ГлавнаяПрозаЭссе и статьиЛитературоведение → Статья о поэте, удалённая из "Википедии"

Статья о поэте, удалённая из "Википедии"

article406620.jpg

Эту статью о Дмитрии Гавриленко я написал для «Википедии». Недавно она была удалена с её страниц участником ЯцекJacek. Мне кажется, он не читал произведений, лёгших в основу моего труда. Я невольно подумал: хорошо уже то, что участник не может никого выбросить из поэзии, как и не в силах своей благосклонностью породить в литературе новое имя. Предлагаю вниманию читателей работу, появившуюся на свет несколько лет назад.

Дмитрий Сергеевич Гавриленко (род. 1 марта 1957 года) – русский поэт, прозаик, педагог и журналист.
Содержание
1. Биография
2. Творчество
3. Библиография
4. Ссылки
Биография
Дмитрий Гавриленко родился 1 марта 1957 года в селе Старые Бобовичи Новозыбковского района Брянской области в рабочей семье.  После окончания в 1972 году Старобобовичской 8-ней школы поступил на первый курс Суражского педагогического училища (теперь педагогический колледж им. А. С. Пушкина). Здесь началась многолетняя переписка с известным поэтом, литературоведом и критиком, профессором Литературного института им. Горького Л. А. Озеровым, первым оценившим стихи начинающего автора. Определённую роль в творческом становлении сыграла также переписка со С. Ю. Куняевым, тогдашним секретарём Московской организации Союза писателей России. В 1974 году, окончив педагогическое училище, поступил на заочное отделение факультета русского языка и литературы Брянского государственного педагогического института имени академика И. Г. Петровского. В это же время начал работать учителем-словесником в Петрятинской 8-ней школе Новозыбковского района. Стремление к разнообразию уроков развития речи привело педагога к активному использованию коллективных сочинений в стихах. Этот жанр наглядно открывал школьникам секреты и сложности поэтического труда, приобщал к миру прекрасного, расширял лексический запас, укреплял в классе дружбу и взаимопонимание. Первой значимой для автора публикацией стала небольшая подборка стихов в газете «Брянский комсомолец». Активно сотрудничал с районной газетой «Маяк», за что получил в 1980 году Почётную грамоту райкома КПСС и райисполкома. Институт был закончен в 1981 году. Переведен на должность учителя русского языка и литературы в Старовышковскую среднюю школу. 
После аварии на Чернобыльской АЭС переехал с семьёй, в которой было трое малолетних детей, в Орловскую область, где с 1986 по 1991 год заведовал сельхозотделом районной газеты «Красное знамя», принят в Союз журналистов СССР, награждён Почётной грамотой областного совета ВОИР, ЦНТИ, областной организации Союза журналистов и денежной премией за пропаганду достижений науки и техники. События, связанные с аварией, нашли отражение в «Чернобыльском венке» (1988). В газете «Сельская жизнь» была напечатана подборка стихотворений с предисловием Л. А. Озерова. На Орловщине написан «Бальный венок» (1997), получивший высокую оценку известного литературного критика Л. А. Аннинского. В «Орловской правде» регулярно печатались статьи о писателях, чьё творчество связано с орловской землёй. С 1996 по 2001 год работал учителем-словесником в Оревской средней школе Краснозоренского района. В 1997 году награждён грамотой Министерства образования Российской Федерации за высокое качество преподавания предметов. В 2001 году переехал в Москву, где начал трудовую деятельность в ГОУ СОШ ЦОУ №90 преподавателем мировой художественной культуры. Был учителем русского языка и литературы в МОУ Горчаковская СОШ Московской области, школах №1219, №1871 и вечерней школе №19 Центрального административного округа столицы. Отмечен «Благодарственным письмом» Научно-методического центра ЦОУО Департамента образования города Москвы за подготовку учащихся к окружному туру Олимпиады по литературе и русскому языку. 
