ГлавнаяПрозаЭссе и статьиЛитературоведение → Искусство выражения

Искусство выражения

11 октября 2012 - Алексей Аимин
article83439.jpg
Мировая статистика утверждает, что количество творческих людей составляет четыре процента от всего населения. В общемировом масштабе, возможно, это и так, но только не у нас.

Я, например, считаю, что всех людей, которые могут правильно выражать свои мысли, уже можно назвать творческими людьми. Ведь для того чтобы составить нужную фразу, надо не только найти необходимые слова, но ещё и поставить их в соответствующем порядке. А это, несомненно, уже творческий процесс. Но ещё более творческий процесс происходит, когда эту фразу наши люди произносят вслух!

То ли школьные учителя великолепно вдолбили нам, что читать надо с выражением? То ли это у нас врождённое? А может быть, у нас язык такой, что по-другому просто не получается? Хотя, скорее всего, это и то, и другое, и третье. Попробуйте прочесть вот это четверостишие вслух.

Он был потомственный чиновник,
Включая деда и отца,
Жаль, предок мой не уголовник,
А то убил бы подлеца.

Если вы сразу обратили внимание на отсутствие восклицательного знака, я уверен, вы не только умеете с выражением читать чужое, но и творчески выражать своё. И таких людей по моим наблюдениям у нас каждый второй. Это у них там какой-то мизер – четыре процента...
А главное, у нас до сих пор общение составляет конкуренцию информационному монстру – телевидению. У нашего человека в голове всегда свой театр, где он по совместительству сценарист, режиссёр и актёр одновременно. Общение у нас происходит практически везде: на работе, дома, в транспорте, а также в местах общего пользования (перечислять не буду). И творческий процесс идёт у нас постоянно.

Но и это ещё не всё. Он продолжается и на дубле № 2 при пересказе эпизодов общения. Обычно этот рассказ идет «в лицах» с воспроизведением голосов, интонаций, с использованием мимики. Ну бывает, правда, что рассказчик немного приврёт в свою пользу, но это ведь тоже в своём роде творческая импровизация.

Тема общения очень широка, и поэтому давайте не будем распыляться, а заострим внимание на одной из главных её составляющих – прямой речи. Речь, как и поступки, характеризует человека. Она всегда несёт огромную информацию. По ней, родимой, можно судить о взглядах, интеллекте, о внутренних качествах личности. Кроме того, прямая речь всегда очень чётко выражает настроение говорящего на данный момент.
Вот подслушанный мною разговор на опушке леса:

– По грибочки?
– По грибочки.
– Там они стоят на кочке.
– Прямо так и на видочке?
– Да, солёные и в бочке!

Думаю, что у каждого сразу рисуется картина происходящего. Кто из собеседников только что входит в лес, а кто уже выходит из него, можно даже представить выражение их лиц. Но в данном случае я вас всё же чуть-чуть подготовил, так как намекнул, что место действия – опушка леса. А вот вам другой эпизод:

– Жена! Я потерял трояк.
– А на какие ж бельма ты залил?
– Да-к ведь нашел его свояк,
  Он с радости и угостил.

Ну что, картина нарисовалась? А теперь сравним с моей. Итак, рисуем место действия: прихожая. Состояние мужа – «на бровях». Состояние жены – «нет слов». Уверен, что у нас всё почти совпало, а разночтения могут быть лишь в мелочах. Например, что находится в руках у жены – сковородка, половник или скалка. Но это уже не так существенно.
Продолжаем. Вот четверостишие, где в выражениях участников эпизода вырисовываются разночтения во взглядах на определённые физические и химические процессы, и мы невольно мысленно включаемся в этот диспут.

Сидим вдвоём и глушим чистый спирт.
А бабы наши каркают всё вот:
«Дождётесь, всё внутри у вас сгорит!»
Мы ж заявляем: «Что сгорит, то не сгниёт!»

И ещё более ёмкий пример. С помощью эмоционально выраженной прямой речи буквально в двух строчках можно передать характерные черты даже целого народа:

Пример единства. Крикнешь: « Тыща чья?»
И все вокруг: «Моя! Моя! Моя!»

