Лев Толстой

25 сентября 2014 - Сергей Чернец

Статья о литературе Л. Н. Толстой

Сергий Чернец
 Статья о литературе. 
В том-то и сила подлинного искусства, что, рассказывая правду, показывая жизнь такой, какая она есть на самом деле - искусство пробуждает в душах людей не робость, не приниженность, а готовность самим преодолеть все тяготы жизни. Правда воспитывает мужественных людей!
Современный человек с детства привыкает к грандиозным цифрам, и уверенно оперирует сотнями тысяч, миллионами, миллиардами - касается ли это запасов угля, или размеров кошелька олигархов…. Все это так, что сложившуюся в сознании человека картину мира, обобщенную картину, не в силах поколебать цифры низшего порядка: единицы. Это до тех пор, пока этой единицей не окажется он сам. В аварии пострадало 5 человек, при взрыве пострадали 12 человек - воспринимаем мы спокойно, пока сами не окажемся в числе пострадавших. Тут наступает прозрение.
Именно поэтому - каждой своей книгой литература должна обращаться к каждому из нас. И говорить, всем существом «сочетания слов» в таком духе: «Судьба этого человека могла быть твоей судьбой. Только поняв его (литературного героя) и всю меру того, что он изведал, - ты поймешь время и мир, который тебя окружает. Ты должен это знать!».
В наши дни, после того, как ряд событий положил конец неподвижности в искусстве, в литературе в том числе, когда большие пласты скрытой литературы было вытащено на свет и пришли сознательно-реакционные капиталистические идеи в искусстве, - эти идеи заразили большую часть населения и особенно молодежь. Эпатаж, провокация, - стали визитной карточкой современного искусства - все поставлено на рекламу, а как следствие все основано на бизнесе!
И в это время переворачивают все - взялись за классиков.
Лев Толстой не устоял под напором времени! Надо говорить уже не только со стороны генетической, то есть с точки зрения сил, породивших творчество Толстого. Надо говорить и с точки зрения функциональной, - то есть в смысле того действия, которое сочинения Толстого могли иметь в разные эпохи своего существования.
Тем самым, вскрывается основной характер произведений Толстого и их основные противоречия. Противоречия, заложенные в учении Толстого.
Противоречия в произведениях, взглядах, учениях, в школе Толстого - действительно кричащи. С одной стороны, гениальный, давший не только несравненные картины русской жизни, но и первоклассные произведения мировой литературы. С другой стороны - помещик, юродствующий во Христе.
С одной стороны, замечательно сильный, непосредственный и искренний протест против общественной лжи и фальши. - С другой стороны, «толстовец» - это истасканный, истеричный хлюпик, называемый русским интеллигентом, который публично бьет себя в грудь и говорит: «я скверный, я гадкий; но я занимаюсь нравственным самоусовершенствованием; я не кушаю больше мяса и питаюсь только рисовой кашей».
С одной стороны, беспощадная критика капиталистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий (Воскресение), комедии суда и государственного управления, вскрытие всей глубины противоречий между ростом богатства и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс. С другой стороны, - юродивая проповедь «непротивления злу» насилием.
С одной стороны, самый трезвый реализм, срывание всех и всяческих масок. С другой стороны, проповедь одной из самых гнусных вещей, именно: «новой религии». Стремление поставить себя на место попов: вместо попов по казенной должности - попов по нравственному убеждению, что то же самое - культивирование самой утонченной «поповщины». И поистине верные слова поэта:
Ты и убогая, ты и обильная,
Ты и могучая, ты и бессильная
- Матушка Русь!
Вот и приходится отметить, что в этой странной мешанине нельзя найти выход для современной кризисной ситуации. Если только сильнее не запутать её!
Противоречия во взглядах и учениях Толстого не случайность, а выражение тех противоречивых условий, в которых поставлена была русская жизнь последней трети 19 века. Патриархальная деревня, вчера только освободившаяся от крепостного права, отдана была буквально на поток и разграбление капиталу. (Эта ситуация очень похожа на сегодняшнюю: только что освободились мы от «гнета» Партии и всеобъемлющей цензуры жизни. А села наши, и все производство, отданы капиталу. Сельского хозяйства нет, земля выкуплена, продана капиталистам). 
Старые устои крестьянского хозяйства и крестьянской жизни, все устои, державшиеся в течение веков, пошли на слом с необыкновенной быстротой. 
И Толстой все это видел и пытался отразить в своем творчестве. Он хотел выразить протест против надвигающегося капитализма, разорения и обезземеливания масс, который предстоял патриархальной русской деревне. Этим определяется его значение как писателя.
1) Толстой велик, - как выразитель тех идей и тех настроений, которые сложились у миллионов крестьянства ко времени наступления буржуазного мира.
2) И Толстой смешон, как пророк, открывший новые рецепты спасения человечества (свою Благую весть написал), - и поэтому совсем мизерны заграничные и русские «толстовцы», пожелавшие превратить в догму как раз самую слабую сторону его учения.
3) Толстой оригинален, ибо совокупность его взглядов, взятых, как целое, выражает особенности нашей русской самобытности, как крестьянской сельской общности.
Сегодня как нельзя актуально творчество Толстого. Ситуация нашей страны во многом сродни той вековой давности ситуации. Отсюда поняв отображенную Толстым реальность - нам легче увидеть и свои недостатки, а может найдем и выход: издалека со стороны всегда виднее!! Посмотрим на себя со стороны через творчество великих!
Сергий Чернец

