Альбрехт Роденбах (1856-1880) считается основателем движения за возрождение фламандской литературы. Выступал против франкофильства и засилья французского языка. Писал на нидерландском языке. Среди его произведений есть такое стихотворение — "Мир".
Был зимний вечер. Темнота окутала алтарь.
Ко входу в церковь брёл монах, держа в руке фонарь.
Как пилигрим, свершивший путь, усталый, измождённый,
остановился и застыл у каменной колонны.
И долго около дверей ключами он бренчал,
но сам, казалось, ничего кругом не различал,
как призрак. Наконец вошёл, ступая еле-еле,
трикраты грудь перекрестил, смочил персты в купели,
фонарь немного приподнял, увидел в тот же миг:
стоит вблизи от алтаря один старик,—
как Голод, худ, как Смерть, согбен, — но всё же был высок он,
в седой копне его волос светился каждый локон;
исполнен вдохновенных дум, сиял во мраке он,
как алебастровый сосуд, в котором огнь зажжён.
Сурово инок вопросил, едва его заметил:
«Что ищешь?» — «Мира!» — в тишине чужак ему ответил,
вздохнул и в нишу отступил, к колонне, где темно.
Монах, взглянув на чужака, молиться начал, но,
постигнув истину, шагнул назад, к церковной двери:
пришлец, искавший мира здесь, был Данте Алигьери.
Почему вдруг гостем ночной церкви оказался Данте?
Фигура Данте после смерти обросла собственной мифологией. Начало ей положил старший сын поэта Якопо Алигьери: «Ровно через восемь месяцев после смерти отца, на исходе ночи он сам явился ко мне в белоснежных одеждах… Тогда я спросил… где спрятаны песни, которые мы тщетно ищем уже столько времени? И он… взял меня за руку, провел в горницу и указал на стену: «Здесь вы найдете то, что ищете!». Это оказалось сном, но, проснувшись, сын обследовал указанное место и обнаружил тайную нишу, где лежала рукопись. Это было важно, потому что семья Алигьери после смерти Данте жила бедно, а издание «Божественной комедии» принесло деньги.
Далее, враг Данте кардинал Бернардо дель Поджетто требовал от монахов монастыря в Равенне, где был похоронен Данте, публично сжечь тело поэта. Посмертное аутодафе не состоялось. Однако, когда через 200 лет, Данте захотели уже с почестями перезахоронить, и вскрыли гроб, он оказался пуст. Папе Льву X, благословившему перенос праха Алигьери во Флоренцию, предложили две версии происшедшего: либо останки были похищены неизвестными, либо сам Данте забрал собственный прах. Папа утвердил вторую версию.
И только в 1865 году при реставрации той самой церкви, где был захоронен Данте, вдруг за одной из стен нашли деревянный ящик с вырезанной надписью: «Кости Данте положил сюда Антонио Санти в 1677 году». Кто такой этот Антонио Санти - неизвестно. В итоге останки Данте всё-таки упокоились в его мавзолее.
А в 1999 году в библиотеке Флоренции был обнаружен конверт, в котором лежал пепел и официальный документ из Равенны, удостоверявший «Это прах Данте Алигьери». Откуда взялся пепел, если тело не сжигали? Однако выяснилось, что в XIX-м веке был сожжен ковер, на котором стоял гроб, и это пепел именно от этого ковра.
Поэтому неудивительно, что Данте зашёл в стихотворение Альберта Роденбаха.
[Скрыть]Регистрационный номер 0533000 выдан для произведения:
Альбрехт Роденбах (1856-1880) считается основателем движения за возрождение фламандской литературы. Выступал против франкофильства и засилья французского языка. Писал на нидерландском языке. Среди его произведений есть такое стихотворение — "Мир".
Был зимний вечер. Темнота окутала алтарь.
Ко входу в церковь брёл монах, держа в руке фонарь.
Как пилигрим, свершивший путь, усталый, измождённый,
остановился и застыл у каменной колонны.
И долго около дверей ключами он бренчал,
но сам, казалось, ничего кругом не различал,
как призрак. Наконец вошёл, ступая еле-еле,
трикраты грудь перекрестил, смочил персты в купели,
фонарь немного приподнял, увидел в тот же миг:
стоит вблизи от алтаря один старик,—
как Голод, худ, как Смерть, согбен, — но всё же был высок он,
в седой копне его волос светился каждый локон;
исполнен вдохновенных дум, сиял во мраке он,
как алебастровый сосуд, в котором огнь зажжён.
Сурово инок вопросил, едва его заметил:
«Что ищешь?» — «Мира!» — в тишине чужак ему ответил,
вздохнул и в нишу отступил, к колонне, где темно.
Монах, взглянув на чужака, молиться начал, но,
постигнув истину, шагнул назад, к церковной двери:
пришлец, искавший мира здесь, был Данте Алигьери.
Почему вдруг гостем ночной церкви оказался Данте?
Фигура Данте после смерти обросла собственной мифологией. Начало ей положил старший сын поэта Якопо Алигьери: «Ровно через восемь месяцев после смерти отца, на исходе ночи он сам явился ко мне в белоснежных одеждах… Тогда я спросил… где спрятаны песни, которые мы тщетно ищем уже столько времени? И он… взял меня за руку, провел в горницу и указал на стену: «Здесь вы найдете то, что ищете!». Это оказалось сном, но, проснувшись, сын обследовал указанное место и обнаружил тайную нишу, где лежала рукопись. Это было важно, потому что семья Алигьери после смерти Данте жила бедно, а издание «Божественной комедии» принесло деньги.
Далее, враг Данте кардинал Бернардо дель Поджетто требовал от монахов монастыря в Равенне, где был похоронен Данте, публично сжечь тело поэта. Посмертное аутодафе не состоялось. Однако, когда через 200 лет, Данте захотели уже с почестями перезахоронить, и вскрыли гроб, он оказался пуст. Папе Льву X, благословившему перенос праха Алигьери во Флоренцию, предложили две версии происшедшего: либо останки были похищены неизвестными, либо сам Данте забрал собственный прах. Папа утвердил вторую версию.
И только в 1865 году при реставрации той самой церкви, где был захоронен Данте, вдруг за одной из стен нашли деревянный ящик с вырезанной надписью: «Кости Данте положил сюда Антонио Санти в 1677 году». Кто такой этот Антонио Санти - неизвестно. В итоге останки Данте всё-таки упокоились в его мавзолее.
А в 1999 году в библиотеке Флоренции был обнаружен конверт, в котором лежал пепел и официальный документ из Равенны, удостоверявший «Это прах Данте Алигьери». Откуда взялся пепел, если тело не сжигали? Однако выяснилось, что в XIX-м веке был сожжен ковер, на котором стоял гроб, и это пепел именно от этого ковра.
Поэтому неудивительно, что Данте зашёл в стихотворение Альберта Роденбаха.
Ещё более удивительна дальнейшая судьба его творчества. Ведь это, по сути своей, один политический памфлет. Религиозные декорации там в качестве фона. К христианским или каким-то эзотерическим учениям это всё не имеет ни малейшего отношения. Тем ни менее именно гениальное творчество Данте послужило для многих источником представлений о христианстве и эталоном эзотерической литературы. Декорации были восприняты как сюжет, а смысл оказался очень и очень многими начисто проигнорирован.