идет еще лучше! - В состояние вдохновения легче входят те, кто в себя верит и кто свое дело умеет делать классно. Учитесь делать свое дело, приучите себя видеть свои сильные стороны, удачи и успехи, начните сегодня с того, что вам сделать легко и у вас получается, и вдохновение придет к вам быстрее!
Помните рецепт вдохновения от П.И. Чайковского: "Я сажусь за фортепьяно и начинаю что-то играть, хотя бы перебирать клавиши. Я делаю это как угодно долго: до тех, пока не придет вдохновение". Если вы будете вдохновение ждать, находясь вне дела и активности, ждать придется долго. Со скучающим лицом жевать чипсы, уставившись в телик - не вариант: тоска накатит, вдохновения не дождетесь. Чаще будьте в деле и в хорошем настроении, вдохновение придет к вам само.
Вдохновение любит активных. Физиологи подсказывают: для запуска оптимальной работы мозга требуется не полный покой, а некоторый уровень ровного "шума активности". Выспаться, успокоиться в медитации - полезно, но далее для вдохновения нужен "стартер". Маяковский легче всего писал, когда ехал в трамвае, научные работники любят думать во время ходьбы или спокойного бега, Эйнштейн входил в творческое состояние под душем, когда душ создавал ровный шум и делал приятный массаж головы. Хорошо, когда у вас есть свою любимые ритуалы, свои ключи вдохновения.
Вечером приятно убежать от большого дня в любимое дело, вечером и ближе к ночи вдохновение приходит чаще. Но лучше этим не злоупотреблять: этот ресурс быстро исчерпывается, через какое-то время после бессонных ночей вместо вдохновения вы получите только тяжелую голову, и кофе уже не поможет. Более продуктивны - ранние утренние часы, когда дома совсем тихо, а город за окном только просыпается. Любимый стол, удобное кресло, пальцы легко бегают по клавиатуре - радость! 
Поработали часик - прервитесь, разомнитесь, хорошо принять душ. Короткий частый отдых, например 10 минут каждый час - полезнее, чем работать долго, не прерываясь. Выйти из-за стола, потянуться, нагнуться, оживить тело, восхититься сделанным и почувствовать новый импульс к работе - подарок себе! Когда вы в полном порядке, здоровы, бодры и знаете, что у вас сегодня все получится, все будет великолепно, как обычно - можно приступать к делу, вдохновение к вам летит!
Творческий поток
Творческий поток - полное вовлечение в процесс с ощущением успеха в процессе деятельности.
Черты творческого потокаКонцепция потока предложена Михаем Чиксентмихайи.
Согласно Чиксентмихайи, можно выделить список из нескольких черт деятельности, которые способствуют переживанию потокового состояния:
Ясные цели (различимые ожидания и правила).
Концентрация и фокус внимания — высокая степень концентрации на ограниченной сфере внимания (человек, занимающийся деятельностью, имеет возможность на ней концентрироваться и глубоко в неё погружаться).
Потеря чувства самоосознания — слияние действия и осознанности.
Искажённое восприятие времени.
Прямая и незамедлительная обратная связь (успехи и неудачи в процессе деятельности очевидны, так что поведение может быть изменено по мере необходимости).
Равновесие между уровнем способностей субъекта и сложности задания (деятельность не оказывается для субъекта слишком лёгкой или сложной).
Ощущение полного контроля над ситуацией или деятельностью.
Деятельность сама по себе воспринимается как награда, так что она осуществляется без усилий.

ЭтимологияРассматриваемое состояние получило название потока по той причине, что во время интервьюирования испытуемых Чиксентмихайи, несколько людей описали свои «потоковые» переживания, используя метафору несущего их потока. Психологическая концепция потока как погружения в деятельность, таким образом, не связана с идиоматическим выражением «плыть по течению», означающем «быть конформистом».
Потоковое состояние группы
Чиксентмихайи предлагает несколько способов, которыми группа может совместно работать так, чтобы каждый участник мог достичь потокового состояния. Характеристики подобной группы включают:
Творческая планировка пространства: кресла, графики, отсутствие столов и, следовательно, работа в основном стоя или передвигаясь.
Дизайн пространства: различные графики для ведения отчёта, диаграммы, резюме проекта, раскрепощённость, безопасность (можно говорить то, что в другом случае можно только подумать), рисунки.
Совместный организованный труд.
Фокус на целевой аудитории
Продвижение существующей (прототипирование)
Визуализация, повышающая эффективность.
Разнообразие участников.

