ГлавнаяПрозаЭссе и статьиЕстествознание → Жизнь как немое кино

Жизнь как немое кино

article516301.jpg

«Бессвязны письмена и речи бесполезны,

Когда весь этот мир принадлежит двоим.

Безмолвный мысли знак, знак чувства бессловесный

Подай глазам моим, а я подам твоим».

А. К-в "Русское богатство”, 1909 г.

 

28 февраля 1895 года - день первого публичного показа братьями Огюстом и Луи Люмьер фильма «Выход рабочих с фабрики Люмьер», - ранее они изобрели синематограф: небольшое устройство, состоящее из камеры, проектора и печатающего устройства.

Этот день считается днём рождения кинематографа. Как и человек, родившись, кинематограф «разговаривать» не умел, - показ фильма сопровождался игрой на музыкальных инструментах.

Чуть позже был снят фильм - «Прибытие поезда на вокзал Ля Сьота», который и приобрёл наибольшую известность.

 

«Немое кино — самая чистая форма кинематографа. Ему, конечно, не хватает звука человеческого голоса и шумов. Но их добавление не искупило тех необратимых последствий, которые повлекло за собой. Если ранее не хватало одного только звука, то с его введением мы лишились всех достижений, завоёванных чистым кинематографом» - Альфред Хичкок.

 

При немом изобразительном ряде, «немая» школа изложения сложного сюжета, предполагала ярчайшую внешнюю изобразительность переживаний героев; «расцветку» информации, доносимой зрителям, посредством искусства пантомимы; всё новыми способами монтажа; нарочитой и излишней «яркостью» сюжета.

«Немые» актёры «обостряли» язык тела и выражение лица, чтобы зрители могли лучше понять, что чувства героев.

 

При отсутствии звука зритель добавлял краски своей души в визуальную информацию и этим делал её близкой себе, родственной. Его мозг создавал тот образ, в котором он нуждался, придавал именно те свойства визуальной информации, которой бы ему хотелось получить.

Юный кинематограф был пластично-пантомимическим.В каждой сцене движение, жесты и поза актёров имели ярчайшую чувственную составляющую, понуждая зрителя продолжать идущую игру на экране в своей душе, возбуждая фантазию и разжигая эмоции.

Кадр немого кино представал перед зрителем в виде многозначного иероглифа, специфическим, особенным визуальным рядом, призванным восполнить отсутствие звука.

 

Необходимо отметить и сотрудничество «молчащего» экрана и книги, - в немом кино стали использоваться интертитры, то есть, краткое описание происходящего на экране.


Погибнут наши! Выдержат едва ли!

Подмога мчится в бешеном дыму.

Мы надписи читать не успевали,

Мы сердцем понимали, что к чему.

Константин Ваншенкин.

 

Звук всегда исходит от какого-либо объекта, т.е. имеет источник своего происхождения.

Звук в немом кино «изображали» визуально.

Режиссёрами использовалось немало действенных способов «изображения звука», его визуализации: ноги, ступающие по дорожке на цыпочках или грубые башмаки, шлёпающие по мостовой, по лужам; удивлённо оборачивающиеся вслед проезжающей повозке или авто люди; крупным планом рука, приставленная к «прислушивающемуся» уху; кадры стреляющих ружей или звонящих колоколов; пар, вырывающийся из свистка паровоза; оркестр в театре, крупным планом аплодирующие руки; а также испуганное, удивлённое или восхищённое выражение лица героя при демонстрации «звуковых» явлений и т.д.

 

Своё название «немое кино» получило после появления звука в фильмах, а до этого оно было просто «кино». «Немой фильм»- это ретроним - термин, созданный для названия чего-либо, бывшего в прошлом.


«В конце эпохи немого кино великие кинематографисты - практически все - достигли уровня, близкого к совершенству. Введение звука поставило их достижения под угрозу. Дело в том, что в тот период блестящее мастерство замечательных художников оттенило жалкое непотребство прочих, и люди малодостойные потихоньку вытеснялись из профессии. Теперь же с приходом звука серость благополучно вернулась на свои позиции» - Франсуа Ролан Трюффо.

