ГлавнаяПрозаЭссе и статьиЕстествознание → Мистер Совершенство

Мистер Совершенство

article494492.jpg

Mister Perfection. Herr Perfektion. Monsieur Perfection. Señor perfección. 先生完美. श्री पूर्णता. ミスター・パーフェクション. السيد الكمال.

 

Чем человек отличается от животного? – Свободной волей и способностью говорить! А также своим стремлением к совершенству.

 

Мы хотим быть умнее, сильнее, привлекательнее: лучше петь, танцевать, бегать, сражаться… Но, оказывается, - это ещё не всё, в чём нам необходимо развиваться, чтобы стать лучше.

 

Ещё нам нужно грамотно и красиво говорить, выражая свои мысли так, чтобы перед слушающим возникала картина именно того, о чём мы говорим. И, по большому счёту, эта способность, на мой взгляд, является определяющей и решающей в нашей личности.

 

Устная и письменная речь человека является средством выражения его мыслей и основным механизмом мышления человека.

 

Свойства речи таковы:

1. Содержательность - это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности;

2. Понятность - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;

3. Выразительность - это её эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие;

4. Действенность - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

 

И самое главное - это чёткость и ясность произнесения звуков речи.

 

Если то, что мы будем говорить, не будет узнаваться и осознаваться нашим собеседником по причине нашего косноязычия или невнятного произношения, то весь наш богатый словарный запас никто не оценит, так как не сможет понять, что же мы хотели сказать.

 

У каждого из нас найдутся знакомые, с которыми трудно общаться из-за их плохой дикции: они «проглатывают» слова, говорят неразборчиво, «съедают» окончания, пропускают гласные, мямлят, бормочут, разговаривают невыразительно, «мычат» и подвывают…

 

И мы сейчас не говорим о грамотности речи. Мы говорим именно о звуковом воспроизведении, о материализации мыслей посредством речевого аппарата, о трансформации электрических импульсов мозга в звуковые колебания воздуха.

 

Любой земной язык - это звук, и восприятие его (звука) происходит посредством слухового анализатора, который опознаёт состав речи, основным материальным элементом которой (речи) является речевой звук. Эти звуки сложные и включают в себя высоту, длительность, громкость и тембр.

 

Вернёмся к чистоте воспроизводства человеком звуков, позволяющей любому легко опознать их как устную речь.

 

Вся история общества показывает, если мы хотим добиться успеха в жизни, то мы должны иметь правильное, чистое и ясное произношение.

 

Наш речевой аппарат - это инструмент трансляции информации. Даже очень важная и жизненно необходимая информация нуждается в качественном оформлении, яркой «упаковке». Если мы даже очень ценный подарок упакуем в промасленную рыбьим жиром бумажку, то мы рискуем испортить впечатление.

 

Даже жизненно важная информация, поданная косноязычным рассказчиком может быть воспринята с недоверием, так как человек, разговаривающий невнятно, подсознательно воспринимается как не развитый, умственно отсталый.

 

Представьте, что трубач будет неправильно складывать губы, формировать их как попало, нажимать клавиши невпопад, как ему вздумается. Что станет с мелодией? А если он будет так поступать в составе оркестра?

 

Первое послание к Коринфянам св. ап. Павла. Глава 14:

7. И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях?

8. И если труба будет издавать неопределённый звук, кто станет готовиться к сражению?

9. Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер.

 

Очень трудно общаться с человеком, говорящим нечленораздельно, неясно.

 

А почему?

 

Дело в том, что нам приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы просто «узнать» слова, которые наш собеседник воспроизводит. Восприятие речи требует от нас сложной мыслительной деятельности.

 

В разговоре нам иногда слышится не то, что человек произносит. Мы не «узнаём» слово и нашему мозгу приходится тратить больше энергии, чтобы опознать это слово: мы задаём дополнительные вопросы, переспрашиваем по несколько раз и т.д. Никому не нравится общаться с теми, кто говорит неясно, так как внимание на предмете разговора фокусируется с большим трудом из-за «посторонних шумов».

 

Слова произносятся отчётливо и разборчиво при правильном расположении органов речи.

