Очень сложный вопрос что такое Судьба?
25 апреля 2015 -
Сергей Чернец
Сергий Чернец
Очень сложный вопрос: Что такое Судьба?
Все мы знаем, - недолго продлится
Та пора гостеванья земного.
Минет время, представим мы лица
Пред богов из мира иного.
Там нас встретят с радостью новой
Скажут: «Добро пожаловать!» снова.
И покинем поля Заката земные,
Страны Спокойствия покоряя иные.
Не рассчитывай на завтрашний день, пока он не наступил, ибо никто не знает, какие беды этот день принесет. Только богам открыты предначертания Судьбы.
Когда описывают или рассказывает человек свою прожитую жизнь, он говорит, что Судьба его была такая, что это Рок такой был предназначен ему, что это Фортуна повернула его жизнь, или удачно или наоборот.
Судьба, Рок, Фатум – вот обозначения человеком всех событий и обстоятельств, которые повлияли на его жизнь. И Судьба видится людям, как высшая Сила. А высшие силы, которые управляют мировым порядком и человеческим поведением всегда принадлежали богам, в представлениях человека.
Исторически. В Древней Греции боги судьбы были Мойры – это и Клото, Лахезис, Антропос и Тиха, Ате, Ананке. В Древнем Риме судьбой управляли Парки – это такие богини Нона, Децила, Морта.
Каждому из божеств определена была своя функция в управлении происходящих событий в мире и в жизни человеческой.
Люди пытались понять случайность происходящих событий. И происходящие неизбежные природные явления – извержения вулканов, землетрясения и ураганы и бури относили к действиям богов и богов Судьбы в том числе.
«Судьба была, как нечто такое, что движет всем и в то же время непознаваемое». С одной стороны – «Судьба ни с кем и ни с чем не считается, но с другой стороны – Судьбе, далекой и великой, есть дело до каждого», даже маленького существа на земле.
Поэтому – нельзя скидывать со счетов такую важную составляющую, как Судьба. Это была ключевая и универсальная категория человеческой Культуры.
_________________
Категория Судьбы описывает фундаментальные отношения Человека и Мира. В ней выражен многовековой опыт «всенародного осмысления» - свободен ли человек или зависит от необходимости, от рабства богам.
Судьбу всегда считали тираном и деспотом, редко кому благоволящим. Характеристики Судьбы, в основном, негативные, на Судьбу было принято жаловаться. Судьба бывала плохая: мрачная, бессмысленная, безжалостная, всесокрушающая, неотвратимая, слепая. И Судьба являла человеку все плохое: смерть, высший суд и расправу, слепой случай и хаос.
Фортуна, даже улыбнувшись человеку, требовала плату – злое горе или горькую утрату. Разбогатевший человек – терял друзей и близких, его окружали льстецы и завистники, и сам он, опасаясь за свои богатства, становился ко всем подозрительный. Написано много романов про то, что разбогатевшие люди сходили с ума, подозревая всех родных.
В культуре, в мифах, в сказаниях, в литературе и театре отражается роль Судьбы в жизни народов и отдельных людей.
У Судьбы различают пять основных функций:
1Судьба-распределитель 2Судьба-игрок 3Режиссёр-Судьба 4Судьба-дарующая 5Судьба-судья.
Посмотрим на них и узнаем, что они представляют:
1) Распределители Судьбы были те же боги и богини: греческие Мойры и римские Парки. Они раздавали всевозможные варианты жизни наугад и вслепую: кому-то рабство, а кому-то вечное воинство. В их действиях не было логики, зато было много хаоса. Каждый человек получал от богини свою долю, свою часть, поэтому Судьбу распределенную называли – уделом или участью. Коль удел был дан пахать землю плугом, то не стоило сопротивляться Судьбе, чтобы не получить наказание.
2) Богиня Тюхе и богиня Фортуна – это были, в том же античном мире, представители Играющей Судьбы. Отличало их непостоянство и случайный каприз. У Фортуны были фавориты, но и злая насмешка была над постоянными неудачниками. Везет или не везет – так описывали люди влияние на свою жизнь Фортуны – Судьбы играющей.
3) Судьба – Режиссёр была, наоборот, очень точная. Она имела сценарий всех действий жизни. Каждый человек получал свою роль во всемирном спектакле. Были главные герои и люди на вторых и третьих ролях. Все помнят выражение Шекспира, что весь мир – театр, а люди в нем актеры. Так вот, все роли назывались – предназначениями Судьбы.