 

Кинематографисты отмечали, что озвучивание фильмов сыграло роковую роль, оно убило выразительность изобразительного ряда, достигаемую мимикой и жестами. Искусство погружения, обволакивания, укутывания зрителя в визуальную сказку испарилось, - стало легко скрывать «изобразительную несостоятельность за болтовнёй».

…Там для распутства символ есть единый -

Бокал вина, а добродетель - шьёт…

…И вот - конец... Рояль незримый умер,

Темно и незначительно пожив.

Очнулся мир, прохладою и шумом

Растаявшую выдумку сменив…

В. Набоков, 1928 г.

 

Среди нас «обычных», живут особенные люди, которые, как и мы, из безусловного, безопасного, тихого, неосознаваемого и невесомого рая грёз пришли в этот несправедливый условный мир образов, звуков, запахов, ощущений, эмоций.

Но, если для нас жизнь, - звуковое кино, то они родились в «мир немого кино».

Люди, не могущие говорить, называют нас говорящими, а не слышащими, себя же глухими, а не немыми. Они «говорят»без звука: знаками, жестами, письменно.

Глухие не знают, что они лишены звукового образца речи; способности отразить, «отзеркалить» мир звуком.

 

Иероним Лабунский в стихотворении «Сподвижнице» говорит о том, что глухие люди есть «рабы Великого Молчанья и невольники заклятой тишины», в своей молчаливой дороге жизни в безмолвном празднике снов им внятны лишь голоса своих сердец, волны несут их «в лишённый звуков океан», где Беззвучное Ничто незыблемым законом стоит над ними призраком судьбы.

 

Непостижимое уму

В ушах шумит – зачем, к чему?

Павел Горшков.

 

Человек не рождается немым, он становится таковым в мире тишины.

В мозг глухих не поступают звуковые речевые сигналы, активизации нейронной системы не происходит, нейроны не передают звуковую информацию в отделы мозга, «аудиобиблиотека» не формируется, - слухоречевые связи не возникают.


"Я люблю тебя, жизнь!” –

Пела девушка в белом.

Ни единого звука

С губ её не слетало,

Но пластично, красиво

Пели гибкие руки,

В ритме лёгких движений

Так и чудились звуки…

…"Я люблю тебя, жизнь!” –

Страстно пела певица,

И взлетала рука

Легкокрылою птицей…

Юлия Силантьева.

 

Наш мир отражается в языке как в зеркале.

Слуховой анализатор играет в развитии речи ключевую роль. Невозможно что-то сказать, не услышав это вначале.

Человек сначала слышит посредством слухового анализатора, образец слышимого попадает в «аудиобиблиотеку» в мозге, затем посредством речевого аппарата человек воспроизводит этот звук.

 

Можно образно сказать, что глухие «видят» звук и «слышат» его глазами. Их глаза «переводят» движение рук при общении на жестовом языке в речь.

В отсутствие звука требуется больше внешней выразительности в передаче информации, когда не только рот, лицо, но и всё тело должно «излучать» её.

Во время «разговора» глухих поле зрения сужается и всё внимание фиксируется на рот, лицо, руки собеседника. Как при просмотре захватывающего фильма зритель «перемещается» в картину, так и глухой весь «вливается» в собеседника. Примерно так выглядит туннельное зрение на уровне нейронов.

Глухие в общении требуют всего тебя. Если их собеседник отворачивается или закрывает лицо руками, они перестают его «слышать».

 

У мира тишины свои проблемы.

Вам кажется, что всё для нас молчит?

Неправда! Ведь картины тоже немы,

Но холст живёт и чувствами кричит.

Татьяна Нужина.

 

Все дети изначально были немы – разговаривать мы не умели, мы издавали звуки.

Речь – вторичный навык, её развитие в норме происходит на основе слухового восприятия речи окружающих и подражания ей.

 

Клики радости, крики отчаянья…

В море звуков земли родной

Мы живём островами молчания,

Окружённые тишиной.

Иван Исаев.

 

Артикуляция в жестовых языках представляет собой движение рта, напоминающее произношение слова или его части, при совершении мануальных жестов.

 

Свои мысли мы проговариваем «в голове» посредством внутренней речи на родном языке, - мысль облекается в слова, а глухие мыслят образами, жестами и движениями рук, а также изображениями слов письменного языка, который для них становится вторым.