 

О́рганы речи: (произносительные органы), анатомо-функциональная система в организме человека, которая под контролем речевых центров головного мозга участвует в образовании звуков речи и состоит из трёх отделов:

1. Лёгкие с бронхами и трахеей создают поток воздуха, необходимый для образования звуков;

2. В гортани благодаря колебаниям голосовых связок, изменению площади голосовой щели и модуляции проходящего через неё потока воздуха образуется звук голоса;

3. Надгортанный отдел состоит из глотки, твёрдого и мягкого нёба, полости носа, ротовой полости (верхняя и нижняя челюсти, язык и губы).

Органы этого отдела делятся на активные (совершающие при образовании звуков определённые движения) и пассивные.

К активным относятся:

- язык;

- губы, способные выполнять различные артикуляции;

- мягкое нёбо (нёбная занавеска) с т.н. маленьким язычком, или увулой (поднимаясь, она закрывает ход в нос и отделяет т.о. носовую полость от глотки, при опускании оставляет проход в эту полость открытым);

- глотка, которая может сужаться и расширяться.

Пассивные органы – зубы, твёрдое нёбо, носовая полость.

 

Все активные органы могут, сближаясь или соприкасаясь с пассивными, а так¬же и между собой, создавать преграду для выдыхаемой струи воздуха.

В месте преграды создаётся источник шума, необходимого для образования согласных.

Зубы и твёрдое нёбо являются только местом действия активных органов. Полость носа служит резонатором, который сообщает звуку носовой характер.

 

Вот такая у нас супер труба - наш речевой аппарат. Уникальное и превосходное устройство для идеального извлечения наших мыслей из мозга в материальный мир в форме звуков.

 

Кроме использования в оркестрах, в различных общественных мероприятиях, до изобретения радио, трубачи были обязательными членами войск, чтобы с помощью сигнала быстро передать приказ.

 

Поразительно, но если мы не владеем музыкальным инструментом и будем извлекать беспорядочные звуки, то над нами будут смеяться и раздражаться, а о том, чтобы играть в оркестре не может быть и речи. И это нормально.

 

В то же самое время мы позволяем себе, ничтоже сумняшеся, произносить невразумительные слова, бросая их на ветер. Люди нас понимают с трудом, иногда только после длительного общения, «насильно» привыкая к нашему способу «изречения». И этот грустный факт нас не тревожит.

 

И только малое число артистов, филологов и т.д. достигают приемлемого уровня владения своей супер трубой, то есть, речевым аппаратом.

 

Если исключить в качестве причины плохой дикции врождённые дефекты речевого аппарата, мы увидим, что в большинстве случаев причиной может являться и подражание речи других людей, например, в детском возрасте или при изучении иностранного языка.

 

Если человек «говорит» как расстроенное пианино, он будет тяжело восприниматься людьми, которые не привыкли к особенностям его произношения.

 

Самое главное, речь такого «расстроенного пианино» не будет восприниматься как музыка, рисующая образ, а как какофония, то есть случайное сочетание звуков, хаотичное и бессмысленное их нагромождение.

 

Любые «фефекты» речи понизят статус говорящего «до плинтуса», если только не нужны его деньги, его тело или он начальник.

 

И как трубач может извлечь правильный звук только посредством определённого положения всех частей своего речевого аппарата, так и человек может правильно говорить лишь только при правильной артикуляции звуков, то есть при правильном (природном) положении и состоянии речевого аппарата.

 

Артикуляция (от лат. Articulatio – членораздельно выговаривать) – это деятельность наиболее подвижных речевых органов, действующих по нашей воле, производящих тончайшие движения, превращая процесс выдыхания в отдельные звуки речи, слоги и слова, - музыку слов.

 

Три фазы артикуляции:

Экскурсия - подготовка органов речи к произношению звука, начальное движение органов речи (от лат. Еxcursio - «выбегание, вылазка, приступ»);

Выдержка - положение органов речи в момент произнесения (от лат. Culmen - «вершина» или «выдержка»);

Рекурсия - возврат органов речи в исходное положение (от лат. Recursio - «возвращение, отступление»).

 

Как мы уже поняли, «извлекать мысли из мозга в виде звука» необходимо природным способом. А для этого нужно досконально освоить «инструкцию по эксплуатации», то есть орфоэпию. Ведь глупо же пользоваться сложным устройством или механизмом без предварительного изучения инструкции.

 

А ведь мы почти всегда так и делаем! – Берём самую сложную во Вселенной супер трубу и начинаем в неё дуть как попало!

 

Орфоэ́пия (от др.-греч. ὀρθός «правильный» и ἔπος «речь») - совокупность правил устной речи, закреплённых в литературном языке.

