ГлавнаяПрозаЭссе и статьиЛитературоведение → Марина Цветаева В зеркальном холоде весь жар души

Марина Цветаева В зеркальном холоде весь жар души

18 марта 2013 - Валерий Сифоров
article124498.jpg

 

И жар души весь в отблеске зеркал,

И знаю, на земле есть где-то солнце.

Но ночь темна. Как долго же искал,

Под рокот волн, я каменные кольца.

 

 

 

Марина Цветаева  

В зеркальном холоде весь жар души

 

Серебряный век поэзии. Серебро старинного зеркала. В одном из рассказов Бунин описал, как в детстве хотел постичь тайну зеркала. И у Марины Цветаевой есть своя тайна, тайна предопределённости её жизни и тайна её творчества.

Скажу честно, вначале хотел озаглавить статью – «Марина Цветаева. Блеск и порочность интеллигенции». Но передумал. Не имею право осуждать её. Слишком много выпало на её долю и таланта в том числе.

Уже за сам такой  заголовок статьи наверняка я был бы предан анафеме и теми, кто влюблён в творчество Марины Цветаевой и теми, кто только делает вид, что в восторге от её поэзии.  А как же, ведь так принято. Но  речь в статье пойдёт не только и не столько о великой поэтессе 20-го века, но о том, что её окружало и как она принимала правила игры в этом её окружении. Петь дифирамбы ей не буду, не имеет смысла, она в этом не нуждается. Само её творчество определяет такую высоту и уровень, что всякое восхваление его меркнет перед величием и силой её таланта.

А блеск, как видим, остался и он не мог не остаться.

О ней написаны сотни томов с подробнейшим изложением её биографии, поэтому  лишь слегка коснусь этой стороны вопроса. Иначе трудно будет прийти к какому-либо выводу. Родилась она в Москве, в семье основателя и первого директор Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете (ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), Иван Владимировича Цветаева. Это был человек необыкновенной трудоспособности и увлечённости идеей создания музея, во многом ему помогала его вторая жена, мать Марины и Анастасии Цветаевой - Мария Мейн-Цветаева. Она много времени уделяла воспитанию детей, но к превеликому сожалению в возрасте 37 лет скончалась от чахотки 5 июля 1906 года. Перед смертью прошептала: "Мне жалко только музыки и солнца!". Марине и Асе было четырнадцать и двенадцать лет.

Мать Марины, сама одарённая пианистка, очень хотела, чтобы Марина стала музыкантшей и многое сделала для этого, причём Марина могла действительно ею стать, но в голове у неё звучала другая музыка, музыка слов и рифм.

Родители Марины были рыцарями без страха и упрёка и прививали эти свойства и своим детям. Умирая мать Марины, напутствовала дочек – «Живите по правде*.

Было ещё двое детей от первого брака Ивана Владимировича. Лера и Андрей.

У Марины уже с детских лет проявился свой, независимый характер и хотя она любила и преклонялась перед родителями, не всегда поступала так, как они требовали от неё.

В этом характере присутствовала твёрдость, унаследованная от матери и некоторая отстраненность вперемешку с насмешливостью и пренебрежением к материальным ценностям, от отца. 

Сестра Марины, Анастасия, вспоминает, как она (Марина), в тот день, когда их вдвоём привели в гимназию, где Марина училась, не защитила младшую от нападок её подружек по гимназии, а наоборот сделала вид, что ничего не произошло, хотя для Анастасии тогда, это была трагедия вселенского масштаба. Ведь она боготворила Марину, как старшую сестру, к тому же так рано проявившую свои способности и характер, что уже в детстве на них обратили внимание.

Потом, уже в юности, они сойдутся гораздо ближе. Созвучие их мыслей было удивительно. Они всё проверяли друг на друге и почти никогда не было разночтений.

3 ноября 1911 года они впервые со сцены вдвоём читали стихи Марины, вот как об этом пишет в своих  «Воспоминаниях» Анастасия Цветаева:

В два – одинаковых – голоса, сливающихся в один в каждом понижении и повышении интонаций, мы, стоя рядом, – Марина, еще не остригшая волос, в скромной, открывавшей лоб прическе, я – ниже и худее Марины, волосы до плеч, – читали стихи по голосовой волне, без актерской, ненавистной смысловой патетики. Внятно и просто. Певуче? Пусть скажет, кто помнит. Ритмично.