Согласитесь: кратко, ёмко и как бы само собой. Многие литераторы используют прямую речь для передачи эмоциональности момента. А иногда наделяют речью даже виртуальных героев или окружающий нас животный мир. Этот литературный приём часто использую и я. Трудно представить, каким ещё образом можно выразить то, что я однажды прочёл в добродушно-лукавых глазах лошади:

Везу, везу по жизни воз,
Ну ладно, залезайте уж до кучи,
Еще произвожу навоз,
Навоз хороший, может, самый лучший.

Если вы попробуете всё это пересказать простым повествованием в прозе, то вы хоть три страницы испишите, но такого результата не достигнете. Ну а если уж «до кучи», то хочу предложить вам монолог моего кота, записанный по его просьбе:

Я был котом хорошим
И ласковым котом,
Хозяин огорошил –
Взял стеганул прутом.
Откуда эта дикость
И хищника оскал?
Ну надо же, двуликость:
Ещё вчера ласкал
И гладил свою киску,
За ухом нежно тёр.
Неужто за сосиску,
Что со стола я спёр?
На дикость ту отвечу –
Я тоже диким стал!
Я все углы помечу –
Пусть нюхает нахал!

Итак, если вы хотите стать интересным собеседником, рассказчиком, а тем более автором, не стоит забывать о тех возможностях, которые может дать прямая речь с её выразительностью и эмоциональностью.

Меня, как сторонника краткости и лаконизма, она всегда привлекает. Думаю, и вы должны быть этому рады. Да не за меня, конечно, а за себя. Ведь если бы я не умел писать кратко, то эта книга была бы раза в два-три толще. Ее неудобно было бы брать в дорогу, она занимала бы значительно больше места в вашей квартире и собирала бы больше пыли. Да и стоила бы она значительно дороже. Короче, у вас со мной куда ни кинь – сплошная выгода.
Но предупреждаю, что всякая краткость имеет одну особенность. К предлагаемым ниже высказываниям вам предстоит самим мысленно дорисовать всю картину происходящего. И чем лучше вы её дорисуете, тем полнее и ярче будет полученное вами впечатление от прочитанного. Так что подключите воображение, пошевелите мозгами, это вполне в ваших силах. Не сочтите за лесть, я действительно верю в вас и ваши способности.

ВЕСКО СКАЗАНО


Я в конце концов не Бог, чтобы все прощать!

Да-а-а, и на кладбище тоже своя жизнь…

Это пусть грустные люди переживают за свои ошибки, а я просто на них плюю.
 
Я не верю в чужие клятвы, потому что хорошо помню свои!

Я всегда в свободном полёте. Все падаю, падаю, падаю…

О, как я балдею от одиночества! Надо срочно кого-то отыскать, чтоб рассказать об этом.
 
Я ни во что не верю! Но я готов, если вы нальёте…

Не пытайтесь мне польстить, я заслуживаю большего!
 
Слово, конечно, хорошее, но вот вставлено не туда…

Посмотришь кругом – и только одна мысль: "Боже! Ну ты и шутишь…"

Когда мы прилично выпьем, нас и черти уважают и ангелы боятся!



Я ЗНАЮ


Историю делают личности! В основном те, кто её пишет.

Большая часть человечества, и возможно, его лучшая часть, уже на кладбище…
 
От трудностей праздника на душе не бывает.

Можно позволить себе очень много. А потом всё свалить на любовь!

В нашем болоте есть такие застойные места, где даже свежему дерьму не всплыть!

Друг – это человек, которому ты дорог. Если он и продаст тебя, то только за большие деньги.
 
Когда число автомобилистов растёт, число невнимательных сокращается.
 
Чтобы кому-то прибавить, надо сначала у кого-то отнять.
 
На безмятежную старость надо пахать и пахать!

У истины открытое лицо, ей притворяться незачем, я знаю.

© Copyright: Алексей Аимин, 2012

Регистрационный номер №0083439

от 11 октября 2012

[Скрыть] Регистрационный номер 0083439 выдан для произведения:
Мировая статистика утверждает, что количество творческих людей составляет четыре процента от всего населения. В общемировом масштабе, возможно, это и так, но только не у нас.