Близкие понятияЧиксентмихайи, возможно, был первым, кто описал данную концепцию в западной психологии, но, как признаёт он сам, определённо, он не был первым, кто вообще наблюдал это психологическое явление или создал методики, основанные на нём.
В течение более чем двух с половиной тысячелений практикующие восточные духовные традиции — такие, как буддизм и даосизм — считали данное явление центральным для своего духовного развития. Японские практики использовали подобные дзен-буддийские техники с целью совершенствования навыка выбранного вида искусства (боевого или иного), любого — от кендо до икебаны. Широко известная фраза «находиться единым целым с миром» также можно отнести к данной концепции.
Вдохновение, похоже, практически то же самое состояние.
Близкое понятие - кураж.
В образовании существует концепция избыточного научения (доведение навыка до автоматизма), который кажется важным фактором в данной методике. Вдобавок ко всему, многие современные спортсмены обычно испытывают данное переживание «куража».
Михай Чиксентмихайи в своей книге «Поток" пишет следующее: «Как возникает подобное состояние? Иногда это случается в результате благоприятного стечения обстоятельств. <..> Такие ситуации могут возникать спонтанно, в большинстве случаев они являются результатом структурированной деятельностью или следствием способности индивида вызывать состояние потока, а часто – и того и другого одновременно.
Почему одни люди в состоянии испытывать радость даже в концентрационном лагере, в то время как другие пребывают в унынии, проводя отпуск на престижном курорте?» (с120-121).

Для этого необходимы потоковые занятия «сочинение музыки, скалолазание, шахматы, танцы, парусный спорт и т.д.

Потоковые занятия
Потоковые занятия, таких как «сочинение музыки, скалолазание, шахматы, танцы, парусный спорт и т.д.: облегчают достижение состояния вдохновения. Эти виды деятельности были задуманы так, чтобы облегчать достижения потока. В них есть правила, требующие овладения определенными навыками, они ставят перед человеком цели, дают обратную связь, давая возможность контролировать происходящее. Эти виды деятельности способствуют концентрации и вовлеченности, максимально отличаясь от рутины повседневной жизни.
Основной смысл потоковой деятельности состоит в обретении радости. Примерами таких занятий являются игры, искусство, спорт, а также разного рода церемонии и ритуалы. 
Французский психолог и антрополог Роже Калуа разделил существующие в мире игры (любая форма активности, приносящая удовольствие) на четыре основных класса в зависимости от вызываемых переживаний.
В группу под названием «агон» он включил игры, построенные по принципу соревнования. К ней относится, например, большинство спортивных состязаний.
В группу «алеа» вошлизанятия, основанные на игре случая (например, лото или игра в кости)
Обозначение «илинкс», «головокружение», получили игры, нарушающие наше нормальное восприятие, такие как катание на аттракционах или прыжки с парашютом. 
Наконец, к «мимикрии» Роже Калуа отнёс занятия, создающие альтернативную реальность, такие как театр, танец и искусство в целом.
Способы выхода за границы повседневности:
В агонических играх («агон» ) от человека требуется совершенствовать определенные навыки, чтобы превзойти соперника. Каждый стремится реализовать свой потенциал, и наличие соперников облегчает эту задачу, поскольку заставляет спортсмена «выкладываться по полной». По мере того как оно переключается на другие, внешние цели, будь то желание унизить соперника, произвести впечатление на зрителей или получше «продать себя», соревнование может оказаться не целью, на которой концентрируется сознание, а помехой.
Алеатические игры («алеа») доставляют удовольствие, поскольку создают у человека иллюзию возможности влиять на ход будущих событий. Ворожба, гадание с давних пор являются неотъемлемой часть всех культур, поскольку человеку свойственно стремиться преодолеть границы настоящего и заглянуть в будущее. Игральные кости, карты, современные азартные игры – это попытка перехитрить друг друга или судьбу. 
Головокружение («илинкс») – наиболее быстрый способ изменить состояние сознания. Маленькие дети обожают крутиться волчком, пока у них не закружится голова. Так же достигают состояния экстаза вращающие дервиши на среднем Востоке. Любая деятельность, изменяющее наше восприятие реальности, может приносить радость. Этим объясняется привлекательность разнообразных «расширяющих сознание» наркотиков: от «волшебных» грибов и алкоголя до синтетических галлюциногенов.
Занятия-мимикрии («мимикрии») позволяют нам посредством фантазии, подражания и маскировки изменять свою индивидуальность. <..> Ритуальные танцы идентифицировали себя с могучими силами, правящими Вселенной. Певица, голос которой вливается в гармонию хора, ощущает пробегающий по телу холодок, растворяясь в едином прекрасном звуке. Маленькая девочка, играющая с куклой, или её брат, изображающий ковбоя, также расширяют границы своего обыденного опыта,  так как именно в эти моменты они становятся кем-то другим, более могущественным, а также усваивают взрослые гендерные роли, типичные для их общества. 