Сотрудничал с редакцией журнала «Юность». В нём, во втором номере за 2003 год, опубликована большая подборка стихотворений. Следующий год принёс обширную публикацию лирики на страницах десятого номера журнала. Устанавливаются дружеские отношения с главным заместителем редактора В. Ф. Дударевым, который позже возглавит «Юность». Лирика Дмитрия Гавриленко нашла своё место и в приложении к журналу «Юность плюс». Её оценили по достоинству не только Л. А. Аннинский, но и И. И. Ростовцева и другие критики. Глубина подтекста в стихах была отмечена поэтом, философом, прозаиком А. Г. Волохонским, приславшим автору в подарок из Германии все свои основные книги с автографами. Статьи о преподавании русского языка и литературы в школе привлекли внимание главных редакторов профильных изданий Н. М. Шанского (доктора филологических наук, действительного члена АПН СССР и РАО, профессора МГУ), А. И. Княжицкого (доктора педагогических наук, профессора), Л. А. Гончар (кандидата филологических наук). Они были тепло встречены в редакции "Учительской газеты", регулярно появлялись на её страницах.
В московский период печатался также в журналах «Наш современник», «Арион», «Учитель года», «Русская словесность», «Ковчег», «Русский язык и литература для школьников», «Русский язык», «Лесной газете», еженедельнике «Достоинство» и других изданиях.
Творчество
Необычность лирического дарования проявляет себя в каждом стихотворении, если не в каждой строчке. Звукопись предметная, без труда осязаемая. В стихотворении 1978 года за строкой "обмотаны оси осокой" (три ударных "о" и столько же безударных) видно колесо телеги, ускорившей ход после бездорожья. Противопоставление с союзом "а" становится важнейшим синтаксическим приёмом в создании образов. В одну из стилистических примет превратилось глубоко продуманное использование антитезы (лужа в ельнике - "грязь подсохла" в березняке). Повторы согласных звуков также вносят свои оттенки в смысл. Стихотворение "В небесах - опустевшая синь..." вошло в одну из подборок, опубликованных "Юностью". Его восемь строк содержат семнадцать звуков "с". Почти половина их - в двух стихах: "Но светло и просторно в лесу, Будто солнце весну воскресило...". Такая аллитерация означает последний яркий свет осени, фонетически отражённый поэтом. Сравнение напоминает о "воскрешении" весны. Образ прекрасно вписывается в концепцию христианских ценностей, характерных для лирики и венков сонетов. 
Дмитрий Гавриленко стремится продемонстрировать верность не классическому наследию, а «золотой» сути его, обозначившей целый век русской литературы. В этом он идёт по стопам Л. А. Озерова, считавшего Пушкина царём в лирике («Ну а царей-то помним много ли? Из Александров – только Пушкина…»). Не случайно «солнцу поэзии» посвящены, помимо «Бального венка», ещё и «Венок поэту» (2000), и триптих «Рукотворный» (2002), и немалое количество статей. "Московскую тетрадь" открывают произведения две тысячи первого года: стихотворение "Спаси, сохрани и помилуй..." и "Божественный венок".
Взята высокая планка, обусловившая такие же критерии. При общей направленности «Рукотворного» против террора в нём есть строки о творчестве:
«Душа поэта не остынет 
Во вдохновении своем.
Глас вопиющего в пустыне
Вопит с пустынею вдвоем...»
Библейское изречение обыграно так, что становится прозрачной связь с «пустыней», невозможность творцу оторваться от неё, хотя он оказывается беззащитным и поневоле испытывает волю рока. Подобное испытание присутствует как в лирике Дмитрия Гавриленко, так и в его прозе: «Еде для мужчин» (2009), «Протоколах мудрецов-трусианцев» (2010), «Дневнике вездесущей пылинки» (2012). 
Библиография
1. Дмитрий Гавриленко. Стихи. Журнал поэзии «Арион», №3, М. 2002.
2. Дмитрий Гавриленко. Стихи. Журнал «Юность», №2, М. 2003.
3. Дмитрий Гавриленко. Стихи. Журнал «Юность», № 10, М. 2004.
4. Дмитрий Гавриленко. Рассказ «Китаец». Журнал «Ковчег», Ростов-на-Дону.
5. Дмитрий Гавриленко. «И краткий миг грехопаденья». «Учительская газета», №34, М. 2003.
6. Дмитрий Гавриленко. Истории о литераторах. «Учительская газета», №3, М. 2004. 
7. Дмитрий Гавриленко. Стихи. Альманах «Юность плюс», № 2, М. 2005.
8. Дмитрий Гавриленко. Коллективное сочинение как школьный жанр. Журнал "Русская словесность", №2, М. 2004.
9. Дмитрий Гавриленко. Лингвистический КВН "Часть речи - имя существительное". Журнал "Русский язык в школе", №2, М. 2005.
10. Дмитрий Гавриленко. Литературная игра по биографии А. С. Пушкина, 9 класс. "Учительская газета", №52 от 21 декабря, М. 2004.
11. Дмитрий Гавриленко. Вместе классно сочинять. "Учительская газета", №30 от 27 июля, М. 2004.
12. Дмитрий Гавриленко. Стихи. "Сто друзей" (приложение к "Учительской газете").
13. Дмитрий Гавриленко. Дух неотрицания. "Учительская газета", №1 от 8 января, М. 2008.
 