 

Орфоэпия тесно связана с фонетикой: правила произношения охватывают фонетическую систему языка, т.е. состав различаемых в данном языке фонем, их качество, изменение в различных фонетических условиях.

Предмет орфоэпии – нормы произношения.

Орфоэпическая норма – это единственно возможный или предпочтительный языковой вариант, соответствующий системе произношения и основным закономерностям развития языка.

 

Многочисленные исследования в области психолингвистики и орфоэпии показывают, что информация воспринимается мозгом тем свободнее и качественнее, чем чище и правильнее произношение.

 

В родном языке нам, при желании, проще усвоить природный, то есть, соответствующий строению речевого аппарата, способ произношения. – Но разве все наши родители лингвисты или учителя русского языка?

 

Вот и мямлим мы что-то нечленораздельное всю жизнь.

 

Учёные из Техасского университета в Остине выяснили, - чем «чище» речь, тем лучше она запоминается. - How clear speech equates to clear memory.

 

И насколько более ответственно нужно подходить к изучению иностранного языка, особенно английского? В этом случае профессионализм преподавателя приобретает главное значение.

 

Но, что мы видим вокруг? – А видим мы успешный обман тех, кто желает освоить английский язык.

 

Мы же ленивы, эмоционально нестабильны и глупы, как романтичные телки, которые ждут поцелуя от осеменителя, хотя бы после процесса.

 

И нас глупеньких легко обманывают.

 

Вы много слышали от Ивановых, Петровых, Сидоровых, что они могут «ставить» произношение на английском?

 

Мы видим только как нам предлагают «выучить» английский то за три недели, то за красивые глаза. И как нам его предлагают «учить»? Да никак!

 

Возможно они, ознакомившись с «Поднятой целиной» М. Шолохова, предлагают нам выучить десятки тысяч слов, заменяя лишь их окончания.

 

Макар Нагульнов: "Здрасьте вам, мистер Хаудуюду!" - https://youtube.com/watch?v=7-JgO8QEi6k

 

То предлагают всякие «секретные секреты».

 

Нам дан природный способ освоения языка: сначала мы должны научиться ПРАВИЛЬНО говорить, затем читать и писать.

Младенец сначала пытается правильно произносить звуки, копируя окружающих, и только через несколько лет читать и писать.

Каждый из нас прошёл это с рождения. Как мы знаем - этот процесс длительный и трудоёмкий.

 

Преподавание иностранных языков, в частности английского, в основной своей массе вышло из сферы образования в сферу бизнеса.

 

Мы видим множество ремесленников, которые играя «по науке» в психологию масс, занимаются лишь отъёмом денег у бедных людей.

 

Хотелось бы обратить внимание, что так происходит во всех областях нашей жизнедеятельности, а не только в образовании. И большинство так рады обманываться, что с удовольствием посещают всевозможные курсы и тренинги, получая не знания и способности, а лишь искусственные эмоции.

 

Вспомните хоть недавний тренинг Тони Роббинса в Москве. И ведь те, которые заплатили от 30 000 до 500 000 тысяч за билет, после этого сеанса всячески оправдывали и Тони, и Роббинса, и «Синергию», которая всё это и организовала.

 

Нам нужно определиться, независимо от мнения большинства: мы хотим быть реалистами или членами религиозной секты, уверовавшими в «святой успех»?

 

Если мы думаем, что тот, кто предлагает нам успешный образ, будет обучать предмету, то мы ошибаемся. – Нет, он будет и дальше обманывать нас, создавая иллюзию того, что мы успешны. – Когда мы «клюнули» на посулы быстрого успеха, не прилагая никаких усилий, мы же шли за образом! Не так ли?

 

Есть такая закономерность: у каждого Мастера, учителя, ремесленника будут свои ученики примерно в одинаковой пропорции.

Если у Мастера будет 1 000 учеников, то у учителя, - 2 000, у ремесленника – 10 000 (цифры условны).

 

Сколько в мире великих учёных, открывших законы мироздания в различных областях; сколько преподавателей в вузах, готовящих учителей; сколько учителей в школах?

Так вот, великих учёных и изобретателей знает весь мир и потому, что их достижения велики, и потому, что их значительно меньше, чем преподавателей и учителей.

 

Когда мы говорим, что в области преподавания английского много профанов, ремесленников, предпринимателей и откровенных обманщиков, мы также должны помнить, что они существуют только лишь благодаря нашей глупости и жадности.