 

Мозг человека в процессе мышления оперирует не самим предметом, объектом, явлением, а его образом, символом.

 

Рука немого. Говорящая рука...

Пять лепестков неимоверного цветка,

Чей разум трепетный

Мерцает в каждой жилке.

Цветок, взращённый

Безъязыкою душой.

Беззвучный свет

Звезды, далёкой и большой,

Свет пониманья...

Наши речи слишком пылки!

Юна Мориц.

 

Бывает, мы говорим во сне, а глухие – шевелят руками. Переводчики с жестового языка, которые длительное время общаются с глухими, во сне тоже начинают шевелить руками.

 

Кстати, кошки единственные животные, которые могут родиться глухими.

 

Для иностранца, мы как «глухие», так как не воспринимаем его речь.

И также «немые», так как не можем говорить правильно на его языке.

 

А не понимаем, потому что не «слышим»: речь иностранца для нас просто набор бессмысленных звуков.

А не слышим мы потому, что не можем правильно произнести то, что сей иностранец нам говорит.

 

Этимологический словарь русского языка Фасмера определяет слово немец (нѣмьць): как человека, говорящего неясно, непонятно, как иностранца.

То есть немец, тот, кто не понимает русский язык: «немой» и «глухой».

 

При изучении иностранного языка для нас решающее значение имеет правильное произношение.

Произнося правильно иностранные слова, прослушивая иностранную речь носителя, обладающего правильной артикуляцией, мы «записываем» в нашу «аудиобиблиотеку» соответствующий реальности образец иностранной речи.

Мы начинаем «слышать» иностранца и он начинает «слышать» нас.

 

Также, если мы не можем правильно и доступно донести до собеседника свою мысль, мы также будем «немы» и «глухи», не понимая, что же мы хотим на самом деле друг другу сказать.

 

Какая разница между попыткой разговора с глухим человеком, не зная жестового языка, с иностранцем, не зная его языка на соответствующем уровне или с тем, который не может доступно выразить свою мысль? - Результат будет одинаков: мы будем «смотреть» немое кино.

© Copyright: Константин Ольховский, 2023

Регистрационный номер №0516301

от 15 апреля 2023

[Скрыть] Регистрационный номер 0516301 выдан для произведения:

«Бессвязны письмена и речи бесполезны,

Когда весь этот мир принадлежит двоим.

Безмолвный мысли знак, знак чувства бессловесный

Подай глазам моим, а я подам твоим».

А. К-в "Русское богатство”, 1909 г.

28 февраля 1895 года - день первого публичного показа братьями Огюстом и Луи Люмьер фильма «Выход рабочих с фабрики Люмьер», - ранее они изобрели синематограф: небольшое устройство, состоящее из камеры, проектора и печатающего устройства.

Этот день считается днём рождения кинематографа. Как и человек, родившись, кинематограф «разговаривать» не умел, - показ фильма сопровождался игрой на музыкальных инструментах.

Чуть позже был снят фильм - «Прибытие поезда на вокзал Ля Сьота», который и приобрёл наибольшую известность.

«Немое кино — самая чистая форма кинематографа. Ему, конечно, не хватает звука человеческого голоса и шумов. Но их добавление не искупило тех необратимых последствий, которые повлекло за собой. Если ранее не хватало одного только звука, то с его введением мы лишились всех достижений, завоёванных чистым кинематографом» - Альфред Хичкок.

При немом изобразительном ряде, «немая» школа изложения сложного сюжета, предполагала ярчайшую внешнюю изобразительность переживаний героев; «расцветку» информации, доносимой зрителям, посредством искусства пантомимы; всё новыми способами монтажа; нарочитой и излишней «яркостью» сюжета.

«Немые» актёры «обостряли» язык тела и выражение лица, чтобы зрители могли лучше понять, что чувства героев.

При отсутствии звука зритель добавлял краски своей души в визуальную информацию и этим делал её близкой себе, родственной. Его мозг создавал тот образ, в котором он нуждался, придавал именно те свойства визуальной информации, которой бы ему хотелось получить.

