Среди современных поэтов творчество Дмитрия Гавриленко привлекает внимание тем, что форма стихотворений у него исправно служит содержанию, помогая раскрыть всю глубину авторского замысла. Для лирика это качество является важнейшим, так как объектом тут с давних пор служат тонкие, едва уловимые движения души и оттенки чувств.
Повтор слов и строк в классической поэзии занял своё место среди художественных образов. Дмитрий Гавриленко учёл опыт предшественников и на его основе добился весьма неплохих результатов. Поиск поэта ярко отразился в книге «Рукотворный», составленной из брянской, орловской и московской тетрадей. Стихотворение «Ослеплённый тобою» датировано 1981 годом. Впервые опубликовано в альманахе «Юность плюс» (№2, стр. 15, 2005г., Москва):
Нет гармонии – есть красота.
Ты живое тому подтвержденье.
Воду пить и с лица, и с листа,
Если лес - это месторожденье.
Дама в белом, а ты - в голубом,
Улыбаешься критской мадонной.
Слышен шепот: "Совет да любовь!"-
Из какой-то эпохи бездонной
На исчезнувшем праязыке.
Я стою, ослепленный тобою,
Возле древности и вдалеке,
Без доспехов и рядом с толпою,
Созерцающей сфинкса впотьмах.
Силу львиную в теле любимой,
Силу страсти и чувства размах,
Страсти южной и неистребимой.
Где гармония? В чем красота?
Для кого сотворили кумира
На печати не шире перста,
Удлинившегося на полмира?
Перси, плечи - и все на века
Уцененное пыльной планетой.
Если место рожденья – река,
Легче легкого быть неодетой.
Прошептать неживые слова,
Оживить их своей ворожбою,
Не догадываясь сперва,
Что воспрянут они над собою.
Я отчётливо услышала здесь своеобразное эхо слов с их усилением и не нашла традиционного повтора, который порой превращается в механическое воспроизведение. Чаще всего в конце стихотворения повторялись строки из его начала. У Дмитрия Гавриленко всё по-другому. В первом четверостишии появилось слово «месторожденье» применительно к лесу в условном придаточном предложении с союзом «если». Нетрудно сделать вывод о том, что речь идет о полезных ископаемых. Фактически это второе лексическое значение слова «месторождение». А вот первого-то и нет, зато в новом предложении, синтаксически обозначившем условие, появляются два слова «место рожденья».
Эхо ничего не исказило: наоборот, уже на уровне словосочетания вернуло меня к первому значению «месторождения». Своеобразие в том, что оно отсылает к древнейшим временам, поскольку возможным местом появления на свет героини названа река. Нельзя не вспомнить при этом гипотезу о происхождении всего живого на Земле из океана, как и цветаевскую «дщерь, выношенную во чреве не материнском, а морском». Слова «неживые» только потому, что они древние, прилетевшие из тьмы веков, но понятные сердцам и не нуждающиеся в переводчике. Такая вот, по слову поэта, «ворожба», обеспечившая предсказание: «воспрянут они над собою».
Оригинальный повтор я обнаружила и в написанном Дмитрием Гавриленко спустя пару лет восьмистишии «Расцвели засохшие сады»:
Расцвели засохшие сады
Не от солнца, не от Первомая.
Почему – я сам не понимаю –
Расцвели засохшие сады.
Может быть, весенняя вода
Корни и сердца их воскресила.
Всем на свете, как святая сила,
Может быть весенняя вода
Первой строчке сопутствуют два отрицания с частицей «не»; последняя внешне такая же, но её сопровождает уже одна отрицательная частица. Положительный элемент явно усиливается, чтобы произвести в конце эмоциональный взрыв. Если строчка «может быть, весенняя вода» приносит с собой в текст скромное предположение, то в конце от неуверенности не остаётся и следа: «Всем на свете, как святая сила Может быть весенняя вода!». Исчезла всего лишь запятая, но как она преобразила концовку и всё короткое стихотворение! Эхо дошло в первозданном виде, хотя теперь оно доносит до ушей звуки, освещённые радостью.
