МЫ С НИМ НА ТЫ

14 декабря 2012 - Валерий Митрохин
article101847.jpg

 

(Бог сказал: «Аз есмь с вами и никтоже на вы...»;  «И мы Ему отвечаем словами Давида: «Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь – крепость жизни моей, кого мне страшиться?»)

 

«Почему ты Богом отмечен?» – спрашивает поэт. Кто из нас не вправе задаться этим вопросом?!

Несомненно, одно только то, что ты живешь на этой земле – знак исключительного доверия Господа к тебе. Он отправил тебя на грешную землю с поручением. Он дал тебе программу действия. Обеспечил самой мощной и неисчерпаемой энергией  –  Своей Любовью. Она же и защита для тебя.

Бог сказал: «Аз есмь с вами и никтоже на вы...»;  и мы Ему отвечаем: «Ты любишь меня, паче нежели я умею любить себя!»  Он сказал: «Ничего не бойся!» И мы ему отвечаем словами Давида: «Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь – крепость жизни моей, кого мне страшиться?»

Мы понимаем: «Живущий под кровом  Всевышнего под сенью Всемогущего покоится…»  Мы говорим Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой на которого я уповаю!» Он говорит: «За то, что  он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его… и прославлю его; долготою дней насыщу его и явлю ему спасение Мое».

Каждый из нас, на какой бы ниве мы не трудились, работает по велению нашего Творца. Мы продолжатели и воплотители его замыслов.   Плоды наших добрых дел – суть молитвы наши к Нему. Земледелец, выращивая хлеб, умножает тело господне, виноградарь, лелея лозу, умножает кровь господню. Поэт молится Богу каждой своей строкой… Стихотворец делает очень важную работу. Он пытается примирить между собой все проявления духовности, снизошедшие на человечество за всю его многострадальную историю восхождения к Богу.

Если в церкви духовные практики, тем более язычество, отвергаются напрочь, то в поэзии их взаимопроникновение, как правило, плодотворно. Еще раз убеждаюсь в этом, читая Вячеслава Ложко.  (Остановился я подробно на одном из разделов его большой книги не случайно. Нисколько не умаляя достоинств других 8 -ми ее частей, я увидел, благодаря автору, возможность высказаться в этой книге по поводу того, что меня, как литератора, волнует в течение моего пути к Богу.)

У каждого поэта свое слово. У каждого – оно особенное. И чем точнее оно, тем скорее оно попадает в Книгу жизни. Это о ней говорится в Откровении  «свернется в свиток». Праведники изменятся «вдруг, во мгновение ока».

В этой, одной из самых «тревожных» священных книг есть такие слова: «И кто не был записан в Книге жизни, тот был брошен в озеро огненное».

Кому-то из нас суждено переменится и жить с Богом, кому-то пропасть. Мы всегда это знали. Это знание приходило к нам разными путями: в детстве  –через наивные сказки.

Откуда сестрица Аленушка, знала, насколько  опасно пить из копытца? А ее братец Иванушка стал невинным козленочком, потому что мал был еще и душой чист.  Сегодня мы пьем из ядовитых источников. Быть может, поэтому так много среди нас козлов? Просто козлов и тех, что являются олицетворением беса. Вспомним, на копытах, с рожками, а то и козьей мордой  явлены миру мифологические демоны: сатиры и пан…

Мы изменимся… – продолжает утверждать  и «Календарный круг» Майя. Но каким образом? Когда?

(Но какой бы срок до этого момента не оставался, начать никогда не поздно. Достаточно сделать добро и перемены в тебе начнутся!) Ты успеешь стать ближе к Богу. И тебе не будет страшно, когда ты увидишь «…новое небо и новую землю».  Ибо прежнего неба и прежней земли и моря больше не будет… – пишет в своем Откровении апостол Иоанн. Значит, зло и грязь исчезнут вместе с таким привычным, нами обустроенным, удобным для греха миром?! Но через какие глобальные метаморфозы!

Воистину, «Есть много, друг Горацио, на свете, что и не снилось нашим мудрецам».