Юный кинематограф был пластично-пантомимическим.В каждой сцене движение, жесты и поза актёров имели ярчайшую чувственную составляющую, понуждая зрителя продолжать идущую игру на экране в своей душе, возбуждая фантазию и разжигая эмоции.

Кадр немого кино представал перед зрителем в виде многозначного иероглифа, специфическим, особенным визуальным рядом, призванным восполнить отсутствие звука.

Необходимо отметить и сотрудничество «молчащего» экрана и книги, - в немом кино стали использоваться интертитры, то есть, краткое описание происходящего на экране.

Погибнут наши! Выдержат едва ли!

Подмога мчится в бешеном дыму.

Мы надписи читать не успевали,

Мы сердцем понимали, что к чему.

Константин Ваншенкин.

Звук всегда исходит от какого-либо объекта, т.е. имеет источник своего происхождения.

Звук в немом кино «изображали» визуально.

Режиссёрами использовалось немало действенных способов «изображения звука», его визуализации: ноги, ступающие по дорожке на цыпочках или грубые башмаки, шлёпающие по мостовой, по лужам; удивлённо оборачивающиеся вслед проезжающей повозке или авто люди; крупным планом рука, приставленная к «прислушивающемуся» уху; кадры стреляющих ружей или звонящих колоколов; пар, вырывающийся из свистка паровоза; оркестр в театре, крупным планом аплодирующие руки; а также испуганное, удивлённое или восхищённое выражение лица героя при демонстрации «звуковых» явлений и т.д.

Своё название «немое кино» получило после появления звука в фильмах, а до этого оно было просто «кино». «Немой фильм»- это ретроним - термин, созданный для названия чего-либо, бывшего в прошлом.

«В конце эпохи немого кино великие кинематографисты - практически все - достигли уровня, близкого к совершенству. Введение звука поставило их достижения под угрозу. Дело в том, что в тот период блестящее мастерство замечательных художников оттенило жалкое непотребство прочих, и люди малодостойные потихоньку вытеснялись из профессии. Теперь же с приходом звука серость благополучно вернулась на свои позиции» - Франсуа Ролан Трюффо.

Кинематографисты отмечали, что озвучивание фильмов сыграло роковую роль, оно убило выразительность изобразительного ряда, достигаемую мимикой и жестами. Искусство погружения, обволакивания, укутывания зрителя в визуальную сказку испарилось, - стало легко скрывать «изобразительную несостоятельность за болтовнёй».

…Там для распутства символ есть единый -

Бокал вина, а добродетель - шьёт…

…И вот - конец... Рояль незримый умер,

Темно и незначительно пожив.

Очнулся мир, прохладою и шумом

Растаявшую выдумку сменив…

В. Набоков, 1928 г.

Среди нас «обычных», живут особенные люди, которые, как и мы, из безусловного, безопасного, тихого, неосознаваемого и невесомого рая грёз пришли в этот несправедливый условный мир образов, звуков, запахов, ощущений, эмоций.

Но, если для нас жизнь, - звуковое кино, то они родились в «мир немого кино».

Люди, не могущие говорить, называют нас говорящими, а не слышащими, себя же глухими, а не немыми. Они «говорят»без звука: знаками, жестами, письменно.

Глухие не знают, что они лишены звукового образца речи; способности отразить, «отзеркалить» мир звуком.

Иероним Лабунский в стихотворении «Сподвижнице» говорит о том, что глухие люди есть «рабы Великого Молчанья и невольники заклятой тишины», в своей молчаливой дороге жизни в безмолвном празднике снов им внятны лишь голоса своих сердец, волны несут их «в лишённый звуков океан», где Беззвучное Ничто незыблемым законом стоит над ними призраком судьбы.

Непостижимое уму

В ушах шумит – зачем, к чему?

Павел Горшков.

Человек не рождается немым, он становится таковым в мире тишины.

В мозг глухих не поступают звуковые речевые сигналы, активизации нейронной системы не происходит, нейроны не передают звуковую информацию в отделы мозга, «аудиобиблиотека» не формируется, - слухоречевые связи не возникают.

"Я люблю тебя, жизнь!” –

Пела девушка в белом.