© Copyright: Геннадий Игоревич Иртеньев, 2018

Регистрационный номер №0406620

от 9 января 2018

[Скрыть] Регистрационный номер 0406620 выдан для произведения:

Эту статью о Дмитрии Гавриленко я написал для «Википедии». Недавно она была удалена с её страниц участником ЯцекJacek. Мне кажется, он не читал произведений, лёгших в основу моего труда. Я невольно подумал: хорошо уже то, что участник не может никого выбросить из поэзии, как и не в силах своей благосклонностью породить в литературе новое имя. Предлагаю вниманию читателей работу, написанную мной несколько лет назад.

Дмитрий Сергеевич Гавриленко (род. 1 марта 1957 года) – русский поэт, прозаик, педагог и журналист.
Содержание
1. Биография
2. Творчество
3. Библиография
4. Ссылки
Биография
Дмитрий Гавриленко родился 1 марта 1957 года в селе Старые Бобовичи Новозыбковского района Брянской области в рабочей семье.  После окончания в 1972 году Старобобовичской 8-ней школы поступил на первый курс Суражского педагогического училища (теперь педагогический колледж им. А. С. Пушкина). Здесь началась многолетняя переписка с известным поэтом, литературоведом и критиком, профессором Литературного института им. Горького Л. А. Озеровым, первым оценившим стихи начинающего автора. Определённую роль в творческом становлении сыграла также переписка со С. Ю. Куняевым, тогдашним секретарём Московской организации Союза писателей России. В 1974 году, окончив педагогическое училище, поступил на заочное отделение факультета русского языка и литературы Брянского государственного педагогического института имени академика И. Г. Петровского. В это же время начал работать учителем-словесником в Петрятинской 8-ней школе Новозыбковского района. Стремление к разнообразию уроков развития речи привело педагога к активному использованию коллективных сочинений в стихах. Этот жанр наглядно открывал школьникам секреты и сложности поэтического труда, приобщал к миру прекрасного, расширял лексический запас, укреплял в классе дружбу и взаимопонимание. Первой значимой для автора публикацией стала небольшая подборка стихов в газете «Брянский комсомолец». Активно сотрудничал с районной газетой «Маяк», за что получил в 1980 году Почётную грамоту райкома КПСС и райисполкома. Институт был закончен в 1981 году. Переведен на должность учителя русского языка и литературы в Старовышковскую среднюю школу. 
После аварии на Чернобыльской АЭС переехал с семьёй, в которой было трое малолетних детей, в Орловскую область, где с 1986 по 1991 год заведовал сельхозотделом районной газеты «Красное знамя», принят в Союз журналистов СССР, награждён Почётной грамотой областного совета ВОИР, ЦНТИ, областной организации Союза журналистов и денежной премией за пропаганду достижений науки и техники. События, связанные с аварией, нашли отражение в «Чернобыльском венке» (1988). В газете «Сельская жизнь» была напечатана подборка стихотворений с предисловием Л. А. Озерова. На Орловщине написан «Бальный венок» (1997), получивший высокую оценку известного литературного критика Л. А. Аннинского. В «Орловской правде» регулярно печатались статьи о писателях, чьё творчество связано с орловской землёй. С 1996 по 2001 год работал учителем-словесником в Оревской средней школе Краснозоренского района. В 1997 году награждён грамотой Министерства образования Российской Федерации за высокое качество преподавания предметов. В 2001 году переехал в Москву, где начал трудовую деятельность в ГОУ СОШ ЦОУ №90 преподавателем мировой художественной культуры. Был учителем русского языка и литературы в МОУ Горчаковская СОШ Московской области, школах №1219, №1871 и вечерней школе №19 Центрального административного округа столицы. Отмечен «Благодарственным письмом» Научно-методического центра ЦОУО Департамента образования города Москвы за подготовку учащихся к окружному туру Олимпиады по литературе и русскому языку. 
Сотрудничал с редакцией журнала «Юность». В нём, во втором номере за 2003 год, опубликована большая подборка стихотворений. Следующий год принёс обширную публикацию лирики на страницах десятого номера журнала. Устанавливаются дружеские отношения с главным заместителем редактора В. Ф. Дударевым, который позже возглавит «Юность». Лирика Дмитрия Гавриленко нашла своё место и в приложении к журналу «Юность плюс». Её оценили по достоинству не только Л. А. Аннинский, но и И. И. Ростовцева и другие критики. Глубина подтекста в стихах была отмечена поэтом, философом, прозаиком А. Г. Волохонским, приславшим автору в подарок из Германии все свои основные книги с автографами. Статьи о преподавании русского языка и литературы в школе привлекли внимание главных редакторов профильных изданий Н. М. Шанского (доктора филологических наук, действительного члена АПН СССР и РАО, профессора МГУ), А. И. Княжицкого (доктора педагогических наук, профессора), Л. А. Гончар (кандидата филологических наук). Они были тепло встречены в редакции "Учительской газеты", регулярно появлялись на её страницах.