Мы прочли несколько стихотворений. Из них помню «В пятнадцать лет» и «Декабрьская сказка». Вот строки из «Декабрьской сказки»:

 

…Был замок розовый, как зимняя заря,

Как мир – большой, как ветер – древний.

Мы были дочери почти царя,

Почти царевны…

…Оленя быстрого из рога пили кровь,

Сердца разглядывали в лупы…

А тот, кто верить мог, что есть любовь,

Казался глупый.

Однажды вечером пришел из тьмы

Печальный принц в одежде серой.

Он говорил без веры, ах!

А мы Внимали с верой…

…Мы слишком молоды, чтобы забыть

Того, кто в нас развеял чары,

Но чтоб опять так нежно полюбить

– Мы слишком стары.

Был один миг тишины после нашего последнего слова -и аплодисменты рухнули в залу – как весенний гром в сад! Запрещенные в этом доме аплодисменты!

Мы стояли, смущенные (неумело кланяясь?) – откланиваясь, уходя, спеша уйти, а нам вслед неистово аплодировали… Выход или ли мы вновь? «Триумф», – говорили нам потом…

Это был первый вечер Марининой начинавшейся известности.(с)

Уже позже, Марина, следуя моде тех лет, в семнадцать своих годочков «начала курить. Сперва -скрывая. Щадя папу, не курила при нем». (А.Ц. «Воспоминания»). После уже и скрывать было не от кого. Отец умер в 1913 году, когда Марине было 21 год, в принципе вполне взрослая и самостоятельная девушка.  А в 1910 году произошёл ещё один показательный случай. Отец её, Иван Владимирович, как-то зашёл в комнату Марины и увидел портрет Наполеона, которого Марина боготворила. Иван Владимирович очень разгневался по этому поводу, реакция же самой Марины, была незамедлительной.  Вот как об этом вспоминает её сестра Анастасия:

«И в киоте иконы в углу над ее письменным столом теперь был вставлен – Наполеон. Этого долго в доме не замечали. Но однажды папа, зайдя к Марине за чем-то, увидал. Гнев поднялся в нем за это бесчинство! Повысив голос, он потребовал, чтобы она вынула из иконы Наполеона. Но неистовство Марины превзошло его ожидания: Марина схватила стоявший на столе тяжелый подсвечник, -у нее не было слов!

Это был жест отчаяния. Самозащита зверя, кусающего, когда отнимают берлогу. Такой берлогой и был Марине весь этот культ Наполеона, и все ее культы»

-Такие, как ты, кончают жизнь самоубийством. Пророчески бросит в сердцах отец.

Это неповиновение общепринятым нормам ещё не раз поставит Марину перед выбором, ангел или грешница? И она с ангельским смирением каждый роковой раз будет выбирать путь грешницы.

Со своим мужем Сергеем Эфроном, Марина познакомилась в Коктебеле, где гостила в знаменитом доме Максимилиана Волошина. Она увидела Сергея на берегу и загадала, что если он сейчас найдёт для неё камень сердолик то она выйдет за него замуж. И он протянул ей именно этот камень.

Уже через год после смерти отца Марина, будучи женой и матерью, встречает и влюбляется в Софью Парнок и эта «любовь» стала для неё «треклятой страстью». Она понимала, в какой грязи и мерзости она погрязла, но далеко не сразу, через полтора года, она смогла прекратить свои отношения с Софьей. Ей нужен был этот вызов, зачем, пожалуй, она и сама не знала ответа.

Её очищение приходило к ней в стихах Гумилёва и Блока.

Но, к сожалению, следует признать, что самый большой грех её жизни был ещё впереди.

В 1919 году,  голодном и холодном она, чтобы прокормить своих детей, (Ариадне – семь, Ирине – два с половиной), сдаёт их в Кунцевский приют. Ариадне Марина уделяла много внимания, а вот Ирина раздражала её, она привязывала малышку к креслу, чтобы та не тревожила её. Ирина плохо разговаривала и была беспокойным ребёнком.

Под новый год она узнает, что в приюте детей плохо кормят и они там болеют, есть опасность заражения тифом. Марина забирает Ариадну, а Ирину оставляет в приюте. Как она потом объяснила, спасти можно было только одну. А второго февраля малышка умирает. Мать даже на похороны не пошла. И замолчала до самой пасхи.

 

Две руки, легко опущенные

 На младенческую голову!

 Были – по одной на каждую -

 Две головки мне дарованы.

 

 Но обеими – зажатыми –

 Яростными – как могла! –

 Старшую у тьмы выхватывая –

 Младшей не уберегла.

