ГлавнаяПрозаЭссе и статьиЛитературоведение → КАК ПИСАТЬ ПЛОХИЕ СТИХИ?

КАК ПИСАТЬ ПЛОХИЕ СТИХИ?

29 апреля 2012 - Геннадий Ростовский

                                  

   Юные годы – это «буйство глаз и половодье чувств», это любовь, романтика и стихи. Многие в этом возрасте пытаются втайне ото всех рифмовать. А иные осмеливаются нести свои перлы в редакции. Или, что гораздо лучше и безопаснее, особенно если под псевдонимом,  помещать их в Интернете на различных литературных сайтах.

     Замечено, что некоторые молодые (заметим в скобках: увы, не только молодые…) стихотворцы невольно, порой бессознательно, интересуются - как бы написать стих похуже?   Вот некоторые им советы.  

     Утверждают, что прежде чем самому писать стихи, надо хорошо знать отечественную и мировую поэзию. Не верьте!  Следуйте примеру чукчи из анекдота, когда тот поступал в Литературный институт. Его спросили:

 – Вы Пушкина читали? – Нет. – А Лермонтова, Тютчева, Фета? – Нет. – А кого же вы читали? Абитуриент многозначительно поднял палец: – Чукча не читатель. Чукча – писатель!

    Пусть для того же  Владимира Маяковского поэтическое творчество было тяжёлым трудовым процессом:

 Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды.

   Не стесняйтесь эти самые тысячи тонн обрушивать на читателя, пусть сам их перерабатывает!

    Следует тщательно выбирать рифму. Годится далеко не всякая! Hапример, очень хороши рифмы: "росе-заре", "заката-тумана", "во мне - к звезде", "шампанское-диванчике", "прошло-окно", "зима-меня ", "глаза-моя", "огонь-стол".

    Hу, и уж конечно следует постоянно употреблять рифму "мне-тебе", "твоих-моих", "моя-тебя" и все их варианты.

    Есть набор хороших, проверенных веками рифм. Hечего изобретать новое - просто используйте их почаще. "Розы-морозы", "кровь-любовь " и, конечно же, неизменное "поздравляю-желаю".

    Как можно чаще следует рифмовать слова длинные, типа: "впечатление-вдохновение-наваждение-просветление-...".   

    В русском языке есть такая особенность - многие группы глаголов имеют одинаковые окончания при всяческих склонениях и спряжениях. Этим надо пользоваться почти в каждой строке, постоянно рифмуя: "пошёл-нашёл ", "мечтал-отдал", "пойдет-найдет", "мечтает-провожает", "забыть-любить", "дышит-слышит", "видеть-обидеть".

   Следует использовать похожие глаголы "сказал-рассказал", "перегрузка-разгрузка", "побежал-прибежал", "знает-узнает". Можно совсем проще: "любит - не любит", "был - был".    

   Чаще употребляйте следующие шаблонные выражения: "боль утрат ", "падающая звезда", "открытая дверь", "яркое солнце ", "темная ночь" и т.п.  Это внесет в стихотворение свежесть.

    Неплохо получится, если начало стиха зарифмовать, а потом бросить это нудное дело. Если кто потом вздумает критиковать, скажите в ответ, что так автором задумано, что дальше идёт «белый стих», верлибр. Пусть возможный критик уткнётся в своё корытико…

     Пишите смелее! Начинайте ямбом, потом перейдите на хорей, завершите амфибрахием.

    Многие слова в середине строки надо писать с большой буквы: Тишина, Hебо, Вечность, Страна, Одиночество, Город, Звезда, Она и т.п.

      Hикогда не вносите в стихотворение сюжет - пишите просто как натюрморт, никакого действия не должно происходить. Строфы должны легко меняться местами, и если даже часть из них вдруг потеряется, то этого никто не должен заметить.

      Hеплохо бы наполнить текст умными словами, особенно теми, значение которых вы не знаете. Не стесняйтесь переносить ударение в слове туда, где вам сейчас это нужно.

      Если вы чувствуете, что для соблюдения размера строки вам не хватает слога - вставьте в любое место строки какое-нибудь словечко типа "тот ", "тут", "уж", "се", "он".  

      Hе стесняйтесь коверкать слова, подгоняя их в строку: "долги годы ",  "увядших льстов круженье" и т.п. "Я сегодня в болезной горячке - Лихорадный румянец лица". Читатель не дурак, догадается, что имелось в виду, зато вам намного легче.

       Старайтесь строить фразы так, чтобы прочесть их вслух было невозможно без запинки и не сломав при этом язык.   

      Hе используйте образов, либо используйте только общеизвестные характеристики и сравнения: "зеленое лето", "синее море", "вольный ветер", "высокие горы", "белый снег", "снег кружится", "дождь идет", "вьюга воет", "осень наступает", "облака кудрявые ", "ива плакучая", "клейкие листочки".

      Hи в коем случае не уточняйте деталей. Hаоборот, используйте только самые общие термины - вместо "тополь" пишите "дерево ", вместо "танкер" - "корабль", вместо "Жучка" или "овчарка" -  "собака".    