4) Судьба-Дарующая приносила человеку в дар таланты, «Дар свыше», «Дар Судьбы». Но тут же и условие имелось, - чтобы даром тем и талантом правильно распорядиться. Тогда Судьба бывала благосклонна. Но тут же были исключения: при жизни дар и талант человека мог быть не признан, не замечен. Но в памяти, в веках, Судьба не забывала всех трудностей жизни человека и прославляла его даже через многие годы. Так, судьба художника Ван Гога яркий тому пример. Он прожил в бедности и жизнь окончил в сумасшедшем доме, а картины его до сих пор почитаются за великое искусство.
5) Судьба в облике Судьи оценивает человека по его поступкам. И тут законы остаются неизвестны нам. Лишь боги знают наказать или прославить, одарить. Поэтому, случается, что праведно живущий терпит горести и получает наказания, а грешник в нашем мире проживает жизнь вольготно.
________________
Так верить ли в Судьбу, в злой Рок
или в улыбку иль оскал Фортуны?
Чтоб точно знать, нам надо посмотреть
на опыты цивилизаций
народов разных на земле.
Не все они к Судьбе относились одинаково.
И, может быть, не все люди верили Судьбе?
1Судьба нам может Долю дать свою иль выделить Удел всей жизни нашей.
2Судьба-Фортуна может улыбнуться, или оскалиться зубастою усмешкой, отобрав последнее и сделать жизнь несчастной.
3Но может Режиссер-Судьба нам предоставит роль в Судьбе народа своего, и мы, своею жизнью и своим поступком, огромное влияние окажем на жизни многих из людей.
4Судьба нам может подарить талант и своим искусством, мы принесем всем людям радость жизни.
5А может нас Судьба осудит и только волею своей, сопротивляясь, мы едва ли сможем жизнь прожить.
____________________
Часть 2. Чуть-чуть подробнее.
Судьба на Древнем Востоке.
В древнейших цивилизациях человек казался во всем бессильным перед Судьбой. Власть Судьбы стирала все различия. Перед смертью равны были все.
Самые древние известные сегодня представления о Судьбе найдены в Шумерских глиняных табличках, в текстах за 3 тысячи лет до нашей эры. Судьба обозначалась словом – «нам» (nam), которое происходило, возможно, от «Ангела смерти» - его звали «Нам-тар». И в то же время были у Шумеров и добрые представления о Судьбе – «нам-ду» - «благоприятная судьба». И чтобы Судьба благоприятствовала было одно требование к человеку «максимально соответствовать своей сущности». То есть – если ты был крестьянин, должен быть хороший крестьянин, если ты скотовод – то, чтобы хорошо ухаживал за скотом, которые бы давали большой приплод, чтобы отара овец умножалась.
В древнем Египте Судьба обозначалась словом – «шаи», она определялась с самого рождения человека. Годы жизни были сосчитаны наперед. Но египтяне признавали, что боги могут изменить свои решения, если будут милостивы к человеку – то продлят его дни жизни. Люди так и молились, и записывали свои молитвы на кусочках папируса, зарывая их в песок под статуи богов: «Пусть боги не считают моего «шаи» - такова была их молитва. А у богов были посчитаны даже часы жизни. И считалось, что боги бывают добры к людям ведущим праведную жизнь.
Античный мир о Судьбе.
Гомер в своем эпосе представлял Судьбу двумя богинями – Мойра и Айса, и обе давали человеку часть или долю. Это были богини пряхи. Был обычай соткать магическую одежду к рождению ребенка, как оберег укутав его.
Образ мойры у другого др. гр. Гесиода уже расходится на три. Богиня Клото – прядет пряжу жизненных дней и часов, другая богиня Лахесис – отмеряет эту пряжу каждому человеку, а третья Антропос – перерезает нить жизни, и может обрезать раньше.
Понятие Судьбы развивалось все дальше у древнегреческих философов: Фалеса, Анаксимандра, Парменида. Но у поэтов усилилась роль слепого случая, которым ведала богиня Тюхе. И случай сблизил её с Фортуной римской. Богини бросали кости, и могло выпасть благо и удача, а могло выпасть зло и смерть.
Это все происходило в языческом мире.
Представления китайцев о Судьбе.
