ГлавнаяПрозаЭссе и статьиИстория и политика → Штрафная авиационная эскадрилья 236-й истребительной авиационной дивизии.

Штрафная авиационная эскадрилья 236-й истребительной авиационной дивизии.

article419728.jpg
Штрафная авиационная эскадрилья 236-й истребительной авиационной дивизии.
 
(краткая историческая справка)
 
Штрафная авиационная эскадрилья 236-й истребительной авиационной дивизии сформирована 22 сентября 1942 года.
 
Нахождение в строю:
 
С 22 сентября 1942 года по январь 1943 года.
 
В составе действующей армии:
 
С 22 сентября 1942 года по январь 1943 года.
 
В составе Видов Вооружённых Сил:
 
С 22 сентября 1942 года по январь 1943 года – в составе Военно-Воздушных Сил.
 
В составе объединений:
 
С 22 сентября 1942 года по январь 1943 года – в составе 5-й Воздушной Армии Черноморской Группы Войск Закавказского Фронта.
 
В составе дивизий:
 
С 22 сентября 1942 года по январь 1943 года – в составе 236-й истребительной авиационной дивизии.
 
Командир эскадрильи:
 
Капитан Дикий Михаил Прокофьевич – с 22 сентября 1942 года по январь 1943 года.
 
Участие в операциях и битвах:
 
Туапсинская операция – с 25 сентября 1942 года по 20 декабря 1942 года.
 
Потери:
 
6 октября 1942 года. Цурко Владимир Степанович. Старший сержант. Лётчик штрафной авиационной эскадрильи 236-й истребительной авиационной дивизии. Сбит в воздушном бою на самолёте И-153.
 
СПИСОК ПОТЕРЬ УТОЧНЯЕТСЯ.
 
Воздушные победы:
 
12 ноября 1942 года. Манычкин и Рохманюк. Сбили на истребителях И-153 в паре Bf.109.
 
СПИСОК ПОБЕД УТОЧНЯЕТСЯ.
 
Награждены орденами СССР:
 
Приказ Командующего Закавказским Фронтом №061/н от 30 декабря 1942 года.
 
Тищенко Михаил Михайлович. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Красного Знамени.
 
СПИСОК НАГРАЖДЁННЫХ УТОЧНЯЕТСЯ.
 
Вооружение:
 
И-153 – с сентября 1942 года по январь 1943 года.
 
Дислокация:
 
Агой – с 25 сентября 1942 года по ?
 
МЕСТА ДИСЛОКАЦИИ УТОЧНЯЮТСЯ
 
Первоначально в состав эскадрильи входило три пилота, позже, решением суда военного трибунала, в состав эскадрильи были направлены еще три летчика. В задачу пилотов эскадрильи входило выполнение наиболее опасных и ответственных заданий по разведке и штурмовке позиций противника. За время существования, пилотами эскадрильи было совершено 369 сложных боевых самолетовылетов, из них: на разведку войск противника – 176, на штурмовку – 165. За проявленные мужество и героизм при выполнении боевых заданий, все пилоты штрафной эскадрильи 236-й истребительной авиационной дивизии были освобождены от наказания и реабилитированы, некоторые из них – посмертно.
Штрафная авиационная эскадрилья 236-й истребительной авиационной дивизии расформирована в январе 1943 года.
 
Дополнительная информация:
 
Герои Советского Союза проходившие службу в эскадрилье:
 
Дикий Михаил Прокофьевич – с 22 сентября 1942 года по январь 1943 года.
 
Лётчики-ассы проходившие службу в эскадрилье:
 
Манычкин Андрей Васильевич – с 3 ноября 1942 года по 10 января 1943 года.
 
Личный состав эскадрильи:
 
Белов Иван Васильевич
Дикий Михаил Прокофьевич
Манычкин Андрей Васильевич
Рохманюк Григорий Филиппович
Тищенко Михаил Михайлович
Фёдоров Аркадий Иванович
Цурко Владимир Степанович
 
Источники информации:
 

Боевой состав Советской Армии.
«Все истребительные авиаполки Сталина». Владимир Анохин. Михаил Быков. Яуза-пресс. 2014.
«Командармы». Кучково поле. 2006.
«Комкоры» (том 2). Кучково поле. 2006.
«Комдивы» (том 2). Кучково поле. 2014.
 
