ГлавнаяПрозаЭссе и статьиЕстествознание → Тайна сознания. Животные

Тайна сознания. Животные

article299956.jpg
   Во-первых, вкратце о сознании вообще. Что такое сознание? Если привести простое и образное объяснение этого понятия, то сознание – это своеобразное «министерство иностранных дел» в нашем организме. Это то, что ведает сношениями организма преимущественно с внешней средой. Внешняя среда чрезвычайно важна для любого существа. Знать её особенности, её полезность и вредность – жизненно необходимо и для человека, и для кита, и для бактерии.
   Конечно, человек, как существо с развитым по сравнению с животными, самосознанием, во многом расширил его функции, активно познавая не только внешний мир, но и мир внутренний. И всё-таки миром внутренним по большей части руководит не сознание, а то, что называется подсознанием. Подсознание сосредоточено в подкорковых областях мозга. Сознание же имеет свою «базу» в коре больших полушарий.
   Человек также развил специфическую ступень сознания, которая называется второй сигнальной системой. Это речь, слово и все ассоциации, связанные с наименованиями и понятиями окружающих нас вещей и явлений. Считается, что вторая сигнальная система свойственна только человеку. У животных её якобы нет. Однако сложнейший язык дельфинов, который по сию пору полностью так и не расшифрован, заставляет усомниться в таком категорическом утверждении. Известно, например, что у каждого дельфина есть своё собственное имя, а это уже нечто человеческое, не правда ли?
   Есть много сказок разных народов, в которых герои понимают язык животных, а животные говорят по-человечески. Современные учёные во многом и есть такие «герои», которые расшифровали не такие уж и примитивные языки жестов, запахов и звуков, широко используемые нашими меньшими братьями для коммуникации. Точно такой же язык имеется, кстати, и у нас с вами, ибо мы в своей основе тоже животные. Это есть научный, твёрдо установленный факт, и спорить с данными науки в этой области невозможно.
   Но что такое есть современная наука? Она имеет свою специфику, поскольку наука как таковая создана практически целиком европеоидными народами. Все более или менее известные учёные в истории науки были европеоидной расы. Эта человеческая раса является лидером всего человечества последних тысячелетий исторического периода, особенно – последних столетий. Современная наука и мировоззрение, свойственное этой науке – как правило, это материализм, атеистический и не атеистический – выросли на почве т.н. аврамических религий. Да, наука во многом противостоит религиям (она даже отрицает их, как невежество, мракобесие и необоснованную фантазию), но глубинное мировоззрение, воспитанное предыдущими поколениями, исповедовавших иудаизм, христианство и ислам, так легко из себя не вытравишь… Оно, это мировоззрение, продолжает действовать у нас в сфере неосознаваемого, и продолжает определять вектор развития народов, втянутых в сферу этих глубинных религиозных представлений.
   Так вот, аврамические религии в общем-то едины в своём отношении к животным. Они говорят: животные – они даны богом для нужд человека. У них нет души, подобной человеку, и перед лицом бога (то есть Общего) их роль куда как меньше человеческой роли. Короче, животные не ровня человеку, и всё тут.
   Четвёртая мировая религия, буддизм, относится к животным иначе. Там  человек не находится на вершине мирового развития, он находится где-то посередине между миром демонов и миром богов. А животные в буддизме, также как и люди, обладают душой. Эта душа развивается, как и у нас, она может деградировать, а может со временем достичь и высот сверхсознания.
   Другими словами, отношение к животным в буддизме во многом похоже на отношение к ним язычества, или древних народных религий. Эта группа религий не отрывает человека от прочей жизни и не ставит его на пьедестал всемогущества и вседозволенности.
   Однако, повторюсь, парадигмой современного научного развития управляют те, кто исповедовал противоположный взгляд. Взгляд, как раз обособляющий человека от других форм жизни, и явно или неявно отдающий ему право действовать по собственному усмотрению, не считаясь с братьями нашими меньшими по земному так сказать генотипу.
   Итак, о сознании животных… Мы не будем здесь рассматривать сознание не слишком продвинутых по эволюционной шкале существ, как например улиток, червей, лягушек или змей. Гораздо ближе и понятнее нам высшие теплокровные животные, такие как собаки, кошки, слоны и обезьяны…
   Когда-то в детстве автор этих строк был буквально окружён животными. У нас были и кошки, причём много, и собаки – их тоже было много, а ещё всякая животная скотина, от курицы и до коровы включительно. Я хорошо знал, что у каждого животного имеется свой неповторимый характер. Этот животный характер в своей основе ничем не отличался от нашего, от человеческого. Помню, в классе втором у нашей несушки вывелось по весне 20 цыплят. Все они за лето выросли, и я знал их всех до единого что называется «в лицо», причём дал каждому цыплёнку оригинальную кличку. Там были и Король, и Граф, и Бродяга, и Дурак, и Принцесса, и прочие титулованные и не титулованные особы. Я любил наблюдать за их разборками, за их нешутейной борьбой за высокое место в иерархии, и мне нравилось лицезреть перипетии немудрёной куриной жизни.
   Увы, все они впоследствии закончили своё существование в котле для варки курятины. «Так уж им бог дал…» – по-деловому говорила моя мать-крестьянка.
   Так вот, все наши четвероногие и пернатые друзья и рабы, также как и мы, могут иметь сильную или слабую нервную систему, они могут быть экстравертами и интровертами, а также сангвиниками, холериками, флегматиками и меланхоликами; они могут быть смелыми и трусливыми, тупыми и сообразительными, подлыми и благородными, добрыми и злыми…Это подтвердит любой, кто держит дома котов или собак.