      Стихотворения надо посвящать следующим темам: описанию своей тоски, описанию несчастной любви или воспоминаниям о любви былой, признаниям в любви (особенно если пишет девушка).

      Ещё  пишите о маме, но лучше всего о природе. Ведь о ней строф-куплетов  настрогать можно сколько угодно, особенно про осень. Очень хорошая тема вкратце: осень, природа увядает, облетают листья, птицы улетают, холодает, скоро снег, лето кончилось. Если все эти мысли сесть и зарифмовать, можно написать сотни стихов.  

      А сколько стихов можно написать о нашем Знаменске, о полигоне «Капустин Яр»! Ракета летит в небеса, в степи алеют тюльпаны, город зеленеет и цветёт, Ахтуба синеет и зовёт, мотовоз спешит на «площадки» и т.п. Главное – постоянно повторять общеизвестное, делать открытия типа «Волга впадает в Каспийское море». И не забывать засовывать в строфы побольше лозунгов и призывов.

    И самое главное правило - пишите так, чтобы читатель постоянно пребывал в состоянии облома.

       Если надумаете нести свои стихи в редакцию, то напишите их корявым неразборчивым  почерком от руки - действует безотказно. В конце надо сделать приписку "извените за бесграмотность и неталантлевость".

     А если решите послать свои вирши на какой-нибудь конкурс, то вместо пяти стихотворений, указанных в правилах, надо послать 10, 15, 20 - порадуйте жюри своей плодовитостью, и ничего, что стихи не фонтан - если послать много, авось там разберутся и выберут сами, что понравилось.
     Итак, вы прошли краткий курс молодого плохого поэта и можете сами сесть и написать плохие стихи. 

     Hеудач в творчестве!

 

Методичку в духе «Вредных советов» Г. Остера подготовил Геннадий Ростовский с помощью Леонида Каганова

© Copyright: Геннадий Ростовский, 2012

Регистрационный номер №0045578

от 29 апреля 2012

[Скрыть] Регистрационный номер 0045578 выдан для произведения:

                                  

   Юные годы – это «буйство глаз и половодье чувств», это любовь, романтика и стихи. Многие в этом возрасте пытаются втайне ото всех рифмовать. А иные осмеливаются нести свои перлы в редакции. Или, что гораздо лучше и безопаснее, особенно если под псевдонимом,  помещать их в Интернете на различных литературных сайтах.

     Замечено, что некоторые молодые (заметим в скобках: увы, не только молодые…) стихотворцы невольно, порой бессознательно, интересуются - как бы написать стих похуже?   Вот некоторые им советы.  

     Утверждают, что прежде чем самому писать стихи, надо хорошо знать отечественную и мировую поэзию. Не верьте!  Следуйте примеру чукчи из анекдота, когда тот поступал в Литературный институт. Его спросили:

 – Вы Пушкина читали? – Нет. – А Лермонтова, Тютчева, Фета? – Нет. – А кого же вы читали? Абитуриент многозначительно поднял палец: – Чукча не читатель. Чукча – писатель!

    Пусть для того же  Владимира Маяковского поэтическое творчество было тяжёлым трудовым процессом:

 Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды.

   Не стесняйтесь эти самые тысячи тонн обрушивать на читателя, пусть сам их перерабатывает!

    Следует тщательно выбирать рифму. Годится далеко не всякая! Hапример, очень хороши рифмы: "росе-заре", "заката-тумана", "во мне - к звезде", "шампанское-диванчике", "прошло-окно", "зима-меня ", "глаза-моя", "огонь-стол".

    Hу, и уж конечно следует постоянно употреблять рифму "мне-тебе", "твоих-моих", "моя-тебя" и все их варианты.

    Есть набор хороших, проверенных веками рифм. Hечего изобретать новое - просто используйте их почаще. "Розы-морозы", "кровь-любовь " и, конечно же, неизменное "поздравляю-желаю".

    Как можно чаще следует рифмовать слова длинные, типа: "впечатление-вдохновение-наваждение-просветление-...".   

    В русском языке есть такая особенность - многие группы глаголов имеют одинаковые окончания при всяческих склонениях и спряжениях. Этим надо пользоваться почти в каждой строке, постоянно рифмуя: "пошёл-нашёл ", "мечтал-отдал", "пойдет-найдет", "мечтает-провожает", "забыть-любить", "дышит-слышит", "видеть-обидеть".

   Следует использовать похожие глаголы "сказал-рассказал", "перегрузка-разгрузка", "побежал-прибежал", "знает-узнает". Можно совсем проще: "любит - не любит", "был - был".    

   Чаще употребляйте следующие шаблонные выражения: "боль утрат ", "падающая звезда", "открытая дверь", "яркое солнце ", "темная ночь" и т.п.  Это внесет в стихотворение свежесть.

    Неплохо получится, если начало стиха зарифмовать, а потом бросить это нудное дело. Если кто потом вздумает критиковать, скажите в ответ, что так автором задумано, что дальше идёт «белый стих», верлибр. Пусть возможный критик уткнётся в своё корытико…

     Пишите смелее! Начинайте ямбом, потом перейдите на хорей, завершите амфибрахием.