Как такого, понятия Судьбы нет в китайской культуре. Есть предопределение обозначенное иероглифом «мин», но человек мог выбирать: или следовать по пути предназначенному, или изменить свой путь жизни, а то и отказаться вовсе, отклониться от предопределения. Так, например, сын горшечника мог пойти по стопам отца, у которого учился, но мог пойти воином в войска императора и там стать командиром. Родившийся в семье крестьянина человек, мог пойти учиться и, научившись, стать чиновником, правителем области или богатым торговцем. Судьба – во многом во власти человека, - думали китайцы.
А факт случайности с Судьбой никак не связанный обозначался отдельным иероглифом «Оу» - он означал «совпадение» иили «неожиданность». Что могло изменить судьбу человека и в хорошую и в плохую сторону. И тут нужно было проявлять мужество, бороться и отстаивать себя, свою жизнь. Стремиться преодолеть невзгоды случайностей.
Годы тренировок отдавал человек, чтобы стать непобедимым воином Ушу или Каратистом. И это мог сделать любой и каждый человек.
Выдающийся просветитель начала 17 века, родоначальник афористического жанра в Китае, - Хун Цзычэн, проявил в своей книге широту мысли и абсолютную веротерпимость ко всем «трем учениям Китая» - конфуцианству, буддизму и даосизму.
«В каждом человеке есть (внутренний) мир подлинного.
В нем не слышно звуков свирелей и струн,
но всегда царит радость.
В нем нет запахов ароматных свеч и чая,
но всегда разлито благоухание.
Очисти разум и отрешись от вещей,
забудь о мыслях и предоставь телу свободу –
Тогда ты сможешь войти (проникнуть) туда (в свою душу)!
Есть ли Судьба в христианском мире?
В известной всему миру книге, в Библии, говорит премудрый Соломон (Екклесиаст 3:1,2) о том, что есть «время умирать». Но далее он говорит ответ: «Не погрязай в пороке и не становись глупым. К чему тебе умирать не в свое время?». Это значит, что время смерти не определено точно. От грехов можно умереть и раньше. Так что вначале своей книги Соломон описывает непрерывный цикл жизни и смерти в этой несовершенной системе вещей. Есть время, когда люди рождаются, и есть время, когда они умирают. Одни люди уходят из жизни раньше срока, а другие позже. Но уповающие на Бога, верующие и молящиеся могут испросить себе и долгие годы и избавление от бед и болезней. Так сказано в Псалтыри: Псалом 90: 9, 10. «Всевышнего избрал ты прибежищем твоим, не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему».
Вывод.
Судьбы – нет на самом деле никакой, о чем знали еще в древнем Китае. Можно закончить словами того же мудрого китайского просветителя Хун Цзычэна:
«Движущая сила небес непостижима.
Она может согнуть и расправить, расправить и согнуть.
Она играет героями и ломает богатырей.
Но благородный муж покорен даже невзгодам.
Он живет в покое и готов к превратностям жизни.
И Небо ничего не может с ним поделать!».
19 апрель 2015г.
[Скрыть]
Регистрационный номер 0284962 выдан для произведения:
Сергий Чернец
Очень сложный вопрос: Что такое Судьба?
Все мы знаем, - недолго продлится
Та пора гостеванья земного.
Минет время, представим мы лица
Пред богов из мира иного.
Там нас встретят с радостью новой
Скажут: «Добро пожаловать!» снова.
И покинем поля Заката земные,
Страны Спокойствия покоряя иные.
Не рассчитывай на завтрашний день, пока он не наступил, ибо никто не знает, какие беды этот день принесет. Только богам открыты предначертания Судьбы.
Когда описывают или рассказывает человек свою прожитую жизнь, он говорит, что Судьба его была такая, что это Рок такой был предназначен ему, что это Фортуна повернула его жизнь, или удачно или наоборот.
Судьба, Рок, Фатум – вот обозначения человеком всех событий и обстоятельств, которые повлияли на его жизнь. И Судьба видится людям, как высшая Сила. А высшие силы, которые управляют мировым порядком и человеческим поведением всегда принадлежали богам, в представлениях человека.
Исторически. В Древней Греции боги судьбы были Мойры – это и Клото, Лахезис, Антропос и Тиха, Ате, Ананке. В Древнем Риме судьбой управляли Парки – это такие богини Нона, Децила, Морта.
Каждому из божеств определена была своя функция в управлении происходящих событий в мире и в жизни человеческой.
Люди пытались понять случайность происходящих событий. И происходящие неизбежные природные явления – извержения вулканов, землетрясения и ураганы и бури относили к действиям богов и богов Судьбы в том числе.