О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru
 
Версия от 2 июля 2018 года.
 
Белов Иван Васильевич
 
Как сказано в приговоре военного трибунала, осужден к пребыванию в штрафной авиаэскадрильи за пьяный дебош и драку. Воевал в составе штрафников в период с 25.09.1942 г. по 01.01.1943 г. В воздушном бою в районе Котловина 06.10.1942 г. был сбит истребителями противника, выбросился с парашютом и вернулся в часть.
В соответствии с «Итогами боевой работы 267 ИАП за период с 1 по 28 октября 1942 г.»: 06.10.42 г. в 17:40 группа И-153 под прикрытием 4 И-16 36 ИАП при штурмовке войск противника у н.п. Котловина была атакована Ме-109. В результате воздушного боя самолет старшего сержанта Белова был сбит. Летчик получил легкие ушибы. Самолет разбит.
После реабилитации Иван Васильевич был направлен для дальнейшего прохождения службы в 611 ИАП 236 ИАД. Приказом командира 236 ИАД № 07/н от 29.03.1943 г. старший сержант Белов был награжден орденом Красная Звезда. В наградном листе перечислены лишь его заслуги в составе 611 ИАП и ничего не сказано о боевой работе в составе штрафной авиаэскадрильи. Тем не менее, командование высоко оценивает это морально-волевые и профессиональные качества. Достаточно сказать, что за период 01.01.1943 г. по 08.03.1943 г. Белов И.В. совершил 34 боевых вылета, в том числе 28 на штурмовку войск противника, в ходе которых лично уничтожил более 100 солдат и офицеров противника, 32 единицы техники, 5 зенитно-пулеметных точек, 2 железнодорожных вагона, 2 дзота и 3 зенитных орудия.
Других наград за время войны Иван Васильевич не имел, за исключением ордена Отечественной войны 2-й степени, которым он был награжден в 1985 году в честь 40-летия Победы.
 
Дикий Михаил Прокофьевич
 
Родился 12 августа 1917 года в селе Великая Андрусовка (ныне — Светловодский район Кировоградской области Украины) в семье крестьянина. Окончил три курса металлургического техникума в Днепродзержинске. В 1935 году Дикий был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1937 году он окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков. Принимал участие в советско-финской войне. С февраля 1942 года — на фронтах Великой Отечественной войны.
К февралю 1943 года капитан Михаил Дикий был начальником воздушно-стрелковой службы 236-й истребительной авиадивизии 5-й воздушной армии Закавказского фронта. К тому времени он совершил 260 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 4 самолёта противника лично и ещё 3 — в составе группы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» капитан Михаил Дикий был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 909.
После окончания войны Дикий продолжил службу в Советской Армии. В 1955 году он окончил курсы усовершенствования офицерского состава при Военно-воздушной академии. В 1958 году в звании полковника он был уволен в запас. Умер 30 марта 1967 года, похоронен в Виннице.
Был также награждён двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды, а также рядом медалей.
 
Манычкин Андрей Васильевич
 
Лейтенант Манычкин был осужден судом военного трибунала и направлен в штрафную АЭ 28.10.1942 г., реабилитирован Приказом по 5 воздушной армии № 010 от 13.01.43 г. За время пребывания в штрафной АЭ совершил 66 боевых вылетов, в том числе на штурмовку войск противника -25, на разведку – 41. Участвовал в 28 воздушных боях и в паре с младшим лейтенантом Рохманюком сбил один самолет противника Ме-109.
Победу Манычкин Андрей Васильевич встретил в звании гвардии капитана и за годы войны был награжден еще одним орденом Красного Знамени, а так же орденами Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды.
 