   Хотя почему-то эта наша похожесть в главном – даже полная в этом главном идентичность – не находится, к сожалению, в фокусе нашего сознания. Для нас это не является барьером к безжалостному и часто жесточайшему отношению к животным.
   Да даже и к людям мы относимся часто по-зверски, чего уж там сетовать на негуманное отношение к истинному зверью и пичугам...
   Интересно было бы узнать: а что думают животные о нас, о людях? Вот если бы взять интервью у какого-нибудь рогатого или хвостатого… О, это было бы замечательно!
   Ну, интервью не интервью, а кое-что интересное мы можем узнать и без этого…
   Доктор биологических наук профессор Александр Петрович Дубров написал даже книгу по этой теме. Она называется «Говорящие животные». Так, он изучал (правда, заочно на основе свидетельских показаний и голосовых записей) одного умного кота по кличке Мэси. Кот проживал в бакинской квартире у своих хозяев Бабаевых. Он знал – и употреблял к месту, что главное – десятки слов и выражений.
   Котёнка, которого назвали Мэси, подобрали во дворе. Гюльчохра Бабаева очень его любила и относилась к котёнку практически как к своему ребёнку. Она много разговаривала с ним. И вот… кот внезапно заговорил! «Сколько тебе лет?» — спрашивали кота. «Двенадцать», — называл он свой возраст.  Это было чистой правдой – ему действительно на тот момент исполнилось 12 лет. «Зачем приехали журналисты?» — «Писать в газету про Мэси»… Котяра говорил и по-русски и по-азербайджански. Характер у него был независимый, вполне кошачий. Как-то раз он залез на занавеску. У него потребовали, чтобы тот незамедлительно оттуда слез. Однако кот ответил весьма решительно и недвусмысленно, притом глядя в глаза хозяйке: «Не сойду!». Однажды в гостях у Бабаевых находился бакинский журналист Мохаммед Бахарлы. Он был шокирован, когда неожиданно ощутил постукивание лапой себе по плечу и услышал властный голос кота «Сойди с моего места».
   Такой вот это был кот. Он прожил весьма долгую жизнь в 22 года и своим поведением заставил задуматься даже учёных. Все пришли к такому мнению, что это был выдающийся кот, своего рода кошачий гений. Может быть это и так, а может быть, и нет... Кто его там знает, что такое кошачий гений…
   В советское же время в Карагандинском зоопарке проживал слон по кличке Батыр. То, что он умеет разговаривать на нашем языке, обнаружилось случайно. Рабочие уходили из зоопарка домой. И вдруг они услышали явственный призыв Батыра: «Напоите слона!» Выяснилось, что огромное животное делало вот что: слон брал кончик хобота в рот и губами прижимал его эдак слегонца. После этого он выдыхал воздух и, варьируя сжатие хобота, производил явственно слышимые звуки. Причём это были не просто звуки – это были слова человеческой речи.
   К великому сожалению, слоном учёные не занимались. Его стали учить рабочие… Естественно, лексика Батыра была перенасыщена нецензурными словечками. Однажды у него попытался взять «интервью» местный журналист. Увы, ничего путного из этой затеи не вышло: слон ругался как сапожник, и в таком виде скомпоновать слоновий текст не удалось.
   Уже в наши дни в Индии появился второй говорящий слон по имени Джумбо. Это рабочий слон и его лексика также насыщена нецензурщиной. Но факт остаётся фактом: Джумбо тоже говорит по-человечески.
   Таких случаев было зафиксировано немало. Вполне осмысленно иногда говорят кошки и собаки, попугаи и вороны… В науке даже появился специальный термин на этот случай – «пассивное знание языка». Отдельные собаки знают до двух сотен слов человеческой речи. Причём они не просто их зазубривают, а знают осмысленно, то есть связывают конкретный звук с конкретным предметом. Так, американец Штейн писал в газете «Вашингтон Пост» о колли по кличке Рико, которая знала около 200 слов. Был проведён эксперимент: хозяйка собаки приказывала Рико принести те или другие предметы. Колли в 90% случаев выполняла команду точно и безошибочно.
   А один из авторов книги «Говорящие животные» сообщил о своём шпице, который знал примерно 60 слов. Если хозяин суровым тоном произносил слово «колбаски», шпиц всё равно начинал радоваться. Но если хозяин ласковым тоном принимался бранить шпица, тот понуро опускал голову.
  Могут сказать, что это де простая дрессировка. Однако учёные, изучавшие подобные феномены резонно отвечали: а разве обучение ребёнка человеческой речи не есть своеобразная дрессировка? Там тоже присутствуют многочисленные повторения, похожие на вдалбливание в сознание маленького человечка определённых слов и понятий. Просто мозг человека намного мощнее мозга животных, отсюда и гораздо более выраженный эффект такого обучения.
   Конечно, самыми близкими нашими родственниками в животном мире являются не слоны или кошки, а обезьяны. Из которых лидерами по уму бесспорно считаются человекообразные обезьяны. Всего их известно 4 вида: шимпанзе, карликовый шимпанзе или бонобо, горилла и орангутан. В конце 60-х годов прошлого века в США впервые попробовали обучить человекообразных обезьян человеческой речи. Пионером здесь был учёный Ален Гарднер со своей женой Беатрисой. Они обучили шимпанзе Уошо языку глухонемых амслену. Уошо оказалась очень способной учёницей – ей удалось освоить 350 слов английского языка, выраженного в жестах амслена.    Кстати, первым словом, которое выучила Уошо, было «ещё». Она при помощи этого слова просила себе пищу, ласку или даже новые слова. Уошо не просто говорила на примитивном амслене, она вдобавок к этому обучила своего сына, передав ему без посредства людей 50 человеческих слов. Наблюдали даже за тем, как Уошо поправляла своего детёныша, когда он что-то пытался «сказать» неправильно.