В московский период печатался также в журналах «Наш современник», «Арион», «Учитель года», «Русская словесность», «Ковчег», «Русский язык и литература для школьников», «Русский язык», «Лесной газете», еженедельнике «Достоинство» и других изданиях.
Творчество
Необычность лирического дарования проявляет себя в каждом стихотворении, если не в каждой строчке. Звукопись предметная, без труда осязаемая. В стихотворении 1978 года за строкой "обмотаны оси осокой" (три ударных "о" и столько же безударных) видно колесо телеги, ускорившей ход после бездорожья. Противопоставление с союзом "а" становится важнейшим синтаксическим приёмом в создании образов. В одну из стилистических примет превратилось глубоко продуманное использование антитезы (лужа в ельнике - "грязь подсохла" в березняке). Повторы согласных звуков также вносят свои оттенки в смысл. Стихотворение "В небесах - опустевшая синь..." вошло в одну из подборок, опубликованных "Юностью". Его восемь строк содержат семнадцать звуков "с". Почти половина их - в двух стихах: "Но светло и просторно в лесу, Будто солнце весну воскресило...". Такая аллитерация означает последний яркий свет осени, фонетически отражённый поэтом. Сравнение напоминает о "воскрешении" весны. Образ прекрасно вписывается в концепцию христианских ценностей, характерных для лирики и венков сонетов. 
Дмитрий Гавриленко стремится продемонстрировать верность не классическому наследию, а «золотой» сути его, обозначившей целый век русской литературы. В этом он идёт по стопам Л. А. Озерова, считавшего Пушкина царём в лирике («Ну а царей-то помним много ли? Из Александров – только Пушкина…»). Не случайно «солнцу поэзии» посвящены, помимо «Бального венка», ещё и «Венок поэту» (2000), и триптих «Рукотворный» (2002), и немалое количество статей. "Московскую тетрадь" открывают произведения две тысячи первого года: стихотворение "Спаси, сохрани и помилуй..." и "Божественный венок".
Взята высокая планка, обусловившая такие же критерии. При общей направленности «Рукотворного» против террора в нём есть строки о творчестве:
«Душа поэта не остынет 
Во вдохновении своем.
Глас вопиющего в пустыне
Вопит с пустынею вдвоем...»
Библейское изречение обыграно так, что становится прозрачной связь с «пустыней», невозможность творцу оторваться от неё, хотя он оказывается беззащитным и поневоле испытывает волю рока. Подобное испытание присутствует как в лирике Дмитрия Гавриленко, так и в его прозе: «Еде для мужчин» (2009), «Протоколах мудрецов-трусианцев» (2010), «Дневнике вездесущей пылинки» (2012). 
Библиография
1. Дмитрий Гавриленко. Стихи. Журнал поэзии «Арион», №3, М. 2002.
2. Дмитрий Гавриленко. Стихи. Журнал «Юность», №2, М. 2003.
3. Дмитрий Гавриленко. Стихи. Журнал «Юность», № 10, М. 2004.
4. Дмитрий Гавриленко. Рассказ «Китаец». Журнал «Ковчег», Ростов-на-Дону.
5. Дмитрий Гавриленко. «И краткий миг грехопаденья». «Учительская газета», №34, М. 2003.
6. Дмитрий Гавриленко. Истории о литераторах. «Учительская газета», №3, М. 2004. 
7. Дмитрий Гавриленко. Стихи. Альманах «Юность плюс», № 2, М. 2005.
8. Дмитрий Гавриленко. Коллективное сочинение как школьный жанр. Журнал "Русская словесность", №2, М. 2004.
9. Дмитрий Гавриленко. Лингвистический КВН "Часть речи - имя существительное". Журнал "Русский язык в школе", №2, М. 2005.
10. Дмитрий Гавриленко. Литературная игра по биографии А. С. Пушкина, 9 класс. "Учительская газета", №52 от 21 декабря, М. 2004.
11. Дмитрий Гавриленко. Вместе классно сочинять. "Учительская газета", №30 от 27 июля, М. 2004.
12. Дмитрий Гавриленко. Стихи. "Сто друзей" (приложение к "Учительской газете").
13. Дмитрий Гавриленко. Дух неотрицания. "Учительская газета", №1 от 8 января, М. 2008.
Ссылки
•                                                                             
• http://www.ug.ru/archive/2749                                                                                                                    
• http://www.ug.ru/archive/1251                                                                                                
• http://www.kovcheg-kavkaz.ru/issue_48_494.html                                                                                
• http://rus.1september.ru/article.php?ID=200403105                                                         
• http://gavrds.livejournal.com                                                                           
• http://www.stihi.ru/avtor/gavrilenkoru&book=2#2                                                                      
• http://parnasse.ru/users/dgavrilrnko                                                                     
• https://twitter.com/dsgavrilenko                                                                        
• https://vk.com/id57553766  
• http://www.odnoklassniki.ru/profile/534711024171
• http://samlib.ru/g/gawrilenko_d_s/
• http://litsait.ru/users/dsgavrilenko
• • http://litcult.ru/user/4286
• http://www.proza.ru/avtor/gavrds
• https://poembook.ru/dsgavrilenko
• http://www.ug.ru/archive/6739
• http://www.ug.ru/archive/4889
• http://www.ug.ru/archive/22184 