Рохманюк Григорий Филиппович
 
Осужден к направлению в штрафную АЭ судом военного трибунала от 08.10.1942 г., реабилитирован Приказом Командующего 5 воздушной армии от 31.12.1942 г. № 046. За время пребывания в штрафной АЭ совершил 89 успешных боевых вылетов, из них: на штурмовку с бомбометанием 43 вылета, на разведку войск противника 46 вылетов. Выполнял наиболее сложные задания командования, в большинстве случаев в сложных метеоусловиях. 12 ноября 1942 года при выполнении боевого задания по штурмовке войск противника, был атакован истребителями Ме-109. В завязавшемся неравном бою, в паре с лейтенантом Манычкиным сбили один самолет противника. Как и лейтенант Тищенко, лейтенант Рохманюк был представлен к правительственной награде еще будучи пилотом штрафной АЭ, о чем в наградном листе имеется соответствующая отметка.
В последствии лейтенант Рохманюк был награжден еще орденом Отечественной войны 1-й степени. В воздушном бою над Кубанском плацдармом 10.05.1943 г. его самолет И-16 был подбит. Пилот совершил вынужденную посадку, но от тяжелых ранений через несколько часов скончался. Похоронен Григорий Филиппович в станице Крымская Краснодарского края.
 
Тищенко Михаил Михайлович
 
Приказом от 30.12.1942 г. № 061/н по войскам Закавказского фронта, был награжден орденом Красного Знамени, причем наградной лист был оформлен с формулировкой наградить именно пилота штрафной авиаэскадрильи. В состав штрафной АЭ он был осужден приговором военного трибунала от 25.09.42 г., реабилитирован 19.10.1942 г., как полностью искупивший свою вину перед Родиной. В воздушном бою с истребителями противника Ме-109 в районе станции Индюк 13.10.1942 г. был ранен в руку. Выбросился с парашютом из горящей машины и был подобран нашими войсками. За время пребывания в штрафной АЭ лейтенант Тищенко участвовал в четырех воздушных боях, в ходе которых сбил один самолет противника типа Фв-189. После полученного ранения, лейтенант Тищенко в строй не вернулся и был демобилизован.
 
Фёдоров Аркадий Иванович
 
01.11.1942 г. уже будучи штрафником, сержант Федоров при возвращении с выполнения боевого задания по штурмовке войск противника на самолете И-153 при заходе на посадку был атакован самолетами противника Ме-109, в результате чего Федоров А.И. был ранен в ногу, а самолет сгорел.
После выздоровления сержант Федеоров был реабилитирован и направлен для дальнейшего прохождения службы в 975 ИАП. 11.01.1943 г., выполняя боевую задачу по штурмовке аэродрома противника в г. Краснодар, был сбит северо-западнее станицы Северская, ранен в голову и захвачен в плен. Спустя месяц, 25.02.1943 г. бежал из плена и вышел в расположение частей Красной Армии. После прохождения спецпроверки 01.11.1943 г. вернулся в родную дивизию, продолжил воевать и вскоре Приказом от 27.02.1944 г. № 17/н по 8-й воздушной армии 4 Украинского фронта, был награжден орденом Красного Знамени.
Вторую награду – орден Отечественной войны 1 степени, гвардии младший лейтенант запаса Федоров Аркадий Иванович получил в 1985 году.
 
Цурко Владимир Степанович
 
Как следует из Аварийного акта от 17.09.1942 г. самолет Як-1 № 3669 с мотором М-105 ПФ № 108 сделал 2 боевых вылета. Когда на самолете вылетел старший сержант Цурко В. С., то при развороте ему показалось, что мотор имеет раскрутку, так как стрелка счетчика оборотов стояла внизу. Летчик пошел на вынужденную посадку, сильно промазал и приземлился вблизи границы аэродрома. При пробеге самолет зашел за границу аэродрома Лазаревское и правой плоскостью задел самолет И-15бис, принадлежащий 32 полку ЧФ, самолет И-15бис разбит и ремонту не подлежит. Комиссия считает, что самолет ЯК-1 № 3669 подлежит ремонту в стационарных мастерских. Виновник аварии пилот старший сержант Цурко В.С. Решением военного трибунала осужден к направлению в штрафную авиационную эскадрилью.
По данным безвозвратных потерь в частях 5 воздушной армии за октябрь 1942 года, старший сержант Цурко В.С. погиб в воздушном бою. В соответствии с «Итогами боевой работы 267 ИАП за период с 1 по 28 октября 1942 г.»: 06.10.42 г. в 06:10 при штурмовке войск противника в районе хут. Веселый, ст. Кабардинская, группа И-153 на обратном маршруте была атакована 2 Ме-109. В результате воздушного боя ст. сержант Цурко не вернулся на свой аэродром.
После гибели Цурко В.С., на основании рапорта командира штрафной АЭ капитана Дикого, командиром 236 ИАД было внесено представление в адрес командования 5 воздушной армии о снятии судимости со старшего сержанта Цурко, погибшего в бою и искупившего вину перед Родиной.