«Судьба была, как нечто такое, что движет всем и в то же время непознаваемое». С одной стороны – «Судьба ни с кем и ни с чем не считается, но с другой стороны – Судьбе, далекой и великой, есть дело до каждого», даже маленького существа на земле.
Поэтому – нельзя скидывать со счетов такую важную составляющую, как Судьба. Это была ключевая и универсальная категория человеческой Культуры.
_________________
Категория Судьбы описывает фундаментальные отношения Человека и Мира. В ней выражен многовековой опыт «всенародного осмысления» - свободен ли человек или зависит от необходимости, от рабства богам.
Судьбу всегда считали тираном и деспотом, редко кому благоволящим. Характеристики Судьбы, в основном, негативные, на Судьбу было принято жаловаться. Судьба бывала плохая: мрачная, бессмысленная, безжалостная, всесокрушающая, неотвратимая, слепая. И Судьба являла человеку все плохое: смерть, высший суд и расправу, слепой случай и хаос.
Фортуна, даже улыбнувшись человеку, требовала плату – злое горе или горькую утрату. Разбогатевший человек – терял друзей и близких, его окружали льстецы и завистники, и сам он, опасаясь за свои богатства, становился ко всем подозрительный. Написано много романов про то, что разбогатевшие люди сходили с ума, подозревая всех родных.
В культуре, в мифах, в сказаниях, в литературе и театре отражается роль Судьбы в жизни народов и отдельных людей.
У Судьбы различают пять основных функций:
1Судьба-распределитель 2Судьба-игрок 3Режиссёр-Судьба 4Судьба-дарующая 5Судьба-судья.
Посмотрим на них и узнаем, что они представляют:
1) Распределители Судьбы были те же боги и богини: греческие Мойры и римские Парки. Они раздавали всевозможные варианты жизни наугад и вслепую: кому-то рабство, а кому-то вечное воинство. В их действиях не было логики, зато было много хаоса. Каждый человек получал от богини свою долю, свою часть, поэтому Судьбу распределенную называли – уделом или участью. Коль удел был дан пахать землю плугом, то не стоило сопротивляться Судьбе, чтобы не получить наказание.
2) Богиня Тюхе и богиня Фортуна – это были, в том же античном мире, представители Играющей Судьбы. Отличало их непостоянство и случайный каприз. У Фортуны были фавориты, но и злая насмешка была над постоянными неудачниками. Везет или не везет – так описывали люди влияние на свою жизнь Фортуны – Судьбы играющей.
3) Судьба – Режиссёр была, наоборот, очень точная. Она имела сценарий всех действий жизни. Каждый человек получал свою роль во всемирном спектакле. Были главные герои и люди на вторых и третьих ролях. Все помнят выражение Шекспира, что весь мир – театр, а люди в нем актеры. Так вот, все роли назывались – предназначениями Судьбы.
4) Судьба-Дарующая приносила человеку в дар таланты, «Дар свыше», «Дар Судьбы». Но тут же и условие имелось, - чтобы даром тем и талантом правильно распорядиться. Тогда Судьба бывала благосклонна. Но тут же были исключения: при жизни дар и талант человека мог быть не признан, не замечен. Но в памяти, в веках, Судьба не забывала всех трудностей жизни человека и прославляла его даже через многие годы. Так, судьба художника Ван Гога яркий тому пример. Он прожил в бедности и жизнь окончил в сумасшедшем доме, а картины его до сих пор почитаются за великое искусство.
5) Судьба в облике Судьи оценивает человека по его поступкам. И тут законы остаются неизвестны нам. Лишь боги знают наказать или прославить, одарить. Поэтому, случается, что праведно живущий терпит горести и получает наказания, а грешник в нашем мире проживает жизнь вольготно.
________________
Так верить ли в Судьбу, в злой Рок
или в улыбку иль оскал Фортуны?
Чтоб точно знать, нам надо посмотреть
на опыты цивилизаций
народов разных на земле.
Не все они к Судьбе относились одинаково.
И, может быть, не все люди верили Судьбе?
1Судьба нам может Долю дать свою иль выделить Удел всей жизни нашей.
2Судьба-Фортуна может улыбнуться, или оскалиться зубастою усмешкой, отобрав последнее и сделать жизнь несчастной.
3Но может Режиссер-Судьба нам предоставит роль в Судьбе народа своего, и мы, своею жизнью и своим поступком, огромное влияние окажем на жизни многих из людей.