От первой половины 80-х годов до венков сонетов, написанных Дмитрием Гавриленко, путь времени в творческом отношении значительный. Могу сказать уверенно: он только укрепил мастерское владение поэтом «звуковым эхом», когда повтор одной единственной строки в тексте способен открыть в нём свежие грани.
Галина ХАНЕЦКАЯ
2017г.
[Скрыть]Регистрационный номер 0372748 выдан для произведения:
Среди современных поэтов творчество Дмитрия Гавриленко привлекает внимание тем, что форма стихотворений у него исправно служит содержанию, помогая раскрыть всю глубину авторского замысла. Для лирика это качество является важнейшим, так как объектом тут с давних пор служат тонкие, едва уловимые движения души и оттенки чувств.
Повтор слов и строк в классической поэзии занял своё место среди художественных образов. Дмитрий Гавриленко учёл опыт предшественников и на его основе добился весьма неплохих результатов. Поиск поэта ярко отразился в книге «Рукотворный», составленной из брянской, орловской и московской тетрадей. Стихотворение «Ослеплённый тобою» датировано 1981 годом. Впервые опубликовано в альманахе «Юность плюс» (№2, стр. 15, 2005г., Москва):
Нет гармонии – есть красота.
Ты живое тому подтвержденье.
Воду пить и с лица, и с листа,
Если лес - это месторожденье.
Дама в белом, а ты - в голубом,
Улыбаешься критской мадонной.
Слышен шепот: "Совет да любовь!"-
Из какой-то эпохи бездонной
На исчезнувшем праязыке.
Я стою, ослепленный тобою,
Возле древности и вдалеке,
Без доспехов и рядом с толпою,
Созерцающей сфинкса впотьмах.
Силу львиную в теле любимой,
Силу страсти и чувства размах,
Страсти южной и неистребимой.
Где гармония? В чем красота?
Для кого сотворили кумира
На печати не шире перста,
Удлинившегося на полмира?
Перси, плечи - и все на века
Уцененное пыльной планетой.
Если место рожденья – река,
Легче легкого быть неодетой.
Прошептать неживые слова,
Оживить их своей ворожбою,
Не догадываясь сперва,
Что воспрянут они над собою.
Я отчётливо услышала здесь своеобразное эхо слов с их усилением и не нашла традиционного повтора, который порой превращается в механическое воспроизведение. Чаще всего в конце стихотворения повторялись строки из его начала. У Дмитрия Гавриленко всё по-другому. В первом четверостишии появилось слово «месторожденье» применительно к лесу в условном придаточном предложении с союзом «если». Нетрудно сделать вывод о том, что речь идет о полезных ископаемых. Фактически это второе лексическое значение слова «месторождение». А вот первого-то и нет, зато в новом предложении, синтаксически обозначившем условие, появляются два слова «место рожденья».
Эхо ничего не исказило: наоборот, уже на уровне словосочетания вернуло меня к первому значению «месторождения». Своеобразие в том, что оно отсылает к древнейшим временам, поскольку возможным местом появления на свет героини названа река. Нельзя не вспомнить при этом гипотезу о происхождении всего живого на Земле из океана, как и цветаевскую «дщерь, выношенную во чреве не материнском, а морском». Слова «неживые» только потому, что они древние, прилетевшие из тьмы веков, но понятные сердцам и не нуждающиеся в переводчике. Такая вот, по слову поэта, «ворожба», обеспечившая предсказание: «воспрянут они над собою».
Оригинальный повтор я обнаружила и в написанном Дмитрием Гавриленко спустя пару лет восьмистишии «Расцвели засохшие сады»:
Расцвели засохшие сады
Не от солнца, не от Первомая.
Почему – я сам не понимаю –
Расцвели засохшие сады.
Может быть, весенняя вода
Корни и сердца их воскресила.