© Copyright: Владимир Савончик, 2018

Регистрационный номер №0419728

от 2 июля 2018

[Скрыть] Регистрационный номер 0419728 выдан для произведения: Штрафная авиационная эскадрилья 236-й истребительной авиационной дивизии.
 
(краткая историческая справка)
 
Штрафная авиационная эскадрилья 236-й истребительной авиационной дивизии сформирована 22 сентября 1942 года.
 
Нахождение в строю:
 
С 22 сентября 1942 года по январь 1943 года.
 
В составе действующей армии:
 
С 22 сентября 1942 года по январь 1943 года.
 
В составе Видов Вооружённых Сил:
 
С 22 сентября 1942 года по январь 1943 года – в составе Военно-Воздушных Сил.
 
В составе объединений:
 
С 22 сентября 1942 года по январь 1943 года – в составе 5-й Воздушной Армии Черноморской Группы Войск Закавказского Фронта.
 
В составе дивизий:
 
С 22 сентября 1942 года по январь 1943 года – в составе 236-й истребительной авиационной дивизии.
 
Командир эскадрильи:
 
Капитан Дикий Михаил Прокофьевич – с 22 сентября 1942 года по январь 1943 года.
 
Участие в операциях и битвах:
 
Туапсинская операция – с 25 сентября 1942 года по 20 декабря 1942 года.
 
Потери:
 
6 октября 1942 года. Цурко Владимир Степанович. Старший сержант. Лётчик штрафной авиационной эскадрильи 236-й истребительной авиационной дивизии. Сбит в воздушном бою на самолёте И-153.
 
СПИСОК ПОТЕРЬ УТОЧНЯЕТСЯ.
 
Воздушные победы:
 
СПИСОК ПОБЕД УТОЧНЯЕТСЯ.
 
Награждены орденами СССР:
 
Приказ Командующего Закавказским Фронтом №061/н от 30 декабря 1942 года.
 
Тищенко Михаил Михайлович. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Красного Знамени.
 
СПИСОК НАГРАЖДЁННЫХ УТОЧНЯЕТСЯ.
 
Вооружение:
 
И-153 – с сентября 1942 года по январь 1943 года.
 
Дислокация:
 
Агой – с 25 сентября 1942 года по ?
 
МЕСТА ДИСЛОКАЦИИ УТОЧНЯЮТСЯ
 
Первоначально в состав эскадрильи входило три пилота, позже, решением суда военного трибунала, в состав эскадрильи были направлены еще три летчика. В задачу пилотов эскадрильи входило выполнение наиболее опасных и ответственных заданий по разведке и штурмовке позиций противника. За время существования, пилотами эскадрильи было совершено 369 сложных боевых самолетовылетов, из них: на разведку войск противника – 176, на штурмовку – 165. За проявленные мужество и героизм при выполнении боевых заданий, все пилоты штрафной эскадрильи 236-й истребительной авиационной дивизии были освобождены от наказания и реабилитированы, некоторые из них – посмертно.
Штрафная авиационная эскадрилья 236-й истребительной авиационной дивизии расформирована в январе 1943 года.
 
Дополнительная информация:
 
Герои Советского Союза проходившие службу в эскадрилье:
 
Дикий Михаил Прокофьевич – с 22 сентября 1942 года по январь 1943 года.
 
Лётчики-ассы проходившие службу в эскадрилье:
 
Манычкин Андрей Васильевич – с 3 ноября 1942 года по 10 января 1943 года.
 
Личный состав эскадрильи:
 
Белов Иван Васильевич
Дикий Михаил Прокофьевич
Манычкин Андрей Васильевич
Рохманюк Григорий Филиппович
Тищенко Михаил Михайлович
Фёдоров Аркадий Иванович
Цурко Владимир Степанович
 
Источники информации:
 
http://www.allaces.ru
http://www.warheroes.ru
http://airaces.narod.ru
Боевой состав Советской Армии.
«Все истребительные авиаполки Сталина». Владимир Анохин. Михаил Быков. Яуза-пресс. 2014.
«Командармы». Кучково поле. 2006.
«Комкоры» (том 2). Кучково поле. 2006.
«Комдивы» (том 2). Кучково поле. 2014.
 