4Судьба нам может подарить талант и своим искусством, мы принесем всем людям радость жизни.
5А может нас Судьба осудит и только волею своей, сопротивляясь, мы едва ли сможем жизнь прожить.
____________________
Часть 2. Чуть-чуть подробнее.
Судьба на Древнем Востоке.
В древнейших цивилизациях человек казался во всем бессильным перед Судьбой. Власть Судьбы стирала все различия. Перед смертью равны были все.
Самые древние известные сегодня представления о Судьбе найдены в Шумерских глиняных табличках, в текстах за 3 тысячи лет до нашей эры. Судьба обозначалась словом – «нам» (nam), которое происходило, возможно, от «Ангела смерти» - его звали «Нам-тар». И в то же время были у Шумеров и добрые представления о Судьбе – «нам-ду» - «благоприятная судьба». И чтобы Судьба благоприятствовала было одно требование к человеку «максимально соответствовать своей сущности». То есть – если ты был крестьянин, должен быть хороший крестьянин, если ты скотовод – то, чтобы хорошо ухаживал за скотом, которые бы давали большой приплод, чтобы отара овец умножалась.
В древнем Египте Судьба обозначалась словом – «шаи», она определялась с самого рождения человека. Годы жизни были сосчитаны наперед. Но египтяне признавали, что боги могут изменить свои решения, если будут милостивы к человеку – то продлят его дни жизни. Люди так и молились, и записывали свои молитвы на кусочках папируса, зарывая их в песок под статуи богов: «Пусть боги не считают моего «шаи» - такова была их молитва. А у богов были посчитаны даже часы жизни. И считалось, что боги бывают добры к людям ведущим праведную жизнь.
Античный мир о Судьбе.
Гомер в своем эпосе представлял Судьбу двумя богинями – Мойра и Айса, и обе давали человеку часть или долю. Это были богини пряхи. Был обычай соткать магическую одежду к рождению ребенка, как оберег укутав его.
Образ мойры у другого др. гр. Гесиода уже расходится на три. Богиня Клото – прядет пряжу жизненных дней и часов, другая богиня Лахесис – отмеряет эту пряжу каждому человеку, а третья Антропос – перерезает нить жизни, и может обрезать раньше.
Понятие Судьбы развивалось все дальше у древнегреческих философов: Фалеса, Анаксимандра, Парменида. Но у поэтов усилилась роль слепого случая, которым ведала богиня Тюхе. И случай сблизил её с Фортуной римской. Богини бросали кости, и могло выпасть благо и удача, а могло выпасть зло и смерть.
Это все происходило в языческом мире.
Представления китайцев о Судьбе.
Как такого, понятия Судьбы нет в китайской культуре. Есть предопределение обозначенное иероглифом «мин», но человек мог выбирать: или следовать по пути предназначенному, или изменить свой путь жизни, а то и отказаться вовсе, отклониться от предопределения. Так, например, сын горшечника мог пойти по стопам отца, у которого учился, но мог пойти воином в войска императора и там стать командиром. Родившийся в семье крестьянина человек, мог пойти учиться и, научившись, стать чиновником, правителем области или богатым торговцем. Судьба – во многом во власти человека, - думали китайцы.
А факт случайности с Судьбой никак не связанный обозначался отдельным иероглифом «Оу» - он означал «совпадение» иили «неожиданность». Что могло изменить судьбу человека и в хорошую и в плохую сторону. И тут нужно было проявлять мужество, бороться и отстаивать себя, свою жизнь. Стремиться преодолеть невзгоды случайностей.
Годы тренировок отдавал человек, чтобы стать непобедимым воином Ушу или Каратистом. И это мог сделать любой и каждый человек.
Выдающийся просветитель начала 17 века, родоначальник афористического жанра в Китае, - Хун Цзычэн, проявил в своей книге широту мысли и абсолютную веротерпимость ко всем «трем учениям Китая» - конфуцианству, буддизму и даосизму.
«В каждом человеке есть (внутренний) мир подлинного.
В нем не слышно звуков свирелей и струн,
но всегда царит радость.
В нем нет запахов ароматных свеч и чая,
но всегда разлито благоухание.
Очисти разум и отрешись от вещей,
забудь о мыслях и предоставь телу свободу –
Тогда ты сможешь войти (проникнуть) туда (в свою душу)!
Есть ли Судьба в христианском мире?