   Эта умная обезьяна воспитывалась учёными в условиях, приближённых к человеческим, семейным. Через несколько лет такого воспитания учёные заметили, что обезьяна умеет обучаться новому, лишь наблюдая за людьми, без намёка на зубрёжку и вдалбливание. Всё было без натяжки, без цирковой дрессуры.
   Однажды её воспитатель курил. Уошо попросила у него: «Дай мне дым», потом «Дым Уошо», потом, поскольку воспитатель не реагировал на просьбы, добавила: «Быстро дай дым». Учёный попросил её сказать фразу вежливо, после чего Уошо составила весьма сложное предложение: «Пожалуйста, дай мне этот горячий дым».
   Но, пожалуй, наибольших успехов в освоении языка глухонемых добилась западная равнинная горилла Коко, которая родилась в 1971 году в зоопарке Сан-Франциско и жива и поныне. Это весьма упитанная и спокойная 140-килограммовая «тётушка». Она воспитывалась в семьях своих человеческих учителей и выучила более 500 знаков амслена, а понимает 2000 знаков. Коко вполне очеловечилась: она умеет шутить, много рисует и разговаривает, строя несложные предложения из нескольких слов… Она любит животных. В 1984 году на свой день рождения (аккурат в День Независимости США!) Коко попросила воспитателей, чтобы те подарили ей котёнка. Горилле были представлены несколько котят на выбор, и Коко выбрала себе серого котёнка без хвоста, которому сама дала имя Олл Болл. «Тётушка» Коко очень заботилась о котёнке, возила его на себе, ласково обнимала… К несчастью, Олл Болла сбила машина. Коко сильно переживала. Когда её спрашивали, что стало с её котёнком, она отвечала, что «он спит». Однажды, когда она увидела похожего котёнка на фото, то она сказала: «Плакать, грустно, хмуриться». То есть Коко вполне по-человечески, по-нашему выражает свои чувства. Она даже чисто по-детски играет в куклы, ведёт с ними длинные монологи, уподобляясь 2-4 летнему ребёнку.
   Хотя, как утверждают её воспитатели, эта горилла вполне успешно решает тесты на проверку интеллекта, и даже показывает результаты не хуже среднего американца (!).
   Как-то раз у Коко и её воспитателя произошёл интересный диалог. Вот он:
Коко: Это я (показывает на птицу).
Воспитатель: Я думала, ты горилла.
Коко: Коко птица.
Воспитатель: Ты можешь летать?
Коко: Да.
Воспитатель: Покажи.
Коко: Птица понарошку… Я дурачусь (смеется).
Воспитатель: Ты меня разыгрываешь. А кто же ты на самом деле?
Коко: (Вновь смеется). Горилла Коко.
Да, она умеет смеяться. Вполне по человечески…
  И ругаться она умеет тоже. Однажды её познакомили с самцом гориллы по кличке Майк. Некультурный Майк взял и оторвал у куклы Коко ногу. Тогда Коко в гневе обозвала его: «Ты грязный плохой туалет!»
  К слову, шимпанзе Уошо тоже умела ругаться. Одного служителя, который ей чем-то не угодил, она называла «грязный джек».
  Выходит, понятие чего-то грязного ассоциируется и у обезьян с чем-то нехорошим. Чисто всё  по-нашему…
  Коко имеет немалое воображение, понимает абстрактные состояние, такие как скука и радость. Увидев на картинке взнузданную лошадь, она сказала: «Лошадь печальна». А когда у неё спросили почему, она объяснила: «Зубы болят».
   Она не любит воду, как и большинство обезьян. В том числе не любит в ванне купаться. Когда ей показали на фото другую обезьяну, не дюже охотно мывшуюся в ванне, Коко заметила: «Я там плакать».
   Она умеет творить новые термины. Впервые увидев маску, она сказала: «Шляпа-лицо». А увидев в зоопарке зебру, она назвала неизвестное ей до того животное «белым тигром». Кстати, птиц она считает значительно ниже себя по статусу. Когда она злилась на кого-то, то часто называла его птицей. Однако о себе у неё было очень реалистическое представление. У неё как-то спросили: «Кто ты, Коко?». Она ответила на это так: «Я отличное животное горилла!»
   Самец гориллы Майк был привезён в тот же центр, где жила Коко, в трёхлетнем возрасте. Он был на 2 года младше Коко. Они вскоре подружились, но впоследствии супружеской пары из них не вышло. Так бывает и у нас, у людей, что уж тут поделаешь – ну, не было между ними сексуальной тяги и всё... Однако гориллы подружились и до самой смерти Майкла от сердечного приступа в 27-летнем возрасте были как брат и сестра. Когда Коко соскучилась по Майклу, она однажды его позвала так:  «Приходи, Майкл, быстро. Коко хорошо объятия».
   Увы, Майкл не столь хорошо освоил амслен, как Коко, поскольку начал изучать его слишком поздно, в 3-летнем возрасте. Но и он знал порядка 600 слов этого языка, хотя применял их значительно реже, чем Коко.