Стремление получать удовольствие на уровне сложности выполнения поставленных задач способствует личностному развитию. Человек не может долго получать наслаждение. Делая одно и тоже. Чтобы избежать скуки, он должен ставить себе новые цели и, достигая их, совершенствовать свои навыки
В потоке каждый человек учится обнаруживать возможности самосовершенствования там, где другие не видят ничего интересного.
С древнейших времен состояние потока тесно связано с религией. Многие потоковые переживания возникали в контексте религиозных ритуалов. Изобразительное искусство, музыка, драматургия, хореография, танцы и игры берут начало в ритуальных обрядах и обычаях имели своей целью связать человека со сверхъестественными силами и сущностями, то есть создать порядок в сознании людей. Именно всё это способно доставлять огромное наслаждение. 
Современные игры, по сути, сводятся к гедонизму. Мы надеемся улучшить своё физическое и психологическое состояние, но не надеемся с их помощью установить связь с богами. Тем не менее действия, которые мы совершаем для улучшения качества жизни, очень важны для культуры в целом. Поскольку поток тесно связан с тем, что люди считают значимым для себя, выбор потоковых занятий наиболее точно отражает их внутреннюю сущность.

 

© Copyright: Алексей Гадаев, 2019

Регистрационный номер №0443135

от 20 марта 2019

[Скрыть] Регистрационный номер 0443135 выдан для произведения: Вдохновенье - это радость потока, это высшая награда, которой может одарить нас природа за стремление к решению всё более  и более сложных задач. 
Говорят, что не бывает ленивых людей, а бывают цели, которые не вдохновляют.
Материал Википедии
Вдохновение - особое состояние человека, которое характеризуется высокой производительностью, огромным подъёмом и концентрацией сил человека. Как эмоциональный концепт это состояние является типичной чертой и составным элементом творческой деятельности. Нередко оно воспринимается как явление, существующее отдельно от своего носителя, которое приходит ему извне. Как дар высших сил, его уникальность объясняет редкость и кратковременность вдохновения, которое недоступно простому смертному, за исключением избранных.
Основой возникновения данного состояния является доминирующий очаг возбуждения в коре головного мозга, который подавляет другие активные центры. Очаги возбуждения являются следствием как реакции на внешние раздражители. Чаще всего, таких очагов несколько, так как человек воспринимает много разных объектов.
Описание Вдохновение — состояние наивысшего подъёма, когда познавательные и эмоциональные сферы человека соединены и направлены на решение творческой задачи. Человека в состоянии творческого вдохновения как бы несёт «поток», он не всё понимает в своих действиях, не всегда может сказать, сколько прошло времени (час, день, сутки). Нередко с пребыванием в состоянии творческого вдохновения связано и возникновение инсайтов, озарений.
Вдохновение также определяется как особое психическое состояние активизации всех эмоциональных и физических сил человека.
Человек, находящийся в состоянии творческого вдохновения, имеет сильное влияние на других людей, часто может убедить их, склонить к своему мнению, идее, повести за собой. Личностное свойство, предоставляющее возможность такого ситуативного влияния на других, связанного с личным вдохновением, называют харизмой.
Понять принцип вдохновения хотели еще в эпоху Античности. Древнегреческий философ Платон, размышляя об невероятном состоянии назвал его ex stasis – «выход за пределы себя», проникновение души человека в мир запредельных сущностей. Экстаз – слово, очень подходящее к субъективному переживанию вдохновения. Но также подходит и еще одно слово, являющееся прямым переводом платоновского термина – «исступление», состояние одержимости идеей, желанием творчества и жаждой жизни.
Французский писатель XIX века Альфред де Виньи писал: «Я свою книгу не делаю, она сама делается. Она зреет и растет в моей голове как великий плод».
Состояние вдохновения возникает у человека, страстно и упорно стремящегося к творческому решению поставленной задачи. 24 июня 1878 года П. И. Чайковский в письме к Н. Ф. фон Мекк заметил:
Иногда вдохновение ускользает, не даётся. Но я считаю долгом для артиста никогда не поддаваться, ибо лень очень сильна в людях. Нет ничего хуже для артиста, как поддаваться ей. Ждать нельзя. Вдохновение эта такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Она является к тем, которые призывают её. Нужно, необходимо побеждать себя, чтобы не впасть в дилетантизм.
В свою очередь В. Г. Белинский писал:
Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него недалеко уйдёт и учёный, без него немного сделает даже и ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде
Состояние вдохновения характеризуется лёгкостью движения мысли и образов, их ясностью и полнотой, глубокими переживаниями. На фоне состояния вдохновения все познавательные процессы протекают особенно продуктивно.
Люди черпают вдохновение из различных источников. Таковыми могут быть поэзия, живопись, музыка, личное хобби, специальные тренинги, беседы и т. п.
Примеры вдохновения
А. Бугро, 1898
Вдохновение тесно связано с инсайтом, внезапным пониманием того, каким именно способом можно решить задачу или проблему. Данному состоянию, как правило, предшествует напряжённый поиск решения поставленной задачи. Пребывание в подобном состоянии может быть как кратковременным (минуты), так и протяжённым (несколько часов).
Описание состояния собственного вдохновения дал известный теоретик архитектуры, гуманист Леон-Баттиста Альберти(1404—1472) в трактате «О душевном спокойствии»:
Я имею обыкновение, главным образом по ночам, когда движения моей души побуждают меня беспокоиться и бодрствовать, исследовать и строить в уме неслыханные машины для передвижения и переноски, утверждения и укрепления вещей огромнейших и трудно представляемых. И кажется мне, что изобрёл я вещи редкие и достойные того, чтобы их запомнить. Иной же раз вместо исследований подобного рода я проектирую и строю некие сложнейшие здания и располагаю ордера и многочисленные колонны с различными капителями и не применявшимися доселе базами, связывая их по-новому и изящно с карнизами и полами.
Поэт А. С. Пушкин, по воспоминаниям современников, держал рядом со своей кроватью листы бумаги на случай внезапного вдохновения.