 
 
Рейтинг: +5 508 просмотров
Комментарии (6)
Лидия Копасова # 11 января 2018 в 00:13 +2
Геннадий, спасибо за статью, за знакомство с Дмитрием Гавриленко!
Это ценно!



Поздравляю!

Геннадий Игоревич Иртеньев # 11 января 2018 в 12:17 +2
Добрый зимний день! Спасибо за внимание к моей статье, над которой я много работал, собирал материал для неё. Ваша оценка меня вдохновила и порадовала.))) Желаю счастливого январского настроения и больших, ярких удач в творчестве!

Елена Абесадзе # 12 мая 2018 в 02:21 +1
Очень было интересно прочитать о Дмитрие Гавриленко! Непонятно почему удалили! smayliki-prazdniki-34
Геннадий Игоревич Иртеньев # 11 июля 2020 в 08:15 0
От души благодарен вам за то, что разделили мою принципиальную позицию. Я считаю удаление грубейшей ошибкой, потому что поэзия всегда оценивалась по существу своему.

read-7
Рената Юрьева # 14 мая 2018 в 16:48 +1
Здравствуйте, Геннадий!
конечно, недоумение - первая реакция уже на заголовок... Почему? прочла внимательно Ваше эссе, сравнила со своими ощущениями, сформировавшимися в процессе пусть не частого, но общения с Дмитрием, знакомства с его творчеством и вопрос "Почему?" не только остался, но и стал еще более громким... Как-то они объяснили причину удаления? странно...
Особе уважение вызывает именно профессия коллеги, ибо огромной значение имеет для детей, кто и как вводит их в необъятный и прекрасный мир литературы!
Благодарю Вас за эту авто- и библиографию Дмитрия Гавриленко! Верю, что она должна быть опубликована для широкого круга читателей.
Геннадий Игоревич Иртеньев # 11 июля 2020 в 08:35 +1
Рената, приятных выходных! Я считаю ваши мысли глубокими и объективными. Статью писал с полной отдачей, тщательно отбирал фактический материал, большое внимание уделил творчеству и биографии поэта. Стиль каждой строчки постоянно был на контроле. Рад тому, что Вы поддержали меня в оценке проделанной работы. Что стоило найти подходящие ссылки и структурировать статью! Спасибо большое за чуткость души и внимательное прочтение.

spasibo-6