О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru
 
Версия от 2 июля 2018 года.
 
Белов Иван Васильевич
 
Как сказано в приговоре военного трибунала, осужден к пребыванию в штрафной авиаэскадрильи за пьяный дебош и драку. Воевал в составе штрафников в период с 25.09.1942 г. по 01.01.1943 г. В воздушном бою в районе Котловина 06.10.1942 г. был сбит истребителями противника, выбросился с парашютом и вернулся в часть.
В соответствии с «Итогами боевой работы 267 ИАП за период с 1 по 28 октября 1942 г.»: 06.10.42 г. в 17:40 группа И-153 под прикрытием 4 И-16 36 ИАП при штурмовке войск противника у н.п. Котловина была атакована Ме-109. В результате воздушного боя самолет старшего сержанта Белова был сбит. Летчик получил легкие ушибы. Самолет разбит.
После реабилитации Иван Васильевич был направлен для дальнейшего прохождения службы в 611 ИАП 236 ИАД. Приказом командира 236 ИАД № 07/н от 29.03.1943 г. старший сержант Белов был награжден орденом Красная Звезда. В наградном листе перечислены лишь его заслуги в составе 611 ИАП и ничего не сказано о боевой работе в составе штрафной авиаэскадрильи. Тем не менее, командование высоко оценивает это морально-волевые и профессиональные качества. Достаточно сказать, что за период 01.01.1943 г. по 08.03.1943 г. Белов И.В. совершил 34 боевых вылета, в том числе 28 на штурмовку войск противника, в ходе которых лично уничтожил более 100 солдат и офицеров противника, 32 единицы техники, 5 зенитно-пулеметных точек, 2 железнодорожных вагона, 2 дзота и 3 зенитных орудия.
Других наград за время войны Иван Васильевич не имел, за исключением ордена Отечественной войны 2-й степени, которым он был награжден в 1985 году в честь 40-летия Победы.
 
Дикий Михаил Прокофьевич
 
Родился 12 августа 1917 года в селе Великая Андрусовка (ныне — Светловодский район Кировоградской области Украины) в семье крестьянина. Окончил три курса металлургического техникума в Днепродзержинске. В 1935 году Дикий был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1937 году он окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков. Принимал участие в советско-финской войне. С февраля 1942 года — на фронтах Великой Отечественной войны.
К февралю 1943 года капитан Михаил Дикий был начальником воздушно-стрелковой службы 236-й истребительной авиадивизии 5-й воздушной армии Закавказского фронта. К тому времени он совершил 260 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 4 самолёта противника лично и ещё 3 — в составе группы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» капитан Михаил Дикий был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 909.
После окончания войны Дикий продолжил службу в Советской Армии. В 1955 году он окончил курсы усовершенствования офицерского состава при Военно-воздушной академии. В 1958 году в звании полковника он был уволен в запас. Умер 30 марта 1967 года, похоронен в Виннице.
Был также награждён двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды, а также рядом медалей.
 
Манычкин Андрей Васильевич
 
Лейтенант Манычкин был осужден судом военного трибунала и направлен в штрафную АЭ 28.10.1942 г., реабилитирован Приказом по 5 воздушной армии № 010 от 13.01.43 г. За время пребывания в штрафной АЭ совершил 66 боевых вылетов, в том числе на штурмовку войск противника -25, на разведку – 41. Участвовал в 28 воздушных боях и в паре с младшим лейтенантом Рохманюком сбил один самолет противника Ме-109.
Победу Манычкин Андрей Васильевич встретил в звании гвардии капитана и за годы войны был награжден еще одним орденом Красного Знамени, а так же орденами Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды.
 