Я, например, считаю, что всех людей, которые могут правильно выражать свои мысли, уже можно назвать творческими людьми. Ведь для того чтобы составить нужную фразу, надо не только найти необходимые слова, но ещё и поставить их в соответствующем порядке. А это, несомненно, уже творческий процесс. Но ещё более творческий процесс происходит, когда эту фразу наши люди произносят вслух!

То ли школьные учителя великолепно вдолбили нам, что читать надо с выражением? То ли это у нас врождённое? А может быть, у нас язык такой, что по-другому просто не получается? Хотя, скорее всего, это и то, и другое, и третье. Попробуйте прочесть вот это четверостишие вслух.

Он был потомственный чиновник,
Включая деда и отца,
Жаль, предок мой не уголовник,
А то убил бы подлеца.

Если вы сразу обратили внимание на отсутствие восклицательного знака, я уверен, вы не только умеете с выражением читать чужое, но и творчески выражать своё. И таких людей по моим наблюдениям у нас каждый второй. Это у них там какой-то мизер – четыре процента...
А главное, у нас до сих пор общение составляет конкуренцию информационному монстру – телевидению. У нашего человека в голове всегда свой театр, где он по совместительству сценарист, режиссёр и актёр одновременно. Общение у нас происходит практически везде: на работе, дома, в транспорте, а также в местах общего пользования (перечислять не буду). И творческий процесс идёт у нас постоянно.

Но и это ещё не всё. Он продолжается и на дубле № 2 при пересказе эпизодов общения. Обычно этот рассказ идет «в лицах» с воспроизведением голосов, интонаций, с использованием мимики. Ну бывает, правда, что рассказчик немного приврёт в свою пользу, но это ведь тоже в своём роде творческая импровизация.

Тема общения очень широка, и поэтому давайте не будем распыляться, а заострим внимание на одной из главных её составляющих – прямой речи. Речь, как и поступки, характеризует человека. Она всегда несёт огромную информацию. По ней, родимой, можно судить о взглядах, интеллекте, о внутренних качествах личности. Кроме того, прямая речь всегда очень чётко выражает настроение говорящего на данный момент.
Вот подслушанный мною разговор на опушке леса:

– По грибочки?
– По грибочки.
– Там они стоят на кочке.
– Прямо так и на видочке?
– Да, солёные и в бочке!

Думаю, что у каждого сразу рисуется картина происходящего. Кто из собеседников только что входит в лес, а кто уже выходит из него, можно даже представить выражение их лиц. Но в данном случае я вас всё же чуть-чуть подготовил, так как намекнул, что место действия – опушка леса. А вот вам другой эпизод:

– Жена! Я потерял трояк.
– А на какие ж бельма ты залил?
– Да-к ведь нашел его свояк,
  Он с радости и угостил.

Ну что, картина нарисовалась? А теперь сравним с моей. Итак, рисуем место действия: прихожая. Состояние мужа – «на бровях». Состояние жены – «нет слов». Уверен, что у нас всё почти совпало, а разночтения могут быть лишь в мелочах. Например, что находится в руках у жены – сковородка, половник или скалка. Но это уже не так существенно.
Продолжаем. Вот четверостишие, где в выражениях участников эпизода вырисовываются разночтения во взглядах на определённые физические и химические процессы, и мы невольно мысленно включаемся в этот диспут.

Сидим вдвоём и глушим чистый спирт.
А бабы наши каркают всё вот:
«Дождётесь, всё внутри у вас сгорит!»
Мы ж заявляем: «Что сгорит, то не сгниёт!»

И ещё более ёмкий пример. С помощью эмоционально выраженной прямой речи буквально в двух строчках можно передать характерные черты даже целого народа:

Пример единства. Крикнешь: « Тыща чья?»
И все вокруг: «Моя! Моя! Моя!»

Согласитесь: кратко, ёмко и как бы само собой. Многие литераторы используют прямую речь для передачи эмоциональности момента. А иногда наделяют речью даже виртуальных героев или окружающий нас животный мир. Этот литературный приём часто использую и я. Трудно представить, каким ещё образом можно выразить то, что я однажды прочёл в добродушно-лукавых глазах лошади:

Везу, везу по жизни воз,
Ну ладно, залезайте уж до кучи,
Еще произвожу навоз,
Навоз хороший, может, самый лучший.