Поток, потоковое состояние (англ. flow, лат. influunt), — психическое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается, что характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением в процесс деятельности.
Материал Википедии
Поток, потоковое состояние (англ. flow, лат. influunt), — психическое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается, что характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением в процесс деятельности. Концепция потока предложена Михаем Чиксентмихайи, в неё входят также практические рекомендации для вхождения в потоковое состояние. Следует отметить, что потоковое состояние не является уникальным состоянием, его испытывают многие ученые, исследователи, успешные бизнесмены, руководители и рядовые люди. Нахождение в потоковом состоянии не ограничивается какой-то одной определенной сферой, процессом. Оно распространяется на все сферы деятельности, в которые вовлечен конкретный человек.
Абрахам Г. Маслоу называл потоковые состояния пиковыми переживаниями
Это состояние часто описывается исследуемыми как ощущение получения удовольствия от самореализации, повышенной и обоснованной уверенностью в себе, ярко выраженным повышением коммуникативных способностей, умением четко и ясно выражать свои мысли, убеждать собеседника, эффективно решать проблемы любой сложности или находить неординарные способы их решения. У исследуемых в потоковом состоянии повышаются показатели усваиваемости информации, активизируется память, способности к анализу информации, наблюдается легкая форма беспокойства, в связи с повышенной активностью. Окружающими человек вне потокового состояния и в потоке часто воспринимается как два разных человека.
Черты потока Согласно Чиксентмихайи, можно выделить список из нескольких черт деятельности, которые способствуют переживанию потокового состояния:
Ясные цели (различимые ожидания и правила).
Концентрация и фокус внимания — высокая степень концентрации на ограниченной сфере внимания (человек, занимающийся деятельностью, имеет возможность на ней концентрироваться и глубоко в неё погружаться).
Потеря чувства самоосознания — слияние действия и осознанности.
Искажённое восприятие времени.
Прямая и незамедлительная обратная связь (успехи и неудачи в процессе деятельности очевидны, так что поведение может быть изменено по мере необходимости).
Равновесие между уровнем способностей субъекта и сложностью задания (деятельность не оказывается для субъекта слишком лёгкой или сложной).
Ощущение полного контроля над ситуацией или деятельностью.
Деятельность сама по себе воспринимается как награда, так что она осуществляется без усилий.
Происхождение термина Рассматриваемое состояние получило название потока по той причине, что во время интервьюирования испытуемых Чиксентмихайи несколько людей описали свои «потоковые» переживания, используя метафору несущего их потока. Психологическая концепция потока как погружения в деятельность, таким образом, не связана с идиоматическим выражением «плыть по течению», означающем «быть конформистом».
Потоковое состояние группы Чиксентмихайи предлагает несколько способов, которыми группа может совместно работать так, чтобы каждый участник мог достичь потокового состояния. Характеристики подобной группы включают:
Творческая планировка пространства: кресла, графики, отсутствие столов и, следовательно, работа в основном стоя или передвигаясь.
Дизайн пространства: различные графики для ведения отчёта, диаграммы, резюме проекта, раскрепощённость, безопасность (можно говорить то, что в другом случае можно только подумать), рисунки.
Совместный организованный труд.
Фокус на целевой аудитории.
Продвижение существующей (прототипирование).
Визуализация, повышающая эффективность.
Разнообразие участников.
Чиксентмихайи, возможно, был первым, кто описал данную концепцию в западной психологии, но, как признаёт он сам, определённо, он не был первым, кто вообще наблюдал это психологическое явление или создал методики, основанные на нём.
В течение более чем двух с половиной тысячелетий практикующие восточные духовные традиции — такие, как буддизм и даосизм — считали данное явление центральным для своего духовного развития. Японские практики использовали подобные дзен-буддийские техники с целью совершенствования навыка выбранного вида искусства (боевого или иного), любого — от кендо до икебаны. Широко известная фраза «находиться единым целым с миром» также можно отнести к данной концепции.
В образовании существует концепция избыточного научения (доведение навыка до автоматизма), который кажется важным фактором в данной методике. Вдобавок ко всему, многие современные спортсмены обычно испытывают данное переживание «куража».