Что такое поэзия? Зачем все это время человечество сочиняет стихи, суры, катрены? Вся Библия написана ритмической прозой. А отдельные ее книги такие, как Псалмы Давида, «Песнь песней», «Апокалипсис», 1-ое Послание к Коринфянам являет собой просто блистательные образцы поэзии.

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всему надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает...» (гл.13, ст. 4-8).

Было у меня еще одно открытие. Вдруг как-то само собой выяснилось, что в во всей мировой литературе, на каком бы языке она ни творилась, какой бы вере не принадлежал автор – все сюжеты из Библии. Но если всё и обо всем в ней было сказано - рассказано, зачем же мы, все-таки, пишем?

Многие из нас полагают, что литературное дело как раз из тех, чему учиться не надо. И это верно. Если ты одарен свыше, в Литературный институт поступать не обязательно. Потому так много среди сочинителей людей случайных, что большая часть авторов, даже маститых, даже широко читаемых – есть люди, лишенные тяжкого (на грани безумия) и потому что великого Дара.

Зачастую человеку просто не под силу эта ноша. Чем и объясняется многих из них ранний уход на тот свет (Пушкин, Лермонтов, Есенин, Рубцов…)

Вольно или невольно (потому что в нас – верующих и неверующих – таится это знание!) мы восходим к тому самому Слову, которое Бог. А там вся информация о том, что было или грядет. Хотя на том (уму непостижимом) уровне, видимо, не существует этих понятий: будущее, прошлое, настоящее…

И все же. Зачем нужна поэзия?

Она готовит нас к этим переменам. Если хотите, литература вообще – это переложенное на светский язык Священное писание. А что незрелым умам  остается на Его бессмертных страницах непонятым, то (в силу своей языческой доступности) поэзия доносит до нашего сознания. Нередко поэта, что называется, заносит,  порой «поэт издалека заводит речь, поэта далеко заводит речь» и случается, что он и ропщет в стихах своих, и вопиет «доколь!», а то по невежеству своему еще и кощунствует. Но Бог, столь щедро одаривший чадо свое, прощает ему, потому что поэт часто  сам «не ведает, что творит». При этом, как ни парадоксально, но мы должны знать: всякое искусство греховно. Особенно высокое. Знать и не  скулить, когда за ту свободу, которое оно дает, приходится платить высокую же цену. Ведь только творчество способно дать нам чувство абсолютной свободы. А это (согласитесь!) дорогого стоит.

Творчество в искусстве – это всегда симбиоз  разных и даже несовместимых духовных ценностей. Оно обогащает не только образную систему, но ведет глубже и дальше. Едва ли не к тому самому моменту развития сознания, когда оно инстинктивно стало (почти вслепую!) готовиться к познанию Бога. Прежде чем стать православными нам надо было пройти Перуна и Зевса, капища и античные алтари, чтобы взойти с Христом на Голгофу. А потом уже далее с течением времени постигать своими страданиями  смысл Его страданий, какими завершилась земная миссия Спасителя.

И даже если ты атеист, все равно этот путь постижения для тебя неизбежен. Хочешь ли ты того или не хочешь, как бы ты не уклонялся от него влево или вправо, все равно с одной стороны у тебя будет мучиться Варрава, а с другой стороны – Иуда.

Помните слова из молитвы святого Иоанна Дамаскина: «…Но, Господи, или хощу, или не хощу, спаси мя…»

Только верующий знает, почему мы обращаемся с богом на «ты». Ведь ближе, чем Он, нет у нас никого. Разве что родители, с которыми мы тоже на «ты». Но они дают нам физическую жизнь и уходят, оставляя нас на грешной земле. Однако остаемся мы не в пустоте, не в вакууме одиночества – рядом с нами наш Спаситель. Посмотрите, как об этом сказано у Давида (Пс.26.10) «… отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня». Вот почему с Богом, даже грешные, даже окаянные – мы всегда  на «Ты». Так Он захотел – наш Создатель. От великодушия и человеколюбия. Он так делает, чтобы нам легче было молить Его о прощении. У того – с кем на «ты» – проще и легче просить…

Вот как пространно я все объясняю. А поэт это делает одним движением пера. Таково еще одно объяснение – зачем нужна поэзия. Она сокращает путь познания, убыстряя скорость движения к истине. Поднимает нас к Богу.