 

Кто-то из них верит в то, что именно так и нужно, а кто-то откровенно обманывает, но, независимо от умысла, их деятельность приносит вред. Их ученики как не могли говорить на английском, так и не говорят, хотя считают, что могут.

 

15.11.2018 г.

 

Литература:

1. Матусевич М. И. Введение в общую фонетику. 3-е изд. М., 1959;

2. Кодзасов С. В., Кривнова О. Ф. Фонетические возможности гортани и их использование в русской речи // Проблемы теоретической и экспериментальной лингвистики. М., 1977;

3. Кодзасов С. В., Кривнова О. Ф. Общая фонетика. М., 2001;

4. Зиндер Л. Р. Общая фонетика и избранные статьи. 2-е изд. М.; СПб., 2007;

5. Панов М.В. О русской орфоэпии. Русский язык в национальной школе, 1971, № 3;

6. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984;

7. Панов М.В. История русского литературного произношения. М., 1990;

8. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. 6-е изд. М., 1997;

9. Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского произношения. М., 1997;

10. И.В.Евсеева, Т.А. Лузгина, И.А. Славкина, Ф.В. Степанова. Современный русский язык: Курс лекций/И.В. Евсеева, Т.А. Лузгина, И.А. Славкина, Ф.В. Степанова; Под ред. И.А. Славкиной; Сибирский федеральный ун-т. - Красноярск, 2007. - 642 с., 2007

11. Богомазов Г. М. Современный русский литературный язык. Фонетика. - М., 2001;

12. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. - М., 2001;

13. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно: Учебное пособие. - М., 2003;

14. Григорьева Т.М. Русский язык: Орфоэпия. Графика. Орфография. История и современность: Учеб. пособие. - М., 2004;

15. Орфоэпический словарь: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. - М., 1983;

16. Современный русский литературный язык. Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. - М., 2001;

17. Щерба Л.В. О разных стилях в произношении и об идеальном фонетическом составе слов / Избранные работы по русскому языку. - М., 1957.

© Copyright: Константин Ольховский, 2021

Регистрационный номер №0494492

от 20 мая 2021

[Скрыть] Регистрационный номер 0494492 выдан для произведения:

Mister Perfection. Herr Perfektion. Monsieur Perfection. Señor perfección. 先生完美. श्री पूर्णता. ミスター・パーフェクション. السيد الكمال.

 

Чем человек отличается от животного? – Свободной волей и способностью говорить! А также своим стремлением к совершенству.

 

Мы хотим быть умнее, сильнее, привлекательнее: лучше петь, танцевать, бегать, сражаться… Но, оказывается, - это ещё не всё, в чём нам необходимо развиваться, чтобы стать лучше.

 

Ещё нам нужно грамотно и красиво говорить, выражая свои мысли так, чтобы перед слушающим возникала картина именно того, о чём мы говорим. И, по большому счёту, эта способность, на мой взгляд, является определяющей и решающей в нашей личности.

 

Устная и письменная речь человека является средством выражения его мыслей и основным механизмом мышления человека.

 

Свойства речи таковы:

1. Содержательность - это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности;

2. Понятность - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;

3. Выразительность - это её эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие;

4. Действенность - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

 

И самое главное - это чёткость и ясность произнесения звуков речи.

 

Если то, что мы будем говорить, не будет узнаваться и осознаваться нашим собеседником по причине нашего косноязычия или невнятного произношения, то весь наш богатый словарный запас никто не оценит, так как не сможет понять, что же мы хотели сказать.

 

У каждого из нас найдутся знакомые, с которыми трудно общаться из-за их плохой дикции: они «проглатывают» слова, говорят неразборчиво, «съедают» окончания, пропускают гласные, мямлят, бормочут, разговаривают невыразительно, «мычат» и подвывают…

 

И мы сейчас не говорим о грамотности речи. Мы говорим именно о звуковом воспроизведении, о материализации мыслей посредством речевого аппарата, о трансформации электрических импульсов мозга в звуковые колебания воздуха.

 

Любой земной язык - это звук, и восприятие его (звука) происходит посредством слухового анализатора, который опознаёт состав речи, основным материальным элементом которой (речи) является речевой звук. Эти звуки сложные и включают в себя высоту, длительность, громкость и тембр.