Автор: Н.И. Козлов
Вдохновение 
Вдохновение - состояние легкости, возможности творить, ощущение "все по силам, все получается!", делание с энтузиазмом и удовольствием. Вдохновение - прекрасная составляющая любого дела: с вдохновением можно не только писать музыку и стихи, но и делать утреннюю зарядку, убирать квартиру, мыть посуду, - с вдохновением можно жить с утра до вечера!
"Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой".(Паустовский К. Г.)
Откуда приходит вдохновение?На вдохновение и творчество нужно настроиться, и для этого есть свои технологии. 
Вдохновение - трансовое состояние, когда человек полностью погружен в то, что он делает, и не замечает ничего лишнего. Помогите своему вниманию - разберите свой рабочий стол, чтобы там не было ничего лишнего. Благоустройте свое рабочее место, чтобы работать там было удобно - и просто в удовольствие! Когда вас ничто не будет отвлекать, а работа будет доставлять удовольствие, вы сами не заметите, как легко начнете входить в состояние вдохновения.
Когда в себя веришь, дело идет легче. Когда дело идет удачно, верить в себя легче. Во вдохновении это закольцовывается: дело пошло, я в себя верю, дело идет еще лучше! - В состояние вдохновения легче входят те, кто в себя верит и кто свое дело умеет делать классно. Учитесь делать свое дело, приучите себя видеть свои сильные стороны, удачи и успехи, начните сегодня с того, что вам сделать легко и у вас получается, и вдохновение придет к вам быстрее!
Помните рецепт вдохновения от П.И. Чайковского: "Я сажусь за фортепьяно и начинаю что-то играть, хотя бы перебирать клавиши. Я делаю это как угодно долго: до тех, пока не придет вдохновение". Если вы будете вдохновение ждать, находясь вне дела и активности, ждать придется долго. Со скучающим лицом жевать чипсы, уставившись в телик - не вариант: тоска накатит, вдохновения не дождетесь. Чаще будьте в деле и в хорошем настроении, вдохновение придет к вам само.
Вдохновение любит активных. Физиологи подсказывают: для запуска оптимальной работы мозга требуется не полный покой, а некоторый уровень ровного "шума активности". Выспаться, успокоиться в медитации - полезно, но далее для вдохновения нужен "стартер". Маяковский легче всего писал, когда ехал в трамвае, научные работники любят думать во время ходьбы или спокойного бега, Эйнштейн входил в творческое состояние под душем, когда душ создавал ровный шум и делал приятный массаж головы. Хорошо, когда у вас есть свою любимые ритуалы, свои ключи вдохновения.
Вечером приятно убежать от большого дня в любимое дело, вечером и ближе к ночи вдохновение приходит чаще. Но лучше этим не злоупотреблять: этот ресурс быстро исчерпывается, через какое-то время после бессонных ночей вместо вдохновения вы получите только тяжелую голову, и кофе уже не поможет. Более продуктивны - ранние утренние часы, когда дома совсем тихо, а город за окном только просыпается. Любимый стол, удобное кресло, пальцы легко бегают по клавиатуре - радость! 
Поработали часик - прервитесь, разомнитесь, хорошо принять душ. Короткий частый отдых, например 10 минут каждый час - полезнее, чем работать долго, не прерываясь. Выйти из-за стола, потянуться, нагнуться, оживить тело, восхититься сделанным и почувствовать новый импульс к работе - подарок себе! Когда вы в полном порядке, здоровы, бодры и знаете, что у вас сегодня все получится, все будет великолепно, как обычно - можно приступать к делу, вдохновение к вам летит!
Творческий поток
Творческий поток - полное вовлечение в процесс с ощущением успеха в процессе деятельности.
Черты творческого потокаКонцепция потока предложена Михаем Чиксентмихайи.
Согласно Чиксентмихайи, можно выделить список из нескольких черт деятельности, которые способствуют переживанию потокового состояния:
Ясные цели (различимые ожидания и правила).
Концентрация и фокус внимания — высокая степень концентрации на ограниченной сфере внимания (человек, занимающийся деятельностью, имеет возможность на ней концентрироваться и глубоко в неё погружаться).
Потеря чувства самоосознания — слияние действия и осознанности.
Искажённое восприятие времени.
Прямая и незамедлительная обратная связь (успехи и неудачи в процессе деятельности очевидны, так что поведение может быть изменено по мере необходимости).
Равновесие между уровнем способностей субъекта и сложности задания (деятельность не оказывается для субъекта слишком лёгкой или сложной).
Ощущение полного контроля над ситуацией или деятельностью.
Деятельность сама по себе воспринимается как награда, так что она осуществляется без усилий.