Рохманюк Григорий Филиппович
 
Осужден к направлению в штрафную АЭ судом военного трибунала от 08.10.1942 г., реабилитирован Приказом Командующего 5 воздушной армии от 31.12.1942 г. № 046. За время пребывания в штрафной АЭ совершил 89 успешных боевых вылетов, из них: на штурмовку с бомбометанием 43 вылета, на разведку войск противника 46 вылетов. Выполнял наиболее сложные задания командования, в большинстве случаев в сложных метеоусловиях. 12 ноября 1942 года при выполнении боевого задания по штурмовке войск противника, был атакован истребителями Ме-109. В завязавшемся неравном бою, в паре с лейтенантом Манычкиным сбили один самолет противника. Как и лейтенант Тищенко, лейтенант Рохманюк был представлен к правительственной награде еще будучи пилотом штрафной АЭ, о чем в наградном листе имеется соответствующая отметка.
В последствии лейтенант Рохманюк был награжден еще орденом Отечественной войны 1-й степени. В воздушном бою над Кубанском плацдармом 10.05.1943 г. его самолет И-16 был подбит. Пилот совершил вынужденную посадку, но от тяжелых ранений через несколько часов скончался. Похоронен Григорий Филиппович в станице Крымская Краснодарского края.
 
Тищенко Михаил Михайлович
 
Приказом от 30.12.1942 г. № 061/н по войскам Закавказского фронта, был награжден орденом Красного Знамени, причем наградной лист был оформлен с формулировкой наградить именно пилота штрафной авиаэскадрильи. В состав штрафной АЭ он был осужден приговором военного трибунала от 25.09.42 г., реабилитирован 19.10.1942 г., как полностью искупивший свою вину перед Родиной. В воздушном бою с истребителями противника Ме-109 в районе станции Индюк 13.10.1942 г. был ранен в руку. Выбросился с парашютом из горящей машины и был подобран нашими войсками. За время пребывания в штрафной АЭ лейтенант Тищенко участвовал в четырех воздушных боях, в ходе которых сбил один самолет противника типа Фв-189. После полученного ранения, лейтенант Тищенко в строй не вернулся и был демобилизован.
 
Фёдоров Аркадий Иванович
 
01.11.1942 г. уже будучи штрафником, сержант Федоров при возвращении с выполнения боевого задания по штурмовке войск противника на самолете И-153 при заходе на посадку был атакован самолетами противника Ме-109, в результате чего Федоров А.И. был ранен в ногу, а самолет сгорел.
После выздоровления сержант Федеоров был реабилитирован и направлен для дальнейшего прохождения службы в 975 ИАП. 11.01.1943 г., выполняя боевую задачу по штурмовке аэродрома противника в г. Краснодар, был сбит северо-западнее станицы Северская, ранен в голову и захвачен в плен. Спустя месяц, 25.02.1943 г. бежал из плена и вышел в расположение частей Красной Армии. После прохождения спецпроверки 01.11.1943 г. вернулся в родную дивизию, продолжил воевать и вскоре Приказом от 27.02.1944 г. № 17/н по 8-й воздушной армии 4 Украинского фронта, был награжден орденом Красного Знамени.
Вторую награду – орден Отечественной войны 1 степени, гвардии младший лейтенант запаса Федоров Аркадий Иванович получил в 1985 году.
 
Цурко Владимир Степанович
 
Как следует из Аварийного акта от 17.09.1942 г. самолет Як-1 № 3669 с мотором М-105 ПФ № 108 сделал 2 боевых вылета. Когда на самолете вылетел старший сержант Цурко В. С., то при развороте ему показалось, что мотор имеет раскрутку, так как стрелка счетчика оборотов стояла внизу. Летчик пошел на вынужденную посадку, сильно промазал и приземлился вблизи границы аэродрома. При пробеге самолет зашел за границу аэродрома Лазаревское и правой плоскостью задел самолет И-15бис, принадлежащий 32 полку ЧФ, самолет И-15бис разбит и ремонту не подлежит. Комиссия считает, что самолет ЯК-1 № 3669 подлежит ремонту в стационарных мастерских. Виновник аварии пилот старший сержант Цурко В.С. Решением военного трибунала осужден к направлению в штрафную авиационную эскадрилью.
По данным безвозвратных потерь в частях 5 воздушной армии за октябрь 1942 года, старший сержант Цурко В.С. погиб в воздушном бою. В соответствии с «Итогами боевой работы 267 ИАП за период с 1 по 28 октября 1942 г.»: 06.10.42 г. в 06:10 при штурмовке войск противника в районе хут. Веселый, ст. Кабардинская, группа И-153 на обратном маршруте была атакована 2 Ме-109. В результате воздушного боя ст. сержант Цурко не вернулся на свой аэродром.
После гибели Цурко В.С., на основании рапорта командира штрафной АЭ капитана Дикого, командиром 236 ИАД было внесено представление в адрес командования 5 воздушной армии о снятии судимости со старшего сержанта Цурко, погибшего в бою и искупившего вину перед Родиной.
 