 

 Две руки – ласкать – разглаживать

 Нежные головки пышные.

 Две руки – и вот одна из них

 За ночь оказалась лишняя.

 

 Светлая – на шейке тоненькой –

 Одуванчик на стебле!

 Мной еще совсем не понято,

 Что дитя мое в земле.

 

Что это раскаяние или просто горечь утраты? А может быть и ни то и ни другое?

В то же Светлое Христово Воскресение 20-го, она пишет стихотворение «Грешница».

 

 Ты пишешь перстом на песке,

 А я Твоя горлинка, Равви!

 Я первенец Твой на листке

 Твоих поминаний и здравий.

 Звеню побрякушками бус,

 Чтоб Ты оглянулся – не слышишь!

 О Равви, о Равви, боюсь –

 Читаю не то, что Ты пишешь!

 А сумрак крадется, как тать,

 Как черная рать роковая.

 Ты знаешь - чтоб лучше читать -

 О Равви – глаза закрываю…

Что интересно, сама Ариадна, почти не вспоминает свою сестру. Во всяком случае я не нашёл этих воспоминаний у неё, где она пишет сухо, чётко, без тени сомнений.

В 1922 году Марина с дочерью уехали из Москвы. В Берлине они встретились с Сергеем Эфроном, мужем и отцом. Очищение? Произошло оно с Мариной после всей этой трагедии? Наверно слишком много вопросов смею задавать. Можно ли простить таланту и последующие романы реальные и мнимые?

Её третий (второй) ребёнок, Георгий (Мур), родился уже за границей и ей «пришлось определять», кто же на самом деле был его отец. И это самый любимый ею Мур, в роковой для Марины час, не только не удержит её от греха самоубийства, но ещё и подтолкнёт  её к этому. На похороны матери, он (как и когда-то Марина на похороны своей дочки), так и не придёт.

Когда Марина собиралась в свой последний путь в Елабугу, 7-го августа 1941 года, к ней пришёл Пастернак, помочь собраться и принёс с собой верёвку, увязать чемодан.

- Прочная,- сказал он.

- Можно повеситься.

Это своё  последнее для Марины напутствие, он будет вспоминать всю оставшуюся жизнь.

З1-го августа 1941 года Марии Ивановны не стало. Похоронили её в Елабуге, на Петрашевском кладбище, вскорости и могила её была забыта. Никто из её друзей и деятелей культуры того времени не пытался разыскать последний приют Марины. И только уже в 1960 году сестра Марины, Анастасия обнаружит четыре безымянных захоронения 1941 года, отметит их как возможное захоронение Марины Цветаевой. А через десять лет будет поставлен большой гранитный памятник на елабужском кладбище Марине Ивановне Цветаевой.

 

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала — тоже!

Прохожий, остановись!

 

Прочти — слепоты куриной

И маков набрав букет,

Что звали меня Мариной,

И сколько мне было лет.

 

Не думай, что здесь — могила,

Что я появлюсь, грозя...

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

 

И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились...

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!

 

Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед,—

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет.

 

Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь,

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

 

Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли...

— И пусть тебя не смущает

Мой голос из-под земли.

3 мая 1913, Коктебель

 

Бог - чёрт, бог – чёрт, ставила она знак равенства ещё в детстве. В одном можно быть уверенным, что перед Богом она представилась поэтом. Она и называла себя Поэтом и никак не поэтессой. Такой мы её и запомним.

 

Знаю, умру на заре! На которой из двух,

Вместе с которой из двух - не решить по заказу!

Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!

Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!

 

Пляшущим шагом прошла по земле!- Неба дочь!

С полным передником роз!- Ни ростка не наруша!

Знаю, умру на  заре!- Ястребиную ночь

Бог не пошлет по мою лебединую душу!

 

Нежной рукой отведя нецелованный крест,

В щедрое небо рванусь за последним приветом.

Прорезь зари - и ответной улыбки прорез...

- Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!

 

***

18.03.13

P.S.

Когда я опубликовал этот материал, то никак не мог дождаться отзывов. И мне пришлось даже просить о нём. Первое, что я услышал, что это не статья, а черновик. На что я должен согласиться, это не статья, это приглашение к читателю по новому взглянуть на жизненный и творческий путь Марины Цветаевой. Я старался очень осторожно касаться страниц жизни великого поэта. О многом не было сказано. Где-то я лишь лёгким штрихом пытался показать читателю тот огромный мир, который стоит за именем Марины Цветаевой. Уверен, чтобы понять всю глубину этого мира, дойти на самое дно этого моря чувств и событий, читателю необходимо самому окунуться в него с головой и только тогда, каждый, кто осилит этот путь, только тогда  неравнодушный читатель сможет приблизиться к феномену Марины Цветаевой.