   Когда Майкл был ребёнком, он жил в лесу в Камеруне. Известно, что местные негры убивают горилл, чтобы их затем сожрать. Такие уж там нравы в этой Африке, там и человечиной ещё не так давно баловались, а тут какие-то гориллы… Так вот, браконьеры убили всю семью Майкла, и он лишь чудом остался жив. Однако по прошествии длительного времени, когда Майкл уже вырос и овладел амсленом, он, к величайшему удивлению воспитателей, рассказал что с ним произошло в тот злополучный день, когда негры напали на горилл. Вот этот диалог (его, кстати, можно увидеть в Ютьюбе):
   Вопрос: Что ты можешь рассказать о своей матери.
   Майк: Давить… Мясо горилла… Рот… Зуб… Плакать… Резкий шум (в них стреляли)… Громко… Плохо… Думать беда…Смотри лицо… Резать шея… Губа дыра…
   Короче, «безмозглая» горилла нам рассказала, что чёртовы негры жрут мясо горилл… Что в них стреляли… Что это плохо, беда… Что пули ранили его…
   Конечно, для нас, человеков шибко разумных, свидетельство какой-то глупой обезьяны о совершенно наших, чисто человеческих чувствах, испытываемых этой гориллой, ничегошеньки не значит. А, подумаешь, скажут весьма многие – да ничего такого она вовсе и не говорила, поскольку сказать в принципе не могла. Она же животное…
   Однако, сказала… И тут без комментариев…
   Ещё один обезьяний гений, обученный человеческой речи – это самец карликового шимпанзе бонобо Канзи. Он родился  в неволе в 1980 году и жив и по сию пору. На видео и фото Канзи выглядит весьма внушительно. Он хорошо упитан. Даже имеет лишний вес (а какой американец его не имеет!), и у него могучие, переплетённые мускулами ручищи, которым мог бы позавидовать и культурист.
   Его мать Матату пытались обучить языку лексиграмм (йеркиш называется). Это когда на большом панно отображены различные образные слова-понятия, и обезьяне нужно для разговора надавить на соответствующую клавишу, чтобы «произнести» слово.
   Матата оказалась к учёбе тупой, поскольку была уже взрослой сложившейся обезьяной. Однако малолеток Канзи, толкавшийся тут же рядом, неожиданно поразил учёных, начав без всякого принуждения самостоятельно и правильно нажимать на клавиши-лексиграммы… Сейчас он знает уже 2 тысячи английских слов, причём нажимает на соответствующую лексиграмму, даже услышав нужное слово через наушники. Также он освоил и амслен, наблюдая за людьми и за говорящими гориллами по видео. В его словарном запасе примерно 400 слов амслена. Короче, это очень умное и развитое животное.
   Кстати, младшая сестрёнка Кензи по кличке Бонбониша превзошла своего брата по части знания английских слов. Их запас у неё очень внушителен – 300слов.
   Обезьяны используют йеркиш не только для разговора с людьми, но и для контакта с себе подобными. И это очень интересно с точки зрения оценки их разумности. Большинство учёных утверждают, что обезьяны находятся на уровне 2-5 летних человеческих детей, и это, согласитесь, совсем немалый уровень интеллекта.
   Итак, животные могут говорить. По-человечески говорить, хотя и не так хорошо, как это удаётся нам с вами. И вот какая интересная получается штука: оказывается, очеловеченные животные проявляют свой не такой уж развитый разум в точности по-нашему... Нет ничего такого в их поведении, чтобы напрочь бы разделяло нас и их. Они (животные то есть) весьма похожи в своих проявлениях сознания на человеческих детей. Они могут обладать полным набором чисто человеческих качеств характера. Будучи умными и глупыми, активными и пассивными, угрюмыми и весёлыми, благородными и коварными… Животные умеют шутить, проявляют творческие абстрактные способности в живописи, они играют, они помнят своё прошлое, они понимают, что такое хорошо и что такое плохо (и этот их взгляд очень близок нашему взгляду). Короче – это действительно наши младшие, хотя менее развитые братья по земному разуму. Они – это вообще-то мы, а мы – это они. Нас отличает более мощный мозговой «комп», который позволяет нам куда более развернуться в разнообразном творчестве, хотя этот «комп» в точности такой же системы, как и у зверей, только более качественный.
   И отсюда следует вывод: мы, люди, наблюдая за очеловеченными высшими животными, не должны слишком гордиться… Да, мы стоим на более высокой ступеньке сознания. Однако лестница этого разума у нас с животными одна и та же. Поэтому нам нужно пересмотреть своё варварское отношение к братьям нашим меньшим. Нужно перестать их жрать, оправдываясь тем, что де так уж бог установил, или что нам необходимы белки для реализации своего человеческого Я… Полезно будет посмотреть на себя со стороны зверей, их внимательными и понимающими глазами, и охотникам, и любителям рыбалки, и животноводам… Мы же в настоящее время не едим себе подобных, правда? Хотя история неопровержимо свидетельствует – ели ещё как, и совсем недавно! Однако это уже вопрос нравственности. Есть она у нас, эта высшая нравственность – или мы просто-напросто умные звери, обслуживающие свои дикие подчас инстинкты при помощи мощного и изворотливого интеллекта?