С этакой высоты лучше видна жизнь земная. Ведь нам, постоянно забывающим про звезды, очень важно видеть «и малое сие»:

Мы склонны заблуждаться. И пока это не идет в разрез  с заповедями, небеса снисходительны. Истина, в любом случае, с нами, даже если мы об этом не думаем и даже не знаем.

Жизнь горька и полна неожиданностей. Причем в самых, казалось бы, безобидных ситуациях. Поэт это знает и не перестает предупреждать. Откуда ему это известно? Сам испытал, но в отличие от многих прочих, познавших подобный опыт, не боится, не стесняется поделиться им с другими, неготовыми, незащищенными...

И еще. Подлинного художника отличает от нас, прочих, чуткое ощущение Вселенной.

 

К Всевышнему проста дорога…

…Он учит на контрастах нас,

Кидает в стужу, чтоб тепло ценили,

И посылает грозный час

Для осмысления…

 

Вячеслав Ложко на пути к познанию Господа. Впрочем, как и многие из нас. И радостно видеть, что стезя эта чиста и не кощунственна. Все мы, в конечном счете, идем к Нему или за Ним. По Млечному ли пути или дорогой к Храму.

Главное мы знаем. Но поэт, веруя в добро, не только ради рифмы констатирует, ведя вечный диалог с самим собой, говоря о судьбе

 

Жизнь мою из трудов прочитав,

Не ответила – сколько осталось.

 

А творчество не нуждается в определениях (мол, настоящее). Если это Поэзия, то Поэзия. Глупо говорить; это хорошие, а это плохие стихи. Есть одна лишь разница: стихи или не стихи.

 

Поэзия не терпит суеты…

Лишь кровью сердца ей обязан ты,

 

Поэт – инструмент Господа. С его  помощью Творец проникает в самые глухие уголки человеческого бытия, освещает их, просвещает нас и напоминает: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

07.12.12

© Copyright: Валерий Митрохин, 2012

Регистрационный номер №0101847

от 14 декабря 2012

[Скрыть] Регистрационный номер 0101847 выдан для произведения:

 

(Бог сказал: «Аз есмь с вами и никтоже на вы...»;  «И мы Ему отвечаем словами Давида: «Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь – крепость жизни моей, кого мне страшиться?»)

 

«Почему ты Богом отмечен?» – спрашивает поэт. Кто из нас не вправе задаться этим вопросом?!

Несомненно, одно только то, что ты живешь на этой земле – знак исключительного доверия Господа к тебе. Он отправил тебя на грешную землю с поручением. Он дал тебе программу действия. Обеспечил самой мощной и неисчерпаемой энергией  –  Своей Любовью. Она же и защита для тебя.

Бог сказал: «Аз есмь с вами и никтоже на вы...»;  и мы Ему отвечаем: «Ты любишь меня, паче нежели я умею любить себя!»  Он сказал: « Ничего не бойся!» И мы ему отвечаем словами Давида: «Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь – крепость жизни моей, кого мне страшиться?»

Мы понимаем: «Живущий под кровом  Всевышнего под сенью Всемогущего покоится…»  Мы говорим Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой на которого я уповаю!» Он говорит: «За то, что  он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его… и прославлю его; долготою дней насыщу его и явлю ему спасение Мое».

Каждый из нас, на какой бы ниве мы не трудились, работает по велению нашего Творца. Мы продолжатели и воплотители его замыслов.   Плоды наших добрых дел – суть молитвы наши к Нему. Земледелец, выращивая хлеб, умножает тело господне, виноградарь, лелея лозу, умножает кровь господню. Поэт молится Богу каждой своей строкой… Стихотворец делает очень важную работу. Он пытается примирить между собой все проявления духовности, снизошедшие на человечество за всю его многострадальную историю восхождения к Богу.