 

Вернёмся к чистоте воспроизводства человеком звуков, позволяющей любому легко опознать их как устную речь.

 

Вся история общества показывает, если мы хотим добиться успеха в жизни, то мы должны иметь правильное, чистое и ясное произношение.

 

Наш речевой аппарат - это инструмент трансляции информации. Даже очень важная и жизненно необходимая информация нуждается в качественном оформлении, яркой «упаковке». Если мы даже очень ценный подарок упакуем в промасленную рыбьим жиром бумажку, то мы рискуем испортить впечатление.

 

Даже жизненно важная информация, поданная косноязычным рассказчиком может быть воспринята с недоверием, так как человек, разговаривающий невнятно, подсознательно воспринимается как не развитый, умственно отсталый.

 

Представьте, что трубач будет неправильно складывать губы, формировать их как попало, нажимать клавиши невпопад, как ему вздумается. Что станет с мелодией? А если он будет так поступать в составе оркестра?

 

Первое послание к Коринфянам св. ап. Павла. Глава 14:

7. И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях?

8. И если труба будет издавать неопределённый звук, кто станет готовиться к сражению?

9. Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер.

 

Очень трудно общаться с человеком, говорящим нечленораздельно, неясно.

 

А почему?

 

Дело в том, что нам приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы просто «узнать» слова, которые наш собеседник воспроизводит. Восприятие речи требует от нас сложной мыслительной деятельности.

 

В разговоре нам иногда слышится не то, что человек произносит. Мы не «узнаём» слово и нашему мозгу приходится тратить больше энергии, чтобы опознать это слово: мы задаём дополнительные вопросы, переспрашиваем по несколько раз и т.д. Никому не нравится общаться с теми, кто говорит неясно, так как внимание на предмете разговора фокусируется с большим трудом из-за «посторонних шумов».

 

Слова произносятся отчётливо и разборчиво при правильном расположении органов речи.

 

О́рганы речи: (произносительные органы), анатомо-функциональная система в организме человека, которая под контролем речевых центров головного мозга участвует в образовании звуков речи и состоит из трёх отделов:

1. Лёгкие с бронхами и трахеей создают поток воздуха, необходимый для образования звуков;

2. В гортани благодаря колебаниям голосовых связок, изменению площади голосовой щели и модуляции проходящего через неё потока воздуха образуется звук голоса;

3. Надгортанный отдел состоит из глотки, твёрдого и мягкого нёба, полости носа, ротовой полости (верхняя и нижняя челюсти, язык и губы).

Органы этого отдела делятся на активные (совершающие при образовании звуков определённые движения) и пассивные.

К активным относятся:

- язык;

- губы, способные выполнять различные артикуляции;

- мягкое нёбо (нёбная занавеска) с т.н. маленьким язычком, или увулой (поднимаясь, она закрывает ход в нос и отделяет т.о. носовую полость от глотки, при опускании оставляет проход в эту полость открытым);

- глотка, которая может сужаться и расширяться.

Пассивные органы – зубы, твёрдое нёбо, носовая полость.

 

Все активные органы могут, сближаясь или соприкасаясь с пассивными, а так¬же и между собой, создавать преграду для выдыхаемой струи воздуха.

В месте преграды создаётся источник шума, необходимого для образования согласных.

Зубы и твёрдое нёбо являются только местом действия активных органов. Полость носа служит резонатором, который сообщает звуку носовой характер.

 

Вот такая у нас супер труба - наш речевой аппарат. Уникальное и превосходное устройство для идеального извлечения наших мыслей из мозга в материальный мир в форме звуков.

 

Кроме использования в оркестрах, в различных общественных мероприятиях, до изобретения радио, трубачи были обязательными членами войск, чтобы с помощью сигнала быстро передать приказ.

 

Поразительно, но если мы не владеем музыкальным инструментом и будем извлекать беспорядочные звуки, то над нами будут смеяться и раздражаться, а о том, чтобы играть в оркестре не может быть и речи. И это нормально.

 

В то же самое время мы позволяем себе, ничтоже сумняшеся, произносить невразумительные слова, бросая их на ветер. Люди нас понимают с трудом, иногда только после длительного общения, «насильно» привыкая к нашему способу «изречения». И этот грустный факт нас не тревожит.

 

И только малое число артистов, филологов и т.д. достигают приемлемого уровня владения своей супер трубой, то есть, речевым аппаратом.