   И на этом в вопросе сравнения нашего и звериного сознания поставим многоточие…
   Осмыслить и узнать в этой области нам ещё предстоит многое…

© Copyright: Владимир Радимиров, 2015

Регистрационный номер №0299956

от 25 июля 2015

[Скрыть] Регистрационный номер 0299956 выдан для произведения:    Во-первых, вкратце о сознании вообще. Что такое сознание? Если привести простое и образное объяснение этого понятия, то сознание – это своеобразное «министерство иностранных дел» в нашем организме. Это то, что ведает сношениями организма преимущественно с внешней средой. Внешняя среда чрезвычайно важна для любого существа. Знать её особенности, её полезность и вредность – жизненно необходимо и для человека, и для кита, и для бактерии.
   Конечно, человек, как существо с развитым по сравнению с животными, самосознанием, во многом расширил его функции, активно познавая не только внешний мир, но и мир внутренний. И всё-таки миром внутренним по большей части руководит не сознание, а то, что называется подсознанием. Подсознание сосредоточено в подкорковых областях мозга. Сознание же имеет свою «базу» в коре больших полушарий.
   Человек также развил специфическую ступень сознания, которая называется второй сигнальной системой. Это речь, слово и все ассоциации, связанные с наименованиями и понятиями окружающих нас вещей и явлений. Считается, что вторая сигнальная система свойственна только человеку. У животных её якобы нет. Однако сложнейший язык дельфинов, который по сию пору полностью так и не расшифрован, заставляет усомниться в таком категорическом утверждении. Известно, например, что у каждого дельфина есть своё собственное имя, а это уже нечто человеческое, не правда ли?
   Есть много сказок разных народов, в которых герои понимают язык животных, а животные говорят по-человечески. Современные учёные во многом и есть такие «герои», которые расшифровали не такие уж и примитивные языки жестов, запахов и звуков, широко используемые нашими меньшими братьями для коммуникации. Точно такой же язык имеется, кстати, и у нас с вами, ибо мы в своей основе тоже животные. Это есть научный, твёрдо установленный факт, и спорить с данными науки в этой области невозможно.
   Но что такое есть современная наука? Она имеет свою специфику, поскольку наука как таковая создана практически целиком европеоидными народами. Все более или менее известные учёные в истории науки были европеоидной расы. Эта человеческая раса является лидером всего человечества последних тысячелетий исторического периода, особенно – последних столетий. Современная наука и мировоззрение, свойственное этой науке – как правило, это материализм, атеистический и не атеистический – выросли на почве т.н. аврамических религий. Да, наука во многом противостоит религиям (она даже отрицает их, как невежество, мракобесие и необоснованную фантазию), но глубинное мировоззрение, воспитанное предыдущими поколениями, исповедовавших иудаизм, христианство и ислам, так легко из себя не вытравишь… Оно, это мировоззрение, продолжает действовать у нас в сфере неосознаваемого, и продолжает определять вектор развития народов, втянутых в сферу этих глубинных религиозных представлений.
   Так вот, аврамические религии в общем-то едины в своём отношении к животным. Они говорят: животные – они даны богом для нужд человека. У них нет души, подобной человеку, и перед лицом бога (то есть Общего) их роль куда как меньше человеческой роли. Короче, животные не ровня человеку, и всё тут.
   Четвёртая мировая религия, буддизм, относится к животным иначе. Там  человек не находится на вершине мирового развития, он находится где-то посередине между миром демонов и миром богов. А животные в буддизме, также как и люди, обладают душой. Эта душа развивается, как и у нас, она может деградировать, а может со временем достичь и высот сверхсознания.
   Другими словами, отношение к животным в буддизме во многом похоже на отношение к ним язычества, или древних народных религий. Эта группа религий не отрывает человека от прочей жизни и не ставит его на пьедестал всемогущества и вседозволенности.
   Однако, повторюсь, парадигмой современного научного развития управляют те, кто исповедовал противоположный взгляд. Взгляд, как раз обособляющий человека от других форм жизни, и явно или неявно отдающий ему право действовать по собственному усмотрению, не считаясь с братьями нашими меньшими по земному так сказать генотипу.
   Итак, о сознании животных… Мы не будем здесь рассматривать сознание не слишком продвинутых по эволюционной шкале существ, как например улиток, червей, лягушек или змей. Гораздо ближе и понятнее нам высшие теплокровные животные, такие как собаки, кошки, слоны и обезьяны…
   Когда-то в детстве автор этих строк был буквально окружён животными. У нас были и кошки, причём много, и собаки – их тоже было много, а ещё всякая животная скотина, от курицы и до коровы включительно. Я хорошо знал, что у каждого животного имеется свой неповторимый характер. Этот животный характер в своей основе ничем не отличался от нашего, от человеческого. Помню, в классе втором у нашей несушки вывелось по весне 20 цыплят. Все они за лето выросли, и я знал их всех до единого что называется «в лицо», причём дал каждому цыплёнку оригинальную кличку. Там были и Король, и Граф, и Бродяга, и Дурак, и Принцесса, и прочие титулованные и не титулованные особы. Я любил наблюдать за их разборками, за их нешутейной борьбой за высокое место в иерархии, и мне нравилось лицезреть перипетии немудрёной куриной жизни.
   Увы, все они впоследствии закончили своё существование в котле для варки курятины. «Так уж им бог дал…» – по-деловому говорила моя мать-крестьянка.
   Так вот, все наши четвероногие и пернатые друзья и рабы, также как и мы, могут иметь сильную или слабую нервную систему, они могут быть экстравертами и интровертами, а также сангвиниками, холериками, флегматиками и меланхоликами; они могут быть смелыми и трусливыми, тупыми и сообразительными, подлыми и благородными, добрыми и злыми…Это подтвердит любой, кто держит дома котов или собак.