Если в церкви духовные практики, тем более язычество, отвергаются напрочь, то в поэзии их взаимопроникновение, как правило, плодотворно. Еще раз убеждаюсь в этом, читая Вячеслава Ложко.  (Остановился я подробно на одном из разделов его большой книге не случайно. Нисколько не умаляя достоинств других 8 -ми ее частей, я увидел, благодаря автору, возможность высказаться в этой книге по поводу того, что меня, как литератора, волнует в течение моего пути к Богу.)

У каждого поэта свое слово. У каждого – оно особенное. И чем точнее оно, тем скорее оно попадает в Книгу жизни. Это о ней говорится в Откровении  «свернется в свиток». Праведники изменятся «вдруг, во мгновение ока».

В этой, одной из самых «тревожных» священных книг есть такие слова: «И кто не был записан в Книге жизни, тот был брошен в озеро огненное».

Кому-то из нас суждено переменится и жить с Богом, кому-то пропасть. Мы всегда это знали. Это знание приходило к нам разными путями: в детстве  –через наивные сказки.

Откуда сестрица Аленушка, знала, насколько  опасно пить из копытца? А ее братец Иванушка стал невинным козленочком, потому что мал был еще и душой чист.  Сегодня мы пьем из ядовитых источников. Быть может, поэтому так много среди нас козлов? Просто козлов и тех, что являются олицетворением беса. Вспомним, на копытах, с рожками, а то и козьей мордой  явлены миру мифологические демоны: сатиры и пан…

Мы изменимся… – продолжает утверждать  и «Календарный круг» Майя. Но каким образом? Когда?

(Но какой бы срок до этого момента не оставался, начать никогда не поздно. Достаточно сделать добро и перемены в тебе начнутся!) Ты успеешь стать ближе к Богу. И тебе не будет страшно, когда ты увидишь «…новое небо и новую землю».  Ибо прежнего неба и прежней земли и моря больше не будет… – пишет в своем Откровении апостол Иоанн. Значит, зло и грязь исчезнут вместе с таким привычным, нами обустроенным, удобным для греха миром?! Но через какие глобальные метаморфозы!

Воистину, «Есть много, друг Горацио, на свете, что и не снилось нашим мудрецам».

Что такое поэзия? Зачем все это время человечество сочиняет стихи, суры, катрены? Вся Библия написана ритмической прозой. А отдельные ее книги такие, как Псалмы Давида, «Песнь песней», «Апокалипсис», 1-ое Послание к Коринфянам являет собой просто блистательные образцы поэзии.

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всему надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает...» (гл.13, ст. 4-8).

Было у меня еще одно открытие. Вдруг как-то само собой выяснилось, что в во всей мировой литературе, на каком бы языке она ни творилась, какой бы вере не принадлежал автор – все сюжеты из Библии. Но если всё и обо всем в ней было сказано - рассказано, зачем же мы, все-таки, пишем?

Многие из нас полагают, что литературное дело как раз из тех, чему учиться не надо. И это верно. Если ты одарен свыше, в Литературный институт поступать не обязательно. Потому так много среди сочинителей людей случайных, что большая часть авторов, даже маститых, даже широко читаемых – есть люди, лишенные тяжкого (на грани безумия) и потому что великого Дара.

Зачастую человеку просто не под силу эта ноша. Чем и объясняется многих из них ранний уход на тот свет (Пушкин, Лермонтов, Есенин, Рубцов…)

Вольно или невольно (потому что в нас – верующих и неверующих – таится это знание!) мы восходим к тому самому Слову, которое Бог. А там вся информация о том, что было или грядет. Хотя на том (уму непостижимом) уровне, видимо, не существует этих понятий: будущее, прошлое, настоящее…

И все же. Зачем нужна поэзия?

Она готовит нас к этим переменам. Если хотите, литература вообще – это переложенное на светский язык Священное писание. А что незрелым умам  остается на Его бессмертных страницах непонятым, то (в силу своей языческой доступности) поэзия доносит до нашего сознания. Нередко поэта, что называется, заносит,  порой «поэт издалека заводит речь, поэта далеко заводит речь» и случается, что он и ропщет в стихах своих, и вопиет «доколь!», а то по невежеству своему еще и кощунствует. Но Бог, столь щедро одаривший чадо свое, прощает ему, потому что поэт часто  сам «не ведает, что творит». При этом, как ни парадоксально, но мы должны знать: всякое искусство греховно. Особенно высокое. Знать и не  скулить, когда за ту свободу, которое оно дает, приходится платить высокую же цену. Ведь только творчество способно дать нам чувство абсолютной свободы. А это (согласитесь!) дорогого стоит.