ЭтимологияРассматриваемое состояние получило название потока по той причине, что во время интервьюирования испытуемых Чиксентмихайи, несколько людей описали свои «потоковые» переживания, используя метафору несущего их потока. Психологическая концепция потока как погружения в деятельность, таким образом, не связана с идиоматическим выражением «плыть по течению», означающем «быть конформистом».
Потоковое состояние группы
Чиксентмихайи предлагает несколько способов, которыми группа может совместно работать так, чтобы каждый участник мог достичь потокового состояния. Характеристики подобной группы включают:
Творческая планировка пространства: кресла, графики, отсутствие столов и, следовательно, работа в основном стоя или передвигаясь.
Дизайн пространства: различные графики для ведения отчёта, диаграммы, резюме проекта, раскрепощённость, безопасность (можно говорить то, что в другом случае можно только подумать), рисунки.
Совместный организованный труд.
Фокус на целевой аудитории
Продвижение существующей (прототипирование)
Визуализация, повышающая эффективность.
Разнообразие участников.

Близкие понятияЧиксентмихайи, возможно, был первым, кто описал данную концепцию в западной психологии, но, как признаёт он сам, определённо, он не был первым, кто вообще наблюдал это психологическое явление или создал методики, основанные на нём.
В течение более чем двух с половиной тысячелений практикующие восточные духовные традиции — такие, как буддизм и даосизм — считали данное явление центральным для своего духовного развития. Японские практики использовали подобные дзен-буддийские техники с целью совершенствования навыка выбранного вида искусства (боевого или иного), любого — от кендо до икебаны. Широко известная фраза «находиться единым целым с миром» также можно отнести к данной концепции.
Вдохновение, похоже, практически то же самое состояние.
Близкое понятие - кураж.
В образовании существует концепция избыточного научения (доведение навыка до автоматизма), который кажется важным фактором в данной методике. Вдобавок ко всему, многие современные спортсмены обычно испытывают данное переживание «куража».
Михай Чиксентмихайи в своей книге «Поток" пишет следующее: «Как возникает подобное состояние? Иногда это случается в результате благоприятного стечения обстоятельств. <..> Такие ситуации могут возникать спонтанно, в большинстве случаев они являются результатом структурированной деятельностью или следствием способности индивида вызывать состояние потока, а часто – и того и другого одновременно.
Почему одни люди в состоянии испытывать радость даже в концентрационном лагере, в то время как другие пребывают в унынии, проводя отпуск на престижном курорте?» (с120-121).

Для этого необходимы потоковые занятия «сочинение музыки, скалолазание, шахматы, танцы, парусный спорт и т.д.

Потоковые занятия
Потоковые занятия, таких как «сочинение музыки, скалолазание, шахматы, танцы, парусный спорт и т.д.: облегчают достижение состояния вдохновения. Эти виды деятельности были задуманы так, чтобы облегчать достижения потока. В них есть правила, требующие овладения определенными навыками, они ставят перед человеком цели, дают обратную связь, давая возможность контролировать происходящее. Эти виды деятельности способствуют концентрации и вовлеченности, максимально отличаясь от рутины повседневной жизни.
Основной смысл потоковой деятельности состоит в обретении радости. Примерами таких занятий являются игры, искусство, спорт, а также разного рода церемонии и ритуалы. 
Французский психолог и антрополог Роже Калуа разделил существующие в мире игры (любая форма активности, приносящая удовольствие) на четыре основных класса в зависимости от вызываемых переживаний.
В группу под названием «агон» он включил игры, построенные по принципу соревнования. К ней относится, например, большинство спортивных состязаний.
В группу «алеа» вошлизанятия, основанные на игре случая (например, лото или игра в кости)
Обозначение «илинкс», «головокружение», получили игры, нарушающие наше нормальное восприятие, такие как катание на аттракционах или прыжки с парашютом. 
Наконец, к «мимикрии» Роже Калуа отнёс занятия, создающие альтернативную реальность, такие как театр, танец и искусство в целом.
Способы выхода за границы повседневности:
В агонических играх («агон» ) от человека требуется совершенствовать определенные навыки, чтобы превзойти соперника. Каждый стремится реализовать свой потенциал, и наличие соперников облегчает эту задачу, поскольку заставляет спортсмена «выкладываться по полной». По мере того как оно переключается на другие, внешние цели, будь то желание унизить соперника, произвести впечатление на зрителей или получше «продать себя», соревнование может оказаться не целью, на которой концентрируется сознание, а помехой.
Алеатические игры («алеа») доставляют удовольствие, поскольку создают у человека иллюзию возможности влиять на ход будущих событий. Ворожба, гадание с давних пор являются неотъемлемой часть всех культур, поскольку человеку свойственно стремиться преодолеть границы настоящего и заглянуть в будущее. Игральные кости, карты, современные азартные игры – это попытка перехитрить друг друга или судьбу. 
Головокружение («илинкс») – наиболее быстрый способ изменить состояние сознания. Маленькие дети обожают крутиться волчком, пока у них не закружится голова. Так же достигают состояния экстаза вращающие дервиши на среднем Востоке. Любая деятельность, изменяющее наше восприятие реальности, может приносить радость. Этим объясняется привлекательность разнообразных «расширяющих сознание» наркотиков: от «волшебных» грибов и алкоголя до синтетических галлюциногенов.
Занятия-мимикрии («мимикрии») позволяют нам посредством фантазии, подражания и маскировки изменять свою индивидуальность. <..> Ритуальные танцы идентифицировали себя с могучими силами, правящими Вселенной. Певица, голос которой вливается в гармонию хора, ощущает пробегающий по телу холодок, растворяясь в едином прекрасном звуке. Маленькая девочка, играющая с куклой, или её брат, изображающий ковбоя, также расширяют границы своего обыденного опыта,  так как именно в эти моменты они становятся кем-то другим, более могущественным, а также усваивают взрослые гендерные роли, типичные для их общества. 