Ни единого звука

С губ её не слетало,

Но пластично, красиво

Пели гибкие руки,

В ритме лёгких движений

Так и чудились звуки…

…"Я люблю тебя, жизнь!” –

Страстно пела певица,

И взлетала рука

Легкокрылою птицей…

Юлия Силантьева.

Наш мир отражается в языке как в зеркале.

Слуховой анализатор играет в развитии речи ключевую роль. Невозможно что-то сказать, не услышав это вначале.

Человек сначала слышит посредством слухового анализатора, образец слышимого попадает в «аудиобиблиотеку» в мозге, затем посредством речевого аппарата человек воспроизводит этот звук.

Можно образно сказать, что глухие «видят» звук и «слышат» его глазами. Их глаза «переводят» движение рук при общении на жестовом языке в речь.

В отсутствие звука требуется больше внешней выразительности в передаче информации, когда не только рот, лицо, но и всё тело должно «излучать» её.

Во время «разговора» глухих поле зрения сужается и всё внимание фиксируется на рот, лицо, руки собеседника. Как при просмотре захватывающего фильма зритель «перемещается» в картину, так и глухой весь «вливается» в собеседника. Примерно так выглядит туннельное зрение на уровне нейронов.

Глухие в общении требуют всего тебя. Если их собеседник отворачивается или закрывает лицо руками, они перестают его «слышать».

У мира тишины свои проблемы.

Вам кажется, что всё для нас молчит?

Неправда! Ведь картины тоже немы,

Но холст живёт и чувствами кричит.

Татьяна Нужина.

Все дети изначально были немы – разговаривать мы не умели, мы издавали звуки.

Речь – вторичный навык, её развитие в норме происходит на основе слухового восприятия речи окружающих и подражания ей.

Клики радости, крики отчаянья…

В море звуков земли родной

Мы живём островами молчания,

Окружённые тишиной.

Иван Исаев.

Артикуляция в жестовых языках представляет собой движение рта, напоминающее произношение слова или его части, при совершении мануальных жестов.

Свои мысли мы проговариваем «в голове» посредством внутренней речи на родном языке, - мысль облекается в слова, а глухие мыслят образами, жестами и движениями рук, а также изображениями слов письменного языка, который для них становится вторым.

Мозг человека в процессе мышления оперирует не самим предметом, объектом, явлением, а его образом, символом.

Рука немого. Говорящая рука...

Пять лепестков неимоверного цветка,

Чей разум трепетный

Мерцает в каждой жилке.

Цветок, взращённый

Безъязыкою душой.

Беззвучный свет

Звезды, далёкой и большой,

Свет пониманья...

Наши речи слишком пылки!

Юна Мориц.

Бывает, мы говорим во сне, а глухие – шевелят руками. Переводчики с жестового языка, которые длительное время общаются с глухими, во сне тоже начинают шевелить руками.

Кстати, кошки единственные животные, которые могут родиться глухими.

Для иностранца, мы как «глухие», так как не воспринимаем его речь.

И также «немые», так как не можем говорить правильно на его языке.

А не понимаем, потому что не «слышим»: речь иностранца для нас просто набор бессмысленных звуков.

А не слышим мы потому, что не можем правильно произнести то, что сей иностранец нам говорит.

Этимологический словарь русского языка Фасмера определяет слово немец (нѣмьць): как человека, говорящего неясно, непонятно, как иностранца.

То есть немец, тот, кто не понимает русский язык: «немой» и «глухой».

При изучении иностранного языка для нас решающее значение имеет правильное произношение.

Произнося правильно иностранные слова, прослушивая иностранную речь носителя, обладающего правильной артикуляцией, мы «записываем» в нашу «аудиобиблиотеку» соответствующий реальности образец иностранной речи.

Мы начинаем «слышать» иностранца и он начинает «слышать» нас.

Также, если мы не можем правильно и доступно донести до собеседника свою мысль, мы также будем «немы» и «глухи», не понимая, что же мы хотим на самом деле друг другу сказать.

Какая разница между попыткой разговора с глухим человеком, не зная жестового языка, с иностранцем, не зная его языка на соответствующем уровне или с тем, который не может доступно выразить свою мысль? - Результат будет одинаков: мы будем «смотреть» немое кино.

 
Рейтинг: +1 229 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!