В известной всему миру книге, в Библии, говорит премудрый Соломон (Екклесиаст 3:1,2) о том, что есть «время умирать». Но далее он говорит ответ: «Не погрязай в пороке и не становись глупым. К чему тебе умирать не в свое время?». Это значит, что время смерти не определено точно. От грехов можно умереть и раньше. Так что вначале своей книги Соломон описывает непрерывный цикл жизни и смерти в этой несовершенной системе вещей. Есть время, когда люди рождаются, и есть время, когда они умирают. Одни люди уходят из жизни раньше срока, а другие позже. Но уповающие на Бога, верующие и молящиеся могут испросить себе и долгие годы и избавление от бед и болезней. Так сказано в Псалтыри: Псалом 90: 9, 10. «Всевышнего избрал ты прибежищем твоим, не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему».
Вывод.
Судьбы – нет на самом деле никакой, о чем знали еще в древнем Китае. Можно закончить словами того же мудрого китайского просветителя Хун Цзычэна:
«Движущая сила небес непостижима.
Она может согнуть и расправить, расправить и согнуть.
Она играет героями и ломает богатырей.
Но благородный муж покорен даже невзгодам.
Он живет в покое и готов к превратностям жизни.
И Небо ничего не может с ним поделать!».
19 апрель 2015г.
Сергий Чернец
Очень сложный вопрос: Что такое Судьба?
Все мы знаем, - недолго продлится
Та пора гостеванья земного.
Минет время, представим мы лица
Пред богов из мира иного.
Там нас встретят с радостью новой
Скажут: «Добро пожаловать!» снова.
И покинем поля Заката земные,
Страны Спокойствия покоряя иные.
Не рассчитывай на завтрашний день, пока он не наступил, ибо никто не знает, какие беды этот день принесет. Только богам открыты предначертания Судьбы.
Когда описывают или рассказывает человек свою прожитую жизнь, он говорит, что Судьба его была такая, что это Рок такой был предназначен ему, что это Фортуна повернула его жизнь, или удачно или наоборот.
Судьба, Рок, Фатум – вот обозначения человеком всех событий и обстоятельств, которые повлияли на его жизнь. И Судьба видится людям, как высшая Сила. А высшие силы, которые управляют мировым порядком и человеческим поведением всегда принадлежали богам, в представлениях человека.
Исторически. В Древней Греции боги судьбы были Мойры – это и Клото, Лахезис, Антропос и Тиха, Ате, Ананке. В Древнем Риме судьбой управляли Парки – это такие богини Нона, Децила, Морта.
Каждому из божеств определена была своя функция в управлении происходящих событий в мире и в жизни человеческой.
Люди пытались понять случайность происходящих событий. И происходящие неизбежные природные явления – извержения вулканов, землетрясения и ураганы и бури относили к действиям богов и богов Судьбы в том числе.
«Судьба была, как нечто такое, что движет всем и в то же время непознаваемое». С одной стороны – «Судьба ни с кем и ни с чем не считается, но с другой стороны – Судьбе, далекой и великой, есть дело до каждого», даже маленького существа на земле.
Поэтому – нельзя скидывать со счетов такую важную составляющую, как Судьба. Это была ключевая и универсальная категория человеческой Культуры.
_________________
Категория Судьбы описывает фундаментальные отношения Человека и Мира. В ней выражен многовековой опыт «всенародного осмысления» - свободен ли человек или зависит от необходимости, от рабства богам.
Судьбу всегда считали тираном и деспотом, редко кому благоволящим. Характеристики Судьбы, в основном, негативные, на Судьбу было принято жаловаться. Судьба бывала плохая: мрачная, бессмысленная, безжалостная, всесокрушающая, неотвратимая, слепая. И Судьба являла человеку все плохое: смерть, высший суд и расправу, слепой случай и хаос.
Фортуна, даже улыбнувшись человеку, требовала плату – злое горе или горькую утрату. Разбогатевший человек – терял друзей и близких, его окружали льстецы и завистники, и сам он, опасаясь за свои богатства, становился ко всем подозрительный. Написано много романов про то, что разбогатевшие люди сходили с ума, подозревая всех родных.
В культуре, в мифах, в сказаниях, в литературе и театре отражается роль Судьбы в жизни народов и отдельных людей.
У Судьбы различают пять основных функций:
1Судьба-распределитель 2Судьба-игрок 3Режиссёр-Судьба 4Судьба-дарующая 5Судьба-судья.