Стремление получать удовольствие на уровне сложности выполнения поставленных задач способствует личностному развитию. Человек не может долго получать наслаждение. Делая одно и тоже. Чтобы избежать скуки, он должен ставить себе новые цели и, достигая их, совершенствовать свои навыки
В потоке каждый человек учится обнаруживать возможности самосовершенствования там, где другие не видят ничего интересного.
С древнейших времен состояние потока тесно связано с религией. Многие потоковые переживания возникали в контексте религиозных ритуалов. Изобразительное искусство, музыка, драматургия, хореография, танцы и игры берут начало в ритуальных обрядах и обычаях имели своей целью связать человека со сверхъестественными силами и сущностями, то есть создать порядок в сознании людей. Именно всё это способно доставлять огромное наслаждение. 
Современные игры, по сути, сводятся к гедонизму. Мы надеемся улучшить своё физическое и психологическое состояние, но не надеемся с их помощью установить связь с богами. Тем не менее действия, которые мы совершаем для улучшения качества жизни, очень важны для культуры в целом. Поскольку поток тесно связан с тем, что люди считают значимым для себя, выбор потоковых занятий наиболее точно отражает их внутреннюю сущность.

Материал Википедии
«Игры и люди» (фр. Les jeux et les hommes) — книга французского писателя, философа и социолога Роже Кайуа о концепции игры, написанная в 1958 году. В этой работе Кайуа рассматривает игру как культурообразующий феномен и анализирует природные мотивы, побуждающие человека к игре. Он дает определение феномену игры и разрабатывает её классификацию. Основу книги составляют критически переосмысленные идеи Йохана Хёйзинги об игровом феномене, а также собственные концепции Кайуа, изложенные в более ранних работах (например, «Человек и сакральное» (1939), фр. L’homme et le sacré).