Всем на свете, как святая сила,
Может быть весенняя вода
Первой строчке сопутствуют два отрицания с частицей «не»; последняя внешне такая же, но её сопровождает уже одна отрицательная частица. Положительный элемент явно усиливается, чтобы произвести в конце эмоциональный взрыв. Если строчка «может быть, весенняя вода» приносит с собой в текст скромное предположение, то в конце от неуверенности не остаётся и следа: «Всем на свете, как святая сила Может быть весенняя вода!». Исчезла всего лишь запятая, но как она преобразила концовку и всё короткое стихотворение! Эхо дошло в первозданном виде, хотя теперь оно доносит до ушей звуки, освещённые радостью.
От первой половины 80-х годов до венков сонетов, написанных Дмитрием Гавриленко, путь времени в творческом отношении значительный. Могу сказать уверенно: он только укрепил мастерское владением поэтом «звуковым эхом», когда повтор одной единственной строки в тексте способен открыть в нём свежие грани.
Галина ХАНЕЦКАЯ
2017г.
Похоже, что творчество Дмитрия Гавриленко очень сильно занимает Вас, Галина. Ведь это уже не первый разбор его произведений. Поэт, видимо, должен быть Вам очень благодарен, за то что Вы так подробно и, главное, так необыкновенно интересно раскрываете читателям секреты и тонкости его поэтического мастерства. И практически делаете из него классика современной поэзии.
Валентин, здравствуйте! Классика я никак не могу сделать в силу собственных слабых возможностей, я только высказала своё мнение, стараясь его безукоризненно аргументировать. Я разместила пока только две статьи, обе они небольшие по объёму. Пишу и о других поэтах, чаще в откликах на литературных сайтах. Это дело мне по душе, хотя далеко не всегда бывает свободное время. Спасибо Вам за хороший, доброжелательный отзыв на статью. Пусть наступивший 2017 год будет счастливым и творческим!
Доброго вечера, Валерий! Я рада, что Вы внимательно прочитали "Эхо слов с их усилением" и не посчитали за труд написание отклика на неё. Желаю радостей, любви, удач в Новом году!
Очень серьезная работа. Я, увы, не поэт, и в стихотворном театре мое место лишь в зрительном зале. Когда я читаю хорошие стихи, то воспринимаю их на эмоционально-психологическом уровне. Но я пытаюсь писать прозу, правда, не имея при этом специального образования. Когда же я столкнулся с редакторами и корректорами, то они объяснили мне, что в сочинительстве нужно придерживаться определенных норм и правил. Однако в поэзии все это намного сложнее, есть у нее что-то сродни музыке. Прочитав эту статью, я лишний раз в этом убедился.
Ваша рецензия добрая, искренняя. Увлеклась, читая. Я тоже чувствовала, что есть общие законы в работе со словом, а имеются и те, которые ставит перед собой каждый пишущий. Это неизбежно, ведь у каждого свои пристрастия, своя любовь. По сравнению с вами я совсем неопытная в творчестве, потому что написала пока немного. Ценить написанное другими я привыкла со школы, и сия привычка помогла мне в написании статьи. Если взять стихи и прозу, то писать стихи мне больше нравится, хотя для этого надо не только время, но и настроение. Спасибо за подробную, хорошую для меня оценку.
Галина,сердечное спасибо за данную публикацию.Дмитрий Сергеевич заслуживает такого пристального внимания и уважительного отношениюк своему творчеству,кроме своего многранного дарования, он интеллегент и очень душевный человек.
Прочитала, и меня очень тронули ваши добрые мысли и душевные слова о статье. Честно сказать, далась она мне нелегко. Нужно было материал подобрать и обдумать. И написанное я сама поправляла. Теперь радуюсь, что "Эхо слов" вам понравилось. Спасибо за визит на мою страничку.
Галина вы молодец очень серьезно подходите к разбору творчества поэта, если есть в душе желание разобраться и познать истину и суть и рифм, и души поэта это здорово. Удачи вам и творческих успехов.
Добрый день, Валерий! Не скажу, что мне было легко написать эту статью, ведь я прозе почти не уделяла времени, а штудировала теорию стиха. Видимо, добытые познания помогли разобраться в поэтических тонкостях. На том уровне, который мне доступен. А ваша рецензия - для меня радость. Весьма благодарна, что нашли для меня и "Эха слов" время.)