 

 

 

 

© Copyright: Валерий Сифоров, 2013

Регистрационный номер №0124498

от 18 марта 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0124498 выдан для произведения:

И жар души весь в отблеске зеркал

И знаю, на земле, есть где-то солнце.

Но ночь темна. Как долго же искал,

Под рокот волн, я каменные кольца.

 

 

 

Марина Цветаева  

В зеркальном холоде весь жар души

 

Серебряный век поэзии. Серебро старинного зеркала. В одном из рассказов Бунин описал, как детстве хотел постичь тайну зеркала. И у Марины Цветаевой есть своя тайна, тайна предопределённости её жизни и тайна её творчества.

Скажу честно, вначале хотел озаглавить статью – «Марина Цветаева. Блеск и порочность интеллигенции». Но передумал. Не имею право осуждать её. Слишком много выпало на её долю и таланта в том числе.

Уже за сам такой  заголовок статьи наверняка я был бы предан анафеме и теми, кто влюблён в творчество Марины Цветаевой и теми, кто только делает вид, что в восторге от её поэзии.  А как же, ведь так принято. Но  речь в статье пойдёт не только и не столько о великой поэтессе 20-го века, но о том, что её окружало и как она принимала правила игры в этом её окружении. Петь дифирамбы ей не буду, не имеет смысла, она в этом не нуждается. Само её творчество определяет такую высоту и уровень, что всякое восхваление его меркнет перед величием и силой её таланта.

А блеск, как видим, остался и он не мог не остаться.

О ней написаны сотни томов с подробнейшим изложением её биографии, поэтому  лишь слегка коснусь этой стороны вопроса. Иначе трудно будет прийти к какому-либо выводу. Родилась она в Москве, в семье основателя и первого директор Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете (ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), Иван Владимировича Цветаева. Это был человек необыкновенной трудоспособности и увлечённости идеей создания музея, во многом ему помогала его вторая жена, мать Марины и Анастасии Цветаевой - Мария Мейн-Цветаева. Она много времени уделяла воспитанию детей, но к превеликому сожалению в возрасте 37 лет скончалась от чахотки 5 июля 1906 года. Перед смертью прошептала: "Мне жалко только музыки и солнца!" . Марине и Асе было четырнадцать и двенадцать лет.

Мать Марины, сама одарённая пианистка, очень хотела, чтобы Марина стала музыкантшей и многое сделала для этого, причём Марина могла действительно ею стать, но в голове у неё звучала другая музыка, музыка слов и рифм.

Родители Марины были рыцарями без страха и упрёка и прививали эти свойства и своим детям. Умирая мать Марины, напутствовала дочек – «Живите по правде*.

Было ещё двое детей от первого брака Ивана Владимировича. Лера и Андрей.

У Марины уже с детских лет проявился свой, независимый характер и хотя она любила и преклонялась перед родителями, не всегда поступала так, как они требовали от неё.

В этом характере присутствовала твёрдость, унаследованная от матери и некоторая отстраненность вперемешку с насмешливостью и пренебрежением к материальным ценностям, от отца. 

Сестра Марины, Анастасия, вспоминает, как она (Марина), в тот день, когда их вдвоём привели в гимназию, где Марина училась, не защитила младшую от нападок её подружек по гимназии, а наоборот сделала вид, что ничего не произошло, хотя для Анастасии тогда, это была трагедия вселенского масштаба. Ведь она боготворила Марину, как старшую сестру, к тому же так рано проявившую свои способности и характер, что уже в раннем детстве на них обратили внимание.

Потом, уже в юности, они сойдутся гораздо ближе. Созвучие их мыслей было удивительно. Они всё проверяли друг на друге и почти никогда не было разночтений.

3 ноября 1911 года они впервые со сцены вдвоём читали стихи Марины, вот как об этом пишет в своих  «Воспоминаниях» Анастасия Цветаева:

В два – одинаковых – голоса, сливающихся в один в каждом понижении и повышении интонаций, мы, стоя рядом, – Марина, еще не остригшая волос, в скромной, открывавшей лоб прическе, я – ниже и худее Марины, волосы до плеч, – читали стихи по голосовой волне, без актерской, ненавистной смысловой патетики. Внятно и просто. Певуче? Пусть скажет, кто помнит. Ритмично.