Основные идеиКнига «Игры и люди» — работа про «второстепенный» материал игр. Кайуа говорит о том, что изначально игра воспринимается как нечто бессмысленное, пустое и ничего не производящее. Однако, если рассмотреть ее в рамках социально-этнологического подхода, игра приобретет важное значение. Кайуа воспринимает её как продукт деятельности общества, или «второй природы». Одновременно, он ищет источники игрового импульса в самом человеке. То есть, игра объединяет в себе как социальное, так и инстинктивное; то, что создано самим человеком, и то, что дано ему природно, от рождения. Игра — это та иррациональная часть человеческой деятельности, которая в значительной степени влияет на рациональную, образует её.
Для Кайуа игра дуалистична: она объединяет в себе противоположные начала. Так, несмотря на то, что сам её феномен формирует культуру, общество, важной чертой игры является её замкнутость и отрешенность от внешнего мира. Внутри нее царят собственные правила, и если их нарушить, мир игры тут же распадется. То есть её феномен — это гиперреальность, симуляция. Кайуа пишет, что игра появляется как ответ на непредсказуемость и несправедливость жизни. Внутри нее действуют четкие правила, а участник вступает в нее по собственной воле: «Игрой называется комплекс добровольных ограничений, принимаемых по собственной охоте и устанавливающих стабильный порядок».
Определение игры, её основные чертыКайуа, прежде всего, основывает свое определение игры на том, которое было предложено еще Й. Хёйзингой. Согласно ему, игру можно назвать "... свободной деятельностью, которая осознается как „невзаправду“ и вне повседневной жизни выполняемое занятие, однако она может целиком овладевать играющим, не преследует при этом никакого прямого материального интереса, не ищет пользы, — свободной деятельностью, которая совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядоченно, по определенным правилам и вызывает к жизни общественные группировки, предпочитающие окружать себя тайной либо подчеркивающие свое отличие от прочего мира всевозможной маскировкой».
Далее, он дополняет его, раскрывая подробнее характерные черты, присущие игре. Он отмечает, что сам феномен должен быть связан с развлекательным началом, также он сопряжен со своего рода таинством. Игра сама по себе бесплодна и «служит поводом к чистой трате» человеческих ресурсов, например, времени, энергии, или денег, в случае с азартными играми.
Кайуа определяет игру как деятельность:
1.свободную, то есть её нельзя сделать обязательной для игрока;
2.обособленную, то есть ограниченную в пространстве и времени точными и заранее установленными пределами;
3.с неопределенным исходом, то есть, нельзя ни предопределить её развитие, ни предугадать её результат, поскольку необходимость выдумки оставляет некоторую свободу для инициативы игрока;
4.непроизводительную, то есть не создающую ни благ, ни богатств, если не считать перемещения собственности между игроками, приводящую к точно такой же ситуации, что была в начале партии;
5.регулярную, подчиненную ряду конвенций, которые приостанавливают действие обычных законов и на какой-то момент учреждают новое законодательство, единственно действительное на время игры;
6.фиктивную, то есть сопровождаемую специфическим сознанием какой-то вторичной реальности или просто ирреальности по сравнению с обычной жизнью.
Классификация игрКайуа вводит четыре основных вида игр, опираясь на присущие им черты и движущие человеческие инстинкты:
Agon — категория состязательных игр, где искусственно вводится равенство шансов. Цель такой игры — выявить лучшего; при этом одинаковые условия способствуют достижению максимально точного, «чистого» результата. Участник может полагаться только на свои силы и умения. Примерами будут как спортивные игры, так и бильярд, шашки, шахматы и т. д.;
Alea — категория азартных игр. Тут игроку ничего не подконтрольно, кроме решения участвовать. Он полностью полагается на волю судьбы. Эта категория помогает бесспорно выявить случайность. Таким образом, это вид контроля над непредсказуемой реальностью, который человек воплощает в форме игры;
Mimicry — категория подражательных игр, где дух игры охраняется верой в образ. Так, если ребенку не подыгрывать, его фантазия будет разрушена, а если не верить актеру, не состоится спектакль. Целью такой игры будет симуляция реальности;
Ilinx (Vertigo) — или головокружение. Категория игр, где человек сознательно вызывает у себя захватывающие ощущения, буквально головокружение. Таким образом игрок нарушает стабильность своего восприятия реальности. К этому классу Кайуа относит игры вроде волчка, также скоростную езду, скольжение и др. Отличительной чертой таких занятий является базовый инстинкт, который является побуждением к игре — влечение к бесчинству и разрушению.
Кроме того, Кайуа предлагает делить игры и в ином измерении в зависимости от того, как они регулируются, то есть, есть ли в них правила. Так в его классификации появляются:
Paidia — «власть импровизации и веселья». Игры, где важно привлечь к себе внимание, ощутить себя причиной происходящего. Игры бесконтрольные;
Ludus — игра, которая хранит в себе удовольствие от преодоления специально создаваемых трудностей. В последнем заключается вся прелесть игры. Такая игра - это регламентированная активность. Отдельно Кайуа замечает, что подобные типы игр могут воплощаться в хобби (и таким образом сильно зависеть от моды). Примером может служить коллекционирование.
Критика
В работе «Теоретические подходы к игре» (фр. Approches théoriques du jeu) Мариз Метра (Maryse Metra, IUFM Lyon) отмечает некоторые слабые места классификации, приведенной в «Играх и людях». Так, она пишет, что такие игры, как гляделки, можно одновременно отнести как к категории Alea, когда игрок полагается на судьбу, так и к Agon, где важно соревнование и выявление победителя, что делает разделение несовершенным. При этом стоит заметить, что сам Кайуа допускал возможность пересечения категорий игр.Лоран ди Филиппо (Lauret di Filippo, Centre de recherche sur les médiations Université de Lorraine) в работе «Контекстуализация теорий игры Й.Хёйзинги и Р. Кайуа» (фр. Contextualizer les théories du jeu de Johan Huizings et Roger Caillois) отметил, что Хёйзинга, и Кайуа в частности, в своих работах недостаточно раскрыли сам предмет игры. Кроме того, он заметил, что на основе концепций вышеуказанных исследователей были составлены новые теории. По его мнению, эта цепь концепции нуждается в доработке.
Влияние на науку и общество
Работа Кайуа в настоящее время используется как база для анализа игровых феноменов. Например, впедагогике при работе с ролевой игрой как с образовательной технологией. В российской педагогической школе фундаментальная классификация игры не столь популярна, как в зарубежной, однако отмечается значительный вклад Кайуа в её разработку. Теория автора больше используется за границей, в частности у французских исследователей при анализе игровых классификаций и привлекательности разных видов игр для детей[7].
Помимо этого "Игры и люди" повлияли на изучение феномена онлайн-игр. Например, определение и классификация Кайуа были использованы отечественным исследователем для определения сущностиММОРПГ, которую принято относить к развлекательным играм. По мнению автора, такая классификация ошибочна, так как ММОРПГ не подходит ни под один из шести пунктов, которыми Кайуа определяет игру:
"Подавляющее большинство популярных видов развлечений в MMORPG не отвечает четырем и более признакам игровой деятельности из шести возможных в формулировке Роже Кайуа". 
Отмечается также, что книга французского ученого была включена в курс “Понимание видеоигр” на coursera.org в качестве дополнительных материалов.
 
Рейтинг: 0 291 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!