66
Рождественский пост был у нас не праздником, а состоянием семьи. Батька называл его Филипповкой. Длился он сорок дней, из-за чего произошло ещё одно название – Малая четыредесятница. Заканчивался к 7 января, дню рождения Иисуса. Хоть электричества в нашей скромной хате нет - занавески, рушники не только выстираны, но и поглажены утюгом с углями. Некрашеный пол тщательно вымыт матерью. Кивот почищен и обновлён.
Голод в немецком плену, перенесённый сыпной тиф отразились на батькином здоровье. Долгий пост становился для него суровым испытанием. Если воздержание от яиц и мяса не представляло проблемы, то с молочной продукцией сложнее. Она стояла у родителя на первом месте. Даже на работу летом он брал среди прочего бутылку молока.
Верующие имели и послабления по состоянию здоровья. До Николы Зимнего, 19 декабря, еда отличалась пусть скудным, однако всё же разнообразием. Особенно по субботам, воскресеньям, вторникам и четвергам. Постная каша могла быть дополнена рыбой. Строгими являлись пятницы и среды с овощами, хлебом, фруктами.
Мне, Наде и Гришке дозволялось больше: нужно учиться в школе, расти, крепнуть. И всё-таки даже нам, детям, к исходу Филипповки, от второго до шестого января включительно, довелось почувствовать суровость поста, особо проявлявшуюся в сочельник.
Тем выше для меня становилось значение радости Рождества, начинающейся с первой звезды на небе. К этому моменту запасались лучшие продукты: домашняя колбаса, свои сливочное масло и творог, пирожки с черничным вареньем, компот из чернослива.
[Скрыть]Регистрационный номер 0523415 выдан для произведения:
66
Рождественский пост был у нас не праздником, а состоянием семьи. Батька называл его Филипповкой. Длился он сорок дней, из-за чего произошло ещё одно название – Малая четыредесятница. Заканчивался к 7 января, дню рождения Иисуса. Хоть электричества в нашей скромной хате нет - занавески, рушники не только выстираны, но и поглажены утюгом с углями. Некрашеный пол тщательно вымыт матерью. Кивот почищен и обновлён.
Голод в немецком плену, перенесённый сыпной тиф отразились на батькином здоровье. Долгий пост становился для него суровым испытанием. Если воздержание от яиц и мяса не представляло проблемы, то с молочной продукцией сложнее. Она стояла у родителя на первом месте. Даже на работу летом он брал среди прочего бутылку молока.
Верующие имели и послабления по состоянию здоровья. До Николы Зимнего, 19 декабря, еда отличалась пусть скудным, однако всё же разнообразием. Особенно по субботам, воскресеньям, вторникам и четвергам. Постная каша могла быть дополнена рыбой. Строгими являлись пятницы и среды с овощами, хлебом, фруктами.
Мне, Наде и Гришке дозволялось больше: нужно учиться в школе, расти, крепнуть. И всё-таки даже нам, детям, к исходу Филипповки, от второго до шестого января включительно, довелось почувствовать суровость поста, особо проявлявшуюся в сочельник.
Тем выше для меня становилось значение радости Рождества, начинающейся с первой звезды на небе. К этому моменту запасались лучшие продукты: домашняя колбаса, свои сливочное масло и творог, пирожки с черничным вареньем, компот из чернослива.
Верующие России (и СССР) практически лишают себя нормального празднования Нового года, с обильными возлияниями и разнообразными жирными яствами, как это всегда было принято на Руси, поскольку сей праздник приходится на Рождественский пост. Царь Петр, учредив начало нового года 1 января, как в Европе, все же не до конца реформировал календарь. Россия продолжала жить по Юлианскому календарю. И только советская власть в 1918 году взяла на себя смелость перевести весь наш жизненный уклад с Юлианского на Григорианский календарь. И сегодня Россия, как и большинство стран мира, живет по этому календарю. Но (всегда бывает это "но") российские православные верующие, вера которых во многом идет вразрез с верой католической, хотя и те, и другие христиане, до сих пор живут по Юлианскому календарю и празднуют Рождество не перед Новым годом, 25 декабря, как весь Запад, а после Нового года, 7 января, тем самым обрекая себя на унылое прозябание за постным столом, в то время как все остальные россияне встречают этот самый лучший праздник года в хмельном веселье. Возможно, что если бы православные и католики помирились и пришли к какому-то "консенсусу", то и не было бы большинства разногласий между Востоком и Западом.
По логике, если уж современное летоисчисление под названием Наша эра начинается в день рождения Иисуса Христа, то и год должен начинаться в этот же день.
Говорят, что привычка - вторая натура. Уважать традиции предков, конечно же, нужно. Но даже если бы мы с вами были в чем-то и не согласны с древними обычаями, мы ничего не смогли бы сделать, чтобы что-то изменить. Для этого нужна власть. Ну и, разумеется, желание. И то, и другое было у князя Владимира и царя Петра I, которые порушили вековые традиции русского народа и в корне изменили его жизнь. В этом же ряду реформаторов можно назвать Ленина и Ельцина, только если реформы одного послужили на благо государства, сделали его (государство) сильным, независимым и процветающим, то другой, горе-реформатор, отбросил нашу страну на столетие назад, слелав из нее "страну-бензоколонку с разорванной экономикой".
Благодарю, Валентин, за внимательное прочтение, искренние размышления. Сложную Вы затронули проблему. Раз в течение столетий расхождения в календаре верующих на западе и востоке сохранялись, значит, для того были какие-то глубинные основания.