   Хотя почему-то эта наша похожесть в главном – даже полная в этом главном идентичность – не находится, к сожалению, в фокусе нашего сознания. Для нас это не является барьером к безжалостному и часто жесточайшему отношению к животным.
   Да даже и к людям мы относимся часто по-зверски, чего уж там сетовать на негуманное отношение к истинному зверью и пичугам...
   Интересно было бы узнать: а что думают животные о нас, о людях? Вот если бы взять интервью у какого-нибудь рогатого или хвостатого… О, это было бы замечательно!
   Ну, интервью не интервью, а кое-что интересное мы можем узнать и без этого…
   Доктор биологических наук профессор Александр Петрович Дубров написал даже книгу по этой теме. Она называется «Говорящие животные». Так, он изучал (правда, заочно на основе свидетельских показаний и голосовых записей) одного умного кота по кличке Мэси. Кот проживал в бакинской квартире у своих хозяев Бабаевых. Он знал – и употреблял к месту, что главное – десятки слов и выражений.
   Котёнка, которого назвали Мэси, подобрали во дворе. Гюльчохра Бабаева очень его любила и относилась к котёнку практически как к своему ребёнку. Она много разговаривала с ним. И вот… кот внезапно заговорил! «Сколько тебе лет?» — спрашивали кота. «Двенадцать», — называл он свой возраст.  Это было чистой правдой – ему действительно на тот момент исполнилось 12 лет. «Зачем приехали журналисты?» — «Писать в газету про Мэси»… Котяра говорил и по-русски и по-азербайджански. Характер у него был независимый, вполне кошачий. Как-то раз он залез на занавеску. У него потребовали, чтобы тот незамедлительно оттуда слез. Однако кот ответил весьма решительно и недвусмысленно, притом глядя в глаза хозяйке: «Не сойду!». Однажды в гостях у Бабаевых находился бакинский журналист Мохаммед Бахарлы. Он был шокирован, когда неожиданно ощутил постукивание лапой себе по плечу и услышал властный голос кота «Сойди с моего места».
   Такой вот это был кот. Он прожил весьма долгую жизнь в 22 года и своим поведением заставил задуматься даже учёных. Все пришли к такому мнению, что это был выдающийся кот, своего рода кошачий гений. Может быть это и так, а может быть, и нет... Кто его там знает, что такое кошачий гений…
   В советское же время в Карагандинском зоопарке проживал слон по кличке Батыр. То, что он умеет разговаривать на нашем языке, обнаружилось случайно. Рабочие уходили из зоопарка домой. И вдруг они услышали явственный призыв Батыра: «Напоите слона!» Выяснилось, что огромное животное делало вот что: слон брал кончик хобота в рот и губами прижимал его эдак слегонца. После этого он выдыхал воздух и, варьируя сжатие хобота, производил явственно слышимые звуки. Причём это были не просто звуки – это были слова человеческой речи.
   К великому сожалению, слоном учёные не занимались. Его стали учить рабочие… Естественно, лексика Батыра была перенасыщена нецензурными словечками. Однажды у него попытался взять «интервью» местный журналист. Увы, ничего путного из этой затеи не вышло: слон ругался как сапожник, и в таком виде скомпоновать слоновий текст не удалось.
   Уже в наши дни в Индии появился второй говорящий слон по имени Джумбо. Это рабочий слон и его лексика также насыщена нецензурщиной. Но факт остаётся фактом: Джумбо тоже говорит по-человечески.
   Таких случаев было зафиксировано немало. Вполне осмысленно иногда говорят кошки и собаки, попугаи и вороны… В науке даже появился специальный термин на этот случай – «пассивное знание языка». Отдельные собаки знают до двух сотен слов человеческой речи. Причём они не просто их зазубривают, а знают осмысленно, то есть связывают конкретный звук с конкретным предметом. Так, американец Штейн писал в газете «Вашингтон Пост» о колли по кличке Рико, которая знала около 200 слов. Был проведён эксперимент: хозяйка собаки приказывала Рико принести те или другие предметы. Колли в 90% случаев выполняла команду точно и безошибочно.
   А один из авторов книги «Говорящие животные» сообщил о своём шпице, который знал примерно 60 слов. Если хозяин суровым тоном произносил слово «колбаски», шпиц всё равно начинал радоваться. Но если хозяин ласковым тоном принимался бранить шпица, тот понуро опускал голову.
  Могут сказать, что это де простая дрессировка. Однако учёные, изучавшие подобные феномены резонно отвечали: а разве обучение ребёнка человеческой речи не есть своеобразная дрессировка? Там тоже присутствуют многочисленные повторения, похожие на вдалбливание в сознание маленького человечка определённых слов и понятий. Просто мозг человека намного мощнее мозга животных, отсюда и гораздо более выраженный эффект такого обучения.
   Конечно, самыми близкими нашими родственниками в животном мире являются не слоны или кошки, а обезьяны. Из которых лидерами по уму бесспорно считаются человекообразные обезьяны. Всего их известно 4 вида: шимпанзе, карликовый шимпанзе или бонобо, горилла и орангутан. В конце 60-х годов прошлого века в США впервые попробовали обучить человекообразных обезьян человеческой речи. Пионером здесь был учёный Ален Гарднер со своей женой Беатрисой. Они обучили шимпанзе Уошо языку глухонемых амслену. Уошо оказалась очень способной учёницей – ей удалось освоить 350 слов английского языка, выраженного в жестах амслена.    Кстати, первым словом, которое выучила Уошо, было «ещё». Она при помощи этого слова просила себе пищу, ласку или даже новые слова. Уошо не просто говорила на примитивном амслене, она вдобавок к этому обучила своего сына, передав ему без посредства людей 50 человеческих слов. Наблюдали даже за тем, как Уошо поправляла своего детёныша, когда он что-то пытался «сказать» неправильно.