 

Если исключить в качестве причины плохой дикции врождённые дефекты речевого аппарата, мы увидим, что в большинстве случаев причиной может являться и подражание речи других людей, например, в детском возрасте или при изучении иностранного языка.

 

Если человек «говорит» как расстроенное пианино, он будет тяжело восприниматься людьми, которые не привыкли к особенностям его произношения.

 

Самое главное, речь такого «расстроенного пианино» не будет восприниматься как музыка, рисующая образ, а как какофония, то есть случайное сочетание звуков, хаотичное и бессмысленное их нагромождение.

 

Любые «фефекты» речи понизят статус говорящего «до плинтуса», если только не нужны его деньги, его тело или он начальник.

 

И как трубач может извлечь правильный звук только посредством определённого положения всех частей своего речевого аппарата, так и человек может правильно говорить лишь только при правильной артикуляции звуков, то есть при правильном (природном) положении и состоянии речевого аппарата.

 

Артикуляция (от лат. Articulatio – членораздельно выговаривать) – это деятельность наиболее подвижных речевых органов, действующих по нашей воле, производящих тончайшие движения, превращая процесс выдыхания в отдельные звуки речи, слоги и слова, - музыку слов.

 

Три фазы артикуляции:

Экскурсия - подготовка органов речи к произношению звука, начальное движение органов речи (от лат. Еxcursio - «выбегание, вылазка, приступ»);

Выдержка - положение органов речи в момент произнесения (от лат. Culmen - «вершина» или «выдержка»);

Рекурсия - возврат органов речи в исходное положение (от лат. Recursio - «возвращение, отступление»).

 

Как мы уже поняли, «извлекать мысли из мозга в виде звука» необходимо природным способом. А для этого нужно досконально освоить «инструкцию по эксплуатации», то есть орфоэпию. Ведь глупо же пользоваться сложным устройством или механизмом без предварительного изучения инструкции.

 

А ведь мы почти всегда так и делаем! – Берём самую сложную во Вселенной супер трубу и начинаем в неё дуть как попало!

 

Орфоэ́пия (от др.-греч. ὀρθός «правильный» и ἔπος «речь») - совокупность правил устной речи, закреплённых в литературном языке.

 

Орфоэпия тесно связана с фонетикой: правила произношения охватывают фонетическую систему языка, т.е. состав различаемых в данном языке фонем, их качество, изменение в различных фонетических условиях.

Предмет орфоэпии – нормы произношения.

Орфоэпическая норма – это единственно возможный или предпочтительный языковой вариант, соответствующий системе произношения и основным закономерностям развития языка.

 

Многочисленные исследования в области психолингвистики и орфоэпии показывают, что информация воспринимается мозгом тем свободнее и качественнее, чем чище и правильнее произношение.

 

В родном языке нам, при желании, проще усвоить природный, то есть, соответствующий строению речевого аппарата, способ произношения. – Но разве все наши родители лингвисты или учителя русского языка?

 

Вот и мямлим мы что-то нечленораздельное всю жизнь.

 

Учёные из Техасского университета в Остине выяснили, - чем «чище» речь, тем лучше она запоминается. - How clear speech equates to clear memory.

 

И насколько более ответственно нужно подходить к изучению иностранного языка, особенно английского? В этом случае профессионализм преподавателя приобретает главное значение.

 

Но, что мы видим вокруг? – А видим мы успешный обман тех, кто желает освоить английский язык.

 

Мы же ленивы, эмоционально нестабильны и глупы, как романтичные телки, которые ждут поцелуя от осеменителя, хотя бы после процесса.

 

И нас глупеньких легко обманывают.

 

Вы много слышали от Ивановых, Петровых, Сидоровых, что они могут «ставить» произношение на английском?

 

Мы видим только как нам предлагают «выучить» английский то за три недели, то за красивые глаза. И как нам его предлагают «учить»? Да никак!

 

Возможно они, ознакомившись с «Поднятой целиной» М. Шолохова, предлагают нам выучить десятки тысяч слов, заменяя лишь их окончания.

 

Макар Нагульнов: "Здрасьте вам, мистер Хаудуюду!" - https://youtube.com/watch?v=7-JgO8QEi6k

 

То предлагают всякие «секретные секреты».

 

Нам дан природный способ освоения языка: сначала мы должны научиться ПРАВИЛЬНО говорить, затем читать и писать.