    Многие слова в середине строки надо писать с большой буквы: Тишина, Hебо, Вечность, Страна, Одиночество, Город, Звезда, Она и т.п.

      Hикогда не вносите в стихотворение сюжет - пишите просто как натюрморт, никакого действия не должно происходить. Строфы должны легко меняться местами, и если даже часть из них вдруг потеряется, то этого никто не должен заметить.

      Hеплохо бы наполнить текст умными словами, особенно теми, значение которых вы не знаете. Не стесняйтесь переносить ударение в слове туда, где вам сейчас это нужно.

      Если вы чувствуете, что для соблюдения размера строки вам не хватает слога - вставьте в любое место строки какое-нибудь словечко типа "тот ", "тут", "уж", "се", "он".  

      Hе стесняйтесь коверкать слова, подгоняя их в строку: "долги годы ",  "увядших льстов круженье" и т.п. "Я сегодня в болезной горячке - Лихорадный румянец лица". Читатель не дурак, догадается, что имелось в виду, зато вам намного легче.

       Старайтесь строить фразы так, чтобы прочесть их вслух было невозможно без запинки и не сломав при этом язык.   

      Hе используйте образов, либо используйте только общеизвестные характеристики и сравнения: "зеленое лето", "синее море", "вольный ветер", "высокие горы", "белый снег", "снег кружится", "дождь идет", "вьюга воет", "осень наступает", "облака кудрявые ", "ива плакучая", "клейкие листочки".

      Hи в коем случае не уточняйте деталей. Hаоборот, используйте только самые общие термины - вместо "тополь" пишите "дерево ", вместо "танкер" - "корабль", вместо "Жучка" или "овчарка" -  "собака".    

      Стихотворения надо посвящать следующим темам: описанию своей тоски, описанию несчастной любви или воспоминаниям о любви былой, признаниям в любви (особенно если пишет девушка).

      Ещё  пишите о маме, но лучше всего о природе. Ведь о ней строф-куплетов  настрогать можно сколько угодно, особенно про осень. Очень хорошая тема вкратце: осень, природа увядает, облетают листья, птицы улетают, холодает, скоро снег, лето кончилось. Если все эти мысли сесть и зарифмовать, можно написать сотни стихов.  

      А сколько стихов можно написать о нашем Знаменске, о полигоне «Капустин Яр»! Ракета летит в небеса, в степи алеют тюльпаны, город зеленеет и цветёт, Ахтуба синеет и зовёт, мотовоз спешит на «площадки» и т.п. Главное – постоянно повторять общеизвестное, делать открытия типа «Волга впадает в Каспийское море». И не забывать засовывать в строфы побольше лозунгов и призывов.

    И самое главное правило - пишите так, чтобы читатель постоянно пребывал в состоянии облома.

       Если надумаете нести свои стихи в редакцию, то напишите их корявым неразборчивым  почерком от руки - действует безотказно. В конце надо сделать приписку "извените за бесграмотность и неталантлевость".

     А если решите послать свои вирши на какой-нибудь конкурс, то вместо пяти стихотворений, указанных в правилах, надо послать 10, 15, 20 - порадуйте жюри своей плодовитостью, и ничего, что стихи не фонтан - если послать много, авось там разберутся и выберут сами, что понравилось.
     Итак, вы прошли краткий курс молодого плохого поэта и можете сами сесть и написать плохие стихи. 

     Hеудач в творчестве!

 

Методичку в духе «Вредных советов» Г. Остера подготовил Геннадий Ростовский с помощью Леонида Каганова

 
Рейтинг: +9 3019 просмотров
Комментарии (4)
Петр Шабашов # 29 апреля 2012 в 17:26 +2
Забавно. Хотя, в общем и целом, констатация фактов. Увы.
Геннадий Ростовский # 30 апреля 2012 в 19:51 +1
Пётр, повторение - мать учения. И написано не для умудрённых, а для начинающих, ага?
0 # 30 апреля 2012 в 02:15 +1
Гена, привет! Как писать плохие стихи? Без проблем. У меня даже стихо с таким названием есть старое, гляди.

ПЛОХИЕ СТИХИ

Не сяду больше за листок,
За что мне, Господи, всё это?
Пытался сохранить, как мог,
Спасти сознание поэта.

В моих словах – лишь тишина,
Старался зря все эти годы.
Любовь для верности нужна,
И не зависит от погоды.

Плету фальшивых строчек вязь,
К любви взывая, словно к боли.
Навечно остаётся связь,
Но рядом нет тебя уж боле…


Главное условие ПЛОХОГО стиха - это побольше заплаток, типа уже, ещё, всё, мне, тебе и проч. Специально не стал ничего поправлять, пусть народ знает, как не надо писать.

yesyes
Геннадий Ростовский # 30 апреля 2012 в 19:49 +2
* * *

Не надо браться за стихи,
Как за уборку, как за стирку.
А вот отмаливать грехи,
А вот в надеждах штопать дырки,
А вот когда весна любви
Или от слёз и горя душно –
Тогда вот Музу и зови,
Пегаса выводи с конюшни!