   Эта умная обезьяна воспитывалась учёными в условиях, приближённых к человеческим, семейным. Через несколько лет такого воспитания учёные заметили, что обезьяна умеет обучаться новому, лишь наблюдая за людьми, без намёка на зубрёжку и вдалбливание. Всё было без натяжки, без цирковой дрессуры.
   Однажды её воспитатель курил. Уошо попросила у него: «Дай мне дым», потом «Дым Уошо», потом, поскольку воспитатель не реагировал на просьбы, добавила: «Быстро дай дым». Учёный попросил её сказать фразу вежливо, после чего Уошо составила весьма сложное предложение: «Пожалуйста, дай мне этот горячий дым».
   Но, пожалуй, наибольших успехов в освоении языка глухонемых добилась западная равнинная горилла Коко, которая родилась в 1971 году в зоопарке Сан-Франциско и жива и поныне. Это весьма упитанная и спокойная 140-килограммовая «тётушка». Она воспитывалась в семьях своих человеческих учителей и выучила более 500 знаков амслена, а понимает 2000 знаков. Коко вполне очеловечилась: она умеет шутить, много рисует и разговаривает, строя несложные предложения из нескольких слов… Она любит животных. В 1984 году на свой день рождения (аккурат в День Независимости США!) Коко попросила воспитателей, чтобы те подарили ей котёнка. Горилле были представлены несколько котят на выбор, и Коко выбрала себе серого котёнка без хвоста, которому сама дала имя Олл Болл. «Тётушка» Коко очень заботилась о котёнке, возила его на себе, ласково обнимала… К несчастью, Олл Болла сбила машина. Коко сильно переживала. Когда её спрашивали, что стало с её котёнком, она отвечала, что «он спит». Однажды, когда она увидела похожего котёнка на фото, то она сказала: «Плакать, грустно, хмуриться». То есть Коко вполне по-человечески, по-нашему выражает свои чувства. Она даже чисто по-детски играет в куклы, ведёт с ними длинные монологи, уподобляясь 2-4 летнему ребёнку.
   Хотя, как утверждают её воспитатели, эта горилла вполне успешно решает тесты на проверку интеллекта, и даже показывает результаты не хуже среднего американца (!).
   Как-то раз у Коко и её воспитателя произошёл интересный диалог. Вот он:
Коко: Это я (показывает на птицу).
Воспитатель: Я думала, ты горилла.
Коко: Коко птица.
Воспитатель: Ты можешь летать?
Коко: Да.
Воспитатель: Покажи.
Коко: Птица понарошку… Я дурачусь (смеется).
Воспитатель: Ты меня разыгрываешь. А кто же ты на самом деле?
Коко: (Вновь смеется). Горилла Коко.
Да, она умеет смеяться. Вполне по человечески…
  И ругаться она умеет тоже. Однажды её познакомили с самцом гориллы по кличке Майк. Некультурный Майк взял и оторвал у куклы Коко ногу. Тогда Коко в гневе обозвала его: «Ты грязный плохой туалет!»
  К слову, шимпанзе Уошо тоже умела ругаться. Одного служителя, который ей чем-то не угодил, она называла «грязный джек».
  Выходит, понятие чего-то грязного ассоциируется и у обезьян с чем-то нехорошим. Чисто всё  по-нашему…
  Коко имеет немалое воображение, понимает абстрактные состояние, такие как скука и радость. Увидев на картинке взнузданную лошадь, она сказала: «Лошадь печальна». А когда у неё спросили почему, она объяснила: «Зубы болят».
   Она не любит воду, как и большинство обезьян. В том числе не любит в ванне купаться. Когда ей показали на фото другую обезьяну, не дюже охотно мывшуюся в ванне, Коко заметила: «Я там плакать».
   Она умеет творить новые термины. Впервые увидев маску, она сказала: «Шляпа-лицо». А увидев в зоопарке зебру, она назвала неизвестное ей до того животное «белым тигром». Кстати, птиц она считает значительно ниже себя по статусу. Когда она злилась на кого-то, то часто называла его птицей. Однако о себе у неё было очень реалистическое представление. У неё как-то спросили: «Кто ты, Коко?». Она ответила на это так: «Я отличное животное горилла!»
   Самец гориллы Майк был привезён в тот же центр, где жила Коко, в трёхлетнем возрасте. Он был на 2 года младше Коко. Они вскоре подружились, но впоследствии супружеской пары из них не вышло. Так бывает и у нас, у людей, что уж тут поделаешь – ну, не было между ними сексуальной тяги и всё... Однако гориллы подружились и до самой смерти Майкла от сердечного приступа в 27-летнем возрасте были как брат и сестра. Когда Коко соскучилась по Майклу, она однажды его позвала так:  «Приходи, Майкл, быстро. Коко хорошо объятия».
   Увы, Майкл не столь хорошо освоил амслен, как Коко, поскольку начал изучать его слишком поздно, в 3-летнем возрасте. Но и он знал порядка 600 слов этого языка, хотя применял их значительно реже, чем Коко.