Рейтинг: 0 1160 просмотров
Комментарии (3)
Владимир Савончик # 2 июля 2018 в 13:24 0

Дикий Михаил Прокофьевич

Родился 12 августа 1917 года в селе Великая Андрусовка (ныне — Светловодский район Кировоградской области Украины) в семье крестьянина. Окончил три курса металлургического техникума в Днепродзержинске. В 1935 году Дикий был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1937 году он окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков. Принимал участие в советско-финской войне. С февраля 1942 года — на фронтах Великой Отечественной войны.
К февралю 1943 года капитан Михаил Дикий был начальником воздушно-стрелковой службы 236-й истребительной авиадивизии 5-й воздушной армии Закавказского фронта. К тому времени он совершил 260 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 4 самолёта противника лично и ещё 3 — в составе группы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» капитан Михаил Дикий был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 909.
После окончания войны Дикий продолжил службу в Советской Армии. В 1955 году он окончил курсы усовершенствования офицерского состава при Военно-воздушной академии. В 1958 году в звании полковника он был уволен в запас. Умер 30 марта 1967 года, похоронен в Виннице.
Был также награждён двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды, а также рядом медалей.
Владимир Савончик # 2 июля 2018 в 13:25 0

Дикий Михаил Прокофьевич

Родился 12 августа 1917 года в селе Великая Андрусовка (ныне — Светловодский район Кировоградской области Украины) в семье крестьянина. Окончил три курса металлургического техникума в Днепродзержинске. В 1935 году Дикий был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1937 году он окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков. Принимал участие в советско-финской войне. С февраля 1942 года — на фронтах Великой Отечественной войны.
К февралю 1943 года капитан Михаил Дикий был начальником воздушно-стрелковой службы 236-й истребительной авиадивизии 5-й воздушной армии Закавказского фронта. К тому времени он совершил 260 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 4 самолёта противника лично и ещё 3 — в составе группы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» капитан Михаил Дикий был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 909.
После окончания войны Дикий продолжил службу в Советской Армии. В 1955 году он окончил курсы усовершенствования офицерского состава при Военно-воздушной академии. В 1958 году в звании полковника он был уволен в запас. Умер 30 марта 1967 года, похоронен в Виннице.
Был также награждён двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды, а также рядом медалей.
Владимир Савончик # 2 июля 2018 в 13:25 0

Рохманюк Григорий Филиппович

Осужден к направлению в штрафную АЭ судом военного трибунала от 08.10.1942 г., реабилитирован Приказом Командующего 5 воздушной армии от 31.12.1942 г. № 046. За время пребывания в штрафной АЭ совершил 89 успешных боевых вылетов, из них: на штурмовку с бомбометанием 43 вылета, на разведку войск противника 46 вылетов. Выполнял наиболее сложные задания командования, в большинстве случаев в сложных метеоусловиях. 12 ноября 1942 года при выполнении боевого задания по штурмовке войск противника, был атакован истребителями Ме-109. В завязавшемся неравном бою, в паре с лейтенантом Манычкиным сбили один самолет противника. Как и лейтенант Тищенко, лейтенант Рохманюк был представлен к правительственной награде еще будучи пилотом штрафной АЭ, о чем в наградном листе имеется соответствующая отметка.
В последствии лейтенант Рохманюк был награжден еще орденом Отечественной войны 1-й степени. В воздушном бою над Кубанском плацдармом 10.05.1943 г. его самолет И-16 был подбит. Пилот совершил вынужденную посадку, но от тяжелых ранений через несколько часов скончался. Похоронен Григорий Филиппович в станице Крымская Краснодарского края.