© Copyright: Сергей Чернец, 2014

Регистрационный номер №0241421

от 25 сентября 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0241421 выдан для произведения:

Статья о литературе Л. Н. Толстой

 Статья о литературе. 
В том-то и сила подлинного искусства, что, рассказывая правду, показывая жизнь такой, какая она есть на самом деле - искусство пробуждает в душах людей не робость, не приниженность, а готовность самим преодолеть все тяготы жизни. Правда воспитывает мужественных людей!
Современный человек с детства привыкает к грандиозным цифрам, и уверенно оперирует сотнями тысяч, миллионами, миллиардами - касается ли это запасов угля, или размеров кошелька олигархов…. Все это так, что сложившуюся в сознании человека картину мира, обобщенную картину, не в силах поколебать цифры низшего порядка: единицы. Это до тех пор, пока этой единицей не окажется он сам. В аварии пострадало 5 человек, при взрыве пострадали 12 человек - воспринимаем мы спокойно, пока сами не окажемся в числе пострадавших. Тут наступает прозрение.
Именно поэтому - каждой своей книгой литература должна обращаться к каждому из нас. И говорить, всем существом «сочетания слов» в таком духе: «Судьба этого человека могла быть твоей судьбой. Только поняв его (литературного героя) и всю меру того, что он изведал, - ты поймешь время и мир, который тебя окружает. Ты должен это знать!».
В наши дни, после того, как ряд событий положил конец неподвижности в искусстве, в литературе в том числе, когда большие пласты скрытой литературы было вытащено на свет и пришли сознательно-реакционные капиталистические идеи в искусстве, - эти идеи заразили большую часть населения и особенно молодежь. Эпатаж, провокация, - стали визитной карточкой современного искусства - все поставлено на рекламу, а как следствие все основано на бизнесе!
И в это время переворачивают все - взялись за классиков.
Лев Толстой не устоял под напором времени! Надо говорить уже не только со стороны генетической, то есть с точки зрения сил, породивших творчество Толстого. Надо говорить и с точки зрения функциональной, - то есть в смысле того действия, которое сочинения Толстого могли иметь в разные эпохи своего существования.
Тем самым, вскрывается основной характер произведений Толстого и их основные противоречия. Противоречия, заложенные в учении Толстого.
Противоречия в произведениях, взглядах, учениях, в школе Толстого - действительно кричащи. С одной стороны, гениальный, давший не только несравненные картины русской жизни, но и первоклассные произведения мировой литературы. С другой стороны - помещик, юродствующий во Христе.
С одной стороны, замечательно сильный, непосредственный и искренний протест против общественной лжи и фальши. - С другой стороны, «толстовец» - это истасканный, истеричный хлюпик, называемый русским интеллигентом, который публично бьет себя в грудь и говорит: «я скверный, я гадкий; но я занимаюсь нравственным самоусовершенствованием; я не кушаю больше мяса и питаюсь только рисовой кашей».
С одной стороны, беспощадная критика капиталистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий (Воскресение), комедии суда и государственного управления, вскрытие всей глубины противоречий между ростом богатства и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс. С другой стороны, - юродивая проповедь «непротивления злу» насилием.
С одной стороны, самый трезвый реализм, срывание всех и всяческих масок. С другой стороны, проповедь одной из самых гнусных вещей, именно: «новой религии». Стремление поставить себя на место попов: вместо попов по казенной должности - попов по нравственному убеждению, что то же самое - культивирование самой утонченной «поповщины». И поистине верные слова поэта:
Ты и убогая, ты и обильная,
Ты и могучая, ты и бессильная
- Матушка Русь!
Вот и приходится отметить, что в этой странной мешанине нельзя найти выход для современной кризисной ситуации. Если только сильнее не запутать её!
Противоречия во взглядах и учениях Толстого не случайность, а выражение тех противоречивых условий, в которых поставлена была русская жизнь последней трети 19 века. Патриархальная деревня, вчера только освободившаяся от крепостного права, отдана была буквально на поток и разграбление капиталу. (Эта ситуация очень похожа на сегодняшнюю: только что освободились мы от «гнета» Партии и всеобъемлющей цензуры жизни. А села наши, и все производство, отданы капиталу. Сельского хозяйства нет, земля выкуплена, продана капиталистам). 
Старые устои крестьянского хозяйства и крестьянской жизни, все устои, державшиеся в течение веков, пошли на слом с необыкновенной быстротой. 
И Толстой все это видел и пытался отразить в своем творчестве. Он хотел выразить протест против надвигающегося капитализма, разорения и обезземеливания масс, который предстоял патриархальной русской деревне. Этим определяется его значение как писателя.
1) Толстой велик, - как выразитель тех идей и тех настроений, которые сложились у миллионов крестьянства ко времени наступления буржуазного мира.
2) И Толстой смешон, как пророк, открывший новые рецепты спасения человечества (свою Благую весть написал), - и поэтому совсем мизерны заграничные и русские «толстовцы», пожелавшие превратить в догму как раз самую слабую сторону его учения.
3) Толстой оригинален, ибо совокупность его взглядов, взятых, как целое, выражает особенности нашей русской самобытности, как крестьянской сельской общности.
Сегодня как нельзя актуально творчество Толстого. Ситуация нашей страны во многом сродни той вековой давности ситуации. Отсюда поняв отображенную Толстым реальность - нам легче увидеть и свои недостатки, а может найдем и выход: издалека со стороны всегда виднее!! Посмотрим на себя со стороны через творчество великих!
Сергий Чернец
 