   Когда Майкл был ребёнком, он жил в лесу в Камеруне. Известно, что местные негры убивают горилл, чтобы их затем сожрать. Такие уж там нравы в этой Африке, там и человечиной ещё не так давно баловались, а тут какие-то гориллы… Так вот, браконьеры убили всю семью Майкла, и он лишь чудом остался жив. Однако по прошествии длительного времени, когда Майкл уже вырос и овладел амсленом, он, к величайшему удивлению воспитателей, рассказал что с ним произошло в тот злополучный день, когда негры напали на горилл. Вот этот диалог (его, кстати, можно увидеть в Ютьюбе):
   Вопрос: Что ты можешь рассказать о своей матери.
   Майк: Давить… Мясо горилла… Рот… Зуб… Плакать… Резкий шум (в них стреляли)… Громко… Плохо… Думать беда…Смотри лицо… Резать шея… Губа дыра…
   Короче, «безмозглая» горилла нам рассказала, что чёртовы негры жрут мясо горилл… Что в них стреляли… Что это плохо, беда… Что пули ранили его…
   Конечно, для нас, человеков шибко разумных, свидетельство какой-то глупой обезьяны о совершенно наших, чисто человеческих чувствах, испытываемых этой гориллой, ничегошеньки не значит. А, подумаешь, скажут весьма многие – да ничего такого она вовсе и не говорила, поскольку сказать в принципе не могла. Она же животное…
   Однако, сказала… И тут без комментариев…
   Ещё один обезьяний гений, обученный человеческой речи – это самец карликового шимпанзе бонобо Канзи. Он родился  в неволе в 1980 году и жив и по сию пору. На видео и фото Канзи выглядит весьма внушительно. Он хорошо упитан. Даже имеет лишний вес (а какой американец его не имеет!), и у него могучие, переплетённые мускулами ручищи, которым мог бы позавидовать и культурист.
   Его мать Матату пытались обучить языку лексиграмм (йеркиш называется). Это когда на большом панно отображены различные образные слова-понятия, и обезьяне нужно для разговора надавить на соответствующую клавишу, чтобы «произнести» слово.
   Матата оказалась к учёбе тупой, поскольку была уже взрослой сложившейся обезьяной. Однако малолеток Канзи, толкавшийся тут же рядом, неожиданно поразил учёных, начав без всякого принуждения самостоятельно и правильно нажимать на клавиши-лексиграммы… Сейчас он знает уже 2 тысячи английских слов, причём нажимает на соответствующую лексиграмму, даже услышав нужное слово через наушники. Также он освоил и амслен, наблюдая за людьми и за говорящими гориллами по видео. В его словарном запасе примерно 400 слов амслена. Короче, это очень умное и развитое животное.
   Кстати, младшая сестрёнка Кензи по кличке Бонбониша превзошла своего брата по части знания английских слов. Их запас у неё очень внушителен – 300слов.
   Обезьяны используют йеркиш не только для разговора с людьми, но и для контакта с себе подобными. И это очень интересно с точки зрения оценки их разумности. Большинство учёных утверждают, что обезьяны находятся на уровне 2-5 летних человеческих детей, и это, согласитесь, совсем немалый уровень интеллекта.
   Итак, животные могут говорить. По-человечески говорить, хотя и не так хорошо, как это удаётся нам с вами. И вот какая интересная получается штука: оказывается, очеловеченные животные проявляют свой не такой уж развитый разум в точности по-нашему... Нет ничего такого в их поведении, чтобы напрочь бы разделяло нас и их. Они (животные то есть) весьма похожи в своих проявлениях сознания на человеческих детей. Они могут обладать полным набором чисто человеческих качеств характера. Будучи умными и глупыми, активными и пассивными, угрюмыми и весёлыми, благородными и коварными… Животные умеют шутить, проявляют творческие абстрактные способности в живописи, они играют, они помнят своё прошлое, они понимают, что такое хорошо и что такое плохо (и этот их взгляд очень близок нашему взгляду). Короче – это действительно наши младшие, хотя менее развитые братья по земному разуму. Они – это вообще-то мы, а мы – это они. Нас отличает более мощный мозговой «комп», который позволяет нам куда более развернуться в разнообразном творчестве, хотя этот «комп» в точности такой же системы, как и у зверей, только более качественный.
   И отсюда следует вывод: мы, люди, наблюдая за очеловеченными высшими животными, не должны слишком гордиться… Да, мы стоим на более высокой ступеньке сознания. Однако лестница этого разума у нас с животными одна и та же. Поэтому нам нужно пересмотреть своё варварское отношение к братьям нашим меньшим. Нужно перестать их жрать, оправдываясь тем, что де так уж бог установил, или что нам необходимы белки для реализации своего человеческого Я… Полезно будет посмотреть на себя со стороны зверей, их внимательными и понимающими глазами, и охотникам, и любителям рыбалки, и животноводам… Мы же в настоящее время не едим себе подобных, правда? Хотя история неопровержимо свидетельствует – ели ещё как, и совсем недавно! Однако это уже вопрос нравственности. Есть она у нас, эта высшая нравственность – или мы просто-напросто умные звери, обслуживающие свои дикие подчас инстинкты при помощи мощного и изворотливого интеллекта?
   И на этом в вопросе сравнения нашего и звериного сознания поставим многоточие…
   Осмыслить и узнать в этой области нам ещё предстоит многое…
 
Рейтинг: 0 670 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!