Мы прочли несколько стихотворений. Из них помню «В пятнадцать лет» и «Декабрьская сказка». Вот строки из «Декабрьской сказки»:

 

…Был замок розовый, как зимняя заря,

Как мир – большой, как ветер – древний.

Мы были дочери почти царя,

Почти царевны…

…Оленя быстрого из рога пили кровь,

Сердца разглядывали в лупы…

А тот, кто верить мог, что есть любовь,

Казался глупый.

Однажды вечером пришел из тьмы

Печальный принц в одежде серой.

Он говорил без веры, ах!

А мы Внимали с верой…

…Мы слишком молоды, чтобы забыть

Того, кто в нас развеял чары,

Но чтоб опять так нежно полюбить

– Мы слишком стары.

Был один миг тишины после нашего последнего слова -и аплодисменты рухнули в залу – как весенний гром в сад! Запрещенные в этом доме аплодисменты!

Мы стояли, смущенные (неумело кланяясь?) – откланиваясь, уходя, спеша уйти, а нам вслед неистово аплодировали… Выход или ли мы вновь? «Триумф», – говорили нам потом…

Это был первый вечер Марининой начинавшейся известности.(с)

Уже позже, Марина, следуя моде тех лет, в семнадцать своих годочков «начала курить. Сперва -скрывая. Щадя папу, не курила при нем». (А.Ц. «Воспоминания»). После уже и скрывать было не от кого. Отец умер в 1913 году, когда Марине было 21 год, в принципе вполне взрослая и самостоятельная девушка.  А в 1910 году произошёл ещё один показательный случай. Отец её, Иван Владимирович, как-то зашёл в комнату Марины и увидел портрет Наполеона, которого Марина боготворила. Иван Владимирович очень разгневался по этому поводу, реакция же самой Марины, была незамедлительной.  Вот как об этом вспоминает её сестра Анастасия:

«И в киоте иконы в углу над ее письменным столом теперь был вставлен – Наполеон. Этого долго в доме не замечали. Но однажды папа, зайдя к Марине за чем-то, увидал. Гнев поднялся в нем за это бесчинство! Повысив голос, он потребовал, чтобы она вынула из иконы Наполеона. Но неистовство Марины превзошло его ожидания: Марина схватила стоявший на столе тяжелый подсвечник, -у нее не было слов!

Это был жест отчаяния. Самозащита зверя, кусающего, когда отнимают берлогу. Такой берлогой и был Марине весь этот культ Наполеона, и все ее культы»

Это неповиновение общепринятым нормам ещё не раз поставит Марину перед выбором, ангел или грешница? И она с ангельским смирением каждый роковой раз будет выбирать путь грешницы.

Уже через год после смерти отца Марина, будучи женой и матерью, встречает и влюбляется в Софью Парнок и эта «любовь» стала для неё «треклятой страстью». Она понимала, в какой грязи и мерзости она погрязла, но далеко не сразу, через полтора года, она смогла прекратить свои отношения с Софьей. Ей нужен был этот вызов, зачем, пожалуй, она и сама не знала ответа.

Её очищение приходило к ней в стихах Гумилёва и Блока.

Но, к сожалению, следует признать, что самый большой грех её жизни был ещё впереди.

В 1919 году,  голодном и холодном она, чтобы прокормить своих детей, (Ариадне – семь, Ирине – два с половиной), сдаёт их в Кунцевский приют. Ариадне Марина уделяла много внимания, а вот Ирина раздражала её, она привязывала малышку к креслу, чтобы та не тревожила её. Ирина плохо разговаривала и была беспокойным ребёнком.

Под новый год она узнает, что в приюте детей плохо кормят и они там болеют, есть опасность заражения тифом. Марина забирает Ариадну, а Ирину оставляет в приюте. Как она потом объяснила, спасти можно было только одну. А второго февраля малышка умирает. Мать даже на похороны не пошла. И замолчала до самой пасхи.

 

Две руки, легко опущенные

 На младенческую голову!

 Были – по одной на каждую -

 Две головки мне дарованы.

 

 Но обеими – зажатыми –

 Яростными – как могла! –

 Старшую у тьмы выхватывая –

 Младшей не уберегла.

 

 Две руки – ласкать – разглаживать

 Нежные головки пышные.

 Две руки – и вот одна из них

 За ночь оказалась лишняя.

 

 Светлая – на шейке тоненькой –

 Одуванчик на стебле!