Творчество в искусстве – это всегда симбиоз  разных и даже несовместимых духовных ценностей. Оно обогащает не только образную систему, но ведет глубже и дальше. Едва ли не к тому самому моменту развития сознания, когда оно инстинктивно стало (почти вслепую!) готовиться к познанию Бога. Прежде чем стать православными нам надо было пройти Перуна и Зевса, капища и античные алтари, чтобы взойти с Христом на Голгофу. А потом уже далее с течением времени постигать своими страданиями  смысл Его страданий, какими завершилась земная миссия Спасителя.

И даже если ты атеист, все равно этот путь постижения для тебя неизбежен. Хочешь ли ты того или не хочешь, как бы ты не уклонялся от него влево или вправо, все равно с одной стороны у тебя будет мучиться Варрава, а с другой стороны – Иуда.

Помните слова из молитвы святого Иоанна Дамаскина: «…Но, Господи, или хощу, или не хощу, спаси мя…»

Только верующий знает, почему мы обращаемся с богом на «ты». Ведь ближе, чем Он, нет у нас никого. Разве что родители, с которыми мы тоже на «ты». Но они дают нам физическую жизнь и уходят, оставляя нас на грешной земле. Однако остаемся мы не в пустоте, не в вакууме одиночества – рядом с нами наш Спаситель. Посмотрите, как об этом сказано у Давида (Пс.26.10) «… отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня». Вот почему с Богом, даже грешные, даже окаянные – мы всегда  на «Ты». Так Он захотел – наш Создатель. От великодушия и человеколюбия. Он так делает, чтобы нам легче было молить Его о прощении. У того – с кем на «ты» – проще и легче просить…

Вот как пространно я все объясняю. А поэт это делает одним движением пера. Таково еще одно объяснение – зачем нужна поэзия. Она сокращает путь познания, убыстряя скорость движения к истине. Поднимает нас к Богу.

С этакой высоты лучше видна жизнь земная. Ведь нам, постоянно забывающим про звезды, очень важно видеть «и малое сие»:

Мы склонны заблуждаться. И пока это не идет в разрез  с заповедями, небеса снисходительны. Истина, в любом случае, с нами, даже если мы об этом не думаем и даже не знаем.

Жизнь горька и полна неожиданностей. Причем в самых, казалось бы, безобидных ситуациях. Поэт это знает и не перестает предупреждать. Откуда ему это известно? Сам испытал, но в отличие от многих прочих, познавших подобный опыт, не боится, не стесняется поделиться им с другими, неготовыми, незащищенными...

И еще. Подлинного художника отличает от нас, прочих, чуткое ощущение Вселенной.

 

К Всевышнему проста дорога…

…Он учит на контрастах нас,

Кидает в стужу, чтоб тепло ценили,

И посылает грозный час

Для осмысления…

 

Вячеслав Ложко на пути к познанию Господа. Впрочем, как и многие из нас. И радостно видеть, что стезя эта чиста и не кощунственна. Все мы, в конечном счете, идем к Нему или за Ним. По Млечному ли пути или дорогой к Храму.

Главное мы знаем. Но поэт, веруя в добро, не только ради рифмы констатирует, ведя вечный диалог с самим собой, говоря о судьбе

 

Жизнь мою из трудов прочитав,

Не ответила – сколько осталось.

 

А творчество не нуждается в определениях (мол, настоящее). Если это Поэзия, то Поэзия. Глупо говорить; это хорошие, а это плохие стихи. Есть одна лишь разница: стихи или не стихи.

 

Поэзия не терпит суеты…

Лишь кровью сердца ей обязан ты,

 

Поэт – инструмент Господа. С его  помощью Творец проникает в самые глухие уголки человеческого бытия, освещает их, просвещает нас и напоминает: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

07.12.12

 
Рейтинг: +1 662 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!