Если вы попробуете всё это пересказать простым повествованием в прозе, то вы хоть три страницы испишите, но такого результата не достигнете. Ну а если уж «до кучи», то хочу предложить вам монолог моего кота, записанный по его просьбе:

Я был котом хорошим
И ласковым котом,
Хозяин огорошил –
Взял стеганул прутом.
Откуда эта дикость
И хищника оскал?
Ну надо же, двуликость:
Ещё вчера ласкал
И гладил свою киску,
За ухом нежно тёр.
Неужто за сосиску,
Что со стола я спёр?
На дикость ту отвечу –
Я тоже диким стал!
Я все углы помечу –
Пусть нюхает нахал!

Итак, если вы хотите стать интересным собеседником, рассказчиком, а тем более автором, не стоит забывать о тех возможностях, которые может дать прямая речь с её выразительностью и эмоциональностью.

Меня, как сторонника краткости и лаконизма, она всегда привлекает. Думаю, и вы должны быть этому рады. Да не за меня, конечно, а за себя. Ведь если бы я не умел писать кратко, то эта книга была бы раза в два-три толще. Ее неудобно было бы брать в дорогу, она занимала бы значительно больше места в вашей квартире и собирала бы больше пыли. Да и стоила бы она значительно дороже. Короче, у вас со мной куда ни кинь – сплошная выгода.
Но предупреждаю, что всякая краткость имеет одну особенность. К предлагаемым ниже высказываниям вам предстоит самим мысленно дорисовать всю картину происходящего. И чем лучше вы её дорисуете, тем полнее и ярче будет полученное вами впечатление от прочитанного. Так что подключите воображение, пошевелите мозгами, это вполне в ваших силах. Не сочтите за лесть, я действительно верю в вас и ваши способности.

ВЕСКО СКАЗАНО


Я в конце концов не Бог, чтобы все прощать!

Да-а-а, и на кладбище тоже своя жизнь…

Это пусть грустные люди переживают за свои ошибки, а я просто на них плюю.
 
Я не верю в чужие клятвы, потому что хорошо помню свои!

Я всегда в свободном полёте. Все падаю, падаю, падаю…

О, как я балдею от одиночества! Надо срочно кого-то отыскать, чтоб рассказать об этом.
 
Я ни во что не верю! Но я готов, если вы нальёте…

Не пытайтесь мне польстить, я заслуживаю большего!
 
Слово, конечно, хорошее, но вот вставлено не туда…

Посмотришь кругом – и только одна мысль: "Боже! Ну ты и шутишь…"

Когда мы прилично выпьем, нас и черти уважают и ангелы боятся!



Я ЗНАЮ


Историю делают личности! В основном те, кто её пишет.

Большая часть человечества, и возможно, его лучшая часть, уже на кладбище…
 
От трудностей праздника на душе не бывает.

Можно позволить себе очень много. А потом всё свалить на любовь!

В нашем болоте есть такие застойные места, где даже свежему дерьму не всплыть!

Друг – это человек, которому ты дорог. Если он и продаст тебя, то только за большие деньги.
 
Когда число автомобилистов растёт, число невнимательных сокращается.
 
Чтобы кому-то прибавить, надо сначала у кого-то отнять.
 
На безмятежную старость надо пахать и пахать!

У истины открытое лицо, ей притворяться незачем, я знаю.
 
Рейтинг: +1 1497 просмотров
Комментарии (2)
Света Цветкова # 17 октября 2012 в 13:39 0
Рассудительно, сплошные постулаты...
Однако - писатель?... big_smiles_138
Алексей Аимин # 19 октября 2012 в 20:31 0
Это моя старая книжка. В 2003 году еще написана. Штук 20 попало в Госдуму. Там понравилось. Это же был учебник как людей убеждать. Знаю мнение Жириновского, Гудкова, Степашина. Ну, можно сказать, что писатель. Только по мнению многих нехороший.