Рейтинг: +2 1053 просмотра
Комментарии (5)
Борис Аксюзов # 25 сентября 2014 в 20:45 +1
Вы препарируете творчество Толстого прямо, как Владимир Ильич. И раскладываете препарируемое по полочкам. Ленину это надо было для политической борьбы. А Вам?
А у меня, грешного, с некоторых пор появилась привычка: открыть на любой странице "Войну и Мир" и ощутить с восторгом и даже с некоторым страхом, как глубоко познал он человека... И написал Все о Нем...Без нагнетания достоевских страстей, без фальши и красивости...
А Вам спасибо, что вспомнили о нем... Сейчас это редкость. Как Вы справедливо отметили в одной из своих миниатюр, сейчас все писатели стараются писать покороче. Чтобы достать всех... А вот Он об этом не думал...
С уважением.
Борис Аксюзов
Сергей Чернец # 25 сентября 2014 в 20:56 +1
Всё правильно вы говорите. Безусловно он гений! И эта статья для наших молодых, кто не любит сложностей, и у кого клиповое мышление. Факты по полкам разложены. А писать как Толстой - трудно и сегодня не нужно никому, так говорят! С уважением и вам желаю всего хорошего и удачи во всех ваших делах!
Денис Маркелов # 25 сентября 2014 в 22:05 +1
Лев Толстой это мост от Пушкина к современной литературе. Он сумел провести через своё творчество Россию от времён Александра I до времён последнего российского Императора. Он сумел заключить в себе XIX век. Из писателей века XX к Лбву Толстому приблизился лишь Александр Солженицын. Он воплотил в себе мечту яснополянского гения - он страдал, он побывал на каторге, он прошёл по тем дорогам, которые не снились толстовскому князю Неклюдову. И его творчество было начато с той эпохи на которой оборвалось творчество Льва Толстого
Вячеслав Отшельник # 21 декабря 2014 в 23:55 0
Интересные размышления...
Сергей Чернец # 22 декабря 2014 в 11:12 0
Благодарим за отзыв a9cec67cbc20d119e44b7ffa8759640c