 Мной еще совсем не понято,

 Что дитя мое в земле.

 

Что это раскаяние или просто горечь утраты? А может быть и не то и не другое?

В то же Светлое Христово Воскресение 20-го, она пишет стихотворение «Грешница».

 

 Ты пишешь перстом на песке,

 А я Твоя горлинка, Равви!

 Я первенец Твой на листке

 Твоих поминаний и здравий.

 Звеню побрякушками бус,

 Чтоб Ты оглянулся – не слышишь!

 О Равви, о Равви, боюсь –

 Читаю не то, что Ты пишешь!

 А сумрак крадется, как тать,

 Как черная рать роковая.

 Ты знаешь - чтоб лучше читать -

 О Равви – глаза закрываю…

В 1922 году Марина с дочерью уехали из Москвы. В Берлине они встретились с Сергеем Эфроном, мужем и отцом. Очищение? Произошло оно с Мариной после всей этой трагедии? Наверно слишком много вопросов смею задавать. Можно ли простить таланту и последующие романы реальные и мнимые?

Её третий (второй) ребёнок, Георгий родился уже за границей и ей пришлось определять, кто же на самом деле был его отец. И это самый любимый ею Мур, в роковой для Марины час, не только не удержит её от греха самоубийства, но ещё и подтолкнёт  её к этому. На похороны матери, он (как и когда-то Марина на похороны своей дочки), так и не придёт.

Когда Марина собиралась в свой последний путь в Елабугу, 7-го августа 1941 года, к ней пришёл Пастернак, помочь собраться и принёс с собой верёвку, увязать чемодан.

- Прочная,- сказал он.

- Можно повеситься.

Это своё напутствие, он будет вспоминать всю жизнь.

З1-го августа 1941 года Марии Ивановны не стало. Похоронили её в Елабуге, на Петрашевском кладбище, вскорости и могила её была забыта. Никто из её друзей и деятелей культуры того времени не пытался разыскать последний приют Марины. И только уже в 1960 году сестра Марины, Анастасия обнаружит четыре безымянных захоронения 1941 года, отметит их как возможное захоронение Марины Цветаевой. А через десять лет будет поставлен большой гранитный памятник на елабужском кладбище Марине Ивановне Цветаевой.

 

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала — тоже!

Прохожий, остановись!

 

Прочти — слепоты куриной

И маков набрав букет,

Что звали меня Мариной,

И сколько мне было лет.

 

Не думай, что здесь — могила,

Что я появлюсь, грозя...

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

 

И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились...

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!

 

Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед,—

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет.

 

Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь,

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

 

Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли...

— И пусть тебя не смущает

Мой голос из-под земли.

3 мая 1913, Коктебель

 

Бог - чёрт, бог – чёрт, ставила она знак равенства ещё в детстве. В одном можно быть уверенным, что перед Богом она представилась поэтом. Она и называла себя Поэтом и никак не поэтессой. Такой мы её и запомним.

 

Знаю, умру на заре! На которой из двух,

Вместе с которой из двух - не решить по заказу!

Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!

Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!

 

Пляшущим шагом прошла по земле!- Неба дочь!

С полным передником роз!- Ни ростка не наруша!

Знаю, умру на  заре!- Ястребиную ночь

Бог не пошлет по мою лебединую душу!

 

Нежной рукой отведя нецелованный крест,

В щедрое небо рванусь за последним приветом.

Прорезь зари - и ответной улыбки прорез...

- Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!

 

***

18.03.13

 

 
Рейтинг: +5 765 просмотров
Комментарии (6)
ТАТЬЯНА СП # 22 марта 2013 в 22:51 0
И я очень люблю Марину Цветаеву! По новой взглянуть на ее судьбу, как и на судьбу других великих людей - это хорошая идея. Спасибо от всей души!
Валерий Сифоров # 23 марта 2013 в 11:57 0
Спасибо, Татьяна. Рад Вашему отклику. Это действительно бескрайнее море...
Сергей Ковальцев # 25 марта 2013 в 21:03 +1
позновательно
Валерий Сифоров # 26 марта 2013 в 14:58 0
не устанем познавать..)
Евгений Казмировский # 1 апреля 2013 в 17:11 +1
Спасибо за статью! Узнал что-то новое для меня. Безусловно, это не слишком глубокое исследование, но имеет право на существование.
Валерий Сифоров # 1 апреля 2013 в 17:16 0
спасибо, я и не претендовал на глубокое исследование, важнее было подвинуть к такому самостоятельному исследованию читателя.