Посмотрим на них и узнаем, что они представляют:
1) Распределители Судьбы были те же боги и богини: греческие Мойры и римские Парки. Они раздавали всевозможные варианты жизни наугад и вслепую: кому-то рабство, а кому-то вечное воинство. В их действиях не было логики, зато было много хаоса. Каждый человек получал от богини свою долю, свою часть, поэтому Судьбу распределенную называли – уделом или участью. Коль удел был дан пахать землю плугом, то не стоило сопротивляться Судьбе, чтобы не получить наказание.
2) Богиня Тюхе и богиня Фортуна – это были, в том же античном мире, представители Играющей Судьбы. Отличало их непостоянство и случайный каприз. У Фортуны были фавориты, но и злая насмешка была над постоянными неудачниками. Везет или не везет – так описывали люди влияние на свою жизнь Фортуны – Судьбы играющей.
3) Судьба – Режиссёр была, наоборот, очень точная. Она имела сценарий всех действий жизни. Каждый человек получал свою роль во всемирном спектакле. Были главные герои и люди на вторых и третьих ролях. Все помнят выражение Шекспира, что весь мир – театр, а люди в нем актеры. Так вот, все роли назывались – предназначениями Судьбы.
4) Судьба-Дарующая приносила человеку в дар таланты, «Дар свыше», «Дар Судьбы». Но тут же и условие имелось, - чтобы даром тем и талантом правильно распорядиться. Тогда Судьба бывала благосклонна. Но тут же были исключения: при жизни дар и талант человека мог быть не признан, не замечен. Но в памяти, в веках, Судьба не забывала всех трудностей жизни человека и прославляла его даже через многие годы. Так, судьба художника Ван Гога яркий тому пример. Он прожил в бедности и жизнь окончил в сумасшедшем доме, а картины его до сих пор почитаются за великое искусство.
5) Судьба в облике Судьи оценивает человека по его поступкам. И тут законы остаются неизвестны нам. Лишь боги знают наказать или прославить, одарить. Поэтому, случается, что праведно живущий терпит горести и получает наказания, а грешник в нашем мире проживает жизнь вольготно.
________________
Так верить ли в Судьбу, в злой Рок
или в улыбку иль оскал Фортуны?
Чтоб точно знать, нам надо посмотреть
на опыты цивилизаций
народов разных на земле.
Не все они к Судьбе относились одинаково.
И, может быть, не все люди верили Судьбе?
1Судьба нам может Долю дать свою иль выделить Удел всей жизни нашей.
2Судьба-Фортуна может улыбнуться, или оскалиться зубастою усмешкой, отобрав последнее и сделать жизнь несчастной.
3Но может Режиссер-Судьба нам предоставит роль в Судьбе народа своего, и мы, своею жизнью и своим поступком, огромное влияние окажем на жизни многих из людей.
4Судьба нам может подарить талант и своим искусством, мы принесем всем людям радость жизни.
5А может нас Судьба осудит и только волею своей, сопротивляясь, мы едва ли сможем жизнь прожить.
____________________
Часть 2. Чуть-чуть подробнее.
Судьба на Древнем Востоке.
В древнейших цивилизациях человек казался во всем бессильным перед Судьбой. Власть Судьбы стирала все различия. Перед смертью равны были все.
Самые древние известные сегодня представления о Судьбе найдены в Шумерских глиняных табличках, в текстах за 3 тысячи лет до нашей эры. Судьба обозначалась словом – «нам» (nam), которое происходило, возможно, от «Ангела смерти» - его звали «Нам-тар». И в то же время были у Шумеров и добрые представления о Судьбе – «нам-ду» - «благоприятная судьба». И чтобы Судьба благоприятствовала было одно требование к человеку «максимально соответствовать своей сущности». То есть – если ты был крестьянин, должен быть хороший крестьянин, если ты скотовод – то, чтобы хорошо ухаживал за скотом, которые бы давали большой приплод, чтобы отара овец умножалась.
В древнем Египте Судьба обозначалась словом – «шаи», она определялась с самого рождения человека. Годы жизни были сосчитаны наперед. Но египтяне признавали, что боги могут изменить свои решения, если будут милостивы к человеку – то продлят его дни жизни. Люди так и молились, и записывали свои молитвы на кусочках папируса, зарывая их в песок под статуи богов: «Пусть боги не считают моего «шаи» - такова была их молитва. А у богов были посчитаны даже часы жизни. И считалось, что боги бывают добры к людям ведущим праведную жизнь.