Младенец сначала пытается правильно произносить звуки, копируя окружающих, и только через несколько лет читать и писать.

Каждый из нас прошёл это с рождения. Как мы знаем - этот процесс длительный и трудоёмкий.

 

Преподавание иностранных языков, в частности английского, в основной своей массе вышло из сферы образования в сферу бизнеса.

 

Мы видим множество ремесленников, которые играя «по науке» в психологию масс, занимаются лишь отъёмом денег у бедных людей.

 

Хотелось бы обратить внимание, что так происходит во всех областях нашей жизнедеятельности, а не только в образовании. И большинство так рады обманываться, что с удовольствием посещают всевозможные курсы и тренинги, получая не знания и способности, а лишь искусственные эмоции.

 

Вспомните хоть недавний тренинг Тони Роббинса в Москве. И ведь те, которые заплатили от 30 000 до 500 000 тысяч за билет, после этого сеанса всячески оправдывали и Тони, и Роббинса, и «Синергию», которая всё это и организовала.

 

Нам нужно определиться, независимо от мнения большинства: мы хотим быть реалистами или членами религиозной секты, уверовавшими в «святой успех»?

 

Если мы думаем, что тот, кто предлагает нам успешный образ, будет обучать предмету, то мы ошибаемся. – Нет, он будет и дальше обманывать нас, создавая иллюзию того, что мы успешны. – Когда мы «клюнули» на посулы быстрого успеха, не прилагая никаких усилий, мы же шли за образом! Не так ли?

 

Есть такая закономерность: у каждого Мастера, учителя, ремесленника будут свои ученики примерно в одинаковой пропорции.

Если у Мастера будет 1 000 учеников, то у учителя, - 2 000, у ремесленника – 10 000 (цифры условны).

 

Сколько в мире великих учёных, открывших законы мироздания в различных областях; сколько преподавателей в вузах, готовящих учителей; сколько учителей в школах?

Так вот, великих учёных и изобретателей знает весь мир и потому, что их достижения велики, и потому, что их значительно меньше, чем преподавателей и учителей.

 

Когда мы говорим, что в области преподавания английского много профанов, ремесленников, предпринимателей и откровенных обманщиков, мы также должны помнить, что они существуют только лишь благодаря нашей глупости и жадности.

 

Кто-то из них верит в то, что именно так и нужно, а кто-то откровенно обманывает, но, независимо от умысла, их деятельность приносит вред. Их ученики как не могли говорить на английском, так и не говорят, хотя считают, что могут.

 

15.11.2018 г.

 

Литература:

1. Матусевич М. И. Введение в общую фонетику. 3-е изд. М., 1959;

2. Кодзасов С. В., Кривнова О. Ф. Фонетические возможности гортани и их использование в русской речи // Проблемы теоретической и экспериментальной лингвистики. М., 1977;

3. Кодзасов С. В., Кривнова О. Ф. Общая фонетика. М., 2001;

4. Зиндер Л. Р. Общая фонетика и избранные статьи. 2-е изд. М.; СПб., 2007;

5. Панов М.В. О русской орфоэпии. Русский язык в национальной школе, 1971, № 3;

6. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984;

7. Панов М.В. История русского литературного произношения. М., 1990;

8. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. 6-е изд. М., 1997;

9. Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского произношения. М., 1997;

10. И.В.Евсеева, Т.А. Лузгина, И.А. Славкина, Ф.В. Степанова. Современный русский язык: Курс лекций/И.В. Евсеева, Т.А. Лузгина, И.А. Славкина, Ф.В. Степанова; Под ред. И.А. Славкиной; Сибирский федеральный ун-т. - Красноярск, 2007. - 642 с., 2007 (http://sci-book.com/yazyik-russkiy/sovremennyiy-russkiy-yazyik-kurs-lektsiy.html);

11. Богомазов Г. М. Современный русский литературный язык. Фонетика. - М., 2001;

12. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. - М., 2001;

13. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно: Учебное пособие. - М., 2003;

14. Григорьева Т.М. Русский язык: Орфоэпия. Графика. Орфография. История и современность: Учеб. пособие. - М., 2004;

15. Орфоэпический словарь: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. - М., 1983;

16. Современный русский литературный язык. Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. - М., 2001;

17. Щерба Л.В. О разных стилях в произношении и об идеальном фонетическом составе слов / Избранные работы по русскому языку. - М., 1957.

 
Рейтинг: 0 291 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!