Античный мир о Судьбе.
Гомер в своем эпосе представлял Судьбу двумя богинями – Мойра и Айса, и обе давали человеку часть или долю. Это были богини пряхи. Был обычай соткать магическую одежду к рождению ребенка, как оберег укутав его.
Образ мойры у другого др. гр. Гесиода уже расходится на три. Богиня Клото – прядет пряжу жизненных дней и часов, другая богиня Лахесис – отмеряет эту пряжу каждому человеку, а третья Антропос – перерезает нить жизни, и может обрезать раньше.
Понятие Судьбы развивалось все дальше у древнегреческих философов: Фалеса, Анаксимандра, Парменида. Но у поэтов усилилась роль слепого случая, которым ведала богиня Тюхе. И случай сблизил её с Фортуной римской. Богини бросали кости, и могло выпасть благо и удача, а могло выпасть зло и смерть.
Это все происходило в языческом мире.
Представления китайцев о Судьбе.
Как такого, понятия Судьбы нет в китайской культуре. Есть предопределение обозначенное иероглифом «мин», но человек мог выбирать: или следовать по пути предназначенному, или изменить свой путь жизни, а то и отказаться вовсе, отклониться от предопределения. Так, например, сын горшечника мог пойти по стопам отца, у которого учился, но мог пойти воином в войска императора и там стать командиром. Родившийся в семье крестьянина человек, мог пойти учиться и, научившись, стать чиновником, правителем области или богатым торговцем. Судьба – во многом во власти человека, - думали китайцы.
А факт случайности с Судьбой никак не связанный обозначался отдельным иероглифом «Оу» - он означал «совпадение» иили «неожиданность». Что могло изменить судьбу человека и в хорошую и в плохую сторону. И тут нужно было проявлять мужество, бороться и отстаивать себя, свою жизнь. Стремиться преодолеть невзгоды случайностей.
Годы тренировок отдавал человек, чтобы стать непобедимым воином Ушу или Каратистом. И это мог сделать любой и каждый человек.
Выдающийся просветитель начала 17 века, родоначальник афористического жанра в Китае, - Хун Цзычэн, проявил в своей книге широту мысли и абсолютную веротерпимость ко всем «трем учениям Китая» - конфуцианству, буддизму и даосизму.
«В каждом человеке есть (внутренний) мир подлинного.
В нем не слышно звуков свирелей и струн,
но всегда царит радость.
В нем нет запахов ароматных свеч и чая,
но всегда разлито благоухание.
Очисти разум и отрешись от вещей,
забудь о мыслях и предоставь телу свободу –
Тогда ты сможешь войти (проникнуть) туда (в свою душу)!
Есть ли Судьба в христианском мире?
В известной всему миру книге, в Библии, говорит премудрый Соломон (Екклесиаст 3:1,2) о том, что есть «время умирать». Но далее он говорит ответ: «Не погрязай в пороке и не становись глупым. К чему тебе умирать не в свое время?». Это значит, что время смерти не определено точно. От грехов можно умереть и раньше. Так что вначале своей книги Соломон описывает непрерывный цикл жизни и смерти в этой несовершенной системе вещей. Есть время, когда люди рождаются, и есть время, когда они умирают. Одни люди уходят из жизни раньше срока, а другие позже. Но уповающие на Бога, верующие и молящиеся могут испросить себе и долгие годы и избавление от бед и болезней. Так сказано в Псалтыри: Псалом 90: 9, 10. «Всевышнего избрал ты прибежищем твоим, не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему».
Вывод.
Судьбы – нет на самом деле никакой, о чем знали еще в древнем Китае. Можно закончить словами того же мудрого китайского просветителя Хун Цзычэна:
«Движущая сила небес непостижима.
Она может согнуть и расправить, расправить и согнуть.
Она играет героями и ломает богатырей.
Но благородный муж покорен даже невзгодам.
Он живет в покое и готов к превратностям жизни.
И Небо ничего не может с ним поделать!».
19 апрель 2015г.
Рейтинг: +2
528 просмотров
Комментарии (4)
Серов Владимир # 25 апреля 2015 в 16:31 +1 | ||
|
Сергей Чернец # 25 апреля 2015 в 16:36 +2 | ||
|
Ирэн Андрос # 25 апреля 2015 в 16:45 +1 | ||
|
Сергей Чернец # 25 апреля 2015 в 16:47 +1 